УДК 381.1
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Виктор Алексеевич Замараев, кандидат медицинских наук, профессор,
Валентина Михайловна Гумовская, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
В статье представлены результаты педагогического эксперимента по организации образовательного процесса социально-ориентированной группы студентов вуза физической культуры. Разработанные в процессе педагогического эксперимента методические материалы и опыт организации занятий по «Основам безопасности жизнедеятельности» в настоящее время имеет теоретикометодологическую значимость в связи с внедрением в учебный процесс нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Физическая культура».
Ключевые слова: педагогический менеджмент, педагогика сотрудничества, модель дидактической системы.
EXPERIENCE IN EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION IN PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY BASED ON SOCIALLY ORIENTED PEDAGOGICAL
MANAGEMENT
Viktor Alekseevich Zamaraev, the candidate of medical sciences, professor,
Valentina Mikhailovna Gumovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Far-Eastern State Academy of Physical Culture,
Khabarovsk
Annotation
The article presents the results of pedagogical experiment in organization of educational process in the socially oriented group of students of physical culture higher education institution. The methodical materials developed in the course of pedagogical experiment and experience of the organization of lessons on "Life activities safety bases" nowdays have the theoretically -methodological importance in connection with introduction in educational process the new federal state educational standard of the higher vocational education on direction "Physical training".
Keywords: pedagogical management, collaboration pedagogy, didactic system model.
ВВЕДЕНИЕ
Поисковая педагогическая деятельность, проводимая нами в высшей школе физической культуры на протяжении 30 лет, позволила выработать модус совершенствования педагогической системы на основе дидактического конструирования процесса обучения и личностно ориентированной творчески развивающей педагогики сотрудничества субъектов образовательного процесса.
Исходя из концепции социальной обусловленности процесса образования, в своей педагогической деятельности мы руководствуемся принципами социально-
нравственного сотрудничества как универсального механизма формирования социально ориентированного специалиста, гражданина своего Отечества. Правильность выбора данной методологии организации учебного процесса была проверена на практике в очень сложные 90-е годы XX-го столетия, когда Россия, впервые в истории современной человеческой цивилизации, проводила социальный эксперимент по переходу от социалистической модели государственного устройства к капиталистической. Комплекс объективных причин, которые сформировались в этот период, подвигли на необходимость практической апробации в учебном процессе Дальневосточной государственной академии
физической культуры универсальности и технологичности разработанной нами для дисциплины анатомия, инновационной авторской методики обучения студентов [6,7]. Проведение в этот период данного проверочного эксперимента на предмет универсальности, разработанного нами менеджмента учебного процесса, во многом было обусловлено тем, что в переходный период социального переустройства Российского государства социальный заказ на подготовку специалистов является одним из ведущих факторов, определяющих вектор реформирования современной высшей школы. Важным фактором явилась также внутренняя мотивация участников данного проекта - студентов ДВГАФК, проходивших в эти годы обучение в дополнительном образовательном процессе по дисциплине анатомия и потерявших профессиональный интерес к своей будущей спортивнопедагогической (тренерской) деятельности. Таким образом, социальная потребность и внутренняя мотивация студентов, переживших в это сложное время состояние фрустрации (крушение планов, надежд на успешную спортивную деятельность) легли в основу организации данного образовательного проекта. Претворение его в жизнь позволило за счёт расширения образовательного потенциала вуза предоставить указанной категории студентов возможность реализовать свои личностные потребности в высшем профессиональном образовании. В условиях Дальневосточного региона с его высоким, особенно в последние годы риском природных катастроф и техногенных аварий большое значение приобретает подготовка профессиональных кадров, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности. Особенно остро эта проблема встала в конце XX - начале XXI века в период экологических катастроф, вызванных лесными пожарами на территории Хабаровского края, а также техногенными авариями на территории КНР и загрязнением бассейна реки Амур.
Данное экспериментальное исследование посвящено актуальной проблеме дидактики современной высшей школы - разработке на примере подготовки педагогических кадров социально ориентированного педагогического маркетинга и менеджмента, обеспечивающих оперативное решение образовательных задач российского общества.
В работе представлены результаты эксперимента по педагогическому маркетингу (предоставление образовательных услуг) и менеджменту (организация и управление образовательным процессом) социально ориентированной группы студентов вуза физической культуры.
Целью работы являлось совершенствование учебного процесса вуза физической культуры на основе технологии социально ориентированного педагогического менеджмента.
