Научная статья на тему 'Роль внеаудиторных интеллектуально-творческих вузовских мероприятий в профессиональной подготовке студентов-химиков: анализ эмпирического исследования'

Роль внеаудиторных интеллектуально-творческих вузовских мероприятий в профессиональной подготовке студентов-химиков: анализ эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеаудиторные интеллектуально-творческие мероприятия в вузе / предметные студенческие олимпиады / иностранный язык для специальных целей / студенты химических направлений подготовки / высшее образование / extracurricular intellectual and creative events at university / subject student Olympiads / foreign language for special purposes / students of chemical specialties / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Надежда Андреевна, Гладчук Екатерина Александровна

Обсуждается потенциал внеаудиторных интеллектуально-творческих мероприятий для профессиональной подготовки в вузе. Авторы подчеркивают важность творческих и интеллектуальных конкурсов, студенческих конференций, предметных олимпиад, спроектированных как логичное продолжение аудиторной работы, проводимой в рамках образовательных программ дисциплин, для успешного формирования профессионально значимых компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Рассматриваются перспективы предметных студенческих олимпиад для выявления и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала одаренных студентов, а также проблемы современного олимпиадного движения. На примере ежегодной олимпиады по английскому языку для студентов-химиков, проводимой на базе РТУ МИРЭА, анализируется опыт проектирования и проведения интеллектуального соревнования в техническом университете. Делается акцент на важности профессионально значимого контента, системности в подборе заданий, междисциплинарного подхода при разработке и оценивании заданий олимпиады. Приводятся обобщенные данные проведенного по результатам олимпиады анонимного анкетирования, продемонстрировавшего заинтересованность обучающихся в олимпиадных соревнованиях. Студенты отметили участие в олимпиаде как важный опыт, который способствовал росту мотивации к профессиональному и личностному развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Надежда Андреевна, Гладчук Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EXTRACURRICULAR INTELLECTUAL AND CREATIVE EVENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF CHEMICAL SPECIALTIES: AN ANALYSIS OF AN EMPIRICAL STUDY

The given article discusses the potential of extracurricular intellectual and creative events for professional training at universities. To form professionally significant competences provided by the Federal State Educational Standard of Higher Education, the importance of creative and intellectual competitions, student conferences, olympiads designed to be a logical continuation of classroom work carried out within the framework of educational programs of disciplines is highlighted. The prospects of subject student Olympiads for revealing the intellectual and creative potential of students as well as the problems of the modern olympiad movement are considered. On the example of the annual English Olympiad for the students of chemical specialties held on the basis of RTU MIREA, the experience of designing and conducting an intellectual competition at a technical university is analyzed. Special emphasis is placed on the importance of professionally significant content, consistency in creating tasks, an interdisciplinary approach in the development and assessment of the tasks. An anonymous survey conducted on the basis of the results of the Olympiad demonstrated the interest of students in Olympiads. Students evaluated the participation in the Olympiad as an important experience that contributed to the growth of motivation for professional and personal development.

Текст научной работы на тему «Роль внеаудиторных интеллектуально-творческих вузовских мероприятий в профессиональной подготовке студентов-химиков: анализ эмпирического исследования»

Роль внеаудиторных интеллектуально-творческих вузовских мероприятий в профессиональной подготовке студентов-химиков: анализ эмпирического исследования

Миронова Надежда Андреевна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: [email protected]

Гладчук Екатерина Александровна,

старший преподаватель, кафедра иностранных языков, МИРЭА - Российский технологический университет E-mail: [email protected]

Обсуждается потенциал внеаудиторных интеллектуально-творческих мероприятий для профессиональной подготовки в вузе. Авторы подчеркивают важность творческих и интеллектуальных конкурсов, студенческих конференций, предметных олимпиад, спроектированных как логичное продолжение аудиторной работы, проводимой в рамках образовательных программ дисциплин, для успешного формирования профессионально значимых компетенций, предусмотренных ФГОС ВО. Рассматриваются перспективы предметных студенческих олимпиад для выявления и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала одаренных студентов, а также проблемы современного олимпиадного движения. На примере ежегодной олимпиады по английскому языку для студентов-химиков, проводимой на базе РТУ МИРЭА, анализируется опыт проектирования и проведения интеллектуального соревнования в техническом университете. Делается акцент на важности профессионально значимого контента, системности в подборе заданий, междисциплинарного подхода при разработке и оценивании заданий олимпиады. Приводятся обобщенные данные проведенного по результатам олимпиады анонимного анкетирования, продемонстрировавшего заинтересованность обучающихся в олимпиадных соревнованиях. Студенты отметили участие в олимпиаде как важный опыт, который способствовал росту мотивации к профессиональному и личностному развитию.

