Научная статья на тему 'Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов'

Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИД-ПРОВОДНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕПЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / THE GUIDE / THE VOCATIONAL TRAINING / THE CONCEPT / THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулин Александр Ефимович, Каргаполов Валерий Павлович

В работе представлена концепция организации учебного процесса по программе «Гид-проводник» на основе алгоритма, разработанного авторами дидактического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work presents the concept of organization of educational process under the program "Guide" on the basis of the algorithm developed by authors of a didactic complex.

Текст научной работы на тему «Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов»

8. Чесноков, Д.Е. Тезаурусно-дидактическое моделирование при обучении гимнастическим упражнениям : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чесноков Денис Евгеньевич ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - 22 с.

9. Янанис, С.В. Основы обучения движениям // Теория и методика физ. воспитания : учеб. для техникумов физ. культуры / под ред. Г.Д. Харабуги. - 2-е изд., доп. -М. : Физкультура и спорт, 1974. - С. 74-85.

Контактная информация: [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИДОВ-ПРОВОДНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ С АКТИВНЫМИ ФОРМАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТУРИСТОВ

Александр Ефимович Никулин, доцент,

Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК)

г. Хабаровск

Аннотация

В работе представлена концепция организации учебного процесса по программе «Гид-проводник» на основе алгоритма, разработанного авторами дидактического комплекса.

Ключевые слова: гид-проводник, профессиональная подготовка, концепция, учебный процесс.

THE CONCEPT OF VOCATIONAL TRAINING OF GUIDES OF ECOLOGICAL ROUTES WITH ACTIVE FORMS OF TOURISTS' TRAVEL

Alexander Efimovich Nikulin, the senior lecturer,

Valery Pavlovich Kargapolov, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

The Far East State Academy of Physical Training Khabarovsk

Annotation

The work presents the concept of organization of educational process under the program "Guide" on the basis of the algorithm developed by authors of a didactic complex.

Keywords: the guide, the vocational training, the concept, the educational process.

Исходный пункт любой системы профессионального образования - это обоснованная и тщательно подготовленная методологическая база. После того, как акценты проблемы кадрового потенциала экомаршрутов на Дальнем Востоке сместились с декларативных и чисто теоретических и приобрели практическую и деятельную окраску, актуальными стали вопросы:

Как организовать и построить учебный процесс подготовки специалистов для экологических программ в туризме?

Что должны включать в себя учебные планы и программы?

На основе, какой образовательной системы должно проходить обучение?

В связи с этим первоочередным направлением деятельности по созданию системы профессиональной комплексной подготовки «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов» является формирование самой методологии учебного процесса (С.Я. Батышев, 1993, А.М. Новиков, 1996).

Данная задача осложняется тем, что в России нет единого образовательного стандарта по подготовке гидов-проводников, и не только для экологических туров, но и для других видов туризма. Наша страна огромна по территории и разнообразна по ландшафту и климатическим условиям. Примером такого разнообразия может служить Дальний Восток России, где есть и моря, и горы, и быстрые горные реки любой категории сложности, вулканы, пещеры и ледяные просторы Якутии и Чукотки. Как с таким разнообразием создать единую модель подготовки высококлассного специали-

ста, научить его всему и познакомить со всеми или, по крайней мере, со многими уголками дикой природы данной территории.

В этих условиях назрела острая необходимость разработки формы и выработки концептуального содержания процесса образования и подготовки программы «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов» на основе совершенствования уже имеющихся учебных планов и программ специализаций, специальностей и курсов, связанных с организацией туристической деятельности в природной среде.

