Научная статья на тему 'Работа с трудными детьми и педагогическая система А. С. Макаренко'

Работа с трудными детьми и педагогическая система А. С. Макаренко Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2678
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАКАРЕНКО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОЛЛЕКТИВ / ЛИДЕР / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / MAKARENKO / PEDAGOGICAL SYSTEM / METHOD / TEAM / LEADER / PARALLEL ACTION / LABOR EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фанталов Алексей Николаевич, Малязина Маргарита Александровна

В статье говорится об особенностях работы с трудными детьми и о педагогической системе А.С. Макаренко (в которой коллективное трудовое воспитание парадоксальным образом сочеталось с формированием личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства). Мы позволим себе смелость прокомментировать его концепцию. Как известно, Антон Семенович работал с трудными подростками в сфере исправительно-трудовых учреждений (например, Колония имени Горького). В то время проблема трудных подростков (соединенная с проблемами беспризорности и детской преступности) достигла в стране поистине грандиозных масштабов. Детская колония, руководимая Макаренко, не обладала достаточным количеством персонала, который был бы занят функцией поддержания порядка. Поэтому педагог пошел по достаточно известному пути в целях поддержания порядка опираться на наиболее авторитетных личностей в коллективе, каковыми часто являются как раз потенциальные (и реальные) нарушители порядка. Разумеется, система Макаренко формировалась в специфических социальных условиях периода окончания Гражданской войны в России, характерного массовой преступностью и детской беспризорностью. Воспитанники детских колоний представляли собой порой весьма опасный материал и находились в очень трудных материальных условиях. В связи с этим, в воспитательной методике Макаренко доминировали трудовое воспитание и примат коллектива. Однако нельзя утверждать, что трудовое и коллективное воспитание развивались абсолютно за счет индивидуального развития. Напротив, весьма специфический подход Макаренко (особенности которого были изложены выше) мог вести к формированию личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Working with difficult children and A.S. Makarenko's pedagogical system

This article talks about working with difficult children and about A.S. Makarenko's system methodology (there collective labor combined with the formation of personality, prone to rapid reactions to changing conditions and circumstances). We dare to comment on his concept. As it is known, A.S. Makarenko taught difficult teenagers in the field of corrective labor institutions (for example, the Gorky Colony). At that time, the problem of difficult adolescents (connected with the problems of homelessness and juvenile delinquency) reached a truly grand scale in the country. The children's colony, led by Makarenko, did not have a sufficient number of personnel who would be busy with the function of maintaining order. Of course, the Makarenko method was formed in the specific social conditions of the end of the Civil War in Russia, which was characterized by mass crime and homelessness in children. Pupils of children's colonies were sometimes very dangerous material and were in very difficult material conditions. In this regard, labor education and the primacy of the collective dominated in the educational method of Makarenko. However, it cannot be argued that labor and collective upbringing developed absolutely due to individual development. On the contrary, a very specific approach by Makarenko (the features of which were outlined above) could lead to the formation of a personality prone to very rapid reactions to changing conditions and circumstances.

Текст научной работы на тему «Работа с трудными детьми и педагогическая система А. С. Макаренко»

PEDAGOGICAL SCIENCES

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Педагогический словарь : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Заки-рова, Т.А. Строкова [и др.] ; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. - 352 с.

2. Райхерт-Гаршхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации : учеб.-практ. пособие для пед. дошк. образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер ; под ред. Л.В. Свирской. - М. : Национальное образование, 2016. - 112 с. - (Вдохновение).

3. Свирская, Л.В. Детский совет : метод. рекомендации для педагогов / Л.В. Свирская. - М. : Национальное образование, 2015. - 80 с. : ил. - (Вдохновение).

REFERENCES

1. Zagvyazinskij V.I., at al. Pedagogicheskij slovar': ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical dictionary]. In Zagvyazinskogo V.I. (eds.). Moscow: Akademiya, 2008. 352 p.

