ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 792.03(571.6)
Абабкова Наталья Николаевна
к.и.н., доцент
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет г. Комсомольск-на-Амуре, Российская Федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ТЕАТРОВ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В НАЧАЛЕ XXI в.
Аннотация
Статья рассматривает развитие театрального искусства на юге Дальнего Востока России в контексте государственной политики. Анализ архивных документов позволил выявить особенности проведения культурной театральной политики в этом регионе на современном этапе, а также создать целостное представление об основных направлениях деятельности театров юга Дальнего Востока в новых исторических условиях.
Ключевые слова
Дальний Восток, театр, государственная политика, государство, театральное творчество, культура,
режиссер, российское общество.
К началу XXI в. произошел пересмотр государственной политики в отношении российской культуры, что значительно изменило ее театральный мир. Становление новых социально-экономических отношений позволили провинциальным театрам России менять приоритеты по ключевым направлениям своей работы, разрабатывая самостоятельные проекты, активно включаясь в государственные программы, тем самым становясь более значимым элементом социокультурной жизни дальневосточного региона.
Основы российской государственной политики в отношении театров были определены в Постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ за № 18-12 от 24 ноября 2001 г.
Государство выступило главным инструментом проводимой культурной политики. Наряду с этим, основными уровнями управления являлись также региональный и муниципальный. Так, концерт Приморского краевого драматического театра молодежи, посвященный Дню города, состоялся при поддержке мэрии г. Владивостока и союза композиторов России [3, с.12].
Современной формой участия государства в сфере культуры являлась проводимая культурная политика. Она представляла собой координацию и регулирование всей культурной деятельности, связанной, прежде всего, с сохранением исторического и культурного наследия, обеспечением равного для всего населения доступа к культуре, поддержкой искусства и всех видов творчества, а также с культурным присутствием в других странах.
Государство по-прежнему оказывало финансовую, административную, юридическую и моральную поддержку всем видам культурной деятельности. Государственные преобразования относительно театральной культуры были продиктованы необходимыми потребностями российского общества.
В начале XXI в. в соответствии с основным вектором культурной политики России в отношении театрального искусства были определены основные направления:
- сохранение театрального исторического наследия (исторические здания, музыкальная литература, фольклор и др.);
- распространение театрального культурного продукта, где средства использовались для финансирования спектаклей, гастролей, субсидий билетов, специальных акций, направленных на расширение зрительской аудитории;
- развитие театрального творчества (работа режиссеров, актеров, театрального персонала, участвующего в культурном производстве);
- подготовка персонала, включенного в театральный процесс (обучение, переподготовка, повышение квалификации творческих работников, администраторов и всего театрального коллектива).
На юге Дальнего Востока России реализация культурной политики в отношении театров осуществлялась в контексте общегосударственной программы культурного развития государства. Одним из приоритетных направлений было сохранение и дальнейшее развитие театральной культуры с учетом изменений в стране. Наряду с работой старых действующих театров, открывались новые, восполняя потребности современного общества. Важным аспектом в реализации культурной политики являлась работа театров по расширению культурно-досуговой деятельности. Возродилась советская традиция проведения праздничных концертов к значимым для страны датам. Так, 9 мая 2000 г. в здании Приморского драматического театра молодежи состоялся концерт ко Дню Победы, где солистами театра «Классическая опера» были исполнены песни военных лет [4,с.17].
Увеличение платных услуг в дальневосточных театрах предполагало более качественное обеспечение населения культурными мероприятиями, укрепление материальной базы театральных учреждений, материальное поощрение работников театральной сферы, а также пропаганду среди населения культурно-исторических ценностей и их сохранение. Стали популярными творческие встречи, поэтические вечера, экскурсии по музеям театров, театральные гостиные. Например, в 2001г. с успехом прошел бенефис актрисы Комсомольского-на-Амуре драматического театра В. Кушнаревой. Большой популярностью у зрителей пользовались моноспектакли актрисы о А. Пушкине, М. Цветаевой, А. Ахматовой.
17 марта 2001 г. в г. Владивостоке солистами театра «Классическая опера» был проведен концерт «Я помню чудное мгновенье», на котором были исполнены популярные романсы и песни русских и итальянских композиторов [3, с.17]. В 2002 г. по инициативе того же театра состоялся концерт по музыкальным произведениям И. Дунаевского, театрализованный концерт «Бал-сюрприз», концерт «Встречи в музыкальном театре» и концерт «Реквием», в основу которого легли произведения В.А. Моцарта. Подобные мероприятия вызвали широкий отклик у поклонников театрального искусства. Значимым наследием советского периода явилось сохранение в работе театров новогодних представлений, которые в начале XXI в. прибрели новые современные формы, став более яркими и фееричными.
