Научная статья на тему 'ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ В 1990-2010-Х ГГ'

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ В 1990-2010-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДОШКОЛЬНИКОВ / ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова А.А.

В статье представлен историко-педагогический взгляд автора на проблему организации экологического просвещения детей дошкольного возраста в России на рубеже XX-XXI вв., который может быть учтен при разработке стратегии экологоориентированной педагогической работы в будущем. Автором освещены педагогические источники экологического просвещения дошкольников того периода, к которым отнесены идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка классиков педагогики и результаты научных исследований в области дошкольного природоведения, проведенные в 1960-1980-е гг. На основе метода ретроспективного анализа изучен российский опыт формирования экологической культуры с 1990 по 2018 г.: показано последовательное развитие теории и методики экологического воспитания, научных исследований в сфере экологического просвещения дошкольников и эколого-педагогической подготовки воспитателей. Отдельное внимание уделено освещению вопроса разработки парциальных программ экологической направленности для детских садов. В предлагаемой читателю статье последовательно описан опыт эколого-просветительской работы в дошкольных учреждениях от появления в 1992 г. основополагающей работы С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» и последовавшей научной и практической педагогической активности, выразившейся в появлении большого числа программ, методических пособий и рекомендаций к середине 2000-х гг., до специфики реализации экологического просвещения дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к концу 2010-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF ORGANIZING ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN RUSSIA IN THE 1990S-2010S

The article presents the author’s historical and pedagogical view on the problem of organizing environmental education of preschool children in Russia at the turn of the XX-XXI centuries, which can be taken into account when developing a strategy for environmentally oriented pedagogical work in the future. The author highlights the pedagogical sources of environmental education of preschoolers of that period, which include the ideas about the influence of nature on the comprehensive development of the child of the classics of pedagogy and the results of research in the field of preschool natural science conducted in the 60-80 years of the XX century. Based on the method of retrospective analysis, the Russian experience of the formation of ecological culture from 1990 to 2018 was studied: the consistent development of the theory and methodology of environmental education, academic research in the field of environmental education of preschoolers and ecological and pedagogical training of educators is shown. Special attention is paid to highlighting the issue of developing partial environmental programs for kindergartens. The author consistently describes the experience of ecological and educational work in preschool institutions from the appearance in 1992 of the fundamental work of S. N. Nikolaeva „Communication with nature begins from childhood” and the subsequent academic and practical pedagogical activity, expressed in the appearance of a large number of programs, manuals and guidelines by the mid-2000s, to the specifics of the implementation of environmental education of preschool children in the context of the Federal State Educational Standard of Preschool Education by the end of 2010.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ В 1990-2010-Х ГГ»

УДК 373.2 ББК 74.100.5

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-182-193

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РОССИИ В 1990-2010-Х ГГ.

А. А. Нестерова

Аннотация. В статье представлен историко-педагогический взгляд автора на проблему организации экологического просвещения детей дошкольного возраста в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв., который может быть учтен при разработке стратегии эколого-ориентированной педагогической работы в будущем. Автором освещены педагогические источники экологического просвещения дошкольников того периода, к которым отнесены идеи о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка классиков педагогики и результаты научных исследований в области дошкольного природоведения, проведенные в 1960-1980-е гг. На основе метода ретроспективного анализа изучен российский опыт формирования экологической культуры с 1990 по 2018 г.: показано последовательное развитие теории и методики экологического воспитания, научных исследований в сфере экологического просвещения дошкольников и эколого-педагогической подготовки воспитателей. Отдельное внимание уделено освещению вопроса разработки парциальных программ экологической направленности для детских садов. В предлагаемой читателю статье последовательно описан опыт эколого-просветительской работы в дошкольных учреждениях от появления в 1992 г. основополагающей работы С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» и последовавшей научной и практической педагогической активности, выразившейся в появлении большого числа программ, методических пособий и рекомендаций к середине 2000-х гг., до специфики реализации экологического просвещения дошкольников в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к концу 2010-х гг.

Ключевые слова: экологическое просвещение дошкольников, экологическая культура дошкольников, теория и методика экологического образования дошкольников.

Для цитирования: Нестерова А. А. Опыт организации экологического просвещения детей дошкольного возраста в России в 1990-2010-х гг. // Наука и школа. 2023. № 3. С. 182-193. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-182-193.

