Научная статья на тему 'Опыт Народного единства в Чили 1970-1973 годов и некоторые оценки его деятельности'

Опыт Народного единства в Чили 1970-1973 годов и некоторые оценки его деятельности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1219
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИЛИЙСКИЙ ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ / CHILEAN ROAD TO SOCIALISM / САЛЬВАДОР АЛЬЕНДЕ / SALVADOR ALLENDE / НАРОДНОЕ ЕДИНСТВО / POPULAR UNITY / 11 СЕНТЯБРЯ / SEPTEMBER 11TH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хорхе Рохас Флорес

В настоящей статье рассматриваются наиболее важные аспекты истории Чили в годы правления Народного единства и реализации программы «Чилийский путь к социализму» в 1970-1973 годы. Анализируются также дискуссии интеллектуального и политического характера о значении этого периода для истории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCЕ AND DEBATE ON THE POPULAR UNITY. CHILE. 1970-1973

This paper shows main aspects related on Popular Unity and Chilean Road to Socialism, between 1970 and 1973, and the intellectual and political debate about its historical legacy.

Текст научной работы на тему «Опыт Народного единства в Чили 1970-1973 годов и некоторые оценки его деятельности»

УДК 983 ББК 63.3(7)6

ОПЫТ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА В ЧИЛИ 1970-1973 ГОДОВ И НЕКОТОРЫЕ

ОЦЕНКИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Перевод с испанского к.э.н. Александра Серафимовича Первушина

Хорхе Рохас Флорес,

доктор наук (университет Сантьяго-де-Чили), доцент университета Альберто Уртадо и университета АРСИС (Сантьяго, Чили)

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются наиболее важные аспекты истории Чили в годы правления Народного единства и реализации программы «Чилийский путь к социализму» в 1970-1973 годы. Анализируются также дискуссии интеллектуального и политического характера о значении этого периода для истории страны.

Ключевые слова: чилийский путь к социализму, Сальвадор Альенде, Народное единство, 11 сентября.

EXPERIENCE AND DEBATE ON THE POPULAR UNITY. CHILE. 1970-1973

Jorge Rojas Flores,

Ph. D. in History from the University of Santiago de Chili, associate professor at he Universities Alberto Hurtado and Arcis (Santiago de Chile)

Abstract: This paper shows main aspects related on Popular Unity and Chilean Road to Socialism, between 1970 and 1973, and the intellectual and political debate about its historical legacy.

Key words: Chilean Road to Socialism, Salvador Allende, Popular Unity, September 11th.

Введение

В настоящей публикации представлен краткий очерк деятельности правительства Народного единства в Чили в период с 1970 по 1973 годы. В нем рассматриваются важнейшие аспекты этой темы, как за указанный период, так и в последующие годы, включая формы, в которых эта деятельность проявилась, в том числе и ее трагический конец. В работе анализируются наиболее значимые ее аспекты, как в Чили, так и за пределами. Кроме того, в данной статье даётся не только изложение вопросов политического, экономического, социального и культурного характера, но также исследуются и имеющиеся расхождения в трактовке всех этих вопросов среди ученых, занятых изучением указанной проблематики [1].

98

Состояние данного вопроса в 60-е годы

До прихода к власти Сальвадора Альенде в конце 70-х годов обстановка в Чили, как и в целом в Латинской Америке оставалась неспокойной и характеризовалась стремлением к проведению в регионе глубоких социальных преобразований. Даже в католической церкви, та её часть, которая исповедовала «теологию освобождения», напрямую была вовлечена в социальную и политическую борьбу. Идея о революционных переменах рассматривалась как вполне оправданная. Так, в 1964 году Христианско-демократическая партия, будучи по своей природе центристской, победила на президентских выборах под лозунгом «Революция в условиях свободы», поскольку умеренные рефор-

мы представлялись ей излишне осторожными и недостаточно весомыми.

С другой стороны, гипотетическая победа социализма порождала упорное сопротивление и страх со стороны различных секторов общества. Так, ряд религиозных организаций (таких как «Традиции, Семья и Собственность», первоначально основанная в Бразилии, а затем образовавшая свои представительства в ряде других стран) осудила процесс проникновения в их среду коммунистических идей. В рядах военных возникло сильное ощущение угрозы возникновения подрывной деятельности и анархии, хотя в их кругах присутствовало и ощущение необходимости проведения социальных реформ. Государственный переворот в Бразилии 1964 года был проведен антикоммунистическими силами. В Уругвае, после длительной напряжённости в среде вооруженных сил, в июне 1973 года был распущен парламент. В Аргентине также наблюдалось возрастание влияния военных. Уже тогда там развернулась борьба с повстанческими движениями, однако особенно сильный размах репрессии в Аргентине приобрели после 1976 года. В Боливии положение было очень нестабильным, а в 1971 году левый военный режим был сменен военными правой ориентации. Что касается Перу, то там у власти находилось националистическое военное правительство, которое в 1975 г. было смещено военными правых взглядов [2].

Политический режим в Чили был одним из самых стабильных во всем латиноамериканском регионе, по крайней мере, по сравнению с режимами в других странах. Немногочисленные попытки организовать в стране государственный переворот по обыкновению заканчивались неудачно. Последний такой переворот имел место в 1969 году, а в общем начиная с 1932 года правительства менялись одно за другим достаточно рутинно, без каких бы то ни было негативных последствий для сложившейся политической структуры. Некоторые историки высказывали предположение, что за фасадом этой кажущейся стабильности скрывались признаки серьезных социальных противоречий, но власти замалчивали любые признаки сопротивления, поскольку они проявлялись неявно, скрытно. Однако существуют и иные оценки этого феномена. К примеру, социальная устойчивость могла стать следствием эффективной политики социальной интеграции, проводимой правительством, которое, начиная с 30-х годов, предприняло ряд мер для того, чтобы снизить остроту проявления недовольства в различных слоях общества. Ряд исследователей также упоминают чилийскую политическую систему, представленную партиями, воспринявших принципы представительной власти. Критика справа, которая обрушивается на демократическую систему и на ее сближение с лицами, исповедующими путчизм, возникла сравнительно недавно, приблизительно с 1966 года, с созданием Национальной партии. Со своей стороны, Коммунистическая партия оставалась верной существующим договорённостям и союзам, а также принципам борьбы за социальную справедливость [3]. Как бы то ни было, трудно определить, являлась ли господствующая в стране система (характеризовавшаяся социальной стабильностью,

весьма слабыми возможностями решения насущных вопросов с применением военной силы) в действительности резко отличавшейся от режимов в соседних странах или же, в случае, если этот постулат преувеличен, имелись ли в ней черты, свойственные всем государствам этого региона.

Как и другие страны Латинской Америки, Чили являлась той частью земного шара, где Соединённые Штаты обозначали свое присутствие в самых различных сферах в качестве ведущей страны мира. Так, например, в экономической, культурной и технологической областях США занимали господствующее положение, с которым трудно было конкурировать, особенно после окончания Второй мировой войны. После победы Фиделя Кастро интерес США к политическим процессам ещё больше усилился. Успехи левых на выборах 1964 года вызвали против них бурную «кампанию террора», которая особенно отчётливо прослеживалась в позиции средств массовой информации. Эта кампания получила полную поддержку со стороны Соединённых Штатов. Нечто подобное было отмечено в 1970 году.