2. Rajhert-Garshkhammer E. Proektnaya deyatel'nost' v doshkol'noj organizacii: ucheb.-prakt. posobie dlya ped. doshk. obra-zovaniya [Project activities in a preschool organization]. In Svirskoj L.V. Moscow: Nacional'noe obrazovanie, 2016. 112 p.

3. Svirskaya L.V. Detskij sovet: metod. rekomendacii dlya pedagogov [Children's council]. Moscow: Nacional'noe obra-zo-vanie, 2015. 80 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

О.А. Усольцева, студентка 2 курса по направлению подготовки «Управление дошкольным образованием», ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1274-3808.

Н.Ю. Ган, кандидат педагогических наук, доцент каф. дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1537-1341.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

O.A. Usoltseva, Undergraduate student of Management of Preschool Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia a, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1274-3808.

N.Yu. Gan, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-1537-1341.

УДК 37.014

Алексей Николаевич Фанталов

г. Санкт-Петербург Маргарита Александровна Малязина

г. Санкт-Петербург

Работа с трудными детьми и педагогическая система А.С. Макаренко

В статье говорится об особенностях работы с трудными детьми и о педагогической системе А.С. Макаренко (в которой коллективное трудовое воспитание парадоксальным образом сочеталось с формированием личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства). Мы позволим себе смелость прокомментировать его концепцию. Как известно, Антон Семенович работал с трудными подростками в сфере исправительно-трудовых учреждений (например, Колония имени Горького). В то время проблема трудных подростков (соединенная с проблемами беспризорности и детской преступности) достигла в стране поистине грандиозных масштабов. Детская колония, руководимая Макаренко, не обладала достаточным количеством персонала, который был бы занят функцией поддержания порядка. Поэтому педагог пошел по достаточно известному пути - в целях поддержания порядка опираться на наиболее авторитетных личностей в коллективе, каковыми часто являются как раз потенциальные (и реальные) нарушители порядка. Разумеется, система Макаренко формировалась в специфических социальных условиях периода окончания Гражданской войны в России, характерного массовой преступностью и детской беспризорностью. Воспитанники детских колоний представляли собой порой весьма опасный материал и находились в очень трудных материальных условиях. В связи с этим, в воспитательной методике Макаренко доминировали трудовое воспитание и примат коллектива. Однако нельзя утверждать, что трудовое и коллективное воспитание развивались абсолютно за счет индивидуального развития. Напротив, весьма специфический подход Макаренко (особенности которого были изложены выше) мог вести к формированию личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства.

Ключевые слова: Макаренко, педагогическая система, коллектив, лидер, параллельное действие, трудовое воспитание.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

201

Alexey Nikolaevich Fantalov St. Petersburg Margarita Alexandrovna Malyazina

St. Petersburg

Working with difficult children and A.S. Makarenko's pedagogical system

This article talks about working with difficult children and about A.S. Makarenko's system methodology (there collective labor combined with the formation of personality, prone to rapid reactions to changing conditions and circumstances). We dare to comment on his concept. As it is known, A.S. Makarenko taught difficult teenagers in the field of corrective labor institutions (for example, the Gorky Colony). At that time, the problem of difficult adolescents (connected with the problems of homelessness and juvenile delinquency) reached a truly grand scale in the country. The children's colony, led by Makarenko, did not have a sufficient number of personnel who would be busy with the function of maintaining order. Of course, the Makarenko method was formed in the specific social conditions of the end of the Civil War in Russia, which was characterized by mass crime and homelessness in children. Pupils of children's colonies were sometimes very dangerous material and were in very difficult material conditions. In this regard, labor education and the primacy of the collective dominated in the educational method of Makarenko. However, it cannot be argued that labor and collective upbringing developed absolutely due to individual development. On the contrary, a very specific approach by Makarenko (the features of which were outlined above) could lead to the formation of a personality prone to very rapid reactions to changing conditions and circumstances.

