Научная статья на тему 'Опыт организации комбинированного финансового надзора в странах ЕС'

Опыт организации комбинированного финансового надзора в странах ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Татьяна Викторовна

The article considers the procedures involved in the establishment of a single, integrated financial regulatory body in the EU; it analyses various approaches to the definition of a financial conglomerate in the EU countries. The author also examines the European experience of regulatory authorities reform, including the establishment of a single, integrated oversight body, which is independent from the central bank and is able to control all the financial markets and intermediaries. The author defines the role of interstate supervision over financial conglomerate in the EU and evaluates potential results from the establishment of a supranational global financial regulatory body. In conclusion the author analyses the conditions for the establishment of a single, integrated financial supervision body in the Russian economic environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Никитина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The practice of joint financial supervision in the EU countries

The article considers the procedures involved in the establishment of a single, integrated financial regulatory body in the EU; it analyses various approaches to the definition of a financial conglomerate in the EU countries. The author also examines the European experience of regulatory authorities reform, including the establishment of a single, integrated oversight body, which is independent from the central bank and is able to control all the financial markets and intermediaries. The author defines the role of interstate supervision over financial conglomerate in the EU and evaluates potential results from the establishment of a supranational global financial regulatory body. In conclusion the author analyses the conditions for the establishment of a single, integrated financial supervision body in the Russian economic environment.

Текст научной работы на тему «Опыт организации комбинированного финансового надзора в странах ЕС»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

Т. В. НИКИТИНА*

Татьяна Викторовна НИКИТИНА — кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела СПбГУЭФ.

Закончила СПбГУЭФ в 1991 г.

Директор университетского российско-немецкого Центра, докторант СПбГУЭФ.

Всего опубликовано более 60 научных и учебно-методических работ общим объемом 100 п. л.

Область научной специализации — вопросы международной гармонизации надзора за деятель* ностью финансово-кредитных институтов, комбинированный финансовый надзор, Базель-2, европейская финансовая интеграция, управление финансовыми рисками.

^ ^

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КОМБИНИРОВАННОГО ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА

В СТРАНАХ ЕС

Создание единого органа финансового надзора (мегарегулятора) в Российской Феде* рации — в последние два года наиболее часто обсуждаемая тема как на уровне Правительства РФ, так и на уровне самих участников финансового рынка. Так, по заявлению министра финансов А. Кудрина, создание единого органа финансового надзора приведет к повышению эффективности функционирования финансового рынка в целом, позволит очистить рынок от слабых, неэффективных, зачастую замешанных на сделках с обналичиванием средств институтов. Однако до того момента, когда в России будет создан единый регулятор, еще далеко. И проблема здесь не столько в непонимании, как это сделать, сколько в том, что требуется пройти довольно большой путь, чтобы быть уверенным, что объединение всех функций в одном органе будет эффективным со всех точек зрения.

Кроме того, существует еще ряд предварительных условий, которым должна удовлетворять эффективная регулирующая структура. Среди них: ясные цели, независимость и подотчетность регулятора, достаточность его ресурсов для эффективного выполнения регулирующих функций, гармоничная законодательная среда и достаточность полномочий по применению санкций. Важное значение имеет количественная оценка эффективности регулирования по затратам, а также ее качественная оценка с точки зрения достижения целей регулирования.

В рамках осуществления проекта ТАСИС «Банковский надзор и отчетность» вопросам осуществления консолидированного финансового надзора также уделяется большое внимание1.

© Т. В. Никитина, 2007

В связи с поэтапным развитием практики банковского надзора, обусловленного усложнением финансового рынка, изменением сущности финансовой услуги развивается также понятие надзора за банками. Развитие банковского надзора диктуется необходимостью (как минимум наличие предмета надзора) и ограничивается возможностями надзорного органа (как минимум необходимая законодательная и методологическая база)2. Можно выделить следующие этапы в развитии банковского надзора:

1. Надзор за банками на соло-основе.

2. Надзор за банками, входящими в группы (банковские, финансовые, смешанные).

3. Дополнительный надзор за банковскими группами (доминирующая банковская активность).

4. Дополнительный надзор за финансовыми группами (доминирующая финансовая активность, совмещение финансовой деятельности: банк, страхование и инвестиции).

