Научная статья на тему 'ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патронова И. А.

В статье поднимается проблема значимых качеств личности в профессиональной деятельности учителя. Результаты исследования качеств личности учителя получены путем анализа нормативной базы системы образования, обобщения результатов научных изысканий. Представлены результаты выбора личностных качеств учителя, значимых для эффективного осуществления трудовых функций, по мнению самих педагогов, руководителей, обучающихся и родителей обучающихся. Изучение мнения респондентов проходило путем организации различных опросов при организации образовательных событий, профессиональных и родительских сообществ, различных групп в социальных сетях. Проведен анализ доминирующих качеств личности, проявляемых при освоении программ дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF RESEARCHING THE PERSONALITY TRAITS OF A TEACHER AS THE MOST SIGNIFICANT IN PROFESSIONAL ACTIVITY

The article raises the problem of significant personal qualities in the professional activity of a teacher. The results of the study of the qualities of the teacher’s personality were obtained by analyzing the regulatory framework of the education system, generalizing the results of scientific research. The results of the selection of personal qualities of a teacher that are significant for the effective implementation of labor functions, according to the teachers themselves, supervisors, students and parents of students, are presented. The respondents’ opinions were studied by organizing various surveys during the organization of educational events, professional and parent communities, and various groups in social networks. The analysis of the dominant personality qualities manifested during the development of additional professional education programs is carried out.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.037 ПАТРОНОВА И.А.

кандидат педагогических наук, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-maihpatronova@list.ru

UDC 37.037 PATRONOVA I.A.

Candidate of Рedagogy, BI of the OR «The Institute for the

Education Development» E-mail:patronova@list.ru

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА, КАК НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE EXPERIENCE OF RESEARCHING THE PERSONALITY TRAITS OF A TEACHER AS THE MOST SIGNIFICANT IN PROFESSIONAL ACTIVITY

В статье поднимается проблема значимых качеств личности в профессиональной деятельности учителя. Результаты исследования качеств личности учителя получены путем анализа нормативной базы системы образования, обобщения результатов научных изысканий. Представлены результаты выбора личностных качеств учителя, значимых для эффективного осуществления трудовых функций, по мнению самих педагогов, руководителей, обучающихся и родителей обучающихся. Изучение мнения респондентов проходило путем организации различных опросов при организации образовательных событий, профессиональных и родительских сообществ, различных групп в социальных сетях. Проведен анализ доминирующих качеств личности, проявляемых при освоении программ дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: учитель, качества личности, профессионально-педагогическая деятельность.

The article raises the problem of significant personal qualities in the professional activity of a teacher. The results of the study of the qualities of the teacher's personality were obtained by analyzing the regulatory framework of the education system, generalizing the results of scientific research. The results of the selection of personal qualities of a teacher that are significant for the effective implementation of labor functions, according to the teachers themselves, supervisors, students and parents of students, are presented. The respondents' opinions were studied by organizing various surveys during the organization of educational events, professional and parent communities, and various groups in social networks. The analysis of the dominant personality qualities manifested during the development of additional professional education programs is carried out.

Keywords: teacher, personality traits, professional and pedagogical activity.

Введение

Научный интерес к вопросу изучения личности педагога закономерен и не прост. Во-первых, именно личность педагога является ресурсом развития системы образования, движущей силой образовательного процесса и неизменным условием развития личности ученика [23, с. 283-284]. Во - вторых, свойства и качества личности являются трудноизмеримыми, а значит и затруднительными для изучения.

Современное непрерывное профессионально-педагогическое образование, на наш взгляд, в недостаточной мере опирается на личностные качества педагога, недостаточно акцентируется на актуализации личности, развитии личности. Личностные качества педагога не учитываются при разработке образовательных маршрутов в системе дополнительного профессионального образования. В основном опора осуществляется на знаниевый компонент образовательной программы. Не всегда полученные знания «присваиваются» личностью, зачастую оставаясь невостребованной информацией, не влияющей на формирование и развитие профессионального стиля. Различные качества личности, профессиональные деформации, в той или иной степени могут влиять позитивно или негативно на качественное осу-

ществление образовательной деятельности.

Актуализированная личность педагога является основным ресурсом развития системы образования, движущей силой образовательного процесса и незаменимым условием развития ученика, является ведущей во взаимодействии участников образовательных отношений, решении профессиональных задач, реализации образовательных программ. В связи с этим, предпринята попытка определения качеств личности, наиболее значимых в профессиональной деятельности.

