Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
685
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патронова И. А.

В статье рассматривается зарубежный опыт дополнительного образования педагогов на примере Финляндии, Японии и США. Выбор государств обусловлен их лидирующими позициями в международных рейтингах качества школьного образования. Представлены результаты сравнительного анализа подходов к организации дополнительного образования учителей в разных странах, определены их специфические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патронова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FOREIGN EXPERIENCE OF THE ADDITIONAL EDUCATION OF THE TEACHERS

The article examines the foreign experience of additional education for teachers on the example of Finland, Japan and the USA. The choice of states is due to their leading positions in international ratings of the school education quality. The results of a comparative analysis to the organization of additional education for teachers in different countries are presented, their specific features are determined.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378.046.4 ПАТРОНОВА И.А.

кандидат педагогических наук, БУ ОО ДПО «Институт развития образования» E-mail: patronova@list.ru

UDC 378.046.4 PATRONOVA I.A.

Candidate of Рedagogy, BI of the OR «The Institute for the

Education Development E-mail: patronova@list.ru

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ THE FOREIGN EXPERIENCE OF THE ADDITIONAL EDUCATION OF THE TEACHERS

В статье рассматривается зарубежный опыт дополнительного образования педагогов на примере Финляндии, Японии и США. Выбор государств обусловлен их лидирующими позициями в международных рейтингах качества школьного образования. Представлены результаты сравнительного анализа подходов к организации дополнительного образования учителей в разных странах, определены их специфические особенности.

Ключевые слова: профессиональное развитие, дополнительное образование педагога, личность педагога.

The article examines the foreign experience of additional education for teachers on the example of Finland, Japan and the USA. The choice of states is due to their leading positions in international ratings of the school education quality. The results of a comparative analysis to the organization of additional education for teachers in different countries are presented, their specific features are determined.

Keywords: the professional development, the additional education of the teacher, the personality of the teacher.

В России необходимость дополнительного образования педагога обусловлена увеличением спроса на образовательные услуги, трансформацией правовых норм, закрепляющих основы организации национальной системы образования и профессиональные требования к педагогическим работникам, активным развитием частного сектора в сфере образования. Система школьного образования в условиях пандемии коронавируса СОУГО-19 столкнулась с новыми вызовами в обеспечении готовности школьного образования к переходу на новые технологии обучения. Повышение требований к опыту, квалификации и личностным характеристикам педагогов в этих условиях обуславливают актуальность изучения зарубежного опыта дополнительного образования специалистов данной профессии. Настоящая статья посвящена исследованию сходств и различий в зарубежных подходах к развитию личностного потенциала и профессиональной компетентности педагогов. Сравнительный анализ как основной метод исследования позволит выделить блок наиболее распространенных и эффективных методов и способов дополнительного образования педагогов в контексте международного опыта. В качестве стран для сравнения были выбраны Финляндия, США и Япония как одни из лидеров по качеству системы образования в мире.

Дополнительное образование педагогов в Финляндии

Финляндия является лидером по качеству и уровню школьного образования в мире по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития и Международной программы контроля над образованием. Система подготовки, отбора и дальнейшего

развития учителей является ключевой причиной такой эффективности. Общественный статус педагогической профессии в стране высок. По данным официальной статистики, из трети выпускников педагогических факультетов проходят строгую систему отбора только 12% [1]. Прежде чем стать школьным учителем каждый кандидат должен соответствовать высоким требованиям вступительных экзаменов в педагогический вуз, сдать выпускной экзамен и успешно пройти испытательный срок, по результатам которого администрация школы может отказать стажеру в трудоустройстве [7]. Школьным учителем может стать исключительно обладатель степени магистра.

В Финляндии реализуется доктрина непрерывного образования. Законодательно установлена обязанность участия учителя в дополнительных образовательных мероприятиях совокупной продолжительностью не менее трех дней в году. Непрерывное профессиональное развитие основано на активном участии профсоюзов в организации образовательных мероприятий для учителей. Педагогические университеты ориентированы на взаимодействие со школами и реализуют разнообразные форматы мероприятий дополнительного образования учителей. Такая тесная интеграция способствует постепенному и органичному переходу от одной образовательной ступени к другой.

