Научная статья на тему 'Опыт кружковой санитарно-просветительной работы среди пищевиков и коммунальников'

Опыт кружковой санитарно-просветительной работы среди пищевиков и коммунальников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт кружковой санитарно-просветительной работы среди пищевиков и коммунальников»

следующих данных: контроль —в 1 см3 180 000 колоний, через 5 минут после растворения — 0, через 10 минут после растворения — 0.

Посев воды тотчас после растворения пантоцида давал единичные проскоки. После обработки в отдельных случах титр кишечной палочки достигал 10 см3, а микробное число — десятков тысяч колоний.

На этикетке пантоцида указано, что в одной таблетке содержится 3 мг активного хлора. Опыт, поставленный на 50 таблетках (из различных патронов), показал, .что среднее количество хлора в одной таблетке равно 3,18 мг.

Пантоцид весьма прочно удерживает хлор. Для проверки стойкости таблеток патрон хранился в кармане гимнастерки 2 месяца (июль и август), причем за этот срок его вскрывали 15 раз и вынимались таблетки. К концу двух месяцев среднее количество хлора в одной таблетке равнялось 3,02 мг, т. е. потеря составляла 5%.

При втором опыте таблетки пантоцида ставились в открытой чашечке в термостат при температуре 37° на 20 суток. В конце этого срока в одной таблетке оказывалось в среднем 2,46 мг, т. е. потеря составила 22%.

Опыты на растворимость пантоцида производились в колбах; одна таблетка растворялась в 700 см3 воды • при энергичном взбалтывании. Растворимость пантоцида в значительной степени зависит от температуры воды, что видно из помещенной рядом таблицы.

Растворение в покое при температуре воды в 15° требует от 45 минут до 1 часа.

На органолептические свойства воды пантоцид влияет незначительно: при растворении одной таблетки в 700 см3 наблюдаются лишь слабый запах и вкус хлора.

Заслуженный врач А|ербайджанской ССР Г. Е. ГУРЕВИЧ

и И. В. ТОПЕРМАН (Баку)

Опыт кружковой санитарно-просветительной работы среди пищевиков и коммунальников

На протяжении последних лет Дом санитарного просвещения бакинского горздравотдела уделял большое внимание санитарно-про-светительной работе в кружках, организуемых в порядке санитарно-технической учебы на предприятиях пищевой промышленности при учебных комбинатах; аналогичная работа проводилась в виде циклов занятий различных групп организованного и неорганизованного населения Баку и его районов.

В основном кружки охватывали те группы работников, практическая деятельность которых требует усвоения санитарных знаний и эффективность работы которых, находясь в прямой зависимости от уровня их санитарной грамотности, является немаловажным фактором в проведении санитарно-оздоровительных мероприятий и в борьбе за снижение заболеваемости. Это — работники пищевой промышленности, торговой пищевой сети, управляющие домами, дворники,

Температура воды Скорость ;аство-рен,.я в минутах

4-5° 8

6-9° 7

15-17° 5

20—22" 4,5

25-28° 3

30 2,5

метельщики, парикмахеры, работники бань, прачечных и гостиниц, а также органов милиции.

Работа по санитарному просвещению в течение 1939 и 1940 гг. велась в кружках двух типов: 1) выполнявших задачи, связанные с обязательной- санитарно-технической учебой в пищевых и коммунальных учебных комбинатах, 2) развернутых среди различных других групп населения, где обучение проводилось большей частью в порядке добровольного привлечения.

Руководство первой группой кружков осуществляется в централизованном порядке Домом санитарного просвещения, что облегчает заключение типовых договоров с хозяйственными органами пищевой промышленности и коммунальных предприятий и установление единой методики обучения. Но это отнюдь не означает, что кружки по санитарно-технической учебе сред» работников пищевого и коммунального дела работают в отрыве от соответствующих районных инструкторов по санитарному просвещению. Дом санитарного просвещения через своего специального инструктора извещает районных санпросветработников о месте и времени занятий кружка и поручает местным работникам контролировать кружки, снабжать их наглядными пособиями, литературой и т. п.

Ввиду того что учебные комбинаты сосредоточены преимущественно в центре города и не охватывают значительного количества работников пищевого дела в промыслово-заводских районах, Дом санитарного просвещения заключил соответствующие договоры непосредственно с районными предприятиями пищевой промышленности и районными организациями, торгующими однородными видами пищевой продукции. Оплата преподавателей, предоставление помещений и созыв работников-слушателей кружков лежали на обязанности хозяйственников. Со своей стороны Дом санитарного просвещения по договору обязан был обеспечить пищевые предприятия врачами-преподавателями на русском и азербайджанском языках, проводить занятия в установленные дни и часы по утвержденной программе и снабжать лекторов программами, конспектами, литературой и наглядными пособиями.

