Научная статья на тему 'ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЯГКИЕ НАВЫКИ, МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА'

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЯГКИЕ НАВЫКИ, МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командная работа / мягкие навыки / стратегии обучения / межличностное общение / обучающиеся / teamwork / soft skills / learning strategies / interpersonal communication / learners

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Счастливцев Сергей Владимирович, Фалеева Лия Владимировна

Социально-педагогические и психологические истоки командообразования в научном отечественном опыте формирования коллектива базировались на гуманистических принципах общей заботы. К определению командной работы существуют различные подходы. Анализ имеющихся определений позволил остановиться на одном из них. Командная работа как группу людей с общностью целей среди ее членов, синергией, возникающей из взаимозависимости членов, и размер, по крайней мере, с двумя членами. Как показывают эмпирические наблюдения, в целом, обучающиеся старших классов не обладают трудоспособностью и навыками согласованно работать в команде. Кроме того, претензии работодателей к начальному уровню начинающих работников к низкой компетентности в области критического мышления и низким уровнем сотрудничества и работоспособности в коллективе. По этой причине навыки совместной работы необходимо начинать развивать во время обучения в школе. Наиболее ценными для работодателей являются мягкие навыки, среди которых честность, коммуникабельность, вежливость, ответственность, социальные навыки, позитивное отношение, профессионализм, гибкость, умение работать в команде, креативность и трудовая этика. В образовательных организациях нашего региона мы зафиксировали, что педагоги высказывают озабоченность по поводу овладения обучающихся навыками межличностного общения, особенно тогда, если обучение организуется в команде. Не случайно в объявлениях о вакансиях часто указываются социальные навыки, включая работу в команде в качестве требования. Мягкие навыки для командной работы считаются важными элементами развития компетентности личности. Приобретение этих навыков позволяет изменить отношение и поведение личности, а также повысить производительность и благополучие. Мягкие навыки способствуют эффективной командной работе, которая является неотъемлемой частью многих профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Счастливцев Сергей Владимирович, Фалеева Лия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-pedagogical and psychological origins of team building in the domestic scientific experience of team building were based on the humanistic principles of common concern. There are different approaches to defining teamwork. An analysis of the available definitions made it possible to dwell on one of them. Teamwork as a group of people with a commonality of purpose among its members, synergy arising from the interdependence of members, and size with at least two members. As empirical observations show, in general, high school students do not have the ability to work and the skills to work in a team in a coordinated manner. In addition, the claims of employers to the initial level of novice workers are low competence in the field of critical thinking and a low level of cooperation and efficiency in the team. For this reason, teamwork skills must begin to be developed during schooling. The soft skills most valued by employers include honesty, communication skills, courtesy, responsibility, social skills, positive attitude, professionalism, flexibility, teamwork, creativity and work ethic. In educational organizations in our region, we have recorded that teachers express concern about the acquisition of interpersonal communication skills by students, especially when training is organized in a team. It is no coincidence that job postings often list social skills, including teamwork as a requirement. Soft skills for teamwork are considered important elements in the development of individual competence. Acquiring these skills allows you to change the attitude and behavior of the individual, as well as increase productivity and well-being. Soft skills contribute to effective teamwork, which is an integral part of many professions.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЯГКИЕ НАВЫКИ, МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА»

образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. - С. 126-128. - EDN OYUJTG

7. Сизова, O.A. Музыкальное обучение в системе современного образования: проблемы и перспективы / O.A. Сизова, О.Н. Кислова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-4. - С. 222-225. - EDN ERVUCS

Педагогика

УДК 371.4

аспирант Счастливцев Сергей Владимирович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров); доктор педагогических наук Фалеева Лия Владимировна Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказания России» (г. Киров)

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЯГКИЕ НАВЫКИ, МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ,

