Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-педагогическая готовность / несовершеннолетние правонарушители / воспитательная колония / следственный изолятор / служебная подготовка / боевая и специальная подготовка / уголовно-исполнительная система / professional and pedagogical readiness / juvenile offenders / educational colony / detention center / service training / combat and special training / penal system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Светлана Геннадьевна Кряжева

В настоящее время в целях формирования профессионально-педагогической готовности сотрудников воспитательных колоний и следственных изоляторов к работе с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях уголовно-исполнительной системы организованы соответствующие занятия в рамках служебной подготовки. Данные занятия представляют собой совокупность мероприятий, определяющих порядок получения указанными сотрудниками соответствующих знаний, практико-ориентированных навыков, которые могут применяться в работе с подростками. Кроме того, с сотрудниками некоторых учреждений регулярно проводятся учебно-методические сборы, в рамках которых рассматриваются различные вопросы психолого-педагогического характера. В статье представлена часть научного исследования, отражающего актуальное состояние работы по формированию профессионально-педагогической готовности сотрудников воспитательных колоний и следственных изоляторов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Представленное исследование позволило не только обобщить имеющийся в территориальных органах ФСИН России практический опыт работы с сотрудниками, взаимодействующими с несовершеннолетними правонарушителями, выявить проблемные вопросы в организации и проведении указанных занятий, но и определить перспективные направления в контексте совершенствования данного направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Светлана Геннадьевна Кряжева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF EMPLOYEES OF EDUCATIONAL COLONIES AND PRE-TRIAL DETENTION CENTERS TO WORK WITH JUVENILE OFFENDERS: CURRENT STATE, PROBLEMATIC ISSUES AND PROMISING DIRECTIONS

Currently, in order to form professional and pedagogical readiness of the staff of correctional colonies and pre-trial detention facilities to work with juvenile offenders the institutions of the criminal executive system organize special classes as part of service training. These sessions are a set of activities that determine how the staff in question acquire the relevant knowledge and practice-oriented skills that can be applied in their work with juveniles. In addition, the staff of some institutions regularly attend training and methodological meetings, in which various issues of psychological and pedagogical nature are considered. The article presents a part of scientific research reflecting the current state of work on the formation of professional and pedagogical readiness of employees of educational colonies and pre-trial detention centers to work with juvenile offenders. The presented research allowed not only to summarize the available in the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia practical experience of work with employees interacting with juvenile offenders to identify problematic issues in the organization and conduct of these classes, but also to determine promising directions in the context of improving this area of activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

Научная статья УДК 378.343.83

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЙ И СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ К РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Светлана Геннадьевна Кряжева

Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-2246-3255

Аннотация. В настоящее время в целях формирования профессионально-педагогической готовности сотрудников воспитательных колоний и следственных изоляторов к работе с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях уголовно-исполнительной системы организованы соответствующие занятия в рамках служебной подготовки. Данные занятия представляют собой совокупность мероприятий, определяющих порядок получения указанными сотрудниками соответствующих знаний, практико-ориентированных навыков, которые могут применяться в работе с подростками. Кроме того, с сотрудниками некоторых учреждений регулярно проводятся учебно-методические сборы, в рамках которых рассматриваются различные вопросы психолого-педагогического характера.

В статье представлена часть научного исследования, отражающего актуальное состояние работы по формированию профессионально-педагогической готовности сотрудников воспитательных колоний и следственных изоляторов к работе с несовершеннолетними правонарушителями. Представленное исследование позволило не только обобщить имеющийся в территориальных органах ФСИН России практический опыт работы с сотрудниками, взаимодействующими с несовершеннолетними правонарушителями, выявить проблемные вопросы в организации и проведении указанных занятий, но и определить перспективные направления в контексте совершенствования данного направления деятельности.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая готовность; несовершеннолетние правонарушители; воспитательная колония; следственный изолятор; служебная подготовка; боевая и специальная подготовка; уголовно-исполнительная система.

Для цитирования: Кряжева С. Г. Формирование профессионально-педагогической готовности сотрудников воспитательных колоний и следственных изоляторов к работе с несовершеннолетними правонарушителями: актуальное состояние, проблемные вопросы и перспективные направления // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 3 (101). С. 194-203.

