Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ДАНИЛОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕЙ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ДАНИЛОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ / LEISURE ACTIVITIES / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES / PEDAGOGICAL WORKSHOPS / WORK WITH TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Юлия Алексеевна

В данной статье рассматривается опыт реализации Даниловской художественной галереей творческих проектов для подростков «Другой город» и «Открытый город. Художники - детям. Творческий практикум». Оба проекта являются победителями Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, направленного на поддержку культурных инициатив российских регионов, который проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Освещаемые проекты созданы с применением проектно-исследовательской деятельности школьников, а также включают в себя элементы технологии «Педагогические мастерские» и направлены на привлечение подростков к творческой, исследовательской деятельности, формирование у них активной гражданской позиции, развитие патриотизма и интереса к истории. Также проекты реализуют профориентационную и досуговую функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF ORGANIZING THE DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN BY DANILOVSKAYA ART GALLERY

The article discusses the experience of Danilovskaya Art Gallery's realization of creative projects for teenagers “Another City” and “Public City. Artists for children. Creative workshop”. Both projects are winners of the All-Russian competition “Cultural Mosaic of Small Towns and Villages” of Elena and Gennady Timchenko Charitable Foundation, aimed at supporting cultural initiatives in Russian regions, which is supported by the Ministry of Culture of the Russian Federation. The covered projects were created using the design and research activities of schoolchildren, and also include elements of the “Pedagogical workshops” technology and are aimed at attracting teenagers to creative, research activities, forming their active civic position, developing patriotism and interest in history. Also, the projects realize career guidance and leisure functions.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ДАНИЛОВСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕЙ»

предложить обучающимся выполнить дома с последующей демонстрацией результатов на уроке. Длительные опыты по выяснению влияния разных экологических факторов на растительный организм можно предложить старшеклассникам с последующим описанием результатов.

Таким образом, демонстрационный опыт позволяет показать явления природы, исследовать связи с другими явлениями, на этой основе сформулировать новое понятие или сделать обобщение

на уровне закона природы и упрощает сам процесс проведения лабораторного опыта.

При использовании демонстрационного опыта, как метода познания, школьники успешно смогут познакомиться с методами познания биологической науки, осуществить наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнение, сделать выводы и обобщения и усвоить общебиологические знания, практические умения и навыки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бавтуто, Г.А. Лабораторный практикум по анатомии и морфологии растений / Г.А. Бавтуто. - Минск : Высшая школа, 1985. - 352 с. - Текст : непосредственный.

2. Бинас, А.В. Биологический эксперимент в школе : кн. для учителя / А.В. Бинас [и др.]. - Москва : Просвещение, 1990. - 192 с. - Текст : непосредственный.

3. Жарикова, Н.В. Школьный биологический эксперимент : учеб.-метод. пособие / Н.В. Жарикова. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2007. - 60 с. - Текст : непосредственный.

4. Пасечник, В.В. Биология. 6 класс. Многообразие покрытосеменных растений : учебник / В.В. Пасечник. -Москва : Вентана-Граф, 2017. - 208 с. - Текст : непосредственный.

5. Пономарева, И.Н. Биология. 7 класс : учебник / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. - Москва : Вентана-Граф, 2019. - 272 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Bavtuto G.A. Laboratornyj praktikum po anatomii i morfologii rastenij [Laboratory workshop on plant anatomy and morphology]. Minsk: Vysshaja shkola, 1985. 352 p.

2. Binas A.V., et al. Biologicheskij jeksperiment v shkole: kn. dlja uchitelja [Biological experiment at school]. Moscow: Prosveshhenie, 1990. 192 p.

3. Zharikova N.V. Shkol'nyj biologicheskij jeksperiment: ucheb.-metod. posobie [School biological experiment]. Tomsk: Izd-vo TGPU, 2007. 60 p.

4. Pasechnik V.V. Biologija. 6 klass. Mnogoobrazie pokrytosemennyh rastenij: uchebnik [Biology. 6 grade. Variety of angiosperms]. Moscow: Ventana-Graf, 2017. 208 p.

5. Ponomareva I.N., Kornilova O.A., Kuchmenko V.S. Biologija. 7 klass: uchebnik [Biology. 7 grade]. Moscow: Ven-tana-Graf, 2019. 272 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Т.А. Заложных, студент факультета информатики, математики и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия.

Н.В. Шарыпова, кандидат биологических наук, доцент, завкафедрой биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: sharnadvla@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0942-5630.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

T.A. Zalozhnykh, student of the faculty of informatics, mathematics and natural sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia.

