Научная статья на тему 'ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ДНР'

ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ДНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальный контроль / контрольно-надзорная деятельность / государственное управление / административные регламенты / риск-ориентированный подход / нормативно-правовые акты / municipal control / control and supervisory activities / public administration / administrative regulations / risk-based approach / regulations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелухин Н. Л.

В статье рассматривается опыт муниципальной контрольно-надзорной деятельности в Республике Татарстан, с точки зрения возможности его применения в Донецкой Народной Республике. Проводится анализ нормативных правовых актов, формирующих систему муниципального контроля. Сделан вывод о том, что в республике выстроена четкая система организации, проведения и оценки муниципального контроля. Обобщение опыта муниципальной контрольно-надзорной деятельности позволяет сделать выводы, что: – наработанный опыт муниципального контроля как одного из институтов государственного контроля (надзора), равно как функции, которые выполняют органы местного самоуправления по обеспечению соблюдения обязательных требований и законности в Республике Татарстан может быть использован при организации муниципального контроля в ДНР, в том числе: по формированию нормативно-правовой базы муниципального контроля; по разработке типовых документов: положений и административных регламентов по каждому виду муниципального контроля; двухсторонних соглашений по передаче органами местного самоуправления части полномочий по осуществлению отдельных видов контроля на уровень муниципальных районов и округов; – развитию муниципального контроля в ДНР будут присущи следующие значимые тенденции: увеличение обратной связи от контролируемых субъектов; становление сервисной и партнерской модели контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на комфортное и результативное взаимодействие органов публичной власти и бизнеса; формирование системы информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности посредством соответствующих электронных информационных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF MUNICIPAL CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN THE DPR

The article discusses the experience of municipal control and supervisory activities in the Republic of Tatarstan, from the point of view of the possibility of its application in the Donetsk People's Republic. An analysis of the legal acts that form the system of municipal control is carried out. It is concluded that the republic has built a clear system for organizing, conducting and evaluating municipal control. Generalization of the experience of municipal control and supervisory activities allows us to draw conclusions that: – the accumulated experience of municipal control as one of the institutions of state control (supervision), as well as the functions that local governments perform to ensure compliance with mandatory requirements and the rule of law in the Republic of Tatarstan can be used in organizing municipal control in the DPR, including: on the formation of normative -legal basis of municipal control; on the development of standard documents: regulations and administrative regulations for each type of municipal control; bilateral agreements on the transfer by local governments of part of the powers to exercise certain types of control to the level of municipal districts and districts. – the development of municipal control in the DPR will be characterized by the following significant trends, namely: an increase in feedback from controlled entities; the establishment of a service and partnership model of control and supervisory activities, focused on comfortable and effective interaction between public authorities and business; formation of a system of information and analytical support for control and supervisory activities through appropriate electronic information systems.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ДНР»

Публичный контроль и надзор в публично-правовой и частно-правовой сферах

УДК 346.9 JEL К200

ОПЫТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН И ВОЗМОЖНОСТИ

ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ДНР

Шелухин Н. Л. д-р юрид. наук, профессор, заведующий отделом исследования проблем экономической безопасности, ORCID 0000-0002-3197-9659, e-mail: [email protected], ГБУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматривается опыт муниципальной контрольно-надзорной деятельности в Республике Татарстан, с точки зрения возможности его применения в Донецкой Народной Республике.

Проводится анализ нормативных правовых актов, формирующих систему муниципального контроля.

Сделан вывод о том, что в республике выстроена четкая система организации, проведения и оценки муниципального контроля. Обобщение опыта муниципальной контрольно-надзорной деятельности позволяет сделать выводы, что:

- наработанный опыт муниципального контроля как одного из институтов государственного контроля (надзора), равно как функции, которые выполняют органы местного самоуправления по обеспечению соблюдения обязательных требований и законности в Республике Татарстан может быть использован при организации муниципального контроля в ДНР, в том числе: по формированию нормативно-правовой базы муниципального контроля; по разработке типовых документов:

положений и административных регламентов по каждому виду муниципального контроля; двухсторонних соглашений по передаче органами местного самоуправления части полномочий по осуществлению отдельных видов контроля на уровень муниципальных районов и округов;

- развитию муниципального контроля в ДНР будут присущи следующие значимые тенденции: увеличение обратной связи от контролируемых субъектов; становление сервисной и партнерской модели контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на комфортное и результативное взаимодействие органов публичной власти и бизнеса; формирование системы информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности посредством соответствующих электронных информационных систем.

