HYGIENIC BACKGROUND FOR DETERMINING SANITARY PROTECTION ZONES AROUND ELECTRIC POWER STATIONS OPERATING ON PEAT
N. Ya. Yanisheva, candidate of medical sciences
The results of investigations showed insufficiency of the requirements set up by the state standards H 101—54 for the width of the sanitary protection zones around electric power stations, using 200—250 t/hr of fuel of 10% ash content. Thus, for electric power stations consuming 200—250 t of fuel per hour, the sanitary protection zone is to be 500 m only with 93—95% ash removal from the air and not 90% as stated in the standards H 101—54. It is only with the width of the sanitary protection zone increased up to 1000 m that the efficiency of ash recovery may be decreased to 90%. An electric power station, using 90—100 t of fuel per hour with 90% ash recovery should have a sanitary protection zone of 300 m and in the event, of 75% ach recove-ry^-1000 m. The requirements of the H 101—54 standards are quite satisfactory with respect to the sizes of sanitary protection zones provided for electric power stations, consuming 50 t/hr of low ash fuel and 90% and 75% ash recovery.
-A- -k it
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ КАНЦЕРОГЕННЫХ ВЕЩЕСТВ В СТОЧНЫХ ВОДАХ НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Член-корреспондент АМН СССР проф. С. Н. Черкинский, кандидат физико-математических наук П. П. Дикун, аспирант Г. П. Яковлева
Из кафедры коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова и лаборатории экспериментальной онкологии I Института онкологии АМН СССР
XIII съезд гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов, состоявшийся в 1956 г., обратил особое внимание на необходимость изучения загрязнений внешней среды канцерогенными веществами в интересах профилактики раковых заболеваний.
Как известно, существование химических веществ, обладающих канцерогенными свойствами, в настоящее время не подлежит сомнению. За последние годы список их пополняется; у многих веществ, бласто-могенность которых не была установлена ранее, в настоящее время выявляются эти свойства в эксперименте или в производственных условиях.
Основными источниками поступления канцерогенных веществ во внешнюю среду являются выбросы промышленных предприятий по термической обработке каменного угля, нефти, сланцев, а также отдельных производств химической, в частности анило-красочной, промышленности.
До последнего времени роль водного фактора вовсе не рассматривалась и ему не придавалось значения в развитии и распространении злокачественных новообразований. Однако в зарубежной литературе появлялись сообщения, в которых путем не всегда обоснованных сопоставлений авторы пытались установить связь с водным фактором. Так, обнаружение мышьяка в питьевой воде неоднократно рассматривалось как возможная причина злокачественного роста [Курай, Hev6aven, Сампи (А. N. Currie, 1947; О. Neubauer, 1947; A. Sampy, 1953)].'
Другие авторы указывают как на одну из причин рака на возможную роль почвы и условий водоснабжения и даже допускают, что смертность от рака более высока там, где население снабжается речной водой, и более низка при употреблении колодезной и родниковой [Тромп, Дил (S. W. Tromp, J. С. Diehl, 1954, 1955), Дэвис, Гриффит (R. I. Davies, W. Griffith, 1954)].
По литературным данным, многие из веществ, которые в специальных экспериментальных условиях проявляли бластомогенные свойства,
п
встречаются и в сточных водах, например мышьяк, хром, никель, бериллий и др. Однако отсутствуют данные, которые указывали бы, что эти вещества способны вызывать новообразования при пероральном поступлении в организм в тех концентрациях, в которых они встречаются в сточных водах и тем более в водоемах.
В настоящее время среди химических канцерогенных факторов большое внимание уделяется специфическим углеводородам, в частности 3,4-бензпирену. Поэтому в районах загрязнения водоемов нефтью делались попытки обнаружить эти бластомогенные углеводороды в воде. Так, рассматривая простейших ракообразных морских уточек как индикатор загрязнения воды водоемов, Шимкин с сотрудниками (М. В. БЫткт, 1951) из экстракта этих простейших выделил 3,4-бенз-пирен, полагая, что это результат загрязнения водоема продуктами нефти. В других случаях исследования были безрезультатны [Хюпер, Руххофт (Ш. С. Ниерег, С. С. КисМюН), 1954]. Отечественными авторами велись лишь попутные исследования, выполненные в отношении сточных вод сланцеперерабатывающего производства (Г. М. Горталум). Концентрация 3,4-бензпирена в исследованных сточных водах была в пределах 0,17 мг/л.
