Научная статья на тему 'Социальное партнерство в условиях стандартизации дошкольного образования'

Социальное партнерство в условиях стандартизации дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
933
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФГОС / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ / SOCIAL PARTNERSHIP / STATE EDUCATIONAL STANDARDS / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PARTNERSHIP / TRADITIONAL AND INNOVATIVE FORMS OF WORK WITH FAMILIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Оксана Геннадьевна

В статье раскрывается система изменений методов работы с родителями в дошкольных образовательных организациях на основе современных нормативных документов, рассмотрено социально-педагогическое партнёрство. Описаны основные принципы партнерства ДОУ и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP IN CONDITIONS OF PRESCHOOLEDUCATION STANDARDIZATION

The article reveals the system of changes in the methods of working with parents in pre-school educational organizations on the basis of modern regulatory documents, discusses social and pedagogical partnership. The basic principles of partnership between preschool and family are described.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство в условиях стандартизации дошкольного образования»

О.Г. Жукова

(Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL PARTNERSHIP IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATION STANDARDIZATION

В статье раскрывается система изменений методов работы с родителями в дошкольных образовательных организациях на основе современных нормативных документов, рассмотрено социально-педагогическое партнёрство. Описаны основные принципы партнерства ДОУ и семьи. Ключевые слова: социальное партнерство, ФГОС, социально-педагогическое партнерство, традиционные и инновационные формы работы с семьей.

The article reveals the system of changes in the methods of working with parents in pre-school educational organizations on the basis of modern regulatory documents, discusses social and pedagogical partnership. The basic principles of partnership between preschool and family are described. Key words: : social partnership, State Educational Standards, social and pedagogical partnership, traditional and innovative forms of work with families.

Необходимость социального партнерства в образовании вызвана непрерывным процессом нарастания социального и культурного разнообразия в современном обществе. При этом основным принципом организации социального партнерства в системе дошкольного образования является сплочение разных социальных групп, имеющих разные интересы в сфере образования, вокруг одной цели - всестороннего развития личности ребенка.

Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дают Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях».

Социальное партнерство (от фр. Partenaire - участник совместных действий) - «цивилизованная форма социальных отношений, обеспечивающих добровольное сотрудничество при соблюдении интересов всех сторон, объединяющих усилия в достижении общих целей на основе диалога и педагогического взаимодействия, взаи-

мовыгодного социального обмена идеями, информацией, ресурсами» [7].

«Сотрудничество - это идеология, - подчеркивает Б.М. Генкин, - формы и методы согласования интересов социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия». Основой понятия «социальное партнерство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. Так, социальное партнерство в сфере дошкольного образования рассматривается как «особый тип взаимодействия образовательных организаций с участниками образовательного процесса, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на согласование и реализацию интересов участников этого процесса» [7].

Социальное партнерство по отношению к образованию - это сотрудничество, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, внося вклад в становление демократического общества. Такое понимание партнерства является «значимым, важным, позволяющим

изменять, проектировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования» [1].

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) о социальном партнерстве утверждают принципы содействия и сотрудничества детей и взрослых. Это партнерство проявляется в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром, в ходе приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

ФГОС решает задачи формирования общей культуры воспитанников во взаимодействии педагогических объединений с общественными организациями. Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте ФГОС - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников образовательного процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей.

С введением ФГОС ДО большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольной организацией, предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится «более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой - педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами [7].

Таким образом, организуется социальное партнерство как взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие заинтересованных сторон. «Главное для партнёрства - понимание того, что без другого, без реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда взаимообусловлены [1]. Этот вывод справедлив и для понятия «педагогическое взаимодействие».

Социальное партнерство в дошкольном образовании - это особая организация совместной деятельности дошкольных образовательных организаций с участниками «социально-педагогического партнерства: государственными и местными органами власти, общественными организациями и социальными группами, нацеленная на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса» [7].

Способ осуществления социального партнерства - социальный диалог, в который вступают стороны с целью достижения согласия по вопросам, представляющим взаимный интерес в отношении развития и воспитания детей. Сегодня социальное партнерство как основа межсубъектных отношений всех взрослых в интересах развития детей представляет собой новое явление общественной жизни. Если партнерство является предметом изучения и вспомогательным средством во многих сферах деятельности человека, то в системе дошкольного образования социально-педагогическое партнерство рассматривается как процесс педагогического взаимодействия между всеми участниками совместной деятельности в интересах конкретного ребенка с учетом его возраста, уровня развития, личностных особенностей.

Поэтому построение взаимоотношений между дошкольной организацией и семьей в системе социально-педагогического партнерства является главной и неотъемлемой частью обновления содержания работы с родителями детей дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО. Именно родители воспитанников являются самыми важными и ближайшими партнёрами педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО).

Совместная партнерская их деятельность сегодня определяется нормативно-правовой базой. Эти взаимоотношения регулируют все изменения в социально-педагогической сфере, что повлекло за собой формирование нового взгляда на статус родителя и на педагога дошкольного учреждения.

Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОО на основе социально-педагогического партнерства решается в трех направлениях:

- формирование педагогической компетентности родителей;

- развитие мобильности родительской общественности;

- повышение авторитета родительской общественности.

