CULTURAL SCIENCES
IDEAS AND EXPERIENCE OF AS MAKARENKO IN MODERN CULTURE (ON THE OCCASION OF THE 130TH ANNIVERSARY OF HIS BIRTH)
Protanskaya E.
Doctor of Philosophy, Professor St. Petersburg University of Culture, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy
А.С.МАКАРЕНКО: ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ (К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Протанская Е.С.
доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургский институтт культуры,
профессор кафедры психологии и педагогики
Abstract
In the article, Makarenko's ideas and experience are considered in the context of the tasks of educating the man of culture. They set and solved the task of educating an active, creative, inquisitive person who has clear moral guidelines for his life. The re-education of more than 3,000 juvenile offenders has been an unrivaled achievement thanks to a deep understanding of the psychology of adolescents, developed by the teacher with clear methods for the formation of the team.
Аннотация
В статье идеи и опыт Макаренко рассматриваются в контексте задач воспитания человека культуры. Им была поставлена и решена задача воспитания личности деятельной, творческой, любознательной, имеющей ясные нравственные ориентиры своей жизни. Перевоспитание более 3 тысяч юных правонарушителей стало непревзойденным достижением благодаря глубокому пониманию психологии подростков, разработанным педагогом четким методикам формирования коллектива.
Keywords: Makarenko, culture man, adolescent psychology, corruption prevention
Ключевые слова: Макаренко, человек культуры, психология подростка, профилактика коррупции
13 марта исполнилось 130 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко - выдающегося педагога 20 века, чьи идеи и опыт были признаны на международном уровне ЮНЕСКО, объявившим год его столетия (1988) годом Макаренко. Творческое наследие А.С.Макаренко является связующим звеном между Россией и Украиной, между Россией, Европой и Азией. Уникальный опыт перевоспитания около 3 тыс. малолетних преступников, 8 томов педагогических и художественных сочинений, Международная Макаренковская ассоциация, собирающая профессионалов на конференции и дискуссии, музей А.С.Макаренко в Москве[4 ], внедрение его опыта в разных направлениях современной культуры в разных странах красноречиво свидетельствуют о масштабе его личности.
Макаренко показал возможности педагогики в преодолении криминализации детей и молодежи. Ему удалось создать небывалый прецедент открытого пеницитарного заведения, из которого не только не было побегов, но самым тяжким наказанием в котором было как раз изгнание. По приговору общего собрания колонистов того, кто нарушал законы жизни коллектива, выгоняли или переводили в другую колонию. В отличие от других колоний и тюрем, выходя из колоний Макаренко, воспитанники были обучены не новым способам грабежей и разбоя, а рабочим и сельскохозяйственным профессиям, культуре поведения, игре на му-
зыкальных инструментах, театральных подмостках, усвоившими «законы чести» и нормы морали. Многие из них сразу же поступали в вузы. Его воспитательная система готовила опережающего время субъекта культуры, не имела примеров подобного влияния на культурную ситуацию вокруг.
Как отмечается в современных работах, «если система не ставит своей целью всестороннее развитие личности ребёнка, следовательно, она ущербна — не гуманна и даже антипедагогична. Можно уверенно прогнозировать: все последующие гуманистические идеи, системы и концепции будут связаны с этой целью-идеалом» [2, с.33 ].
Ценным является опыт Макаренко как методиста. Это поэтапная методика организации коллектива, это методы формирования привычек, это рассуждения о родительских просчетах в воспитании с четкими ответами на причины и следствия. В «Книге для родителей» он поставил вопрос о педагогической грамотности родителей, который и сегодня остро актуален. Ярко и четко им прописаны заповеди для родителей, которые также важны сегодня и будут значимы на будущее. Среди открытий Макаренко отмечают «Закон отношений между людьми, личность учителя, личность воспитанника, педагогический коллектив, разновозрастный коллектив воспитанников, тщательная разработка вопросов педагогического опыта — это инструменты прикосновения к личности, техника воспитания» [10, с.14]
Во всех работах он упоминает царивший в колониях общий веселый настрой, бодрое настроение, шутки. Многие исследователи Макаренко подчеркивают, что уникальность практики педагога основывалась на том, что «она, постепенно наполняясь «социальным оптимизмом», который целенаправленно культивировался педагогом, была устремлена в будущее»[11]. Увлеченный творчеством А.М.Горького, он заразил интересом к его жизни и книгам, уважением к нему своих воспитанников, которые захотели назвать свою колонию его именем, мечтали и дождались встречи с ним, главным праздником («семейным», без гостей) был в колонии день рождения Горького. В письме А.М. Горькому Макаренко писал: «...По-прежнему мечтают об острове, о море, о колонии в несколько тысяч человек, о «Первом детском корпусе имени Горького». Пусть мечтают. Если хлопцы не мечтают, то они ничего не стоят» [6].
