Абабкова Наталья Николаевна
ОПЫТ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЯПОНИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.
В статье рассматривается развитие сотрудничества Дальнего Востока России и Японии в сфере культуры в конце XX - начале XXI в. Автор отмечает, что вектор межкультурного взаимодействия двух стран направлен на сближение народов, на установление более тесных контактов, что, безусловно, содействует укреплению экономических и политических связей между Россией и Японией. Территориальная близость Российского Дальнего Востока и Японии способствует развитию культурного диалога. В начале XXI в., несмотря на сохранившиеся недоговоренности между двумя странами по определенным позициям, культурное сотрудничество расширяется благодаря заинтересованности в этом обеих сторон. Адрес статьи: www .gramota.net/materials/3/2017/9/1.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 9(83) C. 13-15. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/9/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 94(47)
Исторические науки и археология
В статье рассматривается развитие сотрудничества Дальнего Востока России и Японии в сфере культуры в конце XX - начале XXI в. Автор отмечает, что вектор межкультурного взаимодействия двух стран направлен на сближение народов, на установление более тесных контактов, что, безусловно, содействует укреплению экономических и политических связей между Россией и Японией. Территориальная близость Российского Дальнего Востока и Японии способствует развитию культурного диалога. В начале XXI в., несмотря на сохранившиеся недоговоренности между двумя странами по определенным позициям, культурное сотрудничество расширяется благодаря заинтересованности в этом обеих сторон.
Ключевые слова и фразы: Россия; Япония; Азиатско-Тихоокеанский регион; международное сотрудничество; культура; театр; межкультурный диалог; Дальний Восток; культурная политика; взаимодействие; фестиваль; художественная интеллигенция.
Абабкова Наталья Николаевна, к.и.н.
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет [email protected]
ОПЫТ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЯПОНИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В.
Исследование проведено при поддержке Правительства Хабаровского края. Договор № 148/2017Д от 05.06.17 о предоставлении гранта на проведение научных исследований в области гуманитарных и общественных наук.
В современных международных отношениях заметно возрастает роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что способствует активизации сотрудничества этих стран в различных сферах деятельности. Особую роль в выстраивании Россией взаимоотношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона играет взаимодействие с Японией - важным для нее партнером, прежде всего в экономике и культуре. Взаимовыгодный культурный диалог, как правило, способствует более эффективному развитию экономических и политических связей.
Расширение экономического сотрудничества между странами, в свою очередь, ведет к установлению более тесного культурного контакта. Так, в 1990-е гг. на территории российского Дальнего Востока активно начался процесс создания совместных предприятий, в том числе и российско-японских, которые стали важным звеном формирования рыночных отношений в регионе. Совместные предприятия ускорили разрушение государственной монополии в экономике и внешней торговле, а также внесли немалый вклад в привлечение управленческого зарубежного опыта. К 1993 г. новшества использовались на 883 совместных предприятиях российского Дальнего Востока [4, с. 61].
Привлечение японского опыта и капитала на Дальнем Востоке России повлияло на развитие сферы услуг в регионе, значительно подняв его уровень. Например, самыми популярными ресторанами в г. Хабаровске стали российско-японские «Юнихаб» и «Саппоро», а российско-японская гостиница «Саппоро» - одной из самых востребованных среди иностранных гостей города. Расширение экономического сотрудничества порождало интерес российского и японского населения к более глубокому знакомству с культурой друг друга, тем самым вызывая спрос на совместные культурные проекты.
После распада СССР культурное взаимодействие России и Японии продолжилось. Для России как преемницы СССР было важно сохранить уже установленные контакты. Значимой площадкой проведения межкультурного диалога оставался российский Дальний Восток. Перспективное сотрудничество наметилось в театральном искусстве, поскольку театр всегда занимал особое место в культуре обеих стран. Японский театр как особый вид исполнительского искусства сформировался под влиянием культур разных стран. Помимо этого, на становление театральной культуры Японии оказали воздействие различные религиозные течения: шаманизм, синтоизм, индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство. Специфика и непохожесть японского театра всегда делали его узнаваемым и привлекательным для русского зрителя.
Российско-японское сотрудничество в театральной сфере в конце XX в. сложно назвать очень тесным. Дальневосточные театры находились в ситуации выживания. Из-за отсутствия финансирования многие театральные коллективы значительно сократили гастрольные показы даже на региональном уровне. Однако в трудных экономических условиях театры смогли продолжить традиции международного сотрудничества с зарубежными партнерами. Наряду с европейским вектором развития, поддерживался культурный контакт со странами АТР. В 1993 г. в г. Хабаровске проходил российско-американский фестиваль, где приняли участие японские творческие труппы молодежных театров «Сэйнэнза» и «Хонда театр» [2, д. 44].
Ярким событием в театральном пространстве Дальнего Востока стало проведение в 1996 г. в г. Владивостоке первого международного фестиваля театров кукол стран АТР. В нем приняли участие российские дальневосточные театры, кукольный театр из Южной Кореи и японский театр «Такеноко». Фестиваль открыл новую страницу в международном театральном сотрудничестве. По итогам работы были обозначены перспективы развития кукольного жанра в дальневосточных театрах [1, с. 25].
14
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Практика российско-японского театрального сотрудничества продолжилась совместной постановкой музыкального спектакля «Хагоромо» по пьесе Тоеко Нисида хабаровского театра «Триада» и японского театра. Спектакль, премьера которого состоялась в 1999 г., имел большой успех у хабаровчан и гостей города, поскольку отличался самобытностью и особой манерой актерского исполнения. Сочетание японских и российских театральных традиций сделало спектакль неповторимым и запоминающимся.
Весомую поддержку российско-японскому театральному сотрудничеству оказывал японский центр, который был открыт в 1997 г. во Владивостоке. Работа центра была направлена на проведение совместных мероприятий, ориентированных на знакомство с культурой Японии, а также на содействие сотрудничеству в сфере науки и образования в государственных и негосударственных учреждениях.
В конце XX в. между Россией и Японией широкое распространение получило побратимское движение. Дальний Восток России стал его активным участником. Об этом свидетельствует тот факт, что из 23 городов-побратимов стран Россия - Япония 15 расположены на российском Дальнем Востоке. В г. Владивостоке открыта аллея городов-побратимов. Среди них можно выделить японские города (Акита, Хакодате, Ниигата), которые стали участниками российско-японских соглашений о дружбе и сотрудничестве.
В начале XXI в., несмотря на охлаждение международных отношений между Россией и Японией, объем совместных культурных мероприятий значительно расширился в связи с постепенной экономической стабилизацией в России. Заметно активизировались межкультурные контакты дальневосточных театров. Так, продолжилось творческое сотрудничество театра «Триада» с японскими театрами. Результатом совместной работы стали спектакль «Малыш, Толстяк, Худышка» по пьесе японского драматурга Т. Нисида и авторский проект «Триады» "My Sweet Family", в котором приняли участие японские артисты [Там же].
Межкультурное взаимодействие российского Дальнего Востока с Японией в начале нового столетия вышло на новый качественный уровень. В рамках государственной программы проводились международные фестивали, целью которых стало углубление культурных связей, знакомство с культурой другой страны, разработка перспективных взаимовыгодных проектов.
2003 год в России был объявлен годом Японии, в рамках которого по всей стране прошли мероприятия, посвященные укреплению российско-японского сотрудничества. Одним из ключевых мероприятий года Японии стал Фестиваль японской культуры, стартовавший в Санкт-Петербурге. Идея проведения фестиваля зародилась во время встречи на высшем уровне премьер-министра Японии Дзюньитиро Коидзуми и президента РФ В. В. Путина, где обеими сторонами подчеркивалась значимость подобных мероприятий в укреплении культурных связей между Россией и Японией. Организаторами Фестиваля выступили министерство иностранных дел Японии, японо-российское общество дружбы и многие другие неправительственные организации.
В своем послании участникам Фестиваля В. В. Путин отметил, что народы России и Японии испытывают глубокий интерес к культуре и традициям друг друга. По словам президента, японцы достаточно хорошо знакомы со многими произведениями великих русских писателей, музыкальными шедеврами П. И. Чайковского, с восхищением относятся к русскому балету. Россияне, по мнению В. В. Путина, стремятся приобщиться к тонкостям японских искусств аранжировки цветов «икебана», выращивания миниатюрных деревьев «бонсай», постичь загадочную пластику японского танца, секреты единоборств «дзюдо», «карате» и «айкидо», наслаждаются игрой выдающихся актеров японских театров «Кабуки» и «Но» [5].
Помимо Петербурга, Фестиваль прошел во многих российских городах. На Дальнем Востоке широкомасштабные мероприятия в рамках Фестиваля проводились в г. Хабаровске и Владивостоке.
В Хабаровске на открытых сценических площадках стадионов, парков культуры и отдыха, в концертных залах учреждений культуры было поставлено 11 концертов и представлений. Многочисленные творческие коллективы из Токио, из города-побратима Хабаровска - Ниигаты, из префектуры Аомори представили зрителям свои работы.
В рамках Фестиваля японская сторона представила выступление ансамбля «Танцующее пространство» и детский хор «Ацугисенэн», который познакомил российскую публику с репертуаром народных и современных песен, творческую группу «Дакуто», исполнившую японскую и европейскую музыку на барабанах. Очень тепло встретили хабаровчане сольный концерт японских исполнителей на народном инструменте сямисэне.