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация. Социально-педагогические и психологические истоки командообразования в научном отечественном опыте формирования коллектива базировались на гуманистических принципах общей заботы. К определению командной работы существуют различные подходы. Анализ имеющихся определений позволил остановиться на одном из них. Командная работа как группу людей с общностью целей среди ее членов, синергией, возникающей из взаимозависимости членов, и размер, по крайней мере, с двумя членами. Как показывают эмпирические наблюдения, в целом, обучающиеся старших классов не обладают трудоспособностью и навыками согласованно работать в команде. Кроме того, претензии работодателей к начальному уровню начинающих работников к низкой компетентности в области критического мышления и низким уровнем сотрудничества и работоспособности в коллективе. По этой причине навыки совместной работы необходимо начинать развивать во время обучения в школе. Наиболее ценными для работодателей являются мягкие навыки, среди которых честность, коммуникабельность, вежливость, ответственность, социальные навыки, позитивное отношение, профессионализм, гибкость, умение работать в команде, креативность и трудовая этика. В образовательных организациях нашего региона мы зафиксировали, что педагоги высказывают озабоченность по поводу овладения обучающихся навыками межличностного общения, особенно тогда, если обучение организуется в команде. Не случайно в объявлениях о вакансиях часто указываются социальные навыки, включая работу в команде в качестве требования. Мягкие навыки для командной работы считаются важными элементами развития компетентности личности. Приобретение этих навыков позволяет изменить отношение и поведение личности, а также повысить производительность и благополучие. Мягкие навыки способствуют эффективной командной работе, которая является неотъемлемой частью многих профессий.

Ключевые слова: командная работа, мягкие навыки, стратегии обучения, межличностное общение, обучающиеся.

Annotation. The socio-pedagogical and psychological origins of team building in the domestic scientific experience of team building were based on the humanistic principles of common concern. There are different approaches to defining teamwork. An analysis of the available definitions made it possible to dwell on one of them. Teamwork as a group of people with a commonality of purpose among its members, synergy arising from the interdependence of members, and size with at least two members. As empirical observations show, in general, high school students do not have the ability to work and the skills to work in a team in a coordinated manner. In addition, the claims of employers to the initial level of novice workers are low competence in the field of critical thinking and a low level of cooperation and efficiency in the team. For this reason, teamwork skills must begin to be developed during schooling. The soft skills most valued by employers include honesty, communication skills, courtesy, responsibility, social skills, positive attitude, professionalism, flexibility, teamwork, creativity and work ethic. In educational organizations in our region, we have recorded that teachers express concern about the acquisition of interpersonal communication skills by students, especially when training is organized in a team. It is no coincidence that job postings often list social skills, including teamwork as a requirement. Soft skills for teamwork are considered important elements in the development of individual competence. Acquiring these skills allows you to change the attitude and behavior of the individual, as well as increase productivity and well-being. Soft skills contribute to effective teamwork, which is an integral part of many professions.

Key words: teamwork, soft skills, learning strategies, interpersonal communication, learners.

Введение. Навыки работы в команде считаются необходимыми для личных целей, образовательных потребностей и профессиональных достижений, поэтому образовательные организации все чаще включают их в свои учебные программы. Однако педагоги не всегда учитывают некоторые особенности обучающихся и их личностное развитие, которое может повлиять на включенность их в командную работу. В нашем исследовании мы представим результаты того, как обучающиеся овладевают навыками работы в команде. Для этого была определена группа обучающихся в 141 человек, в которой проведено наблюдение.

Эмпирические результаты свидетельствуют о значительных тендерных различиях, подчеркивая, что навыки обучающихся улучшались по мере их продвижения в учебе, особенно навыки, связанные с адаптивностью и принятием решений. Кроме того, наблюдалась положительная связь между навыками работы в команде и средним баллом.

Изложение основного материала статьи. Можно проследить социально-педагогические и психологические истоки командообразования в отечественном опыте формирования коллектива на гуманистических принципах общей заботы по трудам А.С. Макаренко, П.П. Иванова и их последователей, в исследованиях А.В. Петровского. Кроме того взаимоотношения детей в команде достаточно подробно изучались такими учеными, как: В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.

К определению командной работы существуют различные подходы.