Понятие «консолидированный надзор» применяется на этапах 2,3 и 4.

Эффективный пруденциальный надзор над банками, с учетом их участия в группах, наиболее востребован сегодня в России, так как основной спецификой банковского сектора является принадлежность банков к группам разного типа. Из-за участия в группе банки могут нести дополнительные риски, их капитал может быть сформирован займами внутри группы, кредитование связанных сторон может значительно превышать принятые в международной практике пруденциальные нормы или осуществляться не на рыночных условиях. Для правильной оценки влияния группы на капитал, активы, рентабельность и на экономическую стоимость банка необходима методологическая база.

Вопрос консолидированного надзора за банковской группой тоже становится актуальным в связи с процессами интеграции в банковском секторе. В результате слияний появляются банковские группы и холдинги, объединяющие несколько банков, развивается «разделение труда» — одни привлекают, другие размещают, происходит перенос рисков. Надзор на соло-основе уже не даст реальной картины, необходим дополнительный надзор на консолидированной основе. Законодательная база для такого надзора нуждается в существенном изменении. Поэтому разрабатываются рекомендации по усовершенствованию законодательной базы, а также предлагается методологическая база, позволяющая начать надзор за группами, контролируемыми банками, при уже имеющейся законодательной базе.

Следующий уровень — дополнительный пруденциальный надзор за деятельностью финансовых конгломератов. С одной стороны, так, как он осуществляется за рубежом, в настоящее время в России невозможно. Отсутствует юридическая база для такого надзора (определение финансового конгломерата, критерии отбора, полномочия и взаимодействие различных надзорных органов в системе дополнительного надзора либо их объединение в единый надзорный орган). Методология такого надзора достаточно сложна и отвечает на вопросы: как на единой базе оценить достаточность капитала группы, состоящей из банка и страховой компании, или оценить возможности «заражения риском» одного сектора другим.

В мировой практике не существует единой модели мегарегулятора как с позиции норм регулирования, так и с точки зрения институциональной структуры, необходимой для их применения. Более того, целесообразность создания мегарегулятора и его эффективность далеко не во всех случаях выглядят достаточно убедительными. До сих пор идея мегарегулятора и ее практическое воплощение имеют как сторонников, так и противников. Можно выделить следующие преимущества и недостатки организации единого органа финансового надзора в финансово-банковской сфере.

Таблица 1

Мегарегулятор в финансово-банковской сфере: «за» и «против»3

«За»

«Против»

Возможность осуществления надзора за финансовыми конгломератами на консолидированной основе Мегарегулятор позволяет осуществлять мониторинг за всей финансовой системой в целом и быстрее обеспечивать адекватную реакцию Появляется возможность выработки унифицированного подхода к различным типам финансовых институтов, что позволяет снизить возможности регулятивного арбитража

Экономия масштаба, выражающаяся в том, что одну структуру дешевле содержать, чем несколько

Низкая эффективность надзора в переходный период

Есть опасность снижения эффективности надзора из-за меньшего внимания к специфике отдельных секторов финансовой системы

Наличие альтернативных схем организации взаимодействия между надзорными агентствами без проведения дорогостоящих реформ

Отсутствие уверенности в том, что при слабом надзоре, осуществляемом отдельными агентствами, их слияние способно хоть как-то повысить эффективность надзора

В связи со сложностью проблемы создания единого мегарегулятора в России, необходимо изучить опыт зарубежных стран, для того чтобы выработать свою модель организации комбинированного финансового надзора. При этом необходимо использование опыта не отдельно взятой страны, а изучение как положительного, так и отрицательного опыта создания подобного органа надзора в различных странах.

В данной статье мы попытались проанализировать опыт стран ЕС по созданию единого финансового регулятора, как в отдельных странах, так и на уровне Европейского союза в целом.

