Научная статья на тему 'Олимпиада по иностранному языку как способ повышения мотивации к его изучению в образовательной парадигме высшей школы'

Олимпиада по иностранному языку как способ повышения мотивации к его изучению в образовательной парадигме высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
олимпиада / иностранный язык / вуз / железнодорожная терминология / мотивация / транспортный вуз / онлайн / железная дорога / Olympiad / foreign language / university / railway terminology / motivation / transport university / online / railway

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесниченко Альвина Николаевна, Симонова Оксана Борисовна

Актуальность исследования проблемы проведения Олимпиад по иностранному языку состоит в том, что данная процедура создает базу для становления заинтересованности обучаемых к постоянному прогрессу в овладении иностранными языками (то есть повышает уровень мотивации к изучению иностранного языка), в систематизации и углублении знаний по иностранному языку. Проблематика данной работы – это рассмотрение и описание методики проведения Олимпиад по иностранному языку в качестве фактора мотивации в обучении. Цель исследования – доказать положительное влияние такой процедуры как проведение онлайн Олимпиады по иностранному языку на мотивацию в обучении иностранному языку; задачи исследования: проанализировать опыт проведения олимпиад по иностранному языку, разработать практические советы по методике проведения подобного рода процедур. Методы, примененные авторами для освещения заявленной проблематики: сравнительный анализ источников по вышеупомянутой тематике, метод эксперимента, статистический математический метод обработки данных – Т-критерий Стьюдента. Результатом исследования послужило доказательство верности выдвинутой гипотезы о положительном влиянии проведения олимпиад на мотивацию в изучении иностранного языка посредством соответствующих научных методов исследования. Говоря о выводах, можно утверждать, что работа рекомендуется в качестве пособия для проведения олимпиад подобного рода как в вузе, так и на других уровнях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесниченко Альвина Николаевна, Симонова Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign language olympiads as a way to increase motivation for its studying in the educational paradigm of higher education

The relevance of the research problem is substantiated by the fact that this procedure creates the basis for developing students’ interest in constant progress in mastering foreign languages ​​(i.e., it increases the level of motivation to learn a foreign language), in systematizing and deepening knowledge of a foreign language. The scope of the research is a consideration and description of the methodology for holding foreign language olympiads as a motivation factor in learning. Thegoal of the research is to prove the positive impact of holding an online Foreign Language Olympiad on motivation in learning a foreign language. The research objectives: to analyze the experience of holding foreign language olympiads, to develop practical advice on the methodology for conducting such procedures. Methods used by the authors to illuminate the stated issues: comparative analysis of sources on the above-mentioned topics, experimental method, statistical mathematical method of data processing Student's T-test. The results of the research has proved hypothesis about the positive impact of holding olympiads on motivation in learning a foreign language through appropriate scientific research methods. It has been concluded that the results can be recommended as a tool for conducting olympiads of this kind both at the university and at other levels of education.

Текст научной работы на тему «Олимпиада по иностранному языку как способ повышения мотивации к его изучению в образовательной парадигме высшей школы»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-86-97

УДК 378:811

©2024

А.Н. Колесниченко1, О.Б. Симонова1*

Олимпиада по иностранному языку как способ повышения мотивации к его изучению в образовательной парадигме

высшей школы

1ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования проблемы проведения олимпиад по иностранному языку состоит в том, что данная процедура создает базу для становления заинтересованности обучаемых к постоянному прогрессу в овладении иностранными языками (то есть повышает уровень мотивации к изучению иностранного языка), в систематизации и углублении знаний по иностранному языку. Проблематика данной работы - это рассмотрение и описание методики проведения олимпиад по иностранному языку в качестве фактора мотивации в обучении. Цель исследования - доказать положительное влияние такой процедуры, как проведение онлайн-олимпиады по иностранному языку, на мотивацию в обучении иностранному языку; задачи исследования: проанализировать опыт проведения олимпиад по иностранному языку, разработать практические советы по методике проведения подобного рода процедур. Методы, примененные авторами для освещения заявленной проблематики: сравнительный анализ источников по вышеупомянутой тематике, метод эксперимента, статистический математический метод обработки данных - Т-критерий Стьюдента. Результатом исследования послужило доказательство верности выдвинутой гипотезы о положительном влиянии проведения олимпиад на мотивацию в изучении иностранного языка посредством соответствующих научных методов исследования. Говоря о выводах, можно утверждать, что работа рекомендуется в качестве пособия для проведения олимпиад подобного рода как в вузе, так и на других уровнях образования.

