Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресурсный потенциал студентов / искусственный интеллект / олимпиада по иностранному языку / учебно-познавательные действия / мотивация учебной деятельности / таможенное дело / students’ resource potential / artificial intelligence / foreign language Olympiad / educational and cognitive activities / motivation of educational activities / customs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирон Ольга Львовна, Кизилова Ирина Николаевна

В статье подробно рассматривается понятие и составляющие ресурсного потенциала студентов, изучающих иностранный язык в профессиональной сфере. Авторы анализируют условия развития учебно-познавательных способностей студентов посредством участия в олимпиаде с использованием искусственного интеллекта. Авторами разработан экспресс-опросник и проведено исследование, выявляющее степень мотивации участия студентов в языковых состязаниях. Статья предназначена для повышения качества процесса обучения иностранным языкам в неязыковых вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF THE RESOURCE POTENTIAL OF STUDENTS OF THE FACULTY OF CUSTOMS AFFAIRS THROUGH THE ORGANIZATION AND HOLDING OF A FOREIGN LANGUAGE OLYMPIAD USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE

The article examines in detail the concept and components of the resource potential of students studying a foreign language in the professional field. The authors analyze the conditions for the development of educational and cognitive abilities of students through participation in the Olympiad using artificial intelligence. The authors have developed an express questionnaire and conducted a study identifying the degree of motivation for students to participate in language competitions. The article is intended to improve the quality of the process of teaching foreign languages in non-linguistic universities.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 378.016:811

АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Мирон Ольга Львовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры иностранных языков, канд. пед. наук, доцент, e-mail: olga_miron@mail.ru

ACTIVATION OF THE RESOURCE

POTENTIAL OF STUDENTS OF THE FACULTY OF CUSTOMS AFFAIRS THROUGH THE ORGANIZATION AND HOLDING OF A FOREIGN LANGUAGE OLYMPIAD USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Miron Olga L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of the Department of Foreign languages, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, e-mail: olga_miron@mail.ru

Кизилова Ирина Николаевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры иностранных языков, e-mail: kms0311@yandex.ru

В статье подробно рассматривается понятие и составляющие ресурсного потенциала студентов, изучающих иностранный язык в профессиональной сфере. Авторы анализируют условия развития учебно-познавательных способностей студентов посредством участия в олимпиаде с использованием искусственного интеллекта. Авторами разработан экспресс-опросник и проведено исследование, выявляющее степень мотивации участия студентов в языковых состязаниях. Статья предназначена для повышения качества процесса обучения иностранным языкам в неязыковых вузах

Ключевые слова: ресурсный потенциал студентов; искусственный интеллект; олимпиада по иностранному языку; учебно-познавательные действия; мотивация учебной деятельности; таможенное дело

Kizilova Irina N.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, e-mail: kms0311@yandex.ru

The article examines in detail the concept and components of the resource potential of students studying a foreign language in the professional field. The authors analyze the conditions for the development of educational and cognitive abilities of students through participation in the Olympiad using artificial intelligence. The authors have developed an express questionnaire and conducted a study identifying the degree of motivation for students to participate in language competitions. The article is intended to improve the quality of the process of teaching foreign languages in non-linguistic universities

Keywords: students' resource potential; artificial intelligence; foreign language Olympiad; educational and cognitive activities; motivation of educational activities; customs

Для цитирования: Мирон О.Л. Кизилова И.Н. Активизация ресурсного потенциала студентов факультета таможенного дела посредством организации и проведения олимпиады по иностранному языку с использованием искусственного интеллекта // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 2 (90). С. 118-123.

В современном трансформирующемся обществе студенты высших учебных заведений выступают инициаторами инновационных объективных изменений, а также являются трансляторами различных моделей поведения и ценностей. Поскольку студенты обладают огромным ресурсным потенциалом, а именно, здоровьем и молодостью, мотивацией к деятельности, должным уровнем образованности, амбициозностью и конкурентноспособностью, проблема участия студентов в предметных олимпиадах приобретает особую значимость.

