Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОЛИМПИАДЫ СРЕДИ МАГИСТРАНТОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОЛИМПИАДЫ СРЕДИ МАГИСТРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОНИТОРИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

Введение. Проведение олимпиад по иностранному языку является одним из инструментов мониторинга образовательного процесса при обучении иностранному языку в университете. На этапе обучения в магистратуре несомненную важность представляет собой выявление студентов, владеющих иностранным языком на высоком уровне, поскольку следующим уровнем обучения является аспирантура, где дисциплина «иностранный язык» является обязательной. В современном глобальном мире выпускники магистратуры, свободно владеющие иностранным языком, могут применять свои профессиональные компетенции в любой точке мира. Целью данной работы является представление мультимедийной тестирующей системы English Olympiad - 2021 для проведения языковых олимпиад среди магистрантов неязыковых профилей на основе электронной образовательной площадки MOODLE с целью мониторинга образовательного процесса университета при обучении иностранному языку. Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данной тестирующей системы основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура мультимедийной тестирующей системы English Olympiad - 2021 включает в себя информационно-методический модуль, практико-ориентированный модуль, практический подмодуль, подмодуль мониторинга и подмодуль редактирования. Анализируются цели; структура; функциональное назначение данной системы; технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики данной тестирующей системы. Тестирующая система позволила выявить недостаточно усвоенные аспекты в изучении английского языка в конкретный период обучения и выработать возможные варианты решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесова Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES FOR CONDUCTING A LANGUAGE OLYMPIAD AMONG GRADUATES

Introduction. Conducting Olympiads in a foreign language is one of the tools for monitoring the educational process when teaching a foreign language at a university. It is undoubtedly important to identify graduates who speak a foreign language at a high level since the next level of education is postgraduate studies, where the discipline Foreign Language is compulsory. In the modern global world graduates of the magistracy being fluent in a foreign language can apply their professional competencies anywhere in the world. The purpose of this work is to present the multimedia testing system English Olympiad - 2021 for conducting language Olympiads among graduates of non-language profiles based on the electronic educational platform MOODLE in order to monitor the educational process of the university when teaching a foreign language. Materials and methods . The development and implementation of this testing system in the educational process is based on theoretical methods of pedagogical research (theoretical analysis of pedagogical sources) and empirical methods of pedagogical research (observation, study of documentation, study of the products of students’ activities, testing, generalization of independent characteristics), as well as on data processing methods. Research results, discussion . The modular structure of the English Olympiad - 2021 multimedia testing system includes an information and methodological module, a practice-oriented module, a practical submodule, a monitoring submodule and an editing submodule. Goals, structure, functional purpose of this system, technical, didactic, methodological, psychological and pedagogical characteristics of this testing system are analyzed. The testing system made it possible to identify insufficiently mastered aspects of learning English in a specific period of study and to develop possible solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОЛИМПИАДЫ СРЕДИ МАГИСТРАНТОВ»

УДК 378.881:004.9

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-3-283-289

Применение новых информационных технологий

для проведения языковой олимпиады среди магистрантов

Т. В. Колесова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Проведение олимпиад по иностранному языку является одним из инструментов мониторинга образовательного процесса при обучении иностранному языку в университете. На этапе обучения в магистратуре несомненную важность представляет собой выявление студентов, владеющих иностранным языком на высоком уровне, поскольку следующим уровнем обучения является аспирантура, где дисциплина «иностранный язык» является обязательной. В современном глобальном мире выпускники магистратуры, свободно владеющие иностранным языком, могут применять свои профессиональные компетенции в любой точке мира. Целью данной работы является представление мультимедийной тестирующей системы English Olympiad - 2021 для проведения языковых олимпиад среди магистрантов неязыковых профилей на основе электронной образовательной площадки MOODLE с целью мониторинга образовательного процесса университета при обучении иностранному языку. Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данной тестирующей системы основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура мультимедийной тестирующей системы English Olympiad - 2021 включает в себя информационно-методический модуль, практико-ориентированный модуль, практический подмодуль, подмодуль мониторинга и подмодуль редактирования. Анализируются цели; структура; функциональное назначение данной системы; технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики данной тестирующей системы. Тестирующая система позволила выявить недостаточно усвоенные аспекты в изучении английского языка в конкретный период обучения и выработать возможные варианты решения данной проблемы.

