Научная статья на тему 'Опыт модернизации экспозиции «Земля и ее геосферы»'

Опыт модернизации экспозиции «Земля и ее геосферы» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC-ND
123
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ МУЗЕЙ / NATURAL SCIENTIFIC MUSEUM / ЭКСПОЗИЦИЯ / EXPOSITION / INFORMING SECURITY / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ARTISTIC DESIGNING / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черненко Виктория Викторовна, Резников Владимир Федорович, Миронов Юрий Владимирович

В статье представлен опыт модернизации экспозиции «Земля и ее геосферы» старейшего естественно-научного музея Москвы Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского Российской академии наук. Новый принцип организации экспозиционных комплексов позволяет передать посетителю разнообразную информацию, зашифрованную в камне. Сочетание уникальных геологических объектов, оригинальной графики и доступных текстов позволило создать экспозицию, интересную для специалистов и понятную школьникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Черненко Виктория Викторовна, Резников Владимир Федорович, Миронов Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of modernization the museum exposition "Earth and its geospheres"

The article reflects an experience of modernization the exposition Earth and its geospheres of the oldest natural scientific Moscow museum Vernadsky State Geological museum of Russian Academy of sciences. A new principle of organization of the exposition complexes makes it possible to transfer different information, ciphered in stone, to the each visitor. Combination of unique geological objects, of original graphic arts and of popular texts has allowed creating the exposition, attractive for specialists and understandable for schoolboys.

Текст научной работы на тему «Опыт модернизации экспозиции «Земля и ее геосферы»»

1В.В. Черненко, В.Ф. Резников, Ю.В. Миронов

ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ «ЗЕМЛЯ И ЕЕ ГЕОСФЕРЫ»

В статье представлен опыт модернизации экспозиции «Земля и ее геосферы» старейшего естественно-научного музея Москвы - Государственного геологического музея им. В.И. Вернадского Российской академии наук. Новый принцип организации экспозиционных комплексов позволяет передать посетителю разнообразную информацию, зашифрованную в камне. Сочетание уникальных геологических объектов, оригинальной графики и доступных текстов позволило создать экспозицию, интересную для специалистов и понятную школьникам.

Ключевые слова: естественно-научный музей, экспозиция, информационное обеспечение, художественное проектирование.

Экспозиция как предметно-пространственная среда, имеющая форму и выразительность, осуществляет коммуникационную связь, «открывая» музей посетителю. В экспозиции все должно быть и интересно, и понятно для сегодняшнего посетителя.

Современные тенденции развития культуры требуют переосмысления социальной функции музеев, направления их деятельности и стиля общения с социумом. Изменилось само определение музейной экспозиции: согласно М.Т. Майстровской, это целенаправленная и научно обоснованная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены комментарием, технически и художественно оформлены, создавая, таким образом, специфический музейный образ общественных и природных явлений1.

Музейная экспозиция появляется в ходе творческого процесса преобразования отдельных предметов в целостную картину, представленную в некоем условном, специально организованном про-

© Черненко В.В., Резников В.Ф., Миронов Ю.В., 2010

странстве. При этом каждый музейный предмет превращается в символ и становится элементом этой картины, активно воздействующим на посетителя. Такие предметы служат средствами выражения определенного содержания, образуя единую знаковую систему. Поэтому музейную экспозицию, как своеобразный «текст», необходимо не только созерцать, но и осмысливать.

В создании современных экспозиций принимают деятельное участие не только ученые, но и художники и дизайнеры. Следует отметить, что на музейном поприще у науки и искусства единая цель - через сопереживание и познание увлечь человека образной картиной мира. В последние годы многие российские музеи2 осуществили интересные проекты, которые завершились созданием новых экспозиций (или модернизацией уже существовавших), в которых удачно сочетаются наука и искусство3.

20 октября 2007 г. в рамках мероприятий II фестиваля науки Москвы в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского РАН состоялось официальное открытие обновленной экспозиции «Земля и ее геосферы».

Для большинства посетителей этого музея экспонаты, выставленные в витринах, - просто камни, которые можно встретить повсюду. Только специалисты знают, что в каждом экспонате скрыта интереснейшая информация о процессах, которые происходили в течение длительной геологической истории. Как сделать доступным сведения, зашифрованные в таких привычных природных объектах? Первый шаг - введение посетителя музея в мир геологической науки и того «языка», на котором записана каменная летопись Земли.

