Системное проявление знаний умений и личностных качеств, позволяющее проектировать и удерживать интенции педагогической деятельности мы заструктурировали с помощью выделения метапредметных категорий. Данные категории являются ключевыми в исследовании и представлены в последовательной интеграции педагогической интенциональности: ин-тенциональный предмет; интенциональный акт; интенциональ-ная система; интенциональное пространство.
В качестве критериев интенциональности выделены: представление о компетенционных приращениях ученика и их основаниях; рассмотрение учебной ситуации как интенционального акта; готовность к проектированию образовательной деятельности как интенциональной системы; осознание интерсубъект-ности целей и результатов образования.
Показатели педагогической интенциональности по критерию «Представление о компетенционных приращениях ученика и их основаниях»: 1) представление о разнообразии и типологии личностных характеристик; 2) проектирование компетенции в контексте личностных способностей; 3) осознание интерсубъект-ности целей и результатов образования.
Библиографический список
Показатели педагогической интенциональности по критерию «Рассмотрение учебной ситуации как интенционального акта»: 1) представление об образовательной деятельности как интен-циональном акте; 2) рассмотрение учебного текста в контексте педагогического целеполагания; 3) осознание активности ученика как первопричины его развития.
Показатели педагогической интенциональности по критерию «Готовность к проектированию образовательной деятельности как интенциональной системы»: 1) готовность к проектированию образовательной деятельности как интенциональной системы; 2) готовность к проектированию образовательной деятельности с учетом образовательной интенции учащегося; 3) готовность к проектированию образовательной деятельности с учетом образовательной интенции родителей.
Показатели педагогической интенциональности по критерию «Осознание интенциональности веб-пространств»: готовность к информационному моделированию содержания образования; готовность к системному взаимодействию и информационному моделированию взаимодействию с родителями учеников; готовность к выстраиванию информационной системы с учетом личностных смыслов учащихся и обратной связи от них.
1. Разеев, Д.Н. Переживание, фантазия, интенциональность: взаимосвязь понятий в феноменологии Гуссерля. Homophilosophans // Сборник к 60-летию проф. К.А. Сергеева. - СПб., 2002. - Сер. Мыслители. - Вып. 12.
2. Мэй, Р Любовь и воля. - М.; Киев, 1997.
Bibliography
1. Razeev, D.N. Perezhivanie, fantaziya, intencionaljnostj: vzaimosvyazj ponyatiyj v fenomenologii Gusserlya. Homophilosophans // Sbornik k 60-letiyu prof. K.A. Sergeeva. - SPb., 2002. - Ser. Mihsliteli. - Vihp. 12.
2. Mehyj, R. Lyubovj i volya. - M.; Kiev, 1997.
Статья поступила в редакцию 16.07.13
УДК 378:37.013
Zinkevich E.R., Koulbakh O.S. THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF CONDUCTING THE TEST OF STUDENTS IN MEDICAL INSTITUTE. In the article the authors actualize the problem of pedagogical creativity, which, in particular, reveals itself in creation of the pedagogical technologies of instruction. The authors describe the pedagogical technology of organization of the knowledge control of students in the medical Institute, which is the result of their creative activity. As an example the pedagogical technology of conducting test on training discipline «The functional anatomy of the central nervous system» is proposed.
Key words: higher professional education, pedagogical creativity, the pedagogical technology of instruction, knowledge control.
Е.Р. Зинкевич, канд. пед. наук, доц. каф. общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин Санкт-Петербургского гос. педиатрического медицинского университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]; О.С. Кульбах, д-р мед. наук, проф. каф. общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин Санкт-Петербургского гос. педиатрического медицинского университета, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
В статье авторы актуализируют проблему педагогического творчества, которое, в частности, обнаруживает себя в создании педагогических технологий обучения. Авторы описывают педагогическую технологию организации контроля знаний студентов в медицинском вузе, являющуюся результатом их творческой деятельности. В качестве примера предлагается педагогическая технология проведения контрольной работы по учебной дисциплине «Функциональная анатомияцентральной нервной системы».
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, педагогическое творчество, педагогическая технология обучения, контроль знаний.
Истинный ученый - это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.
Оноре де Бальзак
Процессы, происходящие в настоящее время в системе высшего профессионального образования, характеризуются динамичностью, интенсивностью, новизной и ярко выраженным инновационным характером. Инновационная деятельность преподавателя может реализоваться в педагогическом творчестве. Педагогическая деятельность, как никакая другая, находит свое
яркое воплощение в совершенно особом продукте - в развивающейся личности человека.