Ключевые слова: олимпиада, иностранный язык, вуз, железнодорожная терминология, мотивация, транспортный вуз, онлайн, железная дорога

Для цитирования: Колесниченко А.Н., Симонова О.Б. Олимпиада по иностранному языку как способ повышения мотивации к его изучению в образовательной парадигме высшей школы Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2024. Том 16, №2. С. 86-97. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2024-16-2-86-97.

(ее)

A.N. Kolesnichenko1, O.B. Simonova1*

Foreign language olympiads as a way to increase motivation for its studying in the educational paradigm of higher education

1 Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, the Russian Federation

Abstract

The relevance of the research problem is substantiated by the fact that this procedure creates the basis for developing students" interest in constant progress in mastering foreign languages (i.e., it increases the level of motivation to learn a foreign language), in systematizing and deepening knowledge of a foreign language. The scope of the research is a consideration and description of the methodology for holding foreign language olympiads as a motivation factor in learning. Thegoal of the research is to prove the positive impact of holding an online Foreign Language Olympiad on motivation in learning a foreign language.

The research objectives: to analyze the experience of holding foreign language olympiads, to develop practical advice on the methodology for conducting such procedures. Methods used by the authors to illuminate the stated issues: comparative analysis of sources on the above-mentioned topics, experimental method, statistical mathematical method of data processing - Student's T-test. The results of the research has proved hypothesis about the positive impact of holding olympiads on motivation in learning a foreign language through appropriate scientific research methods. It has been concluded that the results can be recommended as a tool for conducting olympiads of this kind both at the university and at other levels of education.

Keywords: Olympiad, foreign language, university, railway terminology, motivation, transport university, online, railway

For citation: Kolesnichenko A. N., Simonova O.B. Foreign language lympiads as away to increase motivation for its studying in the educational paradigm of higher education Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2024. Volume 16, No. 2. P. 86-97. https://doi.org/10.47370/20 78-1024-2024-16-2-86-97.

Введение. Высшая школа в настоящий момент времени претерпевает изменения: это и цифровизация, охватившая буквально все сферы нашей жизни, и быстро меняющиеся требования рынка труда, что тоже сильно влияет на характер образовательного процесса вузов; с другой стороны, в технических вузах количество часов, выделенных для дисциплин гуманитарного характера, невелико, в этой связи педагоги и научные работники стараются изыскивать наиболее оптимальные формы и методы обучения, которые бы помогли обучающимся наилучшим образом встроиться в социум, обладая релевантными компетенциями.

Главной целью высшего образования является не просто формирование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых специалистам любой области, но и развитие творческой личности, которая способна к самообразованию, саморазвитию, проявлению своих способностей и талантов. Именно такие специалисты, обладающие опытом творческой, самостоятельной и научно-исследовательской деятельности, находят неординарные решения поставленным задачам и всегда востребованы на рынке труда.

Основная часть. В парадигме высшего образования предметные олимпиады имеют особое значение, так как, с одной

стороны, они предоставляют студентам возможность самореализации, социализации и развития профессиональных навыков и умений, с другой стороны, они направлены на выявление одаренных студентов и популяризацию изучения определенной дисциплины или профессии. Многие высшие учебные заведения проводят олимпиады по иностранному языку с целью актуализации роли иностранных языков в профессиональной компетентности будущих специалистов. Благодаря современным информационным технологиям олимпиады организуют в дистанционном формате с участием студентов вузов всей страны и даже зарубежья, что способствует налаживанию научных контактов среди студентов и преподавателей разных университетов, а также популяризации высшего учебного заведения - организатора олимпиады в студенческих и научных кругах.

В последнее время появилось много научных работ, посвященных изучению эффективности предметных олимпиад как в общеобразовательной, так и в высшей школе. Значимость олимпиад отражена в исследованиях В.П. Архипова [1, с. 12], который подчеркивает важную роль подобных конкурсов в повышении мотивации к учебе и развитии творческих способностей обучающихся. Эта идея находит отражение в трудах А.П. Гулова [2, с. 160], A.C. Скоробогатова [3, с. 104] и др., изучающих проблему формирования необходимых творческих компетенций для участия в олимпиаде. О.И. Кирдяева [4, с. 73], О.В. Анфилатова [5, с. 151] и другие исследователи анализируют методику подготовки к тому или иному этапу олимпиады, особенности определенных видов заданий и преимущества их использования.