Во время Фестиваля был проведен семинар «Формирование многообразия форм жизни и гармоничное сосуществование с природой в Восточной Азии», где представители искусства двух стран обсудили ключевые проблемы национальной культуры. Японские коллеги познакомили собравшихся с искусством народа айну, а российская сторона пригласила японских гостей в национальное село Сикачи-Алян, где проживают нанайцы - представители одного из малочисленных народов Приамурья. Для жителей Сикачи-Алян японские творческие коллективы дали большой концерт [6].
Ответным словом на проведение «Фестиваля японской культуры в России» стало проведение в Японии «Фестиваля российской культуры в Японии», который был посвящен 300-летию г. Санкт-Петербурга. Фестиваль прошел с большим успехом. Благодаря широкомасштабным мероприятиям японцы получили возможность ближе познакомиться с национальной русской культурой и ее современными направлениями.
Немалый вклад в укрепление межкультурных связей между Россией и Японией внесла дальневосточная художественная интеллигенция. Доброй традицией стало проведение выставок картин с участием японских и русских художников. Так, в 2002 г. в музеях японских городов Хакодатэ, Мачида, Уцуномия прошла международная конференция «Модернизм на Дальнем Востоке и в Японии, 1918-1928 гг.». В мероприятии приняли участие музеи Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре.
Работы российских дальневосточных художников И. Грабовского, В. П. Хрустова, В. П. Лаханского, которые были представлены в галереях «Като» (г. Отару), «Интернационал АРТ» (г. Токио), «Суяма» (г. Идзумо), познакомили жителей страны восходящего солнца с современными тенденциями в художественном мире современной России [3, с. 117].
На сегодняшний день культурный диалог между Россией и Японией продолжает развиваться, поскольку обе стороны заинтересованы в этом. Расширяются формы и границы проведения совместных культурных мероприятий. Все больше дальневосточных городов России выражают готовность стать участником совместных российско-японских проектов. Сохранение и дальнейшее развитие российско-японских культурных связей во многом зависят от политики двух государств. Президент В. В. Путин, дав высокую оценку развития межкультурного сотрудничества России и Японии, отметил, что постижение национальных традиций - это самый верный путь к доверию и взаимопониманию, из которых вырастают чувства добрососедства и дружбы, а также духовной близости народов.
Список источников
1. Абабкова Н. Н. Международное сотрудничество дальневосточных театров в постсоветский период // In Situ. 2016. № 3. С. 24-26.
2. Государственный архив Хабаровского края. Ф. 1964. Оп. 1.
3. Киба Д. В. Развитие сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии в гуманитарной сфере в конце XX - начале XXI в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12 (26): в 3-х ч. Ч. 1. С. 115-118.
4. Моисеева Л. А. Создание на Дальнем Востоке России совместных предприятий с предпринимателями стран АТР в 1985-2000 гг. // Россия и АТР. 2005. № 2 (48). С. 58-70.
5. Послание Владимира Путина организаторам и участникам «Фестиваля японской культуры в России - 2003» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/28508 (дата обращения: 08.07.2017).
6. Фестиваль японского искусства открывается в Хабаровске [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/ 20030809/417792.html (дата обращения: 07.07.2017).
EXPERIENCE OF CULTURAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FAR EAST AND JAPAN AT THE END OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY
Ababkova Natal'ya Nikolaevna, Ph. D. in History Komsomolsk-on-Amur State Technical University Ababkova70@mail. ru
The article examines development of cooperation between the Russian Far East and Japan in the sphere of culture at the end of the XX - the beginning of the XXI century. The author shows that the vector of intercultural cooperation between the two countries is focused on approaching the nations, establishing more close contacts, which certainly promotes consolidation of economic and political relations between Russia and Japan. Territorial proximity of the Russian Far East and Japan promotes developing cultural dialogue. At the beginning of the XXI century, in spite of the existing misunderstandings between the two countries on certain issues, cultural cooperation broadens due to mutual interest.
Key words and phrases: Russia; Japan; Asian-Pacific region; international cooperation; culture; theatre; intercultural dialogue; The Far East; cultural policy; cooperation; festival; artistic intelligentsia.
УДК 130.2
Философские науки
В статье осуществляется философский анализ паранауки в свете основных тенденций культуры постмодерна. Выявляется смысловая взаимосвязь паранауки с различными принципами и идеями постмодерна. Определяется место паранауки в социокультурном пространстве постмодерна. Рассматриваются мировоззренческие основания культуры постмодерна. Выясняется влияние паранауки на культуру и массовое сознание современного общества. Основное внимание автор акцентирует на исследовании культурологического смысла паранауки в контексте постмодерна.
Ключевые слова и фразы: наука; паранаука; постмодерн; культура; массовая культура; массовое сознание. Андреев Артём Андреевич
Национальный исследовательский Томский государственный университет [email protected]
ПАРАНАУКА В СВЕТЕ КУЛЬТУРЫ ПОСТМОДЕРНА
Эпоха постмодерна начала формироваться во второй половине XX века. Культура в данный период стала отличаться бесконечно растущим разнообразием направлений и течений, их новизной, непредсказуемостью,