М. Армстронг под командой подразумевает «небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности или в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность» [1].

Концепция команды подразумевает, что все ее члены несут коллегиальную ответственность и преданы общей миссии. Таким образом, он выделяет три основных компонента команды:

- для формирования команды необходимо минимум от двух до пятнадцати человек;

- члены команды систематично взаимодействуют между друг другом;

- работа в команде всегда направлена на целедостижение.

В соответствии с R.D. Hayrom [5] наше исследование интерпретирует командную работу как группу людей с общностью целей среди ее членов, синергией, возникающей из взаимозависимости членов, и размер, по крайней мере, с двумя членами. Кроме того, мы имели в виду, что «работа в команде» иногда считается навыком сама по себе. В нашем исследовании, внимание сосредоточено на измерении навыков межличностного общения, которые обеспечивают хорошую командную работу.

Глобальная конкуренция и различные формы изменений вызвали изменения в экономической и промышленной сферах в стране. Сегодня лидеры любых отраслей нуждаются в работниках, которые могут работать совместно для достижения успеха в своих областях. К сожалению, как показывают эмпирические наблюдения, в целом, обучающиеся старших классов не обладают трудоспособностью и навыками согласованно работать в команде. Кроме того, претензии работодателей к начальному уровню начинающих работников к низкой компетентности в области критического мышления и низким уровнем сотрудничества и работоспособности в коллективе. По этой причине навыки совместной работы необходимо начинать развивать во время обучения в школе.

Трудно ответить на такие вопросы, как «Какая стратегия обучения способствует развитию у обучающихся способности к совместной и в командной работе?» и «Каких этапов следует придерживаться для того, чтобы развить у старшеклассников способности к совместной работе в команде?» Эта трудность связана с процессом обучения в среднем звене школ. Обучающиеся по-прежнему знакомятся только с концепцией успеха, относящейся скорее к конкуренции, чем к сотрудничеству, а успех по-прежнему определяется как результат взаимозависимости, чем независимости. Именно взаимозависимость считается высшей в парадигме современного менеджмента и современной жизни. Если их упорядочить, то зависимость будет самой низкой, независимость - посередине, а взаимозависимость - самой высокой. Такой сдвиг концепции вполне понятен: области науки все больше становятся настолько специализированными, и для того, чтобы произвести продукт при управлении производством необходимо гармонично сотрудничать с существующими специализированными областями науки.

Таким образом, необходимо, чтобы человек умел работать совместно, поэтому в процессе обучения больше внимания уделять важности сотрудничества, чем конкуренции и независимости. Развитие сотрудничества и взаимозависимости может развить способность преодолевать трудности, лидерство и управление, которые крайне необходимы при вхождении в трудовую деятельность. Предполагаем, что с помощью модели совместной работы педагоги могут, по крайней мере, помочь старшеклассникам научиться успешно работать в команде и совершенствовать мягкие навыки, улучшая качество командной работы.

Поэтому настоящее исследование было посвящено изучению эффективности совместной командной работы и ее повышение. Результатом стал факт использования педагогами различных технологий управления процессом обучения, который становился их обязанностью. Таким образом, у обучающихся появилась способность работать в команде, которая необходима им, когда они будут входить в мир профессий.

Сегодня большинство педагогических коллективов образовательных организаций осознают необходимость включения в свои программы как жестких, так и социальных навыков, чтобы удовлетворить личные, образовательные и профессиональные требования для выстраивания стратегии успешной карьеры. Отметим, что жесткие навыки считаются техническими знаниями и опытом, необходимыми для выполнения работы, в то время как мягкие навыки представляют собой межличностные качества, как набор индивидуальных социальных навыков и личных качеств. Таким образом, мягкие навыки относятся к широкой группе навыков, моделей поведения и личных качеств, которые позволяют личности эффективно функционировать в своей среде, поддерживать эффективные отношения, выполнять работу и достигать поставленных целей. Следовательно мягкие навыки можно считать существенным дополнением к традиционным жестким навыкам.