В последние годы мировая экономика и финансовые рынки претерпевают существенную трансформацию и модернизацию, соответствующую общим тенденциям глобализации и повышения эффективности финансовой деятельности. В силу демографического развития, дерегулирования, возросшей конкуренции и появлением дополнительных возможностей для нововведений, компании финансового сектора все более активно взаимодействуют друг с другом, резко усиливают взаимное проникновение. Банки стали, к примеру, исполнять роль страховых агентов или брокеров, реализуя страховые продукты через филиальную сеть; страховые компании реализуют страховые полисы с основными характеристиками инвестиционного инструмента, а многие банки продвигают свои продукты на рынок ценных бумаг. В развитых европейских странах подобное сочетание банков и страховых компаний все больше расширяется. Помимо того, что, реализуя страховые продукты, банки развивают страховую деятельность (банкострахо-вые компании), страховые компании также развивают банковское направление (аззигГтапсе) или комбинируют обе деятельности (аНЯпапг). Стратегии транссекторного развития могут принимать следующие формы:

— соглашение об оказании содействия в области распространения финансовых продуктов;

— совместное предприятие;

— установление собственных филиалов или слияние, приобретение уже действующих компаний.

Основные принципы развития крупных компаний в 80-е годы — экономия, гибкость, маневренность и компактность — во второй половине 90-х годов сменились ориентацией на экспансию и рост (причем как интенсивный, так и экстенсивный). Крупным

компаниям соответствовало стремление к изысканию дополнительных источников рас* ■ ширения своей деятельности, среди которых одним из наиболее популярных является слияние и поглощение компаний.

Так, деятельность по слиянию и поглощению в банковском и страховом секторах только по Европейскому союзу достигла за период 1990-2003 гг. около 950 млрд евро4. По данным Европейского Центрального банка около 60 % всех сделок сконцентрировались в рамках одной финансовой отрасли и преимущественно внутри страны, что свидетельствует о наличии дополнительных сложностей, возникающих при образовании финансовых групп в различных географических регионах и секторах экономики.

Динамика развития российского корпоративного сектора в последние годы не свидетельствует о наличии существенных тенденций к росту сделок по слиянию и поглощению. Хотя при этом следует отметить, что наиболее активно операции по слиянию и поглощению будут происходить на наименее вовлеченном в эти процессы секторе за период развития рыночной экономики в России — секторе финансовых услуг. Кроме того, следует отметить, что наряду с существующими тенденциями к укрупнению в рамках одного финансового направления, на российском финансовом рынке зарождаются тенденции к укрупнению сразу в нескольких финансовых отраслях, таких как страхование, банковское дело, инвестиционные операции, оценка недвижимости, что соответствует общемировой тенденции развития финансовых рынков в странах с развитой рыночной экономикой.

• Анализ подходов к определению финансового конгломерата

Наиболее распространенным понятием финансового конгломерата является следующее: это группа организаций, основной деятельностью которой является финансовая и которые управляются компаниями, вовлеченными, по крайней мере, в два направления из трех: банковского, страхового или деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с этим определением банкостраховые группы соответствуют определению финансового конгломерата5.

Определение, используемое в разных странах для контроля над финансовыми конгломератами, является более узким, нежели определение, приведенное выше. Так, например, органы, осуществляющие контроль над холдингами в США, настаивают на присутствии в группе банка, что не является необходимым условием в соответствии с Директивой о финансовых конгломератах ЕС. Так, группа, состоящая из банка и инвестиционной компании, не попадает под регулирование Директивой с того момента, как она признана однородной, в то время как в США она попадет под регулирование как финансовый холдинг.

В развитых странах конгломераты являются децентрализованными системами, в которых в качестве основных рычагов управления выступают финансово-экономические методы, т. е. используется косвенное регулирование деятельности подразделений. При этом крайне важной является роль финансового ядра, куда кроме головной компании входят крупные инвестиционно-финансовые компании. Подобная структура придает конгломератам большую устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшает риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний, так как имеется возможность быстро свертывать и развертывать деловую активность в различных областях с минимальным нарушением сложившихся связей путем покупки/продажи отдельных фирм.

В соответствии с Директивой ЕС о финансовых конгломератах статус финансового конгломерата может быть присвоен группе компаний, соответствующей следующим критериям6:

— наличие в группе хотя бы одной организации, регулируемой в ЕС;

— если группа возглавляется регулируемой организацией, то должен существовать вышестоящий орган, оказывающий влияние через представителей, или группа интегрирована горизонтально и занимается деятельностью в финансовом секторе;

— если деятельность финансовых компаний группы преимущественно сконцентрирована в финансовом секторе и не организуется управляющей компанией;

— группа должна иметь в своем составе хотя бы одну страховую или перестраховочную компанию и хотя бы одну организацию с другим видом финансовой деятельности, при этом группа должна осуществлять существенную деятельность в разных секторах.