Ключевые слова: олимпиада, иностранный язык, мониторинг, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, модульное обучение

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Колесова Т.В. Применение новых информационных технологий для проведения языковой олимпиады среди магистрантов // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 283-289. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-283-289

Application of new information technologies

for conducting a language Olympiad among graduates

T. V. Kolesova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. Conducting Olympiads in a foreign language is one of the tools for monitoring the educational process when teaching a foreign language at a university. It is undoubtedly important to identify graduates who speak a foreign language at a high level since the next level of education is postgraduate studies, where the discipline Foreign Language is compulsory. In the modern global world graduates of the magistracy being fluent in a foreign language can apply their professional competencies anywhere in the world. The purpose of this work is to present the multimedia testing system English Olympiad - 2021 for conducting language Olympiads among graduates of non-language profiles based on the electronic educational platform MOODLE in order to monitor the educational process of the university when teaching a foreign language. Materials and methods. The development and implementation of this testing system in the educational process is based on theoretical methods of pedagogical research (theoretical analysis of pedagogical sources) and empirical methods of pedagogical research (observation,

study of documentation, study of the products of students' activities, testing, generalization of independent characteristics), as well as on data processing methods. Research results, discussion. The modular structure of the English Olympiad - 2021 multimedia testing system includes an information and methodological module, a practice-oriented module, a practical submodule, a monitoring submodule and an editing submodule. Goals, structure, functional purpose of this system, technical, didactic, methodological, psychological and pedagogical characteristics of this testing system are analyzed. The testing system made it possible to identify insufficiently mastered aspects of learning English in a specific period of study and to develop possible solutions to this problem.

Keywords: Olympiad, foreign language, monitoring, information technologies, telecommunication technologies, modular training

The author declares no conflict of interests.

For citation: Kolesova T.V. Application of new information technologies for conducting a language Olympiad among graduates. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 3, pp. 283-289. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-283-289

Проведение языковых олимпиад на уровне магистратуры нацелено в основном на мониторинг образовательного процесса, объектами которого является развитие личности обучаемых, их учебной и учебно-профессиональной деятельности.

Несомненно, современный вуз активно использует технические, дидактические, методические, психолого-педагогические возможности средств информационных и телекоммуникационных технологий в целях осуществления мониторинга образовательного процесса [1, с. 101; 9 с. 84].

В настоящее время разработкой и применением новых информационных и телекоммуникационных технологий при обучении иностранному языку магистрантов в вузе занимаются многие отечественные исследователи (Т.А. Балашова, Е.В. Демина, Н.Е. Есенина, Г.А. Кузнецова, Г.Н. Петухова, Л.А. Тамбиева, Е.В. Тимофеева и другие) [2; 4; 5; 10; 11; 12; 13].

Сегодня информационные и телекоммуникационные технологии стали интегративной частью образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Мультимедиатехно-логии, в частности, предоставляют возможность использовать учебную информацию в различных информационных формах (аудио, видео, текст, графика и т.д.), что как нельзя лучше подходит для изучения иностранного языка. Такие зарубежные исследователи, как Дж. Брунер, Н. Гарднер, М. Леви, Д. Ньюман, Б. Робинсон, П. Скримшоу, С. Фортескью, Дж. Хиггинс и др., убеждены в том, что мультимедиатехнологии действительно интенсифицируют и оптимизируют учебный процесс в образовательном пространстве высшей

школы [8]. Мультимедийные технологии способствуют комплексному оцениванию качества знаний студентов [6, с. 155; 7, с. 159].

Олимпиада по английскому языку на уровне магистратуры преследует следующие цели:

— выявление студентов, владеющих английским языком на более высоком уровне, с целью создания в дальнейшем условий для поддержки одаренных студентов;

— формирование у студентов потребности изучения английского языка, как в бытовой, так и в профессиональной сфере;

— развитие у студентов здоровой конкуренции при формировании таких волевых качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность;

— развитие общекультурных и профессиональных компетенций [3, с. 140; 14, с. 59].

