УДК 796.5 DOI 10.14526/24_2014_24
МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ГИДОВ-ПРОВОДНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ С АКТИВНЫМИ ФОРМАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТУРИСТОВ
А. Е. Никулин - доцент, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-
оздоровительного туризма, ФГБОУ ВПО «Дальневосточная государственная академия физической культуры», г. Хабаровск
MODELLING OF EDUCATIONAL PROCESS IN TRAINING GUIDES FOR ECOLOGICAL TOURS WITH ACTIVE FORMS OF TRAVEL
A-Е. Nikulin, Associate Professor, Head of Recreational Sports and Tourism Department, Far East State Academy of Physical Culture
Khabarovsk
e-mail: pavel-turizm-chelny@yandex. ru
Ключевые слова: профессиональная подготовка, экологический туризм, модель образовательного процесса.
Аннотация. В статье представлена модель организации учебного процесса подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов на основе алгоритма, разработанного автором дидактического комплекса.
Методы исследования. С целью проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач в рамках настоящего исследования использовались анализ данных научно-методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, опрос (анкетирование), контент-анализ выпускных квалификационных работ обучающихся в Образовательном некоммерческом партнерстве «Межрегиотур», педагогический эксперимент по созданию системы специальной подготовки «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов».
Материалы. Настоящее исследование базируется на многолетнем опыте работы автора по обеспечению экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов, основу которого составляет тщательная многократная подготовка участников и проводников походов, которые были организованы Межрегиональной ассоциацией независимых туроператоров Дальнего Востока (МАНТ ДВ), Образовательным некоммерческим партнерством «Межрегиотур» (InterRegioTour), туристскими компаниями города Хабаровска: ООО «Азимут», ООО «Вэлком», ООО «Спартак-тур», ООО «Сафари Люкс».
Результаты. Разработанная нами на основе концептуальных теоретических, нормативных положений инновационная модель образовательного процесса дидактической системы подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов была внедрена в учебный процесс с учетом современных требований высшей школы. В том числе была учтена безопасность
функционирования предлагаемой системы, которая обеспечивает сознательную, управляемую, творчески развивающую познавательную деятельность обучаемых как компетентных субъектов образовательного процесса.
Заключение. Адаптация общедидактических принципов к конкретной дидактической ситуации в процессе обучения по предметам, входящим в блок подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов, применительно к конкретным дидактическим задачам - совершенствованию личностно развивающей самообразовательной творческой деятельности обучаемых на курсах и их профессиональной подготовки - позволила разработать и внедрить в педагогическую практику дидактическое конструирование, делающее процесс обучения более сознательным, управляемым, эффективным.
Key words: professional training, guide, model of educational process.
Summary. The article represents the model of organizing educational process for training guides for ecological tours with active forms of travel on the basis of algorithm developed by the author of the didactic package.
Research methods. For purposes of verification of the suggested hypothesis, and the realization of tasks in the framework of this study, we used data analysis of the scientific and methodological literature, study and generalization of pedagogical experience, survey (questionnaire), content analysis of final qualifying works of students in InterRegioTour Educational Noncommercial Partnership, pedagogical experiment on creation of the system of special training «Guide for ecological tours with active forms of travel».
Materials. The present research is based on the author's many years experience to provide ecological tours with active forms of travel which basis is the thorough repeated training of participants and guides of the hikes, which were organized by the Interregional Association of Independent Tour Operators of the Russian Far East (IAITO), InterRegioTour Educational Noncommercial Partnership, and the tourist companies of the city of Khabarovsk: Azimuth LLC, Welcome LLC, Spartak Tour LLC, Safari Luxe LLC.
Results. Based on conceptual theoretical and regulatory provisions we have developed the innovative model of educational process of didactic system for training guides of ecological tours with active forms of travel which has been introduced into educational process taking into account modern requirements of the higher school. Also account has been taken for safety in operation of the proposed system that provides conscious, responsive, creativity-developing cognitive activity of trainees, as competent actors of the educational process.