Девиз экспозиции - «Читая каменную книгу» - определил и наполнение, и информационное сопровождение, и ее художественное решение4. Авторы общей концепции разработали новый принцип организации экспозиционных комплексов, который позволяет передать посетителю колоссальный объем сведений, зашифрованных в камне. Основой осмысления сложного и разнообразного геологического материала послужили труды В.И. Вернадского, который предлагал рассматривать все природные тела в их вещественной, структурной, энергетической и исторической взаимосвязи5.

Геометрия зала (подиум при входе, отделенный от его основной части) подсказала авторам идею вводного раздела: здесь происходит первое знакомство с теми объектами, вокруг которых будет разворачиваться дальнейшее повествование. Еще на подиуме посетитель знакомится с Землей как геологическим телом и с ее горными породами - своеобразными кирпичиками планеты.

Знания о происхождении трех главных типов горных пород - магматических, осадочных и метаморфических - необходимы для перехода к главной теме экспозиции «Земля и ее геосферы». Она расположена в основной части зала (отделенной от подиума пятью ступеньками), где горные породы предстают перед посетителями в новом качестве - как результат сложных процессов в разных оболочках планеты.

В экспозиции нашли отражение следующие положения: Земля состоит из нескольких различных по составу сфер (внутренних и внешних), окружающих земное ядро; Земля постоянно меняется под действием внутренних сил планеты, поверхностных процессов и даже космических объектов; движение литосферных плит, формирующих поверхность Земли, приводит к возникновению океанов и горных систем, к изменению очертаний континентов; рельеф поверхности Земли неразрывно связан с процессами в земной коре; вещество Земли, попадающее на поверхность планеты, подвергается воздействию выветривания; вода, покрывающая большую часть земной поверхности, производит колоссальную геологическую работу; живые организмы в результате взаимодействия с неживой природой постоянно меняют облик планеты.

В центральной зоне экспозиции посетитель получает представление о нашей планете в такой последовательности тем: «Земля в космосе», «Строение и состав Земли», «Земля - активная планета», «Геологические структуры и географический рельеф». Главные экспонаты в зале - два больших глобуса, географический и геодинамический: на первом школьники с интересом ищут горы, моря и страны; на втором представлены основные типы геологических структур, формирующих облик Земли. Сопоставление изображений на этих глобусах позволяет увидеть, что каждой геологической структуре соответствуют определенные формы рельефа.

Вокруг центральной зоны экспозиции расположены четыре ее раздела, знакомящих посетителей с разными геосферами Земли: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой. Рассмотрим содержание этих разделов.

Литосфера. Здесь экспонируются материалы, отражающие основные особенности твердой оболочки Земли, включающей земную кору и самую верхнюю часть мантии. Посетитель отчетливо видит, что в пределах современных континентов и океанов литосфера имеет различную мощность, строение и состав (в пределах континентов она мощнее и сложнее, чем в океанах).

Гидросфера. Эта оболочка Земли включает все воды планеты, находящиеся в жидком, твердом и газообразном состояниях. Вода служит главной на Земле транспортирующей силой, в водной

среде происходит образование большинства осадочных горных пород, она играет значительную роль в метаморфических и в магматических процессах. В данном разделе экспозиции представлены результаты геологической деятельности вод, различных по составу и происхождению: морей, рек, озер, болот, ледников, холодных и горячих минерализованных источников, подземных вод. Отражена не только созидательная, но и разрушительная деятельность воды.

Атмосфера. Она состоит из различных газов, водяного пара и пыли. Движущиеся массы воздуха совершают огромную геологическую работу, разрушая горные породы, транспортируя их частицы и способствуя последующему накоплению осадков. Представленный в этом разделе каменный материал в сочетании с иллюстрациями позволяет познакомить посетителей с процессами физического и химического выветривания, в разных ландшафтных и климатических условиях. Здесь же находят отражение даже мимолетные атмосферные явления - молния, дождь, град, смерч, оставляющие следы на поверхности горных пород.

Биосфера. В общем экспозиционном замысле эта тема заканчивает последовательный рассказ о геосферах Земли. Особенность биосферы состоит в том, что она не имеет обособленного пространства и пронизывает другие геосферы, остро реагируя на изменения их состояния. Биосфера Земли активно участвует в круговороте энергии и вещества планеты. Геологическая деятельность живых организмов, в том числе и человека, проявляется в двух основных формах - механической и биохимической. При этом только человек, извлекая и концентрируя необходимые для своей жизнедеятельности природные компоненты, изучает окружающую среду, решая свои хозяйственные задачи6.