Менеджмент Макаренко - предшественник того, что называют современным тимбилдингом (team building - построение команды): обучение взаимодействию и работе в команде. Это придуманное им и воплощенное в самом начале создания первой колонии - широкое заинтересованное обсуждение детьми своих насущных задач - совет командиров, на который мог прийти и участвовать любой колонист. Он учил их размышлять об устройстве своей жизни, сообща приходить к решениям, строить планы и воплощать их. Он вдохновлял мечтой об огромных, необозримых возможностях развития всех вместе и каждого в отдельности.
А.Нилл, организовавший примерно в те же годы школу для трудных детей, ставшую знаменитым на весь мир Саммерхиллом, назвал свой опыт «воспитание свободой» [ 9]. Он полагал, что детям надо наиграться, заскучать, чтобы захотелось учиться, поэтому его воспитанники могли не ходить на уроки неделями, месяцами, некоторые годами. Они играли, участвовали в школьных собраниях, где принимались законы, которые мог предложить каждый, и где дети были на равных с педагогами. Это «работало» - дети избавлялись от имиджа изгоев, обретали интересы к предметам или каким-то поделкам, научались общаться, выражать свое мнение и это помогало им найти свое место в жизни. А Нилл предполагал, что, раскрепощая детей, он делает их счастливыми, хотя признавал, что некоторым нравилось командовать взрослыми и некоторые «законы» были на грани реальных задач воспитания.
У Макаренко, чье становление происходило в культуре Серебряного века, в эпоху взлета в обществе творческих сил во многих областях, все было немного по-другому. Это был земский учитель с блестящим образованием (золотая медаль Полтавского пединститута), по словам брата самый образованный человек « в Крюкове на все 10 000 населения. ... и спорить с ним о литературе было совершенно бесполезно» [8], пришедший в школу служить народу. Он понимал необходимость перемен, сочувствовал революционерам, но не при-
мкнул к ним. Для Макаренко революция была причиной массовой детской безнадзорности и бандитизма, ниспровержения всех авторитетов и ценностей жизни. Он принял вызов противостояния этому и поставил целью воспитание человека культуры. Его воспитанники вызывали зависть своим видом, выправкой, оркестром, урожаями на своих полях. На спектакли в их театр билеты в деревнях раздавались в награду за хорошее поведение. Это были слаженные коллективы, каждый член которых мог также продуктивно сотрудничать, если это было необходимо и в другой группе. Но на первых порах он пришел к выводу, что «нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива» [6].
Макаренко хорошо понимал и чувствовал психологию ребенка, подростка, понимал роль переживаний в их еще не завершенном развитии. Им придуман был метод «взрыва» - специально созданного стресса, меняющего жизнь ребенка, как бы отрезающего его от тяжелого прошлого. «Когда их приводили в коммуну, они отправлялись в баню и выходили оттуда подстриженные, вымытые, одетые в такие же парадные костюмы с белыми воротничками. Затем на тачке вывозилась их прежняя одежда, поливалась бензином и торжественно сжигалась. Приходили двое дежурных по Двору с метлами и сметали пепел в ведро» [7]
Макаренко выводит формулу коллектива, его численности: «Я только знаю, что, если первичный коллектив меньше 7 человек, он начинает обращаться в дружеский коллектив, в замкнутую группу друзей и приятелей. Первичный коллектив больше 15 человек всегда стремится к разделению на два коллектива, всегда есть линия разделения»
[7]
При этом речь идет и о качестве отношений: «Я считаю идеальным первичным коллективом только такой коллектив, который одновременно ощущает и свое единство, спаянность, крепость и в то же время ... это не компания друзей, которые договорились, а ... организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность.». Никто из ребят не назначался начальником навсегда: « .во главе . должен быть обязательно единоначальник, одно лицо, которое по типу своей власти как единоначальник все-таки не является диктатором, но которое в то же время является уполномоченным этого коллектива» [ 7].
