УДК 378.147:004.9 DOI 10.26293/^^.2019.101.1.030
Т. А. Щучка1, Н. А. Гнездилова2
ОПЫТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ПО САМОРАЗВИТИЮ МАГИСТРАНТА ПЕДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
1 Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, г. Елец, Россия 2Елецкий филиал Российского нового университета, г. Елец, Россия
Аннотация. В статье отмечается, что образовательный процесс как источник саморазвития личности позволяет создавать профессионально-личностный опыт посредством усвоения содержания и освоения социально значимой деятельности. Содержание образовательного процесса обозначено предметной областью, включенным содержанием выступает социально-исторический опыт, отображенный в историко-культурном наследии социокультурной образовательной среды и организованный как электронный образовательный ресурс саморазвития обучающегося. Интеграцию профессионально-личностного опыта, получаемого в образовательном процессе и предоставляемого средой, обеспечивает самостоятельная работа студента, которая воспринимается как результат его собственного свободного выбора.
Ключевые слова: социокультурная образовательная среда, саморазвитие, научно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ.
Актуальность исследуемой проблемы. Представление опыта образовательной деятельности Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина по саморазвитию обучающегося в условиях социокультурной образовательной среды требует выявления сущности категории «образовательная деятельность» и соотношений категорий «образовательная деятельность» и «педагогическая деятельность».
Ряд ученых [2], [3] выделяют несколько оснований для их различения.
Во-первых, отличие педагогики от образования носит сущностный характер. Так, педагогика всегда ориентирована на целенаправленную социализацию подрастающего поколения; данная социализация носит, как правило, массовый характер. Возрастной ценз, которым ограничивается традиционная педагогика, составляет семнадцать лет, в то время как проблемы профессионального образования и образования взрослых выходят из поля ее зрения.
Образование же не ограничено какими-либо временными рамками, поскольку оно есть фундаментальный способ бытия человека. Следовательно, одной из его сущностных
© Щучка Т. А., Гнездилова Н. А., 2019
Щучка Татьяна Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и компьютерных технологий Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина, г. Елец, Россия; e-mail: [email protected]
Гнездилова Наталия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной экономики и сферы обслуживания Елецкого филиала Российского нового университета, г. Елец, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2019
характеристик выступает непрерывность. Более того, несмотря на целевую аудиторию образования - человечество (ср. у Я. А. Коменского «Всех обучать всему»), на результативном уровне оно ориентировано на конкретную личность.
Во-вторых, педагогика и образование различаются научным аппаратом на уровне акцентуации. Если предмет образовательной деятельности - цель и задачи развития личности, то предмет деятельности педагогической - механизмы реализации целерациональ-ного корпуса образования. Если дисциплинарный статус образования - это феноменология социальной практики (становление культуросообразного и духовно-нравственного индивида происходит в результате включения его в образовательную деятельность [10]), то статус педагогики есть деятельность внутри образования. Субъект педагогической деятельности - это всегда профессионал, поскольку тот, кто осуществляет ее - этимологически педагог. Субъект образовательной деятельности - это и обучаемый, и обучающий, а точнее их социокультурная интеграция [1], [6].
Цель исследования - реализация вопросов саморазвития магистранта педагогики в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ в условиях социокультурной образовательной среды.
Материал и методика исследований. В работе используется теоретический и практический материал опыта саморазвития магистранта педагогики в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ в условиях социокультурной образовательной среды, накопленный при реализации данного процесса. В процессе исследования применялись методы обобщения независимых характеристик, анализа, сравнения.
Результаты исследований и их обсуждение. Образовательная деятельность по саморазвитию магистранта педагогики в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина реализована в три этапа.
Первый этап предполагал анализ авторского опыта с рассмотрением возможностей антропологии образования, когда складывалось представление об образах и смыслах современного образования [4], [5], [8], о саморазвитии обучающегося как интегральном качестве личности [7], [9], определялись компоненты, функции и показатели качества этой категории.
Пути рассмотрения антропологической миссии образования и концепции средового подхода соотносились с практикой саморазвития и самореализации личности в процессе эффективного менеджмента в университете. Эта практика предусматривала включение образовательной организации в образовательно-просветительские городские проекты, взаимодействие различных образовательных компонентов городской структуры, что оказывало существенное влияние на возможность осуществлять саморазвитие магистрантов и позволяло воспринимать образовательную организацию как элемент социокультурной среды и образовательной системы города.
