Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОУНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОУНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / ситуации развития и воспитания / организационный эффект / школьно-университетское партнерство / управленческий эксперимент / методика диагностики личностно-ориентированной развивающей образовательной среды / тест «Пульсар» диагностика уровня развития малой группы (проектной команды) / projection / situations of development and education / organizational effect / school-university partnership / managerial experiment / method of diagnosing a personality-oriented developing educational environment / the Pulsar test diagnostics of the level of development of a small group (project team)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сдобников Виктор Владимирович, Прохоров Юрий Николаевич

В статье представлены условия и механизмы проектирования ситуаций развития и воспитания обучающихся образовательной организации участника федеральной инновационной площадки Министерства высшего образования и науки РФ «Сетевой проект подготовки наставников по развитию», действующей на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Раскрываются результаты первого этапа экспериментальной апробации технологии создания проектной команды в условиях образовательной среды творческого развивающего типа на базе общеобразовательной организации соисполнителя сетевого проекта, реализующей тематическое направление «Технология проектирования ситуаций и событий как основа развития эмоционально-ценностной сферы обучающихся в образовательной организации». Установлено, что при разработке и реализации проекта общеобразовательной организации в рамках деятельности ФИП формируется команда по типу детско-взрослой общности, в которой происходит горизонтальное взаимодействие администрации школы, педагогов, родителей и заинтересованных в качестве работы образовательной организации представителей общественности и социума. В качестве основного механизма построения проектной команды разработчиков и реализаторов проекта был применен управленческий эксперимент, в рамках которого создаются ситуации развития и самоопределения всех участников образовательных отношений. Ведущим диагностическим инструментом является тест «Пульсар», благодаря которому определяется социальный уровень сплоченности школьного коллектива по показателям готовность к командной работе и групповому взаимодействию, направленность и организованность групп эксперимента, их социальная активность, коллективная сплочённость и референтность. Показан организационный эффект образовательной модели, включающий количественные (продуктивность) и качественные показатели реализации проекта: ценностно-целевое единство и сплоченность педагогического коллектива школы и достигаемый за счет школьно-университетского партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сдобников Виктор Владимирович, Прохоров Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the conditions and mechanisms for designing situations for the development and upbringing of students of an educational organization a participant in the federal innovation platform of the Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation "Network project for training mentors for development", operating on the basis of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. The results of the first stage of experimental approbation of the technology of creating a project team in an educational environment of a creative developing type on the basis of a general educational organization a co-executor of a network project implementing the thematic direction "Technology of designing situations and events as the basis for the development of the emotional and value sphere of students in an educational organization" are revealed. It is established that during the development and implementation of the project of a general education organization within the framework of the activities of the federal innovation platform, a team is formed according to the type of child-adult community, in which there is a horizontal interaction of the school administration, teachers, parents and representatives of the public and society interested in the quality of the work of the educational organization. As the main mechanism for building a project team of developers and project implemented, a management experiment was used, within the framework of which situations of development and self-determination of all participants in educational relations are created. The leading diagnostic tool is the Pulsar test, which determines the social level of cohesion of the school team according to the indicators of readiness for teamwork and group interaction, the orientation and organization of the experiment groups, their social activity, collective cohesion and reference. The organizational effect of the educational model is shown, including quantitative (productivity) and qualitative indicators of the project implementation: value-target unity and cohesion of the pedagogical collective of the school and achieved at the expense of the school-university partnership.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОУНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА»

Таким образом, на территории всех регионов Российской Федерации необходимо разработать соответствующие методические руководства по эстетическому воспитанию, где идеи И.Г. Песталоцци будут занимать заслуженное центральное место. В частности, в Республике Ингушетия необходимо внедрение подобного руководства в практику всех образовательных организаций для упрощения деятельности педагога и учета общечеловеческих ценностей. Обозначенное руководство для педагога должно содержать подробное описание специфики освоения школьниками культурных компонентов своего этноса.

Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци способствуют разностороннему и системному эстетическому воспитанию с учетом современных образовательных реалий. С одной стороны, рекомендации швейцарского педагога универсальны, однако, с другой, - их адаптация в воспитательный процесс педагогом позволяет конкретизировать отдельные мероприятия для достижения искомых компетенций. Система И.Г. Песталоцци обращена к достижению и закреплению результата, а также предполагает логическую последовательность, которая не превращает процесс познания и восприятия школьниками окружающего мира в сложную и недостижимую деятельность. Все компоненты взаимодействия школьников с природой, семьей, другими людьми, бытом или искусством образуют в их сознании единое мировоззрение, которое дополняется новой информацией по мере готовности подрастающего поколения обозначенную информацию осознать. Идеи И.Г. Песталоцци сформировали своеобразную научную систему, в рамках которой другие ученые-гуманисты лишь подтвердили устойчивость и корректность реализации принципов последовательности освоения школьниками разносторонних аспектов эстетического знания. Это наглядно видно на примере трудов А.И. Герцена, В.А. Крутецкого и многих других авторитетных ученых и педагогов. Учитывая, что от педагога зависит результативность эстетического воспитания, образовательную систему необходимо обеспечить необходимыми условиями, которые помогают выращивать целостную личность. К таким условиям относится методологическая поддержка педагога, учитывающая не только рекомендации И.Г. Песталоцци, но также региональный компонент.

Выводы. Эстетическое воспитание современных школьников в действительности охватывает все образовательные и воспитательные мероприятия вне зависимости от форм. Идеи И.Г. Песталоцци способны актуализировать эстетически направленные ценности и закреплять среди школьников соответствующие навыки. Для того, чтобы эстетическое воспитание школьников стало взаимозависимой и результативной системой, необходимо разработать методическое руководство для педагогов, в том числе осуществляющих свою деятельность на территории Республики Ингушетия.

Литература:

1. Белинский, В.Г. Педагогический наследие / [А.Ф. Смирнов и др.]; под ред. А.Ф. Смирнова. - Москва: Педагогика, 1988.-384 с.

2. Зауторова, Э.В. Педагогические взгляды И.Г. Песталоцци на воспитание подрастающего поколения / Э.В. Зауторова // Проблемы педагогики. - 2018. - №5 (37). - С. 5-6

3. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. - Москва: Просвещение, 1986. - 336 с.

4. Кузема, Т.Е. О вопросе формирования эстетического воспитания школьников / Т.Е. Кузема // E-Scio. - 2021. - №3 (54). - С. 31-37

5. Педагогический словарь / [И.А. Каиров и др.]; под ред. И.А. Каирова. - Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 766 с.

6. Соловьева, Н.В. Акмеологичность идей классической теории Иоганна Генриха Песталлоцци / Н.В. Соловьева // Акмеология. -2015. -№1 (53). - С. 88-93

7. Шарипова, О.П. Формирование основ эстетического воспитания / О.П. Шарипова // Endless light in science. - 2023. -№4. - С. 90-94

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Официальный портал компании «КонсультантПлюс»: [сайт], 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/fD9facf766fbeecl82d89af9e7628dab70844966/ (дата обращения: 14.06.2023)

Педагогика

УДК 373.1

кандидат физико-математических наук, доцент Сдобников Виктор Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант кафедры андрагогики и управления развитием Прохоров Юрий Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНО-

УНИВЕРСИТЕТСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Аннотация. В статье представлены условия и механизмы проектирования ситуаций развития и воспитания обучающихся образовательной организации - участника федеральной инновационной площадки Министерства высшего образования и науки РФ «Сетевой проект подготовки наставников по развитию», действующей на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Раскрываются результаты первого этапа экспериментальной апробации технологии создания проектной команды в условиях образовательной среды творческого развивающего типа на базе общеобразовательной организации - соисполнителя сетевого проекта, реализующей тематическое направление «Технология проектирования ситуаций и событий как основа развития эмоционально-ценностной сферы обучающихся в образовательной организации». Установлено, что при разработке и реализации проекта общеобразовательной организации в рамках деятельности ФИП формируется команда по типу детско-взрослой общности, в которой происходит горизонтальное взаимодействие администрации школы, педагогов, родителей и заинтересованных в качестве работы образовательной организации представителей общественности и социума. В качестве основного механизма построения проектной команды разработчиков и реализаторов проекта был применен управленческий эксперимент, в рамках которого создаются ситуации развития и самоопределения всех участников образовательных отношений. Ведущим диагностическим инструментом является тест «Пульсар», благодаря которому определяется социальный уровень сплоченности школьного коллектива по показателям готовность к командной работе и групповому взаимодействию, направленность и организованность групп эксперимента, их социальная активность, коллективная сплочённость и референтность. Показан организационный эффект образовательной модели, включающий количественные (продуктивность)

и качественные показатели реализации проекта: ценностно-целевое единство и сплоченность педагогического коллектива школы и достигаемый за счет школьно-университетского партнерства.