Санитарно-техническим занятиям работников пищевой промышленности отводилось 6—7 дней по 2—3 часа ежедневно. Первые 3 занятия являлись общими для всех групп работников пищевого дела, а следующие 4 велись по специальной тематике, соответствующей характеру данного предприятия (хлебозавод, кондитерская фабрика, рыбокоптильня, магазин и т. д.).

В качестве преподавателей в основном были привлечены госсанинспектора; при этом учитывался стаж лектора, степень его подготовленности и наличие педагогических навыков. Каждый вновь приглашенный лектор получал инструктаж; занятия стенографировались. Периодически созывались совещания врачей-преподавателей кружков для обмена опытом работы. На этих же совещаниях оглашались результаты проверки стенограмм занятий и коллективно намечались способы исправления замеченных дефектов в преподавании.

Были случаи (правда, единичные), когда после контроля приходилось заменять лекторов, не оправдывающих своего назначения. Преподаватели перед началом занятия обязаны были детально ознакомиться с предприятием, где им надо было проводить кружок.

Учет всей кружковой работы на пищевых объектах проводился двумя путями: 1) пищевые учебные комбинаты периодически информировали Дом санитарного просвещения о ходе санитарно-технической учебы и об ее конечных результатах; 2) по окончании курса обучения слушатель подвергался проверочным испытаниям, и в аттестате его проставлялась соответствующая отметка.

В кружках по санитарно-технической учебе вне комбинатов, непосредственно на пищевых объектах, по окончании цикла занятий комиссией из представителей администрации, парткома и месткома вместе с преподавателем проводилась проверка и давалась оценка санитарных знаний. Тут же составлялись акты, на основе которых слушатели получали типовые удостоверения об окончании кружка. Иногда на проверочных испытаниях присутствовали представители госсанинспекции.

Таким образом, по группе кружков, проводившихся вне учебных комбинатов, Дом санитарного просвещения получал отчетные данные от хозяйственных организаций и непосредственно от преподавателей кружков.

Особое внимание уделялось хлебопекарной промышленности, в которой санитарно-технической учебой было охвачено 20 объектов.

Ввиду большого потребления летом безалкогольных напитков и мо'роженого были организованы кружки на соответствующих заводах и фабриках, а также в артели инвалидов, объединяющей продавцов газированных вод в киосках.

Всего по пищевой промышленности и торговой сети санитарно-технической учебой было охвачено 3 826 человек.

На коммунальных предприятиях (за исключением трех) нет учебных комбинатов, аналогичных комбинатов в пищевой промышленности, и в этих условиях требовалась довольно кропотливая работа по учету отдельных объектов и групп коммунальников, проходящих санитарно-техническое обучение.

Дом санитарного просвещения заключил с хозяйственными органами договоры на санитарно-техническую учебу работников коммунального дела, причем программы были согласованы с коммунальной санитарной инспекцией. Кроме того, необходимо было разработать конспекты занятий по каждой теме и подготовить литературу и наглядные пособия для лекторов-преподавателей. Преподавателями в этих кружках являлись преимущественно коммунально-санитарные врачи, входящие в лекторское бюро Дома санитарного просвещения, принимавшие непосредственное участие и в составлении программы для различных групп работников коммунального дела.

Все слушатели кружков коммунальных предприятий, так же как и пищевики, подвергались проверочным испытаниям, причем составлялись акты, поступавшие в качестве учетного материала в Дом санитарного просвещения. На основе этих актов закончившие санитарно-техническую учебу получали удостоверения по установленной форме.

Неоднократно приходилось бороться с отдельными руководителями пищевых и коммунальных предприятий, недооценивающими значения санитарно-технической учебы, и в таких случаях апеллировать в соответствующие республиканские наркоматы и ЦК профсоюзов, прибегая одновременно к содействию госсанинспекторов.

Организация кружков для работников пожарных команд и милиционеров проводилась через соответствующие управления. Кроме того, была использована центральная школа милиции, готовящая кадры комсостава (был организован цикл лекций по шестичасовой программе, включающей вопросы санитарного благоустройства города, чистоты улиц и дворов, а также оказание медицинской помощи в неотложных случаях). Всего за год прошло обучение 2 158 коммунальных работников.

В дальнейшем предстоит внедрение кружковой работы на предприятия нефтяной промышленности, среди здравактива домохозяек, членов секций советов и других групп населения.

Задачей Дома санитарного просвещения является закрепление достигнутых результатов и дальнейшее развитие кружковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.