Олимпиада на знание английского языка среди магистрантов 1—2-х курсов неязыковых направлений подготовки проводится в Марийском государственном университете (г. Йошкар-Ола) с 2018 года по настоящее время. Организация и проведение данной олимпиады на базе электронной образовательной платформы MOODLE имеет также свои преимущества для педагогов-разработчиков, поскольку она не требует дополнительной помощи ГГ-специалистов; возможно без затруднений вносить изменения в систему; система обеспечивает мгновенный анализ результатов, ранжируя их по баллам и времени выполнения заданий олимпиады и так далее. В олимпиаде традиционно принимают участие магистранты различных профилей обучения (гуманитарный

профиль, естественно-научный профиль и технический профиль).

В основе разработки и внедрении в учебный процесс данной тестирующей системы мы полагаемся на методы педагогического исследования: методы теоретического исследования (изучение литературных источников, теоретический анализ); методы эмпирического исследования (педагогическое тестирование, изучение документации (ФГОС ВО, рабочие программы дисциплин), изучение продуктов деятельности обучаемых, обобщение независимых характеристик; методы обработки данных (методы установления количественных зависимостей, методы статистического выявления связей).

Олимпиада на знание английского языка среди магистрантов 1-2-х курсов неязыковых профилей имеет свои дидактические, методические, психолого-педагогические и технические характеристики. Рассмотрим данные характеристики.

Дидактические характеристики заключаются в создании обучающей среды обеспечивающей реализацию таких принципов обучения, как принцип наглядности обучения (текстовая, аудиовидео-наглядность; обеспечение интерактивности обучения); принцип преемственности (материал связывается с пройденным, новая информация преподносится в знакомом контексте); принцип контроля и прочности обучения (непосредственная оценка знаний); принцип дифференцированного обучения (работа в индивидуальном временном режиме, возможность выбора последовательности выполнения заданий).

Методические характеристики заключаются в наличии методических указаний для выполнения заданий; осуществлении комплексной проверки владения различными видами речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и сторонами речи (лексика, грамматика). Тестирующая система имеет модульную структуру. Более подробное описание модулей и подмодулей данной системы представлено ниже.

Психолого -педагогические характеристики включают в себя возможность выявления молодых талантов (задания разработаны на уровнях upper-intermediate - advanced); создание условий для интеллектуального развития студентов; развитие у студентов определенных положительных качеств личности (воля к победе, самостоятельность, дисциплинированность, креативность, мотивация к обучению); развитие общекультурных и профессиональных компетенций.

Технические характеристики системы заключаются в том, что она разработана на основе популярной электронной образовательной платформы MOODLE, которая предоставляет доступ к выполнению заданий олимпиады из любой точки мира с доступом в Интернет. Кроме того, отметим также такие технические возможности системы, как реализация дружественного интерфейса, возможность редактирования и детального анализа выполнения заданий олимпиады.

В соответствии с функциональным назначением олимпиада на знание английского языка среди магистрантов 1-2-х курсов неязыковых профилей имеет следующую структуру (рис. 1):

Информационно-методический модуль

Практический подмодуль

Практико-ориентированный модуль

Подмодуль мониторинга

Подмодуль редактирования

Рис. 1. Модульная структура тестирующей системы English Olympiad - 2021 / Fig. 1. Modular structure of the "English Olympiad - 2021" testing system

1) информационно-методический модуль (описание цели и задач олимпиады, информация о требованиях к выполнению заданий олимпиады (баллы, время выполнения), информация о разработчиках, источники литературы; регистрация участников олимпиады в соответствии с их профилем обучения, методические рекомендации по выполнению заданий олимпиады);

2) практико-ориентированный модуль (включает в себя следующие 3 подмодуля: практический подмодуль, подмодуль мониторинга и подмодуль редактирования);

3) практический подмодуль, состоящий из заданий открытого и закрытого типов, заданий на сопоставление в каждом профиле обучения (гуманитарный, естественно-научный и технический) в разделах «Аудирование», «Чтение», «Грамматика», «Лексика», «Словообразование» и «Говорение»;

4) подмодуль мониторинга (общая и детальная статистика результатов выполнения заданий олимпиады);

5) подмодуль редактирования (возможность внесения изменений в олимпиадные задания).

В олимпиаде на знание английского языка среди магистрантов 1—2-х курсов неязыковых профилей, которая проводилась в марте 2021 года, приняли участие 366 магистрантов. Поскольку распределение по профилям было практически в равном количестве: гуманитарный профиль - 116 студентов, естественнонаучный - 123 студента, технический - 127 студентов, сравнение результатов не вызвало значительных затруднений.

