Научная статья на тему 'ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ'

ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ»

Довбняк Т. С. // Гигиена населенных мест.— Киев, 1985.— Вып. 24.— С. 6—10. 4! Донская Р. Д. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1985.— № 12.—С. 25—28.

» ....

5. Карелин А. О., Дворяшин В. Б. // Гигиена окружаю щей среды. / Под ред. Г. И. Сидоренко, Ю. И. Проко пенко.—М., 1987.—С. 18—19.'

6. Крестьянников В. Ф., Митрофанов А. И. // Социально гигиенические обследования образа жизни и состоя ния здоровья населения / Под ред. Ю. П. Лисицына.—

М., 1985.— С. 29—32.

7. Мартьшюк В. 3 Пластунов Б. А. 1979.—Вып. 18.-

Доценко И, // Гигиена

С. 19—22.

И., Долоиашский С. Л., населенных мест.— Киев,

8. Мендрина Г. И., Безматерных М. А., Далингер О. И. и др. //

Сов. здравоохр.— 1978.— № 6.— С. 43—47.

9. Русяев А. П., Новикова Э. А., Копетенец А. И., Бегуно-ва Л. В. II Здравоохр. Белоруссии.— 1983.—№ 12.

С. 32—33.

10. Сабов В. А., Сидоренко Н. А., Пономарева О. С. и др. Гигиена населенных мест.— Киев, 1983.— Вып. 22.— С. 11 — 13.

11. Сахновская Н. И., Евдокимова Л. И. // Гигиена населенных мест.— Киев, 1976.— Вып. 15.— С. 19—21.

12. Соколов В. Д. II Сов. здравоохр.— 1984.—№ 10.— С. 18—21.

13. Соколов В. Д. II Факторы окружающей среды и Здоровье населения.— М., 1988.—С. 70—76.

Поступила 30.06.89

Д. И. ГОЛОВАНЬ. 3. А. БОБРУЛЬ, 1990

УДК 614.78/.79:331.108.45

Д. И. Головань, 3. А. Бобруль

ОПЫТ ОПТИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ ПО КОММУНАЛЬНОЙ

ГИГИЕНЕ

Киевский институт усовершенствования врачей; Дарницкая районная санэпидстанция, Киев

Алгоритмирование процессов и явлений с каждым днем все шире применяется во всех сферах профессиональной деятельности. Алгоритмы используют в экономике, педагогике, медицине; они представляют собой точное предписание о поэтапном выполнении в определенном порядке некоторой системы действий или операций, приводящих к решению той • или иной задачи.

Широкое применение алгоритмы должны найти и в деятельности санитарных врачей по коммунальной гигиене. • •••

В соответствии с профессиональными задачами в работе врача по коммунальной гигиене могут быть использованы алгоритмы санитарного обследования подконтрольных объектов, экспертной оценки проектных материалов и результатов лабораторных исследований, поиска возможных причин изменения показателей качества окружающей среды, принятия решения по ряду гигиенических вопросов (например, о необходимости фторирования воды, выборе методов ее обеззараживания и т. д.).

В настоящей работе .нами рассмотрен алгоритм поиска возможных причин ухудшения бактериологических показателей качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения.

Известно, что отклонение качества воды от нормативных бактериологических показателей не всегда является средством вторичного загрязнения воды в распределительной сети и может быть обусловлено многими факторами. Санитарному врачу по коммунальной гигиене в своей повседневной деятельности приходится проводить соответствующий поиск причины этого явления, своеобразную «дифференциальную диагностику», так как без знания конкретных в каждом случае причин отклонения качества воды от требований

ГОСТа «Вода питьевая» невозможно выделить то звено или звенья в системе водоснабжения, на которые в основном должны быть направлены своевременные санитарно-гигиенические мероприятия.

Алгоритм выполнен в виде графической записи с помощью специальных знаков [1, 2] и включает в себя цепь последовательных логических действий, которые должен произвести врач, чтобы решить поставленную задачу — установить истинную причину несоответствия бактериологических показателей качества воды нормативным требованиям. После каждого этапа алгоритма дается резюме: к чему привел данный этап. В резюме перечисляются вероятности («да», «нет»), которые в дальнейшем дифференцируются последующими этапами алгоритма. В конце алгоритма указываются основные возможные результаты поиска. Таким образом, алгоритм позволяет врачу выбрать кратчайшие пути реше-ния задачи; отобрав для этого самые существенные' признаки.

