Научная статья на тему 'Социокультурная образовательная среда университета в развитии информационно-исследовательской компетентности обучающихся в подготовке к научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ'

Социокультурная образовательная среда университета в развитии информационно-исследовательской компетентности обучающихся в подготовке к научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УНИВЕРСИТЕТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТРУКТУРА СРЕДЫ / ГОРОД / РЕГИОН / STUDENT / EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES USING ICT / SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / UNIVERSITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ENVIRONMENT STRUCTURE / CITY / REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

В статье отмечено, что в существенной степени эффективность лучших университетов мира задается не столько состоянием материальной базы и качеством преподавательского состава и студенческого контингента, сколько организацией и образом жизни академического сообщества, которая в значительной мере протекает в условиях кампуса. Если это так, то актуален и анализ особенностей развития университета в условиях кампуса. Особо интересно их рассмотреть применительно к разным социокультурным средам: мегаполис, крупный город, малый город. При этом в современных условиях, когда в России намечается тенденция к резкому сокращению сети высших образовательных организаций, актуальность задачи, связанной с определением необходимых и достаточных условий для развития университетского образования в условиях малого города становится особо актуальной. Как очевидно, в результате сокращения числа образовательных организаций в первую очередь пострадают образовательные организации малых городов, нередко выступающие в роли ведущего градообразующего фактора. В результате исчезновения образовательных организаций резко возрастет отток молодежи в крупные индустриальные центры, что нанесет непоправимые урон интеллектуальному потенциалу регионов и во многом ограничит их потенциал развития. Между тем развитие образовательных организаций малых городов таит в себе большой потенциал не только с точки зрения сохранения малых городов, но и с точки зрения выявления ряда новых проблем, представляющих большой интерес для развития философии образования, теории образования и создания образовательных организаций современного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN PREPARATION FOR RESEARCH ACTIVITIES USING ICT

The article notes that to a significant extent the effectiveness of the best universities in the world is determined not so much by the state of the material base and the quality of the teaching staff and student body, as by the organization and lifestyle of the academic community, which largely takes place on campus. If this is the case, the analysis of the features of the University development in campus conditions is also relevant. It is particularly interesting to consider them in relation to different socio-cultural environments: metropolis, large city, small city. At the same time, in modern conditions, when in Russia there is a tendency to a sharp reduction in the network of higher educational institutions, the relevance of the problem associated with the definition of necessary and sufficient conditions for the development of University education in a small town becomes particularly relevant. As it is obvious, as a result of the reduction in the number of educational organizations, educational organizations of small cities, often acting as a leading city-forming factor, will suffer first of all. As a result of the disappearance of educational institutions, the outflow of young people to large industrial centers will increase dramatically, which will cause irreparable damage to the intellectual potential of the regions and will largely limit their development potential. Meanwhile, the development of educational organizations in small towns has great potential not only in terms of the preservation of small towns, but also in terms of identifying a number of new problems of great interest for the development of the philosophy of education, the theory of education and the creation of modern educational institutions.

Текст научной работы на тему «Социокультурная образовательная среда университета в развитии информационно-исследовательской компетентности обучающихся в подготовке к научно-исследовательской деятельности с применением ИКТ»

педагогические науки

Щучка Татьяна Александровна СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0029

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОДГОТОВКЕ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

© 2019

Щучка Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и компьютерных технологий Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина (399770,Россия, Елец, ул Коммунаров, д 28, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье отмечено, что в существенной степени эффективность лучших университетов мира задается не столько состоянием материальной базы и качеством преподавательского состава и студенческого контингента, сколько организацией и образом жизни академического сообщества, которая в значительной мере протекает в условиях кампуса. Если это так, то актуален и анализ особенностей развития университета в условиях кампуса. Особо интересно их рассмотреть применительно к разным социокультурным средам: мегаполис, крупный город, малый город. При этом в современных условиях, когда в России намечается тенденция к резкому сокращению сети высших образовательных организаций, актуальность задачи, связанной с определением необходимых и достаточных условий для развития университетского образования в условиях малого города становится особо актуальной. Как очевидно, в результате сокращения числа образовательных организаций в первую очередь пострадают образовательные организации малых городов, нередко выступающие в роли ведущего градообразующего фактора. В результате исчезновения образовательных организаций резко возрастет отток молодежи в крупные индустриальные центры, что нанесет непоправимые урон интеллектуальному потенциалу регионов и во многом ограничит их потенциал развития. Между тем развитие образовательных организаций малых городов таит в себе большой потенциал не только с точки зрения сохранения малых городов, но и с точки зрения выявления ряда новых проблем, представляющих большой интерес для развития философии образования, теории образования и создания образовательных организаций современного типа.