Приведем статистику результатов по профилям. Отметим, что максимально возможный балл за все задания олимпиады составил 100 баллов. В результате средний балл за выполнение всех заданий олимпиады составил: гуманитарный профиль - 65 баллов, естественно-научный - 72 балла, технический - 85 баллов. Детально анализируя результаты в зависимости от раздела («Аудирование», «Чтение», «Грамматика», «Лексика», «Словообразование» и «Говорение»), следует отметить, что наибольшую трудность вызвали задания на лексику (рис. 2), наименьшую -по грамматике (рис. 3).

Question 37

Partially е erf ее Mark 4 our of 5

Y

О Edit

LEXIS

Choose the synonym to the underlined word or phrase.

THE WORKPLACE

The workplace is changing. Gone is the traditional office and gone too are the traditional office hours. We are no longer tied to a desk from 9.00 a.m. until 5.00 pm with some * x a coji&lfi of coffee breaks and an hour for lunch. Technology has changed - V revolutionised our workir -

ncorrect

•today is related to where we do our work. The daily go ; commute to

Incorrect

One of the greatest chang The correct answer is: two Mark 0 out of 2

and from the office will sc_ iany of us. Technology allows us to work wherever we wish depending on *

V because of the increased ability to communicate via the Internet and send our work round the world in seconds. More and more people benefit from *■ ^ are taking advantage of this freedom and working from home-

One important * V significant effect of this trend is that people are having to develop their self-discipline and time management skills. And perhaps the greatest danger is that the emplyees * s? workforce will become increasingly isolated, and some people will see no one from one day to the next. From a practical point of view, however, the way we organise our days is becoming more flexible and companies can cut office expenditure. Only time will tell whether the advantages * V benefits of working from home make it worthwhile or not.

Рис. 2. Задание в разделе Лексика (гуманитарный профиль) / Fig. 2. The task in the Vocabulary section (humanitarian profile)

Рис. 3. Задание в разделе «Грамматика» (технический профиль) / Fig. 3. The task in the "Grammar" section (technical profile)

На рисунках 2 и 3 отражены результаты выполнения заданий олимпиады магистрантов из профиля преподавателя. Причем, отметим, что разделы «Грамматика» и «Говорение» являются универсальными в данной олимпиаде, то есть они одинаковые во всех профилях. Средний балл за выполнение заданий олимпиады на лексику составил: гуманитарный профиль - 39 баллов, естественно-научный - 42 балла, технический -54 балла. Средний балл за выполнение заданий олимпиады по грамматике составил: гуманитарный профиль - 69 баллов, естественнонаучный - 77 баллов, технический - 88 баллов.

По результатам олимпиады были сделаны выводы:

1) внести изменения в рабочие программы магистратуры, нацеленные на улучшение знаний студентов по такому аспекту языка, как лексика (обогащение словаря студентов синонимами и антонимами, фразовыми глаголами, многокомпонентными словосочетаниями и тому подобное);

2) усилить текущий контроль знаний студентов по такому аспекту языка, как лексика, как во время занятий, так и в ходе самостоятельной работы;

3) придать учебному процессу более интегра-тивную направленность (интегрировать обуче-

ние лексике и грамматике; при изучении определенной лексики погружать магистрантов в более обширное разнообразие ситуаций профессиональной направленности).

В заключение приведем некоторые факторы целесообразности использования информационных и телекоммуникационных технологий для проведения олимпиады по иностранному языку среди магистрантов. Во-первых, это позволяет идти в ногу со временем, поскольку разработка и реализация информационных и телекоммуникационных технологий в процессе преподавания и изучения иностранного языка в современном вузе способствуют формированию и совершенствованию информационной компетенции студентов и преподавателей. Во-вторых, как показывает анализ дидактических, методических, психолого-педагогических и технических характеристик данной системы тестирования, данная система достаточно интегративно включается в образовательное пространство университета. В-третьих, олимпиада по иностранному языку на основе электронной образовательной площадки MOODLE позволяет осуществлять качественный мониторинг образовательной деятельности магистрантов.

1. Агаева Ю.С., Бирюкова Н.А. и др. Инновационные технологии в обучении иностранному языку в университете: коллективная монография / под ред. Бирюкова Н.А., Колесова Т.В. Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола; 2014. С. 101. URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/publications/docs/innov-tekh1.pdf (дата обращения: 09.07.2021).

