Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпиада по иностранному языку / опыт организации / познавательная деятельность обучающихся / стимулирование учебной деятельности / олимпиада по иностранному языку / опыт организации / познавательная деятельность обучающихся / стимулирование учебной деятельности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кизилова Ирина Николаевна, Мирон Ольга Львовна

В статье обобщен опыт и представлена методика проведения межвузовской олимпиады по иностранному языку в рамках неязыкового вуза. Авторами предложена методическая система организации и проведения олимпиады с разработанными этапами, комплексом организационных мероприятий и сроками проведения. Данная система проведения олимпиад может применяться в вузах и может быть адаптирована к различным академическим предметам и формам интеллектуальных соревнований. Статья предназначена для повышения уровня преподавания иностранного языка в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кизилова Ирина Николаевна, Мирон Ольга Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN ORGANIZING AND CONDUCTING AN INTERUNIVERSITY OLYMPIAD IN A FOREIGN LANGUAGE IN A NONLINGUISTIC UNIVERSITY

The article summarizes expertise and offers the methodology of holding a contest in foreign languages among universities (English for specific purposes). The authors arranged the methodological system with stages, relevant actions and deadlines of holding the language contest which can be applied as a model in other colleges and adapted to other academic subjects as well as various kinds of intellectual competitions. The article is aimed at mastering skills in teaching English for specific purposes.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.016:811

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОМ ВУЗЕ

Кизилова Ирина Николаевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры иностранных языков, e-mail: kms0311@yandex.ru

Мирон Ольга Львовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры иностранных языков, канд. пед. наук, доцент. e-mail: olga_miron@mail.ru

В статье обобщен опыт и представлена методика проведения межвузовской олимпиады по иностранному языку в рамках неязыкового вуза. Авторами предложена методическая система организации и проведения олимпиады с разработанными этапами, комплексом организационных мероприятий и сроками проведения. Данная система проведения олимпиад может применяться в вузах и может быть адаптирована к различным академическим предметам и формам интеллектуальных соревнований. Статья предназначена для повышения уровня преподавания иностранного языка в неязыковом вузе

Ключевые слова: олимпиада по иностранному языку; опыт организации; познавательная деятельность обучающихся; стимулирование учебной деятельности

EXPERIENCE IN ORGANIZING

AND CONDUCTING AN INTERUNIVERSITY OLYMPIAD IN A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

Kizilova Irina N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, senior lecturer of the Department of Foreign languages, e-mail: kms0311@ yandex.ru

Miron Olga L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Foreign languages, Candidate of Pedagogic Sciences, e-mail: olga_miron@mail.ru

The article summarizes expertise and offers the methodology of holding a contest in foreign languages among universities (English for specific purposes). The authors arranged the methodological system with stages, relevant actions and deadlines of holding the language contest which can be applied as a model in other colleges and adapted to other academic subjects as well as various kinds of intellectual competitions. The article is aimed at mastering skills in teaching English for specific purposes

Keywords: a contest in foreign languages; expertise of arranging; cognitive skills of students; motivating students' learning activities

Для цитирования: Кизилова И.Н., Мирон О.Л. Опыт организации и проведения межвузовской олимпиады по иностранному языку в неязыком вузе // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 130-134.

Олимпиада по иностранному языку в высшем учебном заведении - это интеллектуальный конкурс, представляющий собой средство мотивации учебной деятельности студентов и являющийся совместной творческой деятельностью преподавателей и студентов. Олимпиада создает условия для самореализации одаренных студентов, содействует глубокому овладению обучающимися профессиональными и общекультурными компетенциями.

В последнее время термин «олимпиадная образовательная среда» занимает важное место в образовательном процессе [1; 2]. Дистанционные онлайн-методы работы позволяют сделать олимпиаду доступной для студентов всех регионов Российской Федерации и дружественных стран. Особенность олимпиады по иностранному языку в неязыковом вузе состоит в разнообразии зада-

ний всех туров. Разработанная система заданий включает в себя не только традиционные методические приемы на проверку лексико-грамма-тических умений, но также задания, тестирующие творческие и аналитические способности, общие академические умения, логическое мышление и эрудицию обучающихся. Безусловно, кроме обязательных для изучения иностранного языка учебников, разнообразных дидактических материалов, студенту в процессе подготовки к олимпиаде рекомендуется знакомиться с новостями в глобальной сети Интернет, по телевидению, просматривать документальные фильмы, читать научно-публицистическую, художественную и научно-популярную литературу на иностранном языке [3; 4]. Подготовка студентов к олимпиаде в вузе обязательно должна быть системной, то есть проводиться в течение всего учебного года.

