Научная статья на тему 'БЛОГИНГ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ'

БЛОГИНГ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блоггинг / образовательная программа / педагогическая деятельность / профессиональная компетентность / blogging / educational program / pedagogical activity / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Козлова Ирина Михайловна, Кислова Оксана Николаевна

В условиях стремительного развития новых средств цифровых технологий, появлением всевозможных платформ, от преподавателей требуются новые профессиональные компетенции. Стоит отметить, что современные обучающиеся все более осведомлены в области применения новейших средств коммуникации. Также период пандемии 2020 года внес определенные коррективы в организацию образовательного процесса. В данный период появилась острая необходимость применения различных цифровых платформ в профессиональной деятельности педагога. Потребовалось необходимость выстраивания новой модели коммуникации между обучающимся и преподавательским составом. Для сохранения качества образовательного процесса преподавателями использовались как профессиональные цифровые ресурсы, так и возможности социальных сетей, мессенджеры и прочее. В статье обсуждаются проблемы современного образовательного пространства. Новые явления в современном обществе диктуют необходимость пересмотра традиционных форм организации профессиональной деятельности. Педагогическое сообщество пластично реагирует на сложившиеся обстоятельства. Новые цифровые технологии, средства связи и общения формируют новые виды и типы осуществления профессиональной деятельности. В статье анализируется необходимость внедрения дисциплины, которая формировала бы профессиональные компетенции в области применения инструментов блога в педагогической деятельности. В рамках исследования было проведено анкетирование, касающиеся выявления мнения обучающихся о необходимости внедрения дисциплины «Блогинг» в образовательный процесс. Проанализированы полученные данные, намечены перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Козлова Ирина Михайловна, Кислова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the context of the rapid development of new digital technologies, the emergence of various platforms, new professional competencies are required from teachers. It is worth noting that modern students are increasingly aware of the use of the latest means of communication. Also, the 2020 pandemic period has made certain adjustments to the organization of the educational process. During this period, there was an urgent need to use various digital platforms in the professional activity of a teacher. It required the need to build a new model of communication between students and teaching staff. To preserve the quality of the educational process, teachers used both professional digital resources and the capabilities of social networks, messengers, etc. The article discusses the problems of the modern educational space. New phenomena in modern society dictate the need to revise the traditional forms of organization of professional activity. The pedagogical community responds plastically to the prevailing circumstances. New digital technologies, means of communication and communication form new types and types of professional activity. The article analyzes the need to introduce a discipline that would form professional competencies in the field of using blog tools in pedagogical activity. As part of the study, a questionnaire was conducted concerning the identification of students' opinions on the need to introduce the discipline "Blogging" into the educational process. The obtained data are analyzed, prospects are outlined.

Текст научной работы на тему «БЛОГИНГ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ»

3. Иванова, Е.Ю. Исследование условий формирования детско-взрослой образовательной общности в образовательных организациях / Е.Ю. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 14 -28

4. Игнатьева, Г.А. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Педагогика и просвещение (электронный научный журнал). - 2015. - № 4. -С. 359-372

5. Игнатьева, Г.А. Образовательная программа основного общего образования как вектор развития субъектности подростка / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, М.Н. Крайникова // Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы общего образования. - Нижний Новгород: НИРО, 2015. -212 с.

6. Игнатьева, Г.А. Сетевой проект подготовки наставников по развитию / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, В.В. Сдобняков // Практикоориентированная монография. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. - 64 с.

7. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Мининского университета // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2.

8. Рубцов, В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход / В.В. Рубцов. - М.: МГППУ, 2008. - 287 с.

9. Слободчиков, В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования. В кн. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. - Выпуск 1 (43), 2010.-С. 8-9

10. Тест «Пульсар». Диагностика уровня развития малой группы. Электронная версия: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/4281-test-pulsar (дата обращения 02.02.2023)

11. Ясвин, В.А. Школьная среда как предмет измерения. Экспертиза, проектирование. Управление. Монография / В.А. Ясвин. -М.: Народное образование, 2019. -412 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Козлова Ирина Михайловна

Институт пищевых технологий и дизайна (филиал) Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, преподаватель Кислова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