С началом деятельности программы «Союз ради прогресса» связи с Соединёнными Штатами становятся ещё более тесными. Пример Кубы усилил интерес Соединённых Штатов к региону, что нашло своё отражение во вмешательстве в ход предвыборных кампаний и в навязывании таких политических программ в масштабах континента, которые вели бы к сдерживанию реформ, проводимых в духе кубинской революции. Среди них следует отметить такие реформы как аграрная, налоговая и реформа народного образования. Однако фактор иностранного влияния, о котором будет сказано ниже, не был единственным. В отличие от других стран региона, в отношении государств Южной Америки, вмешательство Соединённых Штатов не включало мер прямого военного воздействия, что было обычным делом в Центральной Америке и странах Карибского бассейна [4].

В 1960-е годы в Чили господствовала идея о необходимости проведения изменений в социальной и политической сферах, что, в конечном счёте, вылилось в проведение коренных реформ в стране. Например, начиная с 1962 года, и в особенности в 1967 году началось осуществление аграрной реформы в сельских районах, которая происходила при активной поддержке католической церкви. Была проведена также широкомасштабная реформа народного образования, давшая возможность расширить охват детей школьного возраста, оказывать материальную помощь выходцам из малообеспеченных слоёв населения (питание, одежда и стипендии) и, кроме того, вносить необходимые изменения в учебные программы.

По своему характеру левые силы не были достаточно сплочёнными. В их среде существовало два различных направления, причём каждое из них рассматривало себя в качестве «революционного». При этом первое выступало за социальную революцию, восстание и формирование партизанского движения, ведущего вооружённую борьбу (нападение на полицейские участки, банковские учреждения), что, в конечном счёте, вело бы к низвержению буржуазных учреждений в стране. Хотя такая позиция и креп-

ла в связи с успехом кубинской революции, ей так и не удалось добиться полной победы. Куда более сплочённые силы, начиная с 1950-х годов, сосредоточивали свои усилия на необходимости проведения социальных реформ, используя в этих целях существующие правовые структуры (участие в парламентских выборах), а также проведение мирных преобразований общества. Они не поддерживали более радикальных требований, несших с собой угрозу полного разрушения сложившихся государственных структур, хотя в дальнейшем, в отдалённом будущем они и не снимали их целиком с повестки дня. Любопытно отметить, что и то, и другое движение именовали себя революционными. Различия между этими течениями («радикалами» и «постепеновцами») состоят в скорости достижения поставленных целей и в степени доверия к сложившимся в стране социальным структурам [5].

Первый опыт участия Сальвадора Альенде в президентских выборах (в 1952 году) был отчасти случайным и стал возможным благодаря совместному выступлению коммунистической партии Чили и части социалистов, которые единым фронтом выступили против кандидатуры популиста Карлоса Ибаньеса. Однако его участие в выборах открыло путь к образованию альянса между этими двумя партиями, который со временем превратится в более тесный союз. В 1956 году этими партиями был создан Фронт народного действия (ФРАП). Политическая традиция ФРАП, выступавшего с единой программой (антиимпериалистической, антиолигархической и антифеодальной), которая рассматривалась в качестве первых шагов социалистических преобразований в будущем, и привела к повторному выдвижению кандидатуры Альенде на очередных президентских выборах в 1958 году. На этот раз расклад сил был благоприятным. Хотя Альенде и потерпел поражение, но проиграл всего несколько голосов кандидату от правых сил Хорхе Алессандри. К этому времени уже была сформулирована программа левых сил, получившая название «Чилийский путь к социализму». В ней присутствовала ранее неизвестная стратегия прихода к власти путем использования давления народных масс и успешного участия в президентских выборах. Левые силы продолжали укреплять свои позиции по каждому из этих направлений, в том числе достигая успехов в сельских районах, то есть там, где хороших результатов обычно добивались правые. Однако в 1964 г. опасения, что при поддержке социалистов и коммунистов Альенде может одержать победу на президентских выборах, привели к тому, что центристские и правые силы создали единый фронт, обеспечивший убедительную победу Эдуардо Фрею.

Рост электората левых сил был обусловлен повышением политической активности широких масс. Этот факт отмечался в среде профсоюзов, студенческой массе и вообще среди всего населения страны. Именно в этой среде левые находили поддержку своим экономическим и частично политическим требованиям.

Создание Народного единства и его победа

Фронт Народного действия стоял на распутье в конце 1960-х годов, когда завершался период правления Эду--¿МЬ

- юо -ШР-

ардо Фрея. Всё указывало на то, что для победы на выборах 1970 года надо было еще больше расширить электорат и включить в него новые отряды своих сторонников. Хотя имелись внутренние противодействия (часть социалистов выступала за то, чтобы Фронт являлся бы исключительно центром борьбы трудящихся и не включал в себя «мелкобуржуазные» элементы), но в итоге к социалистической и коммунистической партиям присоединились такие политические формирования как Радикальная партия, Объединённое движение народного единства (МАПУ), Радикальная левая партия и Независимое народное действие. Всем им удалось объединиться вокруг единой программы, что дало начало образованию движения Народное единство.

Принятая Народным единством программа включала в себя предложения, сделанные еще в предшествующий период, такие как углубление аграрной реформы и национализация меди (обе они начали осуществляться в период президентства Эдуардо Фрея). По этим пунктам программы отмечалось единство мнений с представителями оппозиции. Другие меры были более новыми и более спорными, например, идея создания трёх видов собственности (государственной или общественной, смешанной и частной); проведение школьной реформы, которая ограничивала бы распространение системы частных школ.

Были также сформулированы проекты программ, которые расширяли права трудящихся в вопросах управления деятельностью предприятий (путём изменения содержания кодекса о труде). Другие меры носили более частный характер и были по своему существу традиционными (некоторые называли их вспомогательными). К ним относились раздача по пол-литра молока детям младше 15 лет, обеспечение школьников бесплатной школьной одеждой и письменными принадлежностями, а также создание программ ежегодного отдыха работников (отдых и туризм), более тесное участие работников в культурной жизни страны.

В течение 1969 года правые силы предприняли попытку выдвинуть единого кандидата под руководством христианских демократов (как это уже делалось в 1964 году), чтобы противостоять левым силам. Для осуществления этой цели необходимо было наличие надёжного претендента, каким являлся Эдмундо Перес Жукович. Его поддерживало наиболее представительное умеренное крыло христианских демократов. Однако внутри правящей партии победу одержал самый прогрессивный деятель, (выступавший в том числе за реализацию некапиталистического пути развития), Радомиро Томич. В итоге он был избран в качестве кандидата на пост президента Чили от этой партии. Таким образом, переговоры, которые велись в данном секторе левых сил, не увенчались успехом, поскольку первоначальное предложение включало в себя условие, что кандидат должен быть выбран из их рядов. В результате сценарий оказался следующим: на пост президента были выдвинуты три кандидатуры - один представлял правые силы (Алессандри), другой - левое крыло движения (Альенде) и третий представлял центр (Томич).

