5. Пугачев, И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности : монография / И.Ю. Пугачев. - СПб. : Нестор, 2006. - 532 с.
6. Федеральные авиационные правила инженерного авиационного обеспечения (ФАП ИАО). Кн. 1. - М. : Воениздат, 2005. - 252 с.
7. Юрченко, А.А. Специальная поэтапная физическая и психофизическая подготовка курсантов инженерных вузов ВВС : дис. ... канд. пед. наук / Юрченко А.А. -СПб., 2000. - 224 с.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО АНАТОМИИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Виктор Алексеевич Замараев, кандидат медицинских наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье представлена концепция организации учебного процесса на основе алгоритма разработанного автором дидактического комплекса.
Ключевые слова: инновации, педагогическая система, анатомия, дидактический комплекс, моделирование учебного процесса.
DIDACTIC PLANNING IN EDUCATIONAL PROCESS FOR ANATOMY IN THE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE
Viktor Alexeevich Zamaraev, the candidate of medical science, the professor,
The Far-Eastern state academy of physical culture,
Khabarovsk
Abstract
This article provides concept of organization of educational process in anatomy on the basis algorithm of the developed author’s educational and methodical (didactic) complex.
Keywords: innovations, pedagogical system, anatomy, didactic complex, modeling of educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность инновационных преобразований учебного процесса современной высшей школы объективно обусловлена новыми социальными реалиями, а также высоким уровнем требований динамично развивающегося российского общества к профессиональной компетенции выпускников вузов.
С целью практического решения актуальных проблемных вопросов организации учебного процесса высшей школы в сфере физической культуры на кафедре анатомии и физиологии Дальневосточной государственной академии физической культуры с 1981 года проводится естественный педагогический эксперимент по поиску путей инновации процесса обучения и научно-методического обеспечения преподавания анатомии - ведущей базовой дисциплины медико-биологического цикла.
Данное экспериментальное исследование проведено с целью разработки и внедрения в педагогическую практику высшей школы физической культуры инновационной модели организации учебного процесса по анатомии на основе дидактического аппарата процесса обучения в рамках функциональной совместной творческой деятельности преподавателей и студентов как субъектов образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Разработать дидактический конструкт - учебный комплекс конструирования процессов обучения и самообучения анатомии студентов вуза физической культуры.
2. Разработать и внедрить в практику высшей школы в сфере физической культуры инновационную модель организации учебного процесса по анатомии на ос-
нове дидактического конструирования и инновационных технологий реализации дидактических целей обучения в педагогическом процессе вуза физической культуры.
МЕТОДИКА
За основу планирования экспериментального исследования были взяты концептуальные положения современной дидактики - необходимость разработки более совершенной организации процесса обучения, разработки новых обучающих систем и технологий обучения [4]. Важным моментом научного поиска для нас были научнопрактические возможности науки дидактики, которая, являясь педагогической теорией обучения, позволяет обеспечить перевод общих целей образования на язык педагогики применительно к конкретным условиям обучения [4].
В своей работе мы руководствовались методологией общей теории систем, согласно которой любую систему, в том числе и педагогическую, нельзя одновременно улучшать по нескольким направлениям (параметрам). Инновации необходимо вводить постепенно и только, убедившись в их полезности, всесторонне всё проверив, думать о следующих шагах [5]. При этом актуальна не только сама инновация модели вузовского образования и вывод ее на более высокий творческий уровень. Не менее актуальна разработка научно-теоретического, дидактического обеспечения предлагаемых авторами инновационных преобразований. В рамках наших интегрированных поисковых педагогических исследований данный подход был основополагающим, при этом главная роль отводилась инновации технологии - содержанию, формам, средствам и методам как ведущего системообразующего компонента педагогической системы, определяющего ее внутренние качества - конкретные условия функционирования и заданный на перспективу педагогический результат.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью реализации поставленной задачи на основе авторской методики общепрофессиональной подготовки студентов по анатомии [1] был разработан оригинальный дидактический комплекс (конструкт) - алгоритм обучения анатомии, позволяющий студентам формировать научно-предметные знания, которые способны к постоянному обновлению, имеют прогностический характер, обеспечивают саморазвитие обучаемых [2].
Дидактический комплекс предоставляет преподавателям и студентам теоретико-методические нормативные научные материалы организации процессов обучения и самообучения студентов. При этом обучаемые с учетом требований педагогики современной высшей школы имеют творческую педагогическую возможность самостоятельно планировать процесс обучения, самостоятельно осуществлять его контроль и вносить коррективы (рис. 1).
