Научная статья на тему 'Опыт издания дневников писателей в России XIX-XX веков'

Опыт издания дневников писателей в России XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
680
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДНЕВНИК / ДНЕВНИК ПИСАТЕЛЯ / СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ / ПРЕДИСЛОВИЕ / КОММЕНТИРОВАНИЕ / WRITER' DIARY / DIARY / REFERENCE DATA / PREFACE / COMMENTING

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Никандрова А. В.

В статье на примере публикаций дневников русских писателей XIX-XX вв. исследуется опыт редакционно-издательской подготовки. Рассказывается о первых журнальных и книжных изданиях дневников писателей с подробным анализом элементов справочного аппарата (предисловия, комментариев и др.) и особенностей редакторской работы над основным текстом рукописи. Рассмотрены публикации дневников Н. Полевого, В. Жуковского, М. Башкирцевой, В. Короленко, А. Суворина, Л. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Experience in Publishing Writers' Diaries in Russia in the 19th-20th Centuries

The paper examines some experience of editing and publishing Russian writers' diaries of the 19th-20th centuries, describes the first journal and book editions of the writers' diaries with a detailed analysis of the elements of the reference system (preface, comments, etc.) and features of editorial work on the text of the manuscript. The paper analyzes N. Polevoi's, V. Zhukovsky's, M. Bashkirtseva's, V. Korolenko's, A. Suvorin's and L. Tolstoy's diaries.

Текст научной работы на тему «Опыт издания дневников писателей в России XIX-XX веков»

УДК 002 ББК 76.17

А. В. Никандрова

аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна (г. Санкт-Петербург, Россия),

e-mail: [email protected]

Опыт издания дневников писателей в России XIX-XX веков

В статье на примере публикаций дневников русских писателей XIX-XX вв. исследуется опыт редакционно-издательской подготовки. Рассказывается о первых журнальных и книжных изданиях дневников писателей с подробным анализом элементов справочного аппарата (предисловия, комментариев и др.) и особенностей редакторской работы над основным текстом рукописи. Рассмотрены публикации дневников Н. Полевого, В. Жуковского, М. Башкирцевой, В. Короленко, А. Суворина, Л. Толстого.

Ключевые слова: дневник, дневник писателя, справочный аппарат, предисловие, комментирование.

A. V. Nikandrova

graduate student, St. Petersburg State University of Technology and Design (St. Petersburg, Russia), e-mail: [email protected]

Some Experience in Publishing Writers’ Diaries in Russia in the 19th-20th Centuries

The paper examines some experience of editing and publishing Russian writers’ diaries of the 19th-20th centuries, describes the first journal and book editions of the writers’ diaries with a detailed analysis of the elements of the reference system (preface, comments, etc.) and features of editorial work on the text of the manuscript. The paper analyzes N. Polevoi’s, V. Zhukovsky’s, M. Bashkirtseva’s, V. Korolenko’s, A. Suvorin’s and L. Tolstoy’s diaries.

Keywords: diary, writer’ diary, reference data, preface, commenting.

Дневниковый жанр принципиально отличается от обычных художественных произведений (романов, повестей). Дневники по содержанию сопоставимы с мемуарами и также требуют особой редакторской подготовки. Издания дневников писателей имеют свою историю. В данной работе ставится задача проследить, как складывался опыт подготовки дневников к изданию, как представлялись читателям эти тексты, какие уточнения и дополнения включались в справочный аппарат.

Издания текстов с подневными записями разных типов появляются на Руси начиная с X в.: хожения, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи. Многие из них ещё трудно отделить от публицистических заметок и летописного повествования. К примеру, «Хожение Даниила, игумена Русской земли», написанное в начале XII в., предположительно в 1104-1107 гг.

В «Хожении за три моря Афанасия Никитина», путевых записях, сделанных купцом

из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахма-ни в 1468-1474 годах, появляется более-менее ясная датировка описываемых событий, пока без указания конкретных дат, но с точным обозначением проведённого в том или ином городе времени, поэтому примерные даты можно рассчитать, исходя из исторических реалий. Кроме того, автор путешествий высказывает личные ощущения, эмоции, живя среди иноверцев, в чужой для православного среде. Таким образом, можно говорить о том, что впоследствии жанр хожений послужил основой не только для путевого очерка, но и для дневника, благодаря идее постоянной и повременной записи новых впечатлений.

