УДК 342.553
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМАТИКА
Д. Н. Зелинский, С. Ю. Русанова
Статья посвящена современному состоянию контрольно-надзорной деятельности органов местного самоуправления. Детально проанализирована проблематика реализации полномочий, а также специфика современного муниципального контроля. Осуществлен анализ реформы контрольно-надзорной деятельности, делается вывод о целесообразности и необходимости проведенной реформы. Подведены итоги о нынешнем состоянии проводимой реформы сферы контрольно-надзорной деятельности, о перспективах и планируемых результатах по завершению реформы.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальный контроль, контрольно-надзорные функции, реформа контрольно-надзорной деятельности.
Контрольно-надзорная деятельность органов местного самоуправления на сегодняшний день является одним из важнейших составных элементов регулятивной политики в целом, осуществляемой государством. При этом особую важность имеет влияние контроля на многие сферы общественной жизни, имеющие приоритетное значение [4; 10, с. 652]. В частности, на земельные отношения, качество окружающей среды, благоустройство, развитие в регионе малого бизнеса, в том числе на архитектурно-градостроительный облик.
Безусловно, указанные сферы оказывают серьезное влияние на качество жизни в государстве в целом. Стоит учитывать, что формы реализации контроля должны обеспечивать достижения тех целей, которые установлены в рамках системы регулятивной политики государства. В связи с чем особую важность приобретает то, насколько эффективно органы местного самоуправления и их должностные лица будут исполнять свои контрольно-надзорные полномочия [9, с. 121].
Действующим ныне Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] закреплены контрольные полномочия органов местного самоуправления.
Зелинский Дмитрий Николаевич — магистрант Крымского филиала ФГБОУ Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь.
Русанова Светлана Юрьевна — к. ю. н., доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала ФГБОУ Российского государственного университета правосудия
Такая специфическая деятельность публичной власти как принуждение осуществляется именно через органы местного самоуправления, которые для выполнения своих функций должны обладать всеми необходимыми рычагами принуждения к порядку. В целом, муниципальный контроль это и есть тот механизм, посредством которого выполняется вышеуказанное.
Примечательно, что современная практика муниципального контроля обладает рядом проблематик, требующих скорейшего разрешения. В частности, в большей степени они обусловлены тем, что на сегодняшний день сложилась такая ситуация, в которой стоит констатировать полное непонимание перечня видов муниципального контроля, который осуществляется муниципальными образованиями.
Так, несмотря на то, что законодателем подразделены контрольные полномочия органов местного самоуправления на делегированные и собственные, единый перечень видов муниципального контроля в действующем законодательстве все же отсутствует [5].
Безусловно, такая ситуация негативно сказывается в целом на самом процессе функционирования института муниципального контроля, а также на эффективности его работы. Следует отметить еще одну важную проблематику, когда ответственность муниципалитетов попросту размывается. Отрицательным является тот факт, что у органов прокуратуры появляется возможность оказывать на органы местного самоуправления необоснованное давление.
Одним из решений данной проблемы является новая система контрольно-надзорного законодательства, которая вводится с 1 января 2021 г., разработанная в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности.
В октябре 2019 г. на встрече президента с членами правительства в Кремле, глава государства заявил о том, что была запущена серия мероприятий, которые будут способствовать созданию современной системы требований, а также позволит исключить дублирование полномочий различных органов, в том числе и контрольно-надзорных полномочий органов местного самоуправления [8].
В частности, с целью реализации задуманного планировался запуск так называемого «зеркала» — сервис, который будет специально предназначен для регистрации проводимых проверок. Конечной же целью такого «зеркала» являются вовсе не донесение информации о количестве проверок и их сроках, а налаживание обратной связи. Так, участники бизнеса должны иметь представление о том, какие действия осуществляет государство в отношении них, специфику данных действий.
Безусловно это является вполне логичным и целесообразным, ведь на сегодняшний день существует множество предприятий как среднего, так и малого бизнеса, и все они нуждаются в защите, а также поддержке со стороны государства и взаимодействия с ним.
В итоге, уже осенью 2019 г. был создан анализируемый реестр, функционирующий на базе уже действующего портала «бизнес-навигатор». Примечательно, что благодаря запуску реестра открылись новые возможности для
участников бизнеса. В частности, более доступным стало обращение в прокуратуру относительно нарушений непосредственно в онлайн-режиме.
Стоит отметить, что по заявлению помощника президента Российской Федерации М. С. Орешкина, у участников бизнеса появится уникальная возможность в один клик сообщить о совершенном нарушении. В результате такого обращения будет выявлен инспектор, совершивший нарушение. Это будет способствовать более эффективному и честному осуществлению органами местного самоуправления своих контрольно-надзорных полномочий. И уже в следующем году сферу контрольно-надзорной деятельности можно будет обозначить как стабильную [8].
