Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несовершеннолетние осужденные / воспитательные колонии / педагогические коллективы школ воспитательных колоний / опыт внеурочной работа школ ГУФСИН России / juvenile convicts / educational colonies / pedagogical collectives of schools of educational colonies / experience

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сливин Тимур Станиславович, Кузнецов Михаил Иванович

В статье анализируется опыт организации общего образования несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях ФСИН России. Рассмотрены положительные примеры различных форм и направлений деятельности педагогических коллективов и обучающихся в средних общеобразовательных школах территориальных органов уголовно-исполнительной системы: выявление и развитие творческих способностей подростков, проведение индивидуальной воспитательной работы, внеклассных и внешкольных мероприятий, привлечение к участию в учебно-воспитательном процессе представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и религиозных организаций и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сливин Тимур Станиславович, Кузнецов Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the experience of organizing the general education of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment in educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia. Positive examples of various forms and directions of activity of pedagogical collectives and students in secondary schools of territorial bodies of the penal system are considered: identification and development of creative abilities of teenagers, conducting individual educational work, extracurricular and extracurricular activities, involvement in the educational process of representatives of state authorities of the subjects of the Russian Federation, public associations and religious organizations, etc.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ»

5. Петрухина O.A. Готовность студентов к обучению по индивидуальному образовательному маршруту / O.A. Петрухина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20587 (дата обращения: 29.07.2023)

6. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЭ с изменениями 2020 года «Об образовании в Российской Федерации». - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 22.08.2023)

7. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / A.B. Хуторской. -Москва: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-методической работе Сливнн Тимур Станиславович

АНО ВО «Российский новый университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики Кузнецов Михаил Иванович

ФКОУ ВО «Академия права и управления федеральной службы исполнения наказаний» ( г. Рязань)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН

РОССИИ

Аннотация. В статье анализируется опыт организации общего образования несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях ФСИН России. Рассмотрены положительные примеры различных форм и направлений деятельности педагогических коллективов и обучающихся в средних общеобразовательных школах территориальных органов уголовно-исполнительной системы: выявление и развитие творческих способностей подростков, проведение индивидуальной воспитательной работы, внеклассных и внешкольных мероприятий, привлечение к участию в учебно-воспитательном процессе представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и религиозных организаций и др.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии, педагогические коллективы школ воспитательных колоний, опыт внеурочной работа школ ГУФСИН России.

Annotation. The article analyzes the experience of organizing the general education of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment in educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia. Positive examples of various forms and directions of activity of pedagogical collectives and students in secondary schools of territorial bodies of the penal system are considered: identification and development of creative abilities of teenagers, conducting individual educational work, extracurricular and extracurricular activities, involvement in the educational process of representatives of state authorities of the subjects of the Russian Federation, public associations and religious organizations, etc.

Key words: juvenile convicts, educational colonies, pedagogical collectives of schools of educational colonies, experience.

Введение. На современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (УИС) России в числе приоритетных задач определено изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных, разработка новых форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса. Их выполнение предусматривает дальнейшее развитие благоприятных психолого-педагогических условий для получения осужденными образования; разработку и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности лиц, изолированных от общества, в целях создания гарантий возвращения в общество законопослушных граждан Г11.

Изложение основного материала статьи. Во исполнение требований действующего законодательства в воспитательных колониях (ВК) УИС организуется получение несовершеннолетними осужденными общего образования. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития каждого обучающегося, формирование у них навыков самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций ФСИН России Г21. Модернизация современного отечественного образования предполагает не только структурные и организационно-экономические изменения, но и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса. Учитывая современные требования к школе, обновление содержания образования, педагогические коллективы школ УИС определяют единую методическую тему общеобразовательной организации и разрабатывают программы педагогических действий в этом направлении.

Так, коллектив школы УФСИН России по Волгоградской области продолжает разработку методической темы «Повышение качества образования и совершенствование творческого потенциала участников образовательного процесса через реализацию компетентностного подхода в обучении и воспитании обучающихся». Эта разработка мотивирует учителей непрерывно повышать свой профессиональный уровень через курсы повышения квалификации, участие в семинарах и конкурсах. Преподавательским составом школы ГУФСИН России по Новосибирской области реализуется «Программа психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса», «Программа социальной реабилитации», «Программа индивидуальной и групповой терапии», «Программа работы с воспитанниками в карантинном отделении». Педагогический коллектив школы УФСИН России по Московской области работает над проблемой «Повышение качества знаний учащихся, развитие и воспитание творческой индивидуальной личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды». «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС» является основной методической темой школы УФСИН России по Краснодарскому краю. Педагогический коллектив школы УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области продолжил работать над методической темой «Нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание несовершеннолетних осужденных на уроках и во внеклассной работе учебно-воспитательного процесса» Г31.