В научной литературе можно найти анализ результатов проведения подобных состязаний [6, с. 43], [7, с. 343]. Так, Е.Е. Стародубец, Т. П. Петрова, С. В. Бо-рисевич отмечают, что «результаты Все-

российских студенческих олимпиад позволяют косвенно оценить такие непростые параметры, как контингент обучающихся в вузе, популярность и престижность вузов у абитуриентов; качество образования в конкретных вузах (по результатам олимпиад); внимание, уделяемое руководством конкретных вузов, образовательной деятельности и уровню подготовки студентов и их вливанию в интеллектуальное сообщество страны; уровень подготовки коллектива преподавателей и их инициативность (выявление одаренных, наиболее подготовленных студентов, поощрение их интеллектуального развития, руководство их подготовкой к участию в олимпиаде, сбор команды и организация ее участия в мероприятии)» [7, с. 343]. Г.А. Маркова и Г.Р. Халюшева подчеркивают значимость успешного выступления на олимпиаде для личностного роста обучающихся, развития их креативности и профессиональных компетенций [8, С. 344]. Именно создание олимпиадной креативной среды, с точки зрения Н.П. Пучкова и А.И. Попова, помогают развитию необходимых компетенций. Такая среда подразумевает интеграцию командного и соревновательного обучения с целью достижения созидательных, творческих результатов [9, с. 12].

Проанализировав теоретические основы по изучаемой проблематике, можно прийти к выводу, что исследователи [10, с. 77], [11, с. 243] едины во мнении, что олимпиада как соревнование оказывает только положительное влияние на всех участников образовательного процесса: студентам позволяет сравнить свои практические навыки, проявить творческие способности, а также придает уверенность в себе, раскрывает индивидуальность каждого участника. Преподаватели проявляют свою компетентность, инициативу и креативность в выборе заданий, которые всегда отличаются оригинальностью и повышенной сложностью, тем самым стараясь привлечь внимание к изучению дисциплины, повысить мотивацию студентов. Ректорат

университета заинтересован в престиже высшего учебного заведения среди абитуриентов, в высоком рейтинге вуза среди других образовательных учреждений.

Олимпиады, в том числе по иностранным языкам, становятся актуальным способом проверки полученных знаний, умений и навыков студентов, раскрывающим их творческий потенциал. В связи с востребованностью проведения межвузовских олимпиад возникла необходимость подробного изучения роли данного вида внеаудиторной деятельности в образовательной парадигме высшего учебного заведения. Актуальность исследования обусловлена проблемой выбора наиболее приемлемой модели проведения олимпиады для технических транспортных вузов, разработки критериев оценки этапов олимпиады, что способствует эффективному использованию олимпиады как фактора мотивации обучения.

Цель данной статьи - доказать эффективность использования олимпиады по иностранному языку как в формировании положительной мотивации к изучению иностранного языка, так и для выявления значимых образовательных достижений обучающихся в освоении необходимых компетенций владения языком: знание лексики (терминологии отрасли), грамматики, владение навыками письма (написание эссе).

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- разработать критерии оценивания каждого этапа олимпиады;

- создать модели проведения олимпиад для технических транспортных вузов;

- провести апробацию разработанной модели олимпиады по английскому языку на примере РГУПС и обобщить итоги ее проведения.

Основные научные методы работы -анализа и синтеза, эксперимента, математического подсчета и статистической обработки данных - позволили в полном объеме представить полученные данные

исследования: обобщить теоретические основы исследования, проанализировать опыт проведения межвузовской олимпиады по английскому языку на базе ФГ-БОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (РГУПС) и оценить полученные результаты, что способствовало подведению итогов об эффективности использования олимпиады в образовательной парадигме высшей школы и в первую очередь в целях создания положительной мотивации обучающихся к овладению иностранным языком.