Как о предшественниках дневника пишет о хрониках и путевых заметках и историк К. Кобрин. Он отмечает как значимую веху для развития данного жанра эпоху Возрождения с её отношением к человеку и внедрением в повседневную жизнь календарей: «...однако первые

© Никандрова А. В., 2012

39

роли в литературном спектакле „дневник“ начинает играть лишь в романтическую эпоху с её интересом к частной жизни, ко всему неожиданному, партикулярному, частному» [7, с. 289].

Современное понятие дневника сформировалось уже в XIX столетии, когда многие художники, писатели, исторические деятели стали вести регулярные записи. Дневники писателей выделяются среди дневников представителей других профессий художественной яркостью, образностью; их можно рассматривать как творческую лабораторию автора. Эти особенности и стали основанием для выделения дневников писателей как объекта исследования.

Первые публикации дневников появились в журналах исторической направленности, таких как «Русский архив», «Исторический вестник», «Русская старина» и др.

Одними из первых публикаций именно дневников писателей является фрагментарное воспроизведение подённых записок видного литератора Н. А. Полевого (Исторический вестник. 1888. Т. 31. № 3. С. 654-674; Т. 32. № 4. С. 163-183) и дневников В. А. Жуковского (Русский вестник. 1889. № 8. С. 356-371; 1890. № 1. С. 291-298).

Публикацию дневника Полевого предваряет предисловие, написанное его сыном Петром Николаевичем. Оно содержит информацию об истории создания дневника, о сохранившихся трёх памятных книжках 1837, 1839 и 1844 гг., о содержании основного текста («Минуя чрезвычайно любопытные краткие записи памятной книжки на 1837 год, мы прямо перейдем к дневнику 1838 года.» [3, с. 657]), о фактах биографии, связанных с материалами дневников. Предисловие составлено грамотно с точки зрения подготовки к изданию дневниковых записей и содержит как исторический комментарий, так и необходимую для понимания публикации издательскую информацию.

Кроме предисловия, анализируемая журнальная публикация дополнена постраничными примечаниями, разъясняющими такие элементы дневника, как встречающиеся имена, факты биографии и др. Также существует внутренняя навигация (отсылки к другим примечаниям). Комментарии минимальны, что объясняется объёмом журнальной публикации, однако их достаточно для понимания текста.

В XIX в. дневники писателей иногда публиковались рядом с произведениями других жанров. Например, подённые записи В. К. Кюхельбекера 1831-1845 гг. были напечатаны в

«Русской старине» вместе со стихотворениями (Дневник В. К. Кюхельбекера // Русская старина. 1875. Т. 13. № 8. С. 490-531; Т. 14. № 9. С. 75-91). Кроме того, само оформление основного текста схоже с публикацией художественного произведения: дневники предваряют эпиграф и краткое содержание записей.

В середине XIX в. появляются и первые книжные издания дневников. В первую очередь, это были записи политиков, государственных служащих, например, «Записки о пребывании императрицы Екатерины Второй в Киеве в 1787 г. и о свидании её с Станиславом-Августом, королем польским» (А. А. Полетика, [и. Mniszchowa, с примеч. П. Савельева]. Сан-ктпетербург: в тип. Ильи. Глазунова и комп., 1843); «Охотничий дневник царя Алексея Михайловича 1657 года» (Москва: в тип. В. Готье, 1858), «Журнал дежурных генерал-адъютантов. Царствование императрицы Елисаветы Петровны» (сообщил Л. В. Евдокимов. СПб., 1897. 306 с. [Приложение к «Русской старине» за 1897-1898 гг.]) и др.

Первые из указанных выше изданий не представляют интереса для анализа, так как просто воспроизводят текст дневников без каких-либо составительских помет и т. п. В «Записках о пребывании императрицы Екатерины Второй в Киеве в 1787 году» единственным элементом справочного аппарата является примечание, написанное публикатором П. Савельевым и размещённое в начале издания. Оно содержит информацию о характере публикации и о её вероятном авторе-составителе.

В контексте данной статьи опыт подготовки подобных дневников всё же интересен: как публиковались эти тексты, с каким предисловием, с какими пояснениями от редакции.

Для примера обратимся к «Журналу дежурных генерал-адъютантов». Это служебный дневник с 26 мая 1745 года по конец декабря 1752 года. Перед нами поденная запись придворных событий. Среди дежурных генералов — князь Репнин, Василий Салтыков, А. Бутурлин, граф А. Шувалов и др. Записки составлены по материалам, собранным во время пребывания в России, собственным наблюдениям и рассказам современников.