Ключевые слова: муниципальный контроль, контрольно-надзорная деятельность, государственное управление, административные регламенты, риск-ориентированный подход, нормативно-правовые акты.

EXPERIENCE OF MUNICIPAL CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN THE DPR

© H.n.me^yxHH, 2024

Shelukhin N. L. Doctor of Legal Sciences, Professor, Head of the Economic Security Problems Research Department, ORCID 0000-0002-3197-9659, e-mail: [email protected], State-funded Institution «Economic Research Institute», Donetsk, Donetsk People's Republic, Russian Federation.

Abstract. The article discusses the experience of municipal control and supervisory activities in the Republic of Tatarstan, from the point of view of the possibility of its application in the Donetsk People's Republic.

An analysis of the legal acts that form the system of municipal control is carried out.

It is concluded that the republic has built a clear system for organizing, conducting and evaluating municipal control. Generalization of the experience of municipal control and supervisory activities allows us to draw conclusions that:

- the accumulated experience of municipal control as one of the institutions of state control (supervision), as well as the functions that local governments perform to ensure compliance with mandatory requirements and the rule of law in the Republic of Tatarstan can be used in organizing municipal control in the DPR, including: on the formation of normative -legal basis of municipal control; on the development of standard documents: regulations and administrative regulations for each type of municipal control; bilateral agreements on the transfer by local governments of part of the powers to exercise certain types of control to the level of municipal districts and districts.

- the development of municipal control in the DPR will be characterized by the following significant trends, namely: an increase in feedback from controlled entities; the establishment of a service and partnership model of control and supervisory activities, focused on comfortable and effective interaction between public authorities and business; formation of a system of information and analytical support for control and supervisory activities through appropriate electronic information systems.

Keywords: municipal control, control and supervisory activities, public administration, administrative regulations, risk-based approach, regulations.

► Введение. 3 октября 2022 г. Государственная дума ратифицировала договор о принятии в состав РФ Донецкой Народной Республики. Согласно договору до 1 января 2026 г. установлен переходный период, в течение которого ДНР должна быть интегрирована в систему органов государственной власти РФ, в т.ч. и систему контроля как функции управления регионом. Для интеграции ДНР в правовое пространство России важен опыт субъектов федерации по всем направлениям регионального развития и управления.

Субъект федерации Республика Татарстан (Татарстан, РТ) наиболее похож на Донецкую Народную Республику по промышленному профилю, трудовым ресурсам, развитой инфраструктуре. Республика Татарстан является одним из лидеров среди регионов с самым большим экономическим потенциалом в России. Промышленность Республики Татарстан представлена нефтегазохимическим комплексом, крупными машиностроительными предприятиями, развитым электро-и радиоприборостроением. В Татарстане сформирована эффективная инвестиционная инфраструктура. Доля малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте Республики Татарстан составляет 25,6%. РТ наработала положительный опыт государственного управления через систему контроля, начиная с низшего уровня - муниципального. Муниципальный контроль в РТ неразрывно связан

с понятием и сущностью местного самоуправления, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление через муниципальный контроль поддерживает экономический правопорядок на своей территории, выстраивает предпринимательские отношения в плоскости действующего законодательства, осуществляет профилактическую функцию. На концептуальном уровне муниципальный контроль является частью целостной контрольно-надзорной системы [1].

► Обзор литературы. Научные исследования различных аспектов муниципального контроля постоянно находятся в области профессиональных интересов ученых: юристов, экономистов, социологов и т.д. По результатам этих исследований в последнее время были подготовлены и выпущены в свет монографии П.А.Бышкова, Е.С.Шугриной и М.П. Ряшина, Е.Н.Гладковской, С.Н.Ма-хиной, А.Ф.Васильевой и др. [2-6]. Данные работы свидетельствуют о все расширяющемся поле исследований в области региональной системы муниципального контроля, что и определяет актуальность проблемы исследования.

Цель данной работы заключается в исследовании опыта Республики Татарстан в области организации и проведения муниципального контроля и выработки на этой базе конкретных предложений по его применению на территории Донецкой Народной Республики.