Уровень оплаты труда учителей в Финляндии очень высок, что дает им возможность участвовать в платных программах профессионального развития. Продвижение по карьерной лестнице зависит от дополнительной образовательной активности педагога незначительно - для этого необходимо действие целой

© Патронова И.А. © Patronova I.A.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

совокупности факторов: самообразование, успехи учеников, опыт работы, новаторство в разработке и внедрении педагогических технологий и т.п.

В соответствии с рекомендациями Еврокомиссии, Финляндия сегодня развивает непрерывное образование учителей в контексте трех основных стадий:

- профессиональный и квалификационный отбор педагогических кадров в вузы и по их окончании для преподавания в школах;

- организация адаптационного периода в педагогической профессии (первые 3-5 лет), в том числе с использованием наставничества и способов профилактики профессионального выгорания;

- организация дополнительного образования практикующих учителей [5].

Дополнительное образование финских учителей не формализовано, что отчасти объясняется отсутствием на государственном уровне жестких образовательных стандартов и единого национального тестирования. Каждый учитель и школа в соответствии с собственными потребностями и наработками выбирает методические материалы и формирует программу обучения [5].

Отличительной особенностью педагогической деятельности учителей в Финляндии является ее исследовательский характер. Часто педагоги сотрудничают с педагогическими университетами и ведут долгосрочный мониторинг эффективности реализуемой ими образовательной программы на основе контроля успеваемости. Многие университеты имеют специальные учебные центры повышения квалификации учителей без отрыва от работы, активно используя и дистанционные формы образования, в том числе с учетом возможностей Интернет (вэбинары, телеконференции и т.п.). Центры в большей степени ориентированы на помощь в организации исследовательской работы педагога, в то время как краткосрочные курсы при школах и муниципалитетах дают только теоретико-методические и нормативные знания, необходимые для профессионального развития [6].

Таким образом, система дополнительного образования педагога в Финляндии основана на жестком конкурентном отборе кадров для престижном и социально значимой профессии школьного педагога, который проходят только настоящие профессионалы с высокой потребностью в саморазвитии и самообразовании и творческим подходом к работе в условиях относительно мягких требований национальных стандартов к формализации обучения.

Дополнительное образование педагогов в США

Традиционная организация дополнительного образования учителей в США предусматривала комплекс университетских тренингов или образовательных программ специальных агентств профессионального развития. Сегодня наметилась тенденция приближения дополнительного образования к практике педагогической деятельности, в связи с чем популярными стали программы обмена опытом между педагогическими коллективами школ. Наиболее активными в организа-

ции системы дополнительного образования школьных педагогов с использованием возможностей сети школ являются штаты Колорадо, Миссури, Нью-Джерси и Вермонт [3]. В них развита система стандартов профессионального развития, которая предусматривает дополнительные требования к самообразованию и участию педагогов в дополнительном обучении. Так, в Колорадо педагоги для получения лицензии должны подтвердить участие в программах и мероприятиях профессионального развития общей продолжительностью 90 часов раз в пять лет. Для поддержки самообразования учителей путем участия в коммерческих тренингах и курсах организована система грантов, выдаваемых совместно штатом и муниципалитетом на конкурсной основе [3].

Так как для учителей государственных школ лицензирование является обязательным, школы штатов организуют межшкольные образовательные курсы, а также образовательные проекты по проблемным направлениям школьной педагогики (инклюзивное образование, профилактика и борьба с последствиями буллинга и т.п.) [1]. Важную роль в системе неформального дополнительного образования играет наставничество: каждый молодой учитель в начале карьеры работает под наблюдением более опытных коллег-методистов [2].

Таким образом, требования к дополнительному образованию педагогов в США предопределяются требованиями к постоянному подтверждению квалификации при получении лицензии на преподавание в школе. Многие штаты уделяют активное внимание развитию возможностей профессионального развития для учителей, развивая на сетевой основе учебные центры, реализуя программы грантовой поддержки талантливых педагогов.

Дополнительное образование педагогов в Японии

Выпускники педагогических колледжей и вузов Японии в течение года проходят стажировку в учебных центрах префектуры, сопровождаемую семинарами, лекциями, наблюдением за проведением уроков в школе. Дополнительное образование в дальнейшем основано на модели цикличного порождения знаний, созданной японскими учеными. Ее суть выражается постепенным переходом личности от скрытых неформализованных к формализованным профессиональным знаниям, постепенному аккумулированию знаний учителя в капитале знаний образовательной организации. Стимулирование дополнительного образования основано на естественном стремлении педагога к самообразованию, поддерживаемом извне с использованием различным форм материального стимулирования педагогического труда [4]. При дополнительном обучении учителей в образовательных центрах или университетах в заочной или вечерней форме законодательство устанавливает им дополнительное пособие в размере 10% среднемесячной заработной платы [1].

