Научная статья на тему '«ЗЕЛЕНАЯ» ШКОЛА: ЧЕМУ УЧИТЬ?'

«ЗЕЛЕНАЯ» ШКОЛА: ЧЕМУ УЧИТЬ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«зеленая» школа / экошкола / образование для устойчивого развития / экологическое образование / содержание учебника / “green” school / eco-school / education for sustainable development / environmental education / textbook content

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзятковская Е. Н., Пустовалова В. В., Длимбетова Г. К.

Статья ставит проблему конструирования содержания современного экологического образования для устойчивого развития, направленного на формирование экологической культуры обучающихся. Обосновываются его особенности, В. В. Пустовалова связанные с междисциплинарной проблематикой (естественно-научной, социально-гуманитарной, технологической направленностью) и сквозным (транспредметным) характером по отношению к содержанию учебных предметов. Критически рассматриваются возможности формирования экологической культуры обучающихся, ограничивающегося просветительской работой и экологическими практиками в окружающей среде без изменения содержания учебной литературы. Поставлена проблема отражения экологического образования для устойчивого развития в учебниках для системы общего образования. Актуализирован призыв Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования (2016) к правительствам стран мира пересмотреть содержание своих учебников в соответствии с основными ценностями Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, использовать эти ценности при обновлении учебников и организации семинаров для их авторов и иллюстраторов. Описаны возможности учебников в распространении ценностей устойчивого развития и формировании экологической культуры: авторитетности учебников для учителей и учеников; большое количество учебных часов, отводимых на учебные предметы; обязательность их изучения; использование учебников при подготовке к экзаменам. Сделан вывод о том, что образование сегодня не в полной мере отвечает задаче подготовки граждан, мотивированных к решению неотложных проблем, стоящих перед обществом. Предложены варианты обновления учебной литературы как важного средства формирования у обучающихся современной экологической культуры, их готовности к решению приоритетных для государства задач устойчивого социально-экономического развития. Сделано заключение о том, что вопросы экологического образования для устойчивого развития могут и должны занять надлежащее место в учебниках для всех классов и предметных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE GREEN SCHOOL”: WHAT TO TEACH?

The article puts a problem of constructing the content of modern ecological education for sustainable development, aimed at forming students' ecological culture. The article substantiates its features connected with interdisciplinary problems (natural-science-social-humanitarian-technological orientation) and transversal (transdisciplinary) character in relation to the content of school subjects. The possibilities of forming students' ecological culture, which is limited to educational work and ecological practices in the environment without changing the content of educational literature, are critically considered. The problem of reflection of environmental education for sustainable development in textbooks for general education system is raised. The UNESCO Global Education Monitoring Report (2016) calls on the world's governments to review the content of their textbooks in line with the core values of the 2030 Agenda for Sustainable Development, to use these values in updating textbooks and organizing workshops for their authors and illustrators (UNESCO, 2016). The possibilities of textbooks in disseminating the values of sustainable development and shaping an environmental culture are described: the authority of textbooks for teachers and students; the large number of teaching hours devoted to academic subjects; their compulsory study; the use of textbooks in preparation for exams. It is concluded that education today does not fully meet the task of preparing citizens who are motivated to solve the urgent problems facing society. Options for updating educational literature as an important means of shaping students' modern ecological culture, their readiness to solve priority tasks of sustainable socio-economic development for the state have been proposed. The conclusion is made that the issues of environmental education for sustainable development can and must take an appropriate place in the textbooks for all classes and subject areas.

Текст научной работы на тему ««ЗЕЛЕНАЯ» ШКОЛА: ЧЕМУ УЧИТЬ?»

СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Н. Дзятковская

В. В. Пустовалова

Г. К. Длимбетова

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 36-51. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 36-51.

Научная статья УДК 37.011.33

doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-36-51

«ЗЕЛЕНАЯ» ШКОЛА: ЧЕМУ УЧИТЬ?

Елена Николаевна Дзятковская1, Вега Вадимовна Пустовалова2, Гайни Карекеевна Длимбетова3

1 Институт стратегии развития образования Российской академии образования, Москва, Россия

2 Информационно-методический центр, Томск, Россия

3 Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, Республика Казахстан

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Аннотация. Статья ставит проблему конструирования содержания современного экологического образования для устойчивого развития, направленного на формирование экологической культуры обучающихся. Обосновываются его особенности, связанные с междисциплинарной проблематикой (естественно-научной, социально-гуманитарной, технологической направленностью) и сквозным (транспредметным) характером по отношению к содержанию учебных предметов. Критически рассматриваются возможности формирования экологической культуры обучающихся, ограничивающегося просветительской работой и экологическими практиками в окружающей среде без изменения содержания учебной литературы. Поставлена проблема отражения экологического образования для устойчивого развития в учебниках для системы общего образования. Актуализирован призыв Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования (2016) к правительствам стран мира пересмотреть содержание своих учебников

