Научная статья на тему 'Роль современных педагогических технологий в развитии познавательных интересов студентов'

Роль современных педагогических технологий в развитии познавательных интересов студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2626
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / TEACHING METHODOLOGY / INDIVIDUAL LEARNING APPROACH / METHODS / RECEPTIONS AND MEANS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Ольга Александровна

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой ФГОС нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Modern Pedagogical Technologies in Development of Students’ Cognitive Interests

Nowadays in conditions of modern education the training techniques endure a difficult period connected with changes of educational aims, development of new generation FSES constructed on the competence-based approach. There are some difficulties because of decreasing of the number of hours. All these circumstances require new pedagogical researches in the area of teaching techniques, search of the innovative means, forms and training methods and education connected with development and deployment of modern educational and information technologies in the educational process. The traditional training of specialists oriented to form knowledge and skills doesn't keep up to date. Not subject matters, but methods of thinking and activities shall become a basis of education. It is necessary to prepare the specialist who received preparation of a higher level and during training include him in development of new technologies, adapt him to conditions of the specific production environment, teach him to be capable to make management decisions independently.

Текст научной работы на тему «Роль современных педагогических технологий в развитии познавательных интересов студентов»

УДК 337.1

О. А. Овчинникова

Роль современных педагогических технологий в развитии познавательных интересов студентов

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой ФГОС нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, все больше отстает от современных требований. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его способным самостоятельно принимать управленческие решения.

Ключевые слова: образовательные технологии, методика обучения, педагогические технологии, индивидуальный подход к обучению, методы, приемы и средства обучения.

O. A. Ovchinnikova

The Role of Modern Pedagogical Technologies in Development of Students' Cognitive Interests

Nowadays in conditions of modern education the training techniques endure a difficult period connected with changes of educational aims, development of new generation FSES constructed on the competence-based approach. There are some difficulties because of decreasing of the number of hours. All these circumstances require new pedagogical researches in the area of teaching techniques, search of the innovative means, forms and training methods and education connected with development and deployment of modern educational and information technologies in the educational process. The traditional training of specialists oriented to form knowledge and skills doesn't keep up to date.

Not subject matters, but methods of thinking and activities shall become a basis of education. It is necessary to prepare the specialist who received preparation of a higher level and during training include him in development of new technologies, adapt him to conditions of the specific production environment, teach him to be capable to make management decisions independently.

Keywords: educational technology, teaching methodology, educational technology, individual learning approach, methods, receptions and means of teaching.

Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Цель работы: изучить состояние данной проблемы в научной и научно-методической литературе для перспективного использования в преподавательской деятельности.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности для реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообучению, является средством интенсификации учебного процесса. Современные педагогические технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования [5].

Существует множество определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего

© Овчинникова О. А., 2017

довольно популярным в последнее десятилетие, например:

— Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

— Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

— Педагогическая технология - содержательное обобщение, вбирающее смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко) [2, 4].

Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

— однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего?);

— отбор и структура содержания (что?);

— оптимальная организация учебного процесса (как?);

— методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);

— учет необходимого реального уровня квалификации преподавателя (кто?);

— объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?) [2].

Существенными признаками, присущими педагогической технологии, являются следующие:

— диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

— экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

— алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

— корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

— визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий [1, 3].

Традиционные технологии построены на объяснительно-иллюстративном способе обучения, при их использовании преподаватель основное внимание отводит изложению готового учебного материала. При этом информация практически всегда преподносится в форме монолога. В связи с этим главными проблемами являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ обучающихся в общее обсуждение. Традиционные педагогические технологии имеют и свои положительные стороны: четкая организация учебного процесса, системность в обучении, широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития обучающихся.

Ниже представлена классификация современных образовательных технологий:_

Педагогические технологии Достигаемые результаты

Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности

Разноуровневое обучение У преподавателя появляется возможность помогать слабому, у обучающихся - быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации обучения

Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению

Исследовательские методы в обучении Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента

Педагогические технологии Достигаемые результаты

Лекционно-семинарско-зачетная система Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебной дисциплины, а от обучающего к дисциплине, идти от тех возможностей, которыми располагает обучающийся, применять психолого-педагогические диагностики личности

Информационно- коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в интернет

Какую бы педтехнологию мы ни применяли в учебном процессе, реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого обучающегося в разные виды деятельности [4-6].

Примеры использования педагогических технологий в вузе. Образовательные технологии дают широкие возможности для дифференциации и индивидуализации учебной деятельности и направлены на конечный результат образовательного процесса - подготовку высококвалифицированных специалистов. Безусловно, каждому преподавателю хотелось бы, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у студентов, чтобы они умели не только бездумно писать лекции, но и понимать, о чем идет речь. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал - усвоил). Следовательно, необходимо сделать из студента активного соучастника учебного процесса. Поэтому преподавателю необходимо следующее:

- забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора, координатора познавательной деятельности студента и организовать на занятии все виды учебно-познавательной деятельности;

- учебно-познавательная деятельность студента должна соответствовать тому учебному материалу, который должен быть усвоен;

- необходимо, чтобы в результате деятельности студент самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам добывал знания.

Примеры использования различных педагогических технологий в курсе «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены».

Пример ситуационной задачи по анатомии. Почему во время кулачных боев на Руси были запрещены удары в висок? Дайте анатомическое обоснование.

Решение ситуационных задач возможно в процессе как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Каждый студент решает ситуационную задачу индивидуально, а свои рассуждения, логические построения и полученный результат ее решения представляет для обсуждения в группе.