БЛОГИНГ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В условиях стремительного развития новых средств цифровых технологий, появлением всевозможных платформ, от преподавателей требуются новые профессиональные компетенции. Стоит отметить, что современные обучающиеся все более осведомлены в области применения новейших средств коммуникации. Также период пандемии 2020 года внес определенные коррективы в организацию образовательного процесса. В данный период появилась острая необходимость применения различных цифровых платформ в профессиональной деятельности педагога. Потребовалось необходимость выстраивания новой модели коммуникации между обучающимся и преподавательским составом. Для сохранения качества образовательного процесса преподавателями использовались как профессиональные цифровые ресурсы, так и возможности социальных сетей, мессенджеры и прочее. В статье обсуждаются проблемы современного образовательного пространства. Новые явления в современном обществе диктуют необходимость пересмотра традиционных форм организации профессиональной деятельности. Педагогическое сообщество пластично реагирует на сложившиеся обстоятельства. Новые цифровые технологии, средства связи и общения формируют новые виды и типы осуществления профессиональной деятельности. В статье анализируется необходимость внедрения дисциплины, которая формировала бы профессиональные компетенции в области применения инструментов блога в педагогической деятельности. В рамках исследования было проведено анкетирование, касающиеся выявления мнения обучающихся о необходимости внедрения дисциплины «Блогинг» в образовательный процесс. Проанализированы полученные данные, намечены перспективы.

Ключевые слова: блоггинг, образовательная программа, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность.

Annotation. In the context of the rapid development of new digital technologies, the emergence of various platforms, new professional competencies are required from teachers. It is worth noting that modern students are increasingly aware of the use of the latest means of communication. Also, the 2020 pandemic period has made certain adjustments to the organization of the educational process. During this period, there was an urgent need to use various digital platforms in the professional activity of a teacher. It required the need to build a new model of communication between students and teaching staff. To preserve the quality of the educational process, teachers used both professional digital resources and the capabilities of social networks, messengers, etc. The article discusses the problems of the modern educational space. New phenomena in modern society dictate the need to revise the traditional forms of organization of professional activity. The pedagogical community responds plastically to the prevailing circumstances. New digital technologies, means of communication and communication form new types and types of professional activity. The article analyzes the need to introduce a discipline that would form professional competencies in the field of using blog tools in pedagogical activity. As part of the study, a questionnaire was conducted concerning the identification of students' opinions on the need to introduce the discipline "Blogging" into the educational process. The obtained data are analyzed, prospects are outlined.

Key words: blogging, educational program, pedagogical activity, professional competence.

Введение. В связи с развитием новых средств цифровых технологий, появлением всевозможных платформ, от преподавателей требуются новые профессиональные компетенции. Стоит отметить, что современные обучающиеся все более осведомлены в области применения новейших средств коммуникации.

Также период пандемии 2020 года внес определенные коррективы в организацию образовательного процесса. В данный период появилась острая необходимость применения различных цифровых платформ в профессиональной деятельности педагога.

Потребовалось необходимость выстраивания новой модели коммуникации между обучающимся и преподавательским составом. Для сохранения качества образовательного процесса преподавателями использовались как профессиональные цифровые ресурсы, так и возможности социальных сетей, мессенджеры и прочее.

Спустя некоторый временной период, педагогическое сообщество проанализировало неудачи, ошибки, извлекло определенные положительные стороны применения средств цифровых технологий. В данный период наиболее часто стал применяться термины «цифровая гигиена», «цифровая этика» и прочее. В данный период наиболее выпукло определились проблемы коммуникации между участниками образовательного процесса, выявились проблемы.

Сейчас, когда у педагогов появилась возможность выбирать цифровые инструменты, появился опыт использования цифровых ресурсов, возможно по-новому посмотреть на специфику использования указанных средств с педагогической деятельности.

Изложение основного материала статьи. Новые явления в современном обществе диктуют необходимость пересмотра традиционных форм организации профессиональной деятельности. Педагогическое сообщество пластично реагирует на сложившиеся обстоятельства. Новые цифровые технологии, средства связи и общения формируют новые виды и типы осуществления профессиональной деятельности.