Теоретическая значимость исследования состоит в методической разработке критериев оценки каждого этапа олимпиады, методических рекомендациях по организации олимпиады, а также в новом подходе к олимпиаде как способе повышения мотивации изучения языка. Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании результатов исследования для проведения олимпиады как в высшей школе, так и на других образовательных уровнях.

Методологической основой исследования послужили работы выдающихся ученых (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А. Ма-слоу и др.), которые занимались проблемой мотивации как основой любой учебной деятельности. Каждый из них выдвигал собственный подход к пониманию данного понятия и методам ее изучения. Однако несмотря на существование разных подходов, большая часть исследователей придерживается похожей точки зрения, согласно которой мотивация рассматривается как система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека. Так, Л.И. Божович считает, что если мотив побуждает человека к учению, то мотивация относится к внутренней психологической характеристике личности, которая проявляется в определенном отношении человека ко всему, что его окружает, в том числе и к разным видам деятельности [12, с. 56].

И.А. Зимняя относит учебную мотивацию к особому виду мотивации, характеризующейся сложной структурой, «одной из форм которой является структура внутренней (ориентированной на процесс и результат) и внешней (награду, избегание) мотивации. Существенны такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности» [13, с. 232]. В формировании устойчивой мотивации, по мнению И.А. Зимней, большую роль играет выбор учебного материала и приемов учебной работы, которые должны отличаться разнообразием, так как разнообразие дает возможность обучающимся «сталкиваться» с разными объектами и находить новые стороны в одном и том же объекте. Такой прием, как отстранение -представление чего-то существенно важного, нового и неожиданного в привычном и давно знакомом, - можно применять в образовательном процессе, чтобы вызвать познавательный интерес у обучающихся. Проявление интереса к учебному материалу обусловлено такими факторами, как его новизна, эмоциональная окраска и живое слово преподавателя. При этом, как отмечает И. А. Зимняя, усвоенные ранее знания должны лежать в основе познания чего-то нового, так как данная особенность определяет появление интереса обучающихся к освоению материала, а значит, и влияет на формирование устойчивой внутренней мотивации к изучению дисциплины [13].

Таким образом, именно положительная внутренняя мотивация к изучению иностранного языка, которая носит устойчивый характер, влияет на результат обучения, на его успех. Поэтому проблеме формирования положительной мотивации у обучающихся уделяется большое внимание. Многие исследователи (Т.Е. Исаева [14, с. 104], О Б. Симонова, Ю.Ю. Котляренко [15, с. 5], А.Н. Колесниченко [16, с.118 ], И.В. Одарюк [17, с. 295]) подчеркивают значимую роль современных

информационных технологий в создании положительной мотивации обучающихся к овладению иностранным языком. Следует отметить, что особенностью всех технических вузов является то, что предметам гуманитарного цикла в данных учебных заведениях отведено небольшое количество аудиторных часов, поэтому для реализации поставленных целей (повышение мотивации студентов к изучению иностранного языка и совершенствование практических навыков владения языком) в образовательный процесс внедряют разнообразные методы работы, в том числе организацию творческих конкурсов, например, на лучшее эссе на иностранном языке, на лучшую презентацию по заданной теме на иностранном языке, конкурс по переводу текстов профессиональной направленности, проведение межвузовских и международных олимпиад и т. п.

Опираясь на вышеизложенные научные изыскания, в процессе проведения и апробации олимпиады было выдвинуто предположение, что межвузовская олимпиада «Перспективы развития РЖД», организованная на базе РГУПС и проведенная в дистанционном формате с применением современных информационных технологий, привлечет студентов всех транспортных вузов страны, позволит оценить и сравнить уровень их знаний, проявить творческий потенциал и тем самым будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Обратимся к описанию процедуры проведения олимпиады по иностранному языку в вузе на базе РГУПС. Межвузовская олимпиада по английскому языку «Перспективы развития РЖД» проводилась среди технических транспортных вузов РФ в марте - апреле 2023 года; формат данного мероприятия имел цифровой, интерактивный характер. К участию были приглашены обучающиеся технических специальностей транспортных вузов РФ; уровень подготовки: бакалавр, специалист и с уровнем владения английским языком

В1 - B2 (Intermediate - Upper Intermediate). Олимпиада проводилась в три этапа. Первый этап олимпиады представлял собой задание проектного формата, в частности одной из форм проектной деятельности, а именно эссе. Участникам олимпиады было дано задание в виде написания эссе по теме «Роль «РЖД» в цифровой экономике РФ», объем эссе установлен как 250-300 слов; время, отведенное для написания эссе - 80 минут; обучающимся были продемонстрированы пункты, которые нужно было осветить в своей работе (актуальность темы, глубина разработанности в Российской Федерации и в зарубежных странах, собственные разработки (если таковые имеются), их положительные и слабые стороны, а также область применения соответственно. Эссе должно было быть написано в нейтральном стиле, продемонстрировать свое мнение с применением аргументов и контраргументов.

