Научная статья на тему 'Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов'

Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИД-ПРОВОДНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНЦЕПЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / GUIDE / VOCATIONAL TRAINING / CONCEPT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никулин Александр Ефимович, Каргаполов Валерий Павлович

В работе представлено моделирование учебного процесса по курсу «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никулин Александр Ефимович, Каргаполов Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study presents the modeling of educational process for course Ecological tours Guides involved in active forms of travel.

Текст научной работы на тему «Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов»

способа организации атаки, что тактически является неоправданным.

Анализ количественных и качественных характеристик игровых действий юных вратарей в условиях соревновательной деятельности позволил установить следующую закономерность: с возрастом доля технико-тактических действий игры на выходах из ворот увеличивается (с 25,8 до 28,3%) и соответственно снижается доля игры в воротах (с 33,6 до 31,6%) и организации атак (с 40,6 до 40,1%), а также существенно увеличивается (с 59,8 до 73,8%) общее количество технико-тактических действий вратарей.

ВЫВОДЫ

1. При игре в воротах наиболее эффективными и надежными являются технико-тактические действия, связанные с точным выбором места. С возрастом антиципирующая деятельность вратаря повышается, обеспечивая более точную позицию в воротах, что вынуждает его реже пользоваться различными падениями и прыжками при отражении ударов по воротам.

2. В процессе соревновательной деятельности наименее надежными являются приемы, связанные с ловлей и отбиванием мяча в прыжке. На надежность выполнения этих технико-тактических приемов оказывают влияние расстояние, с которого производится удар, сила удара, его внезапность и «угол обстрела» ворот. Перемещения большого количества игроков обеих команд в момент передачи мяча в штрафную площадь мешают вратарю принимать правильное решение, что приводит к запаздыванию и преждевременному выходу на перехват.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасименко, А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов : учеб.-метод. пособие / А.П. Герасименко ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2003. - 72 с.

2. Невтянов, А.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет с учетом координационной сложности нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Невтянов А.А. - М., 1998. - 26 с.

3. Шамардин, А.И. Оптимизация функциональной подготовленности футболистов : монография / А.И. Шамардин ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2000. - 276 с.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИДОВ-ПРОВОДНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ С АКТИВНЫМИ ФОРМАМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ТУРИСТОВ

Александр Ефимович Никулин, доцент

Валерий Павлович Каргаполов, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК)

г. Хабаровск

Аннотация

В работе представлено моделирование учебного процесса по курсу «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов».

Ключевые слова: гид-проводник, профессиональная подготовка, концепция, учебный процесс.

CONCEPT AND MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING FOR ECOLOGICAL TOURS GUIDES INVOLVED IN ACTIVE FORMS OF TOURISTS' TRAVEL

Alexander Efimovich Nikulin, the senior lecturer,

Valery Pavlovich Kargapolov, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Far East State Academy of Physical Training Khabarovsk

Annotation

The study presents the modeling of educational process for course “Ecological tours Guides involved in active forms of travel”.

Keywords: guide, vocational training, concept, educational process.

Научно-педагогический творческий поиск позволил впервые в педагогической практике преподавания курса «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов» на основе дидактического конструкта разработать дидактическую систему - теорию организации процесса обучения и самообучения учащихся в рамках общепрофессиональной педагогической подготовки студентов и слушателей [1] (рис. 1).

Рис. 1. Модель структурной организации дидактической системы

Слушатели курсов по подготовке гидов-проводников должны в процессе обучения разобрать блок контрольных вопросов, успешно сдать письменные тесты в виде зачетов по каждой дисциплине, участвовать в походах на категорийных маршрутах (практический тест) и успешно сдать междисциплинарный экзамен после окончания подготовки.

Анализируя обучение гидов-проводников, мы считаем правомерным выделение значимых для нашего исследования условий взаимосвязи теории и практики, влияющих на развитие профессионально важных качеств будущего специалиста, к которым мы относим объективные: психолого-педагогические, научно-методические, дидактические, деятельностные и субъективные условия. Д.Холл акцентирует внимание на том, что построение модели - это обучающий процесс, позволяющий узнать возможности и трудности задачи.

По мере исследования объекта структура модели может видоизменяться, некоторые элементы могут быть удалены или, наоборот, добавлены новые.