© Дзятковская Е. Н., Пустовалова В. В., Длимбетова Г. К., 2023

в соответствии с основными ценностями Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, использовать эти ценности при обновлении учебников и организации семинаров для их авторов и иллюстраторов. Описаны возможности учебников в распространении ценностей устойчивого развития и формировании экологической культуры: авторитетности учебников для учителей и учеников; большое количество учебных часов, отводимых на учебные предметы; обязательность их изучения; использование учебников при подготовке к экзаменам. Сделан вывод о том, что образование сегодня не в полной мере отвечает задаче подготовки граждан, мотивированных к решению неотложных проблем, стоящих перед обществом. Предложены варианты обновления учебной литературы как важного средства формирования у обучающихся современной экологической культуры, их готовности к решению приоритетных для государства задач устойчивого социально-экономического развития. Сделано заключение о том, что вопросы экологического образования для устойчивого развития могут и должны занять надлежащее место в учебниках для всех классов и предметных областей.

Ключевые слова: «зеленая» школа, экошкола, образование для устойчивого развития, экологическое образование, содержание учебника

Финансирование: работа выполнена на базе сетевого педагогического партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (проект УНИТВИН/ЮНЕСКО) в рамках реализации научного проекта грантового финансирования на 2022-2024 годы Комитета науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан AP14869631 «Модель "зеленая школа — зеленый колледж — зеленый университет" как система развития экологизации образования».

Для цитирования: Дзятковская Е. Н., Пустовалова В. В., Длимбетова Г. К. «Зеленая» школа: чему учить? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 36-51. doi:10.24412/2224-0772-2023-91-36-51.

Original article

"THE GREEN SCHOOL": WHAT TO TEACH?

Elena N. Dzyatkovskaya1, Vega V. Pustovalova2, Gaini ^ Dlimbetova3

1 Institute for Education Development Strategy Russian Academy of Education, Moscow, Russia

2 Information and Methodological Center, Tomsk, Russia

3 Gumilyov Eurasian National University, Kazakhstan

1 [email protected]

2 [email protected]

3 [email protected]

Abstract. The article puts a problem of constructing the content of modern ecological education for sustainable development, aimed at forming students' ecological culture. The article substantiates its features connected with interdisciplinary problems (natural-science-social-humanitarian-technological orientation) and transversal (transdisciplinary) character in relation to the content of school subjects. The possibilities of forming students' ecological culture, which is limited to educational work and ecological practices in the environment without changing the content of educational literature, are critically considered. The problem of reflection of environmental education for sustainable development in textbooks for general education system is raised. The UNESCO Global Education Monitoring Report (2016) calls on the world's governments to review the content of their textbooks in line with the core values of the 2030 Agenda for Sustainable Development, to use these values in updating textbooks and organizing workshops for their authors and illustrators (UNESCO, 2016). The possibilities of textbooks in disseminating the values of sustainable development and shaping an environmental culture are described: the authority of textbooks for teachers and students; the large number of teaching hours devoted to academic subjects; their compulsory study; the use of textbooks in preparation for exams. It is concluded that education today does not fully meet the task of preparing citizens who are motivated to solve the urgent problems facing society. Options for updating educational literature as an important means of shaping students' modern ecological culture, their readiness to solve priority tasks of sustainable socio-economic development for the state have been proposed. The conclusion is made that the issues of environmental education for sustainable development can and must take an appropriate place in the textbooks for all classes and subject areas.

Keywords: "green" school, eco-school, education for sustainable development, environmental education, textbook content

Funding: the work was carried out on the basis of network educational partnership "Learning to live sustainably in a global world" (UNITWIN/ UNESCO project) in the framework of the implementation of the scientific project of grant funding for 2022-2024, the Committee of Science of the Ministry of Science and Higher Education of Kazakhstan AP14869631 "Model" green school — green college — green university "as a system of development of green education".

For citation: Dzyatkovskaya E. N., Pustovalova V. V., Dlimbetova G. К. "The green school": what to teach? Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(2):36-51. (In Russ.). doi: https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-36-51.

Введение

Экологическая проблематика прочно входит в образование, ориентируя на «зеленую» тематику не только учебные проекты и внеуроч-

ную работу обучающихся, но и деятельность целых образовательных организаций. В разных странах работают программы «зеленых» школ. Идея таких школ первоначально родилась не в образовательной среде, а у дизайнеров и архитекторов, преследующих задачу сокращения экологического следа при эксплуатации школьных зданий. Получили распространение идеи перевода школ на солнечные батареи, внедрения технологий переработки органических отходов, сбора макулатуры и т.д. В качестве бонусов такой политики для школы называют экономию расходов на электро- и водопотребление, положительный имидж в социуме, повышение шансов на получение грантов. Согласно программам «Зеленые школы» в России и Казахстане, их целью является организация в школах «зеленой» инфраструктуры и экологическое просвещение. Для анализа углеродного следа школы учитывается отопление здания, расход электроэнергии, воды, работа ИТ-оборудования. Ведется экологически ответственная закупка продуктов питания и канцтоваров, осуществляется раздельный сбор мусора, сбор батареек, пластика, озеленение пришкольной территории. Реализуется режим энерго- и ресурсосбережения. Осуществляется экопросвещение детей и местного населения [5]. Изданное руководство по организации «зеленых» школ [2] содержит описание лучшего опыта практических действий, важных для реализации «мусорной реформы», сбора вторсырья, утилизации растительных и древесных отходов, озеленения территорий.