© Нестерова А. А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE EXPERIENCE OF ORGANIZING ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN RUSSIA IN THE 1990S-2010S

A. A. Nesterova

Abstract. The article presents the author's historical and pedagogical view on the problem of organizing environmental education of preschool children in Russia at the turn of the XX-XXI centuries, which can be taken into account when developing a strategy for environmentally oriented pedagogical work in the future. The author highlights the pedagogical sources of environmental education of preschoolers of that period, which include the ideas about the influence of nature on the comprehensive development of the child of the classics of pedagogy and the results of research in the field of preschool natural science conducted in the 60-80 years of the XX century. Based on the method of retrospective analysis, the Russian experience of the formation of ecological culture from 1990 to 2018 was studied: the consistent development of the theory and methodology of environmental education, academic research in the field of environmental education of preschoolers and ecological and pedagogical training of educators is shown. Special attention is paid to highlighting the issue of developing partial environmental programs for kindergartens. The author consistently describes the experience of ecological and educational work in preschool institutions from the appearance in 1992 of the fundamental work of S. N. Nikolaeva „Communication with nature begins from childhood" and the subsequent academic and practical pedagogical activity, expressed in the appearance of a large number of programs, manuals and guidelines by the mid-2000s, to the specifics of the implementation of environmental education of preschool children in the context of the Federal State Educational Standard of Preschool Education by the end of 2010.

Keywords: ecological education of preschoolers, ecological culture of preschoolers, theory and methodology of ecological education of preschoolers.

Cite as: Nesterova A. A. The experience of organizing environmental education of preschool children in Russia in the 1990s-2010s. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 182-193. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-182-193.

Введение

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. экологическое просвещение дошкольников в нашей стране в значительной степени реализо-вывалось в системе дошкольного образования. Именно детские сады стали центрами формирования основ экологической культуры детей. Это было время, когда в отечественной теории и методике дошкольного воспитания формировалось новое направление - методика экологического воспитания дошкольников,

составившее основу эколого-просвети-тельской работы с детьми до 7 лет. Актуальность историко-педагогического изучения указанного опыта заключается в необходимости его обобщения и осмысления для построения стратегии экологического просвещения дошкольников в будущем с учетом сложившихся позитивных практик и исключением выявленных недоработок.

Педагогическими источниками организации экологического просвещения дошкольников того периода стали идеи

о влиянии природы на всестороннее развитие ребенка классиков педагогики: Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Пе-сталоцци, Ф. Фребеля, К. Д. Ушинского, научные изыскания которых были насыщены размышлениями о значении непосредственного чувственного восприятия природы для гармоничного умственного и эстетического развития детей, о роли самостоятельного и активного труда в природе. Впоследствии обозначенную педагогическую линию развили отечественные ученые в советский период. Не меньшее значения для развития методики имели научные исследования в области дошкольного природоведения, проведенные в 1960-1980-х гг. и внесшие вклад в разработку целого ряда вопросов: влияние знаний детей о природе на воспитание положительного отношения к ней (В. Г. Грецова, 1969); методические основы развития связной речи старших дошкольников на основе ознакомления с природой (Н. Ф. Виноградова, 1972); формирование познавательных интересов у старших дошкольников в процессе организации элементарной поисковой деятельности (Л. М. Маневцо-ва, 1975); формирование у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире (И. А. Хайдурова, 1975); ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания (С. Н. Николаева, 1979); формирование у детей с 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. (Е. Ф. Терентьева, 1980); формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, 1985); формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста (А. М. Федотова, 1986); формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных (Л. С. Игнаткина,

1988); ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе: на примере роста растений (Т. В. Христовская,

1989).

Разработка аспектов экологического просвещения дошкольников в 1990-е гг.

Благодаря отечественным ученым к началу 1990-х гг. был накоплен богатый научно-исследовательский материал, анализ которого в 1992 г. лег в основу серьезной обобщающей монографии С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства» [1], давшей мощный импульс для последующих педагогических изысканий в области экологического просвещения дошкольников. На протяжении 1990-х гг. были защищены кандидатские диссертации, предметом исследования которых было экологическое мышление дошкольников (Л. Т. Шанасырова, 1990), их экологическое сознание (А.В. Островская, 1998) и осознанное отношение к природе (И. А. Комарова, 1991), формирование представлений о взаимодействии человека и природы (Л. И. Пономарева, 1998), а также появились первые работы в области профессиональной педагогической подготовки к решению задач экологического воспитания дошкольников (Г. И. Керимо-ва, 1995; Т. Г. Табукашвили, 1998; Н. В. Кривощекова, 1999; Т. А. Маркова, 1999).