Издание предваряется небольшим предисловием, которое можно назвать издательским: оно принадлежит Л. В. Евдокимову, собравшему материал. В данном предисловии сделан акцент на новизне публикуемых материалов со ссылкой на источник информации («Архив В. И. М.»).

Кроме этого предисловия, в издании присутствует ещё один элемент справочного аппарата - постраничные примечания. Они графически разделены на два типа: в виде сносок арабскими цифрами и астериска. Постраничные примечания содержат информацию о сокращениях основного текста, об исторических реалиях, авторских исправлениях.

Можно говорить о том, что в данном издании намечены основы научного подхода к подготовке дневниковых текстов: сверка фактических материалов, современные комментарии, объясняющие реалии времени написания дневников, стремление к точности основного текста.

Опыта отдельных книжных изданий дневников писателей в XIX в. крайне мало. Дневник М. Башкирцевой в России был издан как приложение к «Иллюстрированной России» в 1892 г. без примечаний и каких-либо биографических и литературных справок. Единственный элемент справочного аппарата - статья У Э. Гладстона, предваряющая публикацию. Это перевод статьи, рассказывающей о французском издании дневника и напечатанной в журнале «Nineteenth Century» в октябре 1889 года (№ 152). Гладстон включил в свою работу информацию о писательнице, об особенностях её повествования, привёл некоторые факты биографии, отмеченные в дневнике (занятия танцами, пением, рисованием и др.).

В начале ХХ в. в Санкт-Петербурге был опубликован дневник В. А. Жуковского - в 1901 и 1903 (переиздание) гг.. Издание содержало тексты дневников за 1804-1846 гг., правда, с пробелами и пропусками. Так, не были опубликованы записи за 1807-1815, 1822-1825, 1828, 1830, 1834-1836 гг. Эта книга стала результатом расшифровки нескольких тетрадей с дневниками, подаренных Императорской Публичной библиотеке сыном поэта П. В. Жуковским. В отчете библиотеки за 1884 год появилось описание этих бумаг, подготовленное И. А. Бычковым с подробным изложением содержания тетрадей и их характеристикой: «.. .без обращения к ним немыслимы ни составление биографии Жуковского, ни издание полного собрания его сочинений» [2, с. 3].

Примечания в данном издании были составлены библиографом И. А. Бычковым и носили прикладной характер (аннотация основных имен, театральных постановок и др.): «.я счёл не бесполезным, - пишет Бычков, - сопроводить их [дневники] некоторыми, лишь самыми необходимыми, объяснительными примечаниями» [4, с. 4].

Интересен принцип отбора дневников для издания и подготовки аппарата к ним в 20-е гг. XX в. К примеру, дневник 1881-1893 гг.

В. Г. Короленко (Полтава, 1923-1925) и дневник 1893-1909 гг. А. С. Суворина (Москва; Петроград, 1923). Оба писателя к моменту выпуска дневников уже ушли из жизни (Суворин в 1912, Короленко в 1921). Оба были не только писателями, но и известными на всю Россию общественными деятелями.

Дневник Короленко охватывал период его увлечения и разочарования в народничестве, поэтому публикация этих записей вполне вписывалась в советскую идеологию. Ни в тексте, ни в справочном аппарате издания, естественно, не шёл разговор о послереволюционном периоде, о встречах Короленко с Луначарским и письмах писателя к нему. Всё это смогли опубликовать только в постсоветское время, как и дневник Короленко 1917-1921 гг.

Дневник Суворина, одного из выдающихся деятелей отечественной словесности и журналистики, публициста, драматурга, театрального деятеля, впервые был издан в 1923 г. (Издательство Л. Д. Френкель, Москва - Петроград). В советские годы акцент делался на том, что Суворин - издатель самой влиятельной и, конечно, самой «реакционной», с точки зрения марксистов, газеты - «Новое время». Издание этого дневника, позволявшего войти во внутренний мир крайне противоречивого и закрытого для большинства человека, не могло не привлечь внимания. Многие знали о дружбе Суворина с

A. П. Чеховым.

Предваряя публикацию 1923 г., М. Кричев-ский писал о сокращениях, касавшихся семейных дел, сугубо личных настроений: «большое место в “Дневнике” отведено чисто семейным делам, которые были очень запутаны и очень часто выводили старика из равновесия, когда он впадал в брюзжанье. Эти записи мы по мере возможности выпускали совершенно <...> Отдельные выражения, слишком “вольные”, заменены либо другими, либо точками» [9, с. 246].