Задачи исследования: 1. Разработать дидактические основы авторского курса дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». 2. Апробировать в образовательном процессе вуза физической культуры педагогический менеджмент хозрасчётной группы студентов специализации ОБЖ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1995-1998 г.г.) - осуществлялось изучение проблемы путём анализа литературных источников, отчётов МЧС по Дальневосточному федеральному округу, разрабатывалась тема и гипотеза исследования, проводились педагогические маркетинговые исследования. Педагогический маркетинг ориентирован на организацию и сбыт (предоставление) образовательных услуг, удовлетворение социальных и индивидуальных личностных потребностей в сфере образования. Исходя из пятилетнего срока обучения студентов вуза физической культуры, в своей деятельности мы ориентировались на среднесрочное планирование педагогического маркетинга. На втором этапе (1998-2005 г.г.) осуществлялся педагогический эксперимент. Были разработаны пакеты учебно-методических документов, обеспечивающие проведение учебного процесса по специализации ОБЖ. Документы прошли экспертизу в Дальнево-
сточной государственной академии физической культуры (ДВГАФК), Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), в учебном центре ГО и ЧС г. Хабаровска. Документы были разрешены к использованию в учебном процессе. С целью апробации разработанных дидактических основ дисциплины ОБЖ в 1998-1999 г.г. было проведено два экспериментальных набора абитуриентов на специальность 022300 «Физическая культура и спорт» со специализацией «Основы безопасности жизнедеятельности». Всего было принято на обучение 24 человека. В этот же период (1998-2005 г.г.) в процессе педагогического менеджмента отрабатывались учебные, учебно-исследовательские функции, проводилась учебно-воспитательная работа. На третьем этапе (2005-2009 г.г.) проводился анализ полученных результатов эксперимента. В последующем для дальнейшего изучения актуально проблемы безопасности жизнедеятельности условиях Дальнего Востока России в ДВГАФК были продолжены поисковые научно-исследовательские работы в рамках открытого студенческого научного общества кафедры анатомии и физиологии [1,5,8,9,10]. Всего в данной экспериментальной работе приняли участие 1200 студентов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
С целью реализации поставленных задач данного исследования была разработана и апробирована в процессе педагогического эксперимента модель дидактической системы по оказанию платных образовательных услуг (рис. 1).
Цель обучения (учебная, образовательная, то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия)
Совпадение (упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели)
Результат продукт обучения, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели)
Безопасность жизнедеятельности (система форм, средств и методов, обеспечивающая структурную и функциональную безопасность компонентов педагогической системы)
Педагог
Педагогический маркетинг
Образовательные услуги
Обучаемы
Педагогический менеджмент
Содержание (система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления)
технология
Методы (путь достижения, реализации цели и задач обучения)
Форма (способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания)
Средства
(предметная
поддержка
процесса
обучения)
Рис. 1. Модель социально ориентированной дидактической системы
Данная модель соответствует концепции актуального, перспективного творчески развивающего образования, позволяет достаточно оперативно выполнить социально ориентированный образовательный заказ.
Для реализации дидактических задач исследования был разработан полный комплект оригинальных учебно-методических нормативных документов авторского курса дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Пакет документов обеспечива-
ет организацию учебного процесса на весь период обучения студентов (1 - 5 курсы). Он включает в себя дидактические основы дисциплины «ОБЖ», а также ранее апробированную в дополнительном образовательном процессе по анатомии технологию обучения, в основе которой лежат принципы личностно ориентированной, творчески развивающей социально-нравственной педагогики сотрудничества преподавателя и учащихся как полноправных субъектов образовательного процесса (рис. 2).
Преподаватель
.преподавание
Процесс обучения
учение
студент
Рис. 2. Схема направленности дидактических функций субъектов образовательного процесса в процессе обучения ОБЖ
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценивая результаты проведённого педагогического эксперимента по проверке универсальности личностно-ориентированного образования в вузе физической культуры, отметим, что в процессе учебной и научно-исследовательской деятельности студенты:
- осваивали современные, инновационные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека;
- разрабатывали методические материалы по дисциплине ОБЖ, преподаваемой в общеобразовательных учреждениях (выпускные квалификационные работы);
- участвовали в проведении исследований по проблеме безопасности жизнедеятельности в условиях Дальнего Востока России [2,3,4].
Успешность обучения характеризуется тем, что за годы обучения в ДВГАФК студенты специализации ОБЖ ни разу не привлекались к уголовной или административной ответственности.
Результаты обучения: I набор - 19 студентов; выпущено - 15; отсев на момент окончания вуза - 26,3% учащихся. II набор - 6 студентов, выпущено - 4, отсев на момент окончания вуза - 33,3%. В платных учебных группах института за этот период отсев студентов за время обучения составляет - от 30 до 80% учащихся. Студенты специализации принимали активное участие в спортивных мероприятиях вуза. Инициативно выступили организаторами проведения ежегодных внутривузовских, а затем межвузовских соревнований по мини-футболу на кубок ОБЖ. В результате маркетинговой деятельности по оказанию образовательных услуг за период с 1999 по 2005 годы в ДВГАФК было привлечено частных инвестиций в размере 1 млн. 605 тыс. руб. Данные финансовые средства вошли в стабилизационный фонд вуза, обеспечивавший финансовую деятельность вуза.