Главная цель олимпиады состоит в достижении образовательных задач, а именно - качественном владении всеми видами речевой деятельности на иностранном языке и глубоком знании и понимании предмета. Актуальность ежегодного проведения олимпиады обусловлена необходимостью постоянно стимулировать познавательную деятельность студентов, интерес к предмету, развивать эрудицию и фоновые знания, выявлять талантливых студентов, которым свойственна самоорганизация, дисциплина, умение решать проблемные задачи, справляться со стрессовыми ситуациями и быть конкурентноспособными.

Для достижения вышеобозначенной цели необходимо осуществить большую подготовительную работу, которая охватывает комплекс организационных мероприятий:

- создание творческого организационного комитета олимпиады;

- создание мотивационной основы для участия студентов в олимпиаде;

- обеспечение технических условий проведения олимпиады;

- определение этапов/туров олимпиады (олимпиада может проводиться в один тур, а может в несколько туров);

- разработка системы заданий и критериев оценивания ответов студентов;

- определение информационных каналов оповещения студентов различных вузов о возможностях участия в олимпиаде;

- исследования влияния олимпиадной деятельности по иностранным языкам на качество обучения студентов.

С целью качественной организации и проведения олимпиады используются следующие методы:

- анализ результатов предыдущих олимпиад (если ранее проводились);

- отбор и моделирование конкурсного материала;

- опрос студентов-участников в письменной и устной форме;

- измерение и обобщение результатов.

Материалы для проведения олимпиады формируются из интернет-ресурсов и современных печатных изданий.

Существующий опыт проведения олимпиад по иностранным языкам в Санкт-Петербургском имени В.Б. Бобкова филиале Росийской таможенной академии, которые проводятся ежегодно, показывает, что участие в таком мероприятии стимулирует обучающихся к углубленному и качественному изучению иностранного языка, повышению языковой культуры. Поскольку в конкурсном соревновании, как правило, принимают участие студенты различных высших учебных заведений Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации, олимпиада уже в течение ряд лет приобрела статус межвузовской.

Олимпиада проводится как правило в марте-

апреле без отрыва преподавателей и студентов от основного учебного процесса, отсюда актуален вопрос создания методической системы проведения олимпиады с четким указанием каждого этапа работы, сроков выполнения задания и лиц, ответственных за результат. Олимпиада по иностранным языкам предполагает планирование и организацию следующих ключевых концептов:

- мероприятий, являющихся последовательными этапами данной формы интеллектуального соревнования;

- сроков организации и проведения мероприятий в рамках подготовки олимпиады;

- ответственных исполнителей, обеспечивающих своевременное проведение мероприятия.

Рассмотрим методическую систему организации и проведения межвузовской олимпиады по иностранному языку, которая использовалась в весеннем семестре 2022/2023 гг. сотрудниками кафедры иностранных языков в Санкт-Петербургском филиале Росийской таможенной академии (Приложение 1).

Утверждение членов оргкомитета для организации межвузовской олимпиады (МО) происходит на заседании кафедры в соответствии с Положением об организации и проведении МО, принятом в вузе-организаторе. В состав оргкомитета входит не менее трех человек из числа профессорско-преподавательского состава. Председатель оргкомитета - заместитель директора (по учебной работе). Целесообразно пригласить в оргкомитет представителя Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Создание оригинальных заданий - особо важная составляющая олимпиады. Кроме того что они должны быть сложнее и интереснее базового уровня обучения, задания должны быть строго засекречены, и эта ответственность ложится на преподавателей, которые готовят задания. Задания составляются по аспектам: Grammar, Vocabulary, Word Formation, Reading, Listening, Speaking. Необходимым условием для качественной подготовки лингвистического материала является проверка отсутствия ответов к заданиям в сети Интернет, а также взаимная проверка подготовленных заданий членами оргкомитета.

Здесь необходимо отметить, что в рамках предлагаемой методической системы организации и проведения МО рекомендуется провести этап собеседования (Speaking) отдельно в очном формате после остальных аспектов, проводимых в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС), чтобы по завершении первого этапа иметь возможность выбрать самых сильных участников для прохождения собеседования. При подведении итогов МО учитывается суммарный балл за первый этап (аспекты Grammar, Vocabulary, Word Formation, Reading, Listening) и за второй этап (Speaking).

Согласование и утверждение заданий и сро-

ков проведения МО, а также критериев оценки Speaking членами оргкомитета производится в соответствии с утвержденным Планом мероприятий.

В рамках подготовки к МО необходимо оформить бланк для критериев оценки Speaking и утвердить балльную систему для данного аспекта (рекомендуется 10-балльная система - без «минусов» и «плюсов»), а также Распоряжение о проведении МО и Положение о проведении МО в соответствии с принятыми в вузе-организаторе правилами.

