Научная статья на тему 'ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ'

ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральная основная образовательная программа / образование для устойчивого развития / единое воспитательное пространство / экологическое и патриотическое воспитание / личностные результаты / federal basic educational program / education for sustainable development / common educational space / environmental and patriotic education / personal results.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзятковская Е. Н., Вагайцева Л. А., Пустовалова В. В., Прекина Е. Г.

В целях повышения доступности и качества образования, его соответствия вызовам времени Федеральные основные образовательные программы предусматривают создание в стране единого образовательного пространства; повышение внимания к личностным результатам образования; введение в содержание образования идей и концепции устойчивого развития. Анализ хода реализации обновленных стандартов, проведенный Институтом стратегии развития образования, констатирует их поддержку педагогами-практиками на всех уровнях образования, а при наличии у учителей отдельных методических затруднений — готовность обсуждать их и делиться опытом их преодоления. Цель статьи — проанализировать и обобщить инновационный опыт работы общеобразовательной школы города Салаира по созданию единого воспитательного пространства «школа — семья — местное сообщество» в интересах устойчивого развития города. Методы исследования: участие в организованном школой семинаре-практикуме, беседы, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, экстраполяция. Описаны внедренные в работу школы методы аксиоматизации и метафоризации для повышения доступности для всех участников образовательного процесса и местного сообщества, работников промышленного горнодобывающего комплекса установок ценностного отношения человека к природе и экологическому качеству окружающей природной и социальной среды. Методическим инструментом создания школой единого воспитательного пространства выступили аксиологические «мосты» — «зеленые» аксиомы, представленные в форме вербальных и визуальных когнитивных метафор. Используемый инструментарий позволил сделать понятными как для детей, так и для взрослых идеи устойчивого социально-экономического развития региона, воодушевить их на активные волонтерские дела, внедрить во все направления образовательного процесса (уроки, внеурочную работу, учебные исследования и проекты, волонтерство) сквозную ценностно-мировоззренческую линию экологического и патриотического воспитания молодежи. Представленный опыт может быть полезен для общеобразовательных организаций, реализующих обновленные государственные стандарты в части обеспечения единого образовательного пространства, что имеет особую актуальность в условиях ценностных коллизий современного мира и значимости консолидации российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN DESIGNING A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE AT SCHOOL

In order to improve the accessibility and quality of education, its compliance with the challenges of the time, the Federal Basic Educational Programs provide for the creation of a unified educational space in the country; increased attention to the personal results of education; introduction of ideas and the concept of sustainable development into the content of education. The analysis of the implementation of the updated standards conducted by the Institute for Strategy of Educational Development states that they are supported by practicing teachers at all levels of education, and if teachers have some methodological difficulties, they are ready to discuss them and share their experience in overcoming them. The purpose of the article is to analyze and summarize the innovative experience of a comprehensive school work in Salair city on the creation of a unified educational space school — family — local community in the interests of sustainable development of the city. Research methods: participation in a workshop organized by the school, conversations, observation, analysis, comparison, generalization, identification of cause-and-effect relationships, extrapolation. The methods of axiomatization and metaphorization are described as a means of increasing accessibility for value attitude to nature and ecological quality of all participants of the educational process and the local community, workers of the industrial mining complex. The axiological “bridges” — “green axioms” presented in the form of verbal and visual cognitive metaphors — acted as a methodological tool for the school to create a unified educational space. The used toolkit allowed to make clear to both children and adults the ideas of sustainable socio-economic development, to solve the problems of sustainable development of the region, to introduce in all areas of the educational process (lessons, extracurricular activities, educational research and projects, volunteering) a cross-cutting value and outlook line of environmental and patriotic education of young people. The presented experience can be useful for general educational organizations implementing the updated state standards in terms of providing a unified educational space, which is particularly relevant in the context of value collisions of the modern world and the importance of consolidation of the Russian society.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 3 (99). С. 97-112. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 3 (99). P. 97-112.

Научная статья

УДК 37.014.544 + 37.018.58

doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-97-112

ОПЫТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ

Елена Николаевна Дзятковская1, Лариса Александровна Вагайцева2, Вега Вадимовна Пустовалова3, Елена Григорьевна Прекина4

1 ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия

2 4 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Салаира», Салаир, Россия

3 Муниципальное автономное учреждение информационно-методического центра г. Томска, Томск, Россия

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3947-7490

2 [email protected]

3 [email protected]

4 е[email protected]