N.V. Sharypova, Ph. D. in Biological Sciences, Department Chair of Biology and Geography with Teaching Methods, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sharnadvla@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-0942-5630.

УДК 379.81

Юлия Алексеевна Иванова

г. Ярославль

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников Даниловской художественной галереей

В данной статье рассматривается опыт реализации Даниловской художественной галереей творческих проектов для подростков «Другой город» и «Открытый город. Художники - детям. Творческий практикум». Оба проекта являются победителями Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, направленного на поддержку культурных инициатив российских регионов, который проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Освещаемые проекты созданы с применением проектно-исследовательской деятельности школьников, а также включают в себя элементы техноло-

гии «Педагогические мастерские» и направлены на привлечение подростков к творческой, исследовательской деятельности, формирование у них активной гражданской позиции, развитие патриотизма и интереса к истории. Также проекты реализуют профориентационную и досуговую функции.

Ключевые слова: организация досуга, проектно-исследовательская деятельность, педагогические мастерские, работа с подростками.

Yuliya Alekseevna Ivanova

Yaroslavl

The experience of organizing the design and research activities of schoolchildren by

Danilovskaya Art Gallery

The article discusses the experience of Danilovskaya Art Gallery's realization of creative projects for teenagers "Another City" and "Public City. Artists for children. Creative workshop". Both projects are winners of the All-Russian competition "Cultural Mosaic of Small Towns and Villages" of Elena and Gennady Timchenko Charitable Foundation, aimed at supporting cultural initiatives in Russian regions, which is supported by the Ministry of Culture of the Russian Federation. The covered projects were created using the design and research activities of schoolchildren, and also include elements of the "Pedagogical workshops" technology and are aimed at attracting teenagers to creative, research activities, forming their active civic position, developing patriotism and interest in history. Also, the projects realize career guidance and leisure functions.

Keywords: leisure activities, design and research activities, pedagogical workshops, work with teenagers.

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. Цель технологии: интеллектуальное и творческое развитие учеников, создание условий для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Результат применения технологии: формирование у ребенка нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни [4, С. 225].

Проектно-исследовательская деятельность направлена на формирование у школьников «умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию» [4, С. 119]. Особенностью данной деятельности является самостоятельный выбор обучающимися проблем, которые их интересуют, источников информации и способов ее решения.

С использованием обозначенных выше педагогических средств Даниловская художественная галерея реализовала два проекта: «Другой город» и «Открытый город. Художники - детям. Творческий практикум» (далее - «Открытый город»). Оба проекта являются победителями Всероссийского конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, направленного на поддержку культурных инициатив российских регионов; конкурс проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Суть проектов - привлечение подростков к творческой, исследовательской деятельности, формирование активной гражданской позиции, развитие патриотизма и интереса к истории. Заявкой на участие являлась любая творческая работа, раскрывающая авторскую позицию на тему «Мой план захвата города». Например, эссе, фото, рисунок или что-либо другое с описанием (пояснением). Присланные работы не подвергались оценке, данный этап предполагал выявление интересов и потенциала будущих участников, был направлен создание мотивационной базы для творческой активности (Рис. 1).

Рис. 1. Заявка одной из участниц - серия снимков «Встреча с молодостью»

Руководителями, наставниками и кураторами проектов и творческих работ участников были краеведы, скульпторы, художники, искусствоведы, фотографы.

Итогом работы детей и продуктом проекта «Другой город» стало «Наглядное пособие для нескучных прогулок по Данилову, составленное его юными жителями» или «Нескучный путеводитель» - детский взгляд на памятные и всем знакомые в городе места. Для этого в течение года проводились творческие мастерские (Рис. 3).

1. Сентябрь. Первая встреча: знакомство, обсуждение интересных детям мест в городе, распределение по группам, выбор объектов для исследования, планирование мастерских по изготовлению частей путеводителя: железнодорожный вокзал, конная площадь, торговый дом (торговые ряды), поселок Горушка и др.

Далее в течение двух месяцев творческие группы изучали историю выбранных объектов: осваивали различные техники - фото, видео, за-

метка, зарисовка, комикс и др., совершали экскурсии к выбранным местам, выполняли задания. Например, группа «торговые ряды» должна была найти архивные записи об этом месте, сделать фото здания внутри и снаружи, определить типологию самого здания, окон и витрин, узнать почему именно здесь «тусуются» подростки города и т.д.

2. Ноябрь-январь. Обсуждение собранного материала. Знакомство с творчеством современных художников, скульпторов, с техникой трафарета, граффити, коллажа. Выполнение творческого практикума согласно изученному материалу.