Общеобразовательные организации осознают, что наличие адекватного уровня образования и подготовки обучающихся к командной работе предполагает не только определенное владение содержанием учебных предметов, но у обучающихся также должны полностью быть развиты необходимые мягкие навыки для доступа к рынку профессий. В современной социокультурной ситуации работодатели считают социальные навыки очень важным атрибутом для будущих работников, требуя, чтобы социальные навыки их новых сотрудников были также сформированы, как и их профессиональные навыки, учитывая, что нынешние рабочие места требуют дополнительных качеств, которые ранее не были востребованы. Таким образом, как работодатели, так и социальные институты постепенно осознают необходимость вооружить выпускников школ и вузов компетенциями, навыками и знаниями, которые не только облегчат их выход на рынок труда после учебы, но и поддержат их личностное развитие на протяжении всей карьеры, чтобы они могли успешно адаптироваться к изменениям в социуме.

Итак, в современном обществе особое внимание уделяется навыкам работы в команде, поскольку они считаются важными компетенциями во все более глобализированном, динамичном и сложном мире.

Начинающих работников спрашивают, обладают ли они навыками работы в команде, могут ли они решать конкретные рабочие вопросы или обладают ли они необходимыми мягкими навыками для решения новых задач. Однако в последние годы образовательные организации проявляют озабоченность по поводу овладения обучающихся навыками межличностного общения, особенно тогда, если обучение организуется в команде. Не случайно в объявлениях о вакансиях часто указываются социальные навыки, включая работу в команде в качестве требования.

Приобретение обучающимися различных навыков работы в команде будет способствовать непрерывному обучению на протяжении всей их карьеры. Мягкие навыки для командной работы считаются важными элементами развития компетентности личности. Приобретение этих навыков позволяет изменить отношение и поведение личности, а также повысить производительность и благополучие. Мягкие навыки способствуют эффективной командной работе, которая является неотъемлемой частью многих профессий.

Таким образом, обучающихся важно обучить мягким навыкам, если они хотят стать выпускниками, способными конкурировать в различных ситуациях, с которыми они могут столкнуться на рабочем месте. Следуя этому направлению в исследовании Diana-Yamila Rigaud [6], а позднее в нескольких работах была предпринята попытка определить наиболее актуальные социальные навыки, которые требуются рынку труда. Duran Aponte and Duran Garcia подчеркивают важность этических обязательств, личных навыков, командной работы и профессиональной ответственности; Clemente Ricolf and Escriba Perez включают способность к анализу, решение проблем и командную работу; Freire и др. подтверждают, что наиболее ценными навыками на рынке труда являются ответственность, способность к обучению, мотивация, забота о качестве и работа в команде. Соответственно, мы можем заметить, что общим знаменателем этого исследования является то, что работа в команде является одним из ключевых навыков межличностного общения, которые обучающиеся должны приобрести для своего будущего профессионального успеха. Кроме того, мягкие навыки могут способствовать их успеху во

многих академических и личных ситуациях. Факты показали, что мягкие навыки способствуют ряду ощутимых преимуществ для здоровья, благосостояния, отношений, образования и работы.

Учитывая разнообразие мягких навыков, мы обратились к систематическим обзорам в этой области, чтобы определить, какие из них наиболее часто упоминаются в образовании и профессиональной сфере. Таким образом, мы заметили, что наиболее ценными для работодателей являются такие мягкие навыки как честность, коммуникабельность, вежливость, ответственность, социальные навыки, позитивное отношение, профессионализм, гибкость, умение работать в команде, креативность и трудовая этика.

Наконец, важно отметить, что исследования, направленные на изучение навыков совместной работы, должны учитывать социальный и культурный контекст страны, поскольку социокультурные особенности могут определять поведение и отношение людей к командной работе. Например, было продемонстрировано, что одно из измерений культуры, коллективизм против индивидуализма, влияет на командную работу, поскольку эти две позиции по-разному подходят к групповой работе.