«Группа» — это направленность бизнеса, состоящая, прежде всего, из материнского бизнеса и его филиалов, определяемая Директивой о финансовых конгломератах. Тем не менее, в соответствии с пруденциальными нормами Директивы, понятие группы намного шире, чем то, что используется при чистом бухгалтерском соединении в одно целое двух или нескольких компаний.

Во-первых, надзорные органы могут включить в группу организации, между которыми существует превалирующая взаимосвязь, даже если они формально не учитываются в бухгалтерских расшифровках материнской компании.

Во-вторых, понятие группы также затрагивает акционерные интересы материнской и дочерних компаний.

В-третьих, горизонтально интегрированные в группу компании равнозависимы. Благодаря более широкому определению, группа, которая определяется как финансовый конгломерат, совсем не обязательно совпадает с группой, размещающей свою консолидированную отчетность в соответствии с Директивой о консолидированной отчетности. Кроме того, стало необязательным для организаций проверять свою принадлежность к группе или к финансовому конгломерату. Теперь это предмет дополнительного надзора в соответствии с Директивой о финансовых конгломератах7.

Группа должна включать хотя бы одну организацию, регулируемую в ЕС. Под регулируемыми компаниями понимаются кредитный институт, страховой бизнес или инвестиционная фирма. Причина подобного требования обусловлена необходимостью дополнительного надзора для регулируемых в ЕС организаций. Если бы подобных организаций не было, то отсутствовала бы необходимость в дополнительном уровне в надзорной системе государства.

Если группа не возглавляется регулируемой организацией, т. е. когда она контролируется нерегулируемой организацией или материнская компания вовсе отсутствует (горизонтально интегрированная группа), деятельность группы должна быть преимущественно сконцентрирована в финансовом секторе (не менее 40 %), Когда нерегулируемая компания возглавляет финансовый конгломерат, его материнская компания называется смешанной финансовой холдинговой компанией.

Компании, оперирующие на рынке финансовых услуг, подразделяются на8:

1. Кредитные и финансовые институты, подчиненные банковскому бизнесу (банковский сектор);

2. Страховочный и перестраховочный бизнес и страховые холдинги (страховой сектор);

3. Инвестиционные и финансовые институты (сектор инвестиционных услуг);

4. Смешанные финансовые холдинги;

5. Компании, управляющие недвижимостью.

Эти разнообразные формы организаций могут быть разграничены Директивами для различных секторов. Некоторые из них попадают под надзор со стороны государства,

некоторые, такие как финансовые институты, перестраховочные компании и прочие финансовые холдинги, нет.

Группы должны иметь хотя бы одну организацию в страховом секторе и хотя бы одну организацию в других финансовых областях, таких как банковский или инвестиционный сектора. Также для объединения в группу не требуется, чтобы организации в каждом финансовом секторе были регулируемы. Так, группа, состоящая из регулируемой инвестиционной фирмы и нерегулируемой инвестиционной компании, в принципе, может классифицироваться как финансовый конгломерат.

Последним условием принадлежности к финансовому конгломерату является проведение финансовой группой деятельности между различными финансовыми секторами. Для этого принимаются во внимание два сектора: страховой и банковский/инвестиционный секторы. Существенность операций между секторами обусловлена количественным фактором. Имеются два вида критериев: относительный и абсолютный. Относительный критерий оценивает важность какого-либо финансового направления в совокупной деятельности компании и долю в платежном обороте, которая, в среднем, должна составлять около 10 %. Под абсолютным критерием понимается ситуация, когда валюта баланса наименьшего сектора, оцененного в соответствии с вышеупомянутыми относительными критериями, составляет более б млрд евро; в этом случае допускается признание деятельности значительной. Если же группа при этом не удовлетворяет минимальным требованиям для относительного критерия, то власти могут не утвердить финансовую группу компаний в качестве финансового конгломерата.