В настоящее время, на наш взгляд, предпринимается недостаточно попыток изучения возможностей личности, технологий развития качеств личности педагога, востребованных в профессиональной деятельности и актуализирующихся, обновляющихся в процессе освоения программ формального и неформального образования.

При этом следует отметить, что в обществе существуют требования и ожидания, предъявляемые не только к компетенциям учителя, но и его личностным качествам, являющиеся в основном зачастую завышенными, идеологизированными и идеализированными.

Однако, трудно оспорить тот факт, что педагоги, прошедшие одинаковую подготовку и работающие в

© Патронова И.А. © Patronova I.A.

равных условиях, демонстрируют различные результаты деятельности. Респонденты в ходе нашего исследования не однократно подчеркивали, что реализация трудовых функций, педагогический стиль зависят не только от профессиональных компетенций, но и от личности учителя.

В последние годы в системе образования появляются программы личностного роста, развития личности, что также требует изучения, осмысления и систематизации.

Думается, что опора на знание об особенностях личности педагога, о возможностях личности и возможностях развития личности может способствовать развитию системы дополнительного профессионального образования, личностно-развивающей поддержке педагога, профессиональном росту педагога, эффективному исполнению трудовых педагогических функций и результативности педагогической деятельности.

Не претендуя на формальное описание личностных характеристик современного педагога, а тем более закрепления их в нормативных документах, в своем исследовании мы ставили цель определения качеств личности педагога, наиболее важных для эффективной реализации трудовой педагогической деятельности. Полученные нами результаты позволяют учитывать значимые качества педагога в процессе его непрерывной профессиональной деятельности, научно-методическом сопровождении, проектировании и реализации дополнительных профессиональных программ.

Обзор литературы.

Основой некой дифференциации качеств личности учителя явился анализ нормативных требований, предъявляемых к деятельности учителя, его трудовых функций и личности педагога. Также были изучены выводы ряда исследователей по вопросам структуры личности учителя и профессионально-значимых личностных качеств.

Можно отметить, что в нормативных документах, предъявляющих определенные требования к личности педагога, встречаются отдельные характеристики личностных качеств. Разработчики, опираясь на трудовые функций педагога, предъявляют требования к профессиональным знаниям, компетенциям, а также выделяют некоторые компоненты личности: ориентация на личность ученика, поддержка, рефлексия, применение групповых методов организации и некоторые другие1.

В работах ученых, интересующие нас вопросы, раскрыты более подробно.

Исследователи выработали систему взглядов на проблемы: сути личности (Платонов К.К. [1]), структуры личности (Бодалев А.А. [2], Леонтьев А.Н. [3]),осно-ваний структуры личности (Преснякова Т.Н. [4], Мясищев В.Н. [5], Мерлин В.С. [6], Рубенштейн С.Л. [7], Платонов К.К. [1]), компонентов личности (Мясищев В.Н.[5]), черт личности (Лазурский А.Ф. [8], Макаренко А.С. [10]), персонализации (Петровский А.В. [11]).

Б.Г. Ананьевым, была предпринята одна из первых попыток определения наиболее существенные

качеств, среди которых: достаточный объем знаний, дифференцированный подход к обучающимся и умение осуществлять формирующее оценивание, умение взаимодействовать [12].

Вопросом определения ценностных установок личности педагога посвящены труды Набиулиной Л.Г. [13], Киреевой З.А. [14].

Дифференциация существенных личностных особенностей учителя, проявляющихся в профессиональной деятельности, по различным признакам рассмотрена в работах Гоноболина Ф.Н. [15], Магомедовой Л.И. [16], Сорокопуд Ю.В. [17].

Устойчивые мотивы личности педагога, выбирающие педагогический труд, доминанты педагогического труда раскрываются Пресняковой Т.Н., [4, с. 215].

Важным для нашего изучения качеств педагога, в соответствии с нормативными требованиями и ожиданиями общества, являются дифференциация важных качеств личности педагога Магомедовой Л.И. [16, с. 7]:педагогическое целеполагание; педагогическая направленность; педагогическая рефлексия; педагогическое мышление; педагогический такт.

Также важным является психологически обоснованное определение профессионально важных качеств в соответствии с подтипами личностного бытия [17, с. 331] и выявление групп профессиональных умений: проектировочных, гностических, организаторских, конструктивных, коммуникативных [1].

