Научная статья на тему 'ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ДО 2030 ГОДА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ'

ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ДО 2030 ГОДА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ОБНОВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.

Во введении дается краткий анализ Дорожной карты по образованию для устойчивого развития, которая была запущена в действие на Всемирном форуме по образованию для устойчивого развития в мае 2021 г. (Берлин). Она пришла на смену Дорожной карте Глобальной программы действий по образованию для устойчивого развития 2014 года и положила начало Десятилетию действий по достижению глобальных целей до 2030 года. Цель статьи - характеристика преемственных и новых подходов к организации образовательной среды образовательных организаций в условиях реализации Десятилетия действий по достижению глобальных целей до 2030 года. В статье констатируется, что Дорожная карта-2021, преемственно воспроизводя приоритетные направления действий, предусмотренные в Дорожной карте-2014, и придерживаясь значимости образования для устойчивого развития в глобальном мире, включает и новые задачи. Это - пересмотр целей и ценностей всего образования, в целом; обновление содержания образования в интересах формирования культуры устойчивости; отражение в содержании образования всех Целей устойчивого развития и действий национальных и международных по ускорению их достижения; комплексность в реализации ценностей образования в интересах устойчивого развития на всех уровнях обучения, воспитания, просвещения; создание необходимых условий для взаимодействия образовательной организации с окружающим социокультурным пространством путем организации партнерства, в том числе сетевого, с местным сообществом, гражданскими, государственными и бизнес-структурами. В заключении делается вывод о том, что Дорожная карта-2021 - это образование в интересах устойчивого развития в действии, это «гражданственность в действии», которая обновляет взгляд на роль и функции образовательной среды образовательных организаций на пути к достижению всех Целей устойчивого развития и выступает двигателем обновления содержания образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A DECADE OF ACTION TO ACHIEVE THE GLOBAL GOALS BY2030: CONTINUITY OF CHANGE

The introduction provides a brief analysis of the Education for Sustainable Development Roadmap, which was launched at the World Forum on Education for Sustainable Development in May 2021 (Berlin), replaced the 2014 Global Action Programme on Education for Sustainable Development Roadmap and launched the Decade of Action to Achieve the Global Goals by 2030. The aim of the article is to determine the continuity and new approaches to the organization of the educational environment of educational organizations in the context of the implementation of the Decade of Action to Achieve the Global Goals by 2030. The results of the study state that the Roadmap-2021, in continuity with the priority areas of action stipulated in the 2014 Roadmap and adhering to the importance of education for sustainable development in the global world, also includes new tasks. They are: revision of goals and values of education in general; updating the content of education to form a culture of sustainability; inclusion of all Sustainable Development Goals and actions to accelerate their achievement in education for sustainable development; integrated implementation of education for sustainable development at all levels of training, education, awareness; creation of necessary conditions for interaction of educational organization with the surrounding socio-cultural space by organizing partnership, including networking, with the local community, civic, government and business structures. The conclusion is that the Roadmap 2021 is education for sustainable development in action, it is "citizenship in action," which updates the view of the role and functions of the educational environment of educational organizations in achieving all the Sustainable Development Goals and becomes a driver of educational content renewal.

Текст научной работы на тему «ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ ДО 2030 ГОДА: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Е. Н. Дзятковская

Доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, Москва E-mail: [email protected]

Elena N. Dzyatkovskaya

Dr.Sc. (Biology), Professor leading researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

А. Н. Захлебный

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования, РАО, Москва E-mail: [email protected]

Anatoly N. Zakhlebny

Dr.Sc. (Education), Professor, Academician of the Russian Academy of Education, chief scientist, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

УДК 37.011 Б 01: 10.24412/2071-6427-2021-5-32-42

Десятилетие действий по достижению глобальных целей до 2030 года:

/•" о *

преемственность преобразовании

Во введении дается краткий анализ Дорожной карты по образованию для устойчивого развития, которая была запущена в действие на Всемирном форуме по образованию для устойчивого развития в мае 2021 г. (Берлин). Она пришла на смену Дорожной карте Глобальной программы действий по образованию для устойчивого развития 2014 года и положила начало Десятилетию действий по достижению глобальных целей до 2030 года. Цель статьи — характеристика преемственных и новых подходов к организации образовательной среды образовательных организаций в условиях реализации Десятилетия действий по достижению глобальных целей до 2030 года. В статье констатируется, что Дорожная карта-2021, преемственно воспроизводя приоритетные направления действий, предусмотренные в Дорожной карте-2014, и придерживаясь значимости образования для устойчивого развития в глобальном мире, включает и новые задачи. Это — пересмотр целей и ценностей всего образования, в целом; обновление содержания образования в интересах формирования культуры устойчивости; отражение в содержании образования всех Целей устойчивого развития и действий национальных и международных по ускорению их достижения; комплексность в реализации ценностей образования в интересах устойчивого развития на всех уровнях обучения, воспитания, просвещения; создание необходимых условий для взаимодействия образовательной организации с окружающим социокультурным пространством путем организации партнерства,

Как цитировать статью: Дзятковская Е. Н., Захлеб-ный А. Н.Десятилетие действий по достижению глобальных целей до 2030 года: преемственность преобразований //Ценности и смыслы. 2021. № 5 (75). С.32-42.

в том числе сетевого, с местным сообществом, гражданскими, государственными и бизнес-структурами. В заключении делается вывод о том, что Дорожная карта-2021 — это образование в интересах устойчивого развития в действии, это «гражданственность в действии», которая обновляет взгляд на роль и функции образовательной среды образовательных организаций на пути к достижению всех Целей устойчивого развития и выступает двигателем обновления содержания образования.

Ключевые слова: Дорожная карта по образованию для устойчивого развития, образовательная среда, преемственность, обновление, культура.

Введение

В преамбуле к Дорожной карте по образованию для устойчивого развития (2021) Стефания Джаннини, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования, бывший министр образования, университетов и научных исследований Италии пишет: «Пандемия КОВИД-19, которая распространилась по всей планете в 2020 году,— это не только глобальный кризис в области здравоохранения. Это кризис, затрагивающий каждый аспект нашей жизни, и кризис, который выявил хрупкость нашей взаимозависимости с природой. Мы узнали, что по мере уничтожения лесов не только диким животным угрожает опасность и ослабляются экосистемы, но и человек подвергается воздействию неизвестных инфекционных агентов, которые могут угрожать его жизни» [2].

«Мы все чаще задаемся вопросом, действительно ли то, что люди знают, имеет отношение к их жизни, помогает ли то, чему они научились, обеспечить выживание нашей планеты. То, что мы знаем, во что мы верим и что мы делаем, должно измениться. То, что мы узнали до сих пор, не готовит нас к решению проблем. Это не может так продолжаться. Окно возможностей быстро закрывается, и мы должны срочно научиться жить по-другому. Сейчас мы ведем битву за наши жизни, и это битва, в которой мы можем победить. И это битва за нашу жизнь» [2].

Для перехода к устойчивому будущему нам нужно переосмыслить что, где и как мы учимся развивать знания, навыки, ценности и взгляды, которые позволяют нам всем быть информированными, шире осваивать опыт принимать решения об индивидуальных и коллективных действиях на местном уровне, предупреждать развитие местных, национальных и глобальных чрезвычайных ситуаций. Особенно в области поддержания экологически здоровых условий жизни. Об этом говорят и российские

исследователи: «... особо значимой представляется необходимость правильно оценить текущую ситуацию, систематизировать хаос, нащупать закономерности современного этапа существования общества, сделать шаги в направлении преодоления непредсказуемости, найти взаимопонимание и консенсус, определиться с трендами ближайшего развития» [1].

Базовой основой, формирующей опыт принятия таких решений и действий, является образование в интересах устойчивого развития (ОУР). ОУР — это средство, направленное на преобразование всего образования. Оно расширяет возможности учащихся, формируя у них знания, навыки, ценности и отношения, необходимые для принятия обоснованных решений, формирования ответственности за действия по обеспечению экологической целостности, экономической жизнеспособности и справедливого общества, расширяет права и возможности всех людей, содействует сохранению культурного разнообразия.

В чем сходство и особенности преобразования образовательной среды, предусмотренные Дорожной картой-2021 по сравнению с Дорожной картой-2014?

Цель исследования: выявить линии преемственности и направления обновления подходов к организации образовательной среды образовательных организаций в условиях реализации Десятилетия действий по достижению глобальных целей до 2030 года.

Результаты

Начало Десятилетия действий по достижению Глобальных целей до 2030 года (далее — Десятилетие-2030) было положено в сентябре 2020 года, в пятилетие с момента первого принятия Организацией Объединённых Наций Целей устойчивого развития (ЦУР). Дорожная карта-2021 направлена на реализацию Десятилетие-2030, подтверждая преемственность с Дорожной картой-2014, в ней отмечаются и особенности ОУР на новом этапе [7,6].

В Дорожной карте-2021 предусматривается, что преобразования должны преемственно с Дорожной картой-2014 затрагивать все пять ее ключевых направлений: вопросы политики (направление 1), подготовки педагогических кадров (направление 3), работы с молодежью (направление 4) и партнерства с местным сообществом (направление 5), а также обновления содержания образования и образовательной среды, как неотъемлемой части качественного образования, позволяющего

достичь когнитивных, социально- эмоциональных и поведенческих результатов обучения и воспитания (направление 2).

В новых документах подтверждается зафиксированная в Дорожной карте-2014 роль образования в интересах устойчивого развития. При этом отмечается ведущее значение Цели 4 (ЦУР 4) в реализации такого образования.

Преемственно с Дорожной картой-2014 рассматривается структура содержания ОУР. В нее вошли:

когнитивный аспект (измерение) содержания: понимание проблем устойчивости и их сложных взаимосвязей, выявление деструктивных идей и альтернативных решений;

социально-эмоциональный аспект (измерение) содержания: формирование основных ценностей и установок в интересах устойчивости, воспитание сочувствия и сострадания к другим людям, заботливого отношения к окружающей природной среде, мотивации к содействию устойчивому развитию;

поведенческий аспект (измерение) содержания: осуществление практической деятельности в целях устойчивых преобразований в личной, социальной и политической сферах.

Однако были сформулированы и новые задачи, опираясь на уроки, извлеченные из практики глобальной деятельности ООН, ЮНЕСКО в последние десятилетия.

Впервые была поставлена задача обеспечить программную поддержку каждой из пяти приоритетных областей дорожных карт ОУР с участием сетей различных групп партнеров и с их объединением в одну всеохватывающую Сеть партнеров. Эта Сеть партнеров будет состоять из пяти групп, специализирующихся в пяти приоритетных областях деятельности, но работающих совместно. В дальнейшем будут развиваться усилия для привлечения в Сеть партнеров представителей правительств, местных органов власти, частного сектора, гражданского общества.

В качестве первого и главного урока реализации ОУР называется пересмотр целей и ценностей, которые лежат в основе всего (!?) образования, чтобы преемственно переориентировать на них все направления действий по обновлению его содержания. Акцент целей и ценностей образования делается на достижении всех 17 взаимосвязанных ЦУР, а не только ЦУР 4. Генеральная Ассамблея в 2019 году подтвердила, что ОУР — это не только один из «неотъемлемых элементов ЦУР 4, касающийся

доступного и качественного образования, но также один из ключевых факторов, способствующих достижению всех других целей в области устойчивого развития» (Резолюция, 19.12.2019. № 74/223. Образование в интересах устойчивого развития в общем контексте Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года). В резолюции 74/233 (2019 г.) эта мысль была подкреплена обращенным к странам призывом активизировать осуществление ОУР путем включения в него всех Целей устойчивого развития. В Дорожной карте-2021 зафиксировано, что ведущим средством включения в содержание образования всех Целей устойчивого развития является ОУР. Оно по-прежнему играет ключевую роль в обеспечении доступности для всех качественного образования.

Новым является призыв к ускорению реализации ОУР на всех уровнях обучения и в течение всей жизни человека [5]. При этом отмечается, что для достижения новых задач ОУР уже недостаточно фиксироваться лишь на доступности и качестве образования. В Дорожной карте-2021 говорится, что в целях обновления содержания образования она «отходит от эксклюзивного фокуса на доступ и качество образования, измеряемое главным образом результатами обучения, а уделит большее внимание содержанию обучения и его вкладу в развитие общекультурных ценностей человечества»[2].

Дорожная карта-2021, ориентируя на развитие культуры устойчивости, первостепенное внимание уделяет обновлению содержания всего образования путем преобразования информационно-программного компонента образовательной среды образовательной организации.

В документе говорится, что в рамках ЮНЕСКО Сектор образования будет и далее укреплять свои межсекторальные партнерские связи с другими секторами, особенно с Сектором культуры и Сектором естественных наук, интегрируя реализацию ОУР к 2030 году, где это возможно, в их соответствующие программы. К ним относятся, в частности, программы по Всемирному наследию, Нематериальному культурному наследию, сети биосферных заповедников, геопарков, малых островов, о знаниях культуры местных и коренных народов, то есть программы, имеющие культурологическую направленность.

Предполагается и изменение состава содержания ОУР для усиления его вклада в культуру устойчивости. Установка на обновление содержания ОУР нацеливается на отражение в нем масштабных преобразований, необходимых для устойчивого развития. Дорожная карта-2021 перечисляет

темы, которые для этого рекомендуется включать в содержание ОУР. Это:

— глубинные причины неустойчивого развития;

— пути обеспечения баланса между экономическим ростом, поддержанием экологического качества окружающей среды и устойчивым развитием;

— ценности, которые могли бы обеспечить альтернативу обществу потребления, например, достаточность, справедливость и солидарность, ценности устойчивости;

— пути решения проблем ЦУР в условиях крайней нищеты и уязвимых ситуаций;

— ситуации для рефлексии новых "разрушительных" идей, которые могут привести к «опрокидыванию» реальности, когда люди, решаясь выйти за пределы "обычного" образа мышления, поведения или жизни, могут переходить границы безопасности;

— необходимые личные качества для отстаивания личных убеждений, требующие мужества, настойчивости, решимости, жизнестойкости;

— информация о направлениях и масштабах деятельности партнеров на местах в целях УР; солидарность и коллективная деятельность в интересах практических шагов по формированию культуры устойчивости;

— критическое мышление; бдительность в отношении "нового"; необходима критическая точка зрения о сохраняющейся актуальности "традиционной ценности устойчивости»; зарождающийся интерес к циклической экономике и зеленой экономике представляет собой одну из таких альтернатив традиционному подходу;

— технологическое будущее: решение некоторых "старых" проблем и возникновение новых рисков (чтобы не было иллюзий, что технологии могут решить большую часть проблемы устойчивости) [2].

Последнему из названных направлений в Дорожной карте-2021 уделено особо большое внимание. Согласно докладу, опубликованному в 2015 году Всемирным экономическим форумом, к 2025 году в мире произойдут крупные технологические сдвиги, которые изменят многие аспекты современной жизни. Переломные моменты в итоге изменят не только нашу жизнь и окружающую среду, но и нашу дискуссию об устойчивости. Технологии создают иллюзию того, что они решили или могут решить большинство проблем устойчивости. Некоторые "старые" проблемы будут решены, но при этом возникнут новые вызовы и риски. ОУР в будущем не сможет позволить себе не рассматривать последствия

технологической эры [6]. Следует еще изучить взаимосвязь ОУР с такими новыми технологиями, как цифровизация и искусственный интеллект. При этом некоторые из давних усилий в области ОУР могут снижать свое значение. Например, с сенсорным оборудованием выключение освещения в здании может стать ненужным, но ценность экономии энергии должна оставаться актуальной. С другой стороны, будет наблюдаться всплеск новых вызовов. Например, 3-Б печать может привести к более высокому потреблению создаваемой продукции и к росту новых отходов, требующих утилизации. Цифровая автоматизация и связанный с ней мир помогает обеспечить комфорт и качество жизни, но это также может создавать новые риски для безопасности и приводить к появлению новых видов крупномасштабных бедствий, последствия которых могут быть даже более сильными, чем в менее связанном мире. Применение искусственного интеллекта, уже сильно влияющего на поведение человека, может также увеличить разрыв между "имущими" и "неимущими".

Идея больших преобразований подразумевает изменения и в индивидуальных действиях, переплетающихся с реорганизацией общественных структур. Поэтому Дорожную карту-2021 называют «ОУР в действии». ОУР в действии — это перспектива обучения на протяжении всей жизни, не только в школе, но и за ее пределами. Важный тезис Дорожной карты-2021: необходимые фундаментальные изменения для устойчивого будущего надо начинать с отдельных людей. Сквозные компетенции, формируемые у человека в области когнитивных, социально-эмоциональных и поведенческих навыков, будут востребоваться не только как результат освоения всех Целей устойчивого развития при изучении предметных областей, но и в реальных жизненных ситуациях.