Олимпиада по иностранному языку (далее -Олимпиада) в неязыковом вузе с использованием инструментов искусственного интеллекта дает объективную справедливую оценку знаний студентов и сформированности речевых иноязычных умений, повышает интерес к будущей профессиональной деятельности, развивает мотивацион-ную сферу и позитивные трансформации в долгосрочной перспективе. Инструменты искусственного интеллекта (ИИ), перешедшие на качественно новый уровень с появлением технологии Chat GPT-4 (т.е. генеративного предварительно обу-

ченного искусственного интеллекта), разработанной компанией ОрепА1 в конце 2022 г., широко применяются в самых разнообразных сферах жизни. В частности, так называемые чат-боты используются в службах поддержки различных компаний, тексты, написанные при помощи ИИ, публикуются в СМИ, по сценариям, созданным данными технологиями, снимаются кинофильмы и видеоролики. В образовании, а именно в сфере преподавания и изучения иностранных языков, инструменты ИИ применяются достаточно давно. Например, технологии мгновенного и зачастую качественного перевода иностранных слов, выражений и целых текстов на базе популярных сервисов позволяют изучающим иностранный язык быстрее осваивать новую информацию, а также демонстрируют лексические единицы в широком контексте - преимущество, которого, к сожалению, чаще всего лишены бумажные словари и справочники.

Активизация ресурсного потенциала студентов с использованием инструментов искусственного интеллекта способствует повышению готовности обучающихся к конкуренции в учебном процессе на этапе получения образования и далее - в профессиональной сфере, что увеличивает шансы на продвижение в профессиональной сфере и дает возможности для повышения уровня материального дохода, что очень актуально для современной молодежи.

В рамках данной статьи понятие «ресурсный потенциал студентов» следует понимать как комплексную характеристику, а именно способность к осуществлению учебно-познавательных действий в свете трех уровней связи времени и пространства (прошлого, настоящего и будущего). Ресурсный потенциал соотносится с понятиями «актуальное, то есть действительное» и «потенциальное, то есть предстоящее в будущем». Ресурсный потенциал, накопленный в прошлом за годы обучения в школе и в вузе, в том числе и языковой потенциал на иностранном языке, является актуальным. Компетенции, которыми студенты овладевают в настоящий момент в курсе обучения в вузе, можно рассматривать как актуально-потенциальный компонент в целом ресурсного потенциала. Следует отметить, что потенциальный компонент предполагает возможности, которые должны быть реализованы в будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим структуру ресурсного потенциала студентов более подробно.

Первый уровень предполагает опыт прошлого, когда потенциал студента следует рассматривать как совокупность накопленных умений и компетенций в процессе личностного развития, состояние здоровья, общий интеллектуальный уровень и фоновые знания, сформированные профессиональные компетенции, а также интересующие нас коммуникативно-когнитивные ком-

петенции в области иностранных языков. Поскольку Олимпиада по иностранному языку в вузах проводится, как правило, в середине весеннего семестра, это означает, что в процессе овладения иностранным языком в профессиональной деятельности у студентов уже сформирован дискурсивный компонент иноязычной коммуникативной компетенции, предполагающий правила построения смыслового высказывания, лингвистический компонент, систематизирующий правила языка, стратегический компонент, направленный на владение правилами поддержания контакта с собеседником. С первых занятий по иностранному языку в профессиональной деятельности, в частности в области таможенного дела, студенты аккумулируют коммуникативный языковой потенциал, позволяющий порождать собственные модели профессионального речевого поведения, коррелирующие с целями и ситуациями общения, а также необходимый потенциал для понимания коллег - участников иноязычного диалога.

