Научная статья на тему 'Интеграция образовательных областей в процессе реализации программы "Вдохновение"'

Интеграция образовательных областей в процессе реализации программы "Вдохновение" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА "ВДОХНОВЕНИЕ" / INTEGRATION / INTERACTION / INTEGRATED APPROACH / PROJECT ACTIVITIES / PROGRAM "INSPIRATION"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усольцева Олеся Анатольевна, Ган Наталья Юрьевна

В данной статье рассматривается организация целостного интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении, заменяющего учебные занятия с помощью проектной деятельности. Ранее в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такой способ принятия информации не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Всё это привело к использованию интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, это проектная деятельность. В статье представлен опыт внедрения проектной деятельности на основе программы «Вдохновение» одного из детского сада Шадринского района «Ручеек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усольцева Олеся Анатольевна, Ган Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of educational areas in the implementation of the program "Inspiration"

In this article the organization of the complete integrated process in preschool educational institution replacing training sessions by means of project activity is considered. Earlier in the DOE there was a tendency to increase the number of directly educational activities in the mode of the day, the inclusion in them is not always useful and necessary content of the pupil, representing, as a rule, fragmentary information from different fields of science. This way of accepting information does not become knowledge, because it is not actualized in the child's life, and, accordingly, does not form a holistic view of the world as a single system where everything is interconnected. All this has led to the use of an integrated approach in the education of preschool children. One of the forms of implementation of this approach, which allows children to save time for communication, walks, independent creativity and play activities, is project activity. The article presents the experience of implementing the project.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательных областей в процессе реализации программы "Вдохновение"»

УДК 37.01

Олеся Анатольевна Усольцева

г. Шадринск Наталья Юрьевна Ган

г. Шадринск

Интеграция образовательных областей в процессе реализации программы «Вдохновение»

В данной статье рассматривается организация целостного интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении, заменяющего учебные занятия с помощью проектной деятельности. Ранее в ДОУ существовала тенденция увеличения количества непосредственно образовательной деятельности в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такой способ принятия информации не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано.

Всё это привело к использованию интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, это проектная деятельность. В статье представлен опыт внедрения проектной деятельности на основе программы «Вдохновение» одного из детского сада Шадринского района «Ручеек».

Ключевые слова: интеграция, взаимодействие, интегрированный подход, проектная деятельность, программа «Вдохновение».

Olesya Anatolyevna Usoltseva Shadrinsk Natalya Yurievna Gan

Shadrinsk

Integration of educational areas in the implementation of the program "Inspiration"

In this article the organization of the complete integrated process in preschool educational institution replacing training sessions by means of project activity is considered. Earlier in the DOE there was a tendency to increase the number of directly educational activities in the mode of the day, the inclusion in them is not always useful and necessary content of the pupil, representing, as a rule, fragmentary information from different fields of science. This way of accepting information does not become knowledge, because it is not actualized in the child's life, and, accordingly, does not form a holistic view of the world as a single system where everything is interconnected.

All this has led to the use of an integrated approach in the education of preschool children. One of the forms of implementation of this approach, which allows children to save time for communication, walks, independent creativity and play activities, is project activity. The article presents the experience of implementing the project.

Keywords: integration, interaction, integrated approach, project activities, program "Inspiration".

В настоящее время в системе дошкольного образования происходит поиск новых моделей и путей организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Одним из инструментов в создании путей достижения необходимого качества образования, его совершенствования и эффективности в развитии детей, а также сохранении их здоровья и возможности свободного проживания периода детства является интеграция.

Принцип интеграции, предложенный Федеральными государственными стандартами, являются основополагающим при развитии современного дошкольного образования. Внедрение и реализация интеграции образовательных областей способствует обновлению и перестройки образовательной деятельности в дошкольной организации на основе синтеза и объединения пяти образовательных областей.

Идея интегративного подхода в образовании раскрыто в трудах педагога Я.А. Коменского, который утверждал, что все между собой должно

быть постоянно взаимосвязано и пропорционально распределено между разумом, памятью и языком. Он утверждал, что идея интеграции может быть одной из важных и перспективных методологических направлений становления образования.