Возрастающая роль финансовых конгломератов — важный элемент, являющийся предметом дискуссии по реформированию надзорных органов ЕС. В данный момент особо актуален вопрос о создании интегрированного единого надзорного органа, независимого от Центрального банка, с возможностью контроля над всеми финансовыми рынками и посредниками. Создание единого надзорного органа в условиях растущей глобализации и интеграции позволило бы повысить эффективность контроля как за финансовыми конгломератами в целом, так и за компаниями, входящими в их состав в частности. Повышение эффективности надзора за финансовыми компаниями можно достигнуть при следующих условиях:

1. В рамках единого надзорного органа возможна выработка единой методики оценки рисков в деятельности финансового конгломерата и в особенности оценки собственного капитала компаний, входящих в его состав;

2. Ввиду того, что в рамках единого контролирующего органа не возникает организационных сложностей и конфликта интересов различных структур, что возможно при работе отдельных надзорных органов, повышается эффективность реализации вводимых норм по регулированию деятельности финансовых конгломератов;

3. Кроме того, вследствие персонапизации ответственности органов государственной власти за регулирование деятельности финансовых конгломератов, появляется возможность достижения качественно нового уровня в надзоре за финансовыми компаниями на международном уровне (возможность обмена информацией, оперативное реагирование на сделки, проводимые финансовыми конгломератами, в том числе выходящие за экономические границы одного государства).

Впервые интегрированный финансовый надзорный орган возник в Скандинавских странах. В 1997 г. данная модель нашла свое применение в Соединенном королевстве в форме создания Государственной финансовой службы {Financial Services Authority — FS А). Примеру Соединенного королевства последовала Германия, создав в 2002 г. Федеральное ведомство по надзору за оказанием финансовых услуг (Bundesanstalt ßr Fi-

nanzdienstleistungsaufsicht (BaFin), объединяющее надзор за банками, страховыми и инвестиционными компаниями9.

В 2003 г. подобные изменения коснулись Ирландии. Была создана Ирландская государственная служба по финансовому регулированию {Irish Financial Services Regulatory Authority — IFSRA). Бельгия также интегрировала собственные надзорные органы в комиссию по банковскому бизнесу, финансам и страхованию. Кроме того, мероприятия по интеграции финансовых надзорных органов ведутся в Голландии, путем передачи всех надзорных функций Центральному банку. Постепенная передача полномочий мегарегу-лятору FSA ведется и в Соединенном королевстве. Реформа финансового надзора, инициированная в 1997 г., была рассчитана на длительный период времени и продолжается до сего дня. Реформа предполагала слияние банковского надзора с регулированием инвестиционных услуг под эгидой Комитета по ценным бумагам и инвестициям. В дальнейшем новое ведомство получило наименование Управления финансовых услуг (FSA).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что большинство развитых стран — членов ЕС уже провели или проводят работу по созданию единого надзорного органа. Данные по структуре надзорных органов за финансовыми компаниями стран — участниц ЕС приведены ниже в табл. 2.

Таблица 2

Структура надзорных органов за финансовыми компаниями стран —участниц ЕС10

Страна Банковский надзор Страховой надзор Инвестиционный надзор

Австрия (АТ) FSA FSA FSA

Бельгия (ВЕ) FSA FSA FSA

Германия (РЕ) FSA/CB FSA FSA

Даиия (ОК.) FSA FSA FSA

Испания (ЕБ) СВ 1 S

Финляндия (Н) В/СВ Г S

Франция (РЯ) В/СВ I S

Греция (ОЯ) СВ I S

Ирландия (1Е) FSA/CB FSA/CB FSA/CB

Италия (1Т) СВ I S

Люксембург (Ы1) BS I BS

Голландия (N1,) СВ СВ СВ

Португалия (РТ) СВ I S

Швеция (БЕ) FSA/CB FSA/CB FSA/CB

Великобритания (1ЛС) FSA/CB FSA/CB FSA/CB

В — орган надзора, регулирующий банковскую деятельность;

ВЭ — орган надзора, регулирующий банковскую деятельность, а также деятельность инвестиционных фирм;

5 — надзорный орган за инвестиционными компаниями;

I — надзорный орган за страховыми кампаниями;

СВ — Центральный банк как орган надзора за финансовыми, страховыми компаниями и банками (контролирует компании в части соответствия пруденциальным органам; отдельные надзорные органы по каждому финансовому направлению проверяют эффективность и правильность ведения бизнеса);

РЯЛ — единый надзорный орган

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В тех странах ЕС, где единый надзорный орган пока еще не введен, надзор за страховыми компаниями осуществляется отдельно от надзора за инвестиционными компаниями и банками, контроль за которыми зачастую ведется в рамках банковского надзора. Подобное положение, прежде всего, обусловлено специфичностью в деятельности страховых компаний и невозможностью применения к ним стандартных подходов, применяемых к банкам и инвестиционным компаниям.