► Результаты исследования. Изучение нормативно-правовой базы Республики Татарстан и документов, опубликованных на официальном сайте Министерства экономики республики, позволяет сделать вывод, о том, что в республике выстроена четкая система организации,

Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: https://mert.tatarstan.ru

проведения и оценки муниципального контроля состоящая из: 1

- определения видов муниципального контроля, переданного органам местного самоуправления;

- разработки типовых документов: положений и административных регламентов по каждому виду муниципального контроля; двухсторонних соглашений по передаче органами местного самоуправления части полномочий по осуществлению отдельных видов контроля на уровень муниципальных районов и округов;

- разработки типовых документов, применяемых при осуществлении муниципального контроля;

- согласовании ежегодного плана муниципального контроля с органами прокуратуры;

- использовании сведений, находящиеся в распоряжении Федеральной налоговой службы России при подготовке к проведению муниципального контроля;

- взаимодействии при осуществлении контроля (надзора) органов муниципального контроля с другими контролирующими органами государственной власти;

- обучения должностных лиц, осуществляющих функции муниципального контроля;

- обратной связи с объектами контрольной (надзорной) деятельности.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.02.2022 г. № 584 Министерство экономики республики определено уполномоченным органом, ответственным за координацию работы исполнительных органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), взаимодействие с органами

местного самоуправления муниципальных районов, осуществляющих муниципальный контроль в соответствующих сферах деятельности, по подготовке сведений по форме федерального статистического наблюдения1. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора)... »2 по данному вопросу ежегодно готовится доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за год», который размещается на сайте Министерства экономики Республики Татарстан.

Система контрольно-надзорной деятельности в Республике Татарстан охватывает 100 федеральных видов контроля, 33 региональных и 7 муниципальных.

Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона № 294 установлено, что порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами3. В соответствии с действующим законодательством к видам муниципального контроля относятся:

- контроль на автомобильном транспорте, городском, наземном, электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»);

- контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и(или) модернизации объектов теплоснабжения (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»);

- контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);

- контроль в сфере благоустройства (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);

- жилищный контроль (Жилищный кодекс Российской Федерации);

- земельный контроль (Земельный кодекс Российской Федерации);

- лесной контроль (Лесной кодекс Российской Федерации).

В сводном докладе о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в

1О подготовке докладов о видах государственного контроля(надзора), муниципального контроля в Республике Татарстан и признании утративших силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.06.2022 № 584 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики Республики Татарстан. URL: https://mert.tatarstan.ru/ file/pub/pub_3308315.pdf

2Об утверждении Правил подготовки до-

кладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соот-

ветствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора): постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215 [Электронный ресурс] // База «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12174815/

3О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023 г.) [Электронный ресурс] // Портал «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_83079/b819c620a8c698de358 61ad4c9d9696ee0c3ee7a/

2021 г. к наиболее массовым видам муниципального контроля относятся: жилищный контроль - проведено 11,6 тыс. контрольных мероприятий и земельный контроль - 2,2 тыс. контрольных меро-приятий1.

В соответствии с законодательством Республики Татарстан органам местного самоуправления для осуществления муниципального контроля и государственного контроля (надзора) переданы полномочия по 16 видам муниципального контроля и 1 государственного контроля (надзора), а именно:

- муниципальный земельный контроль;

- муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

- муниципальный жилищный контроль;

- муниципальный контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального жилищного фонда;

- муниципальный контроль за соблюдением муниципальных нормативных правовых актов в сфере благоустройства;

- муниципальный контроль в области торговой деятельности;

- муниципальный лесной контроль;

- муниципальный контроль в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения;

- муниципальный контроль за использованием и охраной недр при добыче

вводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации в 2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:

общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- муниципальный контроль за исполнением нормативных правовых актов в сфере распространения наружной рекламы и информации;

- муниципальный контроль в сфере наружной рекламы и информации;

- муниципальный контроль исполнения муниципальных нормативных правовых актов в сфере рекламы;

- муниципальный контроль в сфере благоустройства;

- муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения;

- государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (иных) объектов недвижимости, а также за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной со строительством многоквартирных домов (переданные полномочия);

- кроме этого на органы местного самоуправления Республики Татарстан возлагаются функции контроля за исполнением федерального законодательства по вопросам, не относящимся к вопросам местного значения. Органы местного самоуправления Республики Татарстан в соответствии с ч.2 ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171 наделены полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления

https://www. economy. gov.ru/material/dokumenty/ svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nad-zore_municipalnom_kontrole_v_rossiyskoy_feder-acii_v_2021_godu.html

