Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЧНОГО ФЛОТА'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЧНОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЧНОГО ФЛОТА»

УДК 613.88:614.3

Л. И. Гурвич

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РЕЧНОГО ФЛОТА

Бассейновая санэпидстанция Верхне-Волжского бассейна, г. Горький

Горьконская бассейновая санэпидстанция организована в 1941 г. Различные ее отделы существовали и до этого как самостоятельное учреждение (санитарный, эпидемиологический и дезинфекционный отделы, саннтарно-бакте-риологическая лаборатория, малярийная станция). Включение всех отделов в состав бассейновой санэпидстанции произошло в 1956 г. То же проведено и в линейных санэпидстанциях бассейна. В настоящее время Горьковская бассейновая санэпидстанция называется бассейновой санэпидстанций Верхне-Волжского речного бассейна.

В отличие от санэпидстанций административных территорий в речных санэпидстанциях имеется отдел но надзору за судами — санитарно-контрольный отдел (СКО). До 1948 г. он назывался «врачебно-наблюдательная станция» (ВНС). СКО в период навигации осуществляет санитарный надзор за судами и саннтарно-противоэпидемическую работу. Для этого он располагает дежурными врачами, ^фельдшерами, работающими круглосуточно. В межнавига-цнонный период число работников СКО уменьшается и они заняты на местах зимовки флота (затонах), где ведут надзор за ремонтом судов, занимаются подготовкой плавсостава к навигации, диспансеризацией, обучением плавсостава гигиеническим вопросам, работников пищеблоков судов.

Волжский флот (пассажирский и грузовой) значительно увеличился (количественно и качественно) за последние годы: появились крупнотоннажные суда загранплавання (типа «река — море»), суда загранпостройки, возросло число различных судов, построенных на отечественных заводах. Все это предъявило новые требования к проектированию, строительству и приемке судов. Любое судно, особенно крупное,— фактическое постоянно передвигающийся населенный пункт со всеми необходимыми службами (в том числе сбор и обеззараживание сточных вод и отходов), с обеспечением питьевого водоснабжения пассажиров и членов команды, необходимыми жилищно-бытовыми условиями, горячей водой, питанием, душевыми, прачечными, с необходимыми гигиеническими условиями для команды при работе и отдыхе. Поэтому санитарным врачам на "ечном транспорте следует быть высококвалифицированными специалистами во всех областях гигиены. Предупредительный санитарный надзор за строительством и ремонтом судов осуществляется всеми врачами санэпидстанций бассейна.

При бассейновой санэпидстанции создан постоянно действующий санитарно-техннческий совет из специалистов бассейновой санэпидстанции, представителей каждого конструкторского бюро заводов, Волжского объединенного речного пароходства. Все поступающие проекты обсуждаются на саннтарно-техническом совете. Прием в эксплуатацию головных судов проводится врачами бассейновой и линейных санэпидстанций. При рассмотрении проектов особое внимание уделяется вопросам водоснабжения, вентиляции, предупреждению загрязнения водоемов, снижению шума, вибрации и др., исходя из санитарных норм.

Для повышения качества проектирования проводятся занятия с представителями проектных организаций: разбираются недостатки проектов, изучаются вновь поступающие директивные нормативные документы. На бассейне имеется 16 судосборочных и судоремонтных заводов, ежегодно выпускается ряд новых судов, каждое из которых Обследуется не менее 2 раз с оформлением актов. Обо всех недостатках и отступлениях от проекта ставятся в известность руководитель предприятия и проектант и намечаются меры по устранению недостатков. Головные суда принимаются санитарными врачами бассейновой сан-

эпидстанции на подконтрольном объекте, где строится судно. Следующие суда этой серии принимаются врачами линейной санэпидстанции по специально разработанной программе с проведением комплекса лабораторно-нн-струмснтальных исследований. Особое внимание уделяется работе станции приготовления питьевой воды на судах типа «озон»; заключение дается после трехкратных, отвечающих ГОСТу результатов анализа воды.

В последние годы флот Волжского объединенного речного пароходства пополнился судами зарубежной постройки (ГДР, ЧССР, Венгрии, Австрии, Финляндии)—пассажирскими и грузовыми, земмашинами. Зарубежные суда принимаются на месте постройки без участия санитарных врачей. По мере прибытия этих судов в бассейн Верхней Волги врачи бассейновой санэпидстанции проводят их обследование и по выявленным недостаткам предъявляют требования Объединенному речному пароходству, н эти недостатки постепенно устраняются.

Вторая большая задача — водоснабжения судов, особенно питьевой водой (соответствующей ГОСТу) пассажиров и экипажа. Этот вопрос рассматривается в течение десятков лет: не удавалось обеззараживать воду на самом судне. Испробованы были обычные методы — хлорирование, обеззараживание электролизерами, серебрение, однако не получено достаточного эффекта. За последние несколько лет удалось решить этот вопрос. Не решен вопрос водоснабжения и в затонах, где зимовал флот: там были примитивные установки для фильтрации и хлорироилния воды. Сейчас в затонах, где зимуют флот и плавсостав, организовано артезианское водоснабжение или используется вода из других водоемов, где она соответствует ГОСТу. Что касается водоснабжения судов в период навигации, то небольшие суда (на подводных крыльях, небольшие буксиры и др.) обеспечиваются питьевой водой из городских водопроводов в крупных портах во время стоянки. На крупных судах (пассажирских и грузовых) установлены специальные станции по приготовлению питьевой воды с применением обеззараживающих агентов (гипохлорида натрия, но в основном озона). На некоторых судах проводится и озонирование, и хлорирование, что дает больший эффект.

За водоснабжением судов ведется тщательный лабораторный контроль (отбор проб в период навигации).

Качество питьевой воды в результате постоянного надзора резко улучшилось по бактериологическим показателям: в Верхне-Волжском бассейне благодаря использованию для обеззараживания воды озона 80 % проб соответствовали ГОСТу, а в 1982 г. на пассажирском флоте — 89%. Бассейновая санэпидстанция предъявила Волжскому пароходству требование о модернизации станции приготовления питьевой воды и создании станций второго поколения для усиления гигиенической надежности; строятся суда-водолеи, имеющие автономную станцию приготовления питьевой воды. Лучший показатель эффективности мероприятий по водоснабжению на судах — отсутствие с 1972 г. заболеваний брюшным тифом.

Следует отметить, что все крупные суда (пассажирские и грузовые) обеспечены электрокипятильниками большого объема.

С выходом в 1972 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по предотвращению загрязнения рек Волги и Урала» работа в этом направлении стала более конкретной и целенаправленной. Флот как движущийся объект можег стать источником загрязнении рек, создать эпидемическую угрозу для населения при-

брежных мест, пассажиров и экипажа судов при водоис-ппльзованни.

Бассейновой саиэпидстаицисй Верхне-Волжского бассейна eme в 1971 г. разработан комплексный план мероприятий но предотвращению загрязнения водоемов и улучшению саннтарно-технического состояния флота (приказ Министерства речного флота РСФСР, 1971). Успешному выполнению этого постановления способствует работа по планированию водоохранных мероприятий на пятилетку с ежегодной корректировкой На базе бассейновой санэпидстанции ежегодно проводятся семинары для санитарных врачей н их помощников с приглашением преподавателей Горьковского института инженеров водного транспорта, инженеров пароходства, Московского НИИ гигиены водного транспорта, а в 1977 г. на базе бассейновой санэпидстанции Верхне-Волжского бассейна проведен республиканский семинар но водоснабжению судов внутреннего плавания и охране йодоемов от загрязнений для врачей бассейновых санэпидстанций РСФСР. Все это способствовало взаимопониманию специалистов санэпидстанций и пароходства и дает возможность1 успешно решать задачи нодоохраны. Врачи санэпидстанции принимают активное участие в общественных смотрах по охране водоемов от з.-!грхзяення их судовыми отходами. В 1977 г. проведено 2000 обследований судов. Большое внимание уделяется воспитанию санитарной культуры на судах, бережному отношению к охране природы у учащихся профтехучилищ, речных училищ, т. е. будущих речников и плавсостава, с которым ежегодно проводятся занятия. В 1978 г. этой формой учебы было охвачено более 4000 человек. Регулярно проходят выездные совещания представителей бассейновой санэпидстанции, пароходства и судоремонтных заводов, на которых подводятся итоги водоохранных мероприятий.