Для соответствия целям надзора за финансовыми конгломератами в условиях размывания границ между финансовыми продуктами страны, не организовавшие единый надзорный орган за финансовыми компаниями, используют альтернативные решения и подходы. Подобные решения включают:

— заключение из меморандума о понимании, базирующемся на принципах информационной открытости и кооперации;

— наличие совместного собрания (комиссии) представителей различных органов надзора;

— официальное представление (согласование) официальных процедур и норм;

— образование специального межотраслевого комитета.

Достаточно часто Центральный банк, даже когда на него не возложена обязанность надзора за кредитными организациями, участвует в указанных процедурах по вопросам, касающимся обеспечения финансовой стабильности страны в целом. Например, во Франции была создана единая комиссия по надзору, включающая надзорные власти, обеспечивающие контроль над различными секторами финансовой индустрии. Целевое назначение комиссии состоит в оказании содействия при обмене информацией между различными надзорными органами, осуществляющими регулирование деятельности финансовых конгломератов и обеспечении эффективной координации служб при контроле над финансовыми структурами. Аналогичная ситуация наблюдается в Голландии, где Совет финансовых надзорных органов является главной организационной структурой, ответственной за кооперацию между тремя основными надзорными органами (банковский, страховой и инвестиционный). Совет также наделен полномочиями координировать политику и ограничения в отношении финансовых конгломератов.

Финляндия, Голландия и Испания разработали собственную структуру надзора за финансовыми конгломератами еще задолго до выработки соответствующей Директивы ЕС. В Голландии указанные нормативные акты находятся в стадии пересмотра с учетом положений Директивы о финансовых конгломератах. Ожидается, что надзорные органы будут наделены дополнительными специальными полномочиями для контроля за образующей холдинговой компаний финансовой группы.

Ожидается, что структура финансового надзора, обозначенная в Директиве о финансовых конгломератах, найдет повсеместное отражение в национальных нормативных документах/касающихся надзора за финансовыми конгломератами.

• Роль межгосударственного надзора за финансовыми конгломератами

в Европейском союзе

В настоящий момент европейские финансовые рынки и финансовые институты становятся все более интегрированными и взаимосвязанными. Наибольшая активность в интеграционных вопросах в Европе возникла после введения в странах ЕС единой европейской валюты. Между тем в настоящий момент пруденциальный надзор осуществляется каждой страной самостоятельно в зависимости от особенностей национального законодательства. Для исключения потенциальной возможности возникновения дополнительных противоречий и препятствий к дальнейшей интеграции финансового бизнеса

в странах ВС, а также принимая во внимание необходимость проведения тщательного контроля над трансграничными сделками, проводимыми в рамках ЕС (в том числе в рамках противодействия легализации доходов, полученных преступным путем), необходимо содействовать установлению в ЕС таких условий сотрудничества, которые бы обеспечивали достаточную кооперацию между национальными надзорными органами разных государств и оперативный обмен информацией между ними.

Выйти на качественно новый уровень надзора за финансовым бизнесом в ЕС позволила адаптация и внедрение рекомендаций Комитета Ламфалусси (Lamfalussy Committee). Комитетом было предложено реструктуризировать четырехуровневый надзор за инвестиционными компаниями. Второй уровень соответствует регулирующему комитету, третий — надзорному. В дальнейшем Совет по экономическим и финансовым вопросам (ECOFIN Council) в 2002 г. рекомендовал дополнить подобные требования по структуре надзора ко всем финансовым секторам".

Особое внимание заслуживает рассмотрение структуры надзора за финансовыми конгломератами в рамках вновь организованной структуры. Для финансовых конгломератов предусмотрен лишь один уровень надзорно-регулирующих органов, что продиктовано, прежде всего, тем, что финансовые конгломераты не рассматриваются как отдельный четвертый сектор экономики, а надзор за ними является добавочным к существующим надзорным процедурам в рамках отдельных финансовых отраслей.