Для студентов небиологического профиля сложно подобрать материал для обучения методом «case studies». Однако, например, такая работа проводится со студентами при изучении темы «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии», предлагается решить такую задачу: Врач в годы Великой Отечественной войны по ложному доносу оказался в тюрьме и голодал. У него появилась возможность обменять свой костюм на продукт питания. Он сделал правильный выбор и выжил. Какой продукт питания выбрали бы вы в такой ситуации?

Одним из вариантов творческого задания является составление кроссвордов. Составление кроссвордов по каждому модулю курса мы рассматриваем как способ самореализации и как показатель усвоения понятийного аппарата предмета, а подготовленные студентами кроссворды расширяют информационный блок образовательной среды и могут использоваться в качестве дидактического материала.

Метод занятия по принципу «снежного кома». Снежный ком - это образное название метода проведения учебного занятия, которое начинается с того, что студентам дается индивидуальное время на размышление. Затем начинается обсуждение в группах по два, четыре, восемь человек и так до тех пор, пока в обсуждении не примет участия вся группа. Метод преследует цель - дать возможность каждому члену группы высказать свою точку зрения и, используя те знания и опыт, которые имеются у всей группы, предложить богатую смесь из информации и комментариев. Преимуществом использования метода снежного кома на учебном занятии является возможность меньшими усилиями сгладить различия в способностях членов группы. Например, ответить на следующие вопросы: 1. Объясните, в чем заключается противоположность и единство действий двух гормонов - инсулина и адреналина. 2. У бегунов перед выступлением, как и у животных в

ситуации опасности, увеличивается содержание адреналина в крови. Объясните: а) как изменяются в связи с этим функции органов и физиологические процессы; б) какое значение для организма имеют эти изменения в ситуации напряжения (стресса).

Мозговой штурм. Целью проведения «мозгового штурма (атаки)» является получение от группы в короткое время большого количества вариантов. «Мозговой штурм» может продемонстрировать, что знают студенты; могут быть предложены идеи, способные решить проблему, создана структура обмена взглядами на общий опыт и высказаны пожелания студентов. Предлагаются пословицы, поговорки, афоризмы, которым необходимо дать физиолого-гигиеническое толкование:

Голодной куме все хлеб на уме.

Видит волк козу - забыл и грозу.

У кого что болит, тот о том и говорит.

Учись, доколе хрящи не срослись.

Без болезни и здоровью не рад.

Сила - ума могила.

Заключение. Важнейшим принципом дидактики является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание обучающийся не получает в готовом виде, а «добывает» в результате организованной преподавателем определенной познавательной деятельности. Следовательно, развитию познавательных и творческих интересов учащихся способствуют различные виды педагогических технологий. Систематическая работа с активным применением инновационных педагогических технологий повышает интерес к предмету, учебную активность учащихся, обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, развивает мышление, память и речь учащихся. Важная особенность обучения - создание условий для продуктивной деятельности по использованию знаний, их обобщению и систематизации. Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необ-

ходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Библиографический список

1. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования [Текст] : учебник / Е. П. Белозерцев,

A. Д. Гонеев, А. Г. Пашков ; под ред.

B. А. Сластенина, 4-е изд., стер. - М. : ИЦ Академия, 2008. - 368 с.

2. Борисова, Н. В. Образовательные технологии, как объект педагогического выбора [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Борисова. - М. : ИЦПКПС, 2000. - 146 с.

3. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие для учреждений СПО [Текст] / М. Н. Гуслова, 4-е изд., испр. - М. : ИЦ Академия, 2013. - 208 с.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] : учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

5. Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании [Текст] / Н. А. Зверева // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г Казань, май 2015 г). - Казань : Бук, 2015. - С. 161-164.

6. Митина, Н. А., Нуржанова Т. Т. Современные педагогические технологии как средство интенсификации учебного процесса в высшей школе [Текст] / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. -2014. - № 2. - С. 794-797.

Bibliograficheskij spisok

1. Belozercev, E. P. Pedagogika professional'nogo obrazovanija [Tekst] : uchebnik / E. P. Belozercev, A. D. Goneev, A. G. Pashkov ; pod red. V. A. Slastenina, 4-e izd., ster. - M. : IC Akademija, 2008. - 368 S.

2. Borisova, N. V. Obrazovatel'nye tehnologii, kak ob#ekt pedagogicheskogo vybora [Tekst] : ucheb. posobie / N. V. Borisova. - M. : ICPKPS, 2000. - 146 S.

3. Guslova, M. N. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii [Tekst] : ucheb. posobie dlja uchrezhdenij SPO [Tekst] / M. N. Guslova, 4-e izd., ispr. - M. : IC Akademija, 2013. - 208 S.

4. Selevko, G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Tekst] : ucheb. posobie / G. K. Selevko. - M. : Narodnoe obrazovanie, 1998. - 256 s.

5. Zvereva, N. A. Primenenie sovremennyh pedagog-icheskih tehnologij v srednem professional'nom obra-zovanii [Tekst] / N. A. Zvereva // Innovacionnye peda-gogicheskie tehnologii: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', maj 2015 g.). - Kazan' : Buk, 2015. -S. 161-164.

6. Mitina, N. A., Nurzhanova T. T. Sovremennye ped-agogicheskie tehnologii kak sredstvo intensifikacii uchebnogo processa v vysshej shkole [Tekst] / N. A. Mitina, T. T. Nurzhanova // Molodoj uchenyj. -2014. - № 2. - S. 794-797.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.