Победа Альенде, получившего 36,6% голосов, вызвала удивление в стане правых, которые считали себя фаворитами, хотя отставание их кандидата было незначитель-

ным (за него проголосовало 35,5% избирателей). Итоги избирательной кампании вызвали удивление и среди левых сил, которые выдвигали кандидатуру Альенде в четвертый раз (хотя далеко не все левые относились с доверием к президентским выборам в качестве надёжного средства политической борьбы). Недоумение имело место и в среде христианских демократов, занявших третье место (28,1%).

Первой реакцией правых сил было намерение не признавать победу Альенде, исходя из того, что он набрал лишь относительное большинство голосов. Хотя существовавшая в Чили политическая традиция требовала, чтобы Конгресс утвердил его победу, выдвигались другие альтернативные варианты, например избрание Алессандри, которому в этом случае предстояло незамедлительно подать в отставку или же осуществить согласованный государственный переворот с участием вооружённых сил страны [6]. Однако ни одна из этих идей не была реализована и, в конце концов, все сошлись на том, что необходимо провести переговоры между Народным единством и Христиан-ско-демократической партией, чтобы получить поддержку в Конгрессе. В результате, в октябре 1970 года был подписан Закон о конституционных гарантиях, что означало принятие конституционной реформы, уточнявшей уважение к личным свободам и социальным гарантиям, и содержавшей также признание права на свободное изъявление мыслей, права собраний, свободный доступ к образованию, тайны переписки, свободы передвижения и немилитаристский характер частей карабинеров и вооруженных сил страны, которые рассматриваются как специфические силы, используемые в интересах всего общества [7].

Однако подписание указанного соглашения не привело к его поддержке со стороны лагеря правых. Поскольку прочие возможности для разрешения конфликтной ситуации были перекрыты, наиболее радикально настроенные слои стали прибегать к заговорщической деятельности, что привело в частности к похищению главнокомандующего армии Рене Шнейдера, который был сторонником исполнения результатов голосования. Эта акция была реализована 2 октября и закончилась убийством Шнейдера. Она была осуществлена двумя группами лиц, причём одна из них действовала при поддержке со стороны ЦРУ. В дальнейшем этот факт нашёл своё подтверждение [8].

В конечном итоге убийство Шнейдера, который всеми силами отстаивал профессиональную и конституционную роль армии, только укрепило позиции сторонников линии убитого генерала. В результате Эдуардо Фрей назначил на пост главнокомандующего армией Карлоса Пратса. Несмотря на то, что военные круги, выступавшие в поддержку осуществления государственного переворота, сохранили свои должности в Вооружённых Силах, они сыграли второстепенную роль в событиях, предшествующих утверждению Конгрессом Альенде в качестве Президента Чили.

Альенде у власти: первый год правления

В первые месяцы своего правления Народное единство развернуло активную деятельность в нескольких направлениях. Например, стали организовываться субботни-

ки и воскресники, которые представляли собой массовые мероприятия, выполняемые на безвозмездной основе. В них принимали участие студенты, школьники, трудящиеся и жители городских районов. Их труд был направлен на расчистку жилых кварталов и учреждений, на уборку урожая и другие работы, которые приносили пользу обществу. При этом власти брали пример с опыта Кубы и с более давних примеров Советской России. В первых из таких мероприятий участвовали и оппозиционные группы населения, например, лица близкие к взглядам левых христианских демократов. Со временем к таким мероприятиям стали привлекаться люди, проявляющие большее доверие к правительству, и в этом случае речь шла уже о производительном труде, например, о работе на транспорте.

Оппозиция уже не принимала в этих мероприятиях активного участия [9]. Вместе с тем правительство получило возможность развернуть работу по пропаганде культуры и распространению знаний среди трудящихся. Использовались, например, специальные программы показа кинофильмов и организация театральных представлений в различных городах, летних лагерях и поселках. Внедрялись в жизнь программы распределения молока, школьной одежды и учебников и целый ряд мер социальной направленности.

Среди многих начинаний подобного рода, проводившихся в тот период, а также и в последующие годы (хотя масштабы их стали заметно скромнее вследствие политической поляризации в стране и последствий экономического кризиса), можно назвать работу издательства, долгое время носившего имя Киманту. Его деятельность сосредоточивалась на массовом выпуске книг, включая произведения классической литературы (русской, европейской, американской и латиноамериканской), а также различных журналов для детей, женщин, молодёжи, а также учебных материалов для системы политического просвещения.

Для освещения вопросов, касающихся взаимоотношений труда и капитала Единый профсоюзный центр трудящихся (КУТ), где преобладали левые силы, и новое правительство подписали соглашение, в котором давалось понятное для простых тружеников истолкование идей, направленных на улучшение положения человека труда и защиты его прав. Речь шла о повышении заработной платы и пенсий, льготах, вознаграждениях, премиях, изменениях в трудовом кодексе, касающихся создания профсоюзов и заключения коллективных договоров, соглашениях о механизмах участия трудящихся в управлении предприятий и учреждениях социального страхования. Кроме того, соглашение содержало договоренность о легализации КУТ.

КУТ не удавалось напрямую войти в состав правительства, хотя некоторые руководители профсоюзов занимали важные государственные должности (в частности, пост министра труда). В качестве стратегического подхода рассматривалась независимость КУТ, при этом учитывались мнения и тех, кто не придерживался левых взглядов. Однако на практике политическое единство трудящихся проявлялось во многих аспектах.

Принадлежность части профсоюзных руководителей к левым течениям политической мысли затрудняло достижение предполагаемой автономии. Такого рода пробле-

мы стали ощущаться в 1972 году, когда отдельные трудовые конфликты сделали проблематичными сотрудничество между правительством и несколькими мощными профсоюзными объединениями (такими как работники меднорудных компаний), а также выборы нового состава КУТ. Наличие серьезных противоречий ощущалось и на конкретных предприятиях, где в обстановке возрастающей поляризации становилось всё более затруднительным достижение «единства рабочего движения».

В первые месяцы пребывания у власти Народному единству пришлось столкнуться и с проблемами муниципальных выборов (апрель 1971 года), по итогам которых партиям этого блока удалось умножить число своих сторонников. Результаты выборов показали, что за партии Народного единства проголосовало 50,3% избирателей, что вызвало среди их сторонников ощущение достигнутой победы. Христианские демократы сохранили прежние позиции, но потеряли поддержку наиболее прогрессивно настроенных избирателей, что обеспечило победу партий блока Народного единства. Часть электората они перехватили у правых партий, потерявших доверие ряда традиционных избирателей.

Наиболее радикальная часть левых сил выступала за ускорение темпов преобразований и отказ от применения законных мер для их достижения. Например, они склоняли других к тому, чтобы прибегать к захвату (изъятию) заводов и фабрик, а также сельскохозяйственных предприятий, то есть усиливать участие государства в таких мероприятиях как конфискация и захват (изъятие) собственности. Поскольку Конгресс находился в руках оппозиции, оказалось затруднительно принимать новые законодательные акты, предлагаемые правительством. В такой ситуации было иллюзией рассчитывать на реализацию программы реформ в рамках действующего законодательства. Это могло быть реальным, если бы Народное единство получило относительное большинство на выборах нового конгресса в марте 1973 года. В подобной обстановке правительство прибегало к юридическим лазейкам, для того чтобы расширить свое влияние хотя бы на некоторое число частных предприятий. Новая тактика включала в себя использование старых юридических норм, что помогало, в исключительных случаях, оправдывать вмешательство государства. Оппозиция в свою очередь усматривала в такого рода действиях пренебрежение к букве и духу закона.