Ключевые слова, проектирование, ситуации развития и воспитания, организационный эффект, школьно-университетское партнерство, управленческий эксперимент, методика диагностики личностно-ориентированной развивающей образовательной среды, тест «Пульсар» - диагностика уровня развития малой группы (проектной команды).

Annotation. The article presents the conditions and mechanisms for designing situations for the development and upbringing of students of an educational organization - a participant in the federal innovation platform of the Ministry of Higher Education and Science of the Russian Federation "Network project for training mentors for development", operating on the basis of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. The results of the first stage of experimental approbation of the technology of creating a project team in an educational environment of a creative developing type on the basis of a general educational organization - a co-executor of a network project implementing the thematic direction "Technology of designing situations and events as the basis for the development of the emotional and value sphere of students in an educational organization" are revealed. It is established that during the development and implementation of the project of a general education organization within the framework of the activities of the federal innovation platform, a team is formed according to the type of child-adult community, in which there is a horizontal interaction of the school administration, teachers, parents and representatives of the public and society interested in the quality of the work of the educational organization. As the main mechanism for building a project team of developers and project implementers, a management experiment was used, within the framework of which situations of development and self-determination of all participants in educational relations are created. The leading diagnostic tool is the Pulsar test, which determines the social level of cohesion of the school team according to the indicators of readiness for teamwork and group interaction, the orientation and organization of the experiment groups, their social activity, collective cohesion and reference. The organizational effect of the educational model is shown, including quantitative (productivity) and qualitative indicators of the project implementation: value-target unity and cohesion of the pedagogical collective of the school and achieved at the expense of the school-university partnership.

Key words: projection, situations of development and education, organizational effect, school-university partnership, managerial experiment, method of diagnosing a personality-oriented developing educational environment, the Pulsar test - diagnostics of the level of development of a small group (project team).

Введение. В условиях социально-экономических и социокультурных перемен общества становится актуальным построение новых моделей обучения и воспитания детей, связанных с реализацией национальных целей развития образования в России для обеспечения ее технологического и мировоззренческого суверенитета, внедрением в образовательную практику общего и профессионального образования новых форматов коллективного взаимодействия и социально-педагогического партнерства образовательных организаций и окружающего социума.

В ситуации кризиса, связанного с увеличением потери «человеческого в человеке», возникла острая необходимость создания нового антропологического формата проектирования ситуаций развития и воспитания обучающихся в условиях образовательной среды (творческого, развивающего типа) школы, используя в качестве проектного задела методику и содержание средового проектирования В.А. Левина, которые активно прорабатывались при создании личностно-развивающей образовательной среды (JIPOC) школ, участвующих в проекте Благотворительного фонда Сбербанка РФ «Комплексная программа по развитию личностного потенциала» с 2019 по настоящее время [11].

Выбор методов и средств организации управленческого эксперимента педагогов школы совместно с педагогическим университетом детерминируется тем, что командообразование является организационно-методической основой создания ситуаций развития и воспитания для обучающихся и механизмом реализации образовательных результатов любого проекта в системе образования разного уровня, а также показателем становления педагога-наставника, способного к самореализации и саморазвитию себя в сфере профессиональной деятельности, умеющего входить в общности и создавать их, демонстрируя лидерские качества и стратегическое видение [2; 4; 5].

Разработка ситуаций развития и воспитания на основе средового подхода и принципов конвергентного образования по тематическому направлению «Технология проектирования ситуаций и событий как основа развития эмоционально-ценностной сферы обучающихся в образовательной организации» в рамках федеральной инновационной площадки (ФИЛ) «Сетевой проект подготовки наставников по развитию», действующей на базе », действующей на базе Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет) в условиях муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя школа № 5 г. Лысково Нижегородской области как организации - соисполнителя, потребовала разработки программы экспериментального исследования по организации управленческого эксперимента, в которой описаны базовые ее компоненты: цель и задачи, основная концептуальная идея, теоретические основы проектирования ситуаций развития и воспитания, технология создания команды взаимодействия, описание результатов деятельности [6; 7].

