Научная статья на тему 'Соматическая реабилитация детей с нарушением слуха средствами аудиовизуального воздействия'

Соматическая реабилитация детей с нарушением слуха средствами аудиовизуального воздействия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1066
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУХОТА / ДЕТИ / ЛЕЧЕНИЕ / HEARING IMPAIRMENT / CHILDREN / TREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крамаренко А. Л., Замараев В. А., Радивоз М. И.

В статье приведены данные по экспериментальному исследованию возможности применения аудиовизуальных информационных технических средств в процессе медицинской реабилитации младших школьников, имеющих тяжелые нарушения слухового анализатора. Выявлено корригирующее влияние занятий лечебной физической культурой с использованием цветомузыкотерапии на соматическое состояние детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крамаренко А. Л., Замараев В. А., Радивоз М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Somatic rehabilitation of children with hearing impairment by means of audiovisual exposure

The article provides data on experimental applicability of audiovisual media during medical rehabilitation of junior schoolchildren suffering severe impairment of auditory analyzer. Therapeutic exercises assisted with colors and music therapies have revealed therapeutic effect on children's somatic condition.

Текст научной работы на тему «Соматическая реабилитация детей с нарушением слуха средствами аудиовизуального воздействия»

Неврология и психиатрия

УДК 615.821 : [615.851.82 + 612.843.31] : 616.28 - 008.14 - 053.5.001.891.5 А.Л. Крамаренко, В.А. Замараев, М.И. Радивоз

СОМАТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Дальневосточный государственный медицинский университет; Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск

Число детей с отсутствием или пониженной функцией органа слуха, по данным ВоЗ, в мире имеет тенденцию к увеличению. Так, в Российской Федерации, на примере центрального федерального округа, темпы роста с 1996 по 2002 г. составили 138% [8]. В 1999 г. в России было зарегистрировано около 600 тыс. детей и подростков с нарушениями слуха, из них лишь 147 тыс. состояли на учете в сурдологических кабинетах. Возрос процент рождения недоношенных детей с низкой массой тела (от 700 до 1100 г), которые составляют группу высокого риска по патологии органов слуха и речи [9].

известно, что нарушение слуха у детей в раннем возрасте приводит к нарушению формирования у них речевых навыков, замедлению темпов и качества развития высшей нервной деятельности, нарушению эмоционального статуса [2]. глухота существенно ограничивает поступление к ребенку информации о внешнем мире.

Это вызывает замедление процессов познания окружающего мира и овладения большинством двигательных навыков [5]. При исследовании познавательной деятельности у глухих детей отмечены нарушения в формировании интеллекта, психофизиологических механизмов, процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики — это существенно затрудняет процесс обучения и воспитания таких детей [3].

движения у детей с нарушением слуха отличаются скованностью и однообразием, имеют устойчивый ма-нипулятивный характер [15]. отмечается замедление отдельных движений, темпа мышечной деятельности в целом. У глухих детей с сочетанными дефектами осанки ослаблена мышечная проприорецепция, что ведет к замедлению развития общей подвижности ребенка, точности, гибкости и ловкости его движений [14].

Резюме

В статье приведены данные по экспериментальному исследованию возможности применения аудиовизуальных информационных технических средств в процессе медицинской реабилитации младших школьников, имеющих тяжелые нарушения слухового анализатора. Выявлено корригирующее влияние занятий лечебной физической культурой с использованием цветомузыкотерапии на соматическое состояние детей.

Ключевые слова: глухота, дети, лечение.

A.L. Kramarenko, V.A. Zamaraev, M.I Radivoz

SOMATIC REHABILITATION OF CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT BY MEANS OF AUDIOVISUAL EXPOSURE

Far Eastern State Medical University;

Far Eastern State Academy of Physical Culture, Khabarovsk

Summary

The article provides data on experimental applicability of audiovisual media during medical rehabilitation of junior schoolchildren suffering severe impairment of auditory analyzer. Therapeutic exercises assisted with colors and music therapies have revealed therapeutic effect on children's somatic condition.

Key words: hearing impairment, children, treatment.

Цель исследования — разработать систему мероприятий по коррекции соматического состояния детей младшего школьного возраста с патологией слуха на основе

комплексного использования технических средств аудиовизуального воздействия в сочетании с реабилитационным циклом физических упражнений.