Ключевые слова: внеаудиторные интеллектуально-творческие мероприятия в вузе, предметные студенческие олимпиады, иностранный язык для специальных целей, студенты химических направлений подготовки, высшее образование.

В последнее десятилетие мы являемся свидетелями коренной перестройки системы высшего профессионального образования в России. Эти изменения обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития страны и мира в целом. Происходит смена образовательной парадигмы. Концепция образования на всю жизнь сменяется идеей об образовании в течение всей жизни. В новых реалиях особый акцент делается на необходимости индивидуальной образовательной траектории студента, взращивании специалиста, способного решать нетривиальные задачи как в профессиональной сфере, так и в более широком культурном поле, на стыке дисциплин, умеющему применять знания как в знакомой, так и совершенно новой ситуации [1]. Особую значимость для будущего конкурентоспособного специалиста приобретают метапредметные навыки, связанные с цифровой грамотностью и способностью критического осмысления информации, гибкостью, нацеленностью на получение новых знаний, умению работать в команде и брать ответственность за принятие решений.

Очевидно, что решить указанные выше задачи невозможно, ограничивая образовательный процесс только рамками аудиторных занятий. Авторам представляется целесообразным проектирование такого образовательного процесса в высшем учебном заведении, при котором особое внимание уделяется внеаудиторной деятельности. Под внеаудиторной деятельностью мы в первую очередь понимаем разнообразные творческие и интеллектуальные конкурсы, студенческие конференции, предметные олимпиады, являющиеся логичным продолжением и расширением аудиторной работы, проводимой в рамках образовательных программ, предусмотренных ФГОС ВО. Разнообразные виды деятельности играют важное значение для реализации потенциальных возможностей и способностей каждого студента [2].

Следует отметить, что по мнению ряда исследователей наиболее популярной формой внеаудиторной деятельности в российских вузах в настоящее время являются предметные студенческие олимпиады [3]. Наряду с другими творческими интеллектуальными конкурсами, предметные олимпиады нацелены на работу с талантливой молодежью среди студенчества, позволяют выявить и реализовать творческий потенциал одаренных студентов, повысить их мотивацию к овладению профессионально-значимыми компетенциями [4].

Помимо одаренных студентов безусловным бенефициаром активной олимпиадной деятельности

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

является вуз, заинтересованный в формировании своего кадрового потенциала из талантливой, инициативной молодежи. Гоник И.Л. и соавторы указывают, что творческие конкурсы являются одним из инструментов, позволяющих студентам "активно включиться в исследовательскую и преподавательскую среду, развиваться самим и способствовать развитию университета" [5, с. 121]. Немаловажным фактором является имиджевая составляющая университета в информационном пространстве. Мероприятия, направленные на выявление и поддержку талантливой молодежи, такие как проведение вузовских предметных олимпиад, участие команд университета во всероссийских студенческих олимпиадах и занятие ими призовых мест, демонстрируют нацеленность вуза на достижения и повышают его привлекательность в глазах абитуриентов.

Олимпиадное движение в России имеет глубокие корни. У его истоков стояли крупные ученые-просветители. Философией предметной олимпиады была свобода в раскрытии интеллектуального, творческого потенциала участников, приобщения их к научному сообществу. Однако, в наши дни наука и творчество зачастую вытесняются идеологий "спортивного" соревнования [6]. Задания носят формализованный характер. В жюри олимпиад зачастую не приглашаются профессионалы-предметники. Организаторы, "функционеры" от олимпиадного движения, используют технологии натаскивания на результат, ставят во главу угла соответствие формальным требованиям и критериям. Тем самым выхолащивается ключевая идея олимпиадного движения - развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов и как следствие культурно-экономического потенциала страны.