Христианские демократы поначалу занимали выжидательную позицию и надо учитывать при этом, что часть из них придерживалась взглядов, весьма близких к идеям Народного единства. Следует помнить, что кандидатура Томича, потерпевшего поражение в 1970 году, пользовалась поддержкой у сторонников левых взглядов в среде христианских демократов, которые в политической палитре обыкновенно рассматривались как неуравновешенные и примиренцы. Часть из них вовсе не считала себя проигравшими с приходом к власти Альенде, поскольку по многим вопросам их взгляды совпадали. Осознавая дистанцию, существовавшую между ними и умеренной частью партии, и наблюдая за процессом сближения центристских и правых фракций (на примере дополнительных выбо-

ров в Вальпараисо, когда они с завидным единодушием выступили совместно с правыми силами), группы, стоявшие ближе всего к левым, приняли решение в июле 1971 года образовать новое политическое объединение, получившее впоследствии название Левые христианские демократы. К этой группе позднее присоединилась часть членов МАПУ при этом они отказались именовать себя впредь марксистско-ленинской группой, имя, которое в 1970 году взяла данная организация. Левые христианские демократы выбрали себе образ революционного объединения, по духу христианского и гуманистического, испытывающего на себе большое влияние «теологии освобождения» и близкого по духу христианскому пути к социализму.

Внутри христианских демократов продолжали оставаться группы, которые испытывали симпатию к Альенде (Радомир Томич - кандидат на пост президента, или Рене Фуэнтеальба - президент партии). Однако со временем они всё более теряли свою былую популярность. Хотя Народное единство пыталось поддерживать связи с этими группами, политический климат и наличие более радикальных групп внутри блока делало эту задачу трудно осуществимой.

8 июня 1971 года один из руководителей христианских демократов Эдмундо Перес Жухович был убит представителями крайне левого объединения Организованный народный авангард (ВОП). Перес был министром внутренних дел в кабинете Эдуарда Фрея, и левая оппозиция обвиняла его в том, что он нёс политическую ответственность за репрессии в отношении социального движения под названием «захват земель» в 1969 году (пампа Иригин). Действовавшая с 1968 года группа ВОП намеревалась отомстить Пересу за смерти людей и запланировала убийство бывшего министра. Эта акция вызвала большое возмущение среди остальных членов группировки, в том числе таких радикальных групп как МИР, которые придерживались идеи проведения борьбы с применением крайних средств, хотя и приостановили использование подобной тактики, чтобы не создавать проблем правительству Альенде. Несмотря на то, что ни правительство, ни ведущие левые партии не несли прямой ответственности за убийство Переса, правые круги христианских демократов почувствовали, что этот факт играет им на руку, поскольку подтверждает тезис о нетерпимости, имевшей место в стране.

В конце 1971 года Фидель Кастро посетил Чили, чем вызвал волну недовольства в стане оппозиции. Хотя кубинский лидер и был настойчив в убеждении, что жизнеспособность Народного единства основывалась на расширении базы сил, поддерживающих его, не исключая при этом и реформистские слои христианских демократов, его продолжительное пребывание в стране (почти месяц) было представлено оппозицией как вмешательство во внутренние дела и поддержка наиболее радикально настроенных сил, часто ссылавшихся на его имя при различных обстоятельствах.

Масштабы конфликта

Заметное воздействие на внутриполитическое положение в стране, прямо или косвенно оказали Соединённые

102

Штаты и Советский Союз. Правительство Ричарда Никсона занимало враждебную позицию в отношении правительства Народного единства, что нашло выражение в завуалированных шагах, направленных на дестабилизацию его деятельности. Преимущественно это были меры экономического характера, поскольку все другие попытки потерпели провал. Существуют обширные секретные документы, подтверждающие данный факт [10].

Как бы то ни было, трудно дать точную оценку результативности подобных акций США. Необходимо принимать во внимание международную поддержку, в том числе со стороны Советского Союза, оказывавшего экономическую помощь Чили [11]. Однако эта помощь никогда не имела того объёма, на который рассчитывало правительство Альенде. Особенно остро это стало ощущаться тогда, когда обстановка в стране осложнилась. Внутренние проблемы и отсутствие полной уверенности в положительных результатах мер, предпринятых Народным единством, заставили Советский Союз проявлять осторожность в вопросе предоставления помощи Чили [12].

В 1972 году стали возникать конфликты по наиболее сложным разделам программы правительства: вмешательство правительства в дела крупных частных компаний (создание зоны общественной собственности), вовлечение трудящихся в управление предприятиями, углубление аграрной реформы, реформа системы просвещения (создание так называемой объединенной национальной школы - ОНШ) и проблемы, вытекающие из установления контроля над ценами. Имели место сбои в поставке продуктов питания и товаров народного потребления. Эти проблемы пытались решить с помощью образования органов контроля над поставками продуктов и установлением твёрдых цен.

С самого начала прихода к власти правительство пыталось достичь огосударствления крупнейших частных предприятий-монополистов страны [13]. Сначала речь шла о 91-ом предприятии, и этот список был оформлен со всей возможной тщательностью. Тем не менее, поскольку юридических оснований для этого не хватало, ситуация стала выходить из-под контроля. Начинается самовольный захват предприятий, на основании недостаточного уровня поставок товаров и услуг, разоблачения саботажа и захвата работниками предприятий-саботажников. Христианс-ко-демократическая партия предложила правовой вариант раздела компаний на государственные, частные и смешанные предприятия, без учёта проведенных фактически на-ционализаций и реквизиций, но она не смогла продвинуться в этом направлении сколько-нибудь заметно. Со своей стороны, многие трудящиеся выступали за активное вмешательство государства в этот процесс, поскольку государственный контроль рассматривался в качестве средства улучшения условий труда. У правительства Народного единства не было единого мнения по этому вопросу: часть членов выступала за вмешательство в работу тех предприятий, в которых наблюдались конфликты: разоблачения нарушения закона или же захват их трудящимися (даже если эти предприятия входили в список 91 объекта промышленного производства). Другие считали необходимым из-

бегать ненужных осложнений и предлагали вернуть собственникам предприятия, которые не представляли большой ценности. Во многих случаях такие вопросы передавались в суд, где вскрывались серьёзные нарушения закона и факты превышения власти.