Предварительное изучение таковых свидетельствует о том, что практической значимостью для целей методологической базы подготовки кадров экологических туров с активными формами передвижения туристов обладают, по крайней мере, пять образовательных методик:

- государственная образовательная программа профессионального высшего образования по специальности «Экологический туризм» (Госстандарт России,1999);

- государственная образовательная программа профессионального высшего образования по специальности «Рекреация и туризм» (Госстандарт России,1997);

- учебная программа курса специализации «Спортивно-оздоровительный туризм» в рамках специальности 032101(65) «Физическая культура»;

- государственная образовательная программа профессионального высшего образования по специальности 032103(65) «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» (Госстандарт России, 2005);

- учебная программа курса «Гид приключенческого туризма» (the Adventure Travel Guide Diploma Program) канадского университета The University College of Can-boo (Стандарт Канады, 1995)

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «ГИД-ПРОВОДНИК» НА ОСНОВЕ АЛГОРИТМА, РАЗРАБОТАННОГО АВТОРАМИ ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Актуальность инновационных преобразований учебного процесса современной высшей школы объективно обусловлена новыми социальными реалиями, а также высоким уровнем требований динамично развивающегося российского общества к профессиональной компетенции выпускников вузов (В.А. Замараев, 2006).

С целью практического решения актуальных проблем и вопросов организации учебного процесса проводится естественный педагогический эксперимент по поиску путей инновации процесса обучения и научно-методического обеспечения преподавания дисциплин по курсу «Гид-проводник экологических туров с активными формами передвижения туристов». Эксперимент проводится на кафедре рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Дальневосточной государственной академии физической культуры совместно с туристическими компаниями г. Хабаровска - ОНП «Меж-регионтур», «Сафари-люкс» и др.

Данное экспериментальное исследование проведено с целью разработки и внедрения в педагогическую практику высшей школы в сфере физической культуры и туризма инновационной модели организации учебного процесса по дисциплинам, необходимым при подготовке гидов-проводников, на основе дидактического аппарата процесса обучения в рамках функциональной совместной творческой деятельности преподавателей и студентов как субъектов образовательного процесса.

Задачи исследования:

1. Разработать дидактический конструкт - учебный комплекс конструирования процессов обучения и самообучения по предметам, входящим в курс «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов».

2. Разработать и внедрить в практику подготовки «Гид-проводник» инновационную модель организации учебного процесса на основе дидактического конструирования и инновационных технологий реализации дидактических целей обучения в пе-

дагогическом процессе.

За основу планирования экспериментального исследования были взяты концептуальные положения современной дидактики - необходимость разработки более совершенной организации процесса обучения, новых обучающихся систем и технологий обучения (И.П. Подласый, 2002, П.И. Пидкасистый., 2007, В.А. Замараев, 2007).

Важным моментом научного поиска для нас были научно-практические возможности науки дидактики, которая, являясь педагогической теорией обучения, позволяет обеспечивать перевод общих целей образования на язык педагогики применительно к конкретным условиям обучения (П.И. Пидкасистый, 2007).

В своей работе мы руководствовались методологией общей теории систем, согласно которой любую систему, в том числе и педагогическую, нельзя одновременно улучшать по нескольким направлениям. Инновации необходимо вводить постепенно и, только убедившись в их полезности, всесторонне все проверив, думать о следующих шагах (И.П. Подласый, 2002).

При этом актуальна не только сама инновация модели образования и вывод её на более высокий творческий уровень. Не менее актуальна разработка научнотеоретического, дидактического обеспечения предлагаемых авторами инновационных преобразований. В рамках наших интегрированных поисковых педагогических исследований данный подход был основополагающим, при этом главная роль отводилась инновации технологии - содержанию, формам, средствам и методам как ведущему системообразующему компоненту педагогической системы, определяющему её внутренние качества - конкретные условия функционирования и заданный на перспективу результат.

С целью реализации поставленной задачи на основе авторской методики общепрофессиональной подготовки студентов и слушателей курса по подготовке гидов-проводников был разработан оригинальный дидактический комплекс (конструкт) -алгоритм обучения, позволяющий студентам и слушателям формировать научнопредметные знания, которые способны к постоянному обновлению, имеют прогностический характер, обеспечивают саморазвитие обучаемых.