Безнадзорным детям, детям, испытавшим давление улицы, криминальных групп, гнет криминального мира, Макаренко дает влиться в разновозрастный коллектив. «Я решил, что такой коллектив, наиболее напоминающий семью, будет самым выгодным в воспитательном отношении. Там создается забота о младших, уважение к старшим, самые нежные нюансы товарищеских отношений. Там ма-
лыши не будут замкнуты в отдельную группу, которая варится в собственном соку, а старшие никогда не будут рассказывать скабрезные анекдоты, так как у них есть забота о младших» [7]. Эти и другие его открытия сегодня «работают» в менеджменте, в психологических тренингах, в организации детских домов по типу семьи и т.д.
В принципе подростковый, юношеский возраст самый опасный, т.к. - переломный. Но в этом и его прелесть... В этом возрасте человеку хочется и у него есть реальная возможность как бы заново родиться, стать другим. Вместе с тем он тяготится обществом взрослых, родителей, остро чувствует ложь, неправду всех родов, он жаждет признания сверстников. Подростку хочется чего-то необычного, хочется удивить друзей, или вместе с ними «выкинуть что-то эдакое». Здесь главное - не быть отвергнутым, заподозренным в трусости, предательстве «своих», быть вместе с ними. Теория и практика Макаренко - это опыт удовлетворения подростковых влечений к группе сверстников, их желания дружить, чтобы все «по-взрослому». Макаренко видел в своих воспитанниках главное -каждый из них жаждет чего-то настоящего, нуждается в понимании своих проблем, в искреннем тоне, подсознательно стремится иметь пример для подражания, жаждет самостоятельности, независимости, активных действий, управления собой и другими. Юноше необходима строгость отца, опыт самодисциплины, а иногда и наказания, не обязательно, конечно, телесного. Так в «Педагогической поэме» Макаренко пишет о том, что колонисты гордились «правом на арест» - отсидку за проступок в кабинете педагога, что было наказанием для ребят старшего возраста и не первых дней пребывания. Его опыт дал понять, что нравственный характер - ответственность за свои поступки, умение работать, дорожить честью профессии, коллектива, заботиться о близких, чувство справедливости, умение переживать неудачи, «держать удар» - формируются в атмосфере ясных неотменяемых требований, опыта напряженной физической и духовной работы.
Макаренко видел, что в большевистском проекте новой морали теория с самого начала не сходились с практикой: идея справедливости подчас реализовывалась в виде грабежа, расстрела без суда, жестоких расправ и нарастающей бюрократии. Требования новой власти (речь идет о 20-х гг.) были невнятны, а действия противоречивы. Поэтому для него важно было дать воспитанникам четкие ориентиры поведения - воспитать в колонистах честность, искренность, понимание последствий своих поступков. Этому служили и совет командиров, и культивируемое доверие (что приучало не лгать) и внимательность к суждениям, предложениям каждого. Работавший с ним П. И. Барбаров, вспоминал: «Я имел возможность ежедневно общаться с человеком высочайшей культуры и многому у него научился. Можно сказать, что Макаренко и меня перевоспитал, дал мне новые жизненные ориентиры. . я учился у него высокой организованности, чёткости во всех делах. Я понял,
что от руководителя требуется .умение чётко распределить обязанности и пробудить инициативу, активность и самостоятельность каждого человека»
[14].
Удивительным в его практике то, что он, принимая детей на исправление, учил их быть свободными. Как справедливо заметил в свое время Д.С.Лихачев: «Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести, - это рулевой его свободы, она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной» [5].
Макаренко понимал, что подобная организация взаимодействия, ясность нравственных установок необходима и взрослым для слаженной работы.