Аннотация. В целях повышения доступности и качества образования, его соответствия вызовам времени Федеральные основные образовательные программы предусматривают создание в стране единого образовательного пространства; повышение внимания к личностным результатам образования; введение в содержание образования идей и концепции устойчивого развития. Анализ хода реализации обновленных стандартов, проведенный Институтом стратегии развития образования, констатирует их поддержку педагогами-практиками на всех уровнях образования, а при наличии у учителей отдельных методических затруднений — готовность обсуждать их и делиться опытом их преодоления. Цель статьи — проанализировать и обобщить инновационный опыт работы общеобразовательной

Е. Н. Дзятковская

Л.А.Вагайцева

В. В. Пустовалова

© Дзятковская Е. Н., Вагайцева Л. А., Пустовалова В. В., Прекина Е. Г., 2024

Е. Г. Прекина

школы города Салаира по созданию единого воспитательного пространства «школа — семья — местное сообщество» в интересах устойчивого развития города. Методы исследования: участие в организованном школой семинаре-практикуме, беседы, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, экстраполяция. Описаны внедренные в работу школы методы аксиоматизации и метафоризации для повышения доступности для всех участников образовательного процесса и местного сообщества, работников промышленного горнодобывающего комплекса установок ценностного отношения человека к природе и экологическому качеству окружающей природной и социальной среды. Методическим инструментом создания школой единого воспитательного пространства выступили аксиологические «мосты» — «зеленые» аксиомы, представленные в форме вербальных и визуальных когнитивных метафор. Используемый инструментарий позволил сделать понятными как для детей, так и для взрослых идеи устойчивого социально-экономического развития региона, воодушевить их на активные волонтерские дела, внедрить во все направления образовательного процесса (уроки, внеурочную работу, учебные исследования и проекты, волонтерство) сквозную ценностно-мировоззренческую линию экологического и патриотического воспитания молодежи. Представленный опыт может быть полезен для общеобразовательных организаций, реализующих обновленные государственные стандарты в части обеспечения единого образовательного пространства, что имеет особую актуальность в условиях ценностных коллизий современного мира и значимости консолидации российского общества.

Ключевые слова: федеральная основная образовательная программа, образование для устойчивого развития, единое воспитательное пространство, экологическое и патриотическое воспитание, личностные результаты

Финансирование: публикация подготовлена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Институту стратегии развития об-

разования № 073-00064-24-01 на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов «Научно-педагогическое исследование реализации федеральных образовательных программ общего образования в условиях единого образовательного пространства».

Для цитирования: Дзятковская Е. Н., Вагайцева Л. А., Пустовалова В. В., Прекина Е. Г. Опыт конструирования единого образовательного пространства в школе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 3 (99). С. 97-112. doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-97-112

Original article

EXPERIENCE IN DESIGNING A UNIFIED EDUCATIONAL SPACE AT SCHOOL

Elena N. Dzyatkovskaya1, Larisa A. Vagaitseva2, Vega V. Pustovalova3, Elena G. Prekina4 1 Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia 2> 4 Municipal budgetary general education institution "Secondary General Education School No. 25 in Salair", Salair, Russia

з Municipal autonomous institution of the Information and Methodological Center of Tomsk, Tomsk, Russia

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3947-7490

2 [email protected]

3 [email protected]

4 [email protected]

Аbstract. In order to improve the accessibility and quality of education, its compliance with the challenges of the time, the Federal Basic Educational Programs provide for the creation of a unified educational space in the country; increased attention to the personal results of education; introduction of ideas and the concept of sustainable development into the content of education. The analysis of the implementation of the updated standards conducted by the Institute for Strategy of Educational Development states that they are supported by practicing teachers at all levels of education, and if teachers have some methodological difficulties, they are ready to discuss them and share their experience in overcoming them. The purpose of the article is to analyze and summarize the innovative experience of a comprehensive school work in Salair city on the creation of a unified educational space school — family—local community in the interests of sustainable development of the city. Research methods: participation in a workshop organized by the school, conversations, observation, analysis, comparison, generalization, identification of cause-and-effect relationships, extrapolation. The methods of axiomatization and metaphorization are described as a means of increasing accessibility for value attitude to nature and ecological quality of all participants of the educational process and the local community, workers of the industrial mining complex. The axiological "bridges" — "green axioms" presented in the form of verbal and

visual cognitive metaphors — acted as a methodological tool for the school to create a unified educational space. The used toolkit allowed to make clear to both children and adults the ideas of sustainable socio-economic development, to solve the problems of sustainable development of the region, to introduce in all areas of the educational process (lessons, extracurricular activities, educational research and projects, volunteering) a cross-cutting value and outlook line of environmental and patriotic education of young people. The presented experience can be useful for general educational organizations implementing the updated state standards in terms of providing a unified educational space, which is particularly relevant in the context of value collisions of the modern world and the importance of consolidation of the Russian society.