материальных и финансовых средств -это муниципальный контроль в области розничной продажи алкогольной продук-ции1.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294 к полномочиям органов местного самоуправления Республики Татарстан, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:

- организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

- разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и т.д.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.04.2013 г. № 275 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан» органами местного самоуправления разработаны и утверждены административные регламенты исполнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля2.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что важнейшим полномочием органов

1 О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ [Электронный ресурс] // Портал «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8368/

2Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов ис-

местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, является разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Именно четкие регламентные формулировки позволяют предотвратить коррупционные действия и превышение служебных полномочий со стороны проверяющих и обеспечивают прозрачность контроля для проверяемых. Административные регламенты снижают риски, связанные с отсутствием детальной организационно-правовой регламентации муниципального контроля: отсутствием четкого понятия объекта контроля; незнание правонарушителями разницы в понятиях «несоблюдение обязательных требований» и «правонарушение», а отсюда незнание нормы ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено [7]. Основным отличием муниципального контроля от государственного надзора (контроля) является то, что должностные лица органов, осуществляющих муниципальный контроль, не имеют права привлекать нарушителей к административной ответственности. Согласно ст. 16 и 17 Федерального закона № 294 должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. В случае выявления признаков, указывающих на наличие

полнения муниципальных функций по осуществлению муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.04.2013 г. № 275 [Электронный ресурс] // Официальный портал правовой информации Республики Татарстан. URL: https://pravo.ta-tarstan. ru/npa_kabmin/post/?npa_id=1266061

административных правонарушений, муниципальные инспекторы направляют материалы в органы, осуществляющие государственный надзор [8].

Передача органами местного самоуправления части полномочий по осуществлению отдельных видов контроля на уровень муниципальных районов и округов в Республике Татарстан происходит путем подписания двухсторонних соглашений [9]. Уполномоченные органы и порядок осуществления муниципального контроля уточняются муниципальными правовыми актами.

На официальных сайтах органов местного самоуправления Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ведутся разделы «Муниципальный контроль», «Государственный контроль (надзор)» (в случае переданных полномочий на муниципальный уровень), в которых обеспечивается размещение для каждого вида муниципального контроля и государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, текстов соответствующих нормативных правовых актов, а также сведений, содержащихся в докладах об осуществлении муниципального контроля и государственного контроля (надзора), передан-

ного для осуществления органам местного самоуправления и об эффективности такого контроля (надзора).

С целью снижения административного давления на бизнес, формирования четких правил организации контроля и защиты прав предпринимателей, муниципальный контроль (надзор) субъектов хозяйствования проводится с учетом риск-ориентированного подхода. Для чего в соответствии Целевой моделью «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», издано Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.09.2018 г. «Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Республике Татарстан применяется риск-ориентированный подход»1.

Изучение нормативно-правовых документов Республики Татарстан и зарубежного опыта в области осуществления контроля органами местного самоуправления дает возможность выделить значимые тенденции развития муниципального контроля в республике, а именно:

- все большее развитие обратной связи от контролируемых субъектов;

- полноценное становление сервисной и партнерской модели контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на комфортное и результативное взаимодействие органов публичной власти и бизнеса;

1 Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации. Целевая модель / О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению в субъектах Российской Федерации целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации"): Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 г. № 147-р (ред. от 14.12.2023 г.)

[Электронный ресурс] // База данных «Консультант плюс». URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_212324/

Об утверждении перечня видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых в Республике Татарстан применяется риск-ориентированный подход: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.09.2018 г. № 856 (утратило силу) [Электронный ресурс] // База данных «Гарант». URL: https://base.garant.ru/22573632/

- формирование системы информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности посредством соответствующих электронных информационных систем [10-11].

► Выводы. В Республике Татарстан на основании национальных, исторических и экономических особенностей региона выстроена система муниципального контроля. Обобщение опыта муниципальной контрольно-надзорной деятельности позволяет сделать выводы, что:

- наработанный опыт муниципального контроля как одного из институтов государственного контроля (надзора), равно как функции, которые выполняют органы местного самоуправления по обеспечению соблюдения обязательных требований и законности в Республике Татарстан может быть использован при организации муниципального контроля в ДНР в том числе: по формированию нормативно-правовой базы муниципального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

► Литература

1. Ершов А.Н. Проблемы местного самоуправления в Республике Татарстан // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 2. С. 192-201.