Логика исследования проблемы требует создания такой структуры модели специальной подготовки, где стороны, находясь в состоянии взаимозависимости, взаимо-изменения и взаимообогащения, обеспечат конкурентоспособность специалиста на рынке туристских услуг.

Функциональная эффективность предлагаемой дидактической системы в рамках педагогического процесса обеспечивается дидактическим конструированием процесса обучения, профессиональной совместной творческой деятельностью субъектов образовательного процесса, высокой профессионализацией обучения, его социальнонравственной педагогической направленностью, творчески развивающей самообразовательной деятельностью учащихся.

Разработанная инновационная дидактическая система конструирования учебного процесса подготовки по программе «Гид-проводник экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов» предоставляет возможность преподавателям и слушателям как полноправным субъектам образовательного процесса с учетом конкретной дидактической ситуации личностных особенностей и профессиональных целей обучения конструировать не только различные модели образовательного процесса и уровня познания учебного материала, но и сам процесс обучения (рис. 2).

-----------► Процесс обучения

-----------► Процесс самообучения

Рис. 2. Модель процесса обучения и самообучения гидов-проводников

На основе концептуальных теоретико-нормативных положений разработанной дидактической системы в педагогическую практику преподавания блока дисциплин по подготовке гидов-проводников была внедрена инновационная модель структурной организации учебного процесса с учетом современных требований высшей школы, в том числе и безопасности функционирования предлагаемой системы, обеспечивающих сознательную, управляемую, творчески развивающую познавательную деятельность слушателей как компетентных субъектов образовательного процесса (рис. 3).

Раздел "Безопасность жизнедеятельности учебного процесса" является исключительно важным в нашей модели. Все практические занятия проводятся при безусловном обеспечении их безопасности. Все сведения, которые слушатели получают в процессе подготовки, на наших занятиях концентрируются и реализуются в конкретных действиях согласно разработанным нами методикам. Основная задача раздела -дать слушателям умения и навыки для обеспечения безопасности при проведении туристских мероприятий.

Рис. 3. Модель учебного процесса по подготовке «Гид-проводник». За основу взяты модельные параметры педагогической системы (И.П. Подласый, 2002)

Эффективность предлагаемых инноваций учебного процесса подтверждается положительными результатами проведенного педагогического эксперимента (рис. 4), в котором участвовали 15 студентов кафедры РиСОТ Дальневосточной академии физической культуры и 15 слушателей курсов подготовки гидов-проводников в Образовательном некоммерческом партнерстве «Межрегиотур».

Рис. 4. Динамика качества успеваемости по специальным дисциплинам студентов кафедры РиСОТ и слушателей курсов по подготовке гидов-проводников в ОНП «Межрегиотур». По оси ординат - качество успеваемости (в баллах), по оси абсцисс - продолжительность педагогического эксперимента

Однако следует отметить неравнозначность динамики роста показателей качественной и абсолютной успеваемости и освоения практических навыков. В период наработки методических приёмов и внедрения их в учебный процесс (1996-2001 гг.) они имеют более низкие цифровые значения. Активное внедрение интегрированных научно-педагогических методов и стабильное их использование в учебном процессе при наличии базы достаточного опыта практической реализации (2001-2008 гг.) обеспечило устойчивую положительную динамику роста показателей успеваемости, качества знаний и практических умений.

Высокая результативность внедрения дидактических основ по предметам для слушателей курсов по подготовке гидов-проводников в учебный процесс объясняется

ранее наработанным педагогическим опытом, а также спецификой учебной деятельности слушателей курсов, большим объёмом их самостоятельной деятельности, высоким уровнем личностной мотивации, а также использованием разработанных дидактических материалов.

Содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из следующих четырех структурных элементов:

- опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний;

- опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - умений и навыков;

- опыта творческой деятельности в форме решения проблемных ситуаций;

- опыта эмоционально-ценностных отношений.

При всей необходимости уроков теоретического характера практический урок для подготовки специалистов очень важен. В основе построения занятия лежат главные дидактические принципы и их интерпретация применительно к туризму.

