Научная статья на тему 'Социокультурная деятельность как форма организации социального партнерства ДОО и семьи в современных образовательных условиях'

Социокультурная деятельность как форма организации социального партнерства ДОО и семьи в современных образовательных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / SOCIOCULTURAL ACTIVITY OF A PRESCHOOL INSTITUTION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PARTNERSHIP / TECHNOLOGY OF SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коурова Светлана Ивановна, Яковлева Наталья Ивановна

Данная статья посвящена рассмотрению теоретических аспектов социального партнерства семьи и дошкольной образовательной организации. В работе рассмотрена роль социокультурной деятельности в развитии и формировании социальных установок детей дошкольного возраста. Обозначены основные направления технологии социального партнерства: диагностическо-исследовательское, образовательное, простветительское, проектировочное, основанные на взаимодействии ДОО и семьи в современных образовательных условиях с учетом принципов социокультурной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коурова Светлана Ивановна, Яковлева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociocultural activity as a form of organization of social partnership of the family and pre-school educational organization in modern conditions

This article is devoted to the consideration of the theoretical aspects of the social partnership of the family and preschool educational organization. The paper considers the role of sociocultural activity in the development and formation of social attitudes of preschool children. The main areas of social partnership technology are outlined: diagnostic, research, educational, prostitute, design, based on the interaction of early childhood care and the families in modern educational conditions, taking into account the principles of sociocultural activity.

Текст научной работы на тему «Социокультурная деятельность как форма организации социального партнерства ДОО и семьи в современных образовательных условиях»

PEDAGOGICAL SCIENCES

Svetlana Ivanovna Kourova

Shadrinsk Nataliya Ivanovna Yakovleva

Shadrinsk

Sociocultural activity as a form of organization of social partnership of the family and pre-school educational organization in modern conditions

This article is devoted to the consideration of the theoretical aspects of the social partnership of the family and preschool educational organization. The paper considers the role of sociocultural activity in the development and formation of social attitudes of preschool children. The main areas of social partnership technology are outlined: diagnostic, research, educational, prostitute, design, based on the interaction of early childhood care and the families in modern educational conditions, taking into account the principles of sociocultural activity.

Keywords: sociocultural activity of a preschool institution, social and pedagogical partnership, technology of social partnership.

В дошкольной педагогике в течение последних лет является актуальным изучение вопроса социализации детей посредством социокультурной деятельности, организуемой дошкольными образовательными организациями. Проблема социокультурной деятельности является актуальной по причине того, что дети дошкольного возраста являются членами общества, которые с учетом особенностей возраста участвуют в социальной жизни общества. Дошкольный возраст является сензитив-ным периодом для развития ценностного отношения ребенка к окружающему миру, к познанию и овладению нравственными принципами, к познанию духовного мира и мира взаимоотношений между людьми.

Для раскрытия понятия «социокультурная деятельность» следует опираться на работы психологов, разработавших теорию деятельности с точки зрения психо лого-педагогических концепций. Основные положения теории деятельности раскрываются в трудах А.Н Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.С. Кагана, и др. Новые подходы к социокультурной деятельности ребенка опираются на культурологический, системный, личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы, ценностный подход.

Культурологический подход предполагает приобщение личности ребенка к общечеловеческой культуре, учет культурных исторических и этнических традиций, их единство с общечеловеческой культурой. Г.П. Щедровицкий вслед за вышеуказанными учеными также отмечает, что педагогическая деятельность выступает как один из ведущих социокультурных видов деятельности общества и выполняют функцию культуры.

Системный подход к социокультурной деятельности предполагает использование разнообразных форм, методов, приемов и средств, которые способствуют формированию и развитию системы ценностей ребенка, установленной обществом.

Согласно современным стандартом дошкольного образования и воспитания личностно-деятельностный подход способствует формированию зрелой и самостоятельной личности ребенка

через обращение к интересам и ценностям ребенка, включение его в различные виды деятельности, которые формируют нравственную сферу личности. Ценностный компонент социокультурной деятельности рассмотрен в работах С.В. Кахнович, С.А. Козловой, М.Д. Маханевой, А.М. Виноградова, Р.А. Литвак. Педагоги Н.В. Микляева, Н.Ф. Мулько обращают внимание на нравственный потенциал социокультурной деятельности в развитии личности ребенка.