Keywords: federal basic educational program, education for sustainable development, common educational space, environmental and patriotic education, personal results.

Funding: The article was prepared as part of the implementation of State Assignment No. 073-00064-24-01 dated 04.04.2024 for 2024 and for the planning period of 2025 and 2026 "Scientific and pedagogical research on the implementation of federal educational programs of general education in a unified educational space".

For citation: Dzyatkovskaya E. N., Vagaitseva L. A., Pustovalova V. V., Prekina E. G. Experience in designing a unified educational space at school. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(3): 97-112. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-99-97-112

Федеральные основные образовательные программы (ФООП) предусматривают создание в стране единого образовательного пространства при гармоничном сочетании единства и вариативности образовательных программ и условий их реализации. Усилены и конкретизированы требования к личностным результатам образования. При этом они не только распределены по всем направлениям воспитательной работы, но и проходят сквозной линией через содержание всех учебных предметов.

Усиление ценностно-мировоззренческой направленности образования, его воспитательной функции особо актуально в условиях гуманитарного кризиса современного этапа научно-технологического развития и остроты проблемы выбора цивилизацией пути своего дальнейшего развития [5]. На фоне приближения исчерпания природных ресурсов биосферы к границе ее устойчивости такой выбор приобретает экзистенциальное значение [4; 15]. Он тесно связан с обеспечением национальной безопасности и суверенитета нашей страны. Если в глобальном обществе не будет обеспечено главенство моральных принципов и нравственных

норм, общество придет к самоуничтожению [5]. Надежды на решение этических проблем с помощью искусственного интеллекта, который якобы может взять на себя функции регуляции отношений между людьми, утопичны.

Судьба каждой страны и мира в целом все в большей степени зависит от образования и культуры [13]. Закономерно, что в обновленном содержании отечественного образования нашли отражение навыки XXI века, междисциплинарные подходы к решению задач в области окружающей среды, концепция образования для устойчивого развития, проблема ценностных отношений и ценностных оценок поведения в окружающей среде [1]. Особо острым сегодня становится нравственный выбор современной молодежи: гедонизм (удовольствие, комфорт, эгоизм, размытие нравственных координат) или осознанное самоограничение (умеренность, трезвость оценок, осмотрительность, рефлексия, ответственность, консолидация и сотрудничество для решения общих проблем для устойчивого развития местного сообщества, региона, страны, цивилизации). Поэтому к вопросам, на которые традиционно отвечало образование (что? как? почему?), добавляется новый: зачем? Это вопрос, для ответа на который только предметного содержания образования недостаточно. «Сегодня нужны сквозные образовательные и научные программы, более активное развитие междисциплинарного подхода, в том числе на стыке гуманитарных и точных наук» (из речи Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании попечительского совета МГУ 23 января 2019 года).

Мы полагаем, что необходимы четко выделенные сквозные, междисциплинарные ценностно-мировоззренческие линии содержания образования, задающие единый вектор воспитания на основе традиционных ценностей народов страны, формирования современной картины мира. Такие сквозные ценностно-мировоззренческие линии могут стать единой платформой воспитательной работы, реализуемой учителями-предметниками, могут «цементировать» воспитательное пространство школы, семьи, местного сообщества, становиться пространством диалогического взаимодействия всех здоровых сил общества, формировать морально-этический каркас детства.

Конечно, этот процесс не может быть спонтанным. Он требует адекватного методического сопровождения, разработка которого — дело педагогической науки, методических служб, системы повышения ква-

лификации педагогических работников, опытно-экспериментальных площадок разного уровня [10].

Статья анализирует один из примеров конструктивного методического решения проблемы формирования единого воспитательного пространства на платформе ценностно-мировоззренческих идей устойчивого развития педагогами МБОУ «СОШ № 25 г. Салаира» Гурьевского муниципального округа Кемеровской области. Представляемый опыт — результат многолетнего социального партнерства школы с учеными, общественностью, руководством промышленных (горнодобывающих) предприятий Кузбасса, природоохранными структурами, лесхозом, местной и районной администраций.

Школа с 2016 года является членом Российского сетевого педагогического партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире», организованного Институтом стратегии развития образования, кафедрой ЮНЕСКО Факультета глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова, департаментом образования города Томска [9], а с 2023 года — опытно-экспериментальной площадкой Института изучения детства, семьи и воспитания. Программа ее развития носит название «Школа устойчивого развития».