Участие обучающихся в работе творческих объединений школе ГУФСИН России по Новосибирской области «Навстречу друг другу», «Культура здоровья», «Народное творчество», «Патриоты», «Наши таланты», «Память», «Литературная гостиная», «Математическое моделирование», «Bnglish club», «Мир цифровых технологий» и др. способствует расширению их кругозора. Основными направлениями внеурочной деятельности школы УФСИН России по Белгородской области в прошедшем учебном году были духовно-нравственное, интеллектуальное и спортивно-

оздоровительное воспитание обучающихся. В школе организована работа 12 кружков: «Литературный вернисаж», «Интеллектуальная шкатулка», «Шахматный клуб», «Спортивный рок-н-ролл», «Занимательная биология», «Музей школы», «Шерстяная акварель», «Моя первая экология», «Школа этикета», «В мире книг», «Праздники, традиции и ремёсла народов России», «Путешествие в занимательную геометрию» \2].

С целью предоставления каждому подростку возможности включиться в социально значимую проектную деятельность школа ГУФСИН России по Иркутской области реализует программы элективных (факультативных) курсов и внеурочной деятельности: «Мировая художественная культура», «Робототехника», «Основы духовно-нравственной культуры», «Человек и его здоровье», «Арттерапия», «Аграрный мир», «Байкаловедение», «Конструирование», «Экономика», «Психологический практикум», «Социально-бытовая ориентировка», «Коррекция познавательной деятельности», «Основы рыночной экономики», «Основы предпринимательской деятельности» [41.

Обучающимся школы России по Красноярскому краю предоставлено право выбора участия в зависимости от увлечений, интересов и склонностей в следующих творческих объединениях: «Страноведение», «Бумажная пластика», «Школьный музей «Сибирская изба», «Музей боевой и трудовой славы», «Креативный скрапбукинг», «Здоровый образ жизни», театральная студия «Небо», школьная газета «Взгляд», «Шахматный клуб «Ладья», «Спортивный клуб».

Учителя школ ВК выполняют не только учебную, но и значительную воспитательную работу с осужденными:принимают активное участие в деятельности учебно-воспитательных советов, проводят индивидуальную воспитательную работу, внеклассные и внешкольные мероприятия.

Внеурочная работа является продолжением учебного процесса и направлена на расширение кругозора учащихся, их нравственное, правовое и эстетическое воспитание. Для расширения и закрепления навыков самостоятельной учебной деятельности педагогическими работниками проводятся факультативные занятия и кружковая работа с учетом интересов обучающихся.

Так, в рамках недели гуманитарных наук в школе УФСИН России по Архангельской области проведены конкурсный словарный диктант для учащихся 9-11 классов «Об искусстве - грамотно!», устный журнал «Красота Севера глазами первых мореплавателей и путешественников», литературное кафе «Этот удивительный мир», урок-путешествие «В погоне за прекрасным», экскурсия по книжной выставке в библиотеке «Скучных книг NET», конкурс сочинений «Красота и доброта спасут мир», командная игра «Доброе искусство» и др.

Учащиеся школы УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с большим интересом посещали внеурочные занятия по географии «По странам и континентам, по просторам России», виртуальные экскурсии в Русский музей, Эрмитаж, Лондонский музей естественной истории, Зоологический музей Санкт-Петербурга.

Внеурочная работа школы ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляется по темам: «Зачем мне нужно учиться?», «Я в мире профессий», «Пути разрешения конфликта», «Мы выбираем, нас выбирают», «Моя милая мама», «Свобода и ответственность», «Мы разные, но мы вместе», «Как устроиться на работу?», «Молодежные субкультуры», «День матери», «Профессия: мой выбор», «День героев Отечества», «День неизвестного солдата», «Мой дом, моя семья», «Моя малая Родина», «Великие женщины России», «Русские традиции в праздниках», «Познай себя», «Вот и стали мы на год взрослей...», «Деньги - это зло или благо?», «От героев былых времен...», «Пионеры - герои Великой Отечественной войны», «Воспитай себя сам», «Мои увлечения» Г21.