----- Анатомия
Теоретический блок
1.1
Практический блок
1.2
2.1 2.2 2.3 2.4
Контрольно-корректирующий блок
Контрольные вопросы
Тестовые задания
I ~
Самооценка знаний
Рис. 1. Модель структурной организации дидактического комплекса 1.1. история анатомии; 1.2. теоретические основы анатомии; 2.1. методические указания по са-
мостоятельной работе студентов; 2.2. ситуационные задачи; 2.3. ситуационно-ролевые игры; 2.4. учебно-исследовательская работа студентов
По форме изложения дидактического материала разработанный комплекс является оригинальным учебным изданием нового поколения, так как конструктивно впервые в учебной книге по анатомии сочетает элементы конвекционного, программированного и проблемного учебного издания. В рамках учебного процесса это позволяет ему в полном объеме выполнить образовательные функции, обеспечивая мотивацию обучения, предоставление обучаемым предметной информации, методологии обучения, контроля, коррекции и самооценки полученных знаний.
Понятийный аппарат структурных элементов дидактического комплекса включает в себя:
• Теоретический блок - исторические данные впервые представлены в учебном издании по анатомии высшей школы в сфере физической культуры как неотъемлемые компоненты социокультурного процесса развития человеческого общества и российской государственности. Они содержат богатый информационный потенциал воспитания учащегося как гражданина своего отечества и члена мирового сообщества. Теоретические предметные основы содержат фундаментальные базовые основы анатомии, а также вариативную современную прогностическую научную информацию.
• Практический блок (дидактический аппарат процесса обучения) представлен: методическими указаниями по самостоятельной работе студентов - обеспечивают познание учебного материала студентами на репродуктивном уровне; ситуационными задачами - проблемный уровень познания; ситуационно-ролевыми играми - эвристический уровень познания; учебно-исследовательской работой студентов - обеспечивает исследовательский уровень познания анатомии. В рамках дидактического планирования предметно-онтологический модели образовательного процесса обучаемых используют следующие структурные элементы дидактического комплекса: теоретический блок, методические указания по самостоятельной работе студентов, контрольно-корректирующий блок, самооценка знаний. Гносеологическая модель обеспечивается использованием всех структурных элементов комплекса.
Научно-педагогический творческий поиск позволил впервые в педагогической практике преподавания анатомии в высшей школе в сфере физической культуры на основе дидактического конструкта разработать дидактическую систему - теорию организации процесса обучения и самообучения учащихся в рамках общепрофессиональной педагогической подготовки студентов вуза физической культуры (рис. 2).
Анатомия
1. Теоретический блок
2.Практический блок
1.1
1.2 2.1 2.2 2.3 2.4
І і І 1
З.Контрольно-корректирующий блок
* 1
Контрольные вопросы Тестовые задания Зачет Экзамен
Письменный тест Компьютерный тест
і
’ ' Г
Самооценка знаний
Рис. 2. Модель структурной организации дидактической системы
Функциональная эффективность предлагаемой дидактической системы в рамках педагогического процесса обеспечивается дидактическим конструированием процесса обучения, совместной творческой профессиональной деятельностью субъектов образовательного процесса, высокой профессионализацией обучения, его социальнонравственной педагогической направленностью, творчески развивающей самообразовательной деятельностью учащихся.
Разработанная инновационная дидактическая система конструирования учебного процесса по анатомии вуза в сфере физической культуры предоставляет возможность преподавателям и студентам как полноправным субъектам образовательного процесса с учетом конкретной дидактической ситуации, личностных особенностей и профессиональных целей обучения конструировать не только различные модели образовательного процесса и уровни познания учебного материала, но и сам процесс обучения (рис. 3).
* Процесс обучения
► Процесс самообучения
Рис.3. Модель процесса обучения и самообучения студентов анатомии
На основе концептуальных теоретико-нормативных положений разработанной дидактической системы в педагогическую практику преподавания анатомии высшей школы в сфере физической культуры была внедрена инновационная модель структурной организации учебного процесса с учётом современных требований высшей школы, в том числе и безопасности функционирования предлагаемой системы, обеспечивающих сознательную, управляемую, творчески развивающую познавательную деятельность студентов как компетентных субъектов образовательного процесса (рис. 4).
Рис. 4. Модель учебного процесса по анатомии.