Ключевые слова: обучающийся, образование, научно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ, социокультурная образовательная среда, университет, педагогические условия, структура среды, город, регион.

SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION AND RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS IN PREPARATION

FOR RESEARCH ACTIVITIES USING ICT

© 2019

Shchuchka Tatiana Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer at the department of mathematical modeling and computer technologies

Yelets State University named after I. A. Bunin (399770, Russia, Yelets, Kommunarov St., 28, e-mail: [email protected])

Abstract. The article notes that to a significant extent the effectiveness of the best universities in the world is determined not so much by the state of the material base and the quality of the teaching staff and student body, as by the organization and lifestyle of the academic community, which largely takes place on campus. If this is the case, the analysis of the features of the University development in campus conditions is also relevant. It is particularly interesting to consider them in relation to different socio-cultural environments: metropolis, large city, small city. At the same time, in modern conditions, when in Russia there is a tendency to a sharp reduction in the network of higher educational institutions, the relevance of the problem associated with the definition of necessary and sufficient conditions for the development of University education in a small town becomes particularly relevant. As it is obvious, as a result of the reduction in the number of educational organizations, educational organizations of small cities, often acting as a leading city-forming factor, will suffer first of all. As a result of the disappearance of educational institutions, the outflow of young people to large industrial centers will increase dramatically, which will cause irreparable damage to the intellectual potential of the regions and will largely limit their development potential. Meanwhile, the development of educational organizations in small towns has great potential not only in terms of the preservation of small towns, but also in terms of identifying a number of new problems of great interest for the development of the philosophy of education, the theory of education and the creation of modern educational institutions.

Keywords: student, education, research activities using ICT, socio-cultural educational environment, University, pedagogical conditions, environment structure, city, region.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Те преобразования, которые ныне протекают в высшем образовании, с полным правом можно отнести к разряду эволюционных: они затрагивают глубинные основы функционирования высшего и последипломного образования, влекут за собой пересмотр сложившейся практики с учетом новых реалий, перед лицом которых оказалось человечество. В числе проблем, оказывающих наиболее сильное влияние на университетское (шире - высшее и последипломное) образование, следует отметить: процесс глобализации, с присущим ему возможностями и рисками; становление «общества знаний»; переориентацию образования со знаниевой парадигмы на парадигмы информатизации и социокультуросообразную.

Не следует отвергать и возможность радикальных перемен в ведущем типе знаний, который станет ведущим в недалеком будущем.

Можно предположить, что в существенной степени

эффективность лучших университетов мира задается не столько состоянием материальной базы и качеством преподавательского состава и студенческого контингента, сколько организацией и образом жизни академического сообщества, которая в значительной мере протекает в условиях кампуса. Если это так, то актуален и анализ особенностей развития университета в условиях кампуса. Особо интересно их рассмотреть применительно к разным социокультурным средам: мегаполис, крупный город, малый город. При этом в современных условиях, когда в России намечается тенденция к резкому сокращению сети высших образовательных организаций, актуальность задачи, связанной с определением необходимых и достаточных условий для развития университетского образования в условиях малого города становится особо актуальной. Как очевидно, в результате сокращения числа образовательных организаций в первую очередь пострадают образовательные организации малых городов, нередко выступающие в роли ведущего

Shchuchka Tatiana Alexandrovna pedagogical

SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ... sciences

градообразующего фактора. В результате исчезновения образовательных организаций резко возрастет отток молодежи в крупные индустриальные центры, что нанесет непоправимые урон интеллектуальному потенциалу регионов и во многом ограничит их потенциал развития.

Между тем развитие образовательных организаций малых городов таит в себе большой потенциал не только с точки зрения сохранения малых городов, но и с точки зрения выявления ряда новых проблем, представляющих большой интерес для развития философии образования, теории образования и создания образовательных организаций современного типа.

Особенности жизни малых городов в сочетании с возможностями использования современных информационных технологий означают реализацию такого потенциала для образовательной деятельности, которыми, в принципе, не располагают образовательные организации мегаполисов и крупных городов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Актуальность исследования состоит в разрешении противоречия между потребностью общества и российского образования в личности обучающегося вуза, обладающего информационно-исследовательской компетентностью в выполнении научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, и отсутствием педагогических научных исследований, выделяющих педагогические условия социокультурной образовательной среды университета развития такой компетентности.