Предыдущие исследования выявили взаимосвязь между отношением обучающихся к навыкам работы в команде и конкретными характеристиками обучающихся, такими как пол, академический опыт или успеваемость. Однако важно отметить, что исследований по последним двум упомянутым переменным мало. Следует также отметить, что существуют некоторые разногласия в отношении результатов проведенных исследований, особенно в отношении академического опыта и академической успеваемости, вероятно, из-за различных культурных и образовательных контекстов и различных используемых мер, как указывалось ранее.

Что касается отношения обучающихся к командной работе, важно учитывать, что разные культурные и образовательные контексты могут по-разному организовывать и оценивать командную работу. Соответственно, отношение обучающихся может варьироваться в зависимости от восприятия того, как командная работа влияет на их оценки. Точно так же на это может повлиять внимание образовательных организаций к обучению навыкам работы в команде. Было подчеркнуто, что недостаточно назначать командную работу без руководства. Чтобы добиться успеха, требуется специальное обучение навыкам построения команды.

В школах нашего региона мы обнаружили значительную, но небольшую корреляцию между отношением обучающихся к командной работе и средним баллом. Обучающиеся с более высоким средним баллом менее позитивно относятся к командной работе. Единичные случаи, когда отношение обучающихся к командной работе, получение опыта совместной работы, привело к более высокой успеваемости. Соответственно, эмпирические исследования показывают, что командная работа оказывает благотворное влияние на успеваемость обучающихся.

Выводы. Академический опыт положительно влияет на развитие навыков работы в команде, подчеркивая, что обучающиеся старших классов с большей вероятностью обладают необходимыми компетенциями для работы в команде. В процессе наблюдений мы зафиксировали значительное повышение компетентности в командной работе у обучающихся старших классов. Обучающиеся считали, что улучшить навыки командной работы важно в процессе высшего образования на протяжения всего периода обучения.

Кроме того, мы обнаружили связь между возрастом обучающихся и некоторыми аспектами их отношения к навыкам работы в команде; в частности, обучающиеся старшего возраста рассматривали возможность внести свой вклад в обучение других членов группы. Нечто подобное происходит с готовностью старшеклассников взять на себя роль лидера. Вопросы изучения зависимости навыков командной работы от культурного контекста могут стать перспективой дальнейших исследований.

Литература:

1. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. - СПб.: Питер, 2012. - 846 с.

2. Колесов, К.П. Командообразование и командная работа / К.Н. Колесов, Е.Л. Незнахина, Т.В. Болоничева. - Нижний Новгород: НГТУ, 2021. - 126 с.

3. Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2000. - 212 с.

4. Дедовская, М.Е. Командная работа и лидерство: учебное пособие / М.Е. Дедовская. - Белгород: Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2019. - 174 с.

5. Hare, R.D. Psychopathy and the DSM-IV criteria for antisocial personality disorder / R.D. Hare, S.D.Hart, T.J. Harpur II Journal of Abnormal Psychology. - 1991. - Vol. 100 (3).-P. 391-398

6. Rigaud, Diana-Yamila. De qué modo somos inteligentes? Resultados para pensar la educación / Diana-Yamila Rigaud H Culture and education. -2012. - T. 24, Release 1. -P. 5-15

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Тазуркаева Социта Саидамиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

обучения русскому языку и литературе Омарова Заира Шарухановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Магомадова Алиса Иналовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный)

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация. В статье раскрыта специфика изучения русского языка учащимися старших классов образовательной организации, ее отличие от обучения языку в предыдущих классах. Разъясняется процесс нормализации правописания, а также приводятся педагогические методы для достижения информационно-коммуникативной компетенции. Рассматриваются культурно-речевые аспекты на примере разбора спорных ситуаций в текстовых материалах образовательной направленности. Исследуются психологические особенности учащихся в процессе их работы с текстом и освоение ими языковых норм. Раскрыта роль педагога при формировании учащимися собственного понятийного аппарата и лексических норм для последующего применения в повседневной и будущей профессиональной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.