Результатом масштабной исследовательской работы стало определение круга экологических представлений, которые необходимо сформировать в дошкольном возрасте: о взаимосвязи растений и животных с внешней средой; о приспособительных особенностях животных к среде обитания; об онтогенетических процессах в живой природе; об изменчивости в природе; о росте и развитии живых организмов, включая динамические представления об этом процессе; о многообразии в живой природе; об экосистемах.

Научная работа и педагогическая практика тех лет была ориентирована на интерпретацию накопленного методического материала в области дошкольного природоведения с позиций экологической направленности воспитания. В частности, были определены и обоснованы ключевые методы формирования начал экологической культуры дошкольников; С. Н. Николаевой были предложены различные типы экологических занятий, как основной формы организации педагогической работы, а также выработаны рекомендации по их подготовке и проведению; разработаны научно-практические основы организации экологических экскурсий [2].

Определенное влияние на развитие методики экологического воспитания внесли исследования С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, которые указывали, что дошкольникам характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе, то есть в силу объективных возрастных характеристик дошкольник стремится к познанию природы, видя в ней источник удовлетворения собственных потребностей, но при этом естественным образом признает ее субъектность и с легкостью одушевляет не только природные объекты, но и явления [3].

Начиная с 1990-х гг. велась активная работа по введению специализированных разделов в существовавшие тогда комплексные образовательные программы для детских садов. Абсолютным новшеством того периода стало появление парциальных программ, посвященных данному направлению работы с детьми. В 1993 г. вышла «Программа экологического воспитания дошкольников», автором которой являлась С. Н. Николаева [4]. По замыслу автора программа была ориентирована на всестороннее воспитание дошкольников с акцентом на экологическое направление. Ее несомненным достоинством была обстоятельная разработанность концептуального и

методического обеспечения: методических пособий, описывавших технологии работы, «Концепции экологического воспитания дошкольников», рекомендаций по созданию эколого-педагогической среды в детском саду и организации повышения квалификации педагогов в области экологического воспитания дошкольников. Позднее «Программа экологического воспитания дошкольников» легла в основу программно-методической системы «Юный эколог».

Популярной среди специалистов-дошкольников парциальной программой экологической направленности того периода была программа «Мы» (1996), разработанная авторским коллективом под руководством Н. Н. Кондратьевой, особенностью которой было представление природы как ценности, а гуманное отношение к живому как этического принципа для руководства в деятельности каждого человека. В программе раскрывался ряд основополагающих идей: идея единства и взаимосвязи живого и неживого; идея единства человека и природы; идея разумности и гуманности человека; идея системного строения природы [5].

Широкое распространение получила вышедшая в 1998 г. авторская парциальная программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа», целью которой было воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу, бережно к ним относиться. Наряду с начальными знаниями из области общей и прикладной экологии, в содержание программы были включены вопросы социальной экологии, что, по мнению автора, должно было способствовать осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения [6].

Проблема формирования целостного восприятия природы и человека как ее части нашла отражение в программе

Н. Н. Вересова «Мы земляне» (1994) [7], основной концептуальной идеей которой было создание условий для формирования у ребенка отношения к планете как к собственному дому. Развитие основ планетарного мышления стало одной из приоритетных задач программы «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой (1996) [8]. В этот период появился ряд программ социально-экологической направленности: «Экономика и экология», автор Л. М. Кла-рина (1995) [9]; «Надежда», автор Т. В. Потапова (1998) [10]; «Мир вокруг нас», автор Т. И. Попова (1998) [11] и др. Особое звучание в парциальных программах приобрели вопросы интеграции экологического и эстетического направлений развития дошкольников в практике работы детских садов: «Планета - наш дом» И. Г. Белавиной и Н. Г. Найденской [12]; «Семицветик» В. И. Ашикова и С. Г. Аши-ковой [13] и др.

Активный педагогический поиск в это время осуществлялся во многих российских регионах. Педагогами дополнительного образования Калининградского областного эколого-биологического центра А. С. Королёвой и Г. Г. Кученёвой была подготовлена авторская программа для старших дошкольников и младших школьников «Экологическая дорожка» (1994) [14]; творческим коллективом детского сада № 232 г. Ульяновска (Н. И. Ап-полонова, К. В. Башкирова, И. Л. Румянцева) под редакцией Э. Э. Баранниковой разработана программа «Я познаю мир» (1999) [15], которая была направлена на формирование у ребенка элементарной научной системы знаний о природе, учила понимать и устанавливать связи и зависимости и действовать в соответствии с полученными знаниями и др.