Keywords: Makarenko, pedagogical system, method, team, leader, parallel action, labor education.

Enfant terrible (анфан терибль) — несносный (озорной, непоседливый) ребёнок, происходит от французского выражения, появившегося в XIX веке, которое буквально означает «ужасный ребёнок».

В современном понимании трудный подросток - это ребенок, вступивший в период полового созревания, поведение которого противоречит общепризнанным нормам (грубит родителям, убегает из дома, игнорирует учебу, употребляет алкоголь или наркотические вещества и т.д.).

Это еще очень смягченный портрет трудного подростка, растущего, по сути, в относительно благополучной семье. Известно, что социальные отношения (особенно, в сложные периоды существования социума) порождают и значительно более проблемных детей и подростков. Работа с такими подростками требует более обширных знаний и практических умений от педагога.

В нашей статье мы попытаемся описать работу с трудными детьми, с опорой на опыт выдающегося педагога А.С. Макаренко.

Важным условиям работы с трудными детьми для педагога является необходимость знать, в каких условиях они живут. Например, дети, которые живут вместе с родителями в общежитиях, обладают собственной спецификой. Это определенные люди, они находятся вместе и дома и в школе (общая кухня, общие иные помещения создают эффект постоянного присутствия на людях).

У некоторых из таких детей, тем не менее, иногда все же бывают собственные комнаты, что, безусловно, благо для них. Например, у одного мальчика с разрешения мамы в комнате были все стены оклеены поделками с урока труда.

В классе такие дети относятся к другим по-разному, так как некоторые из них стоят на учете в милиции, а другие нет. При этом такие дети очень чувствительны к доброму отношению и к умению педагога выполнять свои обещания.

Для педагога в школе работа с трудными детьми начинается с его первого знакомства с классом. В первые 2-4 минуты дети «сканируют» учителя и за это время определяют для себя, «как можно себя с ним вести». После чего начинают пытаться это делать (интересно, что данное качество отличает, прежде всего, начальные классы, в более старшем возрасте дети его теряют).

Что может противопоставить коллективному «эгрегору» класса учитель (исходя из нашего опыта)?

Во-первых, учитель должен всегда выполнять свои обещания - дети обязаны понимать, что его слово не расходится с делом. Если он сказал, что три раза наложит взыскание на конкретного ученика или группу учеников - он должен сделать это ровно три раза.

Во вторых, детям следует чувствовать хорошее к себе отношение (несмотря на необходимую строгость).

В третьих, здесь должны помочь специальные педагогические методы. Например, методы Антона Семеновича Макаренко.

Выдающийся педагог утверждал, что осуществлять работу с отдельной личностью возможно, лишь воздействуя на коллектив, к которому она принадлежит. Данный концепт Макаренко называл «принципом параллельного действия» (наряду с «принципом индивидуального действия» - работой педагога с отдельным воспитанником).

Здесь надо помнить о трех этапах развития коллектива, выделяемых Макаренко.

На первой стадии предполагается становление коллектива. По мнению А.С. Макаренко, коллектив формируется под руководство педагога из формально созданной группы. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе появился и заработал актив.

На второй стадии развития коллектива актив наращивает свое влияние. Он не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их

PEDAGOGICAL SCIENCES

к членам коллектива, исходя из собственных представлений об общественных интересах. Если члены актива правильно понимают данные интересы, они превращаются в надежных помощников педагога. Однако, взаимодействие с активом в этот период требует постоянных усилий.

Данный этап характеризуется стабилизацией структуры коллектива. Он уже представляет в этот период целостную саморегулирующуюся систему. На второй стадии коллектив выступает как инструмент воспитания определенных качеств личности. Здесь, конечно, многое зависит от педагога, который должен поддерживать общую атмосферу доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий -основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Итак, мы видим, что, по представлениям А.С. Макаренко, член коллектива находится под параллельным воздействием воспитателя и актива [2].