Например, одна из творческих групп решила выяснить, кому принадлежат 3 головы уже более 10 лет нависающие над фасадом картинной галереи. Выяснили и воспроизвели облик отсутствующих тел в различных техниках (слева направо): муза живописи и графики (техника граффити), муза скульптуры (техника складывания «гармошкой»), муза фотографии (техника коллажа) (Рис. 2).

Рис. 2. Музы на фасаде Художественной картинной галереи

Рис. 3. Нескучный путеводитель

3. Январь-март. Продумывание концепции путеводителя, работа над трафаретами, макетирование.

4. Март. Конкурс идей, скетчей для афиши, сбор путеводителя, печать. Монтаж выставки.

5. Апрель - выставка.

Проект «Открытый город» предполагал творческий практикум по созданию конкретного физического продукта. Участие приняли 30 даниловских школьников от 15 до 18 лет, присоедини-

лись и те, кто принимал участие в проекте «Другой город». Итогом работы детей стали 3 скульптуры и 7 настенных росписей.

Процесс работы базировался на лекциях, мастер-классах и практических занятиях. Каждый мог выбрать для себя наиболее интересную роль: график, скульптор, генератор идей, проводник по городу, коммуникатор.

Этапы реализации:

1. Сентябрь. На первой встрече традиционно состоялось знакомство с кураторами мастерских, презентация проекта, живое общение с профессионалами.

Со второй встречи началась работа - творческие замыслы, наброски, идеи, обсуждение. Данный этап был полностью посвящен исследованию города вместе с краеведом Дмитрием Андреевым, выбору места и темы для работы.

Правила выбора объекта:

- место не должно быть частью исторически ценного здания, но может находиться рядом;

- при выборе места нужно учитывать его историю;

- работа должна отражать отношение автора к проблеме.

2. С ноября по март подростки выступали в роли самостоятельных исследователей города. Они, помимо сбора информации о выбранном месте, продумывали и макетировали свои будущие городские объекты.

Одновременно с этим проводились обучающие лекции по изучению творчества современных художников и скульпторов; мастер-классы по конструированию моделей, по работе с техникой граффити и трафаретами.

3. В марте состоялась выставка моделей скульптур и эскизов граффити, монтаж и демонтаж которой вместе с кураторами осуществляли участ-

ники проекта. Кроме того, они выступили в роли экскурсоводов на выставке.

Все предложенные идеи были согласованы с администрацией города и получено разрешение на размещение творческих работ школьников.

4. До середины июля творческие группы воплощали свои идеи в жизнь в реальном масштабе.

Приведу в качестве примера самые яркие и запоминающиеся работы.

Евгений Дунаев создал «Памятник летчику»: 6 июля 1970 года 23-летний Иван Михайлович Пиминов - летчик Костромского авиаотряда отдал свою жизнь, ради жизни жителей нашего города. Его летательный аппарат (МИГ-17) был поврежден, но поломку он смог заметить, когда уже приближался к городу. Те, кто был внизу, видели и слышали, как с ревом и свистом пронесся самолет. У Ивана Михайловича был лишь миг, чтобы решить: катапультироваться или увести машину за город, чтобы спасти жизни людей, ведь падала она на нефтебазу. Последствия могли быть непоправимыми. И молодой парнишка решился на жертву. Подвиг этого великого героя должен помнить каждый. Поэтому я решил сделать эту скульптуру и поставить ее рядом с нефтебазой [3] (Рис. 4).

Данный проект был оценен как «достойный монументального воплощения в материале (бетон, металл)» [3].

Рис. 4. «Памятник летчику»

Денис Кузнецов запечатлел страницу истории Второй мировой войны: «Башня из котов»: Эта

композиция посвящена суровым голодным дням Ленинграда во время Второй мировой войны, когда немцы создали «кольцо» вокруг города, тем самым закрыв доступ к внешнему миру. Запасы еды в городе быстро закончились, начался неописуемый голод. Люди ели все, что найдут, лишь бы в желудок что-то попало. В том числе кошек. В последствии развелось большое количество крыс - бороться с ними было некому. И тогда из разных го-

родов России по особому распоряжению в Ленинград стали свозить большое количество кошек-крысоловов. Одним из «поставщиков» оказался и Данилов. Я решил создать необычную композицию, которая состоит из множества животных. Флаг из кота на самом верху, означает победу - победу над крысами и победу над врагами [3] (Рис. 5).

Скульптуру планируют включить в проект Привокзальной площади [3].

19 июля 2020 г. состоялась презентация работ в формате пешей экскурсии по объектам (Рис. 6).