Важным этапом проведения олимпиады является оповещение студентов из других вузов о проведении МО посредством официальных каналов связи, при содействии ППС или других ответственных лиц в вузах-участниках, а именно:

- объявление сроков подачи заявок на участие в МО и заявлений-согласий на обработку персональных данных, а также отправку шаблонов указанных документов потенциальным участникам;

- сбор отсканированных заявок на участие в МО и заявлений-согласий на обработку персональных данных от потенциальных участников;

- оформление полученных данных об участниках в виде сводной таблицы (Приложение 2);

- оформление сводной таблицы с данными об ответственных лицах из других вузов (рекомендуется указать ФИО, полное наименование вуза, должность, контактную информацию ответственного лица).

Отправка заданий олимпиады по аспектам Grammar, Vocabulary, Word Formation, Reading, Listening, ответов к ним и технического задания в отдел информационных технологий вуза-организатора МО для размещения в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) -осуществляется в соответствующие сроки. Также обязательно осуществляется:

- проверка корректности размещения заданий в ЭИОС, а также удобства их выполнения;

- отправка запроса в отдел информационных технологий на запись студентов вуза-организатора в ЭИОС для участия в МО;

- возможность прослушивания аудиозаписи в разделе Listening (дважды);

- функция свободного перемещения между заданиями в рамках одного упражнения, чтобы у участников была возможность проверки;

- размещение текста в разделе Reading непосредственно рядом с заданиями к нему (не отдельно).

- отправка ФИО и адресов электронной почты студентов из других вузов в отдел информационных технологий (т.е. сведений из сводного файла, созданного ранее) для формирования логинов и паролей участников МО (Приложение 2).

- отправка каждому студенту из другого вуза, изъявившему желание участвовать в МО, инструкций со сроками проведения МО, адресом

платформы ЭИОС, логином и паролем.

Образец технического задания:

Даты проведения МО - c 00:00 часов «05» марта по 23:59 «06» марта 2023.

Разбивка заданий по баллам:

Задание 1.1 - максимум 20 баллов, 1 элемент равен 1 баллу, время прохождения 20 минут.

Задание 1.2 - максимум 10 баллов, 1 элемент равен 1 баллу, время прохождения 10 минут.

Задание 2 - максимум 20 баллов, 1 элемент равен 1 баллу, время прохождения 15 минут.

Задание 3.1 - максимум 12 баллов, 1 элемент оценивается в 2 балла, время прохождения 15 минут.

Задание 3.2 - максимум 18 баллов, 1 элемент оценивается в 1,8 балла, время прохождения 15 минут.

Задание 4.1 - максимум 12 баллов, 1 элемент оценивается в 2 балла, время прохождения 10 минут.

Задание 4.2 - максимум 8 баллов, 1 элемент оценивается в 1 балл, время прохождения 10 минут.

Максимум 100 баллов, общая продолжительность 95 минут.

Подведение итогов олимпиады (или одного из этапов) осуществляется на платформе ЭИОС членами оргкомитета: определяется проходной балл для участия в собеседовании (Speaking), оповещаются ППС кафедры и ответственные лица из других вузов об итогах первого этапа.

Если олимпиада проходит в несколько этапов, рассылается информация всем участникам первого этапа о его итогах и сроках проведения и условиях следующего (заключительного) этапа.

Проведение второго этапа - собеседования (Speaking) осуществляется коллективно, т.е. всеми преподавателями - членами оргкомитета: они оценивают каждого участника по заранее определенным критериям и вносят оценки в ранее утвержденный бланк.

Подведение итогов МО: членам оргкомитета требуется перевести оценки за первый этап в 10-балльную систему, затем суммировать баллы за первый этап (Grammar, Vocabulary, Word Formation, Reading, Listening) и за второй этап (Speaking), согласовать полученные результаты и выявить победителей.

Информацию о результатах олимпиады размещают в корпоративном чате и на стенде кафедры-организатора.

Награждение победителей олимпиады проводится торжественно в зале вуза-организатора с вручением дипломов, грамот и подарков (если это запланировано).

Предлагаемая методическая система организации и проведения межвузовской олимпиады по иностранному языку продуктивна и комфортна для всех участников процесса. Четко оговоренные мероприятия помогают преподавателям

скоординировать общую командную работу над материалами лингвистического соревнования и сотрудничество со студентами, которые, в свою очередь, имеют ясное представление о том, как можно спланировать своё время и возможности участия в олимпиаде в рамках непрекращающегося общего учебного процесса.