Наряду с «зелеными» школами встречаются и международные «Экошколы / Зеленый флаг», работающие по единым правилам, в соответствии с решениями Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) [3]. Это масштабная международная программа в сфере не только экологического просвещения, но и образования, насчитывающая более 60 тысяч образовательных организаций из 68 стран мира. Образовательная деятельность экошкол реализуется во внеурочное время по актуальным практико-ориентиро-ванным темам, соотнесенным с Целями устойчивого развития: изменение климата, водосбережение, сохранение морских экосистем и экосистем суши, леса и др. То есть реализуется экологическое образование как платформа образования для устойчивого развития (ОУР) [3].

Постановка проблемы

И «зеленые», и экошколы ориентируются на формирование у обу-

чающихся и местного населения навыков экологически сообразного поведения в бытовой жизни посредством внеурочной работы и просвещения, без изменения учебного плана и учебных программ. При всей важности такой работы исследователи отмечают, что «.. .увлечение обилием практической деятельности в окружающей среде не приводит к формированию мировоззрения. наше общество остается экологически неграмотным» [7]. Но и экологические знания без практической деятельности в окружающей среде тоже непродуктивны: «экологическое образование, как правило, основано на идее, что человек осведомленный будет поступать правильно. Мы работали с высоко просвещенным сообществом, которое ничего не делало правильно» [7].

В принятой в 1992 году 173 странами мира Повестке дня на XXI век был подведен итог международной дискуссии по образованию в области окружающей среды в интересах устойчивого развития и опубликована глава 36, которая призывала к его интеграции во все учебные программы и все учебные предметы [8].

Десятилетие образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005-2014) сделало первые шаги в деле переориентации и трансформации образования в направлении устойчивого развития. Согласно его результатам, подведенным в Айчи-Нагойской декларации, образование в области окружающей среды (экологическое образование) выступает платформой конструирования образования для устойчивого развития (ОУР) [16].

Согласно сформировавшемуся на международном уровне консенсусу, образование для устойчивого развития (ОУР) должно быть «включено в весь учебный план, а не как отдельный предмет» [20].

Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу образования (2016) призвал правительства стран мира в срочном порядке пересмотреть содержание своих учебников в соответствии с основными ценностями Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и включить эти ценности в национальные руководящие принципы, которые используются при обновлении учебников и организации семинаров для их авторов и иллюстраторов [25].

Цель исследования — обобщить представления отечественных и зарубежных ученых о возможных путях и проблемах обновления учебной литературы на основе ОУР.

Результаты

В подготовленной ЮНЕСКО книге «Учебники для устойчивого развития — рекомендации по встраиванию» говорится, что образование для устойчивого развития — это способность подняться над повседневной рутиной и посмотреть на происходящее вокруг нас с позиции завтрашнего дня. «Конечно, все знают о целях устойчивого развития. Конечно, большинство детей участвуют в реальных делах, направленных на устойчивое развитие. Но это требует глобального мышления, глобальной ответственности, ценностей устойчивого развития, способности взглянуть на Цели устойчивого развития (ЦУР) вне рамок школьного предмета и способности взглянуть на школьный предмет с точки зрения ЦУР» [23].

Сегодня обновление содержания учебников сохраняет свою актуальность для всех стран. Его цель — привести учебники в соответствие с Целями устойчивого развития. Несмотря на внешнюю простоту решения, по сути, речь идет о фундаментальном изменении образовательной политики, перестройке всей системы образования, ее ориентации на формирование качественно новой культуры взаимодействия человека с окружающей средой [22].

Неслучайно ЮНЕСКО в качестве глобальных показателей ЦУР 4.7 рассматривает «степень, в которой образование в области устойчивого развития учитывается на всех уровнях в (а) национальной образовательной политике, (Ь) учебных программах, (с) педагогическом образовании и (ф оценке учащихся» [19].

Дорожная карта «Образование для устойчивого развития 2030», запущенная в Берлине в 2021 году, подтвердила неотложность действий в этой области [18].

Реформы образования во всем мире рассматривают повышение качества учебников как одну из основных целей политики образования для устойчивого развития (ОУР). По мнению экспертов ЮНЕСКО, актуальность этой цели неоспорима, но решение исключительно сложное [23].

Даже в цифровую эпоху, при высокой доступности интернета, школьные учебники остаются важными как для учителей, так и для учеников в качестве авторитетных источников знаний и передачи социальных ценностей. Многие учителя по-прежнему полагаются на преподавание «по учебнику». Привлекательность учебников для привития учащимся ценностей устойчивого развития связана с большим количеством учеб-

ных часов, отводимых на учебные предметы, их обязательным изучением всеми учащимися и их ролью в подготовке к экзаменам. С учебниками ученик проводит большую часть учебного времени.