Экологическое просвещение детей

дошкольного возраста в первое десятилетие XXI в.

Результаты активной исследовательской и практической работы, развер-

нувшейся в 1990-х гг., легли в основу высокого интереса к изучению теоретических и методических аспектов экологического воспитания дошкольников в первом десятилетии XXI в. В это время были успешно защищены докторские диссертации Е. В. Гончаровой (2005), Н. А. Рыжовой (2000), С. Н. Николаевой (2006), Н. С. Белобородовой (2006). На выводах, полученных в ходе этих исследований, строилась работа по формированию экологической культуры дошкольников по всей стране.

С началом нового десятилетия продолжилась и разработка новых парциальных программ экологической направленности для дошкольников: «Живая экология» (А. И. Иванова, 2006) [16], «Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду» (В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова, 2003) [17]; «Природа и художник» (Т. А. Копцева, 2008) [18]; «Я - человек» (С. А. Козлова, 2005) [19] и др.

В этот период Н. А. Рыжовой были сформулированы основные принципы отбора содержания экологического образования дошкольников: доступность, гуманистичность, прогностичность, интеграция, целостность, регионализм, преемственность [20].

В начале 2000-х гг. в теории и методике экологического воспитания дошкольников сложились основополагающие подходы к построению экологической развивающей среды - материальной среды, включавшей живую и неживую природу, а также предметы детской деятельности, способствовавшие самостоятельному познанию окружающей природы [21]. В структуру экологической развивающей среды включались все без исключения пространства детского сада. Важную роль в процессе формирования экологической культуры детей в детском саду продолжал играть уголок природы, который создавал условия для непосредственного общения ребенка с природными объектами. Особый просветительский

потенциал экологической развивающей среды детского сада способствовал познавательному, эколого-эстетическому развитию детей, их оздоровлению, формированию экологически грамотного поведения, ценностных установок и нравственных качеств.

В контексте коэволюционного подхода на новом этапе развития методики были сформулированы основные принципы оформления экологической среды детского сада: социоэмоционального развития ребенка средствами природы; эмоционально-познавательного развития ребенка средствами природы; эколого-эмоционально-эстетического развития ребенка; формирования духовно-нравственных и эстетических чувств ребенка; формирования экологически грамотного природопользования; принцип учета мор-фофункциональных особенностей каждого живого организма (экологический подход) при его размещении и дальнейшем содержании и уходе за ним [22].

Большое внимание в этот период уделялось изучению различных аспектов профессиональной эколого-педагогиче-ской подготовки воспитателей. По мнению С. Н. Николаевой, экологическую культуру специалиста дошкольного воспитания следовало рассматривать как одно из ключевых условий реализации системы экологического воспитания в практике дошкольного учреждения. Другой исследователь - Л. А. Яковлева указывала, что еще на этапе получения профессии будущий воспитатель должен не только приобрести систематизированные научные знания о природе, знания фундаментальных проблем взаимодействия общества и природы, но и иметь высокий уровень эколого-педаго-гических знаний, необходимых для организации экологического воспитания детей [23]. Проблема профессиональной подготовки педагогов приобрела новое звучание в связи с процессом модернизации высшего педагогического образования на основе идей компетентност-

ного подхода. Следование этой парадигме способствовало появлению понятия «эколого-педагогическая компетентность», характеризовавшего качество профессиональной подготовки будущих педагогов к работе по формированию начал экологической культуры детей (О. Г. Роговая, 2007) [24]. Кроме того, был накоплен богатый материал, содержавший методические рекомендации для работы с практиковавшими педагогами дошкольного образования в формате дополнительного профессионального образования (Н. А. Рыжова) и методической работы в детских садах. Однако сложившуюся в нашей стране систему эколого-педагогической подготовки воспитателей вряд ли можно было назвать эффективной, поскольку экологическое направление оставалось необязательным как на уровне высшего педагогического образования, так и в системе методической работы в дошкольных организациях. В вузах и средних специальных учебных заведениях зачастую данное направление реализо-вывалось только тогда, когда в педагогическом коллективе были специалисты в этой области, способные и готовые разработать и реализовать специальные курсы по эколого-педагогической подготовке.