На кафедре коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института имени И. М. Сеченова в соответствии с планом Комиссии по канцерогенным веществам во внешней среде при Министерстве здравоохранения СССР в 1957 г. было начато исследование сточных вод некоторых производств на содержание в них 3,4-бензпирена. Анализы сточных вод производились совместно кафедрой коммунальной гигиены и лабораторией Института онкологии АМН СССР. Пробы отбирались усредненные за период 2—5 часов в количестве до 30 л. Количество сточных вод, подвергавшихся экстракции бензолом, было не менее 8 л и доходило до 30 л в пробе в зависимости от концентрации смолистых веществ в воде. Бензол, применявшийся для экстракции, предварительно проверяли на флуоресценцию и в случае свечения обрабатывали активированным углем и серной кислотой. В экстракте определяли флуоресцентно-спектральным анализом количество 3,4-бензпирена.
Изучали сточные воды трех московских предприятий: коксогазового завода, завода «Нефтегаз» и нефтеперерабатывающего завода.
Коксогазовый завод в качестве сырья использует каменный уголь. Завод дает самую разнообразную продукцию: кокс, газ, серу, смолы, бензол, толуол, ксилол, сольвент и т. д. Сточные воды, образующиеся на заводе, в течение суток равномерно в количестве 70 м3/час поступают в коллектор и вместе с бытовыми стоками на Люблинские поля орошения. Процесс выделения различных продуктов идет в цехе улавливания, в котором главным образом формируются сточные воды с большим содержанием смолистых веществ.
Образовавшаяся сточная вода поступает на аммиачную колонку и потом на обесфеноливание (отдувка паром). Лаборатория завода регулярно производит анализы на содержание фенола в стоке. Концентрации фенола в сточной воде цеха улавливания обычно постоянны — от 0,09 до 0,17 мг/л. Сточные воды цехов ректификации и сероочистки не содержат смолистых веществ. В общий заводской сток поступает и промывная вода от очистки цистерн, в которой содержится значительное количество смолистых веществ.
Пробы сточной воды отбирались после маслоуловителя в разное время года. Всего отобрано 5 проб. Сточные воды грязно-серые, с мелкими взвешенными кусочками черной пыли, имеют резкий запах керосина, который исчезает при разведении в 6000 раз. Из таблицы видно, что на коксогазовом заводе во всех пробах обнаружен 3,4-бензпирен, в некоторых случаях в значительном количестве.
Содержание 3,4-бензпирена в сточных водах
Предприятие Дата взятия пробы Количество сточной воды в пробе ( в л) Содержание 3.4-бенэпирспа в 1 л сточной жидкости
Нефтеперерабатывающий (до неф- Сентябрь 1957 г. 8 Не обнаружено
теловушки)
Нефтеперерабатывающий (после Февраль 1957 г. 30 » »
нефтеловушки)
То же Май 1958 г. 15 I >
Нефтегаз Август 1957 г. 30 0,03 мг/л
» Октябрь 1957 г. 18 6 цг/л
» Январь 1958 г. 24 3 »
Коксогазовый за по а Июль 1957 г. 29 0,25 мг/л
» Октябрь 1957 г. 28 6,5 (хг/л1
» Декабрь 1957 г. 15 Большое количество
Коксогазовый завод Март 1958 г. 8 0,29 мг/л
» 1 Апрель 1958 г. 8 0,13 »
1 Концентрация по условиям проведения исследований представлена значительно заниженной.
Завод «Нефтегаз», сточные воды которого подверглись исследованию, в качестве сырья использует керосин. В трубчатых печах идет процесс пиролиза, в результате которого получают бензол, толуол, ксилол и кокс при температуре около 700°. Сточные воды образуются при сернокислой очистке, щелочении и отпарке этих продуктов. Большая часть стока идет из цеха ректификации. Ежесуточно заводом спускается около 2000 м3 сточной жидкости. На территории завода перед спуском воду очищают на нефтеловушке.
Сточная вода почти прозрачная, слегка желтоватая, с резким запахом, исчезающим при разведении в 3000 раз. На заводе отобрано
3 пробы в разное время года. Во всех пробах сточных вод завода «Нефтегаз» обнаружен 3,4-бензпирен в заметных количествах (см. таблицу).
Нефтеперерабатывающий завод в качестве сырья использует нефть. Производственный процесс заключается в следующем: нефть обессоливают при температуре 100—120°, промывают, подвергают термическому крекингу при температуре до 500°. Формирование сточной воды идет почти по всему циклу обработки нефти. По данным анализов заводской лаборатории, в стоке обнаруживают следы фенола.
Сточная вода на вид слегка желтоватого цвета, с плавающей пленкой нефти, с резким запахом, исчезающим при разведении в 10 000 раз. На заводе было отобрано 3 пробы: 1 раз до нефтеловушки и 2 раза после нее. Как видно из таблицы, ни в одном из случаев 3,4-бензпирен обнаружить не удалось.