Особенно это касается компетенций, связанных с эмпатией, солидарностью и принятием решений в области построения будущего [4, 2]. Основанное на правах человека и таких принципах, как участие, не дискриминация и подотчетность, образовательная среда, реализующая идеи ОУР, взаимодействует с социальной и культурной средой сообщества и стимулирует социальное обучение внутри него. Поэтому Дорожную карту-2021 называют «ОУР — гражданственность в действии».

ОУР как гражданственность в действии предлагает новый взгляд на взаимодействие образовательной среды внутри школы с социокультурной средой вне школы и управление этим взаимодействием. В Дорожной кар-те-2021 говорится, что требуется внимание для продвижения комплексного

подхода к конструированию ОУР образовательными организациями на всех уровнях, с раннего детства на всю жизнь, включая обучение в сообществах работать вместе. Лицам, ответственным за разработку политики в области образования на местном, региональном и национальном уровнях, рекомендуется интегрировать ОУР в политику в области образования. Особенно это касается учебной среды, учебных программ, педагогического образования, а также включения в оценки учащихся, показателей результатов усвоения ценностей устойчивого развития как показателей повышения качества образования. Политикам в области образования, в сотрудничестве с другими министерствами, организациями гражданского общества, частными компаниями и академическими кругами, следует разработать политику, направленную на систематическое укрепление синергетических отношений между формальным, неформальным и неофициальным образованием и воспитанием, включая разработку мер поощрения обучения по вопросам устойчивости.

Согласно Дорожной карте-2021, руководителям учебных заведений, в том числе директорам школ, ректорам университетов и колледжей, руководителям служб подготовки кадров, в т.ч. в частных компаниях, следует убедиться, что их управление и культура соответствуют принципам устойчивого развития. Руководители и сотрудники педагогических колледжей и вузов должны систематически и всесторонне включать потенциал ОУР как в содержание образования обучающихся, так и в содержание повышения квалификации педагогов еще до начала их работы, без их отрыва от производства. Это относится и к оценке работы преподавателей, учителей в образовательных организациях разных уровней: общего, профессионального образования, образования взрослых. Педагогам, учащимся и административному персоналу следует сотрудничать с местными лидерами, семьями, а также неправительственными субъектами, с субъектами частного сектора, с целью вовлечения местного сообщества в практическую реализацию целей устойчивого развития. При этом важно стремиться к демократическому принятию решений по принципу "снизу-вверх»: когда все члены учреждения и другие заинтересованные стороны могут высказать свое мнение по конкретным проблемам устойчивости, которые необходимо решать в образовательной организации.

В Дорожной карте-2021обращается внимание на лиц, ответственных за разработку политики в области образования. Необходимо создавать

условия для педагогов, стремящихся интегрировать в свою работу ОУР. Это предполагает особое внимание к ОУР среди других образовательных приоритетов, обеспечение гибкости для организации партнерства учителей в области ОУР, выделение практической работы педагогов по ОУР как самостоятельного показателя в рамках оценки деятельности учебных заведений.

Лица, занимающиеся профориентацией молодежи, должны развивать потенциал ОУР, знания, навыки, ценности и отношения к достижению устойчивого развития, с ориентацией на "зеленую" экономику, устойчивое производство и потребление, утилизацию и переработку отходов.

Особое внимание Дорожная карта-2021 уделяет молодым людям, которые во всем мире являются бенефициарами и движущей силой ОУР, выступают активными социальными новаторами, могут осуществлять перемены во имя устойчивого будущего. Молодежь должна быть включена в проектирование, реализацию и мониторинг политики и программ в области образования в интересах устойчивого развития. Творческий потенциал молодежи позволяет ее рассматривать в качестве одного из ключевых субъектов в практических действиях по решению проблем устойчивого развития.