Original article

FORMATION OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF EMPLOYEES OF EDUCATIONAL COLONIES AND PRE-TRIAL DETENTION CENTERS TO WORK WITH JUVENILE OFFENDERS: CURRENT STATE, PROBLEMATIC ISSUES AND PROMISING DIRECTIONS

Svetlana G. Kryazheva

Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-2246-3255

Abstract. Currently, in order to form professional and pedagogical readiness of the staff of correctional colonies and pre-trial detention facilities to work with juvenile offenders the institutions of the criminal ex-

© Кряжева С. Г., 2023

ecutive system organize special classes as part of service training. These sessions are a set of activities that determine how the staff in question acquire the relevant knowledge and practice-oriented skills that can be applied in their work with juveniles. In addition, the staff of some institutions regularly attend training and methodological meetings, in which various issues of psychological and pedagogical nature are considered.

The article presents a part of scientific research reflecting the current state of work on the formation of professional and pedagogical readiness of employees of educational colonies and pre-trial detention centers to work with juvenile offenders. The presented research allowed not only to summarize the available in the territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia practical experience of work with employees interacting with juvenile offenders to identify problematic issues in the organization and conduct of these classes, but also to determine promising directions in the context of improving this area of activity.

Keywords: professional and pedagogical readiness; juvenile offenders; educational colony; detention center; service training; combat and special training; penal system.

For citation: Kryazheva S. G. Formation of professional and pedagogical readiness of employees of educational colonies and pre-trial detention centers to work with juvenile offenders: current state, problematic issues and promising directions // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No 3 (101). P. 194-203. (In Russ.)

Одной из приоритетных задач на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) является подготовка специалистов, способных к самореализации и самоактуализации в профессиональной деятельности, гармонично сочетающих в себе профессионально значимые и личностные качества, обладающих сформированной профессионально-педагогической готовностью к работе с различными категориями подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Особенно актуальным данный вопрос становится для сотрудников, работающих с несовершеннолетними правонарушителями в воспитательных колониях (далее - ВК) и следственных изоляторах (далее - СИЗО), так как именно на этих сотрудников ложится дополнительная ответственность, связанная, прежде всего, с необходимостью создания особых условий в учреждениях, в которых была бы воспитана личность трудного подростка, способствовавших изменениям его отношения к себе, своему поведению и своему социальному окружению [1].

В настоящее время в современной науке представлено множество определений понятия «готовность». В рамках нашей работы обратим внимание на некоторые из них.

Говоря о готовности, А. Г. Асмолов отмечает, что в основе готовности лежит иерархия установок, где одной из наиболее значимых является установка осознания

смысла будущих действий человека, выражающая личностный смысл [2, с. 76].

С. Л. Рубинштейн также связывает содержание готовности с установкой личности, которая заключается в определенном отношении к стоящим перед ней целям и задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности [3, с. 217].

Д. А. Усков отмечает, что готовность представляет собой активно-действенное состояние личности, установку на определенное поведение. Автор отмечает, что для готовности к определенному типу деятельности характерны определенные мотивы и способности, а также знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия [4, с. 82].

Готовность, по мнению С. Ю. Сахарова, также представляет собой активно-действенное состояние личности, которое «проявляется в установке на определенное поведение, в мобилизованности ресурсов для решения стоящей перед субъектом деятельности задачи, требующих использование соответствующих компетенций, а также настойчивости и решительности осуществить необходимые действия» [5, с. 27].

Некоторыми авторами отмечается существование различных форм проявления готовности (ситуационная (временная) и общая (длительная)) [6]. Так, ситуационная готовность представляет собой динамиче-

ское состояние личности, включающее в себя внутреннюю настроенность и мобилизацию всех сил на быстрое и легкое вхождение в профессию. В свою очередь, общая форма готовности характеризуется положительным отношением к своей профессии, опытом и мотивацией в профессиональной деятельности, развитыми профессионально-значимыми качествами и т. д. [7].