Опыт организации экологического просвещения дошкольников в контексте внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Развитие экологического просвещения дошкольников в 2010-х гг. определялось введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее -ФГОС ДО, Стандарт) [25]. В той или иной степени Стандарт закрепил статус

экологического направления работы с дошкольниками как обязательного компонента системы учебно-воспитательной работы с детьми через реализацию основной образовательной программы и/или специализированной дополнительной программы. Предполагалось, что задачи, связанные с формированием экологической культуры дошкольников, должны были решаться в ходе освоения каждой из обозначенных в Стандарте образовательных областей. Так, образовательная область «познавательное развитие» предполагала сообщение детям знаний о природе (о растениях, животных, условиях их жизни, о свойствах живого организма, о приспособленности к среде обитания, о погоде и сезонных явлениях, о деятельности человека в природе и пр.); в ходе реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие» дошкольники должны были усваивать нормы морали и ценностные установки, лежавшие в основе взаимодействия человека, общества и природы, принимать правила поведения в природе; образовательная область «речевое развитие» предполагала расширение и обогащение словарного запаса детей за счет ознакомления с многочисленными природными объектами и явлениями, а также формирование умения повествовать, объяснять, выражать причинно-следственные связи; в процессе освоения содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» дошкольники должны были учиться восприятию красоты природы, наблюдая за натуральными объектами, явлениями, а также знакомясь с произведениями искусства; образовательная область «физическое развитие» была ориентирована на решение задач формирования экологической культуры дошкольников через организацию предметно-развивающей среды детского сада [26].

Безусловно, потенциально Стандарт создавал условия для построения

системы экологического воспитания дошкольников, однако нельзя не согласиться с существовавшей позицией ведущих отечественных специалистов в области экологического образования дошкольников С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой, что, с точки зрения формирования основ экологической культуры детей, ФГОС ДО имел существенные недостатки. По их мнению, в основополагающем документе в сфере дошкольного образования «отсутствовала» природа [27, с. 6]. Элементарный контент-анализ показал, что в тексте документа слова однокоренные со словом «экология» отсутствовали вовсе, а слова с приставкой «при-» и корнем «род» употреблялись всего 7 раз. Первое употребление слова «природа» появлялось в разделе 2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», в пункте 2.6 при описании образовательных областей. Характеристика образовательной области «социально-коммуникативное развитие» содержала упоминание о природе только в контексте формирования «основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [26, с. 126]. Описание образовательной области «познавательное развитие» содержало тезис о том, что оно предполагало «...формирование первичных представлений. о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.». Образовательная область «художественно-эстетическое развитие» раскрывалась через развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания. мира природы.». В описании образовательных областей «речевое развитие» и «физическое развитие» природа не упоминалась [25].

В разделе III. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.3.4. было сказано, что «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-

насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной... Полифункциональность материалов предполагает. наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)». Такое косвенное упоминание природных материалов вряд ли можно было рассматривать как ориентированность Стандарта на решение задач, связанных с формированием экологической культуры дошкольников, что в целом справедливо и по отношению к разделу 4 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования», где были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, среди которых: «ребенок проявляет любознательность... пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» [25].

Иных отсылок к природоведческой и/ или экологической направленности дошкольного образования в Стандарте не было. Таким образом, системная, осмысленная работа в этом направлении должна была строиться педагогами «на местах» под те размытые формулировки, которые приведены выше; но, как писали С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова, «если в документе ни на одной из 35 страниц нет словосочетания «экологическое воспитание» или «экологическое развитие», то «послушная дошкольная практика» не будет этим заниматься» [27, с. 7].

В сложившихся условиях на практике происходило следующее: подавляющее

большинство дошкольных организаций реализовывало ядро эколого-ориенти-рованного содержания образования в той степени, в которой оно было предусмотрено основной образовательной (комплексной) программой, и только часть учреждений внедряли в образовательный процесс парциальные программы экологической направленности. Основой для разработки таких программ по-прежнему чаще всего являлась программа «Юный эколог», хотя следует отметить, что в ряде регионов России велась активная инновационная деятельность по разработке и внедрению программ экологической направленности (Нижний Новгород, Ульяновск, Пермь, Сочи, Екатеринбург, Ижевск, Якутск, Тюмень, Мурманск, Магадан и др.). Во многих случаях решение о реализации дополнительной программы экологической направленности учреждения принимали тогда, когда в коллективе уже сложилась такая практика ранее и был накоплен определенный опыт, либо когда появлялся заинтересованный педагог.