Необходимость дополнительного образования диктуется и требованиями национальной системы сертификации педагогов, предопределяющей необходимость регулярного повышения профессиональной компетен-

ции. Ключевое значение в организации системы дополнительного образования учителей играет школа, которая на основе потребностей учителей определяет направления и формы организации программ профессионального развития.

Таким образом, профессиональное развитие педагогов в Японии стимулируется как необходимостью получения сертификата и повышение его уровня, так и материальными методами с использованием системы дополнительного премирования.

Сравнительный анализ подходов к дополнительному образованию педагогов

На основе анализа зарубежного опыта дополнительного образования учителей можно сделать вывод о существовании различных подходов в мировой практике к развитию их профессиональной компетенции. Это проявляется не только в источниках инициативы по организации профессионального развития педагогов школ (обязательные требования государства, стандарты образовательного учреждения, собственная инициатива педагога). Повышение квалификации учителей осуществляется на базе различных институтов - специальных региональных и муниципальных центров, коммерческих центров развития, университетов и т.п., при этом максимально распространенной формой повышения квалификации педагогов остается их профессиональное развитие на базе школ. Достоинства такого подхода очевидны и заключаются в опоре на объективные потребности педагогов при организации обучающих курсов, практическая ориентация профессионального

Сравнительный анализ подходов к организации до

развития, возможность обсудить проблемные аспекты с коллегами и очевидные удобства организации, в том числе относительно низкую стоимость и возможность совмещения обучения и профессиональной деятельности. Так, в США на регулярной основе организована работа методических объединений, проводятся семинары учителей-предметников, где осуществляется знакомство с новыми нормативными требованиями, образовательными программами, педагогическими методиками и пособиями, в том числе и с привлечением внешних специалистов. Профессиональному развитию способствует проведение открытых уроков, их обсуждение и анализ, педагогические тренинги и семинары и т.п.

В США к организации дополнительного образования педагогов могут привлекаться общественные организации. Вариативные формы профессионального развития развиваются в Японии, в которой школы самостоятельно определяют потребности в повышении квалификации педагогов и приглашают специалистов для организации учебных курсов. В Финляндии развита система грантов для талантливых учителей для продолжения обучения в крупнейших вузах страны и других стран Европы, участия в международных программах подготовки педагогов.

Анализ исторически складывающегося опыта и современной мировой тенденции показывает, что в ценностях, целях и организации дополнительного образования учителей в разных странах имеется ряд сходных и принципиально разных позиций (таблица 1).

Таблица 1.

штельного образования учителей в разных странах

Критерий сравнения Финляндия США Япония

Требования к педагогу К преподаванию допускаются только лица с магистерской степенью, школа вправе организовать собственное испытание педагогу и не принять его на работу по его результатам Наличие лицензии на право преподавания в школах по итогам регулярной сдачи специального экзамена, развито наставничество Наличие диплома об окончании двухгодичной программы педагогического колледжа или 4-летнего курса обучения в вузе (бакалаврский диплом)

Периодичность курсов переподготовки, продолжительность Непрерывное образование на основании взаимодействия всех звеньев и уровней образовательной системы Строго не регламентированы, определяются сроками выдачи лицензий и повторной сдачи экзаменов для ее продления Регламентируются сроки организации программ дополнительного образования педагогов на основании потребности школы, определяются педагогическим коллективом и администрацией школы

Институты переподготовки и повышения квалификации Коммерческие центры повышения квалификации учителей, вузы Агентства профессионального развития, вузы, площадки на базе ассоциации школ по проблемам развития Специальные центры в муниципалитетах и при вузах, курсы организуются собственными силами, в том числе с привлечением внешних специалистов

Цели дополнительного образования Обеспечение высокого уровня квалификации учителей, непрерывность профессионального образования и развития, поощрение новых методик и технологий в педагогике Педагогическая поддержка, обмен опытом, повышение уровня развития компетенций учителя Поддержка престижа учительской профессии, повышение качества образования, передача педагогических опыта и традиций из поколения в поколение