В контексте работы с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях УИС приведем определение понятия «готовность», предложенное Н. П. Ким. Так, под готовностью сотрудника УИС к работе с несовершеннолетними автор понимает интегративное личностно-деятельностное новообразование, представляющее собой сбалансированное сочетание соответствующих знаний, умений и навыков, социально-психологических качеств личности, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять основные профессиональные функции [8].

В рамках приведенного выше определения, учитывая собственный практический опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями в условиях изоляции от общества, отметим, что от компетентности сотрудника зависит не только эффективность его труда, но и характер взаимоотношений с подростками и другими сотрудниками, участвующими в воспитательном процессе. А. С. Макаренко писал: «Никто так не вредил, никто так не портил моей работы, никто так не сбивал в сторону налаженной годами работы, как плохой воспитатель» [9].

В настоящее время в целях формирования профессионально-педагогической готовности сотрудников ВК и СИЗО к работе с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях организованы соответствующие занятия в рамках служебной подготовки. Данные занятия проводятся преимущественно психологами учреждений и охватывают довольно широкий спектр тематик. Кроме того, с сотрудниками некоторых учреждений регулярно проводятся учебно-методические сборы, на которых рассматриваются различные вопросы пси-

холого-педагогического характера в контексте работы с несовершеннолетними правонарушителями.

С целью выявления актуального состояния и специфики формирования профессионально-педагогической готовности указанных сотрудников нами было проведено научное исследование, в рамках которого был обобщен имеющийся в территориальных органах ФСИН России практический опыт организации и проведения рассматриваемых занятий, а также выявлены проблемные вопросы в их реализации и перспективные направления.

Анализ информационных справок, предоставленных территориальными органами ФСИН России о мероприятиях, проводимых с сотрудниками ВК и СИЗО, работающими с несовершеннолетними правонарушителями, позволил выявить наиболее значимые из них.

Так, в Камышенской ВК и СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области ежеквартально с сотрудниками, работающими с несовершеннолетними правонарушителями, проводятся лекционные занятия на следующие темы: «Основы подростковой психологии и педагогики», «Психологическое особенности подростка», «Средства и методы педагогического воздействия на личность», «Обучение способам общения с несовершеннолетними осужденными», «Обучение практическим навыкам по разрешению конфликтных ситуаций между персоналом и воспитанниками», «Влияние семьи на становление личности несовершеннолетних». Занятия направлены на развитие у сотрудников навыков коммуникативного общения, изучение психологических особенностей несовершеннолетних, обучение способам педагогического воздействия.

В СИЗО-1, СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области в системе служебной подготовки с сотрудниками, участвующими в сопровождении несовершеннолетних правонарушителей, регулярно проводятся занятия по изучению профессиональной этики и основ возрастной педагогики и психологии.

В УФСИН России по Брянской области с сотрудниками, работающими с несовершен-

нолетними осужденными в ВК, проводятся на постоянной основе лекционные занятия по изучению особенностей подросткового возраста, специфики личности несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых. Кроме того, в рамках занятий изучаются особенности дифференциального подхода к различным категориям несовершеннолетних осужденных, психологические методы урегулирования конфликтных ситуаций между осужденными и персоналом УИС без применения специальных средств, психолого-педагогические методы работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. В Брянской ВК организовывались тренинги, направленные на формирование, развитие и совершенствование навыков антиманипулятивного поведения сотрудников в целях оптимизации взаимоотношений персонала и несовершеннолетних осужденных, а также тренинг, направленный на повышение конфликтологической компетентности; формирование и закрепление у сотрудников способности эффективно работать с конфликтами; ознакомление сотрудников с методиками анализа трудных ситуаций общения; формирование знаний и практических умений рационального (адаптивного) поведения в конфликте; овладение навыками активного слушания и продуктивной критики как факторов эффективного межличностного взаимодействия; овладение адекватными приемами реагирования и поведения в условиях общения; овладение техниками разрешения конфликтных ситуаций, освоение способов саморегуляции психического состояния и снижения эмоционального напряжения собеседника в конфликтных ситуациях и т. д.