Издатели 20-х гг., видимо, рассчитывали, что публикация дневников станет своего рода «саморазоблачением», дополнительным аргументом к данной Суворину характеристике

B. Ленина: «Либеральный журналист Суворин во время второго демократического подъема в России (конец 70-х гг. XIX в.) повернул к национализму, к шовинизму, к беспардонному лакейству перед власть имущими» (газета «Правда», 1912 г., статья «Карьера») [6].

На долгие годы этот дневник был забыт. Как и дневник Короленко, дневник Суворина будет вновь опубликован лишь в постсоветский период, в 1992 г. С сожалением, правда, будут констатировать исследователи, что в новом издании недостаточно разработан и обновлен аппарат, повторены ошибки первого издания: «Но никто не попытался сверить текст и устранить пробелы по рукописи “Дневника”, хранящейся в ЦГАЛИ. Между тем уже известны вопиющие искажения авторского текста в издании 1923 года. Вот одно из них, исправленное

Н. А. Роскиной в полном собрании сочинений А. П. Чехова (т. 8; М. : Наука, 1986). А. П. Чехов, рассуждая о смерти, говорил Суворину: “Я не могу утешаться тем, что сольюсь с козявками и мухами в мировой жизни, которая имеет цель”. В “Дневнике” издания 1923 г. напечатано “сольюсь с вздохами и муками”. <.> И вот, несмотря на то, что это искажение несколько лет как обнаружено и исправлено, новые поколения читателей опять вынуждены читать “с вздохами и муками”» [9, с. 246].

Несмотря на то что дневники писателей как отдельные издания почти не выходили, накапливался опыт их публикации в составе собраний сочинений. Можно отметить ещё в дореволюционный период несколько изданий дневников А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского. Так, в рамках десятитомного (СПб. : Изд. А. С. Суворина, 1891) и шеститомного собрания сочинений были опубликованы дневники Пушкина (Библиотека великих писателей: Пушкин: в 6 т. / под ред. С. А. Венгерова. С-Петербург: Издание Брокгауза и Эфрона, 1911). Дневники писателя вошли в состав соответственно 9 и 5 томов.

«Дневник писателя» Достоевского впервые в рамках Полного собрания сочинений был опубликован в 1876-1877 гг. (Полное собрание сочинений : в 14 т. Т. 10-12. СПб. : Тип. П. Ф. Пантелеева). В 1911 вышло второе Полное собрание сочинений Достоевского в 21 томе (С-Петербург: Типо-литография Акц. О-ва «Самообразование», 1911). «Дневник писателя» был опубликован в последних трех томах (Т. 19-21).

Данные собрания дополняют общую издательскую картину по выпуску дневников писателей, однако с точки зрения редакционного анализа не представляют интереса из-за отсутствия работы с основным текстом и составом справочного аппарата. Эти издания важны только как факт публикации дневниковых текстов.

Для изучения опыта издания дневников писателей в советские годы особенно важно учи-

тывать практику вмешательства цензуры. Это касалось, естественно, и современных авторов и классиков. Например, в 1928 г. было издано постановление Советского правительства в связи с 100-летней годовщиной рождения Л. Н. Толстого издать полное собрание сочинений писателя в 90 томах, в том числе его дневники и записные книжки. К томам собрания Толстого, включающим публицистические и теоретические произведения писателя, а также к томам с дневниками и письмами Толстого к разным лицам должны были быть предпосланы вступительные статьи с марксистско-ленинским анализом произведений писателя.

Главлит решил «урезать» объем собрания сочинений А. П. Чехова. Современный исследователь насчитал около 500 купюр в письмах Чехова, опубликованных в 20-томном «Собрании сочинений», выходившем в 1948-1952 гг. [10].

Из 10-томного «Собрания сочинений» И. А. Бунина (Берлин: Петрополис, 1933-1935) был возвращен в библиотечные фонды в 1969 г. Т. 10, включивший наиболее опасные «Воспоминания». Он выдавался с ограничением -«Только для научной работы» (помета на карте РНБ). Они же в известном 9-томнике Бунина, выходившем в 60-е гг., печатались с большими купюрами [1, с. 682-693].

Для более подробного анализа целесообразно взять 46-й том Собрания сочинений Л. Н. Толстого, открывающий публикацию дневников в собрании сочинений и содержащий только тексты дневниковых записей (М. : Художественная литература, 1937).