Следующий, второй, этап выполнения образовательной деятельности совпал с действиями оценки возможностей социокультурной образовательной мегасреды «Елец-ко-Ливенская историко-культурная провинция России», социокультурной образовательной макросреды г. Ельца, который сделал возможным выявление совокупности историко-цивилизационных и социально-культурных условий, позволяющей личности идентифицировать себя в данном социуме, увидеть специфику города, осуществить сравнение ее с прочими городами, ощутить ритм города и собственную мобильность в нем. Одновременно осуществлялись развитие сущностных характеристик, структуры, функций, создание электронных образовательных ресурсов социокультурной образовательной микросреды Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина.
На данном этапе в студенческих группах проведены диспуты о тенденциях, которые не позволяют магистрантам принять социокультурную среду образовательной орга-
низации как социум потенциальных возможностей саморазвития и референтного профессионального содружества.
Осознание индивидами значимости микросреды позволило выделить совокупность психолого-педагогических, социально-педагогических и организационно-педагогических условий социокультурной образовательной среды, позволяющей обучающемуся адаптироваться в окружающей среде и быть субъектом саморазвития.
Образовательные ресурсы микросреды (в том числе и электронные) реализуются через события (среду, поведение субъекта в ней, образ его жизни).
Актуализация жизненных событий субъекта образования позволяет создать среду в соответствии с логикой личностного становления индивидуума. Данная среда позиционируется как нелинейная система средовых взаимодействий, расширяющих содержание жизнедеятельности субъектов, и учитывает:
- факторы, определяющие выбор ценностей;
- отсутствие требований определенного поведения, востребованность самостоятельного выбора и решения;
- стимулирование открытия нового;
- принятие личностью своей жизнедеятельности как формы проявления субъектности;
- привлечение магистрантов к выявлению в средовых отношениях импульсов собственного саморазвития.
Функционирование среды позволяет создать профессионально-личностный опыт. Последнее предполагает интеграцию двух источников такого опыта: среды как стихии и ниши и образовательного процесса как организованных процедур действий.
Осуществляется ориентация субъектов образования на осмысление жизненных событий для преобразования их в источник саморазвития, и тогда идея саморазвития определяется личностно значимой и доминантной. Доминанта самосовершенствования является духовным фактором образа жизни. В результате обучающийся становится субъектом саморазвития.
Формирование и развитие его профессиональной готовности реализуется при ком-плексировании двух задач:
- подготовки обучаемого к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ;
- развития ситуативной профессиональной готовности, что, как правило, происходит в процессе выполнения практической деятельности.
Качество выполнения научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ зависит не только от уровня обученности будущего специалиста, поскольку важным элементом профессиональной практической готовности магистранта является не только теоретическая, но и психологическая готовность, которая, как правило, включает в себя способности саморегуляции, самодиагностики, мобилизации, самообразования и пр.
Первую задачу традиционно решали профессиональные учебные заведения, вторая решалась, как правило, выпускником самостоятельно, путем включения или невключения в научно-исследовательскую деятельность с использованием ИКТ.
Вместе с тем, можно утверждать, что наличие в университете развивающей и развивающейся социокультурной образовательной среды может выступать мощным механизмом трансфера профессиональной готовности студента в сферу ситуативной готовности. Ввиду того что опыт профессионального образования и средовой опыт существенно отличаются, именно микросреда учебного заведения способна предоставить личности обучаемого полноценный средовой опыт, сущность которого заключается в интеграции профессионального и личностного опыта. Конкретные образцы такой интеграции могут быть идентифицированы как смыслопоисковая деятельность, опыт коммуникации, опыт принятия ответственного решения, причем данные варианты опыта являются
следствием воздействий средовых условий, обретения материала самостроительства.
Образовательный процесс как источник опыта позволяет создавать профессионально-личностный опыт посредством усвоения содержания и освоения социально значимой деятельности.
Содержание образовательного процесса обозначено предметной областью, включенным содержанием выступает социально-исторический опыт, отображенный в историко-культурном наследии социокультурной образовательной среды и организованный как образовательный ресурс (в том числе и электронный) саморазвития обучающегося.
Интеграцию профессионально-личностного опыта, получаемого в образовательном процессе и предоставляемого средой, обеспечивает самостоятельная работа студента, которая воспринимается как результат его собственного свободного выбора.
На третьем этапе образовательной деятельности по саморазвитию магистранта педагогики в Елецком государственном университете им. И. А. Бунина был разработан и реализован диагностический инструментарий, проведен анализ полученных эмпирических данных и ретроспективный анализ собственной деятельности, описан опыт деятельности вуза, сделаны выводы.