Материалы и методы исследования

Медико-педагогические исследования проводили на базе муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста МОУ «Вербатон» и специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 1 вида «Суваг» г. Хабаровска. Начальный этап исследования проводился среди детей младшего школьного возраста (7-10 лет) с нарушением слуха (20 чел.) и их нормально слышащих сверстников (20 чел.). В основном медико-педагогическом исследовании участвовали дети с патологией слуха, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы по 10 чел. в каждой. Обе группы были однородны по полу, состоянию здоровья и степени тугоухости (стойкая нейросенсорная тугоухость 3-4 ст.). У этих детей имелись нарушения речи, осанки, вплоть до сколиотической, и органические нарушения ЦНС различной степени тяжести.

Различия в содержании занятий лечебной физической культурой в контрольной и экспериментальной группах заключались в методике проведения программы вариативной части занятий.

В экспериментальной группе использована разработанная нами методика. Она включала синхронное визуальное и звуковое сопровождение двигательной деятельности глухих детей в сочетании с циклом лечебной и адаптивной физической культуры. В контрольной группе занятия проводились в соответствии с комплексной программой физического воспитания учащихся 1-4 классов по общепринятой учебной программе, включающей традиционные средства адаптивной физической культуры.

В работе использованы тесты, отвечающие критериям стандартизации [1, 6, 11, 13]. При этом оценивались силовые качества детей: вис на прямых руках; силовая выносливость мышц брюшного пресса; скоростные качества: бег на короткие дистанции — 30 м, челночный бег 3x10 м/с. Скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места, гибкость, силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость мышц правой и левой стороны туловища. Быстроту двигательной реакции измеряли по ПЗМР (простой зрительно-моторной реакции). С целью оценки развития координационных качеств использовались тесты на статическое и динамическое равновесие.

Содержание методики

В условиях глухоты компенсация нарушения слуха происходит в основном за счет усиления сенсорного и визуального восприятия. Эта особенность использована при разработке нашего метода. Ребенок с нарушением слуха должен хорошо видеть то, что ему предстоит делать, поэтому показ движений (направление, темп, скорость, последовательность действий, маршруты перемещения и т.п.) должен быть особенно точным и обязательно сопровождаться не только словесной инструкцией, но и такими управляющими сигналами, как цветовой режим и темпо-ритмовая структура музыки.

При этом учитывалось, что ведущую роль в отработке мышечно-моторных программ на начальных этапах в системе обратных связей имеют сигналы «внешнего контура» — в форме зрительного и слухового контроля. По мере освоения двигательного навыка информация от рецепторов двигательного анализатора и внутренних органов (внутренний контур) приобретает все большее значение и обеспечивает автоматизацию двигательного навыка.

Применение в процессе физического воспитания средств и методов адаптивной физической культуры в сочетании с предлагаемыми нами аудиовизуальными техническими средствами основывалось на особенностях коррекционно-ритмической музыкотерапии [4]. При этом учитывалось, что интенсивная мышечная работа вызывает активизацию гипоталамо-гипофизарной системы и системы эндогенных эпиоидных пептидов (ЭОП)

— энкефалинов и эндорфинов. Система эпиоидных пептидов (ЭоП) стимулирует в организме биосинтез белков, регенерацию тканей, иммунитет, процессы детоксика-ции, снижает болевую чувствительность, способствует формированию у человека положительных эмоций и ощущению «мышечной радости» [7, 10, 12].

В содержание методики положена возможность компенсации отсутствия слуха посредством активизации тактильной и визуальной сенсорных систем с доминирующим воздействием на зрительный анализатор детей с нарушением слуха в процессе проведения занятий лечебной физической культурой. Для того чтобы воспроизведение детьми движений (направление, темп, скорость, последовательность действий и т.п.) было точным, они сопровождались управляющими характеристиками цветового режима и темпо-ритмическими характеристиками музыки. Физические нагрузки регулировались за счет низкочастотных звуковых колебаний (30 Гц) и мощности (25 W), а также частоты пульсаций цветовых режимов (andante — andantino).

При помощи воздействии цветовых режимов (общие, дискретные, статичные и динамичные) подавался сигнал к началу или завершению выполнения двигательных действий, а также при помощи цветового ритма музыкальных композиций регулировалась темпо-ритмовая структура игровых действий, сокращая тем самым словесные разъяснения педагога.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ показателей физического развития слышащих здоровых детей и их сверстников, страдающих тугоухостью, позволил установить, что дети с нарушением слуха имеют более низкие показатели, характеризующие соматический функциональный статус. Выявлено достоверно значимое снижение уровня развития у них физических двигательных качеств (быстрота, гибкость, силовая выносливость, скорость простой зрительно-моторной реакции, скоростно-силовые качества и статическое равновесие). Результаты исследований свидетельствуют, что у детей с тугоухостью отмечается достоверное уменьшение совокупности показателей физической подготовленности: уменьшена точная координация выполнения движений; снижен уровень развития силовых возможностей основных мышечных групп

— сгибателей и разгибателей, особенно статической и

силовой выносливости. отмечено снижение навыков сохранения статического равновесия тела; ослабление способности ориентации двигательных реакций в пространстве; замедление скорости выполнения отдельных движений и их совокупности в целом. Выявлено также ослабление центрального торможения и замедление скорости обратных реакций.