Основной текст предваряет несколько предисловий: 1) «От главного редактора», написанное В. Чертковым и содержащее объяснения о значении дневника для писателя, о характере публикации; 2) отдельное предисловие для 46-го тома; 3) «Редакционные пояснения», в которых очень подробно раскрыты правила воспроизведения текста: «Текст воспроизводится по старой орфографии <...>»; «Слова, не написанные по рассеянности, дополняются в прямых скобках <...>» [8, с. XVIП] и т. п. В издании чётко разделены по характеру содержащейся в них информации постраничные и затекстовые комментарии: постраничные примечания разъясняют авторские пометы и исправления в тексте: зачеркнуто, переправлено и др. Кроме затек-стовых комментариев, в издании присутствует «Краткая хронологическая канва за 1840-1854»; «Описание рукописей дневников» с подробной

характеристикой тетрадей («“Наблюдешя”: 2 листа, частью вырванные <...>» [8, с. 311]); «Публикации отдельных мест из дневников».

Очень удобен в этом издании аппарат ориентировки, колонтитулы помогают в поиске нужной информации - не просто по годам записей, а по датам. Идеологические «добавки» не отменяли строго научного подхода к авторскому тексту, и многие принципы редакторской подготовки такого рода изданий могут быть использованы и сегодня.

Очевидно, самой существенной из опыта прошлых десятилетий можно считать подготовку дневников писателей в составе собраний сочинений. Так как многие дневники публиковались через много лет после их создания, то явной была необходимость в комментировании таких текстов. Сначала это были минимальные исторические пояснения (например, при публикации дневников Жуковского), потом стали появляться и другие элементы справочного аппарата, такие как, например, указатели в издании дневников Суворина. Каким бы интересным ни был текст дневника, важно было его правильно подать читателю, подготовить восприятие.

Многие публикации предваряет хотя бы минимальное предисловие (дневники Полевого) или полноценный рассказ о жизни и судьбе автора (дневник Башкирцевой).

Принципиально значим оказался опыт издания «Дневника писателя» Достоевского. Он нашел продолжение не только в отдельных книжных изданиях, но и в периодике. Это касается в первую очередь «толстых» литературнохудожественных журналов («Новый мир», «Знамя» и др.), на страницах которых стала вводиться постоянная рубрика «Дневник писателя». Кроме того, этот опыт в дальнейшем будет использован и в радиопередачах, осуществляющих постоянные встречи радиослушателей с профессиональными читателями, рассказывающими о литературе (например, цикл передач профессоров Б. В. Аверина, В. М. Акимова).

Несмотря на то что отдельных книжных изданий дневников в советские годы было выпущено довольно мало, они крайне поучительны и выбором интересных авторов, и вниманием к наиболее противоречивым историческим периодам, к которым относятся дневниковые записи.

Список литературы

1. Блюм А. В. «Под серпом и молотом»: Бунин в советской цензуре // И. А. Бунин: Pro et contra: антология. СПб. : Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2001. С. 682-693.

2. Бычков И. А. Бумаги В. А. Жуковского, поступившие в Имп. публичную библиотеку в 1884 г. // Отчет Имп. публичной библиотеки за 1884 г. СПб., 1887. С. 3-4.

3. Дневник Н. А. Полевого (1838-1845) // Исторический вестник, 1888. Т. 31. № 3. С. 654-674.

4. Дневники В. А. Жуковского / с прим. И. А. Бычкова. СПб. : Тип. т-ва «Обществ. польза», 1903. 536 с.

5. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений и писем : в 20 т. / гл. ред. А. С. Янушкевич. М.: Языки славянской культуры, 2004. Т. 13. 608 с.

6. Иванов С. Возвращение Суворина // Русская народная линия. URL : http://www.ruskline.ru/monitoring_ smi/2010/iyun/28/vozvrawenie_suvorina/ (дата обращения : 28.06.2010).

7. Кобрин К. Похвала дневнику // Новое литературное обозрение. 2003. № 61. С. 288-295.

8. Толстой Л. Н. Собрание сочинений : в 90 т. М. : Художественная литература, 1937. Т. 46. 582 с.

9. Трофимов Р. Перечитывая «Дневник» Суворина // Новый мир. 1994. № 1. С. 242-246.

10. Чудаков А. «Неприличные слова» и облик классика // Литературное обозрение. 1991. № 11. С. 54-56.

Статья поступила в редакцию 22 ноября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.