Таким образом, из трех обследованных производств 3,4-бензпирен в сточных водах был обнаружен на двух предприятиях в различных концентрациях. Вероятно, это зависит от температуры, при которой происходит возгонка сырья, и там, где температура ниже 500°, канцерогенные углеводороды (3,4-бензпирен) не были нами обнаружены.
Приведенные данные указывают на концентрации 3,4-бензпирена в сточных водах, которые необходимо учитывать при санитарной охране водоемов. Вместе с тем нет основания думать, что исследованные сточные воды, содержащие 3,4-бензпирен и свободные от него, не содержат иных бластомогенных углеводородов, кроме 3,4-бензпирена, которые аналитически еще не определяются.
Значение обнаруженных концентраций 3,4-бензпирена в сточных водах, поступающих в водоемы, в настоящее время трудно1 установить. Но следует заметить, что имеются данные, указывающие на возможность неблагоприятного влияния на организм весьма малых концентраций (микродоз) канцерогенных веществ, особенно при их систематическом длительном воздействии на организм. Так, по Е. С. Биллигу и Е. Е. Погосянцу, даже дозы меньше 1,95 у (цг), вызывающие при однократном введении минимальный эффект, могут считаться канцерогенными. Стейнер (Р. Steiner, 1955) связывает частоту появления опухолей у человека в пожилом возрасте с длительным латентным периодом, обусловленным действием канцерогенных факторов слабой силы. И. М. Нейман и А. Я. Синай пришли к выводу, что малые дозы, недостаточные для развития опухоли, редко вызывая злокачественный рост, не проходят бесследно для организма, а как бы сенсибилизируют ткань к развитию опухолевого процесса под влиянием канцерогена, вновь вносимого в организм даже после длительного перерыва. Аллергенные свойства большинства канцерогенных веществ отмечаются и другими авторами (X. Р. Фархади).
Приведенные данные позволяют отнестись с большой осторожностью к решению вопроса о спуске в водоемы сточных вод, содержащих канцерогенные вещества; вопрос о допустимых пределах загрязнения водоемов этими веществами приобретает исключительно большое значение.
К сожалению, исследования в этом направлении как у нас, так и за рубежом пока еще не проводятся. Однако при современном уровне медико-биологических знаний создается возможность в большей мере, чем раньше, приблизиться к оценке гигиенического значения канцерогенных веществ сточных вод. Поэтому ближайшей задачей является не только более широкое исследование сточных вод на наличие канцерогенных веществ, но и специальное изучение возможного влияния малых доз этих веществ при их пероральном поступлении в организм.
ЛИТЕРАТУРА
Билл иг Е. С., Погосянц Е. Е. Успехи совр. биол., 1948, т. 25, в. 3, стр. 468. — Г о р т а л у м Г. М., Дикун П. П. Гиг. и сан., 1958, № 8, стр. 24.— Н е и м а н И. М., Синай А. Я. Вопр. онкол., 1956, т. 2, № 1, стр. 77. —- Ф а р х а-ди X. Р. Сборник научных трудов Самаркандск. мед. ин-та, 1952. т 8, стр 23.— С и г г i е А. N. Brit. М. Bull., 1947, v. 4, p. 402,—D avies R. I., G r i f f t i t h W. G. Brit. J. Cancer, 1954, v. 8, p. 56.—H u e p e r W. C, Ruchhoft С. C. a. oth. Arch. Industr. Hyg., 1954, v. 9, p. 488. — N e u b a u e r O. Brit. J. Cancer., 1947, v. 1 p. 192,— Tromp S. W., Diehl J. C. Experientia, 1954, v. 10, p. 510. — Idem. Brit. J. Cancer, 1955, v. 9, p 349. — S ampy А. Совр. пробл. онкол., 1955, сер. Б., в. 6 (69), стр. 11.— Shim kin М. В., Кое В. К., Zechmeister L. Science, 1951, v. ИЗ, p. 650,— Steiner Р. Совр. пробл. онкол., 1955, сер. Б., в. 6 (69), стр. 18.
Поступила 17/11 1959 г.
AN INVESTIGATION OF CANCEROGENIC SUBSTANCES IN THE EFFLUENTS OF SEVERAL INDUSTRIAL ENTERPRISES
5. N. Cherkinskiy, professor, corresponding member of AMS USSR, P. P. Dikun, candidate of physico-chemical sciences, G. P. Yakovleva, aspirant
The article presents the results of analysis of effluents for the presence of 3,4-benzpvren. Positive results were obtained in analysis of the effluents from the coke-chemical and oil-gas plants. The effluents from an oil-refining plant did not contain any 3,4-benzpyren. The authors point to the necessity of not only analysing the effluents of various plants for the presence of cancerogenic substances but also for studying their possible effect when introduced into the body in low concentrations.
■ЙГ * it