Опираясь на понятие метадеятельности, Ю.Н. Кулюткин выделяет группы качеств личности, имеющих профессиональную важность: способность к эмпатии, к активному воздействию на ученика и эмоциональную устойчивость, т.е. способность «владеть собой» [18].

Необходимо отметить, что нам близка классификация качеств личности учителя, обусловленная спецификой профессионально-педагогической деятельности и базирующаяся на личностном подходе к исполнению различных трудовых функций.

Тем не менее, есть уверенность, что структура и содержание качеств личности богаче и сложнее структуры выполняемой ею профессиональной деятельности, несмотря на всю сложность и многообразие педагогического труда.

Анализируя варианты и критерии отбора качеств личности, столь важные при рассмотрении структуры личности педагога и проектировании модели личности, можно отметить, что исследователи подходят к этому вопросу исходя из предпочтений учеников, нормативных требований, профессионограмм и т.д. Выбранные качества личности педагога у большинства исследователей взаимно подтверждаются, дополняются и уточняются.

Методология (материалы и методы).

Наше исследование носило теоретико-имперический характер. Широко использовались такие методы, как наблюдение, описание, эксперимент. Наряду с этими методами использовались методы идеализации, формализации и моделирования, использо-

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

вались личностные опросники на определение целей личности, мотивов, доминирующих качеств личности, проявляемых в учебной деятельности при моделировании трудовой.

Результаты исследования, имевшего прикладной характер, в настоящее время активно реализуются в Орловском институте развития образования. На их основе создаются, корректируются и реализуются различные программы дополнительного профессионального образования.

Были осуществлены долгосрочные (при реализации программ профессиональной переподготовки), краткосрочные (при реализации программ повышения квалификации), и экспресс-исследования (в сети Интернет при изучении мнения родителей обучающихся, обучающихся и при организации форм неформального и ин-формального образования).

Цель исследования можно охарактеризовать как попытку определения доминирующих личностных качеств педагога в рамках наиболее эффективного исполнения трудовых функций, а значит и наиболее важных при разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, при организации практической составляющей формального и неформального образования.

Также применялся естественный эксперимент, в котором при помощи моделирования трудовых действий в рамках организованных практикумов, деловых игр произвольно вызывались и изучались индивидуальные особенности личности (цели, интересы, характер, темперамент, качества личности).

При организации исследования применялись дея-тельностный подход, личностный подход, диалогический подход. Причем, изучение личности педагога позволило, как исследователям, так и самим педагогам отметить, что сущность личности более разнообразна и многогранна, чем сам процесс деятельности, в который она вовлечена, а значит качества личности, эффективно демонстрируемые в деятельности, могут способствовать ее качественной трансформации.

Результаты и их описание.

Полученные нами промежуточные результаты исследования можно попытаться рассмотреть через призму трудовых функций и навыков. Профессиональный стандарт педагога, квалификационные характеристики, предъявляемые к должности учитель, должностные инструкции, коллективные договоры, кодексы педагогической этики предъявляют явные, или неявные требования к личности педагога.

Нам было важно понять какие качества личности нормативные документы, исследователи и субъекты образовательной среды считают наиболее значимыми.

Нами выделен целый ряд качеств личности, определяемых при выполнении различных функций в педагогической деятельности.

Такие качества личности как широкий кругозор, активное отношение к предмету, ответственность и др. активно проявляются при реализации общепедаго-

гической функции. Гуманность, стрессоустойчивость, овладение системой решения педагогических задач, так и др. активно востребованы в воспитательной деятельности. Активность, заинтересованность в результате, неравнодушие, гибкость, инициативность активно применяются при реализации развивающей деятельности. Убежденность, целенаправленность, ответственность, способность к творческой работе, организованность, самостоятельность, мудрость активно проявляются в педагогической деятельности по разработке и реализации общеобразовательных программ.

Нами также осуществлена попытка определения качества личности педагога, наиболее значимых для осуществления педагогической деятельности, по мнению обучающихся, родителей, управленцев различного уровня, социальных партнеров.