Принцип сознательности. Обучение гида-проводника приобретает решающую роль. Оно ориентирует слушателя на необходимость думать, понимать, оценивать, сопоставлять, требует ответственного отношения к осваиваемым приёмам и объективной оценки своих возможностей и действий группы. Умения, технические навыки, физическая подготовленность, личный опыт - важнейшие компоненты квалификации гида-проводника. Безопасность и успех туров решают не столько эти знания, сколько их сознательное применение.

Принцип активности. Сознательное усилие слушателя на выполнение учебной или практической цели. Самостоятельность в выборе способов решения поставленной задачи, находчивость и личная инициатива, способность в нужный момент проявить качества лидера, оказать необходимую поддержку - вот основные стороны этого принципа. Реализация принципа активности - одно из основных условий обучения.

Принцип систематичности. Подготовка должна вестись регулярно, как правило, по программе, направленной на выполнение поставленной задачи. Практические занятия должны быть подчинены строгой системе: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Нарастание физических нагрузок и усложнение осваиваемых приемов осуществляется постепенно.

Принцип доступности. Теоретические тренировочные занятия, походы, другие туристические мероприятия должны быть доступны слушателям как по уровню понимания, так и по физическим и эмоциональным нагрузкам. Постепенное увеличение нагрузок, постепенное возрастание сложности материала и преодоление более сложных участков на маршрутах по мере подготовленности слушателей - главный путь реализации принципа доступности.

Принцип наглядности. Показ, демонстрация приема, подлежащего изучению. Его цель - формирование у слушателей яркого синтетического образа, объединяющего зрительные впечатления от показа со словесными пояснениями.

Принцип прочности. Речь идет о закреплении усвоенных навыков и способности правильно применять их в различных условиях. Лучшим средством здесь являются практические занятия и учебно-тренировочные походы.

Самым надежным способом оценки квалификации подготовленного гида-проводника в свете перечисленных принципов должны служить разборы занятий или действий во время учебно-тренировочного похода, где суммируются и анализируются впечатления всех участников.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Совершенствование личностно-развивающей самообразовательной творческой деятельности учащихся для конкретных дидактических целей обучения - совер-

шенствование профессиональной подготовки студентов высшей школы - позволило разработать и внедрить в педагогическую практику физической культуры дидактическое конструирование, делающее процесс обучения для студентов более сознательным, управляемым, эффективным.

2. Опытно-экспериментальным путем установлено, что основными условиями подготовки гидов-проводников в экологическом туризме с активными формами передвижения туристов являются:

первое - подбор предметов, профессионально-ориентированных и необходимых им в дальнейшей работе: топография и ориентирование на местности, экология и природопользование, поисково-спасательные работы в условиях природной среды, краеведение, оказание первой медицинской помощи пострадавшему;

второе - выработка у данных специалистов профессиональных качеств, волевых, нравственных, психологических.

ЛИТЕРАТУРА

1. Никулин, Е.А. Концепция профессиональной подготовки гидов-проводников экологических маршрутов с активными формами передвижения туристов / Е.А. Никулин, В.П. Каргаполов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 11(57) - С. 56-61.

2. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002. - с. 576

3. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасиситого. - М. : Высшее образование, 2007. - 430 с.

Контактная информация: dwgafk@mail.kht.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛОСТНОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Нина Васильевна Панова, доцент, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

(СПб АППО)

Аннотация

В статье представлена целостная модель личностно-профессионального развития учителя физической культуры через формы деятельности в непрерывном педагогическом образовании, сопровождение профессиональной деятельности, анализ составляющих индивидуального стиля педагога как необходимого условия профессиональной деятельности до уровня смысла жизни на разных этапах жизненного пути.

Ключевые слова: уровни личностно-профессионального потенциала педагога на разных этапах жизненного пути, личностно-профессиональное развитие педагога.

REALIZATION OF INTEGRAL MODEL OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILLS

AT DIFFERENT STAGES OF LIFE

Nina Vasilevna Panova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St.-Petersburg Academy of Postdegree Pedagogical Education

Annotation

The article presents the integral model for personal and professional development of the pedagogue of physical training through forms of activity in a continuous pedagogical education, accompanying of professional work, analysis of components of individual style of teacher as a necessary condition in professional work up to the level of meaning of life, at different stages of life.

Keywords: levels of personal and professional potential of the teacher at different stages of life, personal and professional development of the pedagogue.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.