Все чаще преподаватели используют социальные сети, мессенджеры для общения, продвижения себя в профессиональном пространстве. «Вышеуказанный факт подтверждается наличием блогов учителей (блог классного руководителя, блог учителя-предметника, блог педагогического сообщества, блог предметного методического объединения, блог-проект, блог-электронная тетрадь, блог-школьная газета, блог класса), которые созданы и находятся в свободном доступе в сети Интернет. Однако данная практика не является повсеместной» [1].

Стоит отметить, что эффективность ведения блога может быть обусловлена тем, что для подрастающего поколения блог является знакомым инструментом.

Актуальность формирования у учителей компетенций в области ведения блога обусловлена требованием Министерства Просвещения Российской Федерации. Хотелось бы процитировать Министра Просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова: «Считаю очень важным появление в нашем арсенале нового инструмента работы с аудиторией - Совета учителей-блогеров. Он объединил ведущих специалистов, не просто доказавших на практике свой педагогический талант, но и сумевших найти подход к широкой аудитории в социальных сетях, - Уверен, новое объединение даст возможность его участникам обмениваться успешными практиками в преподавании и выстраивании коммуникации, а также обеспечит рост популярности профессии учителя».

Однако, практика ведения блогов до конца не изучена и не является системой. В этой связи мы полагаем, что необходимо формирование необходимой компетенции в преподавателей по осуществлению деятельности по ведению блога.

На кафедре продюсерства и музыкального образования в 2022 году была открыта новая магистерская программа по профилю подготовки Театральная педагогика и медиаобразование.

В содержание данной образовательной программы включен блок вариативных дисциплин, в который мы посчитали необходимым включить дисциплину «Блоггинг», в рамках которой будут сформированы компетенции по ведению профессионального педагогического блога в социальных сетях.

Прежде чем приступать к изучению данной дисциплины, мы провели входное анкетирование обучающихся по данной программе, в рамках которого были выявлены предпочтения, касающиеся содержания данной дисциплины, а также целесообразности ее введения в учебный процесс.

В данном исследовании приняли участие 13 магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль Театральная педагогика и медиаобразование. Анкетирование проходило в два этапа, первый этап был связан с выявлением мнения обучающихся о необходимости внедрения данной дисциплины в образовательный процесс. Результаты анкетирования представим на рисунке 1.

Затрудняюсь ответить

Не существует необходимость включения блоггинга

Сущ еству ет нее бх о днмо сть включения блоггинга

10

12

Рисунок 1

По результатам проведенного анкетирования выявлено следующее: 10 человек определили необходимость внедрения дисциплины «Блоггинг» в образовательный процесс 2 человека не видят такой необходимости и 1 человек затруднился с ответом. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что среди обучающихся существует определенная потребность

внедрения данной дисциплины, а также формирования компетенции по использованию средств блога в профессиональной педагогический деятельности.

В рамках проведения дисциплины «Блоггинг» студентам предлагалось выполнить различные задания, направленные на формирование основ проектирования собственного сайта, собственного блога в социальных сетях.

Одним из основных заданий было формирование собственного сайта на платформе «Тильда».

Tilda (Тильда) - является конструктором сайтов, который позволяет создать собственный веб-ресурс без специальных знаний в этой сфере. Это платформа с интуитивно понятным интерфейсом, где на каждом этапе система будет давать пользователю подсказки и вести к следующему шагу.

В конструкторе сайтов Tilda представлено множество шаблонов и блоков, которые позволяют сделать как одностраничную визитку, так и интернет-магазин с минимальными затратами времени.

Обучающимся-магистрантам профиля театральная педагогика и медиаобразование предлагалось создать свой собственный сайт на данной платформе.

Данный блог создавался с учетом специфики его содержания. Блог учителя может выполнять различные задачи и может быть классифицирован по-разному.

Блог может быть площадкой для взаимодействия с участниками образовательного процесса, то есть для коммуникации между обучающимися, их законными представителями, а также между педагогическим сообществом.

Также блог может представлять собой определенную форму для организации образовательного процесса. Еще одним типом блога может являться тип цифрового пространства для обмена практическим опытом между педагогическим сообществом.

Для создания блога была разработана стандартная структура учебного задания:

1. Определение цели проектируемого блога.

2. Определение наиболее подходящей цифровой платформы/площадки.

3. Анализ и определение целевой аудитории.