Участие трудящихся в управлении предприятиями было ещё одним программным пунктом, который предложило Народное единство. Такое участие в управлении производством имело место в различных коллективах, причём оно имело различную подоплеку: в некоторых случаях речь шла о поддержке проекта, предложенного социалистами. В других случаях имело место несогласие с вмешательством государства [14]. В конечном счёте, дело завершалось прямым вмешательством в эти вопросы представителей правительства, профсоюзов, а также непосредственных участников трудовых коллективов. Указанные события происходили на захваченных и реквизированных предприятиях, и во всех такого рода случаях было видно, что управление ими оказывалось в руках лиц, приближённых к правительству. Представители демохристианских профсоюзов придерживались иной линии. Они пропагандировали идею прямых выборов, в результате которых трудящиеся получали возможность участвовать в управлении наиболее крупных предприятий. На этом основании можно сделать вывод, что христианские демократы не являлись противниками участия трудящихся в управлении производством. Они были против контроля над предприятиями, к чему стремилось Народное единство.

Аграрная реформа в Чили начала осуществляться в 1962 году, но в первые годы она проводилась весьма медленными темпами. Темпы ее проведения ускорились во времена правления Фрея, который занял пост президента в конце 1964 года. Однако наибольшее её ускорение отмечалось в 1967 году, после принятия закона об аграрной реформе и создания профсоюзов в сельской местности. Прогрессивная часть христианских демократов возглавила это направление, встретив естественное сопротивление со стороны наиболее консервативно настроенных землевладельцев. В 1970 году группа чиновников, ответственных за проведение аграрной реформы, предложила Альенде стать кандидатом на пост президента. Правительство Народного единства продолжило, таким образом, начатую ранее реформу, хотя политический климат в стране становился всё более напряжённым. В 1972 году захват земель становился более частым явлением, что привело к самому серьёзному противостоянию в деревне. Впоследствии именно сельские районы стали местом, где развязанные после государственного переворота репрессии отличались особой жестокостью [15].

Реформа системы просвещения стала той проблемой, вокруг которой развернулась ожесточённая полемика. Правительство Альенде проявляло особый интерес к дискуссии о глубоком преобразовании системы образования в Чили, причём на всех уровнях, с привлечением местных и провинциальных народных собраний. Эта исключительно важная кампания завершилась созывом национального собрания в конце 1971 года. Всё это, в конце концов, вылилось в предложения правительства, получив-

шие название Единая Национальная Школа (ЕНШ). Текст этого документа, не обсуждавшийся предварительно в Конгрессе, был безоговорочно отвергнут оппозицией, обвинившей Народное единство в попытке взять под государственный контроль дело народного просвещения и подвергнуть риску саму идею духовной свободы. В этой обстановке церковь предложила приостановить данную дискуссию, дабы не обострять и без того непростую ситуацию, что и было сделано правительством. Однако, одновременно с этим, в учебных заведениях (особенно в средней школе, то есть в лицеях) начались дискуссии о необходимости введения выборов руководства школами и неприятия руководителей, назначаемых сверху, из Министерства Просвещения. Оппозиционно настроенные студенты организовывали выступления против местных властей и проводили различного рода акции, мешая приступать к своим обязанностям назначаемым сверху руководителям. Правительство отвечало соответствующим образом, например, вводя в силу такие новые структуры как школьные советы, которые оппозиция считала незаконными. Большая часть уличных выступлений 1972 года проводилась учащимися средних учебных заведений, принадлежащих как к сторонникам правительства, так и к оппозиции [16].

Перебои с поставками товаров народного потребления и наличие черного рынка приводили к ухудшению условий жизни населения. Особенно болезненно эту проблему ощущали на себе домохозяйки. Несмотря на то, что Народное единство и обвиняло правые силы в проведении спланированного заговора против властей, выступления недовольных приобретали всё более массовый характер. Первый «марш пустых кастрюль» (или «пустых горшков») состоялся в декабре 1971 года, и эта инициатива стала первым массовым мероприятием, проведённым на улицах страны. В 1972 году критику правительства возглавляли оппозиционно настроенные женщины. К ним присоединились мелкие предприниматели, выступавшие против системы распределения предметов первой необходимости (продуктовые товары, туалетные и стиральные принадлежности) и контроля над чёрным рынком, установленного правительством, создававшим Советы по контролю за системой снабжения и ценами. Оппозиция сосредоточила критические выпады против именно этих органов как неспособных решить возникшие проблемы, противоречащие закону и имевшие своей главной целью ввести тотальный контроль над населением (подобный контролю на Кубе) посредством введения карточек потребителя.

Различные спорные темы этой дискуссии проникли также в само Народное единство [17]. Будущее развития всего общественно-политического процесса в 1976 году, на который были назначены президентские выборы, оставалось неясным. Коммунистической партии Чили, которая обсуждала данные вопросы в органах КПСС, надо было готовиться к вероятному поражению в назначенной на этот год избирательной кампании. Вероятность подобного исхода означала возможность возврата к ситуации 1970 года, поскольку структурные и общественные изменения в стране должны были привести к тому, что этот процесс стано-

- Ю4 -ШР-

вился неуправляемым. Однако возврата к прежнему положению дел было трудно ожидать. Другие партии также придерживались мнения, что «обратного пути здесь нет» [18].

Некоторые группы левых высказывались за то, чтобы предоставить место в общественных структурах организованным группам населения, оставляя в стороне формальность законности или незаконности таких действий. Идея «народовластия» как некой формы существования в данный конкретный момент, используя способность к принятию решений организованной частью населения на местном уровне, вошла в столкновение с другой, более умеренной стратегией, которая предполагала относиться с уважением к тем шагам, которые предусматривала правительственная программа. Питер Уинн характеризовал первый подход как «революцию снизу», спонтанную, обладающую напором и силой организованной массы трудящихся. Неслучайно наиболее популярным для них стал лозунг: «Вперёд, и никаких уступок». Другая сторона придерживалась принципов «революции сверху», тесно связывая свою позицию с борьбой в пределах, дозволенных законом и опираясь на стратегию, разработанную политическими партиями [19]. Противостояние между этими позициями в стане левых не принесло победы ни той, ни другой стороне.

Оппозиция правительству стала усиливаться в течение 1972 года. Например, в профсоюзной среде влияние христианских демократов становилось заметнее. Во время прямых выборов в КУТ в мае 1972 года руководящее ядро этой партии получило 26% голосов. Это заставляет нас вспомнить, что в среде трудящихся имелся широкий спектр политических позиций: от «верных слуг» руководящих работников, то есть тех, которые считали совершенно естественным наличие классовых различий и верили в бесконечную доброту начальства; «популистов» (эти желали бы упразднения социальных различий, но верили в приход доброго дядюшки, который и вмешается в эту несправедливость); «чистых профсоюзников» (выступавших за то, чтобы профсоюзы принимали участие в жизни работников, но чтобы они играли при этом роль переговорщика, но никак не особую политическую роль); умеренные революционные силы (они осознают роль профсоюзов и политических партий в защите своих интересов, но считают возможным прагматически сочетать переговоры с социальным давлением - без окончательного разрыва связей с предприятием (компанией); и, наконец, революционные левые радикалы (наиболее идеологизированное крыло профсоюзов), настаивающие на том, чтобы идти к поставленной цели, в том числе и самым радикальным путём) [20].

Трудящиеся не стремились к созданию единого фронта для разрешения своих проблем. Напротив, между различными секторами трудящихся имелись вполне определённые противоречия. Например, менеджеры, наиболее квалифицированный персонал, то есть те, кто располагал определённым статусом, завоёванным многолетним упорным трудом, не могли спокойно смотреть на то, как на некоторых предприятиях лица без достаточной професси-

ональной подготовки начинают занимать высокие посты. Конечно, здесь не следует делать чрезмерных обобщений, поскольку на практике всё это происходило далеко не так однозначно.