Роли учебников в образовании для устойчивого развития был посвящен Глобальный доклад по мониторингу образования «Учебники, прокладывающие путь к устойчивому развитию» (2017) [17]. Юбилейный доклад Римского клуба «COME ON!», подготовленный в этом же году, тоже уделил много внимания учебникам. Вердикт такой: учебники отражают состояние науки прошлого века [9]. Правительства должны пересмотреть содержание учебников в соответствии с основными ценностями Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Необходимы национальные руководства для авторов учебников по обновлению учебной литературы. Внимание следует уделить и иллюстрациям в учебниках, поскольку многие из них в контексте содержат идеи, противоположные ценностям устойчивого развития. «Опасные метафоры» могут быть не только вербальными, но и зрительными образами. Ориентация содержания учебников на ценности устойчивого развития содействует выполнению ЦУР 4.7 — повышения качества и доступности образования для всех [17].

Тем не менее многие авторы учебников по тому или иному учебному предмету, к сожалению, имеют лишь смутное представление о содержании других учебников. Ограничение же ОУР рамками одного учебного предмета оставляет образовательные усилия по обновлению содержания образования изолированными и маргинализированными. Кроме того, темы ОУР конкурируют за место и в без того переполненной учебной программе и оказываются инородным телом в предметно-организованном содержании образования, которое не «вмещает» в себя междисциплинарные темы ЦУР (климат, нищета, ответственное потребление и производство и др.). Оставаясь на «задворках учебной программы», темы ОУР воспринимаются учителями как дополнение к учебнику, приурочиваясь к Международному дню Земли, Дню эколога и т.д. [23].

Если в учебных предметах обучение ведется с акцентом на сдачу экзаменов, это подрывает «социальные, гуманистические и моральные цели образования», лежащие в основе задачи ЦУР 4.7 [21]. Формализм образования в интересах устойчивого развития ограничивает активность и самостоятельность участия студентов в жизненно важных вопросах настоящего и будущего, ведет к непониманию обучающимися сложных

событий и взаимосвязанных процессов в глобальном мире.

Основополагающие этические принципы устойчивого развития, установки и ценности часто упоминаются в преамбулах к учебникам, но редко включаются в их параграфы в явном виде. Если же в учебнике и есть упоминание устойчивого развития, то это, как правило, достаточно декларативная информация об устойчивом развитии, а не собственно образование для устойчивого развития.

Образование для устойчивого развития — пронизывающая все учебные предметы и виды деятельности обучающихся область междисциплинарного (естественно-научного, социально-гуманитарного, технологического) знания, единых (транспредметных) ценностно-мировоззренческих установок и сквозных компетенций, включая понимание взаимозависимостей и взаимодействия человека, общества, природы, и техники; осознание характера и масштаба проблем в области устойчивого развития и сути тех мощных факторов, которые определяют неустойчивый образ жизни; осмысление принципов экологически ответственного индивидуального и коллективного поведения в окружающей социоприродной среде, которое не приводит к ухудшению ее экологического качества и росту экологических рисков; внутренняя готовность к преобразованию собственного поведения во благо интересов устойчивого будущего [24]. Неслучайно ЮНЕСКО добавила в формулу устойчивого развития, которая ранее ограничивалась тремя элементами — социальным, экономическим, экологическим,— еще культуру (устойчивого развития) как базовую составляющую и цель ОУР [10].

Проблему ориентации авторов учебников на ОУР усиливают национальные особенности используемых педагогических терминов в разных странах для обозначения предмета изучения, ключевых понятий, теорий, ценностей, принципов поведения в интересах устойчивого развития.

На протяжении десятилетий Организация Объединенных Наций стремилась к тому, чтобы сделать устойчивое развитие всеобъемлющим руководящим принципом обновления всего образования, повышения качества и доступности для всех в течение всей жизни.

Доклад ЮНЕСКО 2017 года делает вывод, что, несмотря на многолетнюю пропаганду и исследования в области преподавания для устойчивого развития, учебники сегодня не в полной мере отвечают задаче подготовки граждан, мотивированных к решению неотложных проблем, стоящих перед человечеством [17].

Обзор литературы показывает, что авторы учебников избирают один из четырех возможных вариантов взаимодействия содержания учебного предмета и ОУР [13].

Во-первых, это игнорирование ОУР. В этом случае содержание учебников под влиянием идей устойчивого развития не изменяется. Экологические составляющие учебников, как правило, естественно-научного и природоохранного характера, подчиняются целям и задачам самих учебных предметов. Экологическое содержание, представленное в учебниках по разным предметам, как потенциальная платформа реализации ОУР в совокупности оказывается фрагментарным, предме-то-центрированным, с дефицитом ценностно-мировоззренческих идей устойчивого развития.

Во-вторых, это вариант дополнения содержания учебника учебными материалами по ОУР. Метафора такого взаимодействия — «прикручи-вание» ОУР «болтами» к уже перегруженному предметному материалу. Известно сравнение получающегося эклектичного результата с флюсом для учебного предмета, от которого он пытается избавиться, чтобы не терять качество предметного обучения.

В-третьих, это «встраивание» (embedding) ОУР в предметное содержание. Встраивание — это стратегия, которая открывает возможности для преобразования системы образования изнутри, прокладывая путь к междисциплинарному учебному плану, обучению на основе проблем. Учебный предмет ставит две цели: предметную и ОУР. Когда содержание ОУР встраивается в систему предметного образования, оно еще различимо, что порождает двухцелевую направленность обучения. Обучение с двойной целью, хотя и привносит увеличение объема учебника, дает возможность повысить качество результатов изучения учебного предмета. Во-первых, потому, что ОУР — это изучение любого объекта с позиции его связи с экологическими, социальными и экономическими процессами. ОУР интегрирует знания о местных и глобальных проблемах. ОУР позволяет понять связь прошлого, настоящего и будущего изучаемых процессов и явлений. То есть ОУР — это более глубокое осмысление предметных знаний для понимания мира и способов конструктивного взаимодействия с ним. ОУР — это средство социализации человека в мире, готовность самостоятельно действовать по вопросам устойчивого развития. Благодаря ОУР академические знания становятся конкретными, понятными и значимыми. ОУР привносит в содержание принципы

поведения в окружающем мире для повышения его человекоразмерно-сти, формирует картину мира личности в его единстве, ориентирует на социально-гуманистические идеи устойчивого развития — на сохранение качества окружающей среды, уважение культурного и природного разнообразия, биосферно-совместимый образ жизни [22].

Кроме того, содержание предмета обогащается глобальной компетенцией «способности критически и с разных точек зрения анализировать глобальные и межкультурные проблемы» [14]. Согласно разработкам Pisa, глобальная компетентность — важный инструмент для осмысления предметных знаний, например, о климате, бедности, миграции, экологических проблемах. Студенты учатся собирать данные из различных источников, используя различные инструменты; критически оценивать их качество и извлекать полезную информацию, генерировать знания для решения проблем. Глобальная компетенция — это умение распознавать результаты вмешательства человека в окружающую среду; анализировать возникающие риски, давать прогноз вариантов будущего с учетом фактора неопределенности.

Примером встраивания ОУР в учебники является методическая система «зеленая аксиома», разработанная в Институте стратегии развития образования РАО (с 2010 по 2015 год — Институт содержания и методов обучения), а также региональные учебники для начальной и средней школы. В их основе — укрупненная дидактическая единица фрейм, теория контекстного обучения и значимые для соответствующего возраста культурные концепты, позволяющие выявлять в имеющемся предметном содержании значения ОУР и порождать личностные смыслы принципов действий для устойчивого развития [1].

В-четвертых, это «внедрение» (infusion), интеграция, «растворение» предметного содержания и содержания ОУР, которое в этом случае становится неотъемлемым элементом учебных программ, входит в ядро каждого предмета, а не преподается как дополнение на его периферии. Содержание учебного предмета и ОУР становятся неразличимыми, образуя целостную систему.

Встраивание и внедрение ОУР во все предметы обеспечивает выход ОУР за пределы об устойчивом развитии, реализует образование для устойчивого развития, обеспечивая пролонгированный образовательный результат. Фактически речь идет о смене образовательной парадигмы, трансформации образования, а не просто о ее оптимизации [12].

Встраивание и внедрение — процессы, реализуемые на основе общеинституционального подхода, провозглашенного по результатам Декады ООН по ОУР, то есть в рамках подхода «всей школы», отражаясь сквозным образом во всем образовательном процессе, в миссии школы, занимая центральное место в профессиональном росте учителей. При этом речь не идет об отмене или минимизации важности академического содержания. Напротив, речь идет о переориентации предметов на более социально и глобально значимые актуальные цели: о том, как создать устойчивый и справедливый мир, в котором молодые люди будут мотивированы, подготовлены и наделены возможностями решения постоянно возникающих местных и глобальных проблем. Внедрение ОУР обновляет школьные программы, дает возможность «увидеть большее, пренебрегая меньшим» [4] для понимания мира в его единстве.

Естественно, такие процессы означают и пересмотр методик преподавания. Важно, чтобы авторы учебников связывали между собой методику ОУР и методику предметной области, которая имеет собственные педагогические подходы. Такой тандем, опирающийся на конструктивизм, системно-деятельностный подход, способствует повышению качества предметного образования [23].

Однако разработанных моделей взаимодействия содержания ОУР и учебного предмета еще недостаточно для понимания процесса его конструирования, то есть дидактики. Исследования путей конструирования содержания ОУР, выполнявшиеся в Институте стратегии развития образования РАО совместно с сетевым педагогическим партнерством «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» (программа УНИТВИН/ЮНЕСКО), кафедрой ЮНЕСКО факультета глобальных процессов МГУ им. М. В. Ломоносова, доказали, что этот процесс должен идти не «снизу», начиная с учебного предмета, а с допредметного уровня разработки содержания всего общего образования, то есть «сверху вниз», когда содержание еще не разделено на учебные предметы, с последующей его декомпозицией по образовательным областям и учебным предметам. Для каждой ступени образования необходима четкая формулировка «предцелевого» содержания — единого «наброска» интегрированного содержания (экспоненциально приближающегося к проблемному) с выделением сквозных (транспредметных) линий аспектного содержания [1], которые придают всему образованию единую ценностно-мировоззренческую направленность и используются

при разработке рекомендаций для авторов учебников.