15 февраля 2024 года школой был организован семинар-практикум с участием ученых, методистов, учителей-практиков из 17 территорий страны, Казахстана и Беларуси, на котором был обобщен школьный опыт организации единого воспитательного пространства «школа — семья — местное сообщество», ориентированного на решение задач устойчивого, экологически безопасного развития Кузбасса. Лейтмотив семинара-практикума — целостность экологического и патриотического воспитания молодежи (Природа — Род — Родина). Этот воспитательный тандем не придуман искусственно, он лежит в логике идей устойчивого развития, строящихся на органической взаимосвязи и взаимообусловленности экологических, социальных и экономических сторон жизни общества, локального и глобального. Логотипом семинара-практикума была аббревиатура ЭКО, которая расшифровывалась как «Экология. Культура. Отечество». На мероприятии были продемонстрированы три мастер-класса, два открытых урока, пример родительского собрания, внеурочное воспитательное мероприятие, а также работа с классными руководителями по разработке модели их деятельности в русле Школы устойчивого развития.

Методы исследования:

участие в семинаре-практикуме, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, выявление причинно-следственных связей, экстраполяция, метафоризация, аксиоматизация.

Результаты

Школа, о которой идет речь,—первая в Кемеровской области школа устойчивого развития. Центральными, системообразующими линиями всех направлений Программы ее развития выступают четко сформулированные и конкретизированные с учетом местных условий, реализующиеся непрерывно и преемственно единые ценностно-мировоззренческие содержательные линии об и для устойчивого развития местного сообщества, региона, страны, а в воспитательной работе — идея единства экологического и патриотического воспитания.

Может возникнуть сомнение: почему фигурирует экологическое образование и воспитание, не слишком ли это узко? Причина таких сомнений имеет объективное объяснение. Дело в том, что, к сожалению, педагогическая общественность нашей страны уже более 50 лет по инерции продолжает идентифицировать экологическое образование с природоведением, разделом биологии, как это было с 20-х до 60-х годов прошлого столетия. Однако начиная уже с 70-х годов вслед за межправительственной конференцией по образованию в области окружающей среды (СССР, Тбилиси, 1977) и Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) весь мир дифференцировал эти направления образования — на биологическое и образование в области окружающей среды, или экологическое [15; 18]. «Экологическое образование — это не столько раздел биологии, сколько комплексная дисциплина о единстве развития природы и общества, гармоничное единение естественных и гуманитарных наук, опыта природопользования в прошлом и настоящем», записано в «Повестке дня — XXI», которая официально положила начало экологическому образованию для устойчивого развития как мировому образовательному процессу [19].

Современное экологическое образование, как комплексное естественно-научно-социально-гуманитарно-технологическое направление образования, выступает мировоззренческой платформой становления в обществе культуры устойчивого развития. И так же, как биологическое образование, оно имеет собственный объект, предмет и методы познания.

Но, в отличие от биологического, оно является межпредметным (востре-бующим знания из разных учебных предметов), междисциплинарным (использующим в качестве источников отбора содержания разные науки), аспектным (или сквозным, придающим ценностно-мировоззренческую направленность всему содержанию образования), опережающим и регенеративным. Последний термин был введен Комиссией ЮНЕСКО при подготовке проекта «Образование-2050»). Он означает органическую связь форсайтов образования с исторически сложившимся ядром человеческой культуры — языком, ценностями, традициями, менталитетом народа, которые передаются от поколения к поколению [17].

Согласно Программе развития школы, ее уклад жизни строится вокруг разработки и реализации социально значимых проектов города Салаира (население — 7 тыс. жителей).

Традиции Кузбасса не просто вектор из прошлого в будущее, это прошлое, которое учит будущему. Их включение в содержание образования открывает для учащихся и их родителей смыслы «подсказок из прошлого» — глубинную созвучность традиционных ценностей с ценностями устойчивого развития. На глазах современников формируется единое, устремленное в будущее, культурное пространство региона в условиях реальных, «живых» контактов с теми, кто решал и решает задачи инновационного развития горнорудного региона.

Образовательный процесс не замыкается в стенах школы, а выходит в социум, и не просто выходит в социум, а его преображает, показывая образцы бережного отношения к своей истории, Родине, природе, развертывая волонтерское движение с широким участием общественности.

Такое «человеческое измерение» образования, реализуемое школой, становится нравственной и гражданской прививкой для формирующейся личности на всю последующую жизнь. Население города поддерживает такую работу школы, отмечая, что городок стал явно отличаться от других выросших около рудников населенных пунктов, прежде всего подростковой культурой. В городе в образцовом порядке содержатся места отдыха. Вышли на новый, осознанный и осмысленный уровень и взаимоотношения детей, родителей, учителей, которые все в большей степени начинают регулироваться экологической этикой в виде афоризмов — «зеленых» аксиом [3]. Последние настолько прочно и естественно вошли в мышление и речь педагогов, школьников, родителей, социальных партнеров, что стали своеобразным эсперанто местного

сообщества. Так, о нарушении границ дозволенного (одна из «зеленых» аксиом) напоминает директор, беседуя с родителем; учитель физики, объясняющий школьникам тему давления и упругости материалов; учитель истории, рассказывающий о гибели цивилизации острова Пасхи; учащиеся, исследовавшие историю и причины обезлесения на территории Кемеровской области и т.д.