* * *

Музейный предмет (экспонат) - основа уникальности каждой экспозиции. Именно от подбора музейных предметов зависит познавательная (когнитивная) ценность, а также эмоциональная направленность экспозиции. Бесспорно, что простое знакомство человека с музейными предметами не может заменить ему те книги, в которых дается углубленный анализ геологических процессов. Зато визуальное восприятие содержания экспозиции, благодаря наглядности конкретных примеров, имеет важное преимущество перед вербальным повествованием.

Коммуникативные возможности экспозиции непосредственно связаны с разными способами передачи информации. Потребности различных категорий посетителей музеев предельно разнообразны.

Потенциального потребителя информации интересуют не только редкие, даже уникальные музейные предметы, но и обобщающие сведения по тематике музея7.

Стремление к внутреннему единству и емкости музейной экспозиции объективно приближает ее к информационной системе, в которой нет ничего случайного и механического. Большое значение имеет создание в музее своеобразной эстетической среды, необходимой для восприятия его экспозиции в условных границах и в определенной последовательности.

В основу организации текстового, графического и предметного материала был положен принцип гипертекста с двухуровневым погружением в содержание экспозиции. В рамках каждого тематического комплекса каменный материал собран в блоки, смысл которых раскрывается с помощью обобщающих текстов и оригинальной графики (научных по содержанию и популярных по форме).

Каждый музейный предмет сопровождается расширенными этикетками, отображающими его реальную роль в соответствующей геосфере. Например, надпись на этикетке в разделе «Горные породы» выглядит так: «Вулканическая бомба. Италия. Вулкан Везувий. Витые с оттянутыми концами и веретенообразные бомбы образуются при извержении жидкой базальтовой лавы, капли которой во время полета затвердевают, быстро вращаясь вокруг своей оси». Составление оригинальных текстов для каждого тематического блока позволило исключить повторяющиеся и недостаточно информативные предметы экспозиции.

Музейные предметы, расширенные этикетки и фотографии геологических объектов представляют первый уровень погружения посетителя в тему экспозиции. А для установления смысловых связей между отдельными группами предметов авторами была разработана система текстов, способствующая большей доступности представленных материалов. Это позволяет организовать последовательность освоения темы от частного (предмет) к общему (тематический блок) и наоборот. Обобщающие тексты и изображения, вынесенные на особые панели, дают вербальную и визуальную характеристику геологических процессов на втором, более глубоком уровне погружения.

В последние годы при создании экспозиций широко используются современные средства передачи информации. В музее, рассказывающем о динамичных процессах на поверхности и в недрах Земли, возникла необходимость включить в экспозицию и документальные видеоматериалы. На их основе в музее Вернадского был смонтирован видеофильм «Удивительная планета», и теперь на экране проекционного телевизора посетители могут увидеть

уникальные сцены извержения вулканов, дымящихся «черных курильщиков», разрушительных землетрясений8.

Особенности информационного обеспечения экспозиции тесно связаны с оформлением всего зала и каждой витрины в отдельности. Архитектурно-художественное проектирование экспозиции осуществил член «Союза дизайнеров России» В.Ф. Резников.

Музейная экспозиция должна органически соединять научную достоверность ее содержания с яркой зрелищностью. Главными действующими лицами в «музейном спектакле» становятся музейные предметы, поэтому задачей художника является акцентирование смысловых, эмоциональных и эстетических аспектов их восприятия.

Художественное проектирование экспозиции - это создание в объемно-пространственной среде экспозиционного ансамбля для оптимального освоения темы посетителями музея. Отказываясь от монотонности и экспозиционного однообразия, художники и дизайнеры стремятся к динамичной и сюжетной подаче всего музейного материала. Ведь структура экспозиционного ансамбля в сочетании с его цветовой, световой, пластической и драматургической композицией должна раскрыть суть всей темы.

В комплексе выразительных средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится музейному оборудованию. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей художественного проектирования употребляются разные типы этого оборудования.

Активными и специфическими компонентами архитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в гармоничное целое, акцентировать внимание посетителей на наиболее важных экспонатах. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета, усиливает эмоциональное восприятие музейных предметов.

Большое значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, т. е. особенности расположения экспозиционных материалов и оборудования в помещениях музея. Взаимосвязь элементов экспозиционного ансамбля, их группировка и определение доминант - все это крайне важно для создания художественного образа. Остановимся на основных моментах создания нового облика экспозиции «Земля и ее сферы».