С другой стороны, защита трудящихся со стороны профсоюзов приобрела такой размах, что уже сами оппозиционно настроенные к правительству группы использовали эту защиту для воспрепятствования некоторым мерам, разрабатываемым профсоюзами. Такую ситуацию можно продемонстрировать на примере забастовки на предприятии «Эль-Теньенте» в 1972 году. В этой забастовке можно было видеть, (по крайней мере, на её начальной стадии, как рабочие всех взглядов и направлений (как сторонники правительства, так и представители оппозиции) выступали против политики внедрения государственного предприятия по экономическим мотивам (требования о повышении заработной платы). И только значительно позже группы, поддерживавшие правительство, стали возвращаться на свои рабочие места.

Более других сопротивлялись программе Народного единства» те группы рабочих, которые усматривали в действиях правительства угрозу своим интересам. Однако противники проекта находились не только в среде рабочих крупных предприятий, которые, безусловно, видели угрозу в этих мерах правительства. Были здесь и промежуточные слои (мелкие и средние торговцы, владельцы грузовиков и небольших автобусов). Число тех, кто не одобрял проекта и старался держаться от него в стороне, было значительно большим, то ли потому, что они поддались общему ощущению страха и вызывающим беспокойство статьям апокалиптического характера, то ли вследствие других факторов.

Женщины также не стали активными участниками политики, проводимой левыми, поскольку в ней преобладала тематика защиты классовых интересов. В отличие от этого, оппозиция с куда большим вниманием отнеслась к традиционной системе ценностей, которую отстаивали многие женщины. Центры материнства и детства, которые всячески поддерживал Фрей, выдвинули проект защиты материнства и детства и оказания внимания домашним заботам женщин. Изменения, которые внедрял Альенде, казалось, подвергали риску традиционный образ жизни и сложившиеся ценности. Это способствовало тому, что недовольство политикой Альенде, сложившееся в среде оппозиции, проникло и в ряды женского населения [21].

Оппозиционные настроения росли и в рядах учащихся средних учебных заведений. Так, Федерация учащихся средних учебных заведений Сантьяго (ФУССУЗС) находилась под контролем левых сил с 1960 до 1972 годы. А в этом году число представителей Национальной партии (правые) и христианских демократов (центр) там возросло, то есть это произошло в первую же предвыборную кампанию. До этого момента представителей правых в федерации не было вообще, в отличие от христианских демократов, которые там присутствовали. На сей раз их представительство возросло еще больше, что было следствием протеста против действий властей, назначавших неугодных директоров лицеев [22].

Упоминавшиеся выше конфликты проходили в форме, как правило, включавшей элементы насилия. В нескольких случаях имели даже место пострадавшие и убитые. И, невзирая на призывы к тому, чтобы участники акций старались избегать насильственных действий, наблюдалась тенденция к обострению ситуации. Средства массовой информации (как правых, так и левых направлений) играли в этих событиях главную роль, поскольку они применяли агрессивный тон при описании событий, тем самым лишь обостряя и без того уже доведённые до крайности социальные противоречия [23].

Средства массовой информации самых крайних направлений, как печатные, так и выходящие в эфир, стали прибегать к использованию против властей уже откровенно враждебных выпадов и открыто призывать покончить с правительством Альенде, а если этого не последует, то вооруженные силы вмешаются в ход событий, чтобы отрешить его от власти. В ответ правительство прибегло к временному закрытию некоторых средств массовой информации, что было охарактеризовано представителями оппозиции как авторитарный подход и ущемление свободы печати.

Помимо демонстраций сил оппозиции раздавались призывы к проведению стачек и всеобщей забастовке, к которой призывали объединения предпринимателей, такие как владельцы грузовых автомобилей, а также мелких и средних торговцев. Наиболее крупная забастовка вспыхнула в октябре 1972 года, вызвав серьёзные последствия, с которыми Альенде попытался справиться, пригласив в состав кабинета военных лиц, с целью достигнуть общественного спокойствия. Главнокомандующий Вооружёнными Силами Карлос Пратс занял пост министра внутренних дел и пробыл на этом посту до марта 1973 года.

Государственный переворот

Ряд учёных полагает, что парламентские выборы марта 1973 года явились началом подготовки государственного переворота. Объединённые силы оппозиции (так называемая «Демократическая Конфедерация») стремилась заполучить большинство, достаточное для того, чтобы сместить Альенде с помощью обвинения в нарушении Конституции. Однако незначительное большинство, которое ей удалось получить, оказалось недостаточным. Сторонники правительства, со своей стороны, также не смогли добиться большинства в Конгрессе, что не давало им возможности продолжать выполнять свою программу. Они также не могли помешать и обструкционистским действиям оппозиционных сил в Конгрессе.

28 июня 1973 года небольшим подразделением сухопутных войск (вторым батальоном бронетанковых войск) была предпринята попытка государственного переворота. Она оказалась неудачной и была подавлена, хотя до сих пор остаются сомнения в отношении целей этого выступления, являлось ли оно попыткой свергнуть Альенде или же это была попытка проверить, как правительство ответит на такого рода акцию. Главнокомандующий Карлос Пратс проявил себя как центральная фигура в деле подавления этого мятежа, и возможно именно поэтому позднее

его неоднократно пытались сместить с поста главнокомандующего. В этих событиях особая роль принадлежала Аугу-сто Пиночету, который исключительно сурово расправился с предпринявшими мятеж военнослужащими. Некоторые полагают, что в момент мятежа Пиночет был лоялен Пратсу, но с учётом итогов этого выступления его позиция изменилась. Теперь он скорее склонялся к защите интересов восставших, поскольку пришел к выводу, что в их среде существовала сила, обладавшая куда большим политическим потенциалом [24].

После июня военно-политическая обстановка в стране характеризовалась исключительной нестабильностью. Пратс утратил свои былые способности карьерного роста вследствие организованной против него травли, закончившейся тем, что ему пришлось уйти в отставку. Поскольку различные секторы населения продолжали действовать в рядах Вооружённых Сил, поле действий в среде военных постепенно выравнивалось, хотя и не все военные присоединились к заговорщикам. Народное единство, в свою очередь, также осуществило последние попытки, направленные на воспрепятствование государственному перевороту. С этой целью оно запланировало провести плебисцит, который, однако, так и не состоялся. Правая пресса в открытую призывала военных к решительным действиям, а Палата депутатов Конгресса, в которой правые располагали большинством, призывала к нападению, обнародовав декларацию, в которой подвергала сомнению законность действующего правительства.

Приблизительно в этот период или несколько ранее, скрыто начали формироваться отряды тайной полиции в таких местах, как заводы, фабрики и университеты. После завершения государственного переворота оказалось, что многие группы, которые на словах вели себя как сторонники правительства, на поверку оказались переодетыми полицейскими [25].