Второй уровень ресурсного потенциала студентов представляет собой резерв имеющихся на данный момент компетенций, возможностей и способностей. Готовность студента продолжать заниматься учебно-познавательной деятельностью в процессе получения профессионального образования, вдумчиво и творчески подходить к процессам овладения, синтеза, анализа, запоминания информации свидетельствует о наличии психологического потенциала. Желание студента прилагать усилия для личностного профессионального роста свидетельствует о наличии трудового потенциала. Возраст студента, а именно курс обучения в вузе, оказывает влияние на трудовой потенциал обучающегося. Данные экспресс-опроса показывают, что трудовой потенциал студентов старших курсов больше, чем у студентов младших курсов. Это объясняется наличием опыта участия в различных научных и социально-воспитательных мероприятиях студентов старших курсов. Познавательный потенциал студента определяется умением самостоятельно мыслить, выявлять проблему и выбирать способ решения задачи [1]. В рамках изучения иностранного языка в вузе познавательный потенциал студентов заключается в готовности совершенствовать умения во всех видах речевой деятельности, овладевать знаниями о языке, культуре страны изучаемого языка, критически оценивать информацию, предлагаемую иноязычными средствами массовой информации. Личностный потенциал студентов есть их самореализация и творческое самовыражение. Психофизиологический потенциал студентов принято рассматривать как деятельность, направленную на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование самоконтроля и повышение работоспособности обучающихся.

Третий уровень ресурсного потенциала студентов ориентирован на будущее и представляет собой мотивационный потенциал учащихся. Коллеги из СПбГУ справедливо отмечают: «Чем больше будет мотивирован человек, находящийся в процессе обучения, тем больше вероятность наиболее эффективного усвоения знаний и навыков и, как следствие, получение на выходе грамотного специалиста, который будет широко востребован на рынке» [2]. Мотивационный потенциал студентов в отношении изучения иностранных языков можно рассматривать как в краткосрочной перспективе (ожидание вознаграждения за прикладываемые усилия, а именно дополнительные поощрительные баллы в семестре, похвала, признание важности участия в мероприятии), а также и в долгосрочной перспективе (необходимость знания иностранного языка в целях карьерного и личностного роста) [3] (рис. 1).

Таким образом, организация и проведение Олимпиады по иностранному языку в вузе является одной из движущих сил, активизирующей ресурсный потенциал студентов и укрепляющей статус иностранного языка в образовательном языковом пространстве.

Олимпиада по английскому на кафедре иностранных языков проводится на ежегодной основе среди студентов всех факультетов и курсов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. Методическая система организации и проведения межвузовской Олимпиады по иностранному языку предложена авторами в статье «Опыт организации и проведения межкузовской Олимпиады по иностранному языку в неязыковом вузе» [4].

Один из этапов Олимпиады проводится в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС), которая, среди прочего, автоматизирует процесс подсчета результатов Олимпиады, показывает средний балл, дает возможность

проанализировать ответы участников, а также оценить скорость выполнения заданий. Таким образом, функционал ЭИОС достаточно широк для проведения Олимпиады по иностранному языку и отвечает целям организаторов. Вместе с тем, используемая платформа на данном этапе не включает элементы генеративного искусственного интеллекта, т.е. такой разновидности искусственного интеллекта, которая способна обучаться благодаря обработке больших объемов данных и в дальнейшем генерировать качественный текстовый, визуальный и аудиоконтент, не отличимый от контента, созданного человеком. Подобные технологии, при условии их внедрения в ЭИОС, могут способствовать проведению более всестороннего и объективного контроля знаний иностранного языка среди участников. В настоящий момент в рамках Олимпиады в ЭИОС проводится контроль и оценка знаний по таким аспектам, как грамматика, словообразование, чтение, аудирование и словарный запас. В перспективе благодаря инструментам генеративного искусственного интеллекта можно расширить список аспектов, добавив краткое письмо на заданную тему и устный диалог с голосовым помощником, имитирующим носителя иностранного языка, с последующей автоматической проверкой данных аспектов генеративным искусственным интеллектом по заранее заданным критериям. Такое дополнение уже существующей модели Олимпиады крайне важно, поскольку упомянутые аспекты (письмо и устный диалог) практически невозможно проверить в текущих условиях, так как количество участников Олимпиады насчитывает десятки человек, период проведения данного этапа ограничен несколькими днями, а ресурсы профессорско-преподавательского состава кафедры-организатора ограничены. Таким образом, потенциальное расширение текущего функционала ЭИОС для проведения Олимпиады по иностран-