Наиболее значимые для выполнения трудовых функций, по мнению респондентов, являются: широкий кругозор, знание предмета (обучающиеся - 92%, родители - 100%, учителя - 98%, управленцы - 99%, социальные партнеры - 85%). Качества личности, наиболее ярко проявляющиеся при выполнении воспитательной функции, по мнению респондентов: гуманность (100%, 98%, 89%, 90%, 91%), стрессоустойчивость (95%, 85%, 95%, 90%). Значимыми качествами личности, по мнению респондентов, при реализации развивающей деятельности являются: активность (82%, 89%, 94%, 95%, 90%), заинтересованность в результате (85%, 98%, 92%, 98%, 89%), инициативность (89%, 88%, 90%, 89%, 81%).

Таким образом, нами сделан выбор наиболее значимых качеств личности, по мнению субъектов образовательной деятельности, которые коррелированы с требованиями профессионального стандарта, и иных нормативных документов.

Помимо исследования качеств личности педагога, наиболее значимых при выполнении различных трудовых функций, нами проводилось изучение указанных качеств непосредственно в деятельности и являющихся доминантными.

Качества личности педагога, как доминантные состояния проявлялись не только в повторяющихся действиях, непосредственно в деятельности, но и отражались в устойчивых навыках. Таким образом, можно говорить о подлинных структурных образованиях личности [19, с. 164].

В процессе исследования респонденты выделяют наиболее существенные профессионально-личностные особенности учителя, оказывающие, по их мнению, значимое влияние на эффективность педагогической деятельности. Выбор качеств личности, влияющих на результативность педагогического труда, подтверждаются выводами исследователей: эмпатия, педагогическая этика и такт, умение убеждать, организаторские, лидерские способности, способность к творческой деятельности, умение адекватно реагировать на педагогические ситуации, владение предметом и методикой, умение мотивировать учащихся, возможность прогнозировать результаты своей работы, рефлексия [15].

Респонденты также выделяют личностные качества учителя, которые обеспечивают эффективность всей педагогической деятельности: целеустремленность, работоспособность, выдержка, ответственность, мобильность, стремление к развитию.

Нами также сделан вывод о взаимном влиянии качеств личности и профессиональной деятельности. Именно качества личности влияют на профессиональный стиль и результаты профессиональной деятельности, а профессиональная деятельность, в свою очередь, оказывает влияние на изменение качеств личности [20, с. 237]. В деятельности личность приобретает, изменяет, развивает, совершенствует, приращивает (капитализирует) качества личности.

В педагогической деятельности качества личности неразрывно связаны и неотделимы от профессиональных качеств. К ним обычно относят качества, приобретаемые, изменяемые, дополняемые в процессе профессиональной подготовки, связанные с приобретением специальных знаний, умений, способов мышления, индивидуального стиля деятельности [21, с. 29]. Данный вывод особенно важен в построении маршрута непрерывного педагогического образования на протяжении всей профессиональной деятельности.

В процессе моделирования трудовых функций при освоении программ дополнительного профессионального образования также были проанализированы устойчивые качества личности педагогов, демонстрируемые на практических занятиях.

Педагоги проявляют такие качества, как широкий кругозор, знание предмета (72 %), гуманность (91%), активность (78%), заинтересованность в результате (96%), инициативность (71%).

Устойчивые, доминирующие качества личности позволяют определить и истинные цели педагогической деятельности. По результатам исследования, можно говорить о том, что цели могут быть осознаваемыми и совпадать с заказом общества, а могут быть и неосознаваемыми, и не точно определенными даже для самой личности педагога. Но, именно отдельные циклы, акты профессиональной деятельности, а также специально организованная работа со смыслами профессиональной деятельности демонстрируют истинные цели личности.

Так педагоги указывают следующие цели педагогического труда: высокое качество образования (98%), развитие личности ребенка (97%), социальная адаптация обучающихся (96%). В специально организованной деятельности педагоги демонстрируют следующие цели: актуализация личности (72%), признание профессиональным сообществом (96%), потребность в общении и взаимодействии (92%).

Полученные нами выводы позволяют дать характеристику элементам модели личности. На наш взгляд, можно предположить, что в основе модели личности могут быть мотивы, цели, установки, которые могут формировать мировоззрение. Сама модель может содержать такие элементы как: компетенции, полученные в результате интериоризации знаний, профессиональ-

ного опыта, качеств личности. Также возможно включение ряд групп важных профессионально- значимых личностных качеств, формирующих индивидуальный профессиональный стиль. Данный стиль, как и качества личности проявляются, изменяются и обогащаются в профессиональной деятельности. Все составляющие структуры личности определяют профессиональное поведение, профессиональный стиль деятельности. Данные утверждения подтверждаются результатами нашего исследования, свидетельствующие о том, что профессиональные дефициты могут быть следствием недостаточной квалификации, а также, мотивации, несоответствия качеств личности требованиям профессиональной деятельности.