Второй этап был представлен лекси-ко-грамматическим тестом в комбинации с аудированием и поисковым чтением; грамматика охватывала следующие темы по английскому языку:

• время английского глагола (активный/пассивны залог)

• неличные формы глагола

• косвенная речь

• согласование времен.

Лексика и аудирование касались профессиональной железнодорожной тематики; количество заданий - 60; время, необходимое для выполнения - 60 минут;

Третий этап олимпиады представлял собой устную часть олимпиады, которая транслировалась в онлайн-формате по-средствам цифровой платформы «Blue Button», все задания которой были зафиксированы на английском языке: обучаемому предлагалось представить, что он/ она участвуют в студенческом форуме «Information technologies for engineering»; студентам были даны на выбор четыре слайда презентации с изображениями, посвященными железнодорожной тематике;

в течение 1,5 минут обучаемому предлагалось обдумать ситуацию на выбранном слайде, и спустя указанное время студент должен был излагать свои мысли в форме монологического высказывания в течение 2,5 минут. Участникам был предложен краткий план из трех положений, переведенных на английский язык, необходимых к освещению в монологическом высказывании:

• краткое описание слайда

• разновидность цифровых, информационных технологий, примененных в представленном слайде

• инженерное решение задачи, изображенной на слайде с применением полученных в вузе навыков.

В олимпиаде участвовали студенты РУТ (МИИТ), ОмГУПС, СамГУПС, НГУПС, СГУПС, РГУПС; количество участников, приступивших к выполнению задания первого этапа, составило 45 человек, из них ко второму этапу после проверки было допущено 23 человека; после выполнения лексико-грамматического теста (второй этап олимпиады) к третьему этапу были допущены 9 обучающихся. Для проверки корректности выполнения заданий каждого из этапов были разработаны критерии оценивании, которые будут описаны далее в работе.

Для оценки выполнения заданий первого этапа (проект - эссе) были разработаны критерии оценивания. Ниже в Табл. 1 представлены критерии оценивания эссе олимпиады.

Эссе участников, не прошедших первый этап, содержали следующие ошибки:

1. Содержание эссе не соответствует теме или плану.

2. Содержание эссе превышает (более 310, менее 250) количество допустимых слов.

3. Эссе содержит большое количество ошибок грамматических, лексических и орфографических.

4. Эссе содержит заимствования с различных сайтов в интернете.

Таблица 1. Критерии оценивания I этапа олимпиады (проект-эссе)

Соответ- Гра- Организа- Грамма- Лексика Орфогра- Уникаль- Итоговое

ствие со- мотный ция текста тика (вводные фия ность коли-

держания анализ и логика слова. предъявляе- чество

эссе за- пробле- его по- (3 балла) владение (2 балла) мого текста баллов

явленной мы строения терминоло-

теме (введение. гией от- (75%-

(2 бал- основная расли) 5 баллов.

(3 балла) ла) часть, за- 60-74% -

ключение) (3 балла) 3 балла.

40-59% -

(2 балла) 1 балл)

5. Эссе содержит все вышеперечисленные пункты.

Минимальное количество баллов, необходимое для прохождения во второй тур - 10 баллов. Для второго этапа олимпиады, состоящего из лексико-граммати-ческого теста, аудирования и поискового чтения, критерием было правильно вы-

полненное задание, за которое обучаемый получал 1 балл, необходимое количество баллов для прохождения - 45. Для оценки третьего этапа, устной части, представленной подготовленным в течение полутора минут монологом, были разработаны следующие критерии оценивания, представленные ниже, в Табл. 2

Таблица 2. Критерии оценивания III этапа олимпиады

Организация Беглость Релевант- Релевантность Владение Использование

монологической речи и со- ность ис- использования терминоло- вводных слов.