В заключение следует акцентировать внимание, что олимпиада по иностранному языку способствует подготовке современного конкурентно-способного успешного специалиста, владеющего всеми видами речевой деятельности на иностранном языке и совершенствующего свой уровень профессиональной компетентности. Предложенная методическая система организации и проведения межвузовской олимпиады по иностранному языку обеспечивает качественный сервис всем участникам этого процесса. Разработанная методическая система не ограничивается рамками Санкт-Петербургского филиала Российской

таможенной академии и может использоваться коллегами из других высших учебных заведений.

Библиографический список:

1. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личноссти // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С. 33-38.

2. Старчикова И.Ю. Олимпиала в техническом вузе: мнения студентов и перспективы развития // ПНиО. 2020. №6 (48). С. 167-179.

3. Андрусенко С.Ф., Филиппова А.М., Куликова И.К., Денисова Е.В. Олимпиала как способ мотивации к углубленному изучению предметов // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3. С. 125-131.

4. Пак М.С. Методы научного исследования // Герце-новский университет. URL: https://clck.ru/34u88e

Приложение 1

План мероприятий по подготовке и проведению межвузовской олимпиады

по иностранному языку

№ п/п Наименование мероприятия Сроки подготовки Ответственные исполнители

1. Утверждение членов организационного комитета За 3 месяца до проведения МО Заведующий кафедрой иностранных языков, профессорско-преподавательский состав (ППС) кафедры

2. Разработка оригинальных заданий для МО За 2 месяца до проведения МО Оргкомитет

3. Согласование и утверждение заданий и сроков проведения МО, критериев оценки Speaking За 1 месяц до проведения МО Оргкомитет

4. Подготовка Распоряжения и Положения о проведении МО За 3 недели до проведения МО Оргкомитет

5. Оповещение студентов из других вузов о проведении МО За 3 недели до планируемого срока проведения МО Оргкомитет

6. Оповещение студентов вуза-организатора о проведении МО За 3 недели до проведения МО Оргкомитет,

7. Отправка заданий, ответов к ним и технического задания в отдел информационных технологий вуза-организатора МО За 3 недели до проведения МО Оргкомитет, отдел информационных технологий

8. Проверка корректности размещения заданий в ЭИОС (электронной информационно-образовательной среде) За 2 недели до проведения МО Оргкомитет, отдел информационных технологий

9. Отправка запроса в отдел информационных технологий на запись студентов вуза-организатора для участия в МО За 2 недели до проведения МО Оргкомитет, отдел информационных технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Отправка ФИО и адресов электронной почты студентов из других вузов в отдел информационных технологий для формирования логинов и паролей участников МО За 2 недели до проведения МО Оргкомитет, отдел информационных технологий

11. Отправка каждому студенту из другого вуза инструкций о МО За 1,5 недели до планируемого срока проведения МО Оргкомитет

12. Подведение итогов первого этапа МО, определение проходного балла для участия в собеседовании (Speaking), оповещение об итогах первого этапа В течение 5 календарных дней после завершения первого этапа МО Оргкомитет

13. Оповещение студентов из других вузов, допущенных к участию в собеседовании, о сроках его проведения В течение 5 календарных дней после завершения первого этапа Оргкомитет

Продолжение приложения 1

№ п/п Наименование мероприятия Сроки подготовки Ответственные исполнители

14. Оповещение студентов вуза-организатора МО, допущенных к участию в собеседовании, о сроках его проведения В течение 5 календарных дней после завершения первого этапа Оргкомитет, ППС кафедры

15. Оформление служебной записки для пропуска студентов из других вузов в вуз-организатор МО для участия во втором этапе За 3 рабочих дня до проведения второго этапа МО Оргкомитет

16. Проведение второго этапа -собеседования (Speaking) Будет объявлен после подведения итогов первого этапа Оргкомитет

17. Подведение итогов МО Не более двух календарных дней после завершения второго этапа Оргкомитет

18. Оповещение о результатах МО В течение двух календарных дней после подведения итогов МО Оргкомитет

19. Оформление отчета о проведении МО В течение трех календарных дней после объявления итогов МО Оргкомитет

20. Оформление грамот победителям МО и благодарственных писем ответственным лицам вузов-участников В течение двух недель после завершения второго этапа Оргкомитет

21. Награждение победителей МО и размещение новостей и фотографий на официальном сайте вуза-организатора МО В течение трех недель после завершения второго этапа Оргкомитет

Приложение 2

Образец сводной таблицы с данными о потенциальных участниках межвузовской олимпиады

№ п/п ФИО участника Наименование вуза Электронная почта Сведения о получении заявки на участие в МО (проставить отметку) Сведения о получении согласия на обработку персональных данных (проставить отметку) Логин и пароль для участия в МО

1. Иванов Иван Иванович Полное наименование вуза ivanovii@yandex. ru + + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.