Актуальный компонент (опыт прошлого)

->

- коммуникативная компетенция

- состояние здоровья

- общий интеллектуальный уровень

- фоновые знания

Ресурсный потенциал студентов

->

Актуально-потенциальный компонент (резерв в настоящем)

->

- личностныи потенциал

- познавательный потенциал

- психологический потенциал

- трудовой потенциал

- психофизиологический потенциал

Потенциальный компонент (потенциал в будущем)

->

- мотивационныи потенциал

- карьерный потенциал

- финансовый потенциал

Рис. 1. Структура ресурсного потенциала студентов

ному языку за счет элементов генеративного искусственного интеллекта может раскрыть новые перспективы в контроле и оценке знаний обучающихся.

Если обратиться к преимуществам генеративного искусственного интеллекта с точки зрения изучения иностранного языка и подготовке к Олимпиаде, то при помощи этого инструмента студент может упражняться в написании текстов на иностранном языке, изучать новые слова и выражения, для которых система формирует занимательные вопросы и иные упражнения для отработки изученного материала, а также переводить тексты. Являясь, безусловно, прекрасным инструментом, генеративный искусственный интеллект однако представляет собой сугубо вспомогательный элемент в комплексном образовательном процессе и не должен использоваться как источник информации, которую студент копирует, не проводя основательной самостоятельной работы. Риск, связанный с применением данной технологии в образовании, как раз и заключается в бездумном списывании, когда ге-

кого факультета. К участию в экспресс-опросе были приглашены учащиеся старших курсов ввиду наличия у них определенного академического опыта и в этой связи, вероятно, имеющие несколько более четкое представление о собственных карьерных перспективах в свете владения иностранным языком, по сравнению со студентами-первокурсниками.

В табл. 2 представлены вопросы, заданные студентам, варианты ответов, количество студентов, давших тот или иной ответ, название факультета в скобках (Т - таможенного дела, Э - экономический, Ю - юридический).

По итогам проведенного экспресс-опроса можно сделать следующие выводы:

- 68 % опрошенных студентов считает необходимым, а 30 % обязательным хорошее знание иностранного языка в современном мире. Таким образом, подавляющее большинство участников опроса (98 %) не подвергает сомнению необходимость владения иностранным языком;

- 88 % опрошенных считает, что хорошее знание иностранного языка может способствовать продвижению по карьерной лестнице;

неративный искусственный интеллект превращается в своего рода «джинна», исполняющего волю «студента-хозяина» без каких-либо усилий со стороны последнего. Решением этой проблемы сегодня озадачены администрации вузов по всему миру.

Авторами в табл. 1 приведены данные о количестве участников за 2022, 2023 и 2024 гг. (в 2022 году Олимпиада проводилась только среди учащихся филиала, в 2023-2024 гг. Олимпиада была межвузовской).

В апреле 2024 г. среди студентов Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии был проведен экспресс-опрос для получения обратной связи об Олимпиаде по английскому языку и для дальнейшего анализа полученных результатов с точки зрения степени мотивации студентов при изучении английского языка. Выборка составила 60 студентов со следующей разбивкой по факультетам: 35 обучающихся 2 и 3 курсов факультета таможенного дела, 15 студентов 3 курса экономического факультета и 10 студентов 2 курса юридичес-

- 77 % студентов дали утвердительный ответ на вопрос «Нравится ли вам дисциплина "Иностранный язык" в рамках изучения вашей специальности?», вместе с тем 18 % респондентов затруднились ответить;

- 57 % студентов (более половины опрошенных) хотя бы один раз принимали участие в Олимпиаде по иностранному языку, организованной Российской таможенной академией, из них 9 % становились победителями, заняв 2 или 3 место.

Наряду с этим экспресс-опрос выявил следующее: Олимпиадные задания зачастую повышенного уровня сложности - это отметили 59 % студентов, 15 % заявили, что вопросы были очень сложными, у 26 % участников Олимпиад сложностей с выполнением заданий не возникло.