За основу взяты модельные параметры педагогической системы (И.П. Подла-
сый, 2002)
Эффективность предлагаемых инноваций учебного процесса подтверждается положительными результатами проведенного педагогического эксперимента (рис. 5). Однако следует отметить неравнозначность динамики роста показателей качественной и абсолютной успеваемости. В период наработки методических приемов и внедрения их в учебный процесс (1988 - 1995 гг.) они имеют более низкие цифровые значения. Активное внедрение интегрированных научно-педагогических методов и стабильное их использование в учебном процессе при наличии базы достаточного опыта практической реализации (1996 - 2007 гг.) обеспечило устойчивую положительную динамику роста показателей успеваемости и качества знаний.
— ДО кач. ДО усп. —А ■ ЗО кач. ■ • "ЗО усп.
Рис. 5. Динамика качества знаний и общей успеваемости по анатомии учащихся дневной и заочной форм обучения
Высокая результативность внедрения дидактических основ анатомии в учебный процесс факультета заочного обучения объясняется ранее наработанным педагогическим опытом их реализации на факультете дневной формы обучения, а также спецификой учебной деятельности студентов заочного факультета - большим объемом самостоятельной самообразовательной деятельности с высоким уровнем личностной мотивации использования разработанных нами дидактических материалов.
ВЫВОДЫ
1. Новые реалии социально-экономических приоритетов российского общества и связанное с этим реформирование высшей школы, направленное на совершенствование образовательного процесса и его научно-методического обеспечения на основе интегративных концепций дидактики как теории обучения и педагогики как науки, обеспечивающей реализацию дидактических принципов и задач обучения, являются актуальной научной проблемой теории и практики высшего профессионального образования.
2. Адаптация общедидактических принципов к конкретной дидактической ситуации - процесс обучения анатомии студентов вуза физической культуры; конкретным дидактическим задачам - совершенствование личностно-развивающей самообразовательной творческой деятельности учащихся; конкретным дидактическим целям обучения - совершенствование профессиональной подготовки студентов высшей школы позволила разработать и внедрить в педагогическую практику физической культуры дидактическое конструирование, делающее процесс обучения для студентов
более сознательным, управляемым, эффективным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Замараев, В. А. Инновационная система совершенствования непрерывного образовательного процесса по курсу анатомии в вузах физической культуры // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры и спорта: сб.науч. статей / под ред. И.В. Брызгалова. - Екатеринбург, 2006. - № 10 (81). - Вып. 6. - Т. 1. - С. 35-37
2. Замараев, В.А. Технология обучения анатомии в вузах физической культуры : учебное пособие / В. А. Замараев. - Хабаровск : Изд-во Дальневосточ. гос. акад. физ. культуры, 2007. - 622 с. : ил.
3. Квалификационная характеристика (социокультурные и профессиональные требования к выпускнику вуза физической культуры) // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - № 1 (2). - С. 2-13.
4. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М : Высшее образование, 2007. - 430 с. - (Основы наук).
5. Подласый, И.П. Педагогика : новый курс : в 2 кн. Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. изд. Центр Владос, 2002. — 576 с. : ил.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ
В СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЕ
Геннадий Иванович Королёв, кандидат педагогических наук,
Президент Международной академии ходьбы и бега человека
г. Москва
Аннотация
В настоящей статье на основе анализа многолетних данных о подготовке сильнейших скороходов СССР, России, мира раскрываются пути совершенствования современной системы подготовки в спортивной ходьбе. Сформулирована современная концепция многолетней подготовки в спортивной ходьбе.
Характеризуется и оценивается уровень результатов и достижений в целом, уровень развития и особенности методики подготовки на основных - олимпийских дистанциях спортивной ходьбы.
На основе этого сформулированы конкретные методические направления для реализации резервов на каждой из основных дистанций спортивной ходьбы.
Приводятся конкретные практические рекомендации по совершенствованию системы и структуры многолетней подготовки скороходов с учётом индивидуальных особенностей.
Ключевые слова: концепция, система, структура, совершенствование, многолетняя подготовка.
WAYS OF PERFECTION OF MODERN SYSTEM OF PREPARATION IN SPORTS
WALKING
Gennady Ivanovich Korolyov, the candidate of pedagogical sciences,
The president of the International academy of walking and run of the person
Moscow
Abstract
In the present article there are revealed the ways of perfection of the modem system of preparation in sports walking on the basis of the analysis of long-term data about preparation of the strongest fast walkers of the USSR, Russia and the world. There is formulated the modern concept of long-term preparation in sports walking.
There is characterized and estimated the level of results and achievements as a whole, the level of development and features of the preparation technique at the main - olympic distances of sports