В настоящее время педагогический процесс выступает социальным явлением и реализует задачи ФГОС ДО, направленные на воспитание и образование подрастающего поколения, формирование культурных ценностей личности дошкольника. По мнению В.Д. Семенова, педагогический процесс функционирует в определенном социокультурном пространстве, поэтому педагогическая деятельность носит социокультурный характер.

Социокультурная деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации среды. Данная деятельность - есть специализированная подсистема духовно-культурной системы общества, функционально объединяющая социальные институты, призванная обеспечить распространение духовно-культурных ценностей и освоение людьми этих ценностей в различных сферах жизнедеятельности. Содержательный аспект социокультурной деятельности учитывает психологию личности, психологию группы и возрастную психологию. При организации социокультурной среды в дошкольном учреждении необходимо учитывать особенности всех субъектов педагогического процесса [3].

Социокультурная деятельность ребенка эффективным образом осуществляется при организации взаимодействия ДОО с образовательными учреждениями и учреждениями культуры, к которым можно отнести музеи, центры культуры и творчества, университеты, учреждения дополнительного образования, музыкальные школы, школы искусств и другие. Именно это взаимодействие предает деятельности творческий и систематический характер, способствует личностному разви-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

83

тию ребенка, осуществляет поддержку и защиту интересов ребенка. Данный процесс, в первую очередь, опирается на принципы природосообразно-сти, культуросообразности и гуманизма.

Одним из направлений социокультурной деятельности дошкольного образовательного учреждения является социальное партнерство

В педагогической сфере социальное партнерство следует понимать как форму социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия для достижения общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаимовыгодного социального обмена идеями, информацией и ресурсами.

Более полное определение социального партнерства дает социальный педагог И.А. Хоменко. По ее мнению, социальное партнерство - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития [4].

Социальное партнерство осуществляется внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности, например, взаимодействие различных ДОО между собой в процессе организация совместных мероприятий. Также в социальное партнерство вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства, к примеру, взаимодействуя с учреждения и центрами культуры. Одним из наиболее значимых видов социального партнерства выступает система образования, являясь особой сферой социальной жизни, вносящей вклад в становление гражданского общества.

Социально-педагогическое партнерство предполагает:

- объединение усилий лиц или образовательных организаций для достижения общих целей;

- упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности.

Одной из сложных и важных проблем в социальном партнерстве выступает проблема взаимодействия дошкольной организации с институтом семьи. Семья как сложное социальное явление яля-ется объектом исследования многих наук, которые выделяют и изучают особые стороны её функционирования и развития, в том числе и сфера социальной педагогики. Социальная педагогика, направленная на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детей анализирует следующие аспекты:

- влияние экономических перемен на социокультурное воспитание детей и молодежи в различных воспитательных и образовательных организациях,

- отношение семьи к определенным ценностям культуры,

- сохранение семьи как социокультурного института [4]. Учитывая современные общественные процессы: нестабильности общества, снижения уровня общекультурных ценностей, при организации воспитательного пространства необходимо отдавать предпочтение педагогике многокуль-турности и толерантности.

Как субъект социально-педагогических отношений с системой дошкольного образования семья может быть рассмотрена с позиций различных научных подходов. Это позволяет интерпретировать взаимовлияние этих общественных институтов друг на друга, обмен ценностями, согласования ориентиров развития детей, а также содержания дошкольного образования. Заинтересованность, инициативность семьи по отношению к системе дошкольного образования, её современная позиция «клиента», выдвигающего требования к уровню и качеству дошкольного образования, переносящего на образование часть своей ответственности за взрослеющее поколение, предполагают важность понять сущность этого современного феномена как субъекта партнёрских отношений с дошкольным образованием [3].

Вопросы социального партнерства семьи и ДОУ отражены в работах педагогов О.С. Газмана, А.Г. Асмолова, И.С. Якиманской. Согласно их концепциям дифференциация индивидуального и социального развития личности ребенка приводит к необходимости соответственного выделения в педагогическом процессе воспитания и педагогической поддержки [1].

По мнению О.С. Газмана, ключевой проблемой педагогической поддержки выступает «проблема ребенка». А.В. Мудрик к числу проблем ребенка, нуждающегося в педагогическом сопровождении, относит проблему выстраивания взаимоотношений ребенка в семье.