В данной статье мы хотели бы поделиться анализом опыта организации студенческой олимпиады по английскому языку для студентов-химиков, которая ежегодно проводится в МИРЭА - Российском Технологическом Университете на базе Института Тонких Химических Технологий им. М.В. Ломоносова. Целевой аудиторией олимпиады являются студенты-бакалавры химических направлений подготовки. В 2022 году олимпиада впервые носила открытый характер: наряду со студентами РТУ МИРЭА в ней приняли участие студенты МГУ им. М.В. Ломоносова и РХТУ им. Д.И. Менделеева.

Концепт и система заданий олимпиады разрабатываются исходя из профессиональных интересов наших студентов. Следует отметить, что образовательная рабочая программа по иностранному языку для студентов химических направлений подготовки предусматривает изучение английского языка для профессиональных целей. Поэтому задания олимпиады, безусловно рассчитанные ° на инициативных, одаренных студентов, попада-" ют в подготовленную почву. Наряду с преподава-^ телями кафедры иностранных языков к членству ^ в жюри привлекаются ученые - представители Ц выпускающих химических кафедр. Исходя из на-

полнения и принципов оценивания конкурсных заданий, можно утверждать, что олимпиада носит межпредметный характер.

Тема олимпиады в 2022 году была обозначена как "True/Fake Science". Задачей, которую ставили перед собой организаторы, было предъявить студентам проблему: как отличить истинное научное открытие от "фэйка". Участники должны были приобрести знания по поставленной проблеме, научиться критически отбирать и осмысливать информацию, в том числе используя глобальную сеть интернет, работать в команде, формулировать и доходчиво доносить свои аргументы до жюри, применяя знания по предметам естественно-научного цикла на английском языке. Поскольку тема олимпиады была объявлена заранее, участники могли познакомиться с проблемой, используя цифровые технологии, методом поиска, отбора и анализа информации в глобальной сети интернет.

Олимпиада традиционно проводилась в два этапа: письменный и устный. Был проанализирован опыт предыдущих соревнований для выявления наиболее сложных аспектов и тех, которые не вызывали проблем у студентов. При подборе заданий мы придерживались принципа системности, последовательно предлагая участникам задания, каждое из которых могло бы не только расширить кругозор, но и дать ключ для выполнения последующих заданий. Также важно было подобрать задания на все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и устную речь. В рамках данной статьи авторы фокусируют внимание на принципе отбора заданий олимпиады, их описании, а также анализе роли заданий как средства развития творческих способностей и критического мышления студентов.

Задание по работе с видеофрагментом

Для того, чтобы погрузить конкурсантов в тему олимпиады, а также дать им возможность познакомиться с лексикой, связанной с ложными фактами в науке, в качестве первого задания был предложен видеоролик. Необходимость предоставить студентам не только интересный фактический материал, но и проверить их навыки аудирования обязывала подобрать соответствующий видеофрагмент. Задание на аудирование должно соответствовать трём принципам: принципу коммуникативности, принципу использования аутентичных материалов, а также принципу интеграции [7, с. 145]. Опираясь на данные принципы, а также на тему олимпиады и специфику участников, студентов химических направлений подготовки, в качестве основы для задания мы использовали фрагмент видеоролика "Oganesson - Periodic Table of Videos" [8], в котором спикер-носитель английского языка знакомит слушателей с новыми элементами Периодической системы элементов и рассказывает о случаях обмана и фальсификации в науке. Отдельно хочется отметить выбор материала для задания. Важно было уйти от формальных заданий, универсальных

для студентов всех направлений подготовки и предложить участникам проблемы, представляющие ценность для них как для будущих специалистов в области химии, соответствующие их профессиональным интересам и активизирующие их научный и творческий потенциал. Именно поэтому за основу был взят видеопроект, реализуемый бывшим журналистом BBC Брэди Хараном при участии учёных-химиков, профессоров Университетов Ноттингема и Манчестера [9].

Задание на аудирование было предложено студентам в качестве вводного, и нам важно было познакомить участников олимпиады не только с заявленной темой, но и со специфической лексикой, используемой при описании фальсификации, обмана и предоставления ложной информации, а также проверить их навыки аудирования. Выбранный формат послепросмотрового задания также должен был способствовать погружению участников в тему олимпиады "True/Fake Science". Студенты должны были выявить "истинный" факт из ряда предложенных. При этом варианты ответов были подобраны таким образом, чтобы часть ложных утверждений можно было отбросить как используя информацию из предложенного видеофрагмента, так и используя навыки логического и критического мышления.

