МАКАРЕНКОВСКОЕ ПОНИМАНИЕ РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И ЕЕ ПРИОРИТЕТ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Иванов В.И.
Полтавский педагогический университет имени В.Г.Короленко
Присвячується 120-річчю від дня народження А.СМакаренка
Аннотация. В статье рассматриваются организационные вопросы развития двигательных и психических качеств колонистов (коммунаров) и укрепление их здоровья в педагогической практике А. С.Макаренко. Учитывая особенности построения новых типов обучения автором ставится вопрос о малой вероятности реализации коллективистскогопотенциала в современной педагогической практике физического воспитания.
Ключевые слова: физическая культура двигательные и физические качества, педагогическая практика, коллективные действия, коллективистскоевоспитание, игра.
Анотація. Іванов В.І. Макаренське розуміння ролі фізичної культури в педагогічній практиці та її пріоритети для сучасних навчальних закладах. В статті розглядаються організаційні питання розвитку рухових і психологічних якостей колоністів (комунарів) і зміцнення їх здоров’я в педагогічній практиці А.С.Макаренка Враховуючи особливості побудовинових типів навчання, автором піднімається питання імовірної можливості реалізації колективногопотенціалу в сучасній педагогічній практиці фізичного виховання.
Ключові слова: фізична культура, рухові і фізичні якості, педагогічна практика, колективні дії, колективне виховання, гра.
Annotation. Ivanov V.I. Makarenko understands of the role of physical culture in pedagogical practice and its priority for modern educational establishments. The question of development of physical and psychic qualities of the community members and promotion of their health in the pedagogical practice of A.Makarenko is considered in the article. Taking into consideration peculiarities of creation of new teaching methods, the author examines the question about a small chance of realization of collective potential in the modern pedagogical practice of physical education.
Key words: physical culture, pedagogical practice, collective actions, game, physical qualities, collectivist training.
Введение.
Физическое воспитание, как составная часть воспитания членов общества 20-30 годов ХХ столетия, занимало видное место во всей системе воспитания подрастающего поколения А.С.Макаренко [4]. Он хотел видеть подрастающее поколение здоровым, духовно красивым, бодрым, с крепкой нервной системой. В поисках новых путей воспитания Макаренко обращает глубокое внимание на воспитание лучших человеческих чувств, глубокое уважение и симпатии к людям, что является результатом разумной жизни и деятельности коллектива Все это связано с процессом обучения но неотделимо от процесса физического воспитания [14].
Он утверждал, что для успешного воспитания всегда важно достигать самого высокого уровня физического и морального здоровья. А этого нельзя добиться без разумной системы воспитания в труде [18], нравственного, эстетического и физического воспитания [9].
Работа выполнена согласно плана НИР Полтавского педагогическогоуниверситета
Формулирование целей работы.
Цель работы - выяснить макаренковское понимание некоторых вопросов организации развития двигательных психических качеств и укрепление здоровья личности в педагогической практике физического воспитания и их осуществление в современных условиях
Изложение основного материала и его обсуждение.
А.С.Макаренко не был специалистом по физкультуре но, зная военный строй и военную гимнастику, занимался физическим воспитанием колонистов и коммунаров Он отмечал положительное влияние на воспитанников правильной военной выправки на занятиях по физической культуре Внешний облик колонистов коммунаров: стройность, умение спокойно и свободно держать себя, уверенная пружинистая походка - все это было результатами правильной военной выправки и занятий по физической культуре Об этом свидетельствуют и материалы экспозиции мемориального музея [7] Музея-заповедника А.С.Макаренко [13] и комнаты-музея А. С.Макаренко при Полтавском ГПУ.
Им положено начало военной игре, ставшей впоследствии одной из важных составных частей физического воспитания в колонии, а затем коммуне. Колонисты были увлечены военным строем, их стремление к военной игре внесло много нового в занятия. Привычка на всякое приказание отвечать "есть" и салютовать взмахом руки была введена в колонии под влиянием военных игр и занятий физической культуры Все это способствовало тому, что воспитанники отличались внешней подтянутостью, военной выправкой, дисциплинированностью и организованностью [7, 14].