Учитывая вышесказанное, мы рассматриваем социально-культурную деятельность дошкольного учреждения, как совместную деятельность педагогов, ребенка и родителей, направленную на определение интересов, целей и возможностей личности, построение ее взаимоотношений, принятие себя и другого, а также обеспечивающую условия преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство, и достигать позитивных результатов во всех сферах жизнедеятельности.

Основной целью социокультурной деятельности дошкольных учреждений является внедрение в практику работы технологий социального партнерства, которые обеспечат развитие социальных качеств личности дошкольника, формирование их психологической культуры, творческих способностей, повышение педагогической культуры родителей. Данные технологии ориентированы на совершенствование деятельности педагогов по взаимодействию с семьей и социумом [2].

PEDAGOGICAL SCIENCES

Технологии социального партнерства в организации сотрудничества между семьей и ДОО предполагают деятельность по следующим направлениям: диагностическому, исследовательскому, проектировочному, просветительскому, образовательному.

Диагностическо-исследовательское направление социокультурной деятельности предполагает анкетирование родителей на предмет их отношения к социальному партнерству с ДОО, желанию сотрудничества, формах и методах воспитательных воздействий в семье, традициях семьи, анализ образовательного пространства с точки зрения современных требований; создание почты доверия, интерактивное общение с родителями на сайте ДОО и др.

Проектировочное направление предполагает разработку модели новых партнерских отношений между ДОО и семьей согласно современным требованиям ФГОС.

Просветительское направление включает диспуты, семейные гостиные, «круглые столы», освещение жизни детей в рамках деятельности детского сада: отчет об экскурсиях, акциях, выставках, утренниках, организованных, в том числе, и с участием родителей, проведение «Дней открытых дверей», мастер-классы, встречи с интересными людьми из числа родительской общественности, представителей учреждений культуры и образования и другое.

Образовательное направление состоит в организации «родительского университетета», выпуска газеты, проведении встреч с психологом и другими специалистами, организации родительских чтений и лекториев, реализации творческих и исследовательских совместных детско-родительских проектов [3]. Важной и актуальной проблемой социального партнерства выступает проблема семей, находящихся в социально-опасном положении. В рам-

ках социального партнерства эти категории семей нуждаются в постоянном контроле и помощи не только со стороны дошкольных организаций, но и управлений образованием. К ним должны применяться особые технологии и формы коррекции и сопровождения, предназначенные на весь период дошкольного детства [5].

Таким образом, социально-педагогическое партнерство семьи и детского сада на современном этапе - это важная составляющая социокультурной деятельности. Она повышает уровень доверия родителей к детскому саду, способствует сплочению и регулирует межличностные отношения детей и родителей, просвещает родителей, обеспечивает профессиональный рост педагогов, способствует коррекции семейных взаимоотношений, но прежде всего, решает проблему социализации ребенка на этапе дошкольного детства. Именно обращенность к социокультурной деятельности способствует развитию социальных качеств личности дошкольников, ориентирует ребенка на модели социальных отношений: «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель». Отвечая ФГОС ДОО, дошкольные образовательные организации в новых условиях осуществляют социокультурную деятельность как социально-значимую, важную для гармоничного развития ребенка, способствующую духовному, физическому и интеллектуальному развитию подрастающего поколения. При организации социального партнерства семьи и дошкольного учреждения следует опираться на принципы, которые предполагают создание единой воспитательной среды в реализации единых требований к воспитанию ребенка в семье и детском саду, открытость детского учреждения для родителей, динамичность, сотрудничество детского сада и семьи, индивидуальный подход, гуманизм, природосообразность, мно-гокультурность и толерантность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. - 1998. -№ 6. - С. 108-111.

2. Мудрик, А.В. Воспитание в контексте социализации / А.В. Мудрик // Классный руководитель. - 2002. - № 5. -С. 79-82.

3. Рыбак, Е.В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Е.В. Рыбак // Детский сад: теория и практика : науч.-метод. журн. - 2013. - № 10. - С. 16-22.

4. Хоменко, И.А. Семейная педагогика в учебной литературе: проблема отражения нового знания / И.А. Хоменко // Универсум. Вестник Герценовского университета. - 2012. - № 1. - С. 237-244.