История государственного переворота 1973 года изобилует противоречивыми и различными трактовками, которые принадлежат перу его участников. Весьма трудно в точности описать ход и детали подготовки переворота. Весьма вероятно, что Пиночет не состоял в рядах сторонников его организации с первых дней, а присоединился к группе заговорщиков после завершения выступления в июне, когда стало ясно, какими силами располагает каждая из сторон [26].

В сухопутных войсках находились офицеры, преданные Альенде, но их влияние уменьшалось в период его президентства, и особенно после отставки Пратса. В частях военно-морского флота среди офицерства преобладали сторонники переворота, причём они вели себя откровеннее, чем другие их сподвижники, а вот матросы и старшины придерживались левых взглядов, но незадолго до переворота им были предъявлены обвинения в подрывной деятельности [27]. В частях военно-воздушных сил присутствие сторонников переворота было наиболее заметным, причём они были представлены и в высшем командном составе подразделений. Что касается карабинеров, то есть военизированных частей полиции, то там ситуация была

менее понятной.

Не было заметно какого-либо раскола в армейских частях, и все четыре составляющих вооруженных сил выступали координированно. Центры сопротивления путчу, который был развязан 11 сентября (назовём здесь поселения Ла-Легуа-и-Ингумет; Нельтуме в сельской местности), были очень редкими и были позднее восстановлены в памяти усилиями ряда историков [28]. Итог размышлений, похоже, указывает на то, что не было никакой возможности избежать произошедшего. У военных не оказалось никаких препятствий к овладению радио и телевещанием и главными пунктами политической власти в стране (министерства, общественные учреждения, административные учреждения, интендантства), университеты и стратегически важные предприятия.

Группы левых, которые положительно относились к идее вооружённой защиты конституционного строя, рассчитывали, что им будет раздаваться оружие, чтобы они затем могли влиться в отряды сохранивших верность Конституции. Однако этого не случилось, а розданное оружие не представляло практически никакого реального вклада в борьбу с путчистами. Политические партии Народного единства располагали каким-то количеством штыков, которые попытались использовать в непосредственный момент переворота. Нельзя не признать, что все эти группы были слишком слабыми и, очевидно, никогда не готовились к выступлению против превосходно вооружённых отрядов, которые представляли собой Вооруженные Силы страны.

Не исключено, что Сальвадор Альенде предвидел трагический исход событий, и его самоубийство было тем поступком, который он выбрал, чтобы не допустить ещё больших осложнений. Решение президента, казалось бы, полностью соответствует обстановке вооружённого конфликта. Однако его можно расценивать и иначе, если смотреть на факты в плане политическом или символическом. Возможно, осознавая огромный вред, который мог бы принести его арест и последующее унизительное с ним обращение, наилучшим выходом из сложившейся ситуации он посчитал выбор, сделанный в своё время Хосе Мануэлем Балмаседой, которым Альенде искренне восхищался. Балмаседа покончил жизнь самоубийством в 1891 году, не подавая в отставку, после поражения в гражданской войне. К удивлению тех, кто ждал, что Альенде обратится к населению с призывом сражаться до конца, президент произнёс несколько речей по радио, которые больше ориентировали на то, чтобы беспокоиться о будущем, чем предотвратить падение его правительства или спасти свою жизнь.

Эпилог

Процессы, происходящие в чилийском обществе после переворота 1973 года, имели многоуровневый характер. Против сторонников Народного единства осуществлялись широкомасштабные репрессии. Та часть гражданского населения, которая находилась в оппозиции правительству Альенде, праздновала победу, не до конца осознавая значение свершившегося. Обстановка нестабильности вызывала беспокойство среди части населения, кото-

106

рая выступала против Альенде, но не поддержала переворот. В этом смысле следует выделить немногочисленную группу христианских демократов (группа 13), которая образовалась 13 сентября, то есть через два дня после переворота.

Переход на нелегальное положение многих членов левых движений знаменовал собой важные изменения в их существовании. До сих пор они жили обыкновенной жизнью, открыто участвовали в политической борьбе, располагали прессой, активно участвовали в общественной жизни. И вдруг это всё исчезло в мгновение ока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Части населения пришлось познать горечь изгнания, уехать из страны, что породило невиданное до той поры явление. Опыт проживания за пределами своей Родины в течение длительного периода (в Восточной Европе, СССР, Швеции, на Кубе, в Мексике, Венесуэле, Италии, во Франции и в Канаде и др. странах). Последующее возвращение на родину и воссоединение родителей с детьми, многие из которых родились на чужбине, явилось тяжёлым испытанием для чилийцев, почувствовавших себя изгоями, не говоря уже о самых скверных политических и социальных последствиях.

Наиболее пострадавшие от репрессий группы населения были вынуждены сосредоточить свои усилия на том, чтобы просто выжить. Так начался процесс осознания на практике доктрины прав человека, получившей признание среди тех слоев общества, которые прежде находились далеко друг от друга вследствие того, что отстаивали и защищали только свои политические взгляды и интересы. Кроме того, произошло сближение церковных кругов и левых сил, начавшееся в 60-х годах, вокруг необходимости социальных перемен, которое теперь дополнялось идеей о защите достоинства человеческой личности.

После переворота в кругах левой оппозиции Чили начались ожесточённые дискуссии интеллектуального и политического характера вокруг вопроса о жизнеспособности самого проекта Народного единства. Для одних поражение было следствием неспособности левых сил установить союз с прогрессивной частью христианских демократов вокруг программы более умеренного правительства. Другие делали акцент на отсутствии дееспособной военной политики, которая давала бы возможность точнее оценить роль Вооружённых Сил и сформировать группы поддержки процесса, с целью не допустить разгрома государственной структуры в стране. В дальнейшем политические дискуссии стали сосредоточиваться вокруг вопроса о том, как правильно определить и сформулировать стратегию наиболее эффективной борьбы против установления диктатуры.

По мере того, как шло время, большую актуальность приобретали проблемы, касающиеся левого движения как такового. Речь шла о противоречиях между сторонниками революционных перемен в их классическом виде, социал-демократических тенденциях и оценках чисто либерального направления. Постепенно воспоминания о Народном единстве начали приобретать оттенки безупречности проводимой им политики. Может быть, вследствие эффекта незавершенности процесса, прерванного вмеша-

тельством вооружённых сил и сведённого к какой-то не вполне реалистичной идее совершить революцию без применения силы и оружия, поражение Народного единства преобразовалось в символ моральной победы. Казалось бы, что в 2013 году очень немногие готовы защитить опыт Народного единства, но и теперь сорок лет спустя после государственного переворота есть те, а их немало, кто оправдывает идеалистическую энергию, некую утопическую мечту, которая мобилизует и будет продолжать мо-билизовывать народные массы.

Историческая реальность куда более сложна и груба, чем те или иные представления, возникшие относительно Народного единства. Невзирая на все искажения и упрощения, которые содержатся в этих образах, именно эти исторические воспоминания сопровождают нас в жизни. Да и сами исторические исследования изменялись при описании этих событий, способствуя тем самым воспроизведению различных точек зрения относительно данного процесса. Добавим, что политическая и моральная противоречивость Народного единства вызывали и очевидно еще долго будут вызывать интерес не только у чилийской общественности, но и у представителей мировой общественной и научной мысли [29].