2. Балашова Т.А. Организация самостоятельной работы по деловому английскому языку в магистратуре // ТРУДЫ СПБГИК. 2014. Том 202. С. 173-183. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-po-delovomu-angliyskomu-yazyku-v-magistrature (дата обращения: 06.07.2021).

3. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. № 4. С. 136-144.

4. Демина Е.В. Информационная интерактивная среда как ресурс подготовки преподавателей вузов к исследовательской деятельности в системе магистратуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 96-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-interaktivnaya-sreda-kak-resurs-podgotovki-prepodavateley-vuzov-k-issledova telskoy-deyatelnosti-v-sisteme (дата обращения: 04.07.2021).

5. Есенина Н.Е. Комплексная реализация лингводидактических возможностей средств информационных и коммуникационных технологий в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку // Научный диалог. 2013. № 8 (20). С. 75-86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-realizatsiya-lingvodidakticheskih-vozmozhnostey-sredstv-infor matsionnyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii (дата обращения: 25.07.2021).

6. Колесова Т.В., Виноградов В.О. Организация языковой олимпиады в университете средствами ИКТ // Материалы V Региональной научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2018. С. 154-160.

7. Колесова Т.В. Использование дидактических возможностей электронной образовательной платформы MOODLE при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Материалы IV Региональной научно-практической конференции / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2017. С. 158-163.

8. Колесова Т.В. Организация олимпиады по английскому языку в вузе с помощью мультимедиа технологий // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7445 (дата обращения: 26.07.2021).

9. Коляго А.Л. Использование интернет-технологий при обучении иностранному языку в вузе // Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории к практике / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2019. С. 84-89. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 23.07.2021).

10. Кузнецова Г.А. Оптимизация процесса обучения иностранному языку в гуманитарном вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 3 (802). С. 64-71. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/optimizatsiya-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-gumanitamom-vuze (дата обращения: 19.07.2021).

11. Петухова Г.Н. Особенности обучения профессионально-ориентированной лексике в магистратуре // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 5-8 (74). С. 46-47. URL: https://cyberleninka.ruarticle/n/osobennosti-obucheniya-professionalno-orientirovannoy-leksike-v-magistrature (дата обращения: 17.07.2021).

12. Тамбиева Л.А. Организация самостоятельной работы магистрантов при изучении делового иностранного языка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 2 (178). С.68-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-magistrantov-pri-izuchenii-delovogo-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 20.07.2021).

13. Тимофеева Е.В., Виноградова Ю.Б. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов средствами ИКТ // МНКО. 2014. № 5 (48). С. 96-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/naktivizatsiya-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-sredstvami-ikt (дата обращения: 18.07.2021).

14. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

Статья поступила в редакцию 02.08.2021 г.; одобрена после рецензирования 23.08.2021 г.; принята к публикации 29.08.2021 г.

Об авторе

Колесова Татьяна Валерьевна

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6951-8252,

tatcos@yandex. ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Agaeva Yu.S., Biryukova N.A. et al. Innovatsionnye tekhnologii v obuchenii inostrannomu yazyku v universitete [Innovative technologies in teaching a foreign language at the university: collective monograph]. Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2014, p. 101. Available at: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/publications/docs/innov-tekh1.pdf (accessed 09.07.2021). (In Russ.).

2. Balashova T.A. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty po delovomu angliiskomu yazyku v magistrature [Planning independent study of Master's Degree students in Business English acquisition]. Trudy SPbGIK = Woks of SPbSIC, 2014, vol. 202, pp. 173-183. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-po-delovomu-angliyskomu-yazyku-v-magistrature (accessed 06.07.2021). (In Russ.).

3. Dakhin A.N. Kompetentsiya i kompetentnost': skol'ko ikh u rossiiskogo shkol'nika [Competence and competence: how many of them does a Russian schoolchild have]. Narodnoe obrazovanie = Public Education, 2004, no. 4, pp. 136-144. (In Russ.).

4. Demina E.V. Informatsionnaya interaktivnaya sreda kak resurs podgotovki prepodavatelei vuzov k issledovatel'skoi deyatel'nosti v sisteme magistratury [Information interactive environment as resource of teachers training of higher education to research activity in system of the magistracy]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, 2015, no. 1 (17), pp. 96-100. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-interaktivnaya-sreda-kak-resurs-podgotovki-prepodavateley-vuzov-k-issledovatelskoy-deyatelnosti-v-sisteme (accessed 04.07.2021). (In Russ.).