5. Яковлева, Н.И. Социокультурная деятельность дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Яковлева. -Шадринск : Исеть, 2006. - 226 с.

REFERENCES

1. Gazman O.S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detej [Parenting and pedagogical support of children]. Narodnoe obrazovanie [Public education], 1998, no. 6, pp. 108-111.

2. Mudrik A.V. Vospitanie v kontekste socializacii [Education in the context of socialization]. Klassnyj rukovoditel' [Classroom teacher], 2002, no. 5, pp. 79-82.

3. Rybak E.V. Real'nost' i perspektivy razvitiya social'nogo partnerstva v sovremennom detskom sadu [Reality and prospects for the development of social partnership in a modern kindergarten]. Detskij sad: teoriya i praktika: nauch.-metod. zhurn. [Kindergarten: theory and practice], 2013, no. 10, pp. 16-22.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

85

4. Homenko I.A. Semejnaya pedagogika v uchebnoj literature: problema otrazheniya novogo znaniya [Family pedagogy in the educational literature: the problem of reflecting new knowledge]. Universum. Vestnik Gercenovskogo universiteta [Universum: Bulletin of Herzen University], 2012, no. 1, pp. 237-244.

5. Yakovleva N.I. Sociokul'turnaya deyatel'nost' doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [Sociocultural activity of preschool educational institutions]. Shadrinsk: Iset', 2006. 226 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.И. Коурова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9394-4446.

Н.И. Яковлева, кандидат педагогических наук, г. Шадринск, Россия, e-mail: oeyakovlev@mail.ru, ORCID: 00000003-1600-7234

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.I. Kourova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Biology and Geography with Method of Teaching, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: svetlanakourova76@gmail.com, ORCID: 0000-0001-9394-4446.

N.I. Yakovleva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Shadrinsk, Russia, e-mail: oeyakovlev@mail.ru, ORCID: 0000-00031600-7234.

УДК 378.016

Татьяна Аркадьевна Крючкова

г. Шадринск

Развитие языковой культуры будущих учителей начальных классов средствами курса «Речевой этикет и культура общения»

Статья посвящена проблеме развития языковой культуры студентов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога. С разных сторон анализируется основное понятие: «языковая культура», выделяются его структурные компоненты.

Автором представлены элементы диагностики по выявлению уровня развития языковой культуры будущих учителей начальных классов и представлены пути его повышения.

С целью оптимизации учебного процесса разработана и реализована программа курса «Речевой этикет и культура общения», где особое внимание уделяется содержанию учебного предмета, формам и методам обучения. Итогом обучения студентов, как показали результаты исследования, являются умения решать этикетные задачи, анализировать речевые ситуации, применять формулы речевого этикета на практике.

Автором доказывается, что целенаправленно организованная деятельность в процессе реализации курса (лекции-конференции, семинары с элементами тренинга, групповые формы работы, активные методы обучения) способствует развитию языковой культуры будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: языковая культура, уровень развития языковой культуры, учебный курс «Речевой этикет и культура общения», виды, формы, методы обучения.

Tatyana Arkadievna Kryuchkova

Shadrinsk

The development of language culture of future primary school teachers by means of the course "Speech etiquette and culture of communication»

The article is devoted to the problem of development of language culture of students in accordance with the requirements of the professional standard of the teacher. The basic concept of "language culture" is analyzed from different sides; its structural components are stressed.

The author presents diagnostic elements to identify the level of development of language culture of future primary school teachers and presents ways to improve it.

In order to optimize the educational process, the program of the course "Speech etiquette and culture of communication" was developed and realized, where special attention is paid to the content of the subject, forms and methods of training. The result of training students, as shown by the results of the study, is the ability to solve etiquette problems, analyze speech situations, applies the formulas of speech etiquette in practice.

The author proves that purposefully organized activities in the course of the course (lectures, conferences, seminars with training elements, group forms of work, active teaching methods) contribute to the development of language culture of future primary school teachers.

Keywords: language culture, level of development of language culture, training course "Speech etiquette and culture of communication", types, forms, methods of training. Formation of language culture of future primary school teachers by means of the course «Speech etiquette and culture of communication».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.