С точки зрения мотивации опрошенных студентов, ценным является тот факт, что более половины респондентов (53 %), имеющих опыт участия в Олимпиадах по иностранному языку, заявили о желании узнать больше по определенной теме и разобраться в вопросе, когда у них возникали затруднения при выполнении

Таблица 1

Количественный состав участников Олимпиад 2022-2024 гг.

Год проведения Олимпиады Количество участников

2022 60 студентов РТА, без участия студентов из других вузов

2023 115 студентов РТА

23 студента из вузов СПб

2024 45 студентов РТА

14 студентов из вузов СПб

заданий, при этом 44 % студентов, столкнувшихся со сложными упражнениями, фактически постарались узнать больше.

Олимпиадные задания могут способствовать расширению кругозора, что подтверждается ответами студентов на вопрос «Узнали ли вы что-то новое, приняв участие в Олимпиаде по иностранному языку в РТА?». Подавляющее большинство ребят, участвовавших в Олимпиадах, - 94 % - ответили утвердительно, из них 25 % заявили о том, что узнали много нового.

Мотивация студентов при изучении иностра-

нного языка, безусловно, является важнейшим компонентом успешного овладения речевыми навыками и умениями. В этой связи справедливо говорить о том, что участие в Олимпиаде для многих студентов - это мотивирующий фактор, своего рода импульс к самостоятельному освоению нового в разных аспектах иностранного языка, и 58 % опрошенных студентов разделяет эту мысль. Тем не менее 28 % респондентов затруднились ответить, мотивирует ли их участие в Олимпиаде к изучению иностранного языка.

Таблица 2

Итоги экспресс-опроса о значимости Олимпиады по иностранному языку

Вопрос Вариант ответа 1 Вариант ответа 2 Вариант ответа 3

Считаете ли вы необходимым хорошее знание иностранного языка в современном мире? Да 21 (Т) 12 (Э) 8(Ю) Считаю обязательным 14(Т) 2 0) 2(Ю) Нет 0(Т) 10) 0(Ю)

Будет ли владение иностранным языком способствовать продвижению по карьерной лестнице в будущем? Да 33 (Т) П(Э) 9(Ю) Нет 0(Т) 10) 0(Ю) Затрудняюсь ответить 2(Т) 3 0) 1(Ю)

Нравится ли вам дисциплина «Иностранный язык» в рамках изучения вашей специальности? Да 33 (Т) 10 (Э) 3(Ю) Нет 0(Т) 3 0) 0(Ю) Затрудняюсь ответить 2(Т) 2 0) 7(Ю)

Участвовали ли вы в Олимпиаде по иностранному языку в РТА и сколько раз? Нет 15 (Т) 5(Э) 6(Ю) Да, участвовал 1 раз - 11 (Т), 9 0), 1 (Ю) 2 раза - 8 (Т), 1 (Э), 3 (Ю) 3 раза - 1 (Т) -

Были ли вы когда-либо победителем Олимпиады по иностранному языку в РТА и какое место заняли? Нет 19 (Т) 9(Э) 3(Ю) Да, занял 1 место 2 место - 1 (Ю) 3 место - 1 (Т), 1 (Э) -

Вызывали ли сложность задания, представленные в рамках Олимпиады по иностранному языку в РТА, в которой вы принимали участие? Да 15 (Т) 5(Э) 0(Ю) Были очень сложные вопросы 2(Т) 2 0) 1(Ю) Нет 3(Т) 3 0) 3(Ю)

Если задания Олимпиады вызвали сложности, возникло ли у вас желание узнать больше по теме и разобраться в вопросе? Да 9(Т) 6(Э) 3(Ю) Постарался узнать больше 10 (Т) 4 0) 1(Ю) Нет 1(Т) 0 0) 0(Ю)

Узнали ли вы что-то новое, приняв участие в Олимпиаде по иностранному языку в РТА? Да 14(Т) 7(Э) 3(Ю) Много нового 4(Т) 3 0) 1(Ю) Нет 2(Т) 0 0) 0(Ю)