2. Бышков П. А. Муниципальный контроль в системе функций местного самоуправления: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 191 с.

3. Муниципальный контроль: от реальной практики к идеальной модели / под ред. Е.С. Шугриной, М.П. Ряшина. Москва, 2019. 300 с.

4. Гладковская Е.Н. Государственный и муниципальный контроль и аудит: монография. М.: Русайнс, 2018. 164 с.

5. Махина С.Н. Административная децентрализация в Российской Федерации: монография / Науч. ред.: Старилов Ю.Н. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005. 336 с.

6. Васильева А.Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России: монография / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

контроля; по разработке типовых документов: положений и административных регламентов по каждому виду муниципального контроля; двухсторонних соглашений по передаче органами местного самоуправления части полномочий по осуществлению отдельных видов контроля на уровень муниципальных районов и округов;

- развитию муниципального контроля в ДНР будут присущи следующие значимые тенденции, а именно: увеличение обратной связи от контролируемых субъектов; становление сервисной и партнерской модели контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на комфортное и результативное взаимодействие органов публичной власти и бизнеса; формирование системы информационно-аналитического обеспечения контрольно-надзорной деятельности посредством соответствующих электронных информационных систем.

► References

1. Ershov A.N. (2011). Problems of local self-government in the Republic of Tatarstan.

Bulletin of the Kazan Technological University, 2, 192-201. [In Russian]

2. Byshkov PA. (2018). Municipal control in the system of local government functions. Moscow: UNITY-DANA. [In Russian]

3. Shugrina E.S., Ryashina M.P. (eds.). (2019). Municipal control: from real practice to an ideal model. Moscow. [In Russian]

4. Gladkovskaya E.N. (2018). State and municipal control and audit. Moscow: Rusigns. [In Russian]

5. Makhina S.N., Starilov Yu. N. (ed.). (2005). Administrative decentralization in the Russian Federation. Voronezh: Voronezh State University Publishing House. [In Russian]

6. Vasilyeva A.F. (2012). Service state: administrative and legal study of the provision of public services in Germany and Russia. Moscow: RAP. [In Russian]

высшего профессионального образования Российская академия правосудия. М.: РАП, 2012. 332 с.

7. Колесников А.В. Проблемы осуществления органами местного самоуправления функции муниципального контроля из-за отсутствия единого понятия // Юридическая наука. 2017. № 3. С. 96-100.

8. Бурылова Л.А. Муниципальный контроль: проблемы правового регулирования и реализации // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2014. № 2. С. 78-86.

9. Фомина М.Г. Особенности и специфика муниципального контроля // Вестник государственного и муниципального управления 2017. № 1 (24). С. 35-38.

10. Спиридонов А.А. Актуальные аспекты государственного контроля в зарубежных странах: соотношение с российским опытом с конституционно-правовой точки зрения [Электронный ресурс] // Государственная власть и местное самоуправление 2023. № 2. иКЬ: https://lawinfo.ru/releases/173/gosu-darstvennaya-vlast-i-mestnoe-samoupravlenie-2-2023

11. Гончаров В.В. Правовое регулирование института общественного контроля: международный и зарубежный опыт // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 10 (107). С. 155-171.

7. Kolesnikov A.V. (2017). Problems of implementation by local governments of the function of municipal control due to the lack of a single concept. Legal Science, 3, 96-100. [In Russian]

8. Burylova LA. (2014). Municipal control: problems of legal regulation and implementation. Bulletin of PNIPU. Culture. Story. Philosophy. Right, 2, 78-86. [In Russian]

9. Fomina M.G. (2017). Features and specifics of municipal control. Bulletin of state and municipal management, 1(24), 35-38. [In Russian]

10. Spiridonov A.A. (2023). Current aspects of state control in foreign countries: correlation with Russian experience from a constitutional and legal point of view. State power and local self-government, 2. https://lawinfo.ru/releases/173/ gosudarstvennaya-vlast-i -mestnoe -samouprav lenie-2-2023 [In Russian]

11. Goncharov V.V. (2019). Legal regulation of the institution of public control: international and foreign experience. Current problems of Russian law, 10 (107), 155-171. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 18.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.