В области охраны Волги от загрязнения ее судами осуществляются следующие мероприятия: ежегодно массовым тиражом выпускаются пароходством плакаты по охране водоемов от загрязнения судами, на всех крупных судах и вокзалах транслируются по радио магнитофонные записи— обращение к пассажирам по охране Волги, издано обращение ко всем речникам беречь Волгу от загрязнения. Волга загрязняется от попадания с судов неочищенных фекальных, сточных вод и нефтеотходов, мусора, отходов

УДК 6НЛ/.4:658.Э87

Современные требования к органам государственного санитарного надзора предопределяют необходимость совершенствования учета н оценки работы специалистов санитарно-эпидемиологических учреждений.

Поиском форм учета времени специалистов мы стали заниматься с 1975 г.

Вначале для учета выполненной работы использовали дневник простой формы с указанием запланированных и выполненных мероприятий, а также затраченного времени. Однако такой дневник оказался непригоден для анализа деятельности специалистов, поскольку не учитывались непроизводительные затраты рабочего времени, невозможно было сравнить уровень деятельности специалистов, нагрузки и т. п.

С целью более совершенного учета и оценки деятельности специалистов нами разработаны специальные дневники с набором элементов труда для каждой должности (руководитель, санитарный врач, помощник санитарного врача, врач-лаборант, лаборант, врач-эпидемиолог, дезинфекционист, паразитолог, энтомолог, помощник эпядемно-

нищи, перевозимых грузов.

Для предотвращения загрязнения Волги на всех судах имеются специальные цистерны для сбора фекальных н других сточных вод. Они рассчитаны на 1—2 сут в зависимости от пассажир«вл«естимостн и числа членов экипажа. Во всех крупных портах Волги имеются специальные суда (ОС), которые подходят к судам и перекачивают содержимое цистерны в свои емкости (на 120 т), а затем иоЛ* ходят к специальным причалам в портах, где спускают сточные воды в городскую канализацию. Таких причалов в 1972 г. на Волге было 2 (Ярославль, Астрахань), а в 1978 г. — 9 с общей производительностью 7000 м3/сут. Число ОС на Волге тоже увеличилось: в 1972 г. их было 12, а в 1978 г. стало 36.

ОС забирают с судов и нефтеотходы, н сухой мусор, и остатки пищи. Нефтеотходы они сдают на специальные нефтеочистительные станции, где они очищаются и повторно используются, а конечное содержание нефти после очистки составляет 8—10 мг/л.

Сбор сухого мусора и пищевых отходов был организован в 1972 г. в 12 портах Волги. На Волге принята следующая система сбора сточных вод и отходов с судов: планово-регулярный прием сточных вод и нефтеотходов со стоечного флота, дебаркадеров, земснарядов и др., прием сточных вод и отходов по заявкам туристских судов, судов новой постройки, транзитных грузовых и буксирных, ночной прием сточных вод и сухого мусора с судов, находящихся в порту, и стоечного флота. ¥

Ввиду недостаточной емкости цистерн для суточного накопления сточных вод на пассажирских судах и числа ОС на Волге установлены места сброса фекально-сточиых вод и мест взятия мытьевой и питьевой воды транзитными речными судами центральных и северо-западных бассейнов. На Ветлуге и Вятке выделены места сброса сточных вод по согласованию с санэпидстанциями административных территорий. Для улучшения работы нефтеочистительных станций проводится их замена станциями ноной постройки. Такая станция установлена в г. Горьком, она обеспечивает надежную стабильную очистку (содержание остаточной нефти 8 мг/л).

Благодаря проведенной работе удалось значительно уменьшить загрязнение Волги речным транспортом.

Поступила 10.01.83

0

лога, паразитолога, энтомолога, дезинфекционный инструктор, врач-бактернолог, баклаборант).

Новая форма дневника проста и удобна, каждый его лист рассчитан на неделю. Он содержит следующие графы: элементы труда, весовой коэффициент элементов труда, затраченное время, документ, подтверждающий выполнение работы, коэффициент элементов труда и отрывной лист «Итог за неделю», который включает наименование элементов, сумму затраченного времени и коэффициентов элементов труда за неделю. Каждый лист дневника разделен на 6 дней недели.

При определении элементов труда были учтены все основные направления деятельности данной должности: аналитическая работа, планирование и координация раГя^ ты. подготовка кадров и повышение квалификации, прс" верка объектов государственного санитарного надзора, подготовка справочно-ннформационного материала, участие в совещаниях, заседаниях, комиссиях, рассмотрение заявлений и жалоб трудящихся, выполнение исследований, сани-

П. В. Бойко, В. П. Яворский, В. В. Мурзов, А. П. Темнохуд

УЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Ивано-Франковская областная санэпидстанция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.