Источник финансирования Муниципалитет, вузы и центры профессионального развития по системе грантов, образовательные учреждения, педагоги Образовательное учреждение, педагог, муниципалитет, общественные организации Образовательные учреждения, муниципалитеты, педагоги

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Методы дополнительного образования Тренинги, проектные методы, лекции, обмен опытом; преобладают неформальное и неформальное и информальное образование Тренинги в несколько недель, наставничество, образовательные программы центров профессионального развития; преобладает формальное и информальное образование Дискуссии при защите проектов по плану ведения урока, формам педагогической работы, взаимоотношению с учениками, материально поощряется самообразование (прибавка к заработной плате); преобладает формальное и ин-формальное образование

Эффективность подходов к дополнительному образованию педагогов в рассмотренных странах можно определить на основе данных исследования по вопросам преподавания и обучения педагогов, проводимого Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) раз в 4 года. Последнее такое исследование было проведено в 2018 году [9]. Одним из направлений исследования является изучение специфики подготовки и профессионального развития педагогов в разных странах. На рис. 1 продемонстрированы результаты исследования распространенности практики профессионального развития в исследуемых странах согласно TALIS-2018.

| , и"..* \ |[К1'1 ци:|:]:\::;г. ч;

учяпш: в цки ранима и "<r i'i, i!"rnv:;чк т

обрааанннпй составной Щ МНЮТЮС ' >

□Доля чтеца! [41 jj: :.[ ппк учяпш: к ГфОГрМАШ I ■ç I 1 чу ■нгич доп&ЛНШ inii'i j

ойрзгайвйння.0^

fl 30 -Ю fin M ion

Рис. 1. Активность учителей в программах и мероприятиях дополнительного образования в течение последних 12 месяцев [8].

По показателю доли учителей, участвующих в программах и мероприятиях профессионального развития лидируют США (95,2%), на втором месте Япония (83,2) и на третьем - Финляндия (79,3%). При этом учителя Финляндии проявляют большую личную инициативу в вопросах самообразования: более 4% педагогов самостоятельно проявляют инициативу по участию в программах и мероприятиях дополнительного образования, среди исследуемых стран данный показатель выше только в Японии (6,7%).

По странам различаются оценки потребности учителей в направлении дополнительного образования. Так, в США учителя 40,6% учителей испытывают потребность в повышении компетенции по обучению учеников в особенностями состояния здоровья (для

сравнения в Японии таких только 8,2%, в Финляндии -12,6%). Среди педагогов Японии наиболее востребованными являются программы дополнительного образования, связанные с использованием возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в обучении [9].

Подводя итоги проведенного исследования, для исследуемых стран можно выделить следующие общие черты в организации дополнительного образования педагогов:

- совместные усилия государства и профессионального сообщества;

- высокие требования к профессиональным навыкам и профессиональному развитию;

- преобладание гибких форм подготовки (курсы, тренинги);

- сохранение роли профессиональных вузов наряду с системой послевузовского и дополнительного образования.

Среди тенденций развития дополнительного образования педагогов следует отметить усиление роли общественных и профессиональных сообществ, вариативность форм организации дополнительного образования, наличие индивидуальных образовательных маршрутов и многоканальное финансирование профессионального развития.

Вместе с тем можно выделить существенные отличия. Так в Финляндии учителя совмещают педагогическую деятельность с дополнительной образовательной подготовкой. Существует разница и в формализации на национальном уровне требований к периодичности образовательной подготовки и минимальном объеме часов, необходимых на профессиональное развитие. Ответственность за прохождение учителем курсов повышения квалификации в разных странах определяется исходя из приоритетов системы образования. Во многих странах обязанность дополнительного образования закреплена законодательно и входит в категорию обязанностей учителя.

Библиографический список

1. Джемилева Н.Н. Сравнительный анализ повышения квалификации учителей за рубежом // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 1. С. 209-213.

2. Зембицкая М.В. Поддержка молодых учителей как приоритет развития кадровой политики США в сфере школьного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5.С. 124-128.

3. Jaquith А., Mindich D. Teacher Professional Learning in the United States: Case Studies of State Policies and Strategies. Stanford: Center for Opportunity Policy in Education, 2010. 12 p.

4. Lamie J.M. Teacher education and training in Japan // Journal of In-Service Education. 2008. № З.Рр. 515-534.

5. Niemi Н. Teacher Professional Development in Finland: Towards a More Holistic Approach // Psychology, Society, & Education. 2015. № