врача-лаборанта, то в настоящее время — 8 врачей-лаборантов и 8 лаборантов. Все специалисты санитарно-гигие-' узнической лаборатории прошли усовершенствование в институтах усовершенствования врачей либо на местных базах.
В связи с централизацией финансирования, а также за счет накопления средств спецрасчетной лаборатории значительно укрепилась материальная база. Только за периоде 1981 по 1983 г. приобретено аппаратуры и приборов на 15 545 руб.
Проведенный анализ данных за 1977—1982 гг. показал, что число лабораторных исследований в целом увеличилось: по разделу «гигиена труда» в 1,5 раза, разделу «гигиена питания» в 1,3 раза, разделу «коммунальная гигиена» в 1,7 раза.
За годы централизации возросло число определяемых ингредиентов: по коммунальной гигиене с 43 до 71, по гигиене труда с 35 до 43, по гигиене питания с 35 до 115. Общее число проб и исследований за этот период увеличилось с 17 033 (40 017 исследований) в 1977 г. до 19 866 (44 605 исследований) в 1982 г. Число обследований объектов с применением лабораторных и инструментальных методов достигает 100 %. Получили экономический эффект: средняя стоимость 1 анализа снизилась с 2 руб. 67 коп. н 1977 г. до 1 руб. 1 коп. в 1980—1982 гг.
Внедрение элементов рационализации труда помогло ^»устранить нерациональное распределение рабочего времени. Сюда следует отнести почасовые дневники, хронометраж
рабочего времени, применение унифицированных форм, журналов, бланков, приспособлений для взятия и доставки анализов, рабочие картотеки методик, блокноты лаборантов, вычислительную технику и др.
Успешная работа централизованной лаборатории невозможна без тесной связи с оперативными отделениями. Очевидно, сотрудниками этих отделений корректируются годовые, квартальные, помесячные деятельности, составляются графики-заявки, внедряются методики, изучается нормативно-техническая документация, решаются вопросы повышения квалификации, ведется научно-практическая работа.
Результаты лабораторных анализов широко используются при текущем и предупредительном санитарном надзоре, что способствует улучшению качества питания населения, охраны водного и воздушного бассейнов, условий труда на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.
Централизация санитарно-гигиенической лаборатории позволила увеличить число исследований санитарно-гигиенической направленности, значительно укрепить материально-техническую базу лаборатории, увеличить число специалистов в лаборатории, что способствует взаимозаменяемости в работе, повысить производительность труда лаборантов и расширить объем лабораторных исследований, увеличить кратность обследований объектов с применением лабораторных и инструментальных методов, снизить себестоимость исследований, что за ряд лет даст ощутимый экономический эффект.
Поступила 09.0I.S4
УДК 6Н.3/.4:061.6|:389.1
Н. П. Гребняк, Л. В. Пирогова, В. И. Агарков
ОПЫТ МЕТРОЛОГИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В ЛАБОРАТОРИИ
САНЭПИДСТАНЦИЙ
Донецкий медицинский институт им. М. Горького
В целях соблюдения требований нормативно-технической документации и повышения качества лабораторного контроля на каждый вновь вводимый ГОСТ издавался приказ по санэпидстанции. Приказом предусматривались проведение организационных мероприятий по ознакомлению с ГОСТом и подготовка лабораторной посуды и реактивов, необходимых для освоения методики. На внедренную на-учно-техннческую документацию составлялся специальный акт. Комиссия указывала в нем структурное подразделение, внедрившее ГОСТ, выполнение плана организационио-техническнх мероприятий, результаты внедрения и полученный эффект. Акт о внедрении составляется в соответствии с ГОСТом 1.20—69 «Порядок внедрения государственных стандартов. Основные положения».
Для учета нормативно-технической документации наиболее целесообразно применять картотечную форму. На каждые вновь поступившие стандарты, правила, инструкции заводили карточку, в которой указывались категория, группа, наименование нормативно-технической документации, срок введения, срок действия, число экземпляров по отделениям, лаборатории. Для своевременного получения нормативно-технической документации заранее оформляется подписка на указатель государственных стандартов СССР н информационный указатель стандартов.
Эффективность мероприятий по улучшению условий труда во многом зависит от организации лабораторного контроля саннтацно-гигиеничсского состояния воздушной среды и физических~"параметров на рабочих местах. Улучшению качества контроля способствуют унифицированные точки отбора проб и проведение замеров с указанием конкретных рабочих мест. Планы-схемы точек отбора ежегодно уточняются врачебно-инженерной бригадой. Повышению эффективности профилактической работы во многом способствует единая учетно-распорядительная документация: карта лабораторного контроля, накопительный журнал, акты отбора проб, журнал контроля за движением анализов.
При создании этой документации руководствовались принципами повышения преемственности в работе и максимальной координацией совместной деятельности различных структурных подразделений санэпидстанции. Разработанная нами организационно-распорядительная документация обеспечивает быстрый поиск необходимой информации, сокращение затрат времени на документоведение и возможность получения дополнительных сведений. Так, введение журнала контроля движения анализов позволило сократить в 1,3—1,5 раза сроки отсылки на предприятие результатов анализа, санитарно-гигиенического заключения и рекомендаций по оздоровлению условий труда. В результатах анализов указывали среднюю арифметическую, минимальную и максимальную концентрацию вредных веществ, а также ошибки измерения.
Точность исследования в значительной мере зависит от правильности отбора проб фельдшерами-лаборантами. Для этого разработаны «Методические рекомендации по организации лабораторного контроля на промышленных предприятиях». Пробы отбирали в соответствии с ГОСТами или техническими условиями на методы взятия материала, о чем делали соответствующую отметку в протоколах. В протоколах отбора проб обязательно указывали нарушения технологического режима, загрузку оборудования, выполняемую производственную операцию в момент отбора, работу системы вентиляции. Объем протянутого воздуха приводили к стандартным условиям. На каждом рабочем месте отбирали не менее 6 проб. Однако если результаты отдельных наблюдений выходят за пределы доверительного интервала, их не следует учитывать. Наиболее простым л в то же время надежным методом для непринятия выделяющегося результата является критерий Ирвина (X).
где Хл + | и Х„ — два максимальных результата анализов; а — среднее квадратическое отклонение.
Если рассчитанное значение функции Ирвина меньше табулированного для соответствующей выборки, результат измерения ошибочный и его не следует учитывать. Статистическую обработку осуществляли в соответствии с ГОСТом 8.207—76 «Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдении. Основные положения».
После проведения исследований в лабораторных журналах (регистрации анализов, расчета результатов анализов, регистрации приготовления реактивов) указывали применяемые методы определения вредных веществ. Титр точных растворов контролировали с учетом поправочного коэффициента. Качество дистиллированной воды определяли по ГОСТу 6709—72 «Вода дистиллированная».
Ведущими элементами метрологии в санэпидстанции являются анализ состояния измерений и совершенствование метрологического обеспечения в санита!)до-гигиенической лаборатории. Все средства измерений и повероч-га* аппаратура занесена в специальные журналы учета рабочих средств измерении. Этот журнал содержит следующие сведения: наименование средств измерений и завода-изготовителя, заводской номер, дату ввода в эксплуатацию, тип прибора, предел измерения, класс точности, место установки, регламентированную периодичность проверки, даты по-
следней и последующих проверок. Проверка и метрологическая аттестация средств измерений осуществляются в со- , ответствии с календарным планом-графиком, который со-^г ставлен с учетом периодичности проверки и согласован с центром метрологии и стандартизации. Для более эффективного исследования приборов рассчитана рабочая нагрузка на них. Установление таких рабочих нормативов позволило увеличить на 20—40 % загрузку приборов.
Систематически проводимая в лаборатории работа по метрологии и стандартизации дала возможность повысить точность изучения факторов производственной среды. Так, коэффициент вариации до проведения указанных мероприятий был 15,2±28,7 %, а через год 7,4—12,8%. Такое значительное снижение показателя, характеризующего степень изменчивости факторов, несомненно, указывает на уменьшение погрешности результатов измерений. В свою очередь повышение точности лабораторных анализов способствует более целенаправленной разработке оздоровительных мероприятий на промышленных предприятиях.
Таким образом, широкое внедрение нормативно-технической документации по стандартизации и метрологическое обеспечение способствуют повышению качества лабораторного контроля за саннтадно-гигиеническим состоянием воздушной среды на рабочих мёТПГЯ-"
Поступила I0.0I.S4 и
УДК в14.3/,4:613.68|:658.53
С. В. Семенов
О НОРМИРОВАНИИ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ САНЭПИДСТАНЦИИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ
Республиканская санэпидстанция Минздрава РСФСР, Москва
Целью настоящего исследования являлась разработка нормативов труда врачей и их помощников — сотрудников санитарно-карантинных и санитарно-контрольных отделов санэпидстанций, — осуществляющих основной объем деятельности по санитарному осмотру и карантинному досмотру морских, речных и промысловых судов.
В наши задачи входило изучение особенностей организации труда как специалистов указанных структурных подразделений, так и санитарных врачей по коммунальной гигиене, гигиене труда, гигиене питания и их помощников бассейновых, портовых и линейных санэпидстанций в процессе предупредительного и текущего санитарного надзора за судами.
Базовыми учреждениями было определено 10 санэпидстанций 8 водных бассейнов РСФСР, в которых изучалось распределение рабочего времени 64 специалистов (36 врачей и 28 помощников). При этом применялись методы самохронометража, контрольного хронометрирования, экспертной оценки и статистической обработки результатов. Хронометражные наблюдения проводили с помощью специально разработанных нами хронометражных карт, их объем, так же как и число специалистов, трудовые затраты которых исследовались, были определены с учетом обеспечения репрезентативности полученных данных.
В организации государственного санитарного надзора за судами нами выделены следующие основные особенности:
— обеспечение надзора за судами независимо от места их приписки к транспортным предприятиям. Обследованию может быть подвергнуто любое судно, заходящее в порт или следующее через него по внутренним водным путям транзитом;
— необходимость участия в обследовании судна различных специалистов санэпидстанций в связи с тем, что судно является комплексным объектом жизнедеятельности человека в условиях относительно автономного и длительного плавания;
— подвижный характер работы специалистов санэпидстанции на водном транспорте в силу того, что оценка фак-
тнческого выполнения на судне санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм возможна только в процессе его обследования в рейсе;
— последовательное чередование таких видов надзора, как предупредительный и текущий санитарный, что связано с системой планово-предупредительного ремонта судов и зависящей от этого сезонностью в работе водного транспорта (навигационный и межнавигационный периоды).
Было установлено, что при надзоре за судами преобладающим является плановая деятельность специалистов санэпидстанций на водном транспорте. Доля обследований судов в плановом порядке 69,3—84,8 % в различных структурных подразделениях санэпидстанции.
Внеплановая работа на судах в условиях неблагополуч-^/ ной или потенциально неблагополучной санитарно-эпиде-^^ мической обстановки в наибольшей степени характерна для специалистов санитарно-контрольных отделов санэпидстанций в речных портах (удельный вес внеплановых обследований судов 30,7 %) и санитарно-карантинных отделов в морских портах (удельный вес 27,6%).
По видам надзора выявлено преобладание трудовых процессов, связанных с проведением текущего санитарного надзора на судах, удельный вес которого в деятельности санитарно-карантинных отделов 97,9 %, санитарно-контрольных 91,7%, санитарно-гигиенических 51,3%. Основной объем работы по предупредительному санитарному надзору за судами приходится на санитарно-гигиенические отделы санэпидстанций — 48,7 % от общего числа обследований судов.
С учетом особенностей организации государственного санитарного надзора за судами нами определен четкий перечень показаний, служащих основанием для выбора цели обследования судна, в соответствии с которыми изучались затраты рабочего времени специалистов.
В морских портах обследования судов проводятся в основном с целью карантинного досмотра иностранных судов и судов СССР заграничного плавания на приход (удельный вес обследований, 40,6%) и отход из порта