В отечественной педагогике К.Д. Ушинский в процессе теоретического исследования выявил психологические основы взаимосвязи разных предметов. На сегодняшний день проблемами интеграции занимаются такие исследователи и педагоги как Т.С. Комарова, М.Б.Зацепина, К.Ю. Белая,

A.А. Майер, Н.А. Короткова и др. По мнению некоторых исследователей интегрированный подход в образовании способствует развитию у детей восприятия целостной картины мира, реализация творческих и коммуникативных способностей.

Понятие «интеграция в образовании», в педагогическом словаре под редакцией

B.И. Загвязинского, определяется как объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, подходов, направлений, содержания

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

199

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

образовательных программ, разных предметов или их элементов внутри образовательных областей [1].

На современном этапе реализация интеграции на этапе дошкольного детства является объектом пристального внимания многих ученых и педагогов-практиков, так как взаимодополняющий характер взаимодействия всех образовательных областей развития будет способствовать гармоничному развитию каждого ребенка.

Комплексный интегрированный характер является спецификой метода проектной деятельности, которая направлена на совместное сотрудничество детей и взрослых, «проживание» определенной темы проекта, создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, организацию разных видов деятельности, тесное взаимодействие с родителями воспитанников, педагогов и детей других групп [2].

С сентября 2019 года МКДОУ «Ручеек» села Красная Звезда начал работать по основной образовательной программе «Вдохновение» под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. Образовательный процесс в группах ДОУ реализуется в соответствии с направлениями развития ребенка путем интеграции образовательных областей.

Образовательная деятельность детей происходит в процессе работы в таких центрах активности, как: центр конструирования, творчества, центр игры, центр познания и движения, а также в ходе режимных моментов. Педагоги дошкольного учреждения упорно осваивают технологии «Детский совет», «Утро радостных встреч», «Рефлексивный круг», работа в центрах активности, где встречаются определенные трудности в зависимости от возраста детей [3].

Работа с детьми в группе младшего возраста «Ромашка» строится на основе проектно-тематического подхода. В центре внимания над работой каждого проекта являются интересы и идеи детей, а также «бросовые» темы, которые предлагаются педагогом.

Каждый наш день в группе начинается с утреннего круга по сигналу колокольчика, где мы приветствуем друг друга разными способами: выполнение движений под музыку «Здравствуйте ладошки», словесное проговаривание приветствий «Я рада Вас видеть» с разным интонационным выражением, упражнение «Поздоровайся со мной разными частями тела» и другое. После приветствия педагог спрашивает какое настроение у детей с помощью игрового модуля «Ромашка настроения», а также узнает об актуальных новостях самих детей, закрепляет данные календаря погоды на сегодняшний день. В процессе утреннего круга

дети вместе с педагогом играют в какую-либо игру по теме проекта: пальчиковую, подвижную, дыхательная гимнастика или релаксационное упражнение, которая способствует объединению их между собой и направлена на создание радостного настроя в группе.

После организационных моментов педагог сообщает детям о том, какие центры сегодня работают и дает возможность обдумать свой выбор и определиться. Затем происходит этап, когда дети расходятся и начинают свою деятельность. Через определенное время педагогом группы дается сигнал колокольчиком, и дети собираются на «рефлексивный круг», чтобы показать свои работы другим детям и рассказать, чем они занимались.

Хочется обратить внимание на то, что внедрение идеи интеграции образовательных областей отражена в данной ежедневной деятельности детей и на ее реализацию требуется время, систематичность и постоянный поток идей со стороны всех участников образовательного процесса.

В ходе реализации программы «Вдохновение» и принципа интеграции в образовательной деятельности, позволило с успешностью пройти адаптацию вновь прибывших детей. Адаптация происходила постепенно, где присутствовала свободная и творческая деятельность, игра детей по интересам. Это в совокупности позволило раскрепостить, успокоить, создать доверительное общение педагога и ребенка, а также начать формировать первые навыки общения со сверстниками.