Педагогическое творчество эффективно тогда, когда оно опирается на высокий уровень развития педагогического мышления, позволяющего преподавателю анализировать процесс обучения с различных позиций, видеть его слабые и сильные стороны, выстраивать перспективные линии развития этого процесса.
Креативность преподавателя, его ценностное отношение к педагогической деятельности, стремление улучшить процесс
обучения, вызвать познавательный интерес и развить мотивацию учения студентов порождает разнообразные виды творчества: дидактическое, технологическое или организаторское.
Построение и проведение любого учебного занятия, безусловно, требует творческого подхода преподавателя, так как взаимодействие со студентами в процессе обучения - это всегда двустороннее общение субъектов, отличающихся не только разными характерами, гендерными особенностями, но и уровнем образованности, обученности и обучаемости. Все это требует создания обновленных методических схем проведения занятий, разнообразных дидактических методов обучения и контроля, создающих ситуацию личностного развития и успеха для студентов. Собственно вся структура процесса обучения выступает побуждающим началом для творческой мысли преподавателя. В частности, наиболее ярко заявляет себя педагогическое творчество в создании педагогических технологий.
В современной педагогической науке понятие «технология» довольно распространенное. Это понятие пришло «<...> к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология» [1, с. 309].
Обращение к проблеме педагогической технологии можно объяснить объективными и субъективными причинами. Объективные причины лежат в плоскости модернизации современного профессионального образования, а субъективные вполне отражают творческий подход к организации педагогической деятельности, которая, по сути, является искусством.
Г. В. Селевко подверг анализу это широко используемое понятие: «1. Педагогическая технология как разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Р де Киффер, М. Майер). 2. Педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение бихевиористских методов и системного анализа для улучшения обучения (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластёнин, В.М. Монахов, А.М, Кушнир, Б.Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамого). 3. Педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (ПИ. Пидкаси-стый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р Стакенас, Р Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер). 4. Четвертая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, М. Митчел, Р Тормас) [2, с. 4].
Важнейшими характеристиками педагогической технологии рассматриваются: «управляемость (диагностическое целепола-гание, осуществление мониторинга учебного процесса, его необходимая коррекция); эффективность (соответствие образовательным стандартам, возможность достижения поставленных целей обучения, минимальные временные и экономические затраты); воспроизводимость (возможность применения другими преподавателями)» [3, с. 269].
С нашей точки зрения, педагогическая технология обучения - это модель совместной деятельности преподавателя и студентов по проектированию, организации и проведению учебного процесса при активном участии всех его субъектов, что позволяет сформулировать важнейший принцип разработки педагогической технологии и ее реализации на практике - принцип целостности (структурной и содержательной) всего учебного процесса.
Педагогическая технология может, как локально моделировать учебный процесс, заявляя себя в одном учебном занятии, так и системно, охватывая все занятия дисциплины (или даже все дисциплины предметной области).
Как известно, в структуре процесса обучения выделяется шесть взаимосвязанных компонентов: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, мотивационный, контрольнорегулировочный и оценочно-результативный. Проверку и последующую оценку знаний и формирующихся компетенций студентов можно назвать едва ли не важнейшим компонентом процесса обучения. Принимая во внимание дидактический принцип систематичности и последовательности, проверка должна проводиться постоянно. Это обусловливает разнообразие способов проверки и видов оценки знаний и компетенций студентов.
«В современном динамичном мире способы, средства диагностики и контроля качества образования быстро меняются. Отметочная система, существовавшая доныне и измеряющая только конкретный результат, становится малоэффективной. Для анализа результатов образовательных целей сегодня востребованы такие способы и средства, которые позволяют увидеть и оценить динамичность протекания самого процесса реализации образовательных целей и задач» [4, с. 88].
Мы остановимся на описании педагогической технологии, иллюстрирующей контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты процесса обучения.
Завершение нескольких разделов курса или отдельно взятой темы, как правило, заканчивается проведением контрольной работы, которая выполняет функцию систематизации и обобщения знаний, а также контроля сформированных компетенций, как готовности и способности к организации самостоятельной исследовательской деятельности.
Моделируя педагогическую технологию организации контрольной работы, мы выделили в ней следующие взаимосвязанные этапы:
• организационный этап;
• практический этап;
• аналитический этап;
• рефлексивный этап;
• оценочно-результативный этап.