Уже в январе 2020 г. президент РФ В. В. Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости скорейшего завершения реформы контрольно-надзорной деятельности, обусловив это тем, что она является одним из наиболее значимых направлений стратегического развития страны, направлением, которое имеет приоритетную важность.
Если говорить в целом, то это касается обновления законодательства об административных правонарушениях, а также создания такого механизма контрольно-надзорной деятельности, который бы являлся абсолютно новым и более эффективным [7].
В. В. Путин специально отметил, что работа бизнеса станет более удобной и простой лишь после того, как будет до конца завершена реформа контрольно-надзорной деятельности.
И хотя практически половина задуманного уже осуществлена, впереди, по заявлению министра юстиции К. А. Чуйченко, еще много работы по отмене нормативных актов, которые уже давно устарели, так как были приняты во времена Советского Союза [7].
По словам заместителя председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д. А. Медведева, фундаментом будущего государственного контроля и надзора являются проекты федеральных законов «Об обязательных требованиях» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» [3; 6].
С того момента, как еще только началась работа над Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [2], всё чаще стали возникать споры относительно природы муниципального контроля, а также о том, является ли он эффективным, приносит ли должные результаты.
В том числе довольно часто вопросы возникали относительно места муниципального контроля в контрольно-надзорной деятельности, а также относительного того, каким образом взаимосвязано действующее законодательство об административных правонарушениях и муниципальный контроль.
В целом, можно отметить следующие проблемы в сфере контрольно-надзорной деятельности органов местного самоуправления, затрудняющие эффективное функционирование данного института муниципального контроля:
- факт отсутствия единой концепции, а также и самого понимания, каким образом и на основе каких принципов в дальнейшем будет развиваться муниципальный контроль;
- органы местного самоуправления встречаются с множеством сложностей по применению процедур муниципального контроля, то есть по осуществлению своих контрольно-надзорных полномочий, что вызвано также наличием определенных ограничений финансового, кадрового характера, а также ограничений в организационных ресурсах;
- на сегодняшний день отсутствует перечень видов муниципального контроля, который был бы легально установлен (закреплен на законодательном уровне);
- действующий механизм взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении контроля несовершенен;
- также существуют проблемы, требующие особого внимания со стороны законодателя, а именно проблемы соотношения действующего ныне законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях [9, с. 121].
В заключение отметим, что благодаря проводимой реформе будет обновлена идеология самой работы в целом системы контроля и надзора в государстве, что позволит перейти к модели контроля, которую по праву можно будет назвать современной.
Важно отметить, что должна быть пересмотрена система оценки результативности и эффективности контроля, а показатели эффективности государственного и муниципального контроля не должны основываться на том, сколько контрольных мероприятий было проведено должностными лицами в рамках осуществления своих полномочий. Ключевым показателем должно являться непосредственное снижение ущерба, возникающего от нарушения ценностей, охраняемых законом.
Литература
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № Ш-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003 г. № 40. Ст. 3822.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (не вступил в силу).
3. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://контроль-надзор.рф/programm (дата обращения 05.12.2020).
4. Артемьев Г. В., Аминов И. Р. Взаимодействие населения и местной власти: современное состояние и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С.446-449.
5. Муниципальный контроль в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: новшества и особенности регулирования // Закон.ру от 06.11.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://zakon.ru/blog/2020/11/6/municipalnyj_kontrol_v_novom_federalnom_zakone_o_go sudarstvennom_kontrole_nadzore_i_mumcipalnom_kon (дата обращения 05.12.2020).
6. О реформе контрольно-надзорной деятельности // Government.ru от 02.12.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/38487/ (дата обращения 05.12.2020).
7. Путин поручил завершить в 2020 году реформу контрольно-надзорной деятельности // Тасс.ру от 15.01.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/7524931 (дата обращения 05.12.2020).
8. Система «одного клика». Владимир Путин проверил работу по совершенствованию контроля бизнеса // Российская газета — Столичный выпуск № 228(7986) от 09.10.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/10/09/putin-proveril-rabotu-po-kontroliu-biznesa.html (дата обращения 05.12.2020).
9. Уметбаева Ю. И. Реформирование контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2017. — Том 2. № 4. — С. 121-127.
10. Эскиев М. А. Определение местного самоуправления в законодательстве РФ // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 652-654.
CONTROL AND SUPERVISORY POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT
BODIES: CURRENT STATE, PROBLEMS
D. N. Zelinskii, S. Yu. Rusanova Crimean Branch of the Russian State University of Justice, Simferopol
The article is devoted to the current state of control and supervisory activities of local self-government bodies. The problems of the implementation of powers, as well as the specifics of modern municipal control, are analyzed in detail. The analysis of the reform of control and supervisory activities is carried out, the conclusion is made about the expediency and necessity of the reform. The results on the current state of the ongoing reform of the sphere of control and supervision activities, on the prospects and planned results for the completion of the reform were summed up.
Keywords: local self-government bodies, municipal control, control and Supervisory functions, reform of control and Supervisory activities.