Задание по работе с чтением

В качестве второго задания олимпиады участникам был предложен текст, состоящий из вводной части и шести отдельных параграфов, рассказывающих о различных научных фактах. В данном задании также важно было придерживаться принципа междис-циплинарности и научности. Текст задания являлся компиляцией фрагментов статей с англоязычных научно-популярных сайтов, посвященных химии. При составлении задания в часть параграфов намеренно вводилась искаженная информация и слова, несоответствующие стилю научно-популярной статьи, которые могли бы дать студентам подсказку о том, что данный параграф является "фэйком". Участникам было необходимо обнаружить параграфы с ложной информацией и написать слова, фразы или предложения, которые помогли бы понять, что данный фрагмент является "фэйковым".

Для успешного выполнения задания студентам нужно было понять языковой материал, осмыслить содержание текста, оценить факты, приведенные в фрагменте, и критически их проинтерпретировать. Задача понимания языкового материала не вызвала затруднений у большинства участников. Однако, это была всего лишь первая часть. Затем необходимо было выделить в тексте элементы, которые указывали на то, что факт ложный - продемонстрировать уровень умений, связанных с пониманием содержания. Это могли быть как фактические ошибки, так и лексико-грамматические структуры, не соответствующие регистру научно-популярного текста. Приведем для примера следующее предложение:

... bohrium, mendelevium, columbiumandjoliotium gained international récognition as elements named after outstanding scientists: Niels Bohr, Dmitry Mendeleev, Christopher Columbus and Irene Joliot-Curie correspondingly.

В данном отрывке внимательный читатель обратит внимание на названия элементов, а студент-химик заметит, что не все они представлены в Периодической системе, например, "columbium" и "joliotium". Это позволит сделать вывод, что параграф является выдуманным.

Знание регистра, принятого при написании текста научно-популярной статьи, в том числе в онлайн изданиях, также необходимо для выполнения данного задания. Проанализируем предложение из другого параграфа.

The Big Bang Theory perfectly explains how, out of nowhere, ta-daaaam - our universe was created and where space and time came from after this great explosion.

Очевидно, что фразы "out of nowhere, ta-daaaam" характерны для разговорного, в крайнем случае публицистического стиля. Обнаружение фактов, их анализ и правильная интерпретация, знание признаков стиля научно-популярного текста в данном случае являются залогом успешного выполнения задания.

Кроме этого, задание на чтение было направлено на активизацию и применение участниками олимпиады критического мышления. Традиционная система образования устроена таким образом, что обычно учащиеся не сомневаются в сказанной преподавателем или изложенной в учебных пособиях информации. Однако, как уже было сказано выше, свободный доступ к информации стал причиной публикации большого количества ложных или недоказанных фактов в разных областях науки. Следовательно, современному специалисту важно не только обладать знаниями в своей профессиональной области, так называемыми hard skills, но и умением анализировать информацию, проверять её достоверность, критически мыслить, soft skills. Именно поэтому предложенные участникам задания были нацелены не только на восприятие ими фактов, но и на самостоятельный поиск и анализ информации.

Письменное задание

Третьим заданием первого тура олимпиады стало задание на письмо. Участникам было предложено написать советы, как отличить истинный научный факт от ложного. В задании студентов просили проявить креативность при изложении своих идей и уложиться в лимит 70 слов. При оценке работ члены жюри обращали внимание на то, были ли проанализированы и использованы сведения из заданий на аудирование и чтение. Умение осмысливать информацию и применять её в своей дальнейшей работе является одним из основополагающих для современного грамотного специалиста.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Задание по работе с ребусом

В качестве четвёртого задания письменного этапа олимпиады студентам было предложено расшифровать цитату Марии Кюри, в которой большая часть букв была заменена цифрами. Такое несложное завершающее задание носило скорее развлекательно-познавательный характер. Во-первых, у студентов осталось приятное "послевкусие" после первого дня олимпиады в том числе благодаря последнему заданию. А во-вторых, многие участники впервые столкнулись с этим высказыванием великой ученой, обладательницы двух Нобелевских премий в области физики и химии.