Мы позволим себе смелость прокомментировать его концепцию. Как известно, Антон Семенович работал с трудными подростками в сфере исправительно-трудовых учреждений (например, Колония имени Горького). В то время проблема трудных подростков (соединенная с проблемами беспризорности и детской преступности) достигла в стране поистине грандиозных масштабов.

Детская колония, руководимая Макаренко, не обладала достаточным количеством персонала, который был бы занят функцией поддержания порядка. Поэтому педагог пошел по достаточно известному пути - в целях поддержания порядка опираться на наиболее авторитетных личностей в коллективе, каковыми часто являются как раз потенциальные (и реальные) нарушители порядка. «...многие из тех, которых я считал самыми опасными и плохими, в жизни идут активно, по-советски, иногда совершают и ошибки, но, в общем, они удовлетворяли меня вполне как продукт воспитания» [1, С.251].

Этим способом «убиваются сразу два зайца» -на охрану порядка ставятся наиболее авторитетные члены подросткового коллектива, и одновременно,

наиболее потенциально опасные изымаются из числа нарушителей.

Опасность в выделении «актива», «совета командиров», потенциально, тем не менее, присутствует. «Актив», де факто, в состоянии при определенных обстоятельствах отстранить руководителя.

Видимо, Макаренко осознавал данную проблему, так как он стремился к «ротации» членов совета командиров: «Мы довели это требование к отряду до совершенного вида. Например, совет командиров. Туда приходили командиры, избранные общим собранием люди, лица, уполномоченные советом. Но у нас был такой закон: сидят ли в совете командиров командиры или кто-нибудь другой из отряда — это все равно. Мы проверяли, представлены ли в совете все отряды. Есть первый отряд? Есть, но не командир, а другое лицо, так как командир занят, и это лицо имело право участвовать в собрании и иметь голос как командир отряда» [1, С.247].

Идея педагогический «ротации» воспитанников заслуживает особого внимания, поскольку она проявлялась и в других аспектах, в частности в создании разнообразных создаваемых на время групп по решению разноуровневых задач, так, чтобы воспитанник оказывался в течение дня в составе различных коллективов, в т. ч. в роли ответственного за задачу (что вынуждало выбирать между ролью исполнителя и ролью лидера) [3].

Другой находкой Макаренко можно признать серьезное внимание к художественной самодеятельности и, особенно, к театру. Театр позволял воспитаннику представить себя в чужом образе, а затем, постепенно, вжиться в него и «перековаться» (таким образом, выйти из социальной роли «беспризорника»).

Разумеется, воспитанники сознавали, что Макаренко входит в «государственную иерархию» взрослых, и «отстранить» его никак не удастся. Это облегчало педагогу его задачу.

Метод параллельного действия необходим был Макаренко также и с целью «маскировать» свою роль и позицию педагога перед воспитанником: «Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеждать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты явление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно. Я старался убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник производственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии. Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное и не личное. На самом деле для меня он явление педагогическое» [1, С.246].

Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать следующее:

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

203

1. Система Макаренко формировалась в специфических социальных условиях периода окончания Гражданской войны в России, характерного массовой преступностью и детской беспризорностью. Воспитанники детских колоний представляли собой порой весьма опасный материал и находились в очень трудных материальных условиях. В связи с этим, в воспитательной методике Макаренко доминировали трудовое воспитание и примат коллектива.

2. Трудовое и коллективное воспитание у воспитанников колонии под руководством Макаренко развивались не за счет индивидуального развития. Напротив, весьма специфический подход педагога, состоящий в создании наряду с «долго живущими» коллективами и временных групп, направленных на решение ситуативных задач, а также в постоянной

ротации «командиров», и в увлечении театральными постановками, мог вести к формированию личности, склонной к весьма быстрым реакциям на меняющиеся условия и обстоятельства.

3. Данный тип личности не может быть охарактеризован однозначно положительно (вследствие определенных «оппортунистических» черт личности, могущих формироваться при применении педагогической методики Макаренко). Однако такой тип личности, парадоксальным образом, оказывается актуальным в современную постмодернистскую эпоху, и, соответственно, актуальна (хотя и подлежит изучению) и сама данная система [3].