речи (вступле- блюдение пользования грамматиче- гией отрасли фразеологиче-

ние, раскрытие фонетиче- лексических ских форм и ских оборотов

содержательных ских норм единиц конструкций

аспектов, аргу-

ментация, свое

отношение к

проблеме)

2-5 балла 2-5 балла 2-5 балла 2-5 балла 2-5 балла 2-5 балла

Минимальное количество баллов, которое нужно было набрать участнику - 12; максимальное количество баллов набрали четыре студента, которые и стали победителями мероприятия.

Обратимся непосредственно к экспериментальной части работы. Экспериментальная часть нашей работы, в которой было сделано предположение о том, что инкорпорирование олимпиады по иностранному языку в учебный процесс в течение академического года в высшей школе окажет положительное влияние на

мотивацию студентов к изучению иностранного языка, улучшит показатели об-ученности по иностранному языку проходила на базе Ростовского государственного университета путей сообщения.

К участию в олимпиаде были отобраны 11 человек от РГУПС уровня владения языком В1 - В2 (Intermediate - Upper Intermediate), 1 и 2 курс; вышеупомянутые обучающиеся представляли собой экспериментальную группу.

В качестве входного мониторинга в октябре 2022 года был проведен комби-

нированный лексико-грамматический тест, содержавший аналогичные с олим-ииадными заданиями темы по грамматике и примерной отраслевой лексикой по тематике железной дороги и цифро-визации отрасли. Также аналогичный тест был проведен в мае 2023 года, после проведения самого мероприятия - олимпиады по иностранному языку. Обучаю-

Делая заключение по данным мониторинга, представленным на диаграмме 1, можно увидеть положительную динамику роста знаний в области терминологии, грамматического материала, а также навыков аудирования иноязычной речи.

Также обучающимся было предложено пройти тестирования на основе модифицированного опросника Ликерта о влиянии проведения такой процедуры, как олимпиада по иностранным языкам, на мотивацию к изучению иностранного языка в вузе, количество опрошенных студентов - 11 человек. Опросник содержал следующие утверждения:

• Я бы хотел, чтобы подобные мероприятия (олимпиады) проводились в вузе (1)

• Я нахожу важным проведение олимпиад по иностранному языку (2)

щимся было предъявлено:

• Грамматика - 100 заданий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Терминология отрасли - 100 заданий

• Аудирование - 50 заданий Данные тесты студентам предлагали

выполнить в течение четырех академических часов. Результаты мониторинга корректности выполнения заданий представлены ниже, на диаграмме 1.

• Я думаю, что участие в олимпиаде положительно влияет на результаты обучения (3)

• Я бы хотел проведение олимпиад по крайней мере 1 раз в год (4)

Результаты опроса представлены ниже, на диаграмме 2.

Для того чтобы подтвердить правильность утверждения о том, что встраивание олимпиады по иностранному языку в образовательную траекторию положительно влияет на мотивацию к изучению иностранных языков, мы воспользовались статистическим методом обработки данных (полученных в ходе опроса) - Т-критерием Стьюдента, который показал значение р <0,05, что указывает на релевантность выдвинутой выше гипотезы.

МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

■ Ряд1 ■ Ряд 2

ТЕРМИНОЛОГИЯ ГРАММАТИКА АУДИРОВАНИЕ

Диаграмма 1. Мониторинг знаний обучающихся в начале (ряд 1) и в конце (ряд 2) академического года

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

■ Кв. 1 ■ Кв. 2 я Кв. 3 я Кв. 4

w/z/АУл

Диаграмма 2. Результаты опроса студентов о мотивации обучения к иностранному языку

Заключение. В заключении можем сделать вывод о том, что проведение олимпиад по иностранному языку на сегодняшний день является:

• инструментом актуализации знаний по дидактическим единицам грамматики, лексики, чтению, письму

• помогает связать теорию обучения с практикой, что очень востребовано работодателями в настоящее время

• стимулирует у обучаемого развитие навыков критического мышления

• помогает быстро адаптироваться к

поиску решений в сжатый промежуток времени, в стрессовой ситуации

• способствует формированию положительной мотивации к овладению иностранным языком.