Для разрешения противоречия нами рассмотрены теория формирования личности как субъекта профессиональной деятельности [1], теория профессионального становления [2,3], исследования педагогов и психологов проблемы исследовательской деятельности [4,5], теория мотивации профессионального самоопределения [3], теория личностного и компетентностного подходов [6,7], теория обучения [8] и др.

Формирование целей статьи (постановка задания). Выявление и обоснование возможностей социокультурной образовательной среды университета в рассмотрении вопросов развития информационно-исследовательской компетентности обучающихся в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ стало главной целью исследования.

Развитие социокультурной образовательной среды Елецкого государственного университета им.И.А.Бунина целенаправленно осуществляется посредством создания условий развития информационно-исследовательской компетентности обучающихся в подготовке к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ, среди которых психолого -педагогические, социально - педагогические, организационно - педагогические.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина представляет собой современный комплекс, реализующий политику поликультурализма. Университет играет роль одного из культурных центров в регионе. Следует отметить, что в настоящее время он превращается в один из важных общенациональных ресурсов, выступающий в качестве мощного двигателя модернизации региональной системы образования [9,10, 11,12].

На протяжении многих лет университет ведет работу по изучению культурного наследия региона, развивает концепцию социокультурной образовательной среды. Специфика Ельца заключается в его ускоренно-сти в истории, а сама жизнь университета формируется под влиянием изучения наследия сельчан (И.А. Бунина, М.М. Пришвина, В.В. Розанова, М.А. Булгакова, С.Н. Булгакова и др.). Университетом накоплен огромный опыт по освоению и использованию культурного насле-122

дия региона.

Социокультурная образовательная среда университета интегрирована с социокультурной средой города и региона.

Специфика социокультурной образовательной среды университета заключается:

- в том, что реализуется два уровня профессионального образования - среднее (колледж) и высшее (вуз);

- в том, что социально-исторический опыт, обретаемый в средах, является одним из источников содержания образования;

- в том, что научно-педагогические школы создают инновационное научно-исследовательское пространство, обучающиеся же, будучи вовлечены в научно-исследовательскую деятельность университета, обретают ценностные установки и ориентации в непрерывном процессе сопровождения их профессионального и личностного развития.

Многолетние усилия коллектива вуза позволили сформировать среду университета, имеющую сущностные характеристики, к которым следует отнести:

открытость, гибкость, нелинейность академической среды университета как саморазвивающейся системы, выступающей пространством для профессионально-творческого, научно-исследовательского и личностного развития;

- непротиворечивое сочетание динамики и стабильности развития;

- сочетание в структуре университета инновационных и традиционных компонентов;

- диалог культур;

- интеграция гуманитарности и технологичности, что выступает фундаментом духовности в абсолютных и относительных (современных) смыслах.

Сущностные характеристики позволяют отнести социокультурную образовательную среду университета к среде развивающего типа.

Социокультурная образовательная среда университета структурирована и существует на следующих уровнях её организации [13-17]:

- образовательном: континуум, интегрирующий взаимодействие организационного, архитектурного, материально-технического, социокультурного (гуманитарного), информационного, педагогического обеспечения;

- культурном: духовная солидарность, базирующаяся на социальном взаимодействии субъектов образовательного процесса, что выступает в качестве условия их развития.

Целостность социокультурной образовательной среды университета обеспечивается соединением формы, в роли которой выступают структурные компоненты среды, и содержания, которым стали педагогические компоненты среды и присущие ей функции.

Среди структурных компонентов необходимо выделить архитектурно-материальный (учебное здание, оборудование, аппаратура, административно-хозяйственная часть), административный (ректорат, институты), учебно-методический (кафедры, учебно-методический отдел, информационный центр), научный (научный отдел, библиотека), эколого-валеологический (спортзал, кафе), гуманитарный (отдел по работе с обущающими).

К педагогическим компонентам среды университета следует отнести [18]:

- мотивационно-ценностный (содержит тезаурус ведущих ценностных ориентаций, на основе которых функционирует социокультурная образовательная среда университета, вкупе с предоставляемым университетом спектром возможностей для их реализации всем субъектам образовательного процесса);

- когнитивный (презентует содержание образования, реализуемое университетом, а также информационно-образовательную среду образовательной организации);

- здоровьесберегающий (система организационно-педагогических, психолого-педагогических и здоровье-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

педагогические науки

Щучка Татьяна Александровна СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ...