В условиях послереволюционной разрухи и гражданской войны, обесценивающих человеческое достоинство и саму жизнь, Макаренко провозглашает принцип : «Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности», воспитывая человека будущего, протягивая связующую нить от культуры России начала ХХ к началу XXI. Отнюдь не случайно, что сегодня в одной из передовых в экономическом отношении стран - в Японии - менеджмент основывается на постулатах Макаренко. Там Макаренко величают (и не только они!) отцом мировой педагогики. «Из его наработок умное руководство японских компаний успешно использует следующее: мотивированный труд, жесткую дисциплину, гибкую систему поощрений и «чувство локтя», то есть умение работать в коллективе и чувствовать себя его самым нужным винтиком»[3] .
Сегодня, как и всегда, в воспитании нужны четкие ориентиры и ценности, важна ответственность и чувство общности с коллективом, страной. Как утверждают исследователи, недавние (2000-е гг.) опросы молодых людей показывают, что эта проблема остра, поскольку «87% респондентов признались, что готовы к даче взятки для достижения собственных целей; 93% считают такое поведение вполне приемлемым для себя; 82% студентов уже имеют такой опыт; 79% признались, что не испытывают ни чувства вины за дачу взятки, равно как и не испытывают брезгливости к тем, кто дает или берет взятки.» [13, с. 40 ] На актуальность личностно-социальной, обозначенной Макаренко стратегии воспитания указывают и последние разработки ученых [1, с. 69].
Макаренко был недооценен и даже остро критикуем при жизни, его пытались критиковать и в конце 80-х, дискуссии идут и сегодня. Он вынужден был в своих работах мотивировать свои цели идеологией советизма. Однако уже тогда было очевидно, что обозначенные им задачи так же, как и результаты его работы, опережали время, были реальным, а не провозглашаемым самоуправлением, материальной и хозяйственной самодостаточностью, отсутствием всякой бюрократии и «ответственных работников». В то время, как советская система складывалась в противоположном направлении.
Сегодня его труды изучаются и востребованы во многих странах.
В России, пережившей новый опыт фактически революционных перемен, переоценки ценностей, идеи и опыт Макаренко остро необходимы для формирования человека культуры, для четких ценностных ориентаций в воспитании детей и молодежи, для развития эффективного менеджмента -для движения вперед.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акулич, М.М., Ильина И.В., Семенов М.Ю. Стратегия воспитания в современном российском образовании // ПЕДАГОГИКА. Издательство: ООО "Педагогика" (Москва), 2017, № 9, с.62-70
2. Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко и современность/ ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА .Изд-во: Московский государственный областной университет (Москва), 2013, №3, с.30-34
3. Как японцы Макаренко полюбили? TopAuthorm>kak_yapontsi_makarenko_polyuЫИ...
4. Конисевич Леонид. Нас воспитал Макаренко. Приложение
5. makarenko-museum.narod.ru>lib/Konisevich.Nas_vosp...
6. Лихачев Д.С О русской интеллигенции Письмо в редакцию. Новый мир.-- 1993.-- №2.-- С. 3-- 9. Д.С.Лихачев. О русской интеллигенции lib.ru>Политология>lihachev.txt
7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 1.,Т.4 Педагогические ра-
боты 1922-1936 С.70 Антон Макаренко - Том 1. Педагогические работы... http://www pro-filib.net>. . .anton-makarenko-tom...pedagogicheskie ...
8. Макаренко А. С. О моем опыте Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. Коммунистическое воспитание и поведение az.lib.ru>m/makarenko a...text 1939.vospitanie.sht
ml
9. Макаренко Виталий. Мой брат Антон Семенович http://www TheLib.ru>books/makarenko...moy...anton semenovi ch...
10. Саммерхилл — воспитание свободой - Нилл Александр
11. e-reading.club>book.php?book=1017578
12. Серова А.А. Педагогическое новаторство А.С. Макаренко /Вестник МГПУ. Серия
«Педагогика и психология» 2008, №1, с. 10-14
13. Степанова Л.А., О методологии исследований педагогического наследия А.С. Макаренко.(к 125-летию со дня рождения) 2013 / статья размещена на сайте: 20. 08.13 ISSN 2224-0209 Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. - 2013. - No3
14. Репринцев А.В. Социальное воспитание молодежи как фактор формирования антикоррупционного стандарта поведения личности Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010, Том 16, с.36-41
15. Я работал с Макаренко - Нас воспитал Макаренко http://www psihdocs.ru>nas-vospital-makarenko. html...