В коллективе Макаренко, особенно в коммуне, степень четкости и организованности всего коллектива была так высока, что в случае надобности коммуна могла собраться, построится и выступить в течение трех минут [11]. Таких примеров организованности в течение последних 17 лет в доступной нам литературе не обнаружено.
Анализ воспитательной работы в колонии и коммуне подтверждает: А. С.Макаренко применял разнообразные педагогические приемы, чтобы укрепить здоровье воспитанников, воспитать у них важные физические
качества Средствами физического воспитания в его педагогической практике были: различные игры, катанья на лыжах, коньках, экскурсии походы лагеря, купанье, плавание, военные занятия и т.д. [12]. Им установлен обязательный для всех минимум по физическому воспитанию, который служил показателем здоровья и физического состояния [14], что соответствуетсовременным подходом в оценки здоровья школьников [1]. Каждый коммунар обязан был сдавать нормы на значки БГТО и ГТО и ворошиловский стрелок [10]. В настоящее время школьники, учащиеся, студенты сдают нормативы (тесты) характеризующие их успеваемость по физической культуреи физическую подготовленность.
Он утверждал, что для воспитания детей необходимо создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать благодаря которым выходит закаленный и хороший человек. Занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, в течение всего года, прогулки, экскурсии, туризм были важным фактором в педагогическойпрактике Макаренко [12, 14].
Разные по своим наклонностям дети увлекаются и разными видами физических упражнений. Для этого необходимо создать столько возможностей, сколько может быть проявлено наклонностей, это составляло предмет особых забот А. С.Макаренко. Факты, взятые из жизни колонии и коммуны подтверждают, что здесь проводилась большая педагогическая целесообразная работа по материальному обеспечению физического развития ребят [11]. На сей день большинство школ (особенно сельских), а также заведения профессиональнотехнические и высшего образования не располагают необходимыми материальными базами (площадками, спортивными снарядами и т.д.), что затрудняет проведение учебных, физкультурных спортивных и других занятий и не обеспечивает разрешению задач обо всех и индивидуального подхода к каждому.
А. С.Макаренко был против одностороннегоувлечения каким-либо одним видом спорта, так как при этом не может быть осуществлено гармоничное физическое развитие. Он указывал на необходимостьвнимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характер всепоглощающей страсти. Нужно вызывать у воспитанников гордость не только своим личным успехом, но преимущественно успехом команды. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде [14].
А. С.Макаренко высоко ценил коллективные действия спортсменов, их умение приложить свое спортивное мастерство в интересах всей команды. Так, в коммуне поощрялись коллективные начала и в выявлении спортивных достижений. Чемпионами являлись команды по отдельным видам спорта. Сильные спортсмены в числе команд не возвышались над коллективом В команде не было борьбы за персональное чемпионство, рекордсменство Все мероприятия по физической культуреи спорту теснейшим образом увязывались с жизнью, с политическими событиями страны. Спорт строился на коллективистических началах и не рассматривался как самоцель. Разнообразие средств физической культуры и спорта использовались как один из педагогических методов сплочения коллектива и коллективистскоговоспитания [11].