Изложение основного материала статьи. Основная идея сетевого проекта, связанная с решением проблемы проектирования событийных форматов развития и воспитания обучающихся, определяется нами как создание проектной команды в условиях образовательной среды (творческого развивающего типа), способствующей развитию эмоционально-ценностной сферы участников образовательных отношений на разных уровнях общего образования и разработки механизмов школьно-университетского партнерства.

Цель образовательного проекта, реализуемого общеобразовательной организацией - соисполнителем ФИЛ Мининского университета, является создание комплексных условий для проектирования и реализации новых элементов содержания образования и практик воспитания средствами среды творческого характера, предоставляющей возможности: обучающимся - развить эмоциональную сферу и когнитивные способности, сформировать социальные компетенции самореализации и жизненного самоопределения; педагогам - обеспечить условия профессионального роста и формирование позиции педагога-наставника и партнера по развитию; родителям - соорганизоваться в профессионально-родительское сообщество, участвуя и организуя воспитательные события для детей [5; 6].

Для выполнения целевых показателей и достижения обозначенной цели педагоги школы сформулировали группу задач, например: исследовать возможности и ресурсы образовательной организации для усиления доли «творческого» типа образовательной среды; организовать проектную работу педагогического коллектива и школьного ученического самоуправления; организовать «пространства» детско-взрослого сообщества и для совместного творчества детей и взрослых; разработать критерии оценки влияния новых элементов содержания образования и практик воспитания на развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся через мониторинг образовательной среды, выявление личностных изменений участников образовательного процесса и проведение интервизии научно-методических средств и методов работы [4; 6].

Теоретическую основу составила теория средового проектирования В.А. Левина и методология детско-взрослого партнерства, определившие принципы построения образовательной практики творческого развивающего характера для повышения качества жизнедеятельности родителей и детей школы. Входная экспертиза школьной среды по методике В.А. Левина показала, что в образовательной организации получила преобладание образовательная среда карьерного типа, которая способствует формированию активного, но зависимого ребенка, нацеленного на удовлетворение своих профессиональных потребностей, и, поэтому, не предоставляющая достаточных возможностей для развития самостоятельности и творчества обучающихся. Сложившаяся «карьерная» образовательная среда «зависимой активности» препятствует формированию творческого, социально-активного, гибкого выпускника, и стало ключевой проблемой при разработке модели школьно-университетского партнерства, направленной на становление позиции педагогического университета как партнера школы по развитию и обеспечение управленческих механизмов для повышения социального статуса и престижа профессии педагога новой формации XXI века [11].

Для достижения цели при усилении творческой составляющей образовательной среды школы предполагается провести изменения во всех ее средообразующих компонентах, включая ресурсообеспечение и управление изменениями, создание команды социокультурных изменений. Данные изменения в организационной системе предопределяют вектор ценностно-целевых преобразований на усиление гибкости, коллегиальности и оперативности системы управления школой. В свою очередь механизм управления предполагает оперативное принятие решений относительно реализации программы развития и требует создания коллегиального органа управления, включающего участников образовательного процесса, родителей, общественность и социальных партнеров.

В целях развития школьного соуправления планируется создание клубного детско-взрослого сообщества «Мы вместе», что приведет к изменению в образовательном процессе в сторону интеграции разных процессов по формированию воспитательного потенциала обучающихся, за счет проведения мотивационных мониторингов, активизации учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Изменения в содержании образовательной деятельности связаны с продолжением работы по предоставлению возможностей выбора индивидуальных образовательных маршрутов обучения по индивидуальным учебным планам в средней и старшей школе, включением УМК «Школа возможностей» в основные общеобразовательные программы, обогащением методической базы проекта «Способ 4К», разработкой нормативной модели наставника по развитию.

Обновленная версия экспериментальной апробации, реализуемой школой в рамках ФИЛ Мининского университета в качестве соисполнителя, согласуется с программой развития по теме «Школа социально-личностного проектирования», где предусмотрены такие формы внеурочной деятельности как социальные пробы, направленные на получение социально и личностно-значимых знаний, и способов действий; социальные практики - реализация ситуаций, в которых человек получает социальный опыт. Важным является произвести изменения в социальном компоненте среды, что обеспечивает выход из пространства предмета - в пространство свободы и творчества, также предусмотрено создание профессиональных обучающих сообществ (ПОС); построение ситуаций по профилактике конфликтов с использованием психолого-педагогического инструмента «Соглашение» и зоны психологической разгрузки и комфорта [6; 7]; проведение работы по изменению функциональных свойств объектов инфраструктуры школы и нового зонирования школьного пространства -создание тематических зон, которые будут использованы для решения задач социального компонента ЛРОС: «Открытая стена»; «Зона презентаций проектов»; «Открытая библиотека»; «Игровые зоны для младших школьников»; «Напольные шахматы» и зоны психологической разгрузки.

Кроме обеспечения достижимости обозначенных планируемых результатов, связанных с проектированием ситуаций развития и воспитания для обучающихся школы в условиях школьно-университетского партнерства, необходимо создать проектную команду, обеспечивающую внедрение в образовательный процесс новых методик и технологий, развивающих эмоционально-ценностную сферу обучающихся, которая обеспечит условия для обучающихся - в становлении мотивации к занятиям творчеством и формирование практических навыков проектной и исследовательской деятельности, повышении их самостоятельность и инициативность в получении новых знаний и компетенций; для педагогов - в самореализации и увеличении социальной динамики в формате сотрудничества с социальными партнерами; для родителей - в решении задач развития детей.

Для системы образования Лысковского муниципального округа и социальных партнеров важно обеспечить повышение качества образования, обобщение и тиражирование опыта в другие школы муниципальной системы образования и организацию новых практик социально-образовательного сотрудничества. Рабочая группа по разработке и реализации проекта включает 15 педагогов образовательной организации, в составе директора школы как лидера и стратегического руководителя проектной группы, функциональных руководителей разработчиков и реализаторов проекта и разработчиков документации и научно-методического обеспечения деятельности.

В проектную команду вошли сетевые партнеры, выполняющие функцию методического и экспертного сопровождения учебных занятий и организации сотрудничества между общественными объединениями и органами самоуправления в школах, организации досуга детей и подростков, например: другие образовательные организации Лысковского муниципального округа, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества», военный комиссариат Лысковского муниципального округа, МАУК Лысковский районный Дворец культуры, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр», ГБУЗ НО «Лысковская ЦРБ», ФГКУ «27 Отряд ФПС» по Нижегородской области, ФОК «Олимп» г. Лысково и другие. При этом Мининский университет является своего рода ядром создаваемой партнерской сети реализуя задачу насыщения программ общего и непрерывного педагогического образования передовыми практиками посредством сетевого взаимодействия.

Формирование готовности педагогов, обучающихся и их родителей, а также социальных партнеров к командной деятельности связано с развитием способности видеть проблемы и находить оригинальные способы их коллективного решения через коллективную и распределительную работу, умение вести конструктивный диалог, выявлять способы поиска необходимой информации, осуществлять экспертизу текстов, планировать и оценивать ресурсы и условия авторского участия в сетевом проекте, т.е. способности работать в проекте и нести ответственность за результат в рамках отведенного для работы времени, осуществляя эффективное взаимодействие с группой.

Опираясь на исследования Э.С. Акоповой, Е.Ю. Ивановой, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, обозначим типы или группы развития совместной деятельности детей и взрослых:

- первая группа общности - формально-административная, деятельность которой осуществляется на основании внешних установок и закрепляется нормативными актами (приказ о создании рабочих групп);

- вторая группа - «школьный коллектив, где между группой педагогов установлен формальный договор о сотрудничестве без наличия четкой позиции;

- третий тип общности - «детско-взрослая образовательная общность», где представляется миссия, философия и уклад школьной жизни [1; 3; 8; 9].

В рамках деятельности ФИЛ «Сетевой проект подготовки наставников по развитию» предусмотрено построение полного целостного «коридора успешного взросления и перспективного детства» по основе теории взросления [8, 9].