Учитывая сказанное выше, С. Н. Николаева и Н. А. Рыжова выступали с предложениями по доработке ФГОС ДО: добавить новую образовательную область «экологическое развитие»; представить полноценную эколого-развивающую среду, обеспечивающую взаимодействие с природой всех участников образовательного процесса; сформулировать четкие целевые ориентиры; рассматривать экологическое образование как основу образования для устойчивого развития. Авторы не просто декларировали идеи, но формулировали содержание предлагаемой к введению новой образовательной области и требования к эко-лого-развивающей среде, но все эти предложения не были учтены.

Нужно подчеркнуть, что, несмотря на существовавшие нормативные недоработки, для развертывания системы экологического просвещения в детском саду существовали все необходимые

условия, реализовать которые мог бы практически любой педагогический коллектив.

Процесс формирования экологической культуры дошкольников в детских садах того времени обладал потенциально широкими возможностями для организации экологического просвещения родительской общественности. Особенностям организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников были посвящены работы Н. А. Рыжовой [27; 28], которая выделила четыре компонента содержания экологического образования родителей: познавательный; ценностный; нормативный; деятельностный. Исследования, проводимые под руководством Н. А. Рыжовой, показали, что просветительская деятельность, направленная на приобщение родителей к экологической повестке, должна вводится в систему работы с семьями воспитанников постепенно, но при этом она должна носить непрерывный характер и опираться на лично значимую для них экологическую информацию. Одним из наиболее распространенных способов вовлечения родителей в систему экологической работы являлась проектная деятельность. Под руководством педагога дети совместно с членами их семей выполняли проекты в группе детского сада, на уровне дошкольного учреждения, муниципалитета или региона, участвовали в федеральных и международных проектах.

В интернет-пространстве можно было найти информацию о проведении большого количества различных конкурсов для дошкольников, их родителей и педагогов: от подготовки рисунков до проектов в области эковолонтерства, однако качество подобных конкурсов было сомнительным. Сомнения вызвало, например, отсутствие информации об экспертах, которые оценивали работы; применение исключительно заочного формата знакомства с конкурсными

работами; бессрочное проведение конкурсов; коммерческая основа и многое другое. Зачастую для того, чтобы получить диплом третьей, второй степени, или даже победителя подобных конкурсов, достаточно было оплатить организационный взнос. Педагоги-дошкольники должны были обладать достаточными компетенциями, чтобы правильно оценивать качество подобных мероприятий и принимать решение об участии.

Выводы

Подводя итоги рассуждению о реализации экологического просвещения в системе российского дошкольного образования в 1990-2010-х гг., нельзя не обратить внимание на то, что работа по формированию экологической культуры детей была ориентирована только на тех из них, кто посещал детские сады. При этом законодательно дошкольная ступень не являлась обязательным для каждого гражданина уровнем образования. Существовало много причин, по которым дети не посещали дошкольные учреждения: состояние здоровья, нехватка мест в детских садах, приверженность родителей идее семейного воспитания, языковой барьер и пр. Это означало, что далеко не все дети в возрасте от рождения до 7 лет были охвачены системной эколого-просветитель-ской деятельностью.

К концу второго десятилетия XXI в. экологическое просвещение дошкольников сталкивалось с объективными трудностями, которые не могли быть решены без активного участия государства: дефицит разработанных авторитетными специалистами дополнительных образовательных программ экологической направленности для дошкольников; отсутствие экспертной оценки художественной и познавательной литературы, периодики для детей, игр, в том числе онлайн и компьютерных; дефицит детских эколо-го-ориентированных телепередач и т. п.

Нельзя не отметить, что к концу 2010-х гг. наблюдался спад исследовательской активности в области изучения проблем экологического образования и воспитания дошкольников. В подтверждение этому отметим, что, например, в фондах Российской государственной библиотеки удалось найти только 6 авторефератов кандидатских диссертаций по педагогическим наукам, защищенных в период с 2010 по 2018 гг. (А. А. Нестерова (2011), П. В. Аксенова (2012), О. А. Зыкова (2012), Е. К. Орликова (2013), Е. В. Ми-хеева (2014), Т. Ю. Бурлакова (2016)).