Стилистика экспозиции. Основной задачей при проектировании было создание современной музейной версии экспозиции в интерьере дворцовой постройки XIX в. Поэтому нами было принято компромиссное (в духе постмодерна) решение, обеспечившее

относительную гармонию современного экспозиционного комплекса с архитектурным стилем здания. Это удалось сделать благодаря органичному соединению старого музейного оборудования (в виде шкафов-витрин) и новой специально спроектированной экспоструктуры. Некоторые оригинальные дизайнерские решения позволили избежать формального конфликта между существующим и вновь созданным. Одно из этих решений было связано с комплексным колористическим оформлением экспозиции, способствующим гармонизации музейных предметов и эмоциональному комфорту для посетителей.

Планировка экспозиции была значительно переработана, хотя в ее облике сохранилось все то, что было продиктовано архитектурными особенностями интерьера - прямоугольной формой большого зала и наличием высокой площадки возле входа. «Островная» конструкция в центре зала, состоящая из вертикальной стойки и двух больших глобусов, внесла новый акцент в восприятие пространства экспозиции.

Специальное экспозиционное оборудование было спроектировано и реализовано в материале, обладающем рядом необходимых свойств. В их числе - модульность системы и компактность, возможность несложной сборки/разборки для мобильной перепланировки, хранения и транспортировки (для временных выставок).

Светопроект. Архитектура зала не обеспечивает нормального дневного освещения экспозиции, поэтому было решено совсем от него отказаться, закрыв окна баннерами с копиями старинных гравюр. Общее искусственное освещение экспозиции обеспечила большая люстра, а местное - особые лампы для витрин и стоек.

Новые функциональные материалы. Физические свойства экспонатов, представленных в музее, при отсутствии герметичных витрин остро ставят проблему ухода и своевременного удаления пыли. Поэтому традиционное использование в музейном декоре тканей полностью исключалось. Их пришлось заменить новым материалом, который удовлетворяет всем гигиеническим требованиям, - искусственной (виниловой) кожей довольно высокого качества как по цвету, так и по фактуре.

Принцип монтажа. Витрины состоят из их декоративного фона, экспонатов и этикеток. Коллектив авторов проекта разработал схему наполнения витрин, несколько отличную от традиционной. Задник витрины представлен декоративной графикой и этикетками, а экспонаты вмонтированы в пробелы между ними. Этикетки не изготавливаются отдельно, как обычно, а верстаются и печатаются прямо на декоративном заднике витрины. При этом создается то же впечатление, как от полиграфического альбома,

но рядом с текстом вместо фотографий здесь размещены реальные экспонаты. Изготавливается такой «фон-задник» методом компьютерной печати на плоттере. Данный принцип дизайна позволяет избежать этикеточного дробления фона и неизбежной пестроты поля витрины, особенно губительной при плотной композиции.

Экспозиция «Земля и ее геосферы» - образец удачного сочетания профессионализма музейного дизайнера и знаний специалистов-геологов. Благодаря грамотному расположению уникальных образцов, больших цветных фотографий, копий старинных гравюр, понятных текстов и оригинальной графики экспозиция стала интересной и для специалистов, и для школьников.

Примечания

1 На пути к музею XXI века. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции / Сост. М.Т. Майстровская. М.: Российский институт культурологии, 1997. С. 16.

2 В их число входят: Государственный Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, Музей геологии Республики Татарстан, Геологический музей Уральской горной академии.

3 История науки и техники: музейные исследования: Мат-лы науч. семинара. Н. Новгород: ННГУ, 2008.

4 Черненко В.В. Музеи Российской академии наук в меняющемся мире // Материалы Международного симпозиума ICOFOM «Музеология, музеи в меняющемся мире». Барнаул: БГПУ, 2008. С. 77-78.

5 Вернадский В.И. Биосфера. Мысли и наброски. М.: Ноосфера, 2001.

6 Черненко В.В. Геологическая деятельность живого вещества биосферы (Из опыта создания экспозиции) // Тезисы докладов Международной конференции «Отражение теории эволюции в музейных экспозициях». М.: ДГМ, 2008. С. 16.

Черненко В.В. Музейное пространство XXI века // Музей. 2007. № 6. С. 33-38.

8 Черненко В.В. Современные информационные технологии в музее: экспози-ционно-выставочный аспект // Музей и современные технологии: Сб. мат-лов всероссийских научных конференций 2003-2005 гг. Томск: ТГУ, 2006. С. 116127.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.