Дидактический комплекс представляет преподавателям и студентам теоретические и методические нормативные научные материалы организации процессов обучения и самообучения. При этом обучаемые с учетом требований педагогики современной высшей школы имеют творческую педагогическую возможность самостоятельно планировать процесс обучения, самостоятельно осуществлять его контроль и вносить коррективы.

Модель структурной организации дидактического комплекса представлена на

рис. 1.

По форме изложения дидактического материала разработан комплекс методики обучения студентов, слушателей, в котором программа «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов» является оригинальным педагогическим продуктом нового поколения, так как конструктивно впервые разработана схема подачи теоретического и практического материала, которая сочетает элементы конвекционного, программированного обучения. В рамках учебного процесса это позволяет в полном объеме выполнить образовательные функции, обеспечивая мотивацию обучения, предоставление обучаемым предметной информации, методологии обучения, контроля, коррекции и самооценки полученных знаний и умений.

Теоретический блок:

1.1. История и развитие туризма.

1.2. Теоретические основы туризма.

1.3. Основные положения и законы в туризме.

1.4. Изучение основ социальной психологии и педагогики.

Практический блок:

2.1. Методические указания по самостоятельной работе студентов.

2.2. Ситуационные задачи по преодолению тех или иных локальных препятствий на учебных маршрутах.

2.3. Совершенствование техники, тактики, общей и специальной физической подготовки.

2.4. Специальная подготовка действиям в аварийной ситуации.

2.5. Воспитание морально- волевых качеств.

2.6. Учебно-исследовательская работа студентов.

Рис. 1. Модель структурной организации дидактического комплекса

Понятийный аппарат структурных элементов дидактического комплекса включает в себя:

Теоретический блок, который представлен четырьмя разделами:

1.1. История развития туризма. Исторические данные впервые представлены в учебном процессе по подготовке гидов-проводников как неотъемлемые компоненты социокультурного процесса развития человеческого общества и российской государственности. Они содержат богатый информационный потенциал воспитания учащегося как гражданина своего отечества и члена мирового сообщества.

1.2. Предметные теоретические основы содержат фундаментальные базовые основы туризма, экологии, топографии, этнографии, природы, медицины, особенности климата Дальнего Востока, основных природных комплексов, а также вариативную современную прогностическую научную информацию.

1.3. В этом разделе теоретической подготовки происходит изучение законов и постановлений в области туризма, рыболовства, природного и лесного законодательства, миграционного и таможенного кодекса России и т.д.

1.4. Изучение основ социальной психологии и педагогики для гида-проводника необходимо, так как он является руководителем путешествия, и мы в своей работе указывали, что многое зависит от того, особенно в сложных ситуациях, насколько он может управлять группой.

Практический блок (дидактический аппарат процесса обучения) представлен шестью основными разделами, в которые входят:

2.1. Методические указания по самостоятельной работе студентов - обеспечивают познание учебного материала студентами на репродуктивном уровне. В этом разделе студент получает задание от педагога на отработку каких-либо действий, которые ему необходимо довести до автоматизма самостоятельно.

2.2. Ситуационные задачи - проблемный уровень познания. В учебных походах педагог ставит задачи по преодолению тех или иных препятствий определенным способом, а также соответствующие задачи как назначенному руководителю группы, так и её участникам; в этом блоке предусматривается и получение познания с использованием ситуационно-ролевых игр - эвристический уровень познания.

2.3. Совершенствование техники, тактики и специальной физической подготовки - практический уровень познания. Особенность экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов заключается в том, что тур может быть водным, горным, пешим, лыжным, комбинированным и т. д. Поэтому специалист (гид-проводник) должен обладать знаниями техники и тактики прохождения различных маршрутов, включая особенности использования плавсредств (байдарки, лодки, раф-ты, катамараны) при путешествии по воде; умением ходить на лыжах как по скалистой местности, так и там, где имеются ледниковые отроги, в лыжном путешествии; умением восходить на горы и преодолевать заболоченную местность; владеть техникой и навыками спуска в пещеры, навыками использования гидрокостюмов и т. д.

