Научная статья на тему 'Геологический музей ЮУрГУ и его роль в совершенствовании учебного процесса'

Геологический музей ЮУрГУ и его роль в совершенствовании учебного процесса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GEOLOGICAL MUSEUM / UNIVERSITY / COLLECTION / MINERALS / ROCKS / FOSSILS / EDUCATIONAL PROCESS / ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / УНИВЕРСИТЕТ / КОЛЛЕКЦИИ / МИНЕРАЛЫ / ГОРНЫЕ ПОРОДЫ / ОКАМЕНЕЛОСТИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Таранина Татьяна Ивановна

В статье рассматривается история формирования коллекций геологического музея ЮУрГУ. Концепция музея определяется, с одной стороны, особенностями собранного и сохраненного «материала», с другой стороны «идеей» целью и задачами. Для совершенствования и интенсификации учебного процесса и самостоятельной работы студентов при оформлении экспозиции был использован тематический подход с привлечением принципов синергетики. Общий стиль экспозиции представлен как дидактическая выставка, направленная на углубление студентами и посетителями знаний по геологии. В музее абстрактные представления посетителей о развитии Земли превращаются в живые убеждения о конкретном составе и строении Земли, о значении минералов и горных пород в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geological Museum of SUSU and its role in the improvement of the educational process

Geological Museum SUSU was formed at the beginning of the 21st century on the basis of sample collections, which were collected by students and teachers. The concept of the museum is determined by the characteristics of the material collected and stored and his idea. Thematic approach and the involvement of synergetic principles used by us in the design of the exhibition. The goal of approach is an improvement and intensification of educational process and students' independent work. The general style of this exposition is presented as a didactic exhibition, which is aimed to deepening the knowledge of geology. Abstract submissions converted into vivid beliefs of a particular composition and structure of the Earth at the Geological Museum SUSU.

Текст научной работы на тему «Геологический музей ЮУрГУ и его роль в совершенствовании учебного процесса»

МУЗЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В МУЗЕЕ

УДК 069:551+378.14.014.13

Т. И. Таранина

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ЮУрГУ И ЕГО РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Геологические и минералогические музеи и музейные кабинеты в высших учебных заведениях создавались в ХУШ-Х1Х вв., прежде всего как база для проведения практических занятий по геологическим дисциплинам1. Как правило, собирались и покупались частные коллекции, многие из которых позднее были переданы в дар определенным государственным или общественным организациям, а на их базе были организованы впоследствии музеи. В начале XXI в. была выполнена определенная инвентаризация геологических и природоведческих музеев России, в соответствии с которой в реестр вошло 150 музеев различной ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы2. Особое место среди них занимают геологические, минералогические и палеонтологические музеи Российской академии наук, высших и средних учебных заведений.

Геологический музей Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) был образован также на базе коллекций, которые были собраны в учебном геологическом кабинете. С момента создания в 1952 г. архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ (ранее ЧПИ—Челябинский политехнический институт) на кафедре строительных материалов для проведения лабораторных работ по дисциплине «Инженерная геология» собирались коллекции минералов и горных пород. Первые учебные коллекции были закуплены в Свердловске. Однако основной фонд коллекций был собран преподавателями и студентами во время проведения 2-недельных полевых практик, которые предусматривались учебным планом и проводились в различных районах Челябинской области: Ильменские и Вишневые горы, хребты Таганай и Зюраткуль, Бакальское и Магнитогорское железорудные месторождения, а также медно-колчеданные и другие месторождения.

В советское время, когда все земельные ресурсы и недра находились в государственной собственности, можно было совершать без особых разрешений экскурсии на различные интересные в геологическом отношении объекты: обнажения (выходы горных пород на земную поверхность), заброшенные карьеры. На действующие карьеры или шахты можно было получить разрешения от руководства организаций и после проведения инструкций по технике безопасности посетить горные выработки и собрать самые

1 Бурлыкина М. И. Музеи высших учебных заведений России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Вопросы музеологии. СПб., 2012. 1 (5). С. 88-96.

2 Геологические и природоведческие музеи России: справочник. М., 2005.

«свежие» образцы. Более того, в 50-70-х годах государство было заинтересовано в изучении недр и поисках новых месторождений. К таким работам привлекались школьники —юные геологи и студенты вузов при определенной профессиональной и финансовой поддержке геологических организаций. Отдельным отрядам выдавались конкретные задания, выполнение которых координировали и консультировали профессиональные геологи из экспедиций. Для выполнения экспедиционных полевых выездов осуществлялось финансирование за счет вузов или заинтересованных геологических организаций. Также значительную роль в сборе коллекций музея сыграли студенты заочного отделения, которые при выполнении контрольных работ по инженерной геологии должны были предоставить не только теоретическую часть, но и практическую часть работы в виде коллекции минералов и горных пород. Поскольку в те времена особой популярностью у образованных и любознательных людей пользовались монография А. Е. Ферсмана «Занимательная минералогия» и научно-фантастические произведения В. А. Обручева, то студенты с увлечением читали эти произведения, связывались друг с другом, с любителями камней и обменивались красивыми образцами. Часть наглядных и редких образцов сдавали вместе с контрольной работой.

В целом за 50-летнюю историю кафедры строительных материалов в учебном геологическом кабинете были собраны богатые коллекции минералов, горных пород и полезных ископаемых Челябинской области и других регионов СССР. Особую роль в сборе, систематизации и сохранении собранных коллекций образцов сыграли работавшие в тот период преподаватели геологии: С. А. Костылев (основоположник геологической коллекции), В. А. Зорина, А. В. Речкалова, Б. Я. Трофимов и др. Идею об организации отдельного геологического музея предложил ректор ЮУрГУ А. Л. Шестаков, который увидел переполнявшие учебный кабинет коллекции. При поддержке ректора в течение почти 2 лет нами была проведена ревизия и систематизация всех коллекций, в результате чего весь фонд был разделен на 2 части: на коллекции, необходимые в соответствии с учебным планом для учебного процесса, для проведения лабораторных занятий, а также на предметы—образцы для организации геологического музея. Таким образом, экспозиция геологического музея сформировалась из того «материала»3 — наглядных и представительных образцов минералов, горных пород, окаменелостей и руд, который был собран в учебном кабинете благодаря трудам и стараниям нескольких поколений студентов и преподавателей. Вся экспозиция учебного геологического музея ЮУрГУ «вырастала из взаимодействия „материала" и „идеи" (концептуальной идентичности)»3.

Экспозиционный зал музея имеет небольшую, 80 кв. м, площадь, на которой в витринах выставлено около 1000 образцов породообразующих и рудных минералов, горных пород, металлических и неметаллических полезных ископаемых, руд и окамене-лостей. Концепция вузовского геологического музея определяется, с одной стороны, особенностями собранного и сохраненного «материала», с другой стороны—основны-ми целями и задачами музея. Основной целью экспонирования геологических коллекций является пропаганда и популяризация геологических знаний среди молодежи, а также формирование культурной и экологически грамотной личности студентов, способных в будущем понимать и учитывать геологические закономерности при выполнении своих профессиональных задач. При современном сокращении часов аудиторных занятий и увеличении часов самостоятельной работы студентов одной из важнейших становится

3 МеншП. В. Коммуникация: язык экспозиции //Вопросы музеологии. СПб., 2014. 1 (9). С.254.

задача совершенствования и интенсификации учебного процесса с привлечением музейных коллекций.

Музей создавался прежде всего для студентов, обучающихся по таким направлениям, как строительство, металлургия и материаловедение, экология и природопользование. Поэтому в структуре музея при формировании экспозиции был использован тематический подход с привлечением принципов синергетики: иерархичности, подчинения, наблюдаемости и интегративности геологических систем и объектов — минералов, горных пород, окаменелостей и руд. В экспозиции музея четко выделяются следующие основные тематические разделы: «Породообразующие минералы и горные породы трех генетических типов», «Металлические и неметаллические полезные ископаемые и руды», «Важнейшие руководящие ископаемые организмы»4. Внутри тематических разделов применяются общепринятые принципы организации геологических коллекций: кристаллохимической систематизации минералов, генетической классификации минералов и горных пород, промышленной классификации полезных ископаемых и другие. Среди экспонатов преобладают собранные в пределах Челябинской области и Урала образцы, представляющие наибольший интерес для студентов и посетителей. Особое место в музее занимают такие краеведческие коллекции как «Яшмы Урала», «Минералы и горные породы Ильменского хребта» и «География Южного Урала в названиях минералов и горных пород»5.

Музейная экспозиция активно вовлекается в учебно-образовательный процесс. Будущие строители неоднократно закрепляют в музее полученные на учебных занятиях современные знания по горным породам—грунтам. Они видят в витринах на небольшом пространстве разнообразные горные породы, залегающие в земной коре на удаленных друг от друга территориях. Они осознают влияние минерального состава, текстурно-структурных особенностей горных пород и других факторов на свойства и прочность грунтов, на их изменчивость и на возможность проявления новых инженерно-геологических процессов. Таким образом, «вечные камни» оживают перед студентами и становятся «живыми» объектами. Будущие металлурги и специалисты по новым материалам, химики знакомятся с иерархичностью и разнообразием геологического мира, процессов образования и изменения минералов и горных пород. Они видят и начинают осознавать уникальность, неповторимость и исчерпаемость минеральных ресурсов, а также необходимость дальнейшего познания свойств минералов и горных пород для совершенствования современных технологических процессов и создания новых материалов. Будущие экологи и специалисты по природопользованию на примере экспонатов горных пород и окаменелостей осознают своеобразный «круговорот» горных пород в земной коре, теснейшую взаимосвязь эндогенных и экзогенных геологических процессов и их влияние на изменения рельефа, климата, растительного и животного мира, а также ландшафтов Земли. Именно в музее студенты видят редкие представительные образцы полезных ископаемых и обобщающие таблицы по кондициям к рудам, которые раскрывают перед ними уникальность и ценность любого месторождения полезного ископаемого и перспективы

4 Таранина Т. И. 1) Геологический музей ЮУрГУ—стартовая площадка для формирования компетенций у студентов, обучающихся по техническим специальностям // Минералогические перспективы: материалы Международного минералогического семинара. Сыктывкар: ИГ Коми НЦ УрО РАН, 2011. С. 351-354.

2) Тематика экспозиции в геологическом музее для студентов технических специальностей // Материалы VII Международного симпозиума «Минеральное разнообразие: исследование и сохранение». София, Болгария, Национальный музей «Земля и люди», 2014. С. 241-248.

5 Таранина Т. И. Тематика экспозиции в геологическом музее...

рационального использования. В результате проведенных бесед студенты более полно начинают осознавать необходимость учета геологических закономерностей при использовании природных ресурсов, а также для совершенствования конкретных природоохранных мероприятий при разработке и добыче руд на отдельных месторождениях полезных ископаемых.

В геологическом музее не только сохраняются и экспонируются коллекции собранных образцов, но и создаются разнообразные научные знания о них6. Общий стиль экспозиции представлен как дидактическая выставка, направленная на углубление студентами и посетителями знаний по геологии. Все экспонаты и витрины сопровождаются этикетками, таблицами, схемами и другими дидактическими материалами, позволяющими посетителям самостоятельно познавать выставленные экспонаты, воспринимать более наглядно и глубоко мир минералов и горных пород.

Экспозиция музея вызывает большой интерес у всех студентов и аспирантов, а также у учителей географии и краеведения, у школьников, у гостей ЮУрГУ со всех уголков мира. В целом представленные в музеи экспонаты и полученные во время экскурсии геологические знания повышают общенаучную и профессиональную компетентность специалистов и всех посетителей. По образному выражению П. ван Менш, «музей превращает абстрактную идеологию в живое убеждение»7. В нашем случае в музее абстрактные представления о «камнях» и развитии Земли превращаются в конкретное и живое убеждение, основанное на ее каменной летописи, на экспонировании наиболее распространенных в земной коре минералов, горных пород, окаменелостей и руд.

Информация о статье Автор: Таранина Татьяна Ивановна—канд. геол.-минер. наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация, [email protected]. Заглавие: Геологический музей ЮУрГу и его роль в совершенствовании учебного процесса.

Абстракт: В статье рассматривается история формирования коллекций геологического музея ЮУрГУ Концепция музея определяется, с одной стороны, особенностями собранного и сохраненного «материала», с другой стороны «идеей»—целью и задачами. Для совершенствования и интенсификации учебного процесса и самостоятельной работы студентов при оформлении экспозиции был использован тематический подход с привлечением принципов синергетики. Общий стиль экспозиции—дидактическая выставка, направленная на углубление студентами и посетителями знаний по геологии. В музее абстрактные представления посетителей о развитии Земли превращаются в живые убеждения о конкретном составе и строении Земли, о значении минералов и горных пород в жизни человека.

Ключевые слова: геологический музей; университет; коллекции; минералы; горные породы; окаменелости; учебный процесс.

Information on article Author: Taranina Tatyana—Ph. D. in Geol. and Miner. Sciences, Associate Professor, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected].

6 Менш П. В. Музейная дефиниция // Вопросы музеологии. СПб., 2014. 1 (9). С. 254-272.

7 Менш П. В. Коммуникация: язык экспозиции. С. 255

Title: Geological Museum of SUSU and its role in the improvement of the educational process. Abstract: Geological Museum SUSU was formed at the beginning of the 21st century on the basis of sample collections, which were formed by students and teachers. The concept of the museum is determined by the characteristics of the material collected and stored and its idea. Thematic approach and the involvement of synergetic principles is applied in the design of the exhibition. The goal of the approach is improvement and intensification of educational process and students' independent work. The general style of this exposition is didactic, which is aimed at deepening the knowledge of geology. Abstract ideas are converted into vivid beliefs concerning particular composition and structure of the Earth at the Geological Museum SUSU. Key words: geological museum; university; collection; minerals; rocks; fossils; educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.