Задача организационного этапа педагогической технологии проведения контрольной работы состоит в разъяснении преподавателем особенностей и условий ее организации. Каждый студент получает вариант контрольной работы (общее количество вариантов - не менее пяти, что обеспечивает широкое разнообразие вопросов (заданий) и минимизирует возможность списывания).
Вариант контрольной работы включает в себя определенное количество заданий, выполнение которых регламентируется временем, повторяющихся заданий в работе нет.
Следует обратить внимание на то, что в процессе выполнения контрольной работы студенты должны не только показать свои знания, но и продемонстрировать понимание учебного материала, готовность применить его на практике, проанализировать состоявшуюся работу и дать ей объективную оценку.
Практический этап педагогической технологии решает задачу самостоятельного выполнения контрольной работы.
После завершения практического этапа студентам предлагается объединиться в творческие группы по уже заявленным вариантам и осуществить проверку выполненных заданий. Подобное объединение способствует личностному и профессиональному развитию студентов, совершенствованию их межличностной коммуникации, формированию корпоративной культуры, обогащению знаний и расширению кругозора.
На аналитическом этапе педагогической технологии главная задача заключается в обсуждении выполненных заданий, оказании помощи друг другу и осуществлении подготовки участников творческой группы к защите результатов своей обобщенной деятельности.
После того, как все творческие группы завершат выступления, им предлагается провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности. Заранее преподаватель предлагает направления рефлексивного анализа: что удалось сделать, что нового узнали, какие допустили ошибки и что хотели бы исправить, чему научились у своих сокурсников, какие компетенции сформировались. Таким образом, каждый обучающийся оказывается вовлеченным в индивидуальную и в коллективную работу, которая закономерно сказывается на формировании его самооценки и развитии умения оценивать результатов деятельности своих коллег.
На оценочно-результативном этапе преподаватель и студенты подводят итоги состоявшейся контрольной работы, они самостоятельно оценивают результаты своей деятельности в соответствии с критериями, заявленными в технологической карте балльно-рейтинговой оценки успеваемости учебной дисциплины. Следует принять во внимание, что в настоящее время государственная политика в области профессионального образования в контексте Болонских соглашений предусматривает изменения в подходах к оценке качества образования и в качестве аналогового механизма оценки рекомендуется использовать накопительную систему баллов за результаты учебно-познавательной деятельности студентов [5].
Мы остановимся на описании педагогической технологии проведения контрольной работы по учебной дисциплине «Функциональная анатомия центральной нервной системы». Содержание контрольной работы опирается на знания, полученные студентами при изучении темы «Краткая характеристика основных этапов пренатального онтогенеза человека», раздел 1. «Основы общей морфологии».
На организационном этапе контрольной работы каждый студент получил один из вариантов с заданиями контрольной работы и условиями ее выполнения.
Содержание контрольной работы было представлено 5 вариантами, каждый вариант включал в себя:
• выполнение тестового задания, предполагающего узнавание теоретического материала;
• работу с научной статьей, отражающей особенности пренатального онтогенеза человека;
• создание кроссворда по теме раздела.
Ниже приведен один из вариантов контрольной работы.
