Научная статья на тему 'ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА'

ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА»

ЛИТЕРАТУРА. БронфманЛ. И.Воздушный режим птицеводческих помещений. М., 1974. — Колесников Л. — «Птицеводство», 1973, № 12, с. 35—38. — С^еттон О. Г. Микрометеорология. Л., 1958.

Поступила 6/УШ 1976 г.

УДК 614.72-07(470.25-25)

Канд. техн. наук Г. П. Кириллов

ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА

Волгоградский инженерно-строительный институт

Волгоградским институтом инженеров городского хозяйства, управлением коммунального хозяйства Псковского горисполкома при участии работников городской и областной санэпидстанций в Пскове были проведены исследования загрязнения воздушного бассейна города выбросами промышленности, коммунальных котельных и автомобильного транспорта. Работа проводилась в течение 2 лет и включала натурные исследования загрязнения воздуха в разные периоды года, моделирование рассеяния загрязнителей в условиях городской застройки и использование расчетных методов определения концентраций токсических веществ в атмосфере города (Г. П. Кириллов; В. Ф. Сидоренко и соавт.).

Особое внимание было уделено изучению климатических условий города. Эти условия (повторяемость ветров по направлениям и скорости, средняя температура, сведения о пространственно-временных изменениях ветра и температуры в условиях города, которые нужны для количественной и качественной оценки рассеяния загрязнителей в атмосфере города) получены путем натурных наблюдений, изучения рельефа территории и планировочной структуры города. Определяли содержание в атмосфере окиси углерода, сернистого газа, двуокиси азота и сажи.

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна города являются коммунальные котельные, автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Для объективности исследования, определения вклада каждого из источников в загрязнение натурные исследования проводили в различные периоды года и суток с учетом режимов работы источников загрязнения.

Большинство промышленных и коммунальных выбросов осуществляется через дымовые трубы длиной до 30 м, т. е. имеют место низкие выбросы. Вследствие этого максимальные концентрации наблюдались при устойчивой стратификации атмосферы и малых скоростях ветра (до 3-^5 м/с).

Основным методом определения загрязнения воздуха магистралей города выхлопными газами автотранспорта явился расчетный (Г. П. Кириллов). Для определения условий применимости расчетного метода были проведены контрольные натурные исследования. Обязательной в них была регистрация показателей транспортного потока и метеорологических характеристик. Всего в контрольных исследованиях было отобрано, проанализировано и обработано 90 проб воздуха на содержание окиси углерода.

Характер распределения концентраций в зависимости от интенсивности транспортного потока, полученных в натурных исследованиях, хорошо совпадает с расчетным (ошибка менее ±15%).

Значения концентраций токсических компонентов выхлопных газов автомобилей определяли по формулам:

С СО = 3,85 + 0.0185Л/ + -4, + + А,, (1)

=<3-31 +0.0645ЛОЮ-»+ В, +Вг+В,, (2)

где Ссо N0, — расчетные концентрации окиси углерода, двуокиси азота на бордюре проезжей части (в мг/м3); N — интенсивность движения автотранспорта (в авт/ч); А1г В1 — изменение количества общественного и грузового автотранспорта от принятого 50% грузового и общественного на каждые 10% для СО ±6%, N02 ±5%; А2, Вг — изменение средней скорости потока от принятой 50 км/ч; А3, В3 — изменение продольного уклона дороги от нулевого на каждые 1ч-2%.

На основании данных обследования интенсивности и условий движения автотранспорта рассчитаны значения концентраций окиси углерода и двуокиси азота по основным транспортным магистралям города. Полученные данные послужили основой для построения карт загрязнения улиц города.

В связи с тем что в настоящее время разработан и утвержден генеральный план развития города, мы произвели расчет и оценку ожидаемого загрязнения по транспортной схеме города, предложенной проектировщиками. Результаты послужили основой для составления карты загрязнения города на перспективу.

Произведен расчет ожидаемого загрязнения воздушной среды жилых территорий вновь застраиваемых микрорайонов с использованием принципов расчета концентраций выхлопных газов в жилой застройке. Результаты расчета сопоставлялись с величиной концентраций, полученных при моделировании рассеянных выхлопных газов в жилой застройке. Исследования на моделях проводили на экспериментальном полигоне Волгоградского института инженеров городского хозяйства по специальной методике (Г. П. Кириллов; В. Ф. Сидоренко и соавт.). По результатам исследований построены карты загрязнения жилых территорий микрорайонов и при-магистральных территорий для наиболее напряженных магистралей города.

Анализ и оценка загрязнения воздушной среды города позволили разработать рекомендации по уменьшению концентраций токсичных компонентов. Эти рекомендации лягут в основу плана мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна города.

ЛИТЕРАТУРА. Кириллов Г. П. Прогнозирование загрязнения жилых территорий городов выхлопными газами автотранспорта и градостроительные мероприятия па его уменьшению. Автореф. дне. канд. Волгоград, 1973.— Сидоренко В. Ф.,Фельдман Ю. Г., Кириллов Г. П. и др. — «Гиг. и сан.», 1972, № 5, с. 9—12.

Поступила 8/1 1976 г.

УДК 628.162.94:013.31(47-{-571:21 'I

В. П. Чащин, Т. А. Земцова

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСКУССТВЕННОГО ФТОРИРОВАНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

Кандалакшская городская санэпидстанция Мурманской области

Целесообразность искусственного фторирования питьевой воды в районах с низким содержанием фтора в источниках питьевого водоснабжения убедительно доказана многочисленными исследованиями Р. Д. Габовича и Г. Д. Овруцкого, А. Ф. Аксюка и соавт. В результате этих исследований были разработаны «Указания по организации органами санитарно-эпидемиологической службы контроля за фторированием питьевой воды на водопроводных станциях» №649-66, а также принят новый ГОСТ 2874-73 «Вода питьевая», где в законодательном порядке установлены дифференцированные в зависимости от климатического района нормы содержания фтора в питьевой воде. Это, с одной стороны, предполагает оптимизацию санитарного нормирования, с другой — отражает своеобразие биологиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.