В практике физического воспитания А. С.Макаренко использовал различные игры. Выполняя роль универсальной гимнастики, имеющей большое гигиеническое и оздоровительное значение, игры вместе с тем содержат воспитательный элемент. В играх (спортивных, подвижных, военных) он видел развитое чувство взаимной помощи, дружбы Во время игр формируются характеры воспитанников, развивается их ум и воля. Многие игры, по его мнению, приносят не меньше пользы, чем систематические физические упражнения [12]. Без игры, считал Макаренко, трудно создать настоящий, веселый, бодрый детский коллектив Игра имеет особое значение для красоты детского коллектива и воспитания эстетики внешнего поведения детей, она украсит их внутренний мир [9, 11]. Введение третьего урока (игрового) в программу по физическому воспитанию и использование в учебно-воспитательном процессе традиционно национальных подвижных игр, в том числе и спортивных созвучны этому поколению
В колонии, коммуне создавались и свои игры, которые никогда не оставались неизменными. В их основе были возможности для совершенствования усложнения различными вариантами, которые требовали от участников более высокой физической подготовленности, более сложных двигательных умений и навыков. А. С.Макаренко указывал на огромное из значение для формирования у воспитанников привычек нравственной, мотивированной активности и сдержанности [12, 14]. В настоящее время отмечается рост популярности в детской и молодежной среде игровые виды нефизической деятельности (игровые автоматы, компьютерные игры и т.д.).
Основным пониманием для выработки привычек в процессе физического воспитания, он признавал такие компоненты: цель деятельности, эмоции, вызванные достижением цели, освоение и повторение большого количества отдельных действий, активизация умственной деятельности, связанной с осмыслением необходимости действий (правильно поступать), их культура[10].
Физическое воспитание, считал Макаренко, должно направляться интересами коллектива сопровождаться воспитанием сознательности [3].
Учитывая, что в настоящее время особенно усиленно разрабатываются основы для построения новых типов обучения [2, 5, 6], где доминирующую роль приобретают психологические особенности личности отсюда, маловероятна реализация положения коллективистскогопотенциала в современной педагогическойпрактике физического воспитания.
Вывод.
Опыт А. С.Макаренко в области физического воспитания важен для развития двигательных и физических качеств. Применительно к сегодняшнему дню возможен только при глубокомпонимании и творческом осмыс-
лении его педагогической системы для воспитания и формирования новой личности, для вхождения ее в мир
новой жизни.
Дальнейшее изучение вопросов физического воспитания в педагогической практике А. С.Макаренко
предлагается направить на изучение теоретических и методологических его основ.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека - СПб.: Петрополис, 1992. - 124 с.
2. Беляєв Ю.І., Мішуков О.В. Болонський процес. - Херсон.: ХДУ, 2005. - 275 с.
3. Виничук Л.С. А.С.Макаренко о воспитании сознательной дисциплины - К.: Вища шк., 1988. - 116 с.
4. Гетманец М.Ф. А.С.Макаренко и концепция нового человека в современной литературе 20-30 годов - Х., 1978. -
5. Індрушенков В. Модернізація педагогічної освіти України в контексті Болонського процесу. - // Вища школа - 2004. - №1. - с. 5-9.
6. Кремінь В.Г. Освіта і наука в У країні - інноваційні аспекти Стратегія, Реалізація. Результати - К.: Г рамота - 2005. - 468 с.
7. Лысенко П.Г. Педагогический мемориальный музей А.С.Макаренко. Путеводитель - 3-е изд. - Х.: Прапор. 1988. - 75с.
8. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - Х.: Прапор. 1978. - 630 с.
9. Макаренко А.С. Педагогические сочинения В 8-ми т. - М.: Педагогика 1983 - 1986.
10. Моргун В.Ф. Психологія особистості в педагогіці А.С.Макаренка Факсимільній збірник праць 1986 - 2004 років. - Полтава. 2002. - 84 с.
11. Нежинский Н.П. А.С.Макаренко и педагогика школы - Киев. : Радянська школа, 1976. - 262 с.
12. Павлова М.П. Педагогическая система А.С.Макаренко и современность. - М. : Высшая школа, 1980. - 287 с.
13. Пашко Л.Ф. Музей-заповедник А.С.Макаренко. : Путеводитель - Харьков: Прапор, 1991. - 54 с.
14. Ярмаченко Н.Д. Педагогическая деятельность и творческое наследие А.С.Макаренко. Кн. Для учителя -К.: Рад. шк., 1989. - 191 с.
Поступила в редакцию 26.02.2008г.