В школе УФСИН России по Волгоградской области организована работа кружков: «С информатикой на ты», «Музыка слов», «Кинусайга», «Мир фантазий», «Квиллинг», «Спортивные игры», «Очумелые ручки», «Робототехника», а в школе ГУФСИН России по Пермскому краю - «Оформительский», «Математика вокруг нас», «Занимательная химия», «Вокруг света», «По страницам истории», «Финансовая грамотность», «Занимательная грамматика», «Английский язык: страны и народы».

Художественно-эстетическое воспитание, приобщение к богатству изобразительного искусства и литературы, являются целью функционирования в школе ГУФСИН России по Свердловской области кружков «Живопись» и «Поэтическая студия». А учащиеся школы УФСИН России по Еврейской автономной области имели возможность посещать внеурочные курсы:«Театральная студия «Экспрессия»», «Школьный музей», «Волонтёрский корпус «Наследники Победы»», «Декоративно-прикладное искусство», «Волейбол», «Пресс-центр», «Школьная библиотека», «Какая она - физика?», «Занимательная химия», «Тайны Вселенной». Члены школьной театральной студии выступали с миниатюрами на мероприятиях, посвящённых Дню учителя, Дню памяти жертв репрессий, Новому году, Дню памяти жертв Холокоста, международному дню 8 Марта. Школьные команды Ижевской, Кировоградской, Пермской, Тюменской ВК приняли участие в межрегиональной интеллектуальной онлайн-игре «Брейн-ринг» Г41.

Школа ГУФСИН России по Новосибирской области и ГТРК «Новосибирск» выступили организаторами заочного конкурса научных рекламных видеороликов «Я - исследователь», а школа при Канской ВК ГУФСИН России по Красноярскому краю является инициатором межрегионального дистанционного интеллектуально-творческого конкурса «Слагаемые успеха».

Педагогами общеобразовательных организаций ФСИН России накоплены наработки собственных методик по воспитанию трудных подростков. Учителя обмениваются опытом со своими коллегами, активно участвуют в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, семинарах, мероприятиях.

На базе школы УФСИН России по Брянской области состоялась правовая конференция «Правовое обеспечение юридической помощи несовершеннолетним осужденных» с участием представителей Уполномоченного по правам ребенка Брянской области, молодёжного парламента региона, Центра правовой помощи и студентов юридического факультета местного государственного университета.

На базе школы УФСИН России по Волгоградской области состоялся первый межрегиональный конкурс педагогического мастерства «Учить без принуждения», на котором был представлен передовой педагогический опыт учителей школы УФСИН России по Еврейской автономной области и школы УФСИН России по Белгородской области.

Учителя школы УФСИН России по Еврейской автономной области стали призерами Всероссийских и региональных профессиональных конкурсов и олимпиад: «Предметная компетентность педагога: учитель математики», «Академия педагогических проектов», «Педагогическая мастерская», «Солнечный свет» и др.

Педагогические коллективы школ активно привлекают к участию в учебно-воспитательном процессе представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и религиозных организаций, родительских комитетов. Во всех школах проводятся мероприятия, приуроченные ко Дню знаний, Дню матери, Дню открытых дверей, в которых принимают участие родители школьников.

Школа УФСИН России по Московской области совместно с АНО «Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее» реализует проект «РеСтарт», целью которого является укрепление системы комплексной и долгосрочной поддержки детей в трудной жизненной ситуации для их полной социализации и реабилитации. В рамках проекта «Дари добро детям» учащимися школы и студентами Московского гуманитарно-экономического университета подготовлен

театрализованный спектакль по мотивам сказки «Вовка в тридевятом царстве» для воспитанников Уваровского детского дома-интерната. Школа ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу совместно с Мариинским музеем В.А. Чивилихина реализует музейно-образовательную программу распространения экологических знаний. Музыкальный коллектив «TheGoldenBoys» общеобразовательной школы УФСИН по Брянской области занял II место в Фестивале-конкурсе английской песни «EnglishSongContest», состоявшемся в областной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева \4].

В Праздник православных христиан Сретенье Господне в гости к учащимся школы ГУФСИН России по Красноярскому краю пришли представители организации «Православная молодежь» г. Канска.

Педагогическим коллективом школы Новосибирской ВК организованы лекции «Интернет-зависимость» и «Алкоголь: польза или вред?» с привлечением студентов-психологов Новосибирского государственного медицинского университета, ярмарка вакансий «Все профессии важны!» с участием консультантов-психологов «Центра развития профессиональной карьеры», соревнования по лыжным гонкам между учащимися школы и воспитанниками военно-патриотического клуба «Корсар», педагогический вебинар «Этапы проектно-методической деятельности учителей и проектно-исследовательской деятельности учащихся школы», прошедший в рамках методического сотрудничества с Институтом детства Новосибирского государственного педагогического университета.

Школа ГУФСИН России по Иркутской области совместно с общественными организациями реализует комплекс системных проектов Фонда Президентских грантов, направленных на профилактику асоциальных качеств и формирование положительных навыков у подростков, содержащихся в ВК, а также детей группы социального риска.

В рамках проекта «Не повторяй мой путь» воспитанники Ангарской ВК, принявшие нормы законопослушного поведения и вышедшие из-под влияния криминальной субкультуры, очно или онлайн отвечают на вопросы подростков «группы риска» из Иркутской области, Республики Бурятия, Красноярского края и др. Кроме того, педагоги школы консультируют родителей (законных представителей) несовершеннолетних по вопросам семейных отношений. Специалисты органови учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают участие в семинарах по применению инновационных методик и технологий в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Материально-техническаяоснащенность общеобразовательных организаций является одним из объективных условий возможности применения новшеств в технологии обучения. Организация учебно-воспитательного процесса предполагает активное использование различных продуктов информационных технологий, с помощью которых транслируется учебная информация и контролируется ее усвоение. В связи с этим уделяется внимание оснащению помещений для проведения учебных занятий в ВК с несовершеннолетними обучающимися.

Например, школой УФСИН России по Белгородской области в течение последних нескольких лет проводится работа по укреплению материально-технической базы школы. Приобретены телевизоры, тематические стенды, приборы и принадлежности в кабинеты физики и химии, произведен косметический ремонт кабинета информатики.

Для проведения общешкольных и классных мероприятий в актовом зале школы УФСИН России по Краснодарскому краю установлена акустическая система. Школой УФСИН России по Московской области приобретена мебель, видеорегистратор, наушники с микрофоном, учебно-наглядные пособия для кабинетов физики и химии, спортивный инвентарь, учебно-методическая литература, хозяйственные товары, канцелярские товары, школьно-письменные принадлежности, наглядные пособия для кружковой работы Г41.

Выводы. Таким образом, общеобразовательное обучение, являясь частью процесса социализации личности несовершеннолетних осужденных, подразумевает передачу накопленного опыта, профессиональных умений и навыков, практических знаний подросткам. В условиях ухудшения криминологического состава несовершеннолетних, поступающих в ВК, вопросы организации учебно-воспитательного процесса с ними, обеспечения эффективной деятельности школ колоний требуют постоянного внимания со стороны руководства учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и институтов гражданского общества.

Литература:

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года N 1138-р. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 383610/7eada0efe8cc5c372459dl0f592b9da02b0b877d/

2. Кузнецов, М.И Общее образование осужденных к лишению свободы: современное состояние и перспективы совершенствования / М.И. Кузнецов // Право и образование. - 2023. - № 2,- С. 43-49

3. Кузнецов, М.И. Психолого-педагогические условия эффективности общеобразовательного обучения несовершеннолетних, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы / М.И. Кузнецов, A.A. Романов // Человек: преступление и наказание. - 2021. - Т. 29. - № 4. - С. 557-565

4. ФСИНРоссии: [сайт].-тГ: http:/^CHH^/news/index.php?ELEMENT_ID=172839 (дата обращения: 03.09.2023)

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Смирнова Наталья Батыржановна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Шарова Светлана Николаевна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-НЕЛИНГВИСТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЯЗЫКОВОЙ

ПОДГОТОВКИ В ОДНОЙ ГРУППЕ

Аннотация. В статье исследуются возможности эффективного обучения иностранному языку в одной группе студентов-нелингвистов с разным уровнем языковой подготовки. Подчеркивается особая актуальность использования коммуникативного метода обучения, включающего создание ситуаций общения и реальных задач, способствующих языковому развитию студентов с любым уровнем владения языком. Коммуникативные задания стимулируют сотрудничество, взаимопомощь студентов, способствуют созданию комфортной атмосферы. В статье отмечается, что преподавателю следует адаптировать учебный материал под каждого студента. Авторы предлагают ресурсы для поиска аутентичных материалов для учебной работы и инструменты модификации языковой сложности учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.