Заключение

Дорожная карта-2021 преемственно с Дорожной картой -2014 расширила внимание к продвижению в образовательную среду комплексного подхода к ОУР, подчеркивая его важность и необходимость для школ или других учебных заведений, на всех уровнях с раннего детства и на всю жизнь, включая обучение в сообществах работать вместе. Особое внимание было уделено к обновлению ее информационно-программного компонента, направлениям взаимодействия с социокультурным окружением, вопросам управления для консолидации усилий общества в реализации ЦУР.

* Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 19-013-00345.

Литература

1. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3 (73). С. 6-26.

2. Education for sustainable development: a roadmap// UNESCO. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802

(дата обращения: 05.10.2021).

3. Education for sustainable development for 2030. Toolbox. UNESCO, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/themes/education-sustainable-development/toolbox (дата обращения: 05.10.2021).

4. Facer, K. Futures in education: Towards an ethical practice. Paper commissioned for the UNESCO Futures of Education report (forthcoming, 2021) UNESCO. Paris, France, 2021. 48 p.

5. Framework for the implementation of Education for Sustainable Development (ESD) beyond 2019. UNESCO, 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc. unesco.org/ark:/48223/pf0000370215.locale=en (дата обращения: 05.10.2021).

6. International Commission on the Futures of Education Progress Update March 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (дата обращения: 05.10.2021).

7. UNESCO Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. UNESCO, 2014 [Электронный ресурс].URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/1674unescoroadmap.pdf (дата обращения: 05.10.2021).

A DECADE OF ACTION TO ACHIEVE THE GLOBAL GOALS BY2030: CONTINUITY OF CHANGE

The introduction provides a brief analysis of the Education for Sustainable Development Roadmap, which was launched at the World Forum on Education for Sustainable Development in May 2021 (Berlin), replaced the 2014 Global Action Programme on Education for Sustainable Development Roadmap and launched the Decade of Action to Achieve the Global Goals by 2030. The aim of the article is to determine the continuity and new approaches to the organization of the educational environment of educational organizations in the context of the implementation of the Decade of Action to Achieve the Global Goals by 2030. The results of the study state that the Roadmap-2021, in continuity with the priority areas of action stipulated in the 2014 Roadmap and adhering to the importance of education for sustainable development in the global world, also includes new tasks. They are: revision of goals and values of education in general; updating the content of education to form a culture of sustainability; inclusion of all Sustainable Development Goals and actions to accelerate their achievement in education for sustainable development; integrated implementation of education for sustainable development at all levels of training, education, awareness; creation of necessary conditions for interaction of educational organization with the surrounding socio-cultural space by organizing partnership, including networking, with the local community, civic, government and business structures. The conclusion is that the Roadmap 2021 is education for sustainable development in action, it is

"citizenship in action," which updates the view of the role and functions of the educational environment of educational organizations in achieving all the Sustainable Development Goals and becomes a driver of educational content renewal.

Keywords: Education for Sustainable Development Roadmap, educational environment, continuity, update, culture.

References

• Education for sustainable development: a roadmap// UNESCO. 2020 [Elektronnyj resurs]. URL: https:// unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374802 (data obrashcheni-ya: 05.10.2021).

• Education for sustainable development for 2030. Toolbox. UNESCO, 2021. [Elektronnyj resurs]. URL: https://en.unesco.org/themes/education-sustainable-development/toolbox (data obrashcheniya: 05.10.2021).

• Facer, K. Futures in education: Towards an ethical practice. Paper commissioned for the UNESCO Futures of Education report (forthcoming, 2021) UNESCO. Paris, France, 2021. 48 p.

• Framework for the implementation of Education for Sustainable Development (ESD) beyond 2019. UNESCO, 2021 [Elektronnyj resurs]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000370215.locale=en (data obrashcheniya: 05.10.2021).

• International Commission on the Futures of Education Progress Update March 2021 [Elektronnyj resurs]. URL: https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021-consultations (data obrashcheniya: 05.10.2021).

• Ivanova S. V., Ivanov O. B. Ustojchivoe razvitie v neustojchivom mire: obrazovatel'nyj aspekt // Cennosti i smysly. 2021. № 3 (73). S.6-26. [In Rus].

• UNESCO Roadmap for Implementing the Global Action Programme on Education for Sustainable Development. UNESCO, 2014 [Elektronnyj resurs].URL: https://sustain-abledevelopment.un.org/ content/documents/1674unescoroadmap.pdf (data obrashcheniya: 05.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.