Прочно вошедшие в образовательный процесс «зеленые» аксиомы, транслируя в доступной форме принципы поведения человека в окружающей его природной и социальной среде, выступают аксиологическими «мостами» между всеми направлениями деятельности школы и местного сообщества. Их значение не только прозрачно и понятно для всех участников, но и побуждает, мотивирует к действию и, что самое важное, несет в себе четкие и однозначные критерии ценностной оценки и ценностного выбора варианта поведения. Это позволило «зеленым» аксиомам занять прочное место в повседневном общении людей местного сообщества.

Педагогическая ценность «зеленых» аксиом, выраженных в форме когнитивных метафор, в том, что они несут в себе и знание, и отношение, и принцип деятельности в окружающей среде в их единстве. Они создают базис непрерывных, сквозных воспитательных линий образовательного пространства, которые придают воспитательной работе школы новое качество. Так, семинар-практикум продемонстрировал опыт непрерывности экологического и патриотического воспитания во всех видах деятельности школы, включая уроки (физики, биологии, истории, обществознания, литературы), просвещение родителей (родительское собрание о воспитании у детей чувства заботы), волонтерскую работу по сохранению культурного и природного наследия родного края и восстановлению нарушенных вследствие горнодобывающей деятельности лесных экосистем около города, а также возможность социального партнерства со Школой устойчивого развития города Донецка.

Инициатива такого партнерства была рождена школьниками Салаира. Предложения детей заключались в том, чтобы высадить на территории Кузбасса и Донбасса дубравы Солидарности, выращенные руками детей Сибири. Дуб в Сибири?! Это была большая, многолетняя исследовательская и практическая работа учащихся Салаирской школы по поиску мест произрастания деревьев дуба, которые крайне редко встречаются в Кемеровской области, по сбору желудей, экспериментированию по

их проращиванию (сначала неудачному) и, наконец, получению большим трудом 70 трехлетних саженцев (достигающих в росте уже 30 см!). Синхронная посадка детьми школ-побратимов молодых дубков в Салаире и Донецке намечена на май.

Обсуждение

Федеральные основные образовательные программы впервые обозначили во всех обязательных учебных предметах сквозной вектор образования для устойчивого развития. Обновленные государственные образовательные стандарты предусмотрели в содержании большой пласт образования для устойчивого развития. Это «осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной и социальной средой»; изучение «идей и концепции устойчивого развития»; опыт «адаптации людей к новым жизненным условиям, значения совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы»; «ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества», «взаимосвязях человека с природной и социальной средой»; «применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды»; «повышение уровня экологической культуры», «осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения», «активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде»; «осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края»; своей «роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред», «готовность к участию в практической деятельности экологической направленности»; а также «умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики»; «оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий»; «точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы» и др. [12].

Согласно ежегодным мониторингам содержания образования для устойчивого развития, организуемым ЮНЕСКО по обобщению хода реализации образования для устойчивого развития в разных странах

мира, основные возникающие у школ проблемы носят этический и педагогический характер. Первые связаны с трудностью присвоения новых этических принципов поведения в окружающей среде, поскольку они еще не стали достоянием общественного сознания. Вторые обусловлены недостаточной разработанностью в дидактике способов встраивания сквозного интегрированного содержания, несущего ценностно-мировоззренческие идеи, в предметное содержание [2; 8].

В Школе устойчивого развития города Салаира для решения этих проблем использованы возможности педагогической аксиоматики и языка когнитивных метафор, разработанные в научной школе Е. Н. Дзятковской [3].

Основы педагогической аксиоматики были заложены еще Я. А. Комен-ским. Я. С. Турбовской провидчески писал о том, что в условиях глобализации аксиомы педагогики не могут не стать необходимым условием поступательного исторического развития системы отечественного образования [11].