В контексте теории событийного образования и возрастно-нормативного развития эффективной формой в условиях непрерывного педагогического образования является институт «двойного наставничества» и создание профессиональных и детско-взрослых сообществ, предполагающее прикрепление к выпускнику университета наставника от организации высшего педагогического образования и от организации - работодателя, что, в свою очередь, ставит решение проблемы по проектированию единого открытого пространства конвергентного взаимодействия школы и вуза во главу угла.

Переход на новые профессиональные стандарты педагога, новые стандарты высшего образования, построение школьно-университетского партнерства становится по-прежнему довольно значимым фактором и получило политико-социальную, научно-образовательную актуальность и ценностную практико-ориентированную значимость.

С точки зрения достижения значимого социального и системного эффекта в построении качественно новой системы педагогического образования в России, ориентированной на технологический и мировоззренческий суверенитет, в рамках сетевого проекта нами предусмотрена разработка системы условий и механизмов научно-сервисного опережающего сопровождения школьно-университетского партнерства, а также организации в образовательных организациях общего образования модели двойного и партисипативного наставничества по развитию и воспитанию обучающихся в рамках реализации национального проекта «Образование».

Анализируя данные типы образовательных общностей и проводя диагностику по тесту «Пульсар», мы определили, что при разработке и реализации проекта общеобразовательной организации в рамках деятельности ФИП формируется команда по типу детско-взрослой общности, в которой происходит горизонтальное взаимодействие администрации школы, педагогов, родителей и заинтересованных в качестве работы образовательной организации представителей общественности и социума. В этой общности важными показателями является ценностно-целевые ориентиры, культурные и социальные образцы деятельности малой Родины, общность ценностных установок педагогов, обучающихся и их родителей.

Выводы. В качестве основного механизма построения проектной команды разработчиков и реализаторов проекта выступает управленческий эксперимент, в рамках которого создаются ситуации развития и самоопределения всех участников образовательных отношений. Социальный уровень сплоченности школьного коллектива оценивался на основе теста «Пульсар», благодаря которому выявляются готовность к командной работе и групповому взаимодействию, направленность и организованность групп эксперимента, их социальная активность, коллективная сплочённость и референтность [10].

Для оценки различий между двумя выборками показателей при входе в экспериментальную апробацию в рамках стратегических сессий, модерируемых специалистами Мининского университета, и затем при выходе использовался Ц-критерий Манна-Уитни, определялся эмпирический показатель и рангов, отражающий величину зоны совпадений между рядами на входе и на выходе. Все критические значения ик определялись с помощью базовой таблицы. После обработки были получены результаты (см. рис. 1).

9,'1

1. Готовность к командной работе

8,1 9,6

Направленность и организованность

■ 9,2 1 в,6

3. Активность и лидерство

9,3

4. Сплочённость

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

И Показатели □ Показатели

Рисунок 1. Результаты диагностики уровня развития малой группы (проектной команды образовательной организации)

Сопоставление результатов на входе и на выходе показало, что состав команды был определен правильно, поскольку практически отсутствуют серьёзные различия между показателями, группа готова к реализации сетевого проекта, обладает высокой степенью сплоченности, организованностью, имеет адекватные ценностно-целевые установки, при открыто принимает коллективные цели группового взаимодействия.

Таким образом, созданная проектная команды школы способна отвечать за удерживание возникающей детско-взрослой общности как «элементарной единицы» построения школьно-университетского партнерства, формируя позицию лидерских качеств партнеров по развитию и тем самым, делает возможным свободное самоопределение каждого входящего в нее человека. Это позволяет рассматривать проектную команду школы с управленческой позицией в качестве единицы сетевой программы подготовки наставника по развитию.

Литература:

1. Акопова, Э.С. Детско-взрослая образовательная общность / Э.С. Акопова // Детско-взрослая общность в Школе будущего: сборник статей. - М.: УИЦ «Березка», 2007. - С. 48-64

2. Бармин, Н.Ю. Проектирование регионального сетевого института инновационного образования / Н.Ю. Бармин, Г.А. Игнатьева // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 91-97

3. Иванова, Е.Ю. Исследование условий формирования детско-взрослой образовательной общности в образовательных организациях / Е.Ю. Иванова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 14 -28

4. Игнатьева, Е.А. Инновационный технологический формат дополнительного профессионального образования педагогов / Е.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Педагогика и просвещение (электронный научный журнал). - 2015. - № 4. -С. 359-372

5. Игнатьева, Е.А. Образовательная программа основного общего образования как вектор развития субъектности подростка / Е.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, М.Н. Крайникова // Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы общего образования. - Нижний Новгород: НПРО, 2015. -212 с.