Выходом из сложившейся ситуации виделось создание и реализация на

государственном уровне концепции экологического просвещения дошкольников, разработка которой актуализировала бы перспективную проблематику научных исследований: изучение сущности понятия «экологическое просвещение дошкольников», особенностей его организации; введение во ФГОС ДО образовательной области «экологическое развитие»; развитие системы дополнительного образования дошкольников в области окружающей среды; специфика вовлечения родительской общественности в мероприятия экологической направленности и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Николаева С. Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь: Перм. обл. совет ВООП, 1992. 214 с.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа и условие ее реализации в детском саду. М., 1999.

3. Дерябо С. Н., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 480 с.

4. Николаева С. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1993.

5. Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей «Мы»: Азбука экологии. СПб., 1996. 104 с.

6. Рыжова Н. А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26-34.

7. Вересов Н. Н. «Мы земляне»: программа по экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1995. № 1. С. 19-26.

8. Васякина-Новикова Ж. Л. Паутинка. Программа по экологическому образованию детей. М.: Академия, 1996. 127 с.

9. Кларина Л. М. Экономика и экология для малышей. М.: Вита-Пресс, 1995. 144 с.

10. Потапова Т. В. Надежда: программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии природопользования и правам человека. Пущино, 1998. 39 с.

11. Попова Т. И. Мир вокруг нас: Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Linka-pгess, 1998. 189 с.

12. Планета - наш дом: учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников / авт.-сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. М.: Лайда, 1995. 286 с.

13. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 131 с.

14. Королева А. Е., Кученева Г. Г. Экологическая дорожка. Авторская программа // Вестник АсЭкО. 1994. № 3-4. С. 3-7.

15. Я познаю мир. Интегрированная программа и методические рекомендации по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста / сост. Н. И. Апполонова, И. Л. Румянцева, К. В. Башкирова; под ред. Э. Э. Баранниковой. Ульяновск, 1998.

16. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2006. 80 с.

17. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. СПб.: Союз: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 208 с.

18. Копцева Т. А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). М.: ТЦ Сфера, 2008. 208 с.

19. Я - человек. Программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2005. 45 с.

20. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Истоки: Карапуз, 2001. 432 с.

21. Римашевская Л. С., Никонова О. Н., Ивченко Т. А. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата: учеб.-метод. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 128 с.

22. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 208 с.

23. Яковлева Л. А. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. 197 с.

24. Роговая О. Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты: моногр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 280 с.

25. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

26. Николаева С. Н. Экологическое воспитание детей в свете Стандарта дошкольного образования // Образовательная политика. 2014. № 2. С. 125-128.

27. Николаева С., Рыжова Н. Экологическое образование для устойчивого развития. Анализ основополагающих нормативных документов // Дошкольное воспитание. 2018. № 1. С. 4-12.

28. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2001. 432 с.

REFERENCES

1. Nikolaeva S. N. Obshchenie s prirodoy nachinaetsya s detstva. Perm: Perm. obl. sovet VOOP, 1992. 214 p.

2. Nikolaeva S. N. Yunyy ekolog. Programma i uslovie ee realizatsii v detskom sadu. Moscow, 1999.

3. Deryabo S. N., Yasvin V. A. Ekologicheskaya pedagogika i psikhologiya. Rostov-on-Don: Feniks, 1996. 480 p.

4. Nikolaeva S. Programma ekologicheskogo vospitaniya doshkolnikov. Moscow, 1993.

5. Kondratyeva N. N. Programma ekologicheskogo obrazovaniya detey "My": Azbuka ekologii. St. Petersburg., 1996. 104 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ryzhova N. A. Nash dom - priroda: Programma ekologicheskogo vospitaniya doshkolnikov. Doshkolnoe vospitanie. 1998, No. 7, pp. 26-34.

7. Veresov N. N. "My zemlyane": programma po ekologicheskomu vospitaniyu starshikh doshkolnikov. Doshkolnoe vospitanie. 1995, No. 1, pp. 19-26.

8. Vasyakina-Novikova Zh. L. Pautinka. Programma po ekologicheskomu obrazovaniyu detey. Moscow: Akademiya, 1996. 127 p.

9. Klarina L. M. Ekonomika i ekologiya dlya malyshey. Moscow: Vita-Press, 1995. 144 p.

10. Potapova T. V. Nadezhda: programma podgotovki detey doshkolnogo vozrasta k obucheniyu osnovam ekologii prirodopolzovaniya i pravam cheloveka. Pushchino, 1998. 39 p.