Поэтому, данный практический и очень своеобразный опыт именно сейчас заслуживает тщательного изучения и переосмысления [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Макаренко, А.С. Педагогические работы. 1936-1939. Т. 4 / А.С. Макаренко. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 566 с. - (Педагогические сочинения в восьми томах).

2. Мусина, В.Е. А.С. Макаренко об организации коллективной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время / В.Е. Мусина, А.А. Купина // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 22 июня 2018 г. - Уфа, 2018. - С. 91-95.

3. Фанталов, А.Н. Позитивные молодежные субкультуры и возможности их использования в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних и досуговой деятельности / А.Н. Фанталов // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект : сб. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф., 16 окт. 2017 г. - Омск, 2017. - С. 123-127.

4. Шубникова, Е.Г. Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования / Е.Г. Шубникова // Воспитательная система А.С. Макаренко в контексте перспектив развития современного российского образования : сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 130-летию со дня рождения великого педагога Антона Семеновича Макаренко (1888-1939 гг.) / Ин-т стратегии развития образования РАО, Междунар. Макаренк. ассоциация, Рос. Макаренк. ассоциация, Моск. гор. дом учителя, Науч. совет по проблемам истории образования и пед. науки отд-ния философии образования и теорет. педагогики РАО. - М. : Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. - С. 129-140.

REFERENCES

1. Makarenko A.S. Pedagogicheskie raboty. 1936-1939. T. 4 [Pedagogical works. 1936-1939. Vol. 4]. Moscow: DirektMedia, 2014. 566 p.

2. Musina V.E., Kupina A.A. A.S. Makarenko ob organizacii kollektivnoj deyatel'nosti obuchayushchihsya na uroke i vo vneuroch-noe vremya [A.S. Makarenko on the organization of collective activity of students in the lesson and outside class]. Problemy vnedreniya rezul'tatov innovacionnyh razrabotok: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Samara, 22 iyunya 2018 g. [Problems of implementing the results of innovative developments]. Ufa, 2018. pp. 91-95.

3. Fantalov A.N. Pozitivnye molodezhnye subkul'tury i vozmozhnosti ih ispol'zovaniya v profilaktike asocial'nogo povedeniya nesovershennoletnih i dosugovoj deyatel'nosti [Positive youth subcultures and the possibilities of their use in the prevention of asocial behavior of minors and leisure activities]. Nravstvennoe vospitanie v so-vremennom mire: psiholog-icheskij ipedagogicheskij aspekt: sb. st. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 16 okt. 2017 g. [Moral education in the modern world: psychological and pedagogical aspect]. Omsk, 2017, pp. 123-127.

4. Shubnikova E.G. Vospitatel'naya sistema A.S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo ros-sijskogo obrazovaniya [Educational system A.S. Makarenko in the context of the prospects for the development of modern Russian education]. Vospitatel'naya sistema A.S. Makarenko v kontekste perspektiv razvitiya sovremennogo rossijskogo obrazovaniya: sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 130-letiyu so dnya rozhde-niya velikogo pedagoga Antona Semenovicha Makarenko (1888-1939 gg.) [Educational system A.S. Makarenko in the context of the prospects for the development of modern Russian education]. In-t strategii razvitiya obrazovaniya RAO (eds.). Moscow: Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2018, pp. 129-140.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.Н. Фанталов, кандидат культурологии, доцент, старший преподаватель, ГБУ ДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8971-7141.

М.А. Малязина, заведующий кабинетом института детства, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: [email protected]. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.N. Fantalov, Ph. D. in Cultural Studies, Associate Professor, Senior Lecturer, St. Petersburg Academy Graduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-8971-7141.

M.A. Malyazina, Head of Cabinet of the Institute of Childhood, Russian State Pedagogical University of. A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.