В развитие этих представлений внимание педагогической науки было обращено на ключевое понятие образования для устойчивого развития — экологический императив как аксиому регуляции поведения человека в окружающей его среде. Аксиома — это исходное положение какой-либо теории, которое считается истинным и принимается без доказательства. Императив — это безусловное требование, закон, не имеющий исключений. Экологический императив — это та черта, которую человечеству нельзя переступать ни при каких обстоятельствах, поскольку будет необратимо разрушена экологическая ниша существования человека [7]. Чем определяется экологический императив? Объективными законами природы — Вселенной, планеты Земля, ее биосферы, как сложнейших нелинейных самоорганизующихся систем. Цель современной науки — выявление границ допустимых изменений окружающей среды, прямо или косвенно, непосредственно или отсроченно воздействующих на экологическое качество окружающей среды [6].

Однако реальная практика взаимоотношений людей между собой и c окружающей их природной средой свидетельствует, что они еще не в состоянии реализовать многие формы запретов [14]. Чтобы человек не вышел за «границы допустимой активности» в биосфере, ему необходимо образование. Новая цивилизация должна начаться даже не с новой экономики, а с новых научных знаний и новых образовательных

программ, писал Н. Н. Моисеев [7]. Он считал, что экологическими знаниями, подобно знаниям арифметики, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи...

Декомпозиция экологического императива на основе современных научных знаний о закономерностях взаимодействия природы и общества привела к формулировке афоризмов «экологической арифметики», так называемых зеленых аксиом. Это аксиомы «общей среды — общей судьбы — общей ответственности»; границ дозволенного природой; табу сокращения природного и культурного наследия; меры изменения среды; учета дефицитных ресурсов; возможности гармонизации общества и природы, если следовать ее мудрости. Благодаря педагогической аксиоматизации реализуется фундаментальный принцип формирования личности: единство знаний и эмоций, слова и поступка, поступка и ответственности [11]. Опыт школы Салаира доказывает эффективность использования «зеленых» аксиом во всех видах и формах работы организации.

Выводы

Как в отечественной, так и зарубежной педагогике активно разрабатывается теория конструирования единого образовательного пространства. Первые шаги делает понимание соотношения предметного, интегрированного и аспектного (сквозного) содержания, методика встраивания междисциплинарного содержания в предметное. Без решения этих дидактических проблем образование для устойчивого развития может задержаться на этапе «детских болезней», и важное время, если не для выхода из экологического кризиса, то хотя бы для консервации текущего состояния, будет упущено.

Изучение и обобщение опыта работы Школы устойчивого развития позволило выделить основные педагогические условия формирования единого воспитательного пространства. Перечислим их.

• Общая, разделяемая всеми участниками цель работы Школы устойчивого развития как открытой системы — формирование ценностей, мировоззрения и основ культуры устойчивого развития.

• Единый, понимаемый всеми участниками язык (ключевые термины, знаки, символы, образы, метафоры, крылатые фразы, которые могут дополняться в рамках ведомственных мероприятий).

• Современная научная картина мира, формируемая преемственно и непрерывно по уровням образования на основе универсального эволюционизма, связывающего воедино идеи развития космоса, Земли, жизни на Земле, всеобщей эволюции, самоорганизации и возможности гармонизации общества и природы (экологическая арифметика, по Н. Н. Моисееву).

• Культурный и этнокультурный опыт гармонизации отношений общества с природой разных времен и народов, культурная самоидентификация личности.

• Экологическая этика (этика планетарного масштаба, по Н. Н. Моисееву) — опосредованность этических норм экосистемным благом (экологический детерминизм этики), где ключевое понятие — нравственный императив (личности).

• Принципы (не правила!) поведения в окружающей среде — «зеленые» аксиомы.

• Личный осмысленный опыт совместной деятельности в окружающей среде для устойчивого развития.

Положительный опыт Школы устойчивого развития представляет интерес как для педагогической науки, так и для педагогической практики разных регионов страны.

Список источников

1. Богуславский М. В. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям в условиях социокультурной образовательной среды // Ценностные основы развития российского образования: теория и практика. Монография; под ред. В. П. Борисенкова, М. Л. Левицкового. М.: МАКС Пресс. 2023. С. 334-344.

2. Гукаленко О. В., Сериков В. В., Ускова И. В. Приобщение обучающихся к ценностям культуры и культурного наследия российского народа в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» // Серия научно-методических изданий психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном». М., 2022. Т. 3. 27 с.

3. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития. Трансдисциплинарность. «Зеленые аксиомы». Культурные концепты. Монография. М.: Экология и образование, 2015. 340 с.

4. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Образование для устойчивого развития в условиях единого образовательного пространства // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 19, № 1. С. 45-54.

5. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-v-usloviyah-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii (дата обращения: 25.02.2024).

6. Караков П. С. Космические воззрения Н. Н. Моисеева и их место в русском космизме // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. 2019. № 3. С. 32-39.

7. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Экология и жизнь. 1998. № 2. С. 24-28.