Для решения профессиональных задач- в области коммунальной гигиены можно использовать и другой способ задания алгоритмов, который дается в виде графа логической структуры или логической схемы (структурный алгоритм).

При этом каждый этап решения задачи представлен в виде прямоугольников, в которых записано содержание операции. Стрелки между ни.-л ми показывают последовательность этапов. Графическое изображение структуры процесса поможет врачу уловить взаимосвязь отдельных элементов,- выделить среди них основные и второстепенные. В виде графа логической структуры; могут быть заданы алгоритм санитарного обследования подконтрольного объекта, алгоритмы

о создании на занятии проблемной ситуации, которая позволяет сочетать три основных задачи обучения: приобретение новых знаний, развитие мышления и воспитание активности личности.

На практическом занятии появляется возмож- / ность отработать алгоритмические приемы, разра- -ботанные ранее. При этом преподаватель может проследить за правильностью всех мыслительных операций учащихся и на практике показать эффективность применения алгоритма. Можно предложить обучающимся и контрольную работу по составлению, например, алгоритма принятия решения при определенной санитарной ситуации.

Кроме приведенных выше, нами разработаны графы логических структур организации предупредительного санитарного надзора в водоснабжении, предупредительного и текущего санитарного надзора в охране водных объектов, экспертизы условий спуска сточных вод в водные объекты, £ согласования органами санитарного надзора ус-ловий специального водопользования, организации работы санэпидстанций по лабораторному контролю качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения, экспертизы проекта водоснабжения и др. Все они широко используются в учебном процессе кафедры коммунальной гигиены Киевского института усовершенствования врачей и внедрены в работу отделения

о о

коммунальной гигиены некоторых районных санэпидстанций Киева.

Литература

экспертной оценки, организации процесса и т. д.

Используемые в практической работе санитарного врача алгоритмы способствуют формированию его логического мышления и особенно полезны для молодых врачей, в недостаточной мере обладающих необходимыми навыками аналитической работы. Алгоритмы могут найти широкое применение и в системе последипломного обучения врачей как один из путей оптимизации процесса обучения [3].

При подготовке к занятию перед преподавателем всегда стоит задача по анализу содержания обучения и приведению его в соответствие с заданными целями и временем, отведенным на изучение темы. Одним из способов дидактической обработки содержания обучения является его структурирование и построение графа логической структуры темы. В данном случае граф — это структура логической последовательности изложения материала от общего к частному, модель темы.

Составленный заранее граф в виде плаката или диапозитива служит средством предъявления учебной информации, а также дополнительным средством формирования системности знаний учащихся.

Графологические структуры и алгоритмы можно широко использовать не только в лекционной работе, но и при проведении практических и семинарных занятий, при этом их роль и место в учебном процессе могут быть весьма различными [3].

Семинар, например, может строиться на готовом алгоритме, разработанном преподавателем. Обсуждая этот алгоритм, обучающиеся имеют возможность наглядно увидеть все этапы решения определенной профессиональной задачи. Семинар можно посвятить разработке алгоритма, и тогда

появляется возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ход их

мыслей на верный путь. При этом можно говорить

1. ГОСТ 19.00—80. Схемы алгоритмов и программ. Правила выполнения.

2. ГОСТ 19.003—80. Схемы алгоритмов и программ. Обозна-чения условные графические. *

3. Шестак Н. В. Алгоритмы и их применение в последипломном обучении врачей: Лекция.— М., 1987.

Поступила 03.01.88

Общие вопросы гигиены

М. И. МИХЕЕВ, т. Г. МАРТИНСОН, 1990 УДК 612.014.46:546.76

М. И. Михеев, Т. Г. Мартинсон

ВЛИЯНИЕ АКТИВАЦИИ МЕТАБОЛИЗИРУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НА СЕНСИБИЛИЗИРУЮЩЕЕ

ДЕЙСТВИЕ ХРОМА

ГИДУВ им. С. М. Кирова, Ленинград; Ленинградский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

Работами последних лет убедительно показана шинство иммуностимуляторов ингибируют мета- & связь между монооксигеназной метаболизирую- болизм экзогенных и эндогенных соединений, осу-щей системой цитохрома Р-450 и системой иммуни- ществляемый через цитохром Р-450-зависимый мотета [2—5]. Установлено, что подавляющее боль- нооксигеназный механизм. По мнению И. Е. Ко-

о

ос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.