Резюме. Специфической характеристикой социокультурной образовательной среды университета, таким образом, выступает интеграция субъективного бытия личности и объективного мира, основанная на идеях саморазвития, субъектности обучаемого посредством предоставления ему выбора социальной идентичности в событийной форме среды, его поведения в среде, его внутренней жизни.
В результате исследования выделена и реализована совокупность психолого-педагогических, социально-педагогических и организационно-педагогических условий социокультурной образовательной среды, позволяющей магистранту педагогики адаптироваться в окружающей среде и быть субъектом саморазвития при подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. - Уфа : Восточный ун-т, 2006. - 460 с.
2. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен. - Волгоград : Изд-во ВолГМУ, 2006. - 237 с.
3. Ахмедова А. М. Педагогические условия профессионального саморазвития личности будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Махачкала, 2007. - 169 с.
4. Баклушинский С. А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» // Социальная психология : хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М. : Аспект Пресс, 2003. - С. 356-364.
5. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии. - М. : Академкнига, 2002. - 448 с.
6. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность. - М. : Академия Естествознания, 2010. - 164 с.
7. Власова Е. А. Подготовка будущих социальных педагогов к профессиональному саморазвитию : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Саратов, 2008. - 231 с.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М. : Академия, 2006. - 240 с.
9. Куликова Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. - Хабаровск : ХГПУ, 2001. -
333 с.
10. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников : научно-методический журнал. - 2004. - № 2. - С. 6-18.
UDC 378.147:004.9 DOI 10.26293/chgpu.2019.101.1.030
T. A. Shchuchka1, N. A. Gnezdilova2
EXPERIENCE OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ACTIVITY ON SELF-DEVELOPMENT OF A MASTER'S DEGREE STUDENT IN PEDAGOGICS IN RESEARCH TRAINING BY MEANS OF ICT IN SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
1I. Bunin Yelets State University, Yelets, Russia 2Yelets Branch of the Russian New University, Yelets, Russia
Abstract. The article notes that the educational process as source of self-development of the individual contributes to getting professional and personal experience through mastering the content and developing socially significant activities. The content of the educational process is indicated by the subject area. The included content is the socio-historical experience in the historical and cultural heritage of the socio-cultural educational environment and organized as an electronic educational resource of self-development of the student. The integration of professional and personal experience gained in the educational process and delivered by the environment, provides independent work of the student, which is the result of students' free choice.
Keywords: socio-cultural educational environment, self-development, research activities with the use of ICT.
REFERENCES
1. Amirova L. A. Razvitie professional'noj mobil'nosti pedagoga v prostranstve ego lichnostnoj sa-morealizacii. - Ufa : Vostochnyj un-t, 2006. - 460 s.
2. Artyuhina A. I. Obrazovatel'naya sreda vysshego uchebnogo zavedeniya kak pedagogicheskij fenomen. -Volgograd : Izd-vo VolGMU, 2006. - 237 s.
3. Ahmedova A. M. Pedagogicheskie usloviya professional'nogo samorazvitiya lichnosti budushchego uchite-lya : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Mahachkala, 2007. - 169 s.
4. Baklushinskij S. A., Belinskaya E. P. Razvitie predstavlenij o ponyatii «social'naya identichnost'» // So-cial'naya psihologiya : hrestomatiya / sost. E. P. Belinskaya, O. A. Tihomandrickaya. - M. : Aspekt Press, 2003. -S 356-364.
5. Barulin V. S. Osnovy social'no-filosofskoj antropologii. - M. : Akademkniga, 2002. - 448 s.
6. Belikov V. A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost'. - M. : Akademiya Estestvoznaniya, 2010. - 164 s.
7. Vlasova E. A. Podgotovka budushchih social'nyh pedagogov k professional'nomu samorazvitiyu : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Saratov, 2008. - 231 s.
8. Zeer E. F. Psihologiya professional'nogo razvitiya. - M. : Akademiya, 2006. - 240 s.
9. Kulikova L. N. Gumanizaciya obrazovaniya i samorazvitie lichnosti. - Habarovsk : HGPU, 2001. - 333 s.
10. Slobodchikov V. I. Innovacii v obrazovanii: osnovaniya i smysl // Issledovatel'skaya rabota shkol'nikov : nauchno-metodicheskij zhurnal. - 2004. - № 2. - S. 6-18.
© Shchuchka T. A., Gnezdilova N. A., 2019
Shchuchka, Tatyana Aleksandrovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Mathematical Modeling and Computer Technologies, I. Bunin Yelets State University, Yelets, Russia; e-mail: [email protected]
Gnezdilova, Natalia Aleksandrovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Applied Economics and Service Sector, Yelets Branch of the Russian New University, Yelets, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on February 11, 2019