Важным аспектом первого этапа олимпиады явилась интеграция заданий: информация о "фэй-ках" в науке, данная в видеоролике, и лексика, которая использовалась для их описания, могли быть использованы для решения задания на чтение и идентификацию параграфов с ложной информацией. Также первые два задания были базой для третьего, письменного задания и являлись гарантом его успешного выполнения. Следует отметить, что интегрированные виды речевой деятельности, предусмотренные коммуникативным подходом, являются наиболее приближенным к жизни форматом, поскольку реальное общение характеризуется мультифункциональностью речевых взаимодействий [10].

Второй тур олимпиады проводился в устном формате. К участию были приглашены 16 студентов, набравших наибольшие баллы за задания первого тура. Студентам предстояло работать в команде из 2 человек, причем состав группы и порядок ее участия в соревновании определялся жеребьевкой непосредственно перед началом тура.

Членами жюри наряду с преподавателями кафедры иностранных языков стали молодые ученые - представители химических кафедр. Введение в состав жюри ученых-химиков, владеющих на высоком уровне английским языком для решения профессиональных задач, позволило углубить межпредметный характер заданий олимпиады, что также нашло отражение в критериях оценивания выступления участников.

В качестве заданий были заготовлены карточки с распространенными псевдонаучными убеждениями, связанными с областями наук о природе - химией, физикой, биологией. Причем, студентам заранее было объявлено, что утверждения на карточках-заданиях являются ложными. После того, как группа вслепую вытягивала карточку, участники должны были обсудить предложенный факт и совместно придумать убедительные аргументы для его опровержения как псевдонаучного. Обсуждение в группе проводилось на английском языке и было ограничено 7 минутами. После дискуссии участники о должны были, обобщив идеи, выработанные в про-Ы цессе обсуждения, выступить с аргументированной речью с целью убедить членов жюри в псевдо-~ научности предложенного утверждения и ответить на провокационные вопросы судей.

Приведем примеры "фэйковых" утверждений, предложенных участникам в качестве задания на устном туре олимпиады.

Gases are not matter, since most of them are invisible

All radioactivity is man-made The Great Wall of China is the only man-made structure visible from space

Clouds are made of cotton wool При подведении итогов устного этапа члены жюри оценивали не только умение участников аргументированно высказываться на английском языке по предложенному вопросу, использовать уместную и интересную лексику и грамматику продвинутого уровня, грамотность речи, но и умение вести дискуссию, работать в команде, использовать знания, полученные в рамках неязыковых, профильных дисциплин, демонстрировать творческий подход, гибкость и способность критического осмысления информации.

По результатам олимпиады проводилось анонимное анкетирование, в котором приняло участие 83% конкурсантов. Исследование показало, что большинство студентов высоко оценили проведенное соревнование и высказали заинтересованность в дальнейшем участии в олимпиадном движении кафедры иностранных языков. Студенты отметили, что олимпиада по английскому языку "True/Fake Science" мотивировала их к совершенствованию в области иностранного языка, а также к получению новых знаний по проблемной теме, связанной с их специальностью. Участники отметили профессионально-значимый контент заданий как важный фактор, вызвавший у них особый интерес. Соревновательный формат олимпиады был также отмечен участниками как стимул к личностному росту.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что внеаудиторные мероприятия в вузе расширяют возможности профессиональной подготовки студентов, способствуют актуализации знаний, полученных в рамках аудиторных занятий по дисциплинам, предусмотренным ФГОС ВО, мотивируют студентов к получению дополнительных знаний по дисциплинам профильного цикла, демонстрируют ценность междисциплинарного подхода в обучении, способствуют раскрытию творческого потенциала студентов. Они вносят вклад в развитие личностных навыков, связанных с универсальными компетенциями, определяемыми ФГОС ВО, а именно, критического мышления, цифровой грамотности, умению работать в команде. Проведение интеллектуально-творческих соревнований, в частности предметных студенческих олимпиад, способствует выявлению и поддержке талантливых студентов и в целом повышает имиджевую привлекательность вуза в информационном пространстве.

Литература

1. Дмитренко Т.А. Современная технология профессиональной подготовки в языковом вузе //

Проблемы современного образования, 2017, № 6, с. 105-113.

2. Вахитова, Г.Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2013, № 1, с. 36-39.

3. Кошкин В.И., Гордеев А.И., Белоцерков-ский А.Е., Каплунов И.А., Мальцева А.А., Пу-стовалова Е.Л. О повышении эффективности всероссийских студенческих олимпиад // Высшее образование в России. 2014, № 11. с. 2530.