Хотелось бы отметить, что сама по себе процедура проведения олимпиады достаточно универсальна и может быть применена к любой дисциплине как в вузе, так и на других уровнях образования, включая различные масштабы проведения мероприятия от локального в вузе до уровня - по стране.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Архипов В.П. Рейтинговые олимпиады как форма развития интеллектуальной деятельности школьников // Вестник Белгородского ун-та потребительской кооперации. 2005. № 4. С.11-13.

2. Гулов А.П. Творческие конкурсы на всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку // Теория и методика обучения и воспитания. 2022. Т. 16, № 2 (55). С. 155-164. DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-155-164

3. Скоробогатов A.C. Олимпиада по иностранным языкам как один из методов, способствующих формированию креативной компетентности студента вуза // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 23. С. 103-106.

4. Кирдяева О.И. Задания по чтению для подготовки к стандартизированным экзаменам и олимпиадам по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2020. № 3. С. 70-74.

5. Анфилатова О.В. Эссе как один из этапов конкурсных состязаний на международной олимпиаде // Молодой ученый. 2018. № 37 (223). С. 149-152.

6. Куликова В. В., Ковалева E.A. Конкурсно-олимпиадная деятельность обучающихся вуза// Научно-педагогическое обозрение. 2021. 2(36). С. 37-44. DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-37-44

7. Стародубец Е.Е, Петрова Т.П., Борисевич С.В. Роль студенческих олимпиад в развитии высшего профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 16. С. 342-346.

8. Markova G.A., Khaliusheva G.R. Foreign language olympiad as a factor for creating student success // Era of Science. 2021. № 28. C. 344-348.

9. Пучков Н.П., Попов А.И. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во Тамбов, гос. техн. ун-та; 2009. 180 с.

10. Шефиева Э.Ш. Особенности использования информационных технологий обучения для проведения предметной олимпиады по английскому языку в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (135). С. 75-79.

11. Кононенко А.П. К вопросу об участии студентов неязыковых специальностей в различных онлайн конкурсах, квестах и олимпиадах как эффективном ресурсе и инструменте мотивации изучения иностранных языков // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды XVII Международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2020. С. 242-247.

12. Симонова О.Б., Котляренко Ю.Ю. Проблемы формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка студентов неязыковых специальностей в условиях цифровиза-ции процесса обучения [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9,№ 1. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/llPDMN121.pdf

13. Колесниченко А.Н. Повышение мотивации студентов технического вуза к изучению иностранного языка // Преподаватель высшей школы в XXI веке: труды XX Юбилейной международной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2023.С. 117-122.

14. Head Ph., Shudo Н. Student and Teacher Views on English Language Speech Contests in Japan // Mask & Gavel. 2018. Vol. 6. P. 5-29. DOI: 10.37546/JALTSIG.PIE6.1-1.

15. Strevents P. Interaction outside classroom: Using the community. In Wilga M Rivers (ed.) // Interactive Language Teaching. New York: Cambridge University Press. 1987. P. 170-176. DOI: 10.5785/4-1-466.

16. Venema J. Judging speech contests: Rating scales and common sense [Electronic resuors] // Mask & Gavel. 2013. № 2(1). P. 25-30. Режим доступа: https://jaltpiesig.org/wp-content/ uploads/2021/10/MG-Volume-21 .pdf

17. An Online English Speech Contest: What, How, & Who / Bussinguer-Khavari V. [et al.] // Mask & Gavel. 2015. № 4(1). DOI: 10.37546/JALTSIG.PIE4.1-3

18. Bachman L., Palmer A. Language assessment in practice. New York: Oxford University Press, 2010.

REFERENCES:

1. Arkhipov V.P. Rating Olympiads as a form of development of intellectual activity of schoolchildren // Bulletin of Belgorod University of Consumer Cooperation. 2005. Issue 4. P. 11-13.

2. Gulov A.P Creative competitions at the All-Russian Olympiad for schoolchildren in English // Theory and methodology of teaching and education. 2022. Vol. 16, Issue2 (55). P. 155-164. DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-2-155-164

3. Skorobogatov A.S. Foreign language Olympiads as one of the methods that contribute to the formation of creative competence of a university student // Problems and prospects for the development of education in Russia. 2013. Issue 23. P. 103-106.