Conclusion. Adaptation of the general didactic principles to specific didactic situation in the process of training of the subjects included in the block of training guides for ecological tours with active forms of travel, with reference to specific didactic problems - improving the personality-developing self-educational creative activity of trainees in the courses and their professional training - has allowed to develop and introduce into teaching practice the didactic design, making the learning process more conscious, responsive, and efficient.
Современное состояние туристской индустрии в России обусловливает необходимость подготовки специалистов, способных планировать и реализовывать программы туристских мероприятий, связанных с активными формами передвижения туристов, в том числе с организацией спортивных походов и путешествий (В. И. Жолдак, В. А. Квартальнов, 2001).
Актуальность данной проблеме придает целый комплекс взаимосвязанных факторов: стремительно возрастающая в мире популярность экологических маршрутов с активными формами передвижения и значительный в экологическом плане потенциал территории Дальнего Востока.
Необходимость переориентации профессионального образования в направлении развития профессиональных компетенций обусловлена многими факторами. Это, прежде всего, тот факт, что в последнее время происходят значительные изменения в сфере
профессиональной деятельности будущих специалистов, нередко молодой специалист сталкивается в своей работе с экстремальными ситуациями. В связи с этим процесс подготовки гида-проводника должен дать ему как теоретические знания, так и практические, которые будут актуальны длительное время и обеспечат ему успешную работу на многие годы.
«Гид-проводник - профессионал, показывающий туристам достопримечательности местности или города и обеспечивающий безопасное прохождение маршрута». (И.В.Зорин,
B.А.Квартальнов. Туристский терминологический словарь, М., - Советский спорт, 1999,
C.85).
Нами была разработана модель структурной организации образовательного процесса по подготовке гидов-проводников (Рис. 1).
Рис. 1. Модель образовательного процесса по подготовке гидов-проводников
- 103 -
Разработанная модель учебного процесса подготовки гидов-проводников экологических маршрутов предоставляет возможность преподавателям и обучаемым как полноправным субъектам образовательного процесса с учетом дидактической ситуации, личностных особенностей и профессиональных целей обучения конструировать не только различные модели образовательного процесса и уровни познания учебного материала, но и сам процесс обучения.
В своём исследовании мы опирались на автора классической структуры педагогической системы В.П. Беспалько.
Модель образовательного процесса дидактической системы по подготовке гидов-проводников была внедрена в учебный процесс с учетом современных требований высшей школы. В том числе была учтена безопасность функционирования предлагаемой системы, которая обеспечивает сознательную, управляемую, творчески развивающую познавательную деятельность обучаемых как компетентных субъектов образовательного процесса.
Слагаемые педагогической технологии заключаются в том, что цели соотносятся с результатами, образуя замкнутый цикл. Полнота совпадения цели с результатами служит надёжным критерием эффективности педагогического процесса. Управление, объединяющее все компоненты педагогической системы, также является относительно самостоятельным компонентом, так как имеет свои цели и структуру. Оно основывается на мониторинге. Системообразующим компонентом педагогической системы всё чаще называют технологию учебно-воспитательного процесса. «При таком подходе, -подчеркивает И. П. Подласый, педагогическая система - устойчивый организационно-технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели». (Подласый И.П. Педагогика, 2007. С.111).
Кроме того, методологической основой оптимизации является системный подход. Критерии оптимальности - показатель, на основании которого осуществляется оценка возможных вариантов развития процесса, их сравнение и выбор наилучшего из них.
В своей модели мы постарались учесть инновационные направления в образовательном процессе в разделе «Безопасность жизнедеятельности», который предусматривает безопасность всех компонентов педагогической системы и является исключительно важным. При подготовке такого специалиста, как «Гид-проводник» много времени отводится на отработку сложных действий в экстремальных условиях природной среды, моделируются опасности и отработка действий в них. Все сведения, которые слушатели получают в процессе подготовки на наших занятиях, концентрируются и реализуются в конкретных действиях в соответствии с разработанными нами методиками. Основная задача - преподнести обучаемым умения и навыки таким образом, чтобы избежать рисков и исключить все случаи несоблюдения безопасности при проведении туристских мероприятий.