После проведения реформирования в Европейском союзе структура надзора за финансовыми конгломератами представлена следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Институциональная структура регулирования и надзора (после реформирования комитетом Ламфалусси)12

Уровень надзора Банковский Инвестиционный Страховой Надзор за финансовыми конгломератами

Европейский Европейский комитет Европейский Европейский ко-

банковский no ценным бумагам комитет по митет по финансо-

комитет страхованию и вым конгломера-

л х European Securities пенсионным там

European Bank- Committee (ESC) фондам

8. ing Committee European Financial

а (ЕВС) European Insur- Conglomerates

» (Ч ance and Occupational Pensions Committee (EIOPC) Committee (EFCC)

Комитет по Европейский комитет Европейский

европейскому по регулированию комитет по над-

банковскому ценных бумаг зору за страхо-

надзору выми компа-

Committee of European ниями и пенси-

X 8 & ^ Committee of Securities Regulators онными фонда-

European Bank- (CESR) ми

ing Supervisors

ж 1 (CEBS) Committee of

European Insurance and Occupational Pensions Supervisors (CIEOPS)

В сфере финансовых конгломератов Европейский комитет по финансовым конгломератам был создан как комитет «2-го уровня». В ноябре 2003 г. Европейская комиссия приняла ряд мер по имплементации рекомендаций Экономического и финансового Совета. В табл. 4 проведен сравнительный анализ комитетов на базе некоторых ключевых элементов.

Таблица 4

Ключевые характеристики новых комитетов по регулированию и надзору13

Комитет «2-го уровня» Комитет «3-го уровня»

Характер работы Политический, регулятивный Технический, надзорный

Руководитель Европейская комиссия Национальные органы надзора

Члены Министры высшего уровня — Национальные органы надзора; — только банкинг: ЕЦБ + не

осуществляющие надзор национальные центральные банки (не голосующие)

Функции — Регулирование — консультирование Европейской комиссии — Обмен информацией; — конвергенция надзора; — поиск лучших моделей надзора; — консультирование Европейской комиссии

В состав Европейского комитета по финансовым конгломератам (ЕРСС) от каждой страны входят по одному высокопоставленному представителю и техническому эксперту. Таким образом, создание дополнительного уровня контроля над финансовыми конгломератами носит наблюдательный характер (так как ни национальные банки, ни надзорные органы не являются его членами).

В соответствии с принятой Европейской комиссией директивой перед ЕБСС поставлены следующие задачи:

1. Оказание содействия Европейской комиссии в законотворческой работе (внесение изменений в действующую Директиву возможно только после согласования предполагаемых изменений с ЕРСС);

2. Управление и координация странами — членами ЕС при возникновении спорных ситуаций (ЕРСС вырабатывает рекомендации и предложения по неурегулированным вопросам для стран — участниц ЕС для установления паритетных процедур по отношению к третьим странам по регулированию деятельности финансовых конгломератов);

3. Сбор информации от стран — членов или Европейской комиссии.

В соответствии с Директивой закреплены условия для стран — членов ЕС и/или Европейской комиссии, в отношении которых они обязаны в установленном порядке информировать Комитет:

— надзорные нормы, применяемые к сделкам внутри группы, и уровень концентрации рисков на уровне конгломерата;

— определения и требования, относящиеся к внутригрупповым сделкам и уровню концентрации риска;

— исполнение Директивы в части управления имуществом компаний;

— методы оценки достаточности капитала с учетом уровня платежеспособности и кредитоспособности;

— регулярное информирование о требованиях достаточности капитала и уровне концентрации риска, установленных национальным законодательством.

Кроме того, на данный момент EFCC готовятся дополнительные предложения по гармонизации европейского экономического пространства с учетом изменений, происходящих на финансовом рынке стран — участниц ЕС. К августу 2007 г. Комиссия должна подготовить отчет и практические рекомендации по гармонизации.

Следует, однако, отметить, что идея создания суперрегулятора на глобальном уровне имеет пока еще мало приверженцев. Это стало очевидным на конференции Международной комиссии по рынкам ценных бумаг (losko) во Франкфурте-на-Майне в Германии в октябре 2005 г. Международный надзор в форме супранационального регулятора был бы не только невозможным в настоящее время, но и вряд ли необходимым, сказал Шарон Враун-Хрушка, комиссионер американской комиссии по организации фьючерсной торговли14. Вместо того чтобы разрабатывать охватывающую глобальную схему регулирования, органы надзора должны разработать стратегию кооперации по координации регулирования, продолжил он.