8. Осмоловская И. М., Ускова И. В. О ходе внедрения ФГОС: эмпирическое исследование // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 6 (96). С. 23-36.

9. Пустовалова В. В., Осипова О. А., Казадаева Т. В. Азбука работы с «зеленой аксиомой» (настольная книга для учителя). Серия «Зеленая аксиома»; под ред. Е. Н. Дзятковской. М.: Перо, 2018. 168 с.

10. Сериков В. В. Ценностно-смысловые аспекты воспитания гармонично развитой личности на основе традиционных российских ценностей / В сб. «Приобщение учащихся к традиционным российским ценностям в ходе внеурочной деятельности: методология и практика». Сборник докладов и тезисов участников круглых столов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». М., 2022. С. 18-26.

11. Турбовской Я. С. Педагогическая аксиоматика как фундаментальная востребованность времени // Философия образования. 2013. 3 (48). С. 98-132.

12. Федеральная образовательная программа основного общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993 «Об утверждении Федеральной образовательной программы основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https:// //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405897655/?ysclid=lto4uy4aap503017113 (дата обращения: 15.02.2024).

13. Dessein J., Soini K., Birkeland I., et al. Culture in, for and as Sustainable Development. Conclusions of COST Action IS1007 Investigating Cultural Sustainability // COST Action IS1007 Investigating Cultural Sustainability (2011-2015). INVESTIGATING CULTURAL SUSTAINABILITY. Cultural Sustainability and Regional Development. Publisher: University of Jyvaskyla. 2015. DOI: 10.13140/RG.2.1.3380.7844.

14. Education for sustainable development: a roadmap / UNESCO. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802 (дата обращения: 15.02.2024).

15. Facer K. Futures in education: Towards an ethical practice. Paper commissioned for the UNESCO Futures of Education report (forthcoming, 2021) UNESCO. Paris, France, 2021. 29 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. International Commission on the Futures of Education Progress Update Magress Update March 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (дата обращения: 15.02.2024).

17. Sayamov Y. N. Human security as a global problem // International Affairs. 2021. Vol. 67, no. 2. P. 8-17.

18. Tbilisi Declaration (1977) Intergovernmental Conference on Environmental Education organlied by Unesco in cooperation with UNEP Tbilisi (USSR) 14-26 October 1977 ED/MD/49 PARIS, April 1978. 101 р.

19. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Sustainable Development Knowledge Platform [Электронный ресурс]. URL: sustainabledevelopment.un.org. Available at: https://web.archive.org/web/20171205210925/https:/sustainabledevelopment.un.org/ post2015/transformingourworld (дата обращения: 15.02.2024).

References

1. Boguslavskij M. V. Priobshhenie obuchajushhihsja k duhovno-nravstvennym cennostjam v uslovijah sociokul'turnoj obrazovatel'noj sredy // Cennostnye osnovy razvitija rossijskogo obrazovanija: teo-rija i praktika. Monografija; pod red. V. P. Borisenkova, M. L. Levickovogo. M.: MAKS Press. 2023. S. 334-344. [In Rus].

2. Gukalenko O. V., Serikov V. V., Uskova I. V. Priobshhenie obuchajushhihsja k cennostjam kul'tury i kul'turnogo nasledija rossijskogo naroda v kurse vneurochnoj dejatel'nosti «Razgovory o vazhnom» // Serija nauchno-metodicheskih izdanij psihologo-pedagogicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniju kursa vneurochnoj dejatel'nosti «Razgovory o vazhnom». M., 2022. T. 3. 27 s. [In Rus].

3. Dzjatkovskaja E. N. Obrazovanie dlja ustojchivogo razvitija. Transdisciplinarnost'. «Zelenye aksio-my». Kul'turnye koncepty. Monografija. M.: Jekologija i obrazovanie, 2015. 340 s. [In Rus].

4. Dzjatkovskaja E. N., Zahlebnyj A. N. Obrazovanie dlja ustojchivogo razvitija v uslovijah edinogo obrazovatel'nogo prostranstva // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2024. T. 19, № 1. S. 45-54. [In Rus].

5. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Perspektivy razvitija obrazovanija v uslovijah chetvertoj promyshlennoj revoljucii // JeTAP. 2019. № 6 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspe-

ktivy-razvitiya-obrazovaniya-v-usloviyah-chetvertoy-promyshlennoy-revolyutsii (data obrashhenija: 25.02.2024). [In Rus].

6. Karakov P. S. Kosmicheskie vozzrenija N. N. Moiseeva i ih mesto v russkom kosmizme // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Sociologija. 2019. № 3. S. 32-39. [In Rus].