Цель этого социально-педагогического партнерства - создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО, вовлечение родителей в образовательный процесс для развития личности каждого ребенка. «Цель-результат системы личностного развития обучающегося выполняет роль системообразующего фактора в системе образовательно-воспитательного процесса» [3], в том числе и в системе социально-педагогического партнерства в ДОО.

Ключевой задачей социально-педагогического партнерства в ДОО является обеспечение эффективной психолого-педагогической поддержки семьи на основе повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Для этого необходимо установление более неформального контакта между семьей и педагогическим коллективом. Здесь важно постоянно обеспечивать повышение имиджа образовательного учреждения, развитие современной материально-технической базы и предметно-развивающей среды ДОО. На этой основе возможно возрождение семейной традиции чтения, формирование у родителей потребности в совместной с ребенком игре, «развитие творческого потенциала всех участников образовательного процесса, создание условий для формирования интереса к познавательно-исследова-

тельской деятельности у дошкольников и взрослых» [4].

Создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО основано на принципах социально-педагогического партнёрства. В условиях современной стандартизации дошкольного образования к этим принципам следует отнести доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, индивидуальный подход, сотрудничество, а не наставничество, динамичность развития организации и открытость в решении текущих вопросов.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями предполагает позитивный настрой на общение и является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Социально-педагогическое партнерство в ДОО предполагает сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня уже не приносит устойчивых положительных результатов. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, и искреннее желание помочь.

Динамичность развития организации -это вызов сегодняшнего дня. Детский сад в режиме развития является мобильной си-

стемой, быстро реагирующей на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого быстро и целенаправленно меняются формы и направления работы ДОО с семьей.

Открытость детского сада для семьи обеспечивает каждому родителю возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок, лично участвовать во всех делах и мероприятиях детского сада.

К середине XX века сложились достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это и педагогическое просвещение родителей - беседы, консультации и общие и групповые собрания, и наглядная пропаганда - родительские уголки, стенды. Но в современных условиях больших результатов в индивидуальной работе с семьей они не дают, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей; ведущая роль в них отводится педагогам. В этих условиях невозможно увидеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только ФГОС ДО, но и в целом «изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги ДОО [8].

Поэтому, помимо традиционных форм работы ДОО с семьей, стали активно использоваться инновационные формы и методы работы. Развивающееся социально-педагогическое партнерство успешно использует «круглые столы» по интересующей родителей тематике, собеседования, тесты, опросы на важные для родителей темы, консультации специалистов для каждого родителя по поводу его ребенка.

Интересны такие новые формы работы, как устный журнал для родителей с разными темами на каждой странице, семейные спортивные встречи, почта доверия и телефон доверия, интеллектуальные ринги для детей и родителей, интервью с родителями и детьми на определенные темы, конкурс семейных талантов, портфолио семейного успеха, аукцион секретов воспитания. Осо-

бой популярностью пользуются семейные проекты «Наша родословная» и тематические выставки.

Развивающееся социально-педагогическое партнерство ДОО и родителей на основе внедрения инновационных форм взаимодействия семьи и образовательной организации позволяет достичь сразу нескольких целей. Это установление эффективных партнерских взаимоотношений между семьей и педагогическим коллективом, повышение эффективности информационно-просветительской работы, повышение уровня воспитательного потенциала семьи и развитие творческого и исследовательского потенциала всех участников образовательного процесса. Важным в социальном партнерстве является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.

Всей своей деятельностью сотрудники ДОО показывают родителям, что их вовлечение в педагогическое общение, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Таким образом, развивающееся социально-педагогическое партнерство ДОО и родителей, использование современных разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОО дают положительные результаты. Изменяется не только характер взаимодействия педагогов с родителями. Многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Именно эти родители имеют наилучшие результаты в воспитании и развитии своих детей.

Литература

1. Буева И. Социальное партнерство. Детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 30-31.

2. Евдошина О.В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2. - С. 205-207.

3. Жилина А.И. Профессионально-педагогические основы реализации требований ФГОС основного общего образования к личностному развитию обучающихся // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Научный журнал. Педагогика. - 2017. - Т. 4. - С. 291-302.

4. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения // Дискуссия: журнал научных публикаций. - 2011. - № 10 (18). - С. 104-107.

5. Кучер В.А. Теоретико-методологические подходы к пониманию образовательной среды // Дискуссия: журнал научных публикаций. - 2011. - № 8 (16).- С. 94-97.

6. Осипов А.М. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования. - 2008. - № 11. - С. 110.

7. Полетаева Н.М., Родина Е.А., Жукова О.Г. Педагогическое взаимодействие в условиях реализации Федерального образовательного стандарта дошкольного образования: мо-ногр. - СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 150.

8. Сорина А.К. Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении: научно-методическое пособие. - СПб.: СПб АППО, 2004.

9. Цеева Л.Х., Симбулетова Р.К. Формирование социально-личностного опыта дошкольников в игровой деятельности // Концепт. - 2014. - № 7. - С. 1-6.

10. Шерайзина Р.М, Зиновьева С.Д. Продуктивное взаимодействие образовательной организации и родителей в воспитании современного ребенка // Человек и образование. -2016. - № 1. - С. 61-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.