5. Esenina N.E. Kompleksnaya realizatsiya lingvodidakticheskikh vozmozhnostei sredstv informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologii v obuchenii professional'no-orientirovannomu inostrannomu yazyku [Complex realization of information and communication technology tools' linguodidactic potential in profession-oriented foreign language training]. Nauchnyi dialog = Scientific Dialogue, 2013, no. 8 (20), pp. 75-86. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-realizatsiya-lingvodidakticheskih-vozmozhnostey-sredstv-informatsionnyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii (accessed 25.07.2021). (In Russ.).

6. Kolesova T.V., Vinogradov V.O. Organizatsiya yazykovoi olimpiady v universitete sredstvami IKT [Organization of a language olympiad at the university by means of ICT]. Materialy V Regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Materials of the V Regional Scientific and Practical Conference, Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2018, pp. 154-160. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kolesova T.V. Ispol'zovanie didakticheskikh vozmozhnostei elektronnoi obrazovatel'noi platformy MOODLE pri obuchenii inostrannomu yazyku studentov neyazykovykh spetsial'nostei [Using the didactic capabilities of the electronic educational platform MOODLE when teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties]. Materialy IV Regional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii = Materials of the IV Regional Scientific and Practical Conference, Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2017, pp. 158-163. (In Russ.).

8. Kolesova T.V Organizatsiya olimpiady po angliiskomu yazyku v vuze s pomoshch'yu multimedia tekhnologii [Organization of English language Olympiad in the university by means of multimedia technologies]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya =

Modem Problems of Science and Education, 2012, no. 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7445 (accessed 26.07.2021). Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7445 (accessed 26.07.2021). (In Russ.).

9. Kolyago A.L. Ispol'zovanie Internet-tekhnologii pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze [The use of Internet technologies in teaching a foreign language at a university]. Innovatsionnye tekhnologii v prepodavanii inostrannykh yazykov: ot teorii k prak-tike = Innovative technologies in teaching foreign languages: from theory to practice, Yoshkar-Ola, MarSU Publ., 2019, pp. 84-89. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-tehnicheskom-vuze (accessed 23.07.2021). (In Russ.).

10. Kuznetsova G.A. Optimizatsiya protsessa obucheniya inostrannomu yazyku v gumanitarnom vuze [Optimization of the process of foreign language learning in a humanitarian university]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universi-teta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki = Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Pedagogical Studies, 2018, no. 3 (802), pp. 64-71. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-protsessa-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-gumanitarnom-vuze (accessed 19.07.2021). (In Russ.).

11. Petukhova G.N. Osobennosti obucheniya professional'no-orientirovannoi leksike v magistrature [Features of teaching vocationally-oriented vocabulary in the magistracy]. Evraziiskii Soyuz Uchenykh = Eurasian Union of Scientists, 2020, no. 5-8 (74), pp. 46-47. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-professionalno-orientirovannoy-leksike-v-magistrature (accessed 17.07.2021). (In Russ.).

12. Tambieva L.A. Organizatsiya samostoyatel'noi raboty magistrantov pri izuchenii delovogo inostrannogo yazyka [The organization of independent work of undergraduates when studying the business foreign language]. VestnikAdygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya = Bulletin of the Adyghe State University. Series "Pedagogy and Psychology", 2016, no. 2 (178), pp. 68-74. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-magistrantov-pri-izuchenii-delovogo-inostrannogo-yazyka (accessed 20.07.2021). (In Russ.).

13. Timofeeva E.V., Vinogradova Yu.B. Aktivizatsiya uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti studentov sredstvami IKT [Activation of students' educational-cognitive activity with information and communications technologies]. MNKO = The World of Science, Culture and Education, 2014, no. 5 (48), pp. 96-98. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnosti-studentov-sredstvami-ikt (accessed 18.07.2021). (In Russ.).

14. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno orientirovannogo obrazovaniya [Key competencies as a component of student-centered education]. Narodnoe obrazovanie = Public Education, 2003, no. 2, pp. 58-64. (In Russ.).

The article was submitted 02.08.2021; approved after reviewing 23.08.2021; accepted for publication 29.08.2021.

About the author Tatyana V. Kolesova

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6951-8252, tatcos@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.