4. Kirdyaeva O.I. Reading assignments for preparation for standardized exams and olympiads in foreign languages // Foreign languages at school. 2020. Issue 3. P. 70-74.

5. Anfilatova O.V. Essay as one of the stages of competitive competitions at the international Olympiad//Young scientist. 2018. Issue 37 (223). P. 149-152.

6. Kulikova V.V., Kovaleva E.A. Competitive and Olympiad activities of university students // Scientific and pedagogical review. 2021. 2(36). P. 37-44. DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-37-44

7. Starodubets E.E., Petrova T.P, Borisevich S.V. The role of student Olympiads in the development of higher professional education // Bulletin of the Kazan Technological University. 2014. Vol. 17, Issue. 16. P. 342-346.

8. Markova G.A., Khaliusheva G.R. Foreign language olympiad as a factor for creating student success // Era of Science. 2021. Issue 28. P. 344-348.

9. Puchkov N.P, Popov A.I. The Olympic movement as a form of organizing education at a university: educational and methodological manual. Tambov: Tambov state tech. university publishing house.; 2009. 180 p.

10. Shefieva E.Sh. Features of the use of educational information technologies for conducting subject Olympiads in English at a university // Proceedings of Volgograd State Pedagogical University.

2019. Issue 2 (135). P. 75-79.

11. Kononenko A.P On the issue of the participation of students of non-linguistic specialties in various online competitions, quests and olympiads as an effective resource and tool for motivating the study of foreign languages // Higher school teacher in the 21st century: proceedings of the XVII International Scientific and Practical Conference. Rostov on/D: Rost. state University of Railways,

2020. P. 242-247.

12. Simonova O.B., Kotlyarenko Yu.Yu. Problems of forming positive motivation for studying a foreign language among students of non-linguistic specialties in the conditions of digitalization of the learning process [Electronic resource] //World of Science. Pedagogy and psychology. 2021. Vol. 9, Issue 1. Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/llPDMN121.pdf

13. Kolesnichenko A.N. Increasing the motivation of technical university students to study a foreign language // Higher school teacher in the 21st century: proceedings of the XX Anniversary International Scientific and Practical Conference. Rostov on/D: Rost. state University of Transport, 2023. P. 117-122.

14. Head Ph., Shudo H. Student and Teacher Views on English Language Speech Contests in Japan // Mask & Gavel. 2018. Vol. 6. P. 5-29. DOI: 10.37546/JALTSIG.PIE6.1-1.

15. Strevents P. Interaction outside classroom: Using the community. In Wilga M Rivers (ed.) // Interactive Language Teaching. New York: Cambridge University Press. 1987. P. 170-176. DOI: 10.5785/4-1-466.

16. Venema J. Judging speech contests: Rating scales and common sense [Electronic resuors] // Mask & Gavel. 2013. No. 2(1). P. 25-30. Access mode: https://jaltpiesig.org/wp-content/ uploads/2021/10/MG-Volume-21 .pdf

17. An Online English Speech Contest: What, How, & Who / Bussinguer-Khavari V. [et al.] // Mask & Gavel. 2015. No. 4(1). DOI: 10.37546/JALTSIG.PIE4.1-3

18. Bachman L., Palmer A. Language assessment in practice. New York: Oxford University Press, 2010.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests

Информация об авторах Information about the authors

Альвина НиколаевнаКолесниченко, кан- Alvina N. Kolesnichenko, PhD (Philology),

дидат филологических наук, доцент кафедры Associate Pro fessor, Department of Foreign

«Иностранных языков» Languages

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация e-mail: Kolesnichenkoa@mail. ru тел.: +7(904)4466018

Оксана Борисовна Симонова, кандидат философских наук, доцент кафедры «Иностранных языков»

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация e-mail: simnvoks@mail.ru тел.: + 7(938)1371277

Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, the Russian Federation

e-mail: kolesnichenkoa@mail. ru tel.: +7 (904)4466018 ~

Oksana B. Simonova, PhD (Philosophy), Associate Pro fessor, Department of Foreign Tanguages, Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, the Russian Federation e-mail: simnvoks@mail. ru tel.: +7 (938)1371277

Поступила в редакцию 16.06.2024 Поступила после доработки 29.06.2024 Принята к публикации 29.06.2024 Received 16.06.2024 Revised 29.06.2024 Accepted 29.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.