1 вариант контрольной работы Задание 1
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Индивидуальное развитие организма от зачатия до смерти называется:
a) Гаметогенез
b) Филогенез
c) Органогенез
d) Онтогенез
e) Гистогенез
2. Период внутриутробного развития со 2 по 8 неделю развития называется:
a) Фетальный
b) Эмбриональный
c) Начальный
d) Пренатальный
e) Постнатальный
3. Период внутриутробного развития с 9 по 40 недели называется:
a) Фетальный
b) Эмбриональный
c) Начальный
d) Пренатальный
e) Постнатальный
4. Возрастной период от 1 года до 3 лет называется:
a) Раннее детство
b) Первое детство
c) Дошкольное детство
d) Нейтральное детство
e) Счастливое детство
5. Хромосомный набор гамет:
a) 22 Х или 22 У
b) 22 ХУ
c) 22 ХХ
d) 44 ХХ или 44 ХУ
e) 46 ХУ
6. Хромосомный набор соматических клеток:
a) 22ХУ
b) 22ХХ
c) 22Х или 22У
d) 44 ХХ или 44ХУ
e) 46 ХУ
7. Процесс слияния гамет с образованием зиготы называется:
a) Имплантация
b) Оплодотворение
c) Гаструляция
d) Дробление
e) Гистогенез
8. Процесс последовательного деления бластомеров без последующего роста дочерних клеток называется:
a) Имплантация
b) Оплодотворение
c) Гаструляция
d) Дробление
e) Гистогенез
9. Процесс образования зародышевых листков называется:
a) Имплантация
b) Оплодотворение
c) Гаструляция
d) Дробление
e) Гистогенез
10. Процесс внедрения зародыша в слизистую оболочку матки называется:
a) Имплантация
b) Оплодотворение
c) Гаструляция
d) Дробление
e) Гистогенез
11. Образование тканей из материала зародышевых листков называется:
a) Имплантация
b) Оплодотворение
c) Гаструляция
d) Дробление
e) Гистогенез
12. Оплодотворение происходит:
a) Во влагалище
b) В матке
c) В маточной трубе
d) В брюшной полости
e) Во внешней среде
13. Дробление происходит:
a) Во влагалище
b) В матке
c) В маточной трубе
d) В брюшной полости
e) Во внешней среде
14. Имплантация происходит в период внутриутробного развития:
a) С 7-х по 8-е сутки
b) С 7-х по 21-е сутки
c) Со 2-х по 6-е сутки
d) С 1-х по 3-е сутки
e) С 22-х по 44-е сутки
15. Дробление происходит в период внутриутробного развития:
a) С 7-х по 8-е сутки
b) С 7-х по 21-е сутки
c) Со 2-х по 6-е сутки
d) С 1-х по 3-е сутки
e) С 22-х по 44-е сутки
16. Гаструляция происходит в период внутриутробного развития:
a) С 7-х по 8-е сутки
b) С 7-х по 21-е сутки
c) Со 2-х по 6-е сутки
d) С 1-х по 3-е сутки
e) С 22-х по 44-е сутки
17. Зародышевый щиток (диск) образован:
a) Крышей желточного пузырька и крышей амниотического пузырька
b) Крышей амниотического пузырька и дном желточного пузырька
c) Дном желточного пузырька и дном амниотического пузырька
d) Дном амниотического пузырька и крышей желточного пузырька
e) Дном и крышей амниотического пузырька
18. Зародышевая эктодерма представлена клетками:
a) Крыши желточного пузырька
b) Дна желточного пузырька
c) Крыши амниотического пузырька
d) Дна амниотического пузырька
e) Зародышевого щитка
19. Внезародышевая эктодерма представлена клетками:
a) Крыши желточного пузырька
b) Дна желточного пузырька
c) Крыши амниотического пузырька
d) Дна амниотического пузырька
e) Зародышевого щитка
20. Внезародышевая эктодерма представлена клетками:
О Крыши желточного пузырька д) Дна желточного пузырька Ь|) Крыши амниотического пузырька О Дна амниотического пузырька j) Зародышевого щитка
Задание 2
Осуществите анализ предложенной статьи, посвященной проблемам пренатального развития: Агейкин В.А. Недоношенные дети // Медицинский научный и учебно-методический журнал. - 2003. - № 16 (октябрь). - С. 3-15.
Алгоритм выполнения задания следующий:
• назовите основную идею, отраженную в статье;
• объясните возможную причину обращения автора к исследованию этой проблемы;
• какие пути решения обозначенной проблемы предлагает автор;
• какие бы Вы предложили пути решения проблемы;
• подготовьтесь к устному выступлению.
Задание 3
Создайте кроссворд по теме «Краткая характеристика основных этапов пренатального онтогенеза человека» на основе предложенных понятий: имплантация, дробление, гистогенез, амнион, хорион, трофобласт, хорда, склеротом. Вы также можете использовать иную терминологию, относящуюся к изученному разделу 1. «Основы общей морфологии».
После выполнения заданий теста преподаватель предложил студентам проверить и оценить качество его выполнения. Индикатором качества выступали правильные ответы, которые преподаватель продемонстрировал на слайде. Каждый студент имел возможность проверить свою работу и оценить ее. Затем студенты приступили к выполнению остальных заданий контрольной работы.
Библиографический список
Вслед за выполнением всех предложенных заданий студенты объединились в творческие группы по вариантам и осуществили проверку своих выполненных работ, выбрали наиболее удачные кроссворды и подготовили их визуальное изображение, обменялись мнениями по поводу предложенной статьи и подготовились к устному выступлению.