В разработанной концепции американских консультантов по культурному развитию Д. Адамса и А. Голдбарда о культурной политике особое место уделяется ее инструментам: распределение грантов и премий, занятость и создание рабочих мест в театрах, создание культурной инфраструктуры - зданий, оборудования, пространства для осуществления театральной деятельности, формирование законодательной и нормативной базы для деятельности учреждений культуры и искусства. Основные позиции, выделенные авторами, соотносимы с российской театральной политикой, проводимой государством в начале XXI в.
Начало XXI в. в отечественной истории ознаменовалось большими изменениями. Ключевыми понятиями этого периода стали такие понятия как «партнерство», «знания», «перемены». Ответом на процессы усиления глобализации в российских регионах стал вопрос о приоритетах развития, которые должны будут определять лицо региона в его перспективе. Стал заметен новый подход к принципам культурной политики в регионах, что вывело культуру, в том числе и театральную, на новые рубежи, вокруг которых происходила кристаллизация новых видов деятельности.
Изменившиеся условия вызвали необходимость формирования новых принципов управленческой деятельности в театрах. Освоение современного менеджмента в сфере театральной культуры стало насущной необходимостью.
Система менеджмента в театральном деле предусматривала постепенный отказ от работы по стандартам. Приоритетными стали новые методы управления, например, такие, как партнерство. Суть
партнерства состоит в том, что в процессе творческой работы партнеры действуют совместно для обоюдной пользы и хорошего результата.
Данный подход для нашей страны являлся инновационным. Впервые в отечественной истории культурная политика стала рассматриваться не только как затратная сфера. Предусматривался переход культуры с позиции «просителя» денег у государства на позицию «развития за счет собственных усилий».
Немаловажной составляющей культурной театральной политики начала XXI в. стало перенесение центра внимания на зрителя, на создание для него максимально комфортных условий. Кроме того, государственная политика предполагала активизацию театров в общественной жизни страны.
В новых исторических условиях у театральных коллективов появилась возможность удовлетворять запросы зрителя, учитывая его интересы, выгодно представлять свое творчество, сотрудничать со средствами массовой информации, грамотно реализовывать различные проекты. Например, в г. Комсомольске-на-Амуре традиционным было проведение детского фестиваля театральных коллективов и чтецов общеобразовательных школ города, фестиваля самодеятельных театральных коллективов «Театральное зазеркалье», фестиваля профессиональных театров для детей «Комсомольск-сказочный». Основными задачами мероприятий были популяризация произведений мировой литературы, поддержка существующих коллективов и обмен опытом между театральными коллективами, усиление интереса подрастающего поколения к театральному искусству. Во Владивостоке 22 марта 2001 г. в Пушкинском театре состоялось открытие фестиваля «Дальневосточная весна - 2001», что стало значимым событием в театральной жизни региона [3, с.16]. В ноябре 2005 г. драмтеатр ТОФа (г. Владивосток) принял участие и стал дипломантом IV Международного фестиваля «Молодые театры России», проходившего в г. Омске. С 2003 по 2005 гг. в драматическом театре им. М. Горького г. Владивостока проходил Международный кинофестиваль стран АТР «Pacific meridian», что способствовало повышению интереса зрительской аудитории к театральному искусству региона.
Главным преимуществом театра XXI в.становилось его «собственное лицо», его неповторимость и уникальность. Например, ТЮЗ «Зеркало теней» г. Комсомольска-на-Амуре строил свою работу по индивидуальной психолого-педагогической программе. В ее рамках ставились спектакли для детей от 2-х до 7 лет, от 3-х до 10 лет, от 7 до 13 лет и спектакли для подростков и взрослой аудитории [5,c.15]. Помимо этого, данная программа предусматривала создание при театре центра коррекции детей с отставанием в развитии [1]. Театр КнАМ стал инициатором проведения креативного фестиваля «Перспектива комнаты», который впоследствии стал еще одной традицией театрального г. Комсомольска-на-Амуре [2].
Таким образом, театральная культурная политика в нашей стране в различные исторические периоды зависела, прежде всего, от принятой политической идеологии. Следовало учитывать господствующие представления о сути культурных процессов и их влияние на общественное развитие, приоритетность решения проблем культуры для государства, взаимные обязательства субъектов, взаимодействовавших в области культуры, и с обществом в целом. На юге Дальнего Востока России политика в области театрального искусства строилась и реализовывалась в контексте государственной политики. Однако в силу особенностей развития региона развитие театров на юге Дальнего Востока имело свои отличительные черты, которые особенно четко были обозначены в начале XXI в.
Список используемой литературы
1. Башура М. Романов А. В ТЮЗ из «Зеркала теней»//Дальневосточный Комсомольск.2000. 27 января.
2. Башура М. Метафизика артиста Саранчина // Дальневосточный Комсомольск.2001.29 марта.
3. Государственный архив Приморского края (ГАПК). - Ф. Р-1711. - Оп.1. - Д.37.
4. Государственный архив Приморского края (ГАПК). - Ф. Р-1711. - Оп.1. - Д.31.
5. Комсомольский-на-Амуре городской архив (КнАГА). - Ф.46. - Оп.2 - Д.348.
© Н.Н. Абабкова, 2015