7. Moiseev N. N. Eshhe raz o probleme kojevoljucii // Jekologija i zhizn'. 1998. № 2. S. 24-28. [In Rus].

8. Osmolovskaja I. M., Uskova I. V. O hode vnedrenija FGOS: jempiricheskoe issledovanie // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2023. T. 1, № 6 (96). S. 23-36. [In Rus].

9. Pustovalova V. V., Osipova O. A., Kazadaeva T. V. Azbuka raboty s «zelenoj aksiomoj» (nastol'naja kniga dlja uchitelja). Serija «Zelenaja aksioma»; pod red. E. N. Dzjatkovskoj. M.: Pero, 2018. 168 s. [In Rus].

10. Serikov V. V. Cennostno-smyslovye aspekty vospitanija garmonichno razvitoj lichnosti na osnove tradicionnyh rossijskih cennostej / V sb. «Priobshhenie uchashhihsja k tradicionnym rossijskim cennostjam v hode vneurochnoj dejatel'nosti: metodologija i praktika». Sbornik dokladov i tezisov uchastnikov kruglyh stolov. FGBNU «Institut strategii razvitija obrazovanija RAO». M., 2022. S. 18-26. [In Rus].

11. Turbovskoj Ja. S. Pedagogicheskaja aksiomatika kak fundamental'naja vostrebovannost' vremeni // Filosofija obrazovanija. 2013. 3 (48). S. 98-132. [In Rus].

12. Federal'naja obrazovatel'naja programma osnovnogo obshhego obrazovanija. Prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 16 nojabrja 2022 g. № 993 «Ob utverzhdenii Federal'noj obrazovatel'noj pro-grammy osnovnogo obshhego obrazovanija» [Jelektronnyj resurs]. URL: https:// //www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/405897655/?ysclid=lto4uy4aap503017113 (data obrashhenija: 15.02.2024). [In Rus].

13. Dessein J., Soini K., Birkeland I., et al. Culture in, for and as Sustainable Development. Conclusions of COST Action IS1007 Investigating Cultural Sustainability // COST Action IS1007 Investigating Cultural Sustainability (2011-2015). INVESTIGATING CULTURAL SUSTAINABILITY. Cultural Sustainability and Regional Development. Publisher: University of Jyvâskylâ. 2015. DOI: 10.13140/ RG.2.1.3380.7844.

14. Education for sustainable development: a roadmap / UNESCO. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802 (дата обращения: 15.02.2024).

15. Facer K. Futures in education: Towards an ethical practice. Paper commissioned for the UNESCO Futures of Education report (forthcoming, 2021) UNESCO. Paris, France, 2021. 29 p.

16. International Commission on the Futures of Education Progress Update Magress Update March 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (дата обращения: 15.02.2024).

17. Sayamov Y. N. Human security as a global problem // International Affairs. 2021. Vol. 67, no. 2. P. 8-17.

18. Tbilisi Declaration (1977) Intergovernmental Conference on Environmental Education organlied by Unesco in cooperation with UNEP Tbilisi (USSR) 14-26 October 1977 ED/MD/49 PARIS, April 1978. 101 р.

19. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. Sustainable Development Knowledge Platform [Электронный ресурс]. URL: sustainabledevelopment.un.org. Available at: https://web.archive.org/web/20171205210925/https:/sustainabledevelopment.un.org/post2015/ transformingourworld (дата обращения: 15.02.2024).

Информация об авторах

Е. Н. Дзятковская — доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории общей и профессиональной дидактики

Л. А. Вагайцева — директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Салаира» В. В. Пустовалова — кандидат педагогических наук, координатор партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире!», директор Муниципального автономного учреждения информационно-методического центра г. Томска Е. Г. Прекина — кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, методист МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25 г. Салаира»

Information about the authors

E. N. Dzyatkovskaya — Dr. Sc. (Biology), Professor, Leading Researcher of the Laboratory of General and Professional Didactics L. A. Vagaitseva — Honorary Worker of General Education; Honorary Citizen of Russia Director of the municipal budgetary general education institution "Secondary General Education School No. 25 in Salair"

V. V. Pustovalova — PhD (Education), coordinator of the partnership "Learning to Live Sustainably in a Global World!" director of the municipal autonomous institution of the Information and Methodological Center of Tomsk E. G. Prekina — PhD (Education), methodologist of the municipal budgetary general education institution "Secondary General Education School No. 25 in Salair"

Статья поступила в редакцию 26.02.2024; одобрена после рецензирования 12.03.2024; принята к публикации 23.04.2024. The article was submitted 26.02.2024; approved after reviewing 12.03.2024; accepted for publication 23.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.