В данной статье не предпринималось попыток разрешить все обозначенные противоречия. Скорее это попытка познакомить читателя с различными точками зрения, которые делают столь интересным и впечатляющим процесс, происходивший в Чили в 1970-1973 годы.

Примечания:

1. Поскольку эта статья предназначается не для латиноамериканского читателя, сноски на испаноязычные публикации будут даваться лишь в крайнем случае. Предпочтение будет отдаваться работам на английском, если таковые имеются. В частности, на английском языке по данной теме две книги носят характер обязательных: Loveman, B. Chile: The Legacy of Hispanic Capitalism. - New York, 1988; Collier, S.; Sater, W.F. A history of Chile, 1808-1994. -Cambridge, 1996.

2. Skidmore, T.E.; Smith, P.H. Modern Latin America. - New York, 2005.

3. В отличие от большинства коммунистических партий других латиноамериканских стран, разбитых на различные фракции (маоистские, троцкистские и т.д.), чилийская коммунистическая партия всегда оставалась достаточно монолитной и сохраняла единую политическую позицию.

4. Fermandois, J. Mundo y fin de mundo: Chile en la politica mundial 1900-2004. - Santiago, 2005.

5. Cuando hicimos historia: la experiencia de la Unidad Popular / Julio Pinto Vallejos (coordinador) . - Santiago, 2005.

6. Hurtado Torres, S. El golpe que no fue: Eduardo Frei, la Democracia Cristiana y la eleccion presidencial de 1970 // Estudios Publicos. - 2013. - №129.

7. El texto de este Estatuto se puede consultar en: http:// www.salvador-allende.cl/Unidad_Popular/ Estatuto%20de%20garantias%20democraticas.pdf

8. Select Committee to Study Governmental Operations with Respect to Intelligence Activities. Covert action in Chile: 19631973. Washington, D. C., 1975. Disponible en linea (ingles): http://www.fas.org/irp/ops/policy/church-chile.htm.

9. Хотя правые уже очень давно развернули кампанию нападок через прессу (Эль-Меркурио, Ла-Сегунда и особенно через Трибуна), не отмечалось ни уличных демонстраций, как не было отмечено в среде всей оппозиции образования единого фронта.

10. Select Committee to Study Governmental Operations with Respect to Intelligence Activities. Covert action in Chile: 19631973. Washington, D. C., 1975; Sergueiev, F. Chile, el gran negocio y la CIA. - Moscu, 1980; Kornbluh, P. Los EEUU y el derrocamiento de Allende: una historia desclasificada. -Santiago, 2003.

11. Fermandois, J. Chile y el mundo, 1970-1973: La politica exterior

del gobierno de la Unidad Popular y el sistema internacional. -Santiago, 1985; Idem. Pawn or actor? Chile in the Cold War (version en ingles) // Estudios Publicos. - 1998. - №72. -Disponible en: http://www.cepchile.cl/dms/archivo_1150_299/ rev72_fermandois_ing.pdf.

12. General Nikolai Leonov at the CEP (version en ingles) // Estudios Publicos. - 1999. - №73. - Disponible en http:// www.cepchile.cl/dms/archivo_1141_1464/rev73.leonov-interv_ing.pdf ; Ulianova, O. The Unidad Popular and the military coup in Chile: Soviet perceptions and analysis (version en ingles) // Estudios Publicos. - 2000. - №79. - Disponible en: http://www.cepchile.cl/dms/archivo_1120_1516/ rev79_ulianova_ing.pdf.

13. Espinosa, J.G.; Zimbalist, A.S. Economic democracy: workers' participation in Chilean industry 1970-1973. - New York, 1978.

14. Два исследования относительно двух различных групп показывают, что климат в рабочей среде был гомогенным. Winn, P. Weavers of revolution: the Yarur workers and Chile's road to socialism. - New York, 1986; Lira, R. Modelo de relaciones industriales y orientacion sindical. El caso de la Refinería de Azucar de Vina del Mar, 19301973 // Proposiciones. - 1997. - №27.

15. Loveman, B. Struggle in the countryside: politics and rural labor

in Chile, 1919-1973. - Bloomington, 1976.

16. Farrell, J.P. The National Unified School in Allende's Chile: The

Role of Education in the Destruction of a Revolution. -Vancouver, 1986; Rojas Flores, J. Los estudiantes secundarios durante la Unidad Popular, 1970-1973 // Historia. - 2009. -№42, №2. - Disponible en: http://www.scielo.cl/

scielo.php?pid = S0717-71942009000200005&script=sci_arttext.

17. Эти различные позиции имели место в том числе и в конце президентства Альенде. В начале 1973 года МАПУ, одна из партий альянса, вследствие внутренних противоречий разделилась на две группы: одна группа отстаивала более умеренные позиции, а другая перешла на более радикальные позиции.

18. О некоторых подробностях бесед Луиса Корвалана (генерального секретаря Коммунистической партии Чили) с руководителями КПСС и Советского Правительства см.: Ulianova, O. Op. cit.

19. Winn, P. Op. cit.

20. Winn, P. OralHistory and the Factory Study: New Approaches to Labor History // Latin American Research Review. - 1979. -Vol. 14, № 2.

21. Power, M. Right-Wing Women in Chile: Feminine Power and the

Struggle Against Allende, 1964-1973. - University Park, Pa., 2002.

22. Rojas Flores, J. Op. cit.

23. Bernedo, P. La Prensa durante la Unidad Popular y la destruccion

del regimen democratico // 1973, la vida cotidiana de un ano crucial / Claudio Rolle (coord.). - Santiago, 2003. - P. 59-97.

24. Timmermann, F. El factor Pinochet. Dispositivos de poder y Elites. Chile, 1973-1980. - Santiago, 2005.

25. Свидетельство Эдуардо Сильвы показывает эту ситуацию на заводе по производству нейлона «Текстиль Сумар»: Эмма Саба, «активный боец трудового фронта» и «товарищ Сурита», швейцар, были в действительности лейтенантом Саба и капитаном Сурита, как это стало ясно несколько дней спустя после государственного переворота, когда они появились там в форме полицейских чинов. Aranda, E.S. La inteligencia militar en la industria Sumar Nylon S.A. el 11 de septiembre de 1973. - Disponible en: http://ciperchile.cl/2012/ 09/11/la-inteligencia-militar-en-la-industria-sumar-nylon-s-a-el-11-de-septiembre-de-1973//.

26. Gonzalez, M. Chile, La conjura. Los mil y un dias del golpe. -Barcelona, 2000; Timmermann, F. Op. cit.

27. Magasich, J. Los que dijeron No: historia del movimiento de los

marinos antigolpistas de 1973. - 2 vols. - Santiago, 2008.

28. Perez, C. Historia del MIR: "Si quieren guerra, guerra tendran..."

// Estudios Publicos. - 2003. - № 91; Garces, M; Leiva, S. El golpe en La Legua. Los caminos de la historia y la memoria. -Santiago, 2005.

29. Чтобы не искать примеры из давнего прошлого, напомним, что президент Венесуэлы Уго Чавес часто говорил об уроках, которые Боливарианская революция извлекала из чилийского опыта.

108

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.