4. Определение содержания блога.

5. Определение формы блога.

6. Разработка принципов, для создания единого образа блога. Данные принципы стоит размесить на официальной странице блога, с целью выполнения правил пользования данного контента.

7. Формирование четкого плана публикаций. Пример плана публикаций представлен в таблице 1 (таблица 1).

8. Регистрация блога на выбранной платформе.

9. Запуск блога.

10. Ежедневный анализ реакции целевой аудитории на предложенные посты.

Таблица 1

Планируемая дата публикации Информационный повод (тема) Тип планируемого поста Отчет о статусе публикации

По итогам выполнения предложенного задания для обучающихся в рамках магистерской программы по направлению подготовки 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля «Театральная педагогика и медиаобразование», магистрантами были представлены блоги на платформе «Тильда».

Содержание блогов касалось профессиональной деятельности магистрантов. Анализ представленных блогов показал, что все они направлены на взаимодействие с обучающимися, являются определенным дидактическим инструментом в профессиональной деятельности педагога.

Система оценки разработанного задания определялась представленными выше рекомендованными пунктами.

Выводы. Стремительные изменения в обществе, появление новейших и актуальных способов передачи информации требует безотлагательных решений от педагогического сообщества в части усовершенствования и обновления содержания и контуров профессиональной подготовки будущего современного учителя. Сейчас активно применяются мультимедийные инструменты для организации и поддержки деятельности педагога. Кроме того, вызовы весны 2020 года определили острую необходимость создания банка образовательных ресурсов и методических материалов. Ситуация того периода вызвала необходимость организовать образовательный процесс с применением новейших технологий Возникла потребность в создании нового обучающего контента. Сейчас, когда образование вернулось в традиционный очный формат, процесс применения инновационных средств в обучении вышел на качественно новый уровень. Использование инструмента блога позволяет сопровождать учебный процесс, помогает выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося.

Литература:

1. Гаврилина, A.A. Англоязычные блоги как средство развития коммуникативных навыков / A.A. Гаврилина // VI Авдеевские чтения: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников, Пенза, 18 апреля 2018 года / Под редакцией Ю.А. Шурыгиной. - Пенза: Пензенский государственный университет, 2018. - С. 239-242. - EDN YACFZR

2. Казанцева, Л.П. Применение личного блога учителя и блога класса в учебной и внеклассной деятельности / Л.П. Казанцева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - №8,- С. 90-94. - EDN PAKZTF

3. Кислова, О.Н. Использование информационных компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе / О.Н. Кислова, В.А. Карнаухова, Е.А. Белякова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-4. - С. 87-90. - EDN QIPSEM

4. Науменко, Н.С. Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности / Н.С. Науменко // Мир науки, культуры, образования. -№ 5 (48). - 2014. - С. 62.

5. Окунева, П.Э. Новые подходы к системе профессиональной подготовки педагога-креатора в условиях реализации образовательной программы сферы театральной педагогики и медиаобразования / П.Э. Окунева, O.A. Сизова, Т.Н. Бычкова //Перспективы науки.-2022. - № 11(158).-С. 193-195. - EDN OKVWPF

6. Сизова, O.A. Исследование уровня сформированности компетентности применения цифровых технологий у учителей музыки общеобразовательной школы / O.A. Сизова, Е.В. Барабашкина, А.Н. Медведев // Инновационная деятельность в образовании: Сборник статей по материалам IX региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 30 ноября 2022 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. - С. 126-128. - EDN OYUJTG

7. Сизова, O.A. Музыкальное обучение в системе современного образования: проблемы и перспективы / O.A. Сизова, О.Н. Кислова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-4. - С. 222-225. - EDN ERVUCS

Педагогика

УДК 371.4

аспирант Счастливцев Сергей Владимирович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров); доктор педагогических наук Фалеева Лия Владимировна Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказания России» (г. Киров)

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ: МЯГКИЕ НАВЫКИ, МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ,

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация. Социально-педагогические и психологические истоки командообразования в научном отечественном опыте формирования коллектива базировались на гуманистических принципах общей заботы. К определению командной работы существуют различные подходы. Анализ имеющихся определений позволил остановиться на одном из них. Командная работа как группу людей с общностью целей среди ее членов, синергией, возникающей из взаимозависимости членов, и размер, по крайней мере, с двумя членами. Как показывают эмпирические наблюдения, в целом, обучающиеся старших классов не обладают трудоспособностью и навыками согласованно работать в команде. Кроме того, претензии работодателей к начальному уровню начинающих работников к низкой компетентности в области критического мышления и низким уровнем сотрудничества и работоспособности в коллективе. По этой причине навыки совместной работы необходимо начинать развивать во время обучения в школе. Наиболее ценными для работодателей являются мягкие навыки, среди которых честность, коммуникабельность, вежливость, ответственность, социальные навыки, позитивное отношение, профессионализм, гибкость, умение работать в команде, креативность и трудовая этика. В образовательных организациях нашего региона мы зафиксировали, что педагоги высказывают озабоченность по поводу овладения обучающихся навыками межличностного общения, особенно тогда, если обучение организуется в команде. Не случайно в объявлениях о вакансиях часто указываются социальные навыки, включая работу в команде в качестве требования. Мягкие навыки для командной работы считаются важными элементами развития компетентности личности. Приобретение этих навыков позволяет изменить отношение и поведение личности, а также повысить производительность и благополучие. Мягкие навыки способствуют эффективной командной работе, которая является неотъемлемой частью многих профессий.

Ключевые слова: командная работа, мягкие навыки, стратегии обучения, межличностное общение, обучающиеся.

Annotation. The socio-pedagogical and psychological origins of team building in the domestic scientific experience of team building were based on the humanistic principles of common concern. There are different approaches to defining teamwork. An analysis of the available definitions made it possible to dwell on one of them. Teamwork as a group of people with a commonality of purpose among its members, synergy arising from the interdependence of members, and size with at least two members. As empirical observations show, in general, high school students do not have the ability to work and the skills to work in a team in a coordinated manner. In addition, the claims of employers to the initial level of novice workers are low competence in the field of critical thinking and a low level of cooperation and efficiency in the team. For this reason, teamwork skills must begin to be developed during schooling. The soft skills most valued by employers include honesty, communication skills, courtesy, responsibility, social skills, positive attitude, professionalism, flexibility, teamwork, creativity and work ethic. In educational organizations in our region, we have recorded that teachers express concern about the acquisition of interpersonal communication skills by students, especially when training is organized in a team. It is no coincidence that job postings often list social skills, including teamwork as a requirement. Soft skills for teamwork are considered important elements in the development of individual competence. Acquiring these skills allows you to change the attitude and behavior of the individual, as well as increase productivity and well-being. Soft skills contribute to effective teamwork, which is an integral part of many professions.

Key words: teamwork, soft skills, learning strategies, interpersonal communication, learners.

Введение. Навыки работы в команде считаются необходимыми для личных целей, образовательных потребностей и профессиональных достижений, поэтому образовательные организации все чаще включают их в свои учебные программы. Однако педагоги не всегда учитывают некоторые особенности обучающихся и их личностное развитие, которое может повлиять на включенность их в командную работу. В нашем исследовании мы представим результаты того, как обучающиеся овладевают навыками работы в команде. Для этого была определена группа обучающихся в 141 человек, в которой проведено наблюдение.

Эмпирические результаты свидетельствуют о значительных тендерных различиях, подчеркивая, что навыки обучающихся улучшались по мере их продвижения в учебе, особенно навыки, связанные с адаптивностью и принятием решений. Кроме того, наблюдалась положительная связь между навыками работы в команде и средним баллом.

Изложение основного материала статьи. Можно проследить социально-педагогические и психологические истоки командообразования в отечественном опыте формирования коллектива на гуманистических принципах общей заботы по трудам А.С. Макаренко, И.П. Иванова и их последователей, в исследованиях А.В. Петровского. Кроме того взаимоотношения детей в команде достаточно подробно изучались такими учеными, как: В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.

К определению командной работы существуют различные подходы.

М. Армстронг под командой подразумевает «небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности или в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность» [1].

Концепция команды подразумевает, что все ее члены несут коллегиальную ответственность и преданы общей миссии. Таким образом, он выделяет три основных компонента команды:

- для формирования команды необходимо минимум от двух до пятнадцати человек;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.