Проведение занятий лечебно-физкультурного цикла с аудиовизуальным сопровождением вызвало повышение интенсивности информационного воздействия на дистантные сенсорные системы организма.

У глухих детей воздействие предлагаемого реабилитационного цикла сопровождалось улучшением соматического статуса за счет таких показателей, как быстрота, гибкость, силовая выносливость, скорость простой зрительно-моторной реакции, скоростно-силовых качеств и статического равновесия. В контрольной группе изменение аналогичных показателей и соматического статуса было недостоверным.

Высокое реабилитационное значение лечебной физической культуры, используемое нами в процессе эксперимента, во многом обусловлено тесной связью эмбрионального развития нервной и мышечной систем, глубокой интеграции обмена веществ мышц в метаболические процессы организма и функциональную активность органов при выполнении двигательных действий. Мышечная работа, а также эмоциональное напряжение в процессе активных двигательных действий вызывают развертывание специальных гомеостатических реакций — общего адаптационного синдрома (ОАС), сопровождающегося гиперсекрецией катехоламинов (КА) и глю-кокортикоидов (гк).

По данным литературы [10, 12], регуляторные нейро-пептиды, более интенсивно выделяемые при эустрессе, могут стимулировать в нейронах головного мозга процессы синапсогенеза и дендродендритических контактов. Под влиянием цикла реабилитационной лечебной физической культуры с цветомузыкальным сопровождением совокупность данных изменений, по-видимому, создает благоприятные условия для улучшения у глухих детей деятельности центров Вернике и Брока.

Таким образом, в работе выявлены особенности соматического статуса у глухих детей младшего школьного возраста. они проявляются в отставании от нормально слышащих сверстников (р<0,05) по следующим показателям: физической подготовленности (гибкость, скоро-стно-силовые качества), скорости, силовой выносливости мышц, зрительно-моторной реакции, способности к сохранению статического равновесия.

Предлагаемая реабилитационная методика, основанная на создании искусственной управляемой информаци-

онной среды, обеспечивает стимуляцию компенсаторных возможностей сенсорных систем детей с патологией слуха в повышении эффективности управления собственными двигательными действиями.

Литература

1. Бондаревский Е.Я., Нармшанов Б.А. Структура, методы и оценки, уровни развития и пути совершенствования равновесия у спортсменов: Учеб. пос. М.: ГЦОЛИФК, 1981. 56 с.

2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д.; Феникс, 2004. 352 с.

3. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2000. 22 с.

4. декер-Фойгт г.г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер, 2003. С. 208.

5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Под ред. А.н. леонтьева, А.Р. лурия. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.

6. дорошенко А.С. Планирование уроков по физической культуре для учащихся 1 класса: Учеб. пос. Хабаровск: ДВГАФК, 2004. 126 с.

7. Замараев В.А., Могилев B.E., Радивоз М.И. // Физкультурное образование в странах северо-востока Азии на рубеже веков: Мат-лы междун. науч. конф. Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2001. С. 72-76.

8. Кондракова Э.В. // Главврач. 2005. №5. С. 25-31.

9. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. // Дефектология. 1999. №5. С. 80-83.

10. Мотавкин П.А. Введение в нейробиологию. Владивосток: Изд-во «Медицина ДВ», 2003. 249 с.

11. Решетнева Г.А., Шнейдер О.С., Шатанкова Л.Н. оценка физического развития и физической подготовленности детей 3-7 лет в условиях Хабаровского края: Учеб. пос. Хабаровск: ДВГАФК, 2003. 59 с.

12. Рыжавский Б.Я. Развитие головного мозга: отдаленные последствия влияния некомфортных условий. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2002. 161 с.

13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пос. М.: Академия, 2001. 368 с.

14. Хода Л.Д. Физическая реабилитация глухих детей 4-7 лет Республики Саха (Якутия): Дис. ... канд. пед. наук. Нерюнгри, 1999. 195 с.

15. Montgomery Р.С. // Phys. Ther. 1987. Vol. 67, №12. P. 1873-1876.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.