4. Миронова Н.А., Повалихина Е.А. Олимпиада по иностранному языку, как способ формирования универсальных компетенций у студентов химических направлений подготовки // Вестник педагогических наук, 2021, № 7, с. 124-129.

5. Гоник, И.Л., Юрова, О.В., Текин, А.В., Фетисов, А.В., Чесноков, О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России, 2015, № 5, с. 119-124.

6. Белов А.Я. Олимпиады: дверь в математику или спорт? // Математическое просвещение. 2011, № 15. С. 182-186.

7. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology / М.: Дрофа, 2005. 256 с.

8. Youtube. Oganesson - Periodic Table of Videos [Электронный ресурс]. URL: https://www.you-tube.com/watch?v=VMv44bIBdQI (дата обращения 07.10.2023)

9. Periodic Videos. The University of Nottingham [Электронный ресурс]. URL: https://periodicvide-os.com/index.htm (дата обращения 07.10.2023)

10. Городецкая Л.А. Интегрированные задания по аудированию и чтению на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2019, № 1, с. 51-61.

THE ROLE OF EXTRACURRICULAR INTELLECTUAL AND CREATIVE EVENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF CHEMICAL SPECIALTIES: AN ANALYSIS OF AN EMPIRICAL STUDY

Mironova N.A., Gladchuk E.A.

MIREA - Russian Technological University

The given article discusses the potential of extracurricular intellectual and creative events for professional training at universities. To form professionally significant competences provided by the Federal State Educational Standard of Higher Education, the importance of creative and intellectual competitions, student conferences, olympiads designed to be a logical continuation of classroom work carried out within the framework of educational programs of disciplines is highlighted. The prospects of subject student Olympiads for revealing the intellectual and creative potential of students as well as the problems of the modern olympiad movement are considered. On the example of the annual English Olympiad for the students of chemical specialties held on the basis of RTU MIREA, the experience of designing and conducting an intellectual competition at a technical university is analyzed. Special emphasis is placed on the importance of professionally significant content, consistency in creating tasks, an interdisciplinary approach in the development and assessment of the tasks. An anonymous survey conducted on the basis of the results of the Olympiad demonstrated the interest of students in Olympiads. Students evaluated the participation in the Olympiad as an important experience that contributed to the growth of motivation for professional and personal development.

Keywords: extracurricular intellectual and creative events at university, subject student Olympiads, foreign language for special purposes, students of chemical specialties, higher education.

References

1. Dmitrenko T.A. Modern technology of professional training in a language university // Problems of modern education, 2017, no 6, pp. 105-113

2. Vakhitova G.H. Subject Olympiads as a way to improve the quality of education of students of pedagogical universities // Pedagogical Review, 2013, no 1, pp. 36-39

3. Koshkin V.I., Gordeev A.I., Belotserkovsky A.E., Kaplunov I.A., Maltseva A.A., Pustovalova E.L. On improving the efficiency of All-Russian Student Olympiads // Higher education in Russia, 2014, no 11, pp. 25-30

4. Mironova N.A., Povalikhina E.A. A foreign language Olympiad as a way to form universal competencies among students of chemical specialties // Bulletin of Pedagogical Sciences, 2021, no 7, pp. 124-129

5. Gonik I.L., Yurova O.V., Tekin A.V., Fetisov A.V., Chesnok-ov O.K. Student Olympiads: problems and prospects // Higher education in Russia, 2015, no 5, pp. 119-124

6. Belov A. Ya. Olympiads: a gateway to mathematics or sport? // Mathematical education, 2011, no 15, pp. 182-186

7. Milrud R.P. English Teaching Methodology. Moscow, Drofa Publ., 2005. 256 p.

8. Youtube. Oganesson - Periodic Table of Videos. URL: https://www.youtube.com/watch?v=VMv44bIBdQI (accessed 07.10.2023)

9. Periodic Videos. The University of Nottingham. URL: https://pe-riodicvideos.com/index.htm (accessed 07.10.2023)

10. Gorodetskaya L.A. Integrated tasks for listening and reading at the regional and final stages of the All-Russian Olympiad for schoolchildren in English // Bulletin of the Moscow University, series 19, Linguistics and Intercultural communication, 2019, no 1, pp. 51-61

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.