формирующих условий, обеспечивающих функционирование валеологической среды университета);

- проектно-гуманистический (комплексирует ресурсы университета, нацеленные на обеспечение становления и развития профессионально-личностной компетентности обучаемых).

Анализ сущности, структуры и функциональных особенностей социокультурной образовательной среды университета позволил сформулировать ее ключевые функции:

- интегративная (среда, нацеленная на интеграцию ряда факторов, обусловленных единством социокультурной образовательной среды университета, содействующих развитию обучаемых и интериоризации его индивидуальности в контексте проецируемых университетом ценностных ориентации);

- адаптивная (способствует адекватному вхождению обучаемого в образовательный процесс университета, ослабляя или сублимируя последствия ряда кризисов, синхронно реализуя свободу и ответственность в принятии аксиологии среды, что, в свою очередь, предполагает и адаптивность среды университета);

- социокультурная (способствует осознанному восприятию социокультурного опыта);

- прогрессивная (обеспечивает единство профессионального и личностного развития обучаемых).

Развитие социокультурной образовательной среды университета не позиционируется авторами как формальное представление, она целенаправленно проектировалась, развивалась и развивается коллективом до сегодняшнего дня посредством создания образовательных ресурсов развития субъектов.

Создание образовательного ресурса определяется превращением наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования, т.е. в собственно среду [19]. При этом в составе образовательной среды содержание образования выступает как конфигурация предметностей осваиваемой культуры, как ее образовательный ресурс.

Образовательные ресурсы культурно-образовательной среды университета структурированы по блокам:

- научно-исследовательский;

- информационно-технический;

- научно-методический;

- учебно-воспитательный;

- социальный.

В состав научно-исследовательского блока входят научно-педагогические школы, творческие коллективы обучающихся, участвующие в создании различных научно-исследовательских и социальных проектов, в конкурсах, конференциях.

В состав информационно-технического блока входят информационные ресурсы образовательного назначения.

В состав научно-методического блока образовательных ресурсов входит творческие лаборатории и др.

В состав учебно-воспитательного блока образовательных ресурсов входят спецкурсы, факультативы и клубы по интересам, вузовские мероприятия, собрания, кураторские часы и пр.

В содержании учебных дисциплин особо акцентируются те разделы, которые имеют большее значение для развития (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.); активно включаются материалы регионального краеведческого содержания, литературного, научного, философского наследия выдающихся земляков.

В состав социального блока входят традиции, обучающиеся, коллектив вуза.

Главным образовательным ресурсом среды являются обучающиеся, преподаватели и сотрудники вуза. Среда переживается ими в формате адаптации, присвоения и преобразования смысложизненных ориентаций, а не в виде кристаллизованных структур, поскольку они вос-

принимают их в контексте собственных Я-концепций. Среда, тем самым, выступает пространством преломления смыслов индивидуальных и групповых.

Традиции вуза являются существенным образовательным ресурсом развития обучающихся, преподавателей, сотрудников и руководителей университета. И традиционные мероприятия - мощное средство, способствующее воспитанию любви к своему вузу. Проведение традиционных мероприятий позволяет пробудить у обучающихся мобильность, самостоятельность, так как, зная о традиционности того ли иного праздника, фестиваля или конкурса, обучающиеся имеют возможность заранее к нему готовиться и вносить свои предложения по их подготовке и проведению.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Изучив сущность, структуру, функции, образовательные ресурсы социокультурной образовательной среды университета, считаем, что среда - ниша, ее ядром является обучающийся как субъект развития [20,21]. Среда есть форма смысловых структур. Следовательно, процесс, в результате которого человек обретает смысл, есть не что иное, как процесс социальной идентификации. В контексте предметной ориентации исследования, пространством смыслообретения обучающегося является его группа, университет, то есть те социальные институты и инфраструктуры, которые обладают неким духовным геномом антрополого-аксиологической идентичности, а, следовательно, активным потенциалом развития всех субъектов образования. Среда содержит мощный образовательный потенциал, поскольку, являясь информальным образованием, предоставляет обучаемому проявить личную свободу и самостоятельность в выборе содержания развития, специфики опыта деятельности, и тем самым позволяет обучающемуся достичь своеобразного «акмэ» в самовыражении, почувствовать свою самостоятельность и проявить социальную и личностную мобильность.