11. Popova T. I. Mir vokrug nas: Materialy kompleksnoy programmy kulturno-ekologicheskogo obrazovaniya i nravstvennogo vospitaniya detey doshkolnogo i mladshego shkolnogo vozrasta. Moscow: Linka-press, 1998. 189 p.

12. Belavina I. G., Naydenskaya N. G. (comp.) Planeta - nash dom: uchebnik-khrestomatiya po osnovam ekologii dlya doshkolnikov i mladshikh Shkolnikov. Moscow: Layda, 1995. 286 p.

13. Ashikov V. I., Ashikova S. G. Semitsvetik: programma i rukovodstvo po kulturno-ekologicheskomu vospitaniyu i razvitiyu detey doshkolnogo vozrasta. Moscow: Ros. ped. agentstvo, 1997. 131 p.

14. Koroleva A. E., Kucheneva G. G. Ekologicheskaya dorozhka. Avtorskaya programma. Vestnik AsEkO. 1994, No. 3-4, pp. 3-7.

15. Appolonova N. I., Rumyantseva I. L., Bashkirova K. V. (comps.) Ya poznayu mir. Integrirovannaya programma i metodicheskie rekomendatsii po ekologicheskomu obrazovaniyu i vospitaniyu detey doshkolnogo vozrasta. Ed. by E. E. Barannikova. Ulyanovsk, 1998.

16. Ivanova A. I. Zhivaya ekologiya: Programma ekologicheskogo obrazovaniya doshkolnikov. Moscow: TTs Sfera, 2006. 80 p.

17. Smirnova V. V., Balueva N. I., Parfenova G. M Tropinka v prirodu. Ekologicheskoe obrazovanie v detskom sadu: Programma i konspekty zanyatiy. St. Petersburg: Soyuz: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2003. 208 p.

18. Koptseva T. A. Priroda i khudozhnik: Khudozhestvenno-ekologicheskaya programma po izobrazitelnomu iskusstvu dlya doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy i uchebno-vospitatelnykh kompleksov (vtoraya mladshaya, srednyaya, starshaya i podgotovitelnaya k shkole gruppy). Moscow: TTs Sfera, 2008. 208 p.

19. Ya - chelovek. Programma sotsialnogo razvitiya rebenka. Moscow: Shkolnaya Pressa, 2005. 45 p.

20. Ryzhova N. A. Ekologicheskoe obrazovanie v detskom sadu. Moscow: Istoki: Karapuz, 2001. 432 p.

21. Rimashevskaya L. S., Nikonova O. N., Ivchenko T. A. Teorii i tekhnologii ekologicheskogo razvitiya detey doshkolnogo vozrasta. Programma uchebnogo kursa i metodicheskie rekomendatsii dlya samostoyatelnoy raboty studentov bakalavriata: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008. 128 p.

22. Serebryakova T. A. Ekologicheskoe obrazovanie v doshkolnom vozraste: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2006. 208 p.

23. Yakovleva L. A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya ekologicheskoy kultury studentov fakulteta doshkolnogo vospitaniya. PhD dissertation (Education). Magnitogorsk, 2006. 197 p.

24. Rogovaya O. G. Stanovlenie ekologo-pedagogicheskoy kompetentnosti: teoreticheskiy i metodicheskiy aspekty: monogr. St. Petersburg: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007. 280 p.

25. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii ot 17.10.2013 No. 1155 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta doshkolnogo obrazovaniya".

26. Nikolaeva S. N. Ekologicheskoe vospitanie detey v svete Standarta doshkolnogo obrazovaniya. Obrazovatelnaya politika. 2014, No. 2, pp. 125-128.

27. Nikolaeva S., Ryzhova N. Ekologicheskoe obrazovanie dlya ustoychivogo razvitiya. Analiz osnovopolagayushchikh normativnykh dokumentov. Doshkolnoe vospitanie. 2018, No. 1, pp. 4-12.

28. Ryzhova N. A. Ekologicheskoe obrazovanie v detskom sadu. Moscow: Karapuz, 2001. 432 p.

Нестерова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Директор Института непрерывного образования, Ульяновский государственный технический университет

e-mail: a_saushkina@mail.ru

Nesterova Anna A., PhD in Education, Associate Professor, Head, Institute of Continuing Education, Ulyanovsk State Technical University

e-mail: a_saushkina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.01.2023 The article was received on 10.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.