Таким образом, на практическом этапе педагогической технологии студенты самостоятельно выполняли все задания контрольной работы, ее продолжительность составила два академических часа.
В процессе выступления перед аудиторией каждый студент имел возможность высказать свою точку зрения, вступить в дискурс и полилог с преподавателем или со своими коллегами, что обеспечивало обогащение профессионального словаря, формировало способность выступать публично, грамотно и структурно излагать свои мысли.
Завершилась контрольная работа обобщенной оценкой, которая складывалась из следующих слагаемых: оценка студентом результатов своей деятельности, оценка его деятельности коллегами и оценка деятельности студента преподавателем.
Рассматривая педагогическую технологию проведения контрольной работы как модель совместной деятельности преподавателя и студентов, можно сделать вывод, что такие учебные модели выполняют целый ряд функций, обеспечивающих не только контроль знаний, но и личностное развитие обучающихся, обнаруживая все характеристики технологий, среди которых: управляемость, эффективность и воспроизводимость.
1. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т.Б. Бабаева [и др.] // под ред. С.А. Смирнова. - М., 1999.
2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. - М., 2005.
3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев,
A.Г. Пашков и др. // под ред. В.А. Сластенина. - М., 2007.
4. Зинкевич, Е.Р Оценка качества образования студентов медицинских вузов // Вестник Южно-уральского университета. - 2012. -№ 26(285).
5. Педагогические аспекты балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов: учеб. пособ. для преподавателей /
B.А. Аверин, В.Ф. Боршев, Е.Р Зинкевич, Н.Ю. Заварзина, О.С. Кульбах. - СПб., 2010.
Bibliography
1. Pedagogika. Pedagogicheskie teorii, sistemih, tekhnologii: ucheb. posobie dlya stud. sred. ped. ucheb. zavedeniyj / S.A. Smirnov, I.B. Kotova, E.N. Shiyanov, T.B. Babaeva [i dr.] // pod red. S. A. Smirnova. - M., 1999.
2. Selevko, G.K. Pedagogicheskie tekhnologii na osnove didakticheskogo i metodicheskogo usovershenstvovaniya UVP - M., 2005.
3. Pedagogika professionaljnogo obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / E.P. Belozercev, A.D. Goneev, A.G. Pashkov i dr. // pod red. V.A. Slastenina. - M., 2007.
4. Zinkevich, E.R. Ocenka kachestva obrazovaniya studentov medicinskikh vuzov // Vestnik Yuzhno-uraljskogo universiteta. - 2012. - № 26(285).
5. Pedagogicheskie aspektih balljno-reyjtingovoyj sistemih ocenki uspevaemosti studentov: ucheb. posob. dlya prepodavateleyj / V.A. Averin, V.F. Borshev, E.R. Zinkevich, N.Yu. Zavarzina, O.S. Kuljbakh. - SPb., 2010.
Статья поступила в редакцию 16.07.13
УДК 37.02
Kondratenko N.R. ART-FIGURATIVE REPRESENTATIONS IN CONDITIONS OF FORMATION OF THE VOCAL APPARATUS FOR STARTERS VOCALIST. This article is the result of practical work with start-vocals-hundred children in the School of Arts and addressed to teachers who are in search of means of shaping the budding singer voice. On the basis of the experience of many outstanding-ing researchers, teachers, singers and singers, as well as on the basis of their own experience substantiates peculiarities of artistic and imaginative representations of the budding singer, as a means of assisting in the work of the vocal apparatus.
Key words: а^ and figurative representations, vocal apparatus, aspiring singer, vocal skill.
Н.Р. Кондратенко, преп. МБОУК ДОД «Детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки», преп. ФГБОУ
ВПО «Уральский гос. педагогический университет», E-mail: [email protected]
ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА У НАЧИНАЮЩЕГО ВОКАЛИСТА
Статья является результатом практической работы с начинающими вокалистами в детской школе искусств и адресована педагогам, находящимся в поиске средств формирования голоса начинающего вокалиста. На основе опыта многих выдающихся исследователей, педагогов-вокалистов и певцов, а так же на основе собственного педагогического опыта обосновываются особенности формирования художественно-образных представлений начинающего вокалиста как средства, помогающего в работе голосового аппарата.
Ключевые слова: художественно-образные представления, голосовой аппарат, начинающий вокалист, вокальный навык.