Рис. 5. «Башня из котов»

Рис. 6. Маршрут экскурсии

Отзывы детей об участии в проектах: «Раньше я боялась допустить ошибку, сделать "неправильно"», «Я понял, что у меня есть талант», «Научился выходить из зоны комфорта», «Повысилась самооценка» [1].

Таким образом, мы считаем, что данные проекты - это нестандартная и уникальная форма организации деятельности, которая объединяет в себе творческую атмосферу и психологический ком-

форт, развивает у участников познавательные и коммуникативные способности, мотивирует к исследовательской деятельности, и, что особенно ценно - предоставляет ребенку право на ошибку. Важными особенностями проектов являются идеи диалога, сотрудничества и сотворчества, а результат работы определяется не только полученными продуктами деятельности, умениями и знаниями, а также качеством процесса открытия нового.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. #Другой Данилов. - Текст. Изображение : электронные // Вконтакте : соц. сеть. - URL: https://vk.com/drugoydanilov (дата обращения: 10.08.2020)

2. О проекте Культурная мозаика малых городов и сел. - URL: http://cultmosaic.ru (дата обращения: 12.08.2020). -Текст : электронный.

3. Открытый город. - Текст. Изображение : электронные // Вконтакте : соц. сеть. - URL: https://vk.com/otkrutiyugorod (дата обращения: 10.08.2020).

4. Чернявская, А.П. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии : учеб. пособие / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова ; под общ. ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2016. - 311 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. #Drugoj Danilov. Vkontakte: soc. set' [Vkontakte]. URL: https://vk.com/drugoydanilov (Accessed 10.08.2020).

2. O proekte Kul'turnaja mozaika malyh gorodov i sel [About the project Cultural mosaic of small towns and villages]. URL: http://cultmosaic.ru (Accessed 12.08.2020).

3. Otkrytyj gorod [Public city]. Vkontakte: soc. set' [Vkontakte]. URL: https://vk.com/otkrutiyugorod (Accessed 10.08.2020).

4. Chernjavskaja A.P., Bajborodova L.V., Harisova I.G. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti. Chast' I. Obra-zovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie [Technologies of pedagogical activity. Part I. Educational technologies]. In A.P. Cher-njavskoj (eds.). Jaroslavl': Izd-vo JaGPU, 2016. 311 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю.А. Иванова, магистрант кафедры педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет», г. Ярославль, Россия, e-mail: iwanowa.ylia.21@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9858-9092. СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ:

В.В. Белкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий, декан факультета социального управления, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет», г. Ярославль, Россия, e-mail: verabelkina@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9931-8144.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Yu.A. Ivanova, Master's student of the Department of Pedagogical Technologies, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, e-mail: iwanowa.ylia.21@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9858-9092.

INFORMATION ABOUT THE SCIENTIFIC MANAGER:

V.V. Belkina, Associate Professor of the Department of Pedagogical Technologies, Dean of the Faculty of Social Management, Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky, Yaroslavl, Russia, e-mail: verabelki-na@mail.ru, ORCID: 0000-0002-9931-8144.

УДК 376

Галина Николаевна Казаручик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Брест, Республика Беларусь

Развитие интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи: проблемы и способы решения

В статье рассматривается проблема развития интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. На основании результатов эмпирического исследования автор дает сравнительную характеристику умениям дошкольников с общим недоразвитием речи и нормативным речевым развитием регулировать темп и ритм речи, высоту и силу голоса, выделять ударный слог, пользоваться логическим ударением, сформированности интонационных средств речи. С учетом выявленных проблем автором предложена программа развития интонационной выразительности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игр-драматизаций. Программа включает литературные произведения, доступные для драматизации воспитанниками с речевым недоразвитием; задачи, которые можно решать в ходе драматизации каждого произведения и методику работы с детьми. Описаны педагогические условия использования игр-драматизации в коррекции интонационной выразительности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, игра-драматизация, интонационная выразительность речи, интонация, общее недоразвитие речи.

Galina Nikolaevna Kazaruchik

Brest, Republic of Belarus

The development of intonational expressiveness of the senior preschool children with general speech underdevelopment: problems and solutions

The article deals with the problem of developing the intonation side of speech in older preschool children with general speech underdevelopment. Based on the results of an empirical study, the author gives a comparative characteristic of the abilities of preschool children with General speech underdevelopment and normative speech development to regulate the pace and rhythm of speech, the height and strength of the voice, allocate a stressed syllable, use logical stress, the formation of intonation means of speech. Taking into account the identified problems, the author proposes a program for the develop-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.