В связи с данным выводом, изучение структуры личности, приобретает особый смысл при изучении личности педагога, последующем ее развитии в профессиональной деятельности в системе непрерывного профессионального образования на протяжении профессиональной деятельности.

Совершенствование индивидуального педагогического стиля должно, таким образом, опираться на развитие, совершенствование личностных качеств учителя, значимых в профессиональной деятельности, ориентированных на позитивное отношение к своей профессии, социуму, себе, как к определенной системе целей, мотивов, форм и способов профессионально-личностного поведения [13].

Основой для классификации личностных особенностей учителя могут выступать эффективность деятельности ипедагогический стиль [14, с. 63].

Профессиональные качества учителя продолжают развиваться, корректироваться в течение профессиональной деятельности, и не только как характеристики его педагогического стиля, но и становятся качествами его личности, а значит, и влияют не только на профессиональную деятельность, но и на жизненную траекторию в целом.

Личностные качества педагога составляют педагогический стиль, педагогический характер, переходя в педагогическое мастерство.

Смеем также предположить, что изменение, совершенствование качеств личности происходит не только в непосредственно реализации трудовых функций, но и различных формах дополнительного профессионального образования.

Активное участие педагога в различных формах непрерывного дополнительного профессионального образования позволяет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям и вызовам образовательной среды, ожиданиям социума за счет совершенствования, приращения и интериоризации приобретенных знаний, навыков и развития качеств личности [22].

Качества личности педагога способствуют принятию, или отвержению нового, возможности и скорости обучаемости, возможности творчески менять педагогический стиль, или противодействовать изменениям.

Отмечается, что выявленные профессиональные

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

дефициты во время обучения по программам дополнительного профессионального образования, или затруднения при исполнении трудовых функций не всегда признаются и принимаются педагогом с силу ряда особенностей качеств личности.

На наш взгляд, опора на личностные качества педагога должна осуществляться в период профессионального отбора и непрерывного профессионального образования.

Наиболее важным изменениям профессионально-личностным качествам личности может, должна и способствует система непрерывного педагогического образования.

Две наиболее значимые функции системы непрерывного профессионального образования (развивающая и адаптирующая)могут содействовать в выявлении профессиональных дефицитов, потребностях личности, развитии, коррекции и приращении качеств личности педагогов. В условиях образовательной среды непрерывного профессионального образования учитель погружается в учебную, практическую деятельность и различные формы социального взаимодействия. В результате данной интеграции учитель продолжает развиваться как личность, обеспечивая уточнение, корректировку или «капитализацию» мотивационно-смысловых ориентаций, новых способов деятельности, качественно нового профессионального опыта [22].

Очевидно, что различные программы и формы дополнительного профессионального образования, сопровождающие педагога на протяжении его профессиональной деятельности должны способствовать его непрерывному профессионально-личностному развитию.

Предполагается, что данные программы должны быть нацелены на работу с личными целями, профессионально-личностными смыслами, на корректировку и уточнение педагогической философии и педагогического стиля.

Программы повышения квалификации, выстроенные с учетом этого подхода, ориентируют не на формальное получение образования, а на перспективы личностного и профессионального развития [24].

Пересмотр программ должен идти не только с позиций уточнения содержания, и расширения блока психолого-педагогических знаний, но и обновления

форм. В работе с личностью педагога следует понимать, что только совместная актуальная творческая деятельность профессионалов в различных формах формального и неформального образования, востребованная и актуальная педагогическими коллективами, отдельными образовательными командами и педагогами может способствовать позитивному изменению личности профессионала.

Позитивные изменения личности, в свою очередь, совершенствование, приращение и капитализация личностных качеств, могут существенно изменить педагогический стиль и характер педагога. И в дальнейшем изменить взаимоотношения субъектов образовательной деятельности, образовательную среду.

А воздействие личности воспитателя на юную душу, как указывал К.Д. Ушинский, составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями [25].

Обсуждение.

Обсуждение результатов исследования проходило на заседаниях экспертного и Ученого совета Института развития образования Орловской области в 2019, 2020 годах, Совете руководителей региона, в рамках Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию РАО, а также через издание статей в научно-методическом электронном журнале «Калининградский вестник образования» № 4/2019 г., научно-методическом журнале «Образование в Орловской области» №2 2020 г.