Разработанные в процессе педагогического эксперимента методические материалы и опыт организации занятий по ОБЖ в настоящее время имеет теоретикометодологическую значимость в связи с внедрением в учебный процесс нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 034300 «Физическая культура».
ЛИТЕРАТУРА
1. Галахова, Н.В. Наркотики и молодёжь : социальный портрет студентов ДВГАФК / Н.В. Галахова, В. А. Замараев // Наука в физической культуре и спорте. Спорт против наркотиков : материалы науч.-практ. конф., 23 октября 2009 г. в рамках реализации Федеральной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» / отв. ред. С.Г. Лемешева. -Хабаровск, 2009. - С. 24-29.
2. Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека в условиях Хабаровского края / В.А. Замараев, М.И. Радивоз, Б.Я. Рыжавский, Н.Б. Соколовская // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке : сб. науч.
тр. - Хабаровск, 2000. - С. 30-32.
3. Экология и безопасность жизнедеятельности в условиях Дальнего Востока России / В. А. Замараев, М.И. Радивоз, В.Е. Могилев, С.В. Вдовенко // Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке : сб. науч. тр. - Хабаровск, 2000. -С. 33-35.
4. Замараев, В.А. Основы безопасности жизнедеятельности человека в условиях Дальнего Востока России : учеб. пособие / В.А. Замараев, В.Е. Могилёв, В.С. Бут. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры, 2004. - 101 с.
5. Вредные привычки как составной компонент образа жизни студентов ДВГАФК / В. А. Замараев [и др.] // Физкультура и спорт в современном обществе : материалы Всерос. науч. конф., 23-26 марта 2005 г. / отв. ред. С.С. Добровольский. - Хабаровск, 2005. - С. 129-133.
6. Замараев, В.А. Инновационная система совершенствования непрерывного образовательного процесса по курсу анатомии в вузах физической культуры // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры и спорта : сб. науч. статей / под ред. И.В. Брызгалова. - Екатеринбург, 2006. - № 10 (81). - Вып. 6. -Т. 1. - С. 168-173.
7. Замараев, В.А. Интегративная анатомия - инновационный поиск совершенствования учебного процесса высшей физкультурной школы // Учёные записки Дальневосточной государственной академии физической культуры. - 2007. - Вып. 2. - С. 15-21.
8. Творчески развивающая педагогика межвузовского сотрудничества в решении актуальных нравственных проблем студенческой молодёжи / В.А. Замараев, Е.А. Коли-ненко, С. А. Моисеенко, Н.В. Галахова, У.Н. Карпова, Е.Д. Мун // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы всерос. науч. конф. 22-23 марта 2007 г. / отв. ред. С.С. Добровольский. - Хабаровск, 2007. - С. 154-159.
9. Замараев, В.А. Педагогический опыт социально-нравственного воспитания студентов вуза физической культуры / В. А. Замараев, В.З. Мостовая // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 4. - С. 93-95.
10. Межвузовская учебно-исследовательская работа студентов в изучении актуальных нравственных проблем современной молодёжи / В.А. Замараев, Е.А. Моисеенко, С. А. Колиненко, Н.В. Галахова // Физическая культура и спортв современном обществе : труды Всерос. науч. конф. 26-27 марта 2009 г. / под ред. д-ра пед. наук С.С. Добровольского, канд. пед. наук Г.С. Хама. - Хабаровск, 2009. - С. 83-86.
Контактная информация: [email protected]
УДК 797.122:796.022+531
БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЖНЕЙШИХ ПАРАМЕТРОВ НОВОГО
ТРЕНАЖЁРА ДЛЯ ГРЕБЛИ
Леонид Александрович Зеленин, кандидат педагогических наук, доцент,
Чемпион мира по гребле,
Пермский государственный университет (ПГУ),
Сергей Павлович Катаев, кандидат физико-математических наук, доцент, Пермский государственный технический университет (ПГТУ),
Виктор Дмитриевич Медведков, доктор педагогических наук, профессор, Чемпион мира по дзюдо среди ветеранов,
Чайковский государственный институт физической культуры (ЧГИФК)
Аннотация
В статье рассматриваются биомеханические основы важнейших параметров скользящего в зимних условиях среды «Тренажёр-каноэ», в котором заложено всё необходимое для обучения