2.4. Специальная подготовка и подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях. Ключевое место в экологическом туре занимают вопросы обеспечения безопасности и, в частности, действия в аварийной ситуации. От действий гида-проводника в таких ситуациях напрямую зависит жизнь людей. Мы в нашей практике для специальной технической подготовки гидов-проводников используем комплекс упражнений, моделирующих аварийные ситуации на различных маршрутах - водных, пеших, горных и т. д.

2.5. Воспитанию морально-волевых качеств у занимающихся по программе «Гид-проводник» отводится особое место. Волевые качества успешнее всего формируются и совершенствуются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Развивать волевые качества у занимающихся по программе «Гид-проводник» необходимо постоянно. Моделирование таких трудностей удобнее всего осуществлять в походных условиях, поэтому формой обучения являются практические занятия.

2.6. Учебно-исследовательская работа студентов - обеспечивается исследовательский уровень познания экологических туров с активными формами передвижения туристов.

В рамках дидактического планирования предметно-онтологической модели образовательного процесса обучаемых используют следящие структурные элементы дидактического комплекса: теоретический блок; практический блок; контрольно-корректирующий блок, который предусматривает корректировку в области теоретического блока раздела 1.3. Так как закон о туризме и положения по спортивнооздоровительному туризму с учетом развития общества и мировой тенденции видоизменяются, претерпевает определенные изменения законодательство в области охраны природной среды и природопользования, меняется иммиграционное и таможенное законодательство России, необходимо производить корректировку методов и форм подготовки по практическому блоку. Контрольно-корректирующий блок, контрольный метод обучения формирует контрольные вопросы и тестовые задания обучаемых. Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию преподавателя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий. Блок самооценки знаний обучаемых вытекает из оценки преподавателя

и ощущений слушателей, насколько они усвоили курс. В структуру модели мы включили «возможный профессиональный рост». Это связанно с тем, что слушатели в процессе обучения проходят практику или работают и имеют возможность применять полученные знания и умения в реальной действительности, критически оценивать свои знания, умения и планировать свою карьеру.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Новые реалии социально-экономических приоритетов российского общества и связанное с этим реформирование высшей школы, направленное на совершенствование образовательного процесса, его научно-методического обеспечения на основе интегрированных концепций дидактики как теории обучения педагогики, как науки обеспечивающей реализацию дидактических принципов и задач обучения, являются актуальной научной проблемой теории и практики профессионального высшего образования.

2. Адаптация общедидактических принципов к конкретной дидактической ситуации в процессе обучения студентов вузов физической культуры и туризма предметам, входящим в блок подготовки гидов-проводников, к конкретным дидактическим задачам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы туризма 99 : сб. науч. тр. Вып. 3. - М. : Сов. спорт, 2000. - 232 с.

2. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт. Поиск Задачи Пути реализации / С.Я. Батышев. - М. : Высшая школа, 1987. - 340с.

3. Замараев, В. А. Инновационная система совершенствования непрерывного образовательного процесса по курсу анатомии в вузах физической культуры // Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры и спорта: сб.науч. статей под ред. И.В. Брызгалова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. № 10(81). Вып. 6. Том. 1. — С. 35-37.

4. Новиков, А.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. - 1996. - № ХХ. - С. 3-8.

5. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.-с. 576

6. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасиситого. - М. : Высшее образование, 2007. - 430 с.

Контактная информация: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО ВАЖНЫХ

КАЧЕСТВ ИГРОКОВ

Максим Юрьевич Нифонтов, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты сравнительного анализа психологических свойств начинающих футболистов с такими же свойствами игроков со стажем и их сверстников, не занимающихся спортом. Это отражает характер влияния занятий футболом на развитие спортивно важных качеств игроков.

Ключевые слова: спортивный отбор, развитие, спортивно важные качества, свойства личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.