Несмотря на внешнюю кажущуюся простоту предлагаемого решения, на самом деле речь идет о фундаментальной перестройке всей системы образования, об образовании, которое, по словам академика Н. Н. Моисеева, позволяет увидеть содержание «сверху», уходя от специфики предмета и давая пищу для размышлений о смысле жизни, ее ценностях, преодолевая негативные последствия редукционизма, примитивизма, предметного формализма [4].

Такая стратегия конструирования прямо вытекает из представлений об особенностях и возможностях разных рангов образования [6]. Экологическая культура личности, как сложный личностный результат образования, не может быть достигнута путем суммирования результатов предметного ранга содержания. Учитывая интегрированный (междисциплинарный) характер экологических проблем и ЦУР, а также сквозной (транспредметный) характер мировоззренческих установок ОУР, задающих ценностно-смысловой аспект (ракурс, взгляд) всему содержанию образования, культуросоразмерные результаты образования представляются результатом взаимодействия аспектного, интегрированного и предметного содержания образования. Однако сложность заключается в том, что в отличие от дидактики предметно-организованного содержания дидактика аспектного и интегрированного содержания еще только складывается [6].

Приведем примеры встраивания и внедрения ОУР в предметное содержание. На государственном уровне это осуществляется в совместном проекте Постоянной конференции министров образования и культуры Германии с Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии, который начался, когда Институт Махатмы Ганди по образованию в интересах мира и устойчивого развития (MGIEP) при поддержке Engagement Global gGmbH собрал в 2016 году 30 международных экспертов в области математики, естественных наук, языков, географии и образования для устойчивого развития в Бангалоре [16].

Другой важный проект ОУР для системы общего образования, тоже реализующийся на государственном уровне,— это новая Национальная базовая учебная программа в Финляндии.

В 2013 году Совет управляющих Программы по международной оценке знаний учащихся оценки (PISA) решил в 2018 году ввести оценку «глобальной компетентности» в контексте мониторинга задачи 4.7 ЦУР.

Было достигнуто определенное согласие относительно видов сквозных компетенций, необходимых для реализации устойчивого развития. Организация экономического сотрудничества и развития составила примерный список компетенций ОУР, который актуален и поддерживает разработчиков учебных программ, авторов учебников и учителей в определении компетенций, которые могут быть интегрированы в предметное содержание [14].

Российские исследования в области ОУР легли в основу Концепции экологического образования в системе общего образования Российской Федерации, которая была принята ФУМО общего образования (29.04.2022). Результаты исследований используются в экологическом образовании для устойчивого развития в Республике Казахстан для совершенствования теории и практики «зеленых» школ [11].

Заключение

Практически все страны мира признают необходимость включения ОУР не только во все аспекты образования, но и во все формы обучения, на всех уровнях (от раннего детства до высшего образования) и во всех видах (формальном, неформальном и информальном) образования. Однако радикальное преобразование всей системы образования для большинства стран является нереальным предложением.

Хотя повышение качества учебников не является панацеей, это важный шаг на пути к преобразованию образования для реализации более устойчивых обществ и формирования экологической культуры для устойчивого развития.

Учебник, учебная литература остаются важными средствами продвижения ОУР в общее образование, с помощью которого школы, в частности, «зеленые» и экошколы, могут существенно повысить результаты образования, используя максимально текущую ситуацию, когда учителя подготовлены к преподаванию предметов, есть учебники по предметам и есть надежда преобразования «законсервированной» структуры школьных предметов.

Список источников

1. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Транспредметность. М.: Экология и образование, 2015. 340 с.

2. Как сделать школу «зеленой». Экологические практики в российских школах: успешные примеры и руководство к действию. М.: ФМПИ «ЭРА», 2019. 100 с.

3. Мадисон О. Г., Марчук С. Н. Международная программа «Эко-школы / Зеленый флаг». Советы, рекомендации, особенности проведения в России. Псков: ЦДТ, 2020 г. 98 с.

4. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума М.: Языки русской культуры, 2000. 224 с.

5. Моргун Д. В., Ермаков Д. С., Ермаков А. С. и др. Экологическое воспитание: от юных натуралистов до «зеленых» школ // Наука и школа. 2022. № 6. С. 89-98.

6. Рыжаков М. В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования: дис. ... докт. пед. наук. М., 1999. 583 с.

7. Сейлан Ч., Блюмштейн Д. Провал экологического образования (и как мы можем это исправить). Беркли и др.: Изд-во Калифорнийского ун-та, 2011. 247 с.

8. Agenda 21 — Chapter 36. Promoting education, public awareness and training // United Nations Conference on Environment & Development Rio de Janerio, Brazil, 3 to 14 June 1992 AGENDA 21 [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/Agenda21. pdf (дата обращения: 25.01.2023).

9. «COME ON!» [Электронный ресурс]. URL: https://malakhov.link/come-on-report (дата обращения: 25.01.2023).

10. Culture in, for and as Sustainable Development. Conclusions from the COST Action IS1007. Investigating Cultural Sustainability / edited by J. Dessein, K. Soini, G. Fairclough, et al. // COST IS1007. Investigating cultural sustainability [Электронный ресурс]. URL: www.culturalsustainability.eu/conclu-sions.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

11. Dlimbetova G., Bulatbayeva K., Abenova S., et al. Management of Ecologization of Professional Education // Ekoloji. 2017. No. 27 (106). P. 1217-1225.

12. Lotz-Sisitka H., Wals A. E.J., Kronlid D., et al. Transformative, transgressive social learning: rethinking higher education pedagogy in times of systemic global dysfunction // Current Opinion in Environmental Sustainability. 2015. Vol. 16. P. 73-80.

13. Michel J., Holland LeAnn M., Brunnquell C., et al. The Ideal Outcome of Education for Sustainability: Transformative Sustainability Learning // New Directions for Teaching and Learning. 2020. No. 161. P. 177-188.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. OECD. PISA — 2018. Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD, 2019. Paris [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 25.01.2023).

15. SDG. The 2030 Agenda for Sustainable Development. UNESCO.2014. Paris, France [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/sustainabledevelopmentgoals (дата обращения: 25.01.2023).

16. Tyukhov I. UNESCO activity in education for Sustainable Development and Aichi-Nagoya Declaration // Research in Agricultural Electric Engineering. 2015. Vol. 3, no. 2. P. 43-47.

17. UNESCO. Education for the sustainable development goals. Learning objectives, 2017. Paris: UNESCO [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002474/247444e.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

18. UNESCO. Education for sustainable development: a roadmap. 2020 [Электронный ресурс]. URL: www.unesco.sibstrin.ru/files/sineevaNV/Education for SD2020.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

19. UNESCO. Education 2030. Incheon declaration and framework for action: towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all, 2016. Paris: UNESCO [Электронный ресурс]. URL: https://iite.unesco.org/publications/education-2030-incheon-declaration-framework-action-towards-inclusive-equitable-quality-education-lifelong-learning/ (дата обращения: 25.01.2023).

20. UNESCO. Framework for the UN DESD international implementation scheme, 2006. Paris: UNESCO [Электронный ресурс]. URL: https://www.gdrc.org/sustdev/un-desd/implementation-scheme.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

21. UNESCO. Global education monitoring report. Education for people and planet: creating sustainable futures for all, 2016. Paris: UNESCO. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://gem-re-port-2016.unesco.org/en/home/ (дата обращения: 25.01.2023).

22. UNESCO. Global Education Monitoring Report. 2021/2: Non-state actors in education: Who chooses? Who loses? Paris, UNESCO [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.de/sites/de-fault/files/2021-12/Global%20Education%20Monitoring%20Report%202021.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

23. UNESCO MGIEP. Textbooks for sustainable development — a guide to embedding. 2017. Mahatma Gandhi Institute of Education for Peace and Sustainable Development, 35 Ferozshah Road,

New Delhi 110001, India [Электронный ресурс]. URL: https://mgiep.unesco.org/article/textbooks-for-sustainable-development-a-guide-to-embedding (дата обращения: 25.01.2023).

24. UNESCO. Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/ content/documents/1674unescoroadmap.pd (дата обращения: 25.01.2023).

25. UNESCO. Textbooks pave the way to sustainable development. Global education monitoring report policy paper 28. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002467/246777e.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

References

1. Dzjatkovskaja E. N. Obrazovanie dlja ustojchivogo razvitija. Kul'turnye koncepty. «Zelenye aksiomy». Transpredmetnost'. M.: Jekologija i obrazovanie, 2015. 340 s. [In Rus].

2. Kak sdelat' shkolu «zelenoj». Jekologicheskie praktiki v rossijskih shkolah: uspeshnye primery i ruko-vodstvo k dejstviju. M.: FMPI «JeRA», 2019. 100 s. [In Rus].

3. Madison O. G., Marchuk S. N. Mezhdunarodnaja programma «Jeko-shkoly / Zelenyj flag». Sovety, rekomendacii, osobennosti provedenija v Rossii. Pskov: CDT, 2020 g. 98 s. [In Rus].

4. Moiseev N. N. Sud'ba civilizacii. Put' razuma M.: Jazyki russkoj kul'tury, 2000. 224 s. [In Rus].

5. Morgun D. V., ErmakovD. S., Ermakov A. S. i dr. Jekologicheskoe vospitanie: ot junyh naturalistov do «zelenyh» shkol // Nauka i shkola. 2022. № 6. S. 89-98. [In Rus].

6. Ryzhakov M. V. Teoreticheskie osnovy razrabotki gosudarstvennogo standarta obshhego srednego ob-razovanija: dis. ... dokt. ped. nauk. M., 1999. 583 s. [In Rus].

7. Sejlan Ch., Bljumshtejn D. Proval jekologicheskogo obrazovanija (i kak my mozhem jeto ispravit'). Berkli i dr.: Izd-vo Kalifornijskogo un-ta, 2011. 247 s. [In Rus].

8. Agenda 21 — Chapter 36. Promoting education, public awareness and training // United Nations Conference on Environment & Development Rio de Janerio, Brazil, 3 to 14 June 1992 AGENDA 21 [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/ Agenda21.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

9. «COME ON!» [Электронный ресурс]. URL: https://malakhov.link/come-on-report (дата обращения: 25.01.2023).

10. Culture in, for and as Sustainable Development. Conclusions from the COST Action IS1007. Investigating Cultural Sustainability / edited by J. Dessein, K. Soini, G. Fairclough, et al. // COST IS1007. Investigating cultural sustainability [Электронный ресурс]. URL: www.culturalsustainabil-ity.eu/conclusions.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

11. Dlimbetova G., Bulatbayeva K., Abenova S., et al. Management of Ecologization of Professional Education // Ekoloji. 2017. No. 27 (106). P. 1217-1225.

12. Lotz-Sisitka H., WalsA. E.J., Kronlid D., et al. Transformative, transgressive social learning: rethinking higher education pedagogy in times of systemic global dysfunction // Current Opinion in Environmental Sustainability. 2015. Vol. 16. P. 73-80.

13. Michel J., Holland LeAnn M., Brunnquell C., et al. The Ideal Outcome of Education for Sustainability: Transformative Sustainability Learning // New Directions for Teaching and Learning. 2020. No. 161. P. 177-188.

14. OECD. PISA — 2018. Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD, 2019. Paris [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en (дата обращения: 25.01.2023).

15. SDG. The 2030 Agenda for Sustainable Development. UNESCO.2014. Paris, France [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/sustainabledevelopmentgoals (дата обращения: 25.01.2023).

16. Tyukhov I. UNESCO activity in education for Sustainable Development and Aichi-Nagoya Declaration // Research in Agricultural Electric Engineering. 2015. Vol. 3, no. 2. P. 43-47.

17. UNESCO. Education for the sustainable development goals. Learning objectives, 2017. Paris: UNESCO [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002474/247444e. pdf (дата обращения: 25.01.2023).

18. UNESCO. Education for sustainable development: a roadmap. 2020 [Электронный ресурс]. URL: www.unesco.sibstrin.ru/files/sineevaNV/Education for SD2020.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

19. UNESCO. Education 2030. Incheon declaration and framework for action: towards inclusive and equitable quality education and lifelong learning for all, 2016. Paris: UNESCO [Электронный ресурс]. URL: https://iite.unesco.org/publications/education-2030-incheon-declaration-framework-action-towards-inclusive-equitable-quality-education-lifelong-learning/ (дата обращения: 25.01.2023).

20. UNESCO. Framework for the UN DESD international implementation scheme, 2006. Paris: UNESCO [Электронный ресурс]. URL: https://www.gdrc.org/sustdev/un-desd/implementation-scheme.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

21. UNESCO. Global education monitoring report. Education for people and planet: creating sustainable futures for all, 2016. Paris: UNESCO. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://gem-report-2016. unesco.org/en/home/ (дата обращения: 25.01.2023).

22. UNESCO. Global Education Monitoring Report. 2021/2: Non-state actors in education: Who chooses? Who loses? Paris, UNESCO [Электронный ресурс]. URL: https://www.unesco.de/sites/default/ files/2021 -12/Global%20Education%20Monitoring%20Report%202021 .pdf (дата обращения: 25.01.2023).

23. UNESCO MGIEP. Textbooks for sustainable development — a guide to embedding. 2017. Mahatma Gandhi Institute of Education for Peace and Sustainable Development, 35 Ferozshah Road, New Delhi 110001, India [Электронный ресурс]. URL: https://mgiep.unesco.org/article/textbooks-for-sustainable-development-a-guide-to-embedding (дата обращения: 25.01.2023).

24. UNESCO. Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/ documents/1674unescoroadmap.pd (дата обращения: 25.01.2023).

25. UNESCO. Textbooks pave the way to sustainable development. Global education monitoring report policy paper 28. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0024/002467/246777e.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

Информация об авторах

Е. Н. Дзятковская — доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

В. В. Пустовалова — кандидат педагогических наук

Г. К. Длимбетова — доктор педагогических наук, профессор

Information about the authors

E. N. Dzyatkovskaya — Dr. Sc. (Biology), Professor, Leading Researcher

V. V. Pustovalova — PhD (Education)

G. К. Dlimbetova — Dr. Sc. (Education), Professor

Статья поступила в редакцию 06.02.2023; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 07.03.2023. The article was submitted 06.02.2023; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.