6. Игнатьева, Е.А. Сетевой проект подготовки наставников по развитию / Е.А. Игнатьева, О.В. Тулупова, В.В. Сдобняков // Практикоориентированная монография. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2022. - 64 с.

7. Игнатьева, Е.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта / Е.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Мининского университета // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 2.

8. Рубцов, В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход / В.В. Рубцов. - М.: МЕППУ, 2008. - 287 с.

9. Слободчиков, В.И. Событийная образовательная общность - источник развития и субъект образования. В кн. Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. - Выпуск 1 (43), 2010.-С. 8-9

10. Тест «Пульсар». Диагностика уровня развития малой группы. Электронная версия: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73-diagnosis-of-interpersonal/4281-test-pulsar (дата обращения 02.02.2023)

11. Левин, В.А. Школьная среда как предмет измерения. Экспертиза, проектирование. Управление. Монография / В.А. Левин. -М.: Народное образование, 2019. -412 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Козлова Ирина Михайловна

Институт пищевых технологий и дизайна (филиал) Еосударственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, преподаватель Кислова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

БЛОГИНГ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В условиях стремительного развития новых средств цифровых технологий, появлением всевозможных платформ, от преподавателей требуются новые профессиональные компетенции. Стоит отметить, что современные обучающиеся все более осведомлены в области применения новейших средств коммуникации. Также период пандемии 2020 года внес определенные коррективы в организацию образовательного процесса. В данный период появилась острая необходимость применения различных цифровых платформ в профессиональной деятельности педагога. Потребовалось необходимость выстраивания новой модели коммуникации между обучающимся и преподавательским составом. Для сохранения качества образовательного процесса преподавателями использовались как профессиональные цифровые ресурсы, так и возможности социальных сетей, мессенджеры и прочее. В статье обсуждаются проблемы современного образовательного пространства. Новые явления в современном обществе диктуют необходимость пересмотра традиционных форм организации профессиональной деятельности. Педагогическое сообщество пластично реагирует на сложившиеся обстоятельства. Новые цифровые технологии, средства связи и общения формируют новые виды и типы осуществления профессиональной деятельности. В статье анализируется необходимость внедрения дисциплины, которая формировала бы профессиональные компетенции в области применения инструментов блога в педагогической деятельности. В рамках исследования было проведено анкетирование, касающиеся выявления мнения обучающихся о необходимости внедрения дисциплины «Блогинг» в образовательный процесс. Проанализированы полученные данные, намечены перспективы.

Ключевые слова: блоггинг, образовательная программа, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность.

Annotation. In the context of the rapid development of new digital technologies, the emergence of various platforms, new professional competencies are required from teachers. It is worth noting that modern students are increasingly aware of the use of the latest means of communication. Also, the 2020 pandemic period has made certain adjustments to the organization of the educational process. During this period, there was an urgent need to use various digital platforms in the professional activity of a teacher. It required the need to build a new model of communication between students and teaching staff. To preserve the quality of the educational process, teachers used both professional digital resources and the capabilities of social networks, messengers, etc. The article discusses the problems of the modern educational space. New phenomena in modern society dictate the need to revise the traditional forms of organization of professional activity. The pedagogical community responds plastically to the prevailing circumstances. New digital technologies, means of communication and communication form new types and types of professional activity. The article analyzes the need to introduce a discipline that would form professional competencies in the field of using blog tools in pedagogical activity. As part of the study, a questionnaire was conducted concerning the identification of students' opinions on the need to introduce the discipline "Blogging" into the educational process. The obtained data are analyzed, prospects are outlined.

Key words: blogging, educational program, pedagogical activity, professional competence.

Введение. В связи с развитием новых средств цифровых технологий, появлением всевозможных платформ, от преподавателей требуются новые профессиональные компетенции. Стоит отметить, что современные обучающиеся все более осведомлены в области применения новейших средств коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.