Таким образом, удалось установить, что социокультурная образовательная среда университета есть не что иное, как саморазвивающаяся система, специфической характеристикой которой выступает интеграция субъективного бытия личности и объективного мира, представленного инфраструктурой университета, основанная на идеи развития субъектности обучаемого посредством предоставления ему выбора социальной идентичности в событийной форме среды, поведения обучаемого в среде, внутренней жизни обучающегося.

Развитие социокультурной образовательной среды Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина» целенаправленно осуществляется посредством создания условий развития обучающихся, среди них:

- психолого-педагогические условия, позволяющие адаптироваться в окружающей среде и быть субъектом образовательной деятельности:

- принятие субъектами образовательного учреждения, предоставляющего возможности развития, как субъективно значимую социокультурную образовательную среду и осознание своего нахождения в ней на уровне привязанности, комфортности, идентификации с референтным профессиональном сообществе;

- осознание развития субъектами образовательного процесса как деятельности, понимание ими целей, задач, перспектив этой деятельности как самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной, являющейся следствием реальных прав, свобод и обязанностей;

- проявление личностной позиции субъектов образовательной деятельности в использовании педагогического потенциала социокультурной образовательной среды образовательного учреждения.

- социально-педагогические условия, способствующие развитию социокультурной образовательной, активно влияющей на развитие обучающегося:

- расширение сфер взаимодействия, обеспечиваю-

Shchuchka Tatiana Alexandrovna SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL .

pedagogical sciences

щих открытое, творческое, неформальное общение обучающихся, преподавателей;

- создание и развитие образовательных ресурсов, ориентирующих на ценностно-смысловое вхождение обучающегося в социум, и реализация их в событиях среды;

- развитие у педагогов таких качеств как эмпатий-ность, уважение обучающегося и принятие его личности, педагогический такт, активная гражданская позиция, понимание и принятие коллективных целей, способность к диалоговому общению.

- организационно-педагогические условия, обеспечивающие взаимодействие социокультурных образовательных сред в развитии обучающихся:

- восприятие университета как части образовательной системы города Ельца, его участие в реализации образовательно-просветительских программ города;

- интеграция образовательных структур города, позволяющая эффективно, непрерывно осуществлять развитие обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания, 2010. -164 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер

- М.: Академия, 2006. - 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. /

A.Маслоу. —М.: Смысл, 1999. — 425 с.

4. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А.В.Леонтович // Школьные технологии. - №5. - С.146-150.

5. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл / В.И.Слободчиков // Исследовательская работа школьников: науч.-метод.журн. - М., 2004. -№2- С.6-18

6. Развитие научного потенциала личности: теория, диагностика, технология: Коллективная монография / отв.редакто-ры И.Ф.Исаев, Н.И.Исаева, Г.В.Макотрова - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2011. - 361с.

7. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции /А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова

- М.: Логос, 2009 - 336 с.

8. Загвязинский В. И.Теория обучения: Современная интерпретация / В.И. Загвязинский // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

9. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап/

B.В. Краевский, Е.В. Бережнова - М., 2006. - 394 с.

10. Бордовский Г.Л. Управление качеством образовательного процесса /Г.Л. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

11. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 42 с.

12. Сериков Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков.

- М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.

13. Турченко В. Н. Методологические основы российской стратегии развития образования / В. Н. Турченко.//Педагогика, 2002. - №10.

- С. 97-205.

14. Николашкина В.Е. Мониторинг социокультурной образовательной среды вуза: принципы и специфика // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 107-109.

15. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования /А.В. Хуторской, Л.Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. — Тула: Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. — Вып. 1. — С.117-137.

16. Смирнова Е.В. Аспекты социокультурной образовательной среды, детерминирующей развитие вторичной языковой личности, в условиях информатизации образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 224-227.

17. Яковенко Е.В. Критерии интегрированности студентов в социокультурную среду учебного заведения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 46-48.

18.15Шестак В.П. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» / В.П. Шестак, Н.В. Шестак //Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115—119.

19. Гнездилова Н.А. Развитие информационной компетентности будущего специалиста менеджера: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Елец, 2007. — 20 с.

20. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. кандидата педагогических наук М. В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 224 с.

21. Сенашенко В.С. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8/9. С. 136—140.

Статья поступила в редакцию 20.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019

124

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.