Считаете ли вы участие в Олимпиаде мотивирующим фактором при изучении иностранного языка? Да 21 (Т) П(Э) 3(Ю) Нет 4(Т) 4 0) 0(Ю) Затрудняюсь ответить 10 (Т) 0 0) 7(Ю)

Является ли Олимпиада по иностранному языку в вузе объективным фактором определения и подтверждения уровня владения речевыми умениями? Да 9(Т) 5 0) 2(Ю) Нет 13(Т) 5 0) 3(Ю) Затрудняюсь ответить 13 (Т) 5 0) 5(Ю)

Повышает ли участие в Олимпиадах ваш когнитивный и творческий потенциал? Да 26 (Т) 8 0) 5(Ю) Значительно повышает 1(Т) 3 0) 1(Ю) Нет 8(Т) 4 0) 4(Ю)

Олимпиада по любой дисциплине и по иностранному языку, в частности, - это вызов самому себе, собственным возможностям, когда за единицу времени нужно постараться показать себя максимально ярко, блестяще проявить свои способности. Разумеется, против участника Олимпиады может сыграть плохое самочувствие, волнение, технические сложности и прочие факторы. Вероятно, именно поэтому вопрос о том, насколько Олимпиада по иностранному языку в вузе является объективным фактором определения и подтверждения уровня владения речевыми умениями достаточно противоречив. Это противоречие отражается и в ответах респондентов: 27 % считают, что благодаря Олимпиаде можно объективно оценить уровень владения иностранным языком, 35 % придерживаются противоположного мнения, а 38 % затрудняются ответить.

Участие в Олимпиадах, несомненно, придает элемент состязательности учебному процессу, а значит, способно повышать когнитивный и творческий потенциал студентов. Данное мнение разделяют 73 % респондентов, из которых 8 % полагают, что благодаря участию в Олимпиадах их потенциал несомненно повышается. Однако 27 % опрошенных студентов не считают Олимпиады способом саморазвития - можно предположить, что эти студенты предпочитают проявлять себя в иных конкурсах и состязаниях.

В заключение следует отметить, что проведение Олимпиады по иностранному языку в неязыковом вузе с использованием искусственного интеллекта - это важное мероприятие, реша-ю-щее следующие задачи:

- являясь одной из форм объективного контроля, Олимпиада позволяет преподавателям оценить сформированные при освоении программ высшего образования языковые знания, навыки и умения обучающихся, выявить наиболее одаренных студентов и поощрить их, с одной стороны, и определить слабые места в знаниях тех, кто набрал невысокие баллы, - с другой. Впоследствии у преподавателей

есть возможность отработать со студентами на занятиях те аспекты, которые вызвали наибольшие трудности при выполнении заданий Олимпиады;

- участие в Олимпиаде может повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка и развить способность к языковой коммуникации для решения профессиональных задач в будущем;

- Олимпиада способствует развитию творческого и когнитивного потенциала студентов и мотивирует их к самостоятельной работе;

- участие в Олимпиаде дает студентам возможность проявить себя в напряженной ситуации цейтнота (на выполнение заданий дается ограниченное количество времени). Данное умение будет весьма полезным в профессиональной карьере;

- в случае проведения межвузовской Олимпиады преподаватели вузов получают возможность «навести мосты» с коллегами из других вузов для дальнейшего сотрудничества и обмена опытом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список:

1. Кабанкова E.H. Формирование познавательной самостоятельности студентов: теоретические аспекты II Вопросы методики преподавания в вузе. 2015. № 4 (18). С. 53-60

2. Гусева К.В., Дюкина Т.О., Ушанова A.C. Современный мотивационный потенциал студентов высших учебных заведений (на примере студентов ЭФ СПбГУ) II Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. №1-2 (17-18). С. 31-35.

3. Ушаков A.A. Ресурсный потенциал интегратив-ной образовательной среды педагога II Вестник евразийской науки. 2015. №4 (29). С. 138-142.

4. Кизилова И.Н., Мирон O.A. Опыт организации и проведения межвузовской олимпиады по иностранному языку в неязыком вузе II Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 2 (86). С. 130-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.