Заключение.

В заключение хотелось бы отметить, что личность педагога останется востребованной системой образования и в ближайшем, и в далеком будущем. Останется востребованной инициативность, творчество, гражданская ответственность, доброта и человечность.

А значит, профессионально-личностные качества следует развивать в течение всей профессиональной деятельности.

Оптимальная образовательная среда для развития и взаимодействия педагога еще ожидает своего исследователя, проектировщика и реализатора. Думается, еще предстоит изучить взаимосвязи профессионально-значимых качеств, их проявление в различных видах деятельности на различных этапах профессиональной жизни в современной образовательной среде.

Библиографический список

1. Платонов К.К. Структура и развитие личности, М.: Наука, 1986. 254 с, C.131-144.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 416 с.

4. Преснякова Т.Н. Проблема сознательного выбора профессии педагога / Т.Н. Преснякова, С.А. Анкудинова, И.А. Непочатых // Образование, Наука. Научные кадры. 2019. № 2. С.209-216.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. 4-е изд. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2011. 398 с.

6. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. 2-е изд., стер. Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. 542 с.

7. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей педагогики. М.: Педагогика, 1973. 424 с.

8. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная.: Петроград: Книжный склад «Земля», 1915. 338 с.

9. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми томах. М.: Педагогика, 1986.

10. Невская С.С. А.С. Макаренко и А.Ф. Лазурский: психолого-педагогический анализ личности в условиях деятельности // Социальная педагогика, №4-5, 2016. // Редактор выпуска С.С. Невская и др. М. С. 72-75.

11. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. 112 с.

12. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. Т.2. М.: Педагогика, 1980. 287 с., С. 256-258.

13. Набиулин Л.Г. Роль педагогических ценностей в профессиональной культуре педагога. // Академический вестник Института педагогического педагогического образования и образования взрослых РАО «Человек и образование». 2013. № 4 (37). С. 94-98.

14. Киреева З.А. Взаимосвязь личностных особенностей и стиля деятельности педагога. / З.А. Киреева, О.Л. Пшеничникова // Вестник КГУ - Курганский государственный университет. 2013. №1. С.62-64.

15. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психический качествах личности учителя. // Вопросы психологии. 1975. № 1. С. 102-106.

16. Магомедова Л.И. Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования / Л.И. Магомедова // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/230PVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/230PVN515. С. 1-11.

17. Сорокопуд Ю.В. Психолого-педагогический анализ профессионально-значимых личностных качеств, определяющих успешность профессиональной педагогической деятельности / Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 330-331.

18. Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов. Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.

19. Проблемы психологии личности / Отв. ред. Е.В. Шорохова, О.И. Зотова. М. Наука, 1982. 264 с.

20. Заславская О.В. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы / О.В. Заславская, Н.Г. Жарких // Ученые записки Орловского государственного университета. 2017. № 2 (75). С.236-241.

21. Нигматулина Л.А. Психологические требования к личности педагога. / Л.А. Нигматулина, М.А. Курбанова // Современное образование. 2018. № 9. С. 25-30.

22. Снигирева Е.М. Особенности развития индивидуального стиля педагогической деятельности учителя в системе дополнительного профессионального образования. / Е.М. Снигирева // Мир науки, культуры и образования. 2012. №3 (34). С.198-200.

23. АндреасШляйхер. Образование мирового уровня. Как выстроить школьную систему XXI века? / Андреас Шляйхер; [пер. с англ. И.С. Денисенко, И.Ю. Облачко]; предисловие С.С. Кравцов. - Москва: Издательство «Национальное образование», 2019. 336 с.

24. Федоров О.Д. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов / О.Д.Федоров, О.Н.Журавлева, Т.Н.Полякова // Вопросы образования / EducationalStudiesMoscow. 2018. № 2. С. 71-91.

25. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. В 2-х ч. Ч. 2.: С XVII в. до середины ХХ в. / под ред. А.И. Пискунова. М.: Проспект, 1997. С. 167.

References

1. Platonov K.K. Structure and development of personality, M.: Nauka, 1986. 254 p., Pp.131-144.

2. Bodalev A.A. Personality and communication. M.: International Pedagogical Academy, 1995. 328 p.

3. Leont'ev A.N. The evolution of the psyche. Moscow: Moscow psychological and social Institute; Voronezh: Publishing NGO «MODEK», 1999. 416 p.