• Заключительные выводы

Таким образом, в основе идеи комбинированного финансового надзора лежит потребность в консолидированной оценке финансового положения финансовой организации, а также в прогнозировании и предотвращении накопления рисков в целом по группе. В последнее время во многих зарубежных странах произошло реформирование финансового надзора, результатом которого стало создание общего органа надзора, объединяющего банковский, страховой надзор и надзор за рынками ценных бумаг.

Создание органа комбинированного финансового надзора в Российской Федерации с целью обеспечения эффективности всего финансового сектора, должно стать, на наш взгляд, важным этапом развития российского финансового рынка в ближайшие десять лет. Важнейшими целями деятельности подобного ведомства являются обеспечение платежеспособности банков, инвестиционных и страховых компаний, а также защита клиентов и вкладчиков.

Главная задача объединения трех отраслевых органов надзора (банковского, страхового и надзора за ценными бумагами) должна состоять в использовании эффекта синергии, и как следствие — снижение издержек.

Для достижения главных целей деятельности финансового мегарегулятора необходимо, на наш взгляд, дополнить три традиционных органа надзора межсекторальными организационными структурами и тремя межотраслевыми отделами, курирующими:

1) межсекторальные вопросы финансового рынка, финансовые объединения и международные проблемы;

2) защиту вкладчиков и потребителей и правовые вопросы;

3) преследование незаконных финансовых сделок и борьбу с отмыванием денег.

Целью деятельности первого отдела является обеспечение безопасности финансовых

рынков на макроуровне. Его задача — наблюдение и анализ межсекторального развития рынков финансовых услуг, а также анализ достаточности капитала, в том числе и вопросы управления и контроллинга рисков банков и страховых компаний. Кроме того, на этот отдел должна лечь координация работы в международных органах надзора с целью реализации национальных интересов в разработке стандартов надзора.

Цель деятельности второго отдела обеспечить безопасность вкладов, защиту вкладчиков и потребителей, и пенсионное страхование. Их следует объединить организаци-

онно, чтобы на микроуровне существовала эффективная защита клиента при вложении капитала в финансовые продукты.

Цель деятельности третьего отдела — преследование незаконных финансовых операций и борьба с отмыванием денег.

Подобная практика надзора естественным образом будет способствовать постоянному совершенствованию концепции надзора за финансовыми институтами. Об этом свидетельствует опыт стран, где уже раньше были созданы органы общего финансового надзора.

ЛИТЕРАТУРА

1 Проект «Банковский надзор и отчетность» финансируется Европейским союзом в рамках программы ТАСИС для России и ведется консорциумом в составе: ЗАО Прайсвотерхаус Купере Аудит, Кредит Агриколь Консалтинге и Институт дипломированных бухгалтеров Ирландии.

2 Проект «Тасис „Банковский надзор и отчетность"» //Деньги и кредит, 2005, № 10. — С. 15-17.

5 www.bankir.ru.

4 European Central Bank, Occasional Paper Series, N 20. August 2004 // htpp://www.ecb.int.

s Carsten van de Sande Die Unternehmensgruppe im Banken- und Versicherungsaufsichtsrecht. — Nomos Verlagsgesetl schaft, Baden-Baden, 2003. — S. 96.

6 Там же, — С. 136.

'Daniel Dal Santo. Kapital management bei Allfinanzkonglomeraten — Verlag Paul Haupt: Bern, Stuttgart, Wien, 2002. — S. 27.

* Carsten van de Sande Die Untemehmensgruppe im Banken- und Versicherungsaufsichtsrecht. — Nomos Verlagsgesellschaft, Baden-Baden, 2003. — S. 98.

9 Никитина Т. В. Банковский надзор в контексте глобализированных финансовых рынков. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.

10 По данным Европейского Центрального банка; www.ecb.inL

" Ни кит и на Т. В. Указ. соч.

12 European Central Bank, Occasional Paper Series, N 20. August 2004.

13 По данным Европейского Центрального банка; www.ecb.int.

н Börsen-Zeitung, 2005, N 193.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.