Психологи отмечают, что ни одна модель не может претендовать на универсальность [8,10,11]. По мере исследования объекта структура модели может видоизменяться, некоторые элементы могут быть удалены или, наоборот, добавлены новые. Логика исследования проблемы требует создания такой структуры модели специальной подготовки, где стороны, находясь в состоянии взаимозависимости, взаимоизменения и взаимообогащения, обеспечат конкурентоспособность специалиста на рынке туристских услуг.
Сущность профессионального саморазвития личности гидов-проводников экологических маршрутов в процессе обучения заключается в том, что процесс обучения ориентирован на актуальные образовательные потребности личности в её профессиональном саморазвитии, учитывая особенности данной профессии, требующей ответственности за здоровье и жизнь доверенных гиду-проводнику клиентов; подвигает
обучающихся на мотивацию обучения, ответственное отношение и изначально субъективную позицию в обучении. При этом жизненный опыт и опыт педагогов выступают в качестве источника нового знания. При рациональном сочетании в обучении теоретических и практических навыков, а также регулярных практик непосредственно в похожей среде, где будет проходить будущая работа, обеспечивается преемственность обучения.
То внимание, которое уделяется философами личности человека, позволяет выделить в нашем рассуждении личностный компонент как ведущий и включить в его содержание субъективную позицию человека в общении и деятельности, а также собственную активность в процессе обучения.
Сформулируем важный для нас вопрос: каким должно быть образование -«быстрым» или «длительным»? С одной стороны, реально можно быстро освоить многие массовые профессии на уровне стабильного выполнения того, "что требует начальство". Но, с другой стороны, многие психологи труда отмечают, что профессиональное развитие продолжается до пенсии. Как отмечает В.С. Олейников, главная задача профессиональных учебных заведений состоит ".. .не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификации.» [10]. Суть «непрерывного образования» -постоянное развитие профессионала, соответствующее развивающемуся современному производству [9]. Помимо простого перечня областей знания, представители которых изучают, рассматривают труд, и некоторых соответствующих понятий, полезно рассмотреть вопрос о характере связей психологии труда со смежными непсихологическими отраслями знания и практики. Этим мы как бы ориентировочно очертим место психологии труда среди соответствующих конкретных наук. Области знания и практики, имеющие первую степень родства с психологией труда, — философия (в аспекте не только общего понимания труда в развитии и существовании человека, но также и профессиональной этики и деонтологии — учения о долге и должном), экономика труда, социология труда, физиология труда, гигиена труда, профессиональная педагогика (педагогика профтехнической школы, средней специальной и высшей школ), педагогика трудового обучения и воспитания, частные методики профессиональной школы [1, 2].
Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет производить какие-то товары или услуги, но, прежде всего, позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а «сам человек в его общественных отношениях»).
Именно этими факторами, в первую очередь, предопределяется острая необходимость разработки концептуального содержания и эффективной формы подготовки специалистов для сферы экологического туризма и незамедлительного их внедрения в систему профессионального туристского образования.
Литература:
1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1982. - 192 с.
2. Батышев, С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт. Поиск. Задачи. Пути реализации / С.Я. Батышев. - М. : Высш. шк., 1987. - 340 с.
3. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман, Р. Вейсс, Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. - М., 1995. - Вып. 2. - С. 16-45.
4. Жолдак, В. И. Менеджмент спорта и туризма / В. И. Жолдак, В. А. Квартальнов. - М. : Советский спорт, 2001. - 416 с. - ISBN 5-85009-624-8.
5. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма : справочник / И.В. Зорин, А. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2000. - 368 с. : ил. - ISBN 5-279-02264-0.
6. Зорин, И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М. : Советский спорт, 1999. - С. 85.
7. Подласый, И.П. Педагогика. Теория и технология обучения : учеб. для студентов вузов / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М .: Владос, 2007. - 515 с.
8. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии / Л.С. Рубинштейн. - Изд. 4-е. -СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
9. Леднев, B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / В.С. Леднев. - М. : Высш. шк., 1988. - 282 с.
10. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М. : Знание, 1996. - 308 с.
11. Франкл, В. Человек в поисках смысла : пер.с англ. и нем. / В. Франкл; общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 364 с. - (Биб-ка зарубежной психологии). - ISBN 5-01-001606-0.
12. Bartkus, K.R., T. Gillpatrick The Nature and Scope of Re source-Based Tourism: Implication for The Russian Federation and Role of University Research and Support for Business / K.R. Bartkus // Туризм на Дальнем Востоке: состояние, проблемы, перспективы : сб. матер. Второй междунар. науч.- практ. конф. -Хабаровск : ХГАЭП, 1998. - С. 98-105.
Bibliography
1. Babansky, Yu.K. Problems of Increasing the Efficiency of Pedagogical Research / Yu.K.Babansky. - Moscow: Pedagogika, 1982. - 192 pp.
2. Batyshev, S.Ya. Reform of the Vocational School: Experience. Search. Problems. Ways of Realization. / S.Ya.Batyshev. - Moscow: Vysshaya Shkola, 1987. - 340 pp.
3. Gazman, O.S. From Authoritarian Education to Pedagogics of Freedom / O.S.Gazman, R.Veiss, N.B.Krylova // New Values of Education. - Мoscow, 1995. - Issue 2. - pp. 16-45.
4. Zholdak, V.I. Management of Sports and Tourism / V.I.Zholdak, V.A.Kvartalnov. - Мoscow: Sovetsky Sport, 2001. - 416 pp. - ISBN 5-85009-624-8.
5. Zorin, I.V. Tourism Encyclopaedia: the Directory / I.V.Zorin, A.A.Kvartalnov. - Moscow: Finansy i Statistika, 2000. - 368 pp.: pic. - ISBN 5-279-02264-0.
6. I.V.Zorin, V.A.Kvartalnov. The Tourism Terminology Dictionary, Moscow: Sovetsky Sport, 1999. -
p. 85.
7. Podlasy, I.P. Pedagogics. The Theory and Technology of Teaching: Textbook for students of high educational institutions / I.P. Podlasy - 2nd Edition, revised and supplemented. - Moscow: Vlados, 2007. - 515 pp.
8. Rubinstein, L.S. The Basis of General Psychology / L.S. Rubinstein. - 4th Edition. -Saint Petersburg: Peter, 2000. - 712 pp.
9. Lednev, V.S. Continuous Education: the Structure and Content / V.S.Lednev. - Moscow: Vysshaya Shkola, 1988. - 282 pp.
10. Markova, A.K. The Psychology of Professionalism / A.K.Markova. - Moscow: Znanie, 1996. -
308 pp.
11. Frankl, V. Man's Search for Meaning: translated from English and German. / V.Frankl; general editorship of L.Ya.Gozman, D.A.Leontyev; introductory article of D.A.Leonteyv - Moscow: Progress, 1990. -364 pp. - (The Library of Foreign Psychology). - ISBN 5-01-001606-0.
12. Bartkus, K.R., T. Gillpatrick. The Nature and Scope of Resource-Based Tourism: Implication for The Russian Federation and Role of University Research and Support for Business / K.R. Bartkus // Tourism in the Far East: Condition, Problems, Prospects: Collected materials of the Second International Research and Practice Conference. - Khabarovsk: Khabarovsk State Academy of Economics and Law, 1998. - pp. 98-105.
Статья поступила в редакцию: 6.02.2014 г.