4. Presnyakov Tn. The problem of conscious choice of profession of the teacher / T. N. Presnyakov, S. A. Ankoudinova, I. A. Lot // Of Education. Scientific personnel. 2019. No. 2. Pp. 209-216.

5. Myasishchev V.N. Psychology of relations / V.N. Myasishchev; edited by A.A. Bodalev. 4th ed. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing House of NPO MODEK, 2011. 398 p.

6. Merlin V.S. Psychology of Individuality: selected psychological works / V. S. Merlin; edited by E. A. Klimov. 2nd ed., erased. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house of NGO «MODEK», 2009. 542 p.

7. Rubenstein S.L. Problems of general pedagogy. M.: Pedagogika, 1973. 424 p.

8. lazurskyA.F. Psychology of General and experimental.: Petrograd: a Book store «Earth», 1915. 338 p.

9. MakarenkoA.S. Pedagogical works: In 8 volumes. M.: Pedagogika, 1986.

10. Neva S.S. A. S. Makarenko and A. F. Lazursky: psychological and pedagogical analysis of personality in terms of activities // Social Pedagogy, No.4-5, 2016. // Editor of the issue S.S. Nevskaya et al. M. Pp. 72-75.

11. PetrovskyA.V. To be a personality. M.: Pedagogy, 1990. 112 p.

12. AnanyevB.G. Selected psychological works.In 2 volumes. Vol.2. M.: Pedagogy, 1980. 287 p., Pp. 256-258.

13. Nabiulin L.G. The role of pedagogical values in the professional culture of a teacher. // Academic Bulletin of the Institute of Pedagogical Pedagogical Education and Adult Education of RAO «Man and Education». 2013. № 4 (37). Pp. 94-98.

14. Kireeva Z.A. Interrelation of personal characteristics and style of activity of a teacher. / Z.A. Kireeva, O.L. Pshenichnikova // Bulletin of KSU - Kurgan State University. 2013. No. 1. Pp. 62-64.

15. Gonobolin F.N. On some mental qualities of the teacher's personality. // Questions of psychology. 1975. No. 1. Pp. 102-106.

16. MagomedovaL.I. Formation of professionally significant qualities of a teacher of additional education. // Online journal «Science Studies». Volume 7, No. 5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/230PVN515.pdf (access is free). Cover from the screen. Yaz.rus., eng. DOI: 10.15862/230PVN515. Pp. 1-11.

17. SorokopudYu.V. Psychological and pedagogical analysis of professionally significant personal qualities that determine the success of professional pedagogical activity / Yu.V.Sorokopud // The world of science, culture, education. 2019. № 1 (74). Pp. 330-331.

18. Kulyutkin Yu.N. Value orientations and cognitive structures in teacher activity. / Yu.N. Kulyutkin, V.P. Bezdukhov. Samara: SamSPU, 2002. 400 p.

19. Problems of personality psychology / Ed. by E.V. Shorokhova, O.I. Zotova. M. Nauka, 1982. 264 p.

20. Zaslavskaya O.V. Professional personality of a teacher: interpretations and hypotheses / O.V. Zaslavskaya, N.G. Zharkikh // Scientific notes of the Orel State University. 2017. № 2 (75). Pp. 236-241

21. Nigmatulina L.A. Psychological requirements for the personality of a teacher. / L.A. Nigmatulina, M.A. Kurbanova // Modern education. 2018. No. 9. Pp. 25-30.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

22. Snigireva E.M. Features of the development of an individual style of pedagogical activity of a teacher in the system of additional professional education. / E.M. Snigireva // The world of science, culture and education. 2012. №3 (34). Pp. 198-200.

23. Andreas Schleicher. World-class education. How to build a school system of the XXI century? / Andreas Schleicher; [trans. I.S. Denisenko, I.Y. Cloud]; preface by S.S. Kravtsov. Moscow: Publishing house «National Education», 2019. 336 p.

24. Fedorov O.D. Educational strategems of designing additional professional programs for teachers: choosing priorities / O.D. Fedorov, O.N. Zhuravleva, T.N. Polyakova // Questions of education / Educational Studies Moscow. 2018. No. 2. Pp. 71-91.

25. History of pedagogy. Textbook for pedagogical universities. In 2 hours - Part 2.: From the XVII century to the middle of the XX century. / edited by A.I. Piskunov. M.: Prospect, 1997. Pp. 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.