Работа по программе «Вдохновение» позволяет педагогам выстраивать полноценный образовательный процесс с учетом специфики определенного возраста, основываясь на критерии карт развития. Для педагогов предоставляется широкий простор для выбора и практики разнообразных форм работы с детьми, в зависимости от их особенностей и интересов.

На сегодняшний день планируется активная работа по взаимодействию с родителями воспитанников, которые будут иметь возможность приходить к нам в группу для участия в «Детском совете», работы в центрах активности вместе с детьми, участвовать в выставках и совместных праздниках, а также предлагать мероприятия по итогу проекта.

Таким образом, работая по программе «Вдохновение» и реализуя принцип интеграции образовательных областей можно создать условия для комфортного пребывания детей, в которой им захочется играть, творить и узнавать много нового и интересного.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 200_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Педагогический словарь : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Заки-рова, Т.А. Строкова [и др.] ; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

2. Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации : учеб.-практ. пособие для пед. дошк. образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер ; под ред. Л.В. Свирской. - М. : Национальное образование, 2016. - 112 с. - (Вдохновение).

3. Свирская, Л.В. Детский совет : метод. рекомендации для педагогов / Л.В. Свирская. - М. : Национальное образование, 2015. - 80 с. : ил. - (Вдохновение).

REFERENCES

1. Zagvyazinskij V.I., at al. Pedagogicheskij slovar': ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical dictionary]. In Zagvyazinskogo V.I. (eds.). Moscow: Akademiya, 2008. 352 p.

2. Rajhert-Garshkhammer E. Proektnaya deyatel'nost' v doshkol'noj organizacii: ucheb.-prakt. posobie dlya ped. doshk. obra-zovaniya [Project activities in a preschool organization]. In Svirskoj L.V. Moscow: Nacional'noe obrazovanie, 2016. 112 p.

3. Svirskaya L.V. Detskij sovet: metod. rekomendacii dlya pedagogov [Children's council]. Moscow: Nacional'noe obra-zo-vanie, 2015. 80 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

О.А. Усольцева, студентка 2 курса по направлению подготовки «Управление дошкольным образованием», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1274-3808.

Н.Ю. Ган, кандидат педагогических наук, доцент каф. дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1537-1341.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

O.A. Usoltseva, Undergraduate student of Management of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia a, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1274-3808.

N.Yu. Gan, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1537-1341.

УДК 37.014

Алексей Николаевич Фанталов

г. Санкт-Петербург Маргарита Александровна Малязина

г. Санкт-Петербург

Работа с трудными детьми и педагогическая система А.С. Макаренко

В статье говорится об особенностях работы с трудными детьми и о педагогической системе А.С. Макаренко (в которой коллективное трудовое воспитание парадоксальным образом сочеталось с формированием личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства). Мы позволим себе смелость прокомментировать его концепцию. Как известно, Антон Семенович работал с трудными подростками в сфере исправительно-трудовых учреждений (например, Колония имени Горького). В то время проблема трудных подростков (соединенная с проблемами беспризорности и детской преступности) достигла в стране поистине грандиозных масштабов. Детская колония, руководимая Макаренко, не обладала достаточным количеством персонала, который был бы занят функцией поддержания порядка. Поэтому педагог пошел по достаточно известному пути - в целях поддержания порядка опираться на наиболее авторитетных личностей в коллективе, каковыми часто являются как раз потенциальные (и реальные) нарушители порядка. Разумеется, система Макаренко формировалась в специфических социальных условиях периода окончания Гражданской войны в России, характерного массовой преступностью и детской беспризорностью. Воспитанники детских колоний представляли собой порой весьма опасный материал и находились в очень трудных материальных условиях. В связи с этим, в воспитательной методике Макаренко доминировали трудовое воспитание и примат коллектива. Однако нельзя утверждать, что трудовое и коллективное воспитание развивались абсолютно за счет индивидуального развития. Напротив, весьма специфический подход Макаренко (особенности которого были изложены выше) мог вести к формированию личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства.

Ключевые слова: Макаренко, педагогическая система, коллектив, лидер, параллельное действие, трудовое воспитание.

ISSN 2542-U291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.