В Брянской ВК разработаны учебные фильмы для сотрудников, работающих с несовершеннолетними осужденными. Содержание указанных фильмов способствует закреплению у сотрудников навыков конструктивного взаимодействия с осужденными, овладению методами разрешения конфликтных ситуаций и т. д. Кроме того, сотрудникам демонстрируются социальные ролики о важности саморазвития и самопо-

знания, а также по профилактике профессиональной деформации.

В ГУФСИН России по Новосибирской области с сотрудниками ВК проводятся лекционные занятия на следующие темы: «Разрешение и профилактика конфликтов среди несовершеннолетних осужденных», «Противодействие манипуляциям и провокациям со стороны несовершеннолетних осужденных», «Построение конструктивной коммуникации с несовершеннолетними осужденными», «Психология подросткового возраста. Медиативные технологии, эффективные способы общения с подростками с учетом их индивидуальных особенностей».

С целью повышения профессионально-педагогической компетентности сотрудников, работающих с несовершеннолетними в СИЗО, в ГУФСИН России по Новосибирской области реализуются следующие мероприятия: лекции, направленные на изучение возрастной психологии и педагогики, основ организационной психологии, особенностей детско-родительских отношений. Кроме того, проводятся практические занятия, направленные на обучение методам саморегуляции.

Кроме того, психологами ГУФСИН России по Новосибирской области признается важная роль индивидуальных бесед с сотрудниками, несущими службу с несовершеннолетними правонарушителями. Так, в рамках индивидуальной работы с сотрудниками дежурных смен, несущими службу в режимном корпусе, где содержатся несовершеннолетние, проводятся беседы на следующие темы: «Разрешение и профилактика конфликтов среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных», «Нарушения поведения у подростков, их профилактика и коррекция».

Психологами Ангарской ВК и СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области на регулярной основе проводятся индивидуальные и групповые психокоррекционные занятия, лекции с сотрудниками, работающими с несовершеннолетними правонарушителями, направленные на обучение навыкам конструктивного взаимодействия с

несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, на выявление признаков деструктивного поведения у несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных и т. д.

В УФСИН России по Краснодарскому краю для повышения профессионально-педагогической готовности сотрудников ВК и СИЗО к работе с несовершеннолетними правонарушителями изучаются такие темы, как «Особенности подросткового возраста, способы разрешения конфликтных ситуаций», «Тренинговая программа, направленная на снижение агрессивности и профилактики конфликтных ситуаций у сотрудников, непосредственно контактирующих с несовершеннолетними», «Основные виды деструктивного поведения, связанные с аутоагрессивными механизмами реализации (суицид, демонстративно-шантажное поведение, симулятивное поведение, самоповреждения в виде членовредительства)».

В учреждениях ГУФСИН России по Красноярскому краю, где содержатся несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные, проводятся ежеквартальные мастер-классы для сотрудников воспитательного отдела, осуществляется комплекс мероприятий по повышению профессионально-педагогической компетентности сотрудников: «Психологические особенности несовершеннолетних осужденных», «Психовозрастные особенности несовершеннолетних», «Особенности общения с несовершеннолетними с учетом их возрастных особенностей, для поддержания доверия к сотрудникам», «Выявление признаков суицидального, деструктивного поведения», «Обучение навыкам выявления аутоагрес-сивных намерений подозреваемых, обвиняемых, осужденных и способам психолого-педагогического воздействия на данную категорию лиц, склонных к демонстративно-шантажному поведению», «Возрастные особенности подросткового возраста», «Основы детской психологии и педагогики», «Психология преступных проявлений подростков», «Разрешение и профилактика конфликтов среди несовершеннолетних по-

ОБРАЗОВАНИЯ

дозреваемых, обвиняемых и осужденных», «Возрастные кризисы. Психофизиологические особенности подросткового возраста», «Нарушения поведения у подростков, их профилактика и коррекция», «Отклоняющееся поведение. Его виды, факторы, определяющие отклоняющее поведение у подростков. Меры педагогического воздействия по профилактике отклоняющегося поведения», «Использование интерактивных форм и методов воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, «Психологические особенности несовершеннолетних осужденных», «Обучение навыкам бесконфликтного общения с несовершеннолетними ПОО», «Психологические особенности несовершеннолетних осужденных» и др.

В УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Колпинской ВК и СИЗО-5 также проводились мероприятия по повышению профессионально-педагогической компетентности сотрудников, работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Данные мероприятия проводились как в групповой форме (лекции, тренинги), так и в индивидуальной (консультации, коррекции). Так, психологами СИЗО-5 были разработаны лекции на следующие темы: «Выстраивание процесса ресоциализации несовершеннолетних с учетом их возрастных доминант», «Психологические особенности подросткового возраста», «Особенности несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых (в рамках возрастной психологии)», «Возрастные особенности подростков раннего юношеского возраста», «Формирование детско-ро-дительских отношений», «Эмоциональное выгорание сотрудников УИС и его профилактика», «Обучение антиманипулятивно-му поведению в процессе взаимодействия со спецконтингентом». Проводится групповая психокоррекционная работа на темы: «Обучение эффективным способам снятия избыточного психоэмоционального напряжения», «Психология подростка. Способы эффективного взаимодействия». Перечисленные мероприятия проводятся с сотрудниками дежурных смен, заступающими на

суточное дежурство, а также с сотрудниками, непосредственно взаимодействующими с несовершеннолетними. Данный вид работы реализуется путем проведения занятий с дежурными сменами перед заступлением на службу. Остальные категории сотрудников, которые не могут быть охвачены в рамках групповой формы работы, задействованы индивидуальными занятиями, периодичность которых не реже одного раза в месяц. Психологами Колпинской ВК в рамках служебной подготовки проводились лекции на следующие темы: «Порядок действий сотрудников по профилактике суицидов среди осужденных», «Конфликты. Причины возникновения, способы предупреждения», «Выявление признаков деструктивного поведения и суицидального риска у осужденных», «Психологические особенности несовершеннолетних осужденных. Особенности работы с ними», «Профилактика сотрудниками криминальной зараженности осужденных», «Межличностное взаимодействие с трудными подростками», «Практические рекомендации для начальников отрядов по выявлению лиц, склонных к совершению суицида, осуществлению профилактической работы с ними, взаимодействия со всеми службами исправительного учреждения по профилактике суицидов среди осужденных», «Психологические аспекты построения бесед сотрудников с осужденными», «Положительные навыки специального педагогического подхода к лицам в возрасте до 18 лет». В Колпинской ВК реализовались также следующие программы: «Программа групповой психологической превентивной работы по противодействию манипуляциям и формированию антиманипулятивного поведения», «Программа групповой психологической работы по профилактике случаев нарушения законности при применении физической силы и специальных средств», «Способы саморегуляции эмоционального состояния».

В ГУФСИН России по Пермскому краю в августе 2021 года проведены учебно-методические сборы в режиме видео-конфе-ренц-связи с сотрудниками отделов (групп)

по воспитательной и социальной работе учреждений, в которых содержатся несовершеннолетние подозреваемые, обвиняемые и осужденные. На совещании были рассмотрены следующие вопросы: организация и проведение воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; совершенствование и организация культурно-воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными; организация и получение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными общего образования. По результатам сборов выработан ряд решений, направленных на совершенствование и организацию культурно-воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, а также организацию получения ими общего образования.

В СИЗО и Находкинской ВК ГУФСИН России по Приморскому краю с сотрудниками, работающими с несовершеннолетними правонарушителями, регулярно проводятся лекционные занятия на следующие темы: «Индивидуально-личностные особенности поведения несовершеннолетних», «Психологические особенности подростков с риском суицида и профилактика их суицидальных намерений», «Индивидуально-личностные особенности разных типов личности подростков и их учет в воспитательной работе», «Психологические особенности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Специфика делового общения», «Изучение психологических особенностей подросткового возраста. Бесконфликтное поведение», «Поведение в конфликтных ситуациях с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными», «Обучение бесконфликтному общению, правила поведения в конфликте, эффективное взаимодействие с подростками», «Деструктивное поведение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных», «Психологические особенности несовершеннолетних осужденных. Специфика общения в ВК»

и др. Проводятся групповые психокоррек-цпонные мероприятия на следующие темы: «Развитие коммуникативных навыков сотрудников во взаимодействии с несовершеннолетними осужденными», «Обучение навыкам антиманипулятивного поведения при взаимодействии с несовершеннолетними осужденными», «Тренинг по развитию эмоционального интеллекта. Обучение навыкам бесконфликтного поведения», «Профессиональное общение сотрудника УИС и способы разрешения конфликтной ситуации среди несовершеннолетних») и др.

В СИЗО-1ГУФСИН России по Ростовской области в рамках занятий по формированию профессионально-педагогической готовности сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями проводятся лекции на следующие темы: «Основы детской педагогики и психологии», «Особенности работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными», «Эффективные способы межличностного взаимодействия с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными с учетом личностных особенностей», «Бесконфликтное общение с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными», «Особенности работы с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными», «Основы детской педагогики и психологии. Особенности подросткового возраста». Кроме того, в учреждении реализуется тренинг на тему «Развитие навыков общения с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными».

В СИЗО-2 ГУФСИН России по Ростовской области проводятся следующие занятия в рамках указанного направления: «Основы детской педагогики и психологии», «Психологические особенности подросткового возраста», «Эффективные способы межличностного взаимодействия с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными с учетом личностных особенностей», «Подростковый возраст. Способы эффективной коммуникации с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными».

ОБРАЗОВАНИЯ

В УФСИН России по Республике Татарстан с целью формирования психолого-педагогической готовности сотрудников к работе с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными, психологами учреждений проводятся занятия на следующие темы: «Формирование и развитие доверия во взаимоотношениях между персоналом и осужденными», «Профилактика конфликтов между подозреваемыми, обвиняемыми, осужденными и сотрудниками», «Этапы установления психологического контакта сотрудников УИС с осужденными», «Развитие коммуникативных навыков сотрудников УИС», «Стратегии предотвращения суицидов среди подозреваемых, обвиняемых, осужденных», «Предупреждение конфликтных ситуаций в среде несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, осужденных», «Невербальные средства общения, или как распознать ложь», «Формы и методы работы с несовершеннолетними».

В ГУФСИН России по Свердловской области разработана и используется Программа формирования психолого-педагогической готовности сотрудников УИС к осуществлению деятельности по профилактике криминальной зараженности несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

В ГУФСИН России по Челябинской области ежеквартально с сотрудниками, несущими службу на посту, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, начальник психологической лаборатории проводит занятия, направленные на повышение их психолого-педагогической компетентности в виде лекций, семинаров, дискуссий, ролевых игр, тренинговых упражнений. Также на регулярной основе на занятиях в рамках служебной подготовки с сотрудниками проводятся лекции по организации воспитательной, социальной и психологической работы.

Представленное научное исследование позволило выявить актуальные проблемы, с которыми сталкиваются в ВК и СИЗО при организации и проведении занятий по повышению профессионально-педагогической

готовности сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями [10]:

- качество и полнота проведения занятий часто зависят от количества свободного времени, отведенного на полноценную подготовку к ним у сотрудника, который их организовывает и проводит;

- не всегда сотрудники, организующие и проводящие эти занятия в учреждениях УИС, обладают достаточным количеством ресурсов, чтобы подготовиться к занятию на высоком профессиональном уровне;

- не во всех учреждениях имеется достаточное количество современной научной литературы, в том числе может отсутствовать доступ к сети Интернет, имеются сложности с материальным и техническим обеспечением профессиональной деятельности;

- регулярность, а также время, отведенное на проведение этих занятий, могут напрямую зависеть от отношения руководства учреждения к необходимости проведения этих занятий, а также от мотивации самих сотрудников к участию в них.

В контексте полученных результатов отметим исследование С. В. Кулаковой, Д. Н. Кротовой, направленное на выявление уровня психологической подготовки сотрудников СИЗО к работе с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Так, в ходе исследования авторами были выявлены следующие недостатки в подготовке сотрудников к указанному виду деятельности: несовершенство действующей системы повышения квалификации ФСИН России (27,3 %), отсутствие у сотрудников СИЗО мотивации к работе с несовершеннолетними (22,7 %), недостаток методических материалов (18,2 %), несовершенство в отборе кандидатов к данному виду деятельности, который осуществляется без учета способностей сотрудников (13,6 %) и их профессионального образования (13,6%) [11].

На наш взгляд, повышению эффективности профессиональной подготовки, направленной на формирование профессионально-педагогической готовности сотрудников к работе с несовершеннолетними правона-

рушителями, могут способствовать создание и соблюдение следующих условий:

1. При решении вопроса о назначении сотрудника на должность, предполагающую работу с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, необходимо учитывать не только формально положительные характеристики, например, возраст, стаж службы в УИС, наличие у него собственных детей и т. д., но и уровень его психолого-педагогической грамотности, личное желание и стремление работать с этой категорией лиц, имеющийся профессиональный опыт и т. д.

2. При отборе и назначении (перемещении) сотрудников на должность, предполагающую работу с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, следует учитывать их индивидуально-личностные особенности, выраженность профессионально-важных качеств, способствующих успешному выполнению задач, связанных с сопровождением указанной категории лиц, а также профессиональное мнение психологов.

3. В первый месяц после назначения (перемещения) сотрудника на должность, предполагающую работу с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, психологам психологических лабораторий, а также непосредственным руководителям необходимо оказывать помощь и поддержку сотруднику в целях его успешной адаптации к новым служебным обязанностям.

4. При организации и реализации обучения сотрудников, работающих с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях УИС, следует обращать внимание на постоянство состава учебной группы и регулярность проведения занятий, а к участию в занятиях привлекать расширенный состав сотрудников (сотрудников психологической лаборатории, воспитательного, оперативного отделов, а также отдела режима и надзора / безопасности).

5. С целью обеспечения всесторонней и комплексной профессионально-педагогической подготовки сотрудников, работающих

с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в учреждениях УИС, к занятиям необходимо привлекать внешних преподавателей образовательных организаций.

6. На базе управлений территориальных органов ФСИН России с дежурными помощниками начальников колоний и следственных изоляторов, в которых содержатся несовершеннолетние правонарушители, а также с их заместителями следует организовать ежегодное краткосрочное обучение по повышению профессионально-педагогической компетентности в работе с указанной категорией лиц.

7. В целях совершенствования работы по формированию профессионально-педагогической готовности сотрудников к работе с несовершеннолетними правонарушителями в учреждениях УИС целесообразно рассмотреть вопрос о проведении методических вебинаров в режиме видеоконференцсвязи с участием научно-педагогического состава образовательных и научно-исследовательских организаций ФСИН России по проблемам изучения отдельных аспектов возрастной психологии и педагогики.

Немаловажными являются отношение руководства учреждения к проведению этих занятий и регулярное участие сотрудников в

ОБРАЗОВАНИЯ

них. Безусловно, каждый руководитель понимает важность обучения своих сотрудников, необходимость повышения их профессиональной компетентности, но не всегда готов выделить для этого часть рабочего времени, что часто приводит к возникновению проблем в поддержании регулярного и устойчивого состава учебной группы, снижению мотивации сотрудников к участию в них. Иными словами, если руководитель учреждения считает, что данные занятия не важны, то существует высокая вероятность того, что и сотрудники будут так считать. В этом случае работа может приобретать формальный характер, не выполнять те цели, которые изначально формулировались.

В заключение хотелось бы отметить, что любое направление профессиональной деятельности требует комплексного подхода и профессиональная подготовка сотрудников, работающих с несовершеннолетними правонарушителями, не является исключением. Так, профессиональная подготовка указанной категории сотрудников не должна ограничиваться лишь обучением сотрудников в процессе служебной деятельности, а продолжаться в системе дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации).

СПИСОК источников

1. Ходякова Н. В., Сердюк Н. В., Грищенко Л.Л. Проектирование педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних на основе ситуационно-средового подхода// Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2023. № 1 (99). С. 211-218.

2. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. Москва: Смысл, 2002. 480 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2000. 712 с.

4. Усков Д. А. Мотивационная готовность будущего офицера к службе в войсках как фактор профилактики эмоционального выгорания // Студенческий научный форум - 2012: материалы VIII Международной студенческой научной конференции в 2 ч. Ч. 2. Москва, 2012. С. 84-88.

5. Сахаров С. Ю. Педагогическая технология формирования готовности будущих офицеров к профессиональной адаптации в войсках: дис. ... канд. пед. наук. 2021. 199 с.

6. Попов Л. М., Пучкова И. М. Теоретико-экспериментальное обоснование модели психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2015. № 1 (43). С. 53-58.

7. Бикчинтаева Л. Г. Актуальные задачи формирования профессионально-психологической подготовленности обучающихся образовательной организации системы МВД России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2019. № 2 (84). С. 96-101.

8. Ким Н. П. Некоторые аспекты профессиональной подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе с несовершеннолетними // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). С. 110-113.

9. Макаренко А. С. Педагогика индивидуального действия: соч. в 7 т. Москва, 1960.

10. Кряжева С. Г., Ковтуненко JI.B. Развитие профессионально-педагогической компетентности сотрудников УИС, взаимодействующих с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, в системе профессиональной подготовки: монография. Москва: ФКУ НИИ ФСИН России, 2023. 181 с.

11. Психологическая подготовка сотрудников следственных изоляторов к работе с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми: аналитический обзор / С. В. Кулакова, Д. Н. Кротова, Е. X. Земмури, И.А. Матвеева. УВСПР ФСИН России, ФКУ НИИ ФСИН России. Москва, 2018. 40 с.

REFERENCES

1. KhodyakovaN. V., SerdyukN. V., Grishchenko L. L. Designing pedagogical activity for the prevention of deviant behavior of minors on the basis of a situational-environmental approach // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 1 (99). P. 211-218. (In Russ.)

2. Asmolov A. G. On the other side of consciousness: methodological problems of non-classical psychology. Moscow: Smysl, 2002. 480 p. (In Russ.)

3. Rubinshtein S. L. Fundamentals of general psychology. St. Petersburg, 2000. 712 p. (In Russ.)

4. Uskov D. A. Motivational readiness of a future officer to serve in the army as a factor in the prevention of emotional burnout // Student Scientific Forum - 2012: materials of the VIII International Student Scientific Conference in 2 hours. Part 2. Moscow, 2012. P. 84- 88. (In Russ.)

5. Sakharov S. Yu. Pedagogical technology for the formation of readiness of future officers for professional adaptation in the troops: dis. ... Cand. of Pedagogy. 2021. 199 p. (In Russ.)

6. Popov L. M., Puchkova I. M. Theoretical and experimental substantiation of the model of psychological readiness of students for professional activity // Education and self-development. 2015. No. 1 (43). P. 53-58. (In Russ.)

7. Bikchintaeva L. G. Actual tasks of formation of professional and psychological readiness of students of the educational organization of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 2 (84). P. 96-101. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kim N. P. Some aspects of professional training of future employees of the penitentiary system to work with minors // Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. No. 13 (342). P. 110-113. (In Russ.)

9. Makarenko A. S. Pedagogy of individual action: Op. in 7 volumes. Moscow, 1960. (In Russ.)

10. Kryazheva S. G., Kovtunenko L.V. Development of professional and pedagogical competence of penitentiary officers interacting with juvenile suspects, accused and convicts in the system of professional training: monograph. Moscow: FKU N11 FSIN of Russia, 2023. 181 p. (In Russ.)

11. Psychological training of employees of pre-trial detention centers to work with juvenile suspects and defendants: an analytical review / S. V. Kulakova, D. N. Krotova, E. Kh. Zemmuri, I. A. Matveev. UVSPR of the Federal Penitentiary Service of Russia, FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. Moscow, 2018. 40 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 17.04.2023; одобрена после рецензирования 24.04.2023; принята к публикации 15.09.2023.

The article was submitted 17.04.2023; approved after reviewing 24.04.2023; accepted for publication 15.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.