Научная статья на тему 'Технологии профессионально-ориентированного обучения математике в современном вузе'

Технологии профессионально-ориентированного обучения математике в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGY OF PROFESSIONALLY-BASED TEACHING / МАТЕМАТИКА / MATHEMATICS / СТУДЕНТЫ / UNIVERSITY STUDENTS / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чомаева Л. Х., Толмачева Е. И.

В статье показана специфика технологии профессионально-ориентированного обучения математике в современном вузе. Авторы отмечают, что реализация поставленных целей и задач учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от эффективности педагогической технологии. Технологический подход и разработанные на его основе инновационные педагогические технологии, является важным средством организации образовательного процесса в вузе. В статье делается вывод о том, что технология профессионально-ориентированной математической подготовки современного специалиста на основе компьютерных средств обучения основана на совместной деятельности преподавателя и студента и направлена на изучение курса «Математика» с помощью информационно коммуникационных технологий. Результатом такой деятельности является формирование у студентов теоретических знаний курса, умений применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING MATHEMATICS IN A MODERN UNIVERSITY

The article gives a specificity of technologies of professionally-oriented teaching math in a modern university. The authors note that the realization of task and objectives of the educational process depends on the effectiveness of pedagogical technologies. The technological approach and innovative teaching technologies, developed on its basis, is an important means of organization of the educational process at the university. The article concludes that technologies of professionally-oriented mathematical training of modern teachers are based on teaching with the help of software, where teaching itself is based on joint activities of a teacher and a student, and the tasks of a course are to explore mathematics through information and communication technologies. The result of such activity is that students know their theoretical course and can apply their skills in future professional activities.

Текст научной работы на тему «Технологии профессионально-ориентированного обучения математике в современном вузе»

120 человек. До 1957 года в техникуме действовало обучение по специальностям: «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин», «Оборудование нефтяных и газовых промыслов», «Промышленное и гражданское строительство». Первые две специальности послужили основой для создания в 1957 году Нефтяного техникума в г. Грозном. С этого же года на базе последней специальности, учебное заведение стало именоваться Северо-Кавказским строительным техникумом. За время прошедшее со дня первого выпуска, техникум окончило свыше 15 тысяч специалистов.

Мы считаем, что в деятельности данных учебных заведений реализовывался компетентностный подход, основанный на выдвинутой ещё в 1946 году выдающимся отечественным педагогом и психологом С.Л. Рубинштейном концепции. Её суть хорошо просматривается в следующей цитате: «Как бы ни было велико значение специально выделенной учебной деятельности для овладения специальными знаниями и умениями, как «техническими компонентами», той или иной жизненной профессиональной деятельности, подлинного мастерства, завершающего обучение какой-либо деятельности, человек достигает, не просто лишь обучаясь, а на основе предшествующего обучения, выполняя эту деятельность». [2, с.б0].

Таким образом, ещё задолго до того, как в педагогической лексике появилось понятие «компетентностный поход», его сущностные характеристики учитывались при подготовке специалиста высокой квалификации путем организации производственной практики. В названных выше учебных заведениях

Библиографический список

она являлась неотъемлемой частью учебного процесса и органически вписывалась в учебный план. Это была ведущая часть подготовки специалистов, в ее основе лежало стремление научить обучающихся на практике применять полученные знания, умения и навыки по избранной ими специальности. Например, будущие педагоги проходили практику в школах в качестве учителей-практикантов. Они не только выступали в качестве преподавателей-предметников, но и осуществляли воспитательную работу с классом, что способствовало закреплению теоретических знаний и практических умений.

Резюмируя вышеизложенное, следует признать, что в указанное выше время в республике, как и в стране в целом сложился единый и непрерывный образовательный процесс, соединивший в себе теоретические знания и практические навыки [3; 4]. Начавшиеся в конце ХХ века процессы дезинтеграции науки и производства во многом затормозили, а в некоторых случаях и уничтожили тенденцию связи науки и производства с ориентацией на подготовку выпускников к реальной деятельности. Анализ соответствующих материалов показал, что образовательный уровень населения Северной Осетии характеризуется довольно высокими и прогрессирующими показателями. Это касается как мужчин, так и женщин. В 90-е годы ХХ века основными направлениями образовательной политики в республике являлись обеспечение запросов граждан в деле образования в рамках государственного стандарта среднего образования и разработка национально-регионального компонента.

1. Аганбегян А. Подтолкнуть рост. Аргументы и Факты. 2016; № 42: 9.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, 1946.

3. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров МВД по физической подготовке. Краснодарский университет МВД РФ, Ставропольский филиал; Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Москва, 2015.

4. Петренко Д.А. Формирование профессиональной компетентности инструкторско- педагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51): 98 - 100.

References

1. Aganbegyan A. Podtolknut' rost. Argumenty iFakty. 2016; № 42: 9.

2. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Moskva, 1946.

3. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskih kadrov MVD po fizicheskoj podgotovke. Krasnodarskij universitet MVD RF, Stavropol'skij filial; Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova. Moskva, 2015.

4. Petrenko D.A. Formirovanie professional'noj kompetentnosti instruktorsko- pedagogicheskih kadrov po fizicheskoj podgotovke dlya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51): 98 - 100.

Статья поступила в редакцию 01.11.16

УДК 378

Chomaeva L.H., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Physics, Mathematics and Biotechnology, Stavropol State Medical University of the Ministry of Healthcare of RF (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected] Tolmacheva E.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior teacher, Department of Physics, Mathematics and Biotechnology, Stavropol State Medical University of the Ministry of Healthcare of RF (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGIES OF PROFESSIONALLY-ORIENTED TEACHING MATHEMATICS IN A MODERN UNIVERSITY. The article gives a specificity of technologies of professionally-oriented teaching math in a modern university. The authors note that the realization of task and objectives of the educational process depends on the effectiveness of pedagogical technologies. The technological approach and innovative teaching technologies, developed on its basis, is an important means of organization of the educational process at the university. The article concludes that technologies of professionally-oriented mathematical training of modern teachers are based on teaching with the help of software, where teaching itself is based on joint activities of a teacher and a student, and the tasks of a course are to explore mathematics through information and communication technologies. The result of such activity is that students know their theoretical course and can apply their skills in future professional activities. Key words: technology of professionally-based teaching, mathematics, university students.

Л.Х. Чомаева, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физики, математики и биотехнологии, ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

Е.И. Толмачева, канд. физ.-мат. наук, ст. преп. каф. физики, математики и биотехнологии,

ФГБОУ ВО «(Ставропольский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения России», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В статье показана специфика технологии профессионально-ориентированного обучения математике в современном вузе. Авторы отмечают, что реализация поставленных целей и задач учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от эффективности педагогической технологии. Технологический подход и разработанные на его основе инновационные пе-

дагогические технологии, является важным средством организации образовательного процесса в вузе. В статье делается вывод о том, что технология профессионально-ориентированной математической подготовки современного специалиста на основе компьютерных средств обучения основана на совместной деятельности преподавателя и студента и направлена на изучение курса «Математика» с помощью информационно коммуникационных технологий. Результатом такой деятельности является формирование у студентов теоретических знаний курса, умений применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: технология профессионально-ориентированного обучения, математика, студенты, вуз.

В настоящее время профессиональное образование направлено на повышение качества умственного труда, на формирование умений широкого профиля, способность специалиста непрерывно пополнять свои знания. Особенно важно в результате образовательного процесса привить умения осваивать новые технологические оборудования, воспитать активность, инициативность и способность будущего специалиста к творческой профессиональной деятельности. В связи с этим в структуру подготовки специалиста в современном вузе помимо профессиональной включены гуманитарная, естественнонаучная и производственно-техническая составляющие.

Технологический подход и разработанные на его основе инновационные педагогические технологии, является важным средством организации образовательного процесса в вузе. Педагогическая наука определяет технологию обучения как системный метод создания всего процесса преподавания, причем основной задачей педагогической технологии является оптимизация форм образования.[1]

Например, Г. К. Селевко, рассматривая вопрос применения понятия «технология» в педагогике даёт ей следующее определение: «Педагогическая образовательная технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам» [2]. Нетрудно заметить, что в основе технологии лежит четкое определение целей образовательного процесса.

Продолжая анализировать педагогическую литературу можно выделить несколько поколений образовательных технологий используемых в современных вузах, это:

- эмпирическая технология - «Традиционные методики»;

- алгоритмическая технология - «Модульно-Блочные технологии»;

- стохастическая технология - «Интегральные технологии».

В частности, при разработке технологии математической

подготовки студентов целесообразно использовать их для решения задач возникающих на различных этапах образовательной деятельности. Известно, что при реализации традиционной, модульно-блочной технологии используемые методы обучения, организационные формы и основные средства диагностики остаются привычными и традиционными.

Наиболее актуальными и интересными в настоящее время являются интегральные технологии. Они предполагают, что основной учебный период - это цикл учебных занятий. Используемые при этом методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, а организационными методами обучения являются лекции, практические занятия и семинары. Причём особое место в реализации интегральных технологий занимает такая форма учебного занятия, как семинар-практикум. Она характеризуется сочетанием работы части учебной группы в кратковременных подгруппах с задачами разных уровней и фронтальной работы преподавателя с остальной частью группы. Диагностируется текущее состояние через систему срезовых работ с бинарной оценкой, обязательной фиксацией и обработкой результатов для проектирования следующего учебного занятия. Оценочная система - рейтинг, представляет собой комбинацию относительной и абсолютной количественных шкал. Интегральная технология предполагает трехуровневое планирование результатов обучения: минимальный, общий, продвинутый и строится на основе информационно-деятельностного подхода.

Одним из основных элементов интегральных технологий обучения являются компьютерные технологии обучения.

Компьютерная технология обучения определяется как совокупность знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении.

Внедрение компьютерной технологии в учебный процесс, предполагает непрерывное использование компьютеров и других средств вычислительной техники на весь период обучения; разработку технического, программного, организационного и учебно-методического обеспечения; массовое распространение

и применение элементов технологии; возможность применения в различных условиях; высокую методическую, дидактическую и экономическую эффективность; интеграцию образования с производством и наукой; организацию опережающей подготовки специалистов.

Компьютерная технология при обучении математике может осуществляться в виде: проникающей технологии, которая подразумевает применение компьютерного обучения при изучении отдельных тем или разделов, а так же при решении определенных дидактических задач; монотехнологии - которая, обеспечивает организацию и управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинг [3; 4].

Внедрение технологии профессионально-ориентированной математической подготовки современного специалиста в учебный процесс осуществляется с помощью компьютерных средств обучения (КСО). Процесс создания таких компьютерных средств обучения происходит по технологической цепочке, содержащей следующие этапы: методический; инженерно-эргономический; производственный; организационно-методический.

Эти этапы включают в себя разработку концепции учебного процесса, подготовку методического и дидактического материала, создание интерфейса, наполнение оболочки и подготовку компьютерных средств обучения к использованию их в учебном процессе.

Основной целью использования КСО является формирование информационной культуры будущего специалиста, индивидуализация обучения, возможность управления познавательной деятельностью студента.

Компьютерная технология, как проникающая технология используется на всех этапах математической подготовки - это изложение нового материала, закрепление, повторение и различные виды контроля знаний обучающихся. Компьютер может служить рабочим инструментом и выполнять функции преподавателя, может успешно служить источником информации.

В предложенной технологии профессионально-ориентированной математической подготовки студентов роль преподавателя несколько меняется, и дополняется новыми функциями - он становится не только источником знаний, а является организатором и управленцем познавательной деятельности обучаемых. Следовательно, основными функциями преподавателя являются: организация учебного процесса; активизация познавательной деятельности студента; подготовка компонентов образовательной среды. Особое место в разработанной технологии занимает электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), способствующий внедрению разнообразных форм электронного обучения. Методический комплекс заполнен материалами лекций, практических занятий, самостоятельных работ и различных средств диагностики и контроля. Такая электронная коллекция очень важна для студента своей доступностью и индивидуальной направленностью. Формирование фундаментальных математических знаний будущего специалиста должно осуществляться по принципу единства содержательной и процессуальной сторон обучения.

Дальнейшее изучение дисциплины продолжается на практических занятиях и направленно на формирование знаний теоретического курса и логической связи между ними. Для студента практические занятия - это комплекс познавательных действий способствующих развивать их теоретическое мышление, обучать алгоритмизированным учебным действиям. Методика преподавания таких занятий весьма разнообразна, но цель у них одна - углубление теоретических знаний студентов и формирование у них умений и навыков применения полученных знаний при решении профессиональных задач.

Так как технология математической подготовки студентов на основе КСО построена на работе с компьютером, целесообразно ввести математический практикум, оснащенный различными математическими компьютерными программами - MathCad, MathLab, Mathematic, Maple и инструментальной программой -Excel. Навыки применения таких программ значительно упро-

щают вычислительную и исследовательскую работу студента. Практические занятия, проводимые с помощью компьютерной поддержки, имеют ряд преимуществ. Они позволяют воспитывать компьютерную грамотность, формируют общую культуру будущего специалиста, расширяют возможности индивидуального обучения, облегчают воспитательную работу, предоставляют большие возможности получения нужной информации.

Особое место в предложенной технологии отводится самостоятельной работе студента с учетом того, что достаточно большому объему курса «Математика» отводится недостаточное время на аудиторные занятия, не остается времени и на воспитание мотивации изучения дисциплины. В таких условиях только педагогический профессионализм позволяет преподавателю организовать самостоятельную работу студента так, чтобы сформировать у него необходимый объем математических знаний. Основной целью является научить студента активно и целенаправленно изучать учебный материал. Методическая деятельность преподавателя направлена на предоставление

Библиографический список

учебного материала и организацию методов его изучения. Можно перечислить большое количество способов и методов организации самостоятельной работы, но ее основной целью всегда являются конкретные знания основных математических понятий, умения применять их при решении задач и возможность контроля со стороны преподавателя. Здесь важно заметить, что объективный контроль со стороны преподавателя вызывает у студента ответственность, которая способствует повышению уровня знаний.

Таким образом, внедрение технологии профессионально-ориентированной математической подготовки современного специалиста на основе компьютерных средств обучения, это совместная деятельность преподавателя и студента направленная на изучение курса «Математика» с помощью информационно коммуникационных технологий. Результатом такой деятельности является формирование у студентов теоретических знаний курса, умений применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и компьютерных технологий в педагогическом образовании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2002.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 2000.

3. Чомаева Л.Х. Роль и место курса «Математика» в системе инженерного образования. Проблемы преподавания математики и информатики в школе и ВУЗе. Махачкала. 2008: 85 - 87.

4. Чомаева Л.Х. Формирование модели методической системы обучения курсу «Математика» на основе электронного обучения. Вестник университета (ГУУ). 2008; 1: 170 - 172.

References

1. Vezirov T.G. Teoriya i praktika ispol'zovaniya informacionnyh i komp'yuternyh tehnologij v pedagogicheskom obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2002.

2. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva, 2000.

3. Chomaeva L.H. Rol' i mesto kursa «Matematika» v sisteme inzhenernogo obrazovaniya. Problemy prepodavaniya matematiki iinformatiki v shkole i VUZe. Mahachkala. 2008: 85 - 87.

4. Chomaeva L.H. Formirovanie modeli metodicheskoj sistemy obucheniya kursu «Matematika» na osnove 'elektronnogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2008; 1: 170 - 172.

Статья поступила в редакцию 01.11.16

УДК 793.31(571.56)

Yadreyeva A.P., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE IMAGE OF THE BIRD IN THE IMITATIVE DANCE MOVEMENTS OF THE NORTH. Folk dance is not only a cultural phenomenon, reflecting the artistic means surrounding reality, but being a part of ethnic culture, it is able to exert influence on the formation of ethnic identity and solidarity. In the article the author studies an imitative dance as an object of worship of the primitive associated with the cult of ancestors, totem kind with the image of the heavenly deity in the form of a woman carrying a fertility, happiness and well-being. The research suggests a deep semantic meaning of imitative movements resembling the movements of birds in dancing from cultures of the northern peoples. A folklore dance has always been regarded as an important component of a traditional folk culture as ethnographic, historical and cultural resource of the North. Thus, the bases of northern cultures' dances are plots of the traditions and rituals, worshiping of totems of tribes, a unity with nature. Imitation of movements of birds and animals has become an element of a dance in the northern cultures.

Key words: ritual dances, traditions, folklore, dance, imitative dancing, religious cult, Yakuts, Chukchi, Yukagirs.

А.П. Ядреева, ст. преп. каф. фольклора и культуры, Институт языков и культур Северо-Восточного Федерального

Университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: [email protected]

ОБРАЗ ПТИЦЫ В ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Народный танец является не только культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В статье рассматриваются подражательные танцы в качестве объекта первобытного культа связанные с культом предков, тотемом рода, с образом небесного божества в образе женщины, несущего плодородие, счастье и благополучие. Всё указанное говорит о глубоком смысловом значении подражательных танцевальных движений птиц в культуре северных народов. Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник. В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца.

Ключевые слова: обрядовые танцы, традиции, танцевальный фольклор, подражательные танцы, религиозный культ, якуты, чукчи, юкагиры.

В новых условиях всеобщей интеграции в процессе формирования этнического сознания решающее значение приобретает ряд компонентов национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство.

Усиление интереса к динамике народного танца, к условиям появления в нем новаций, к причинам изменения традиционных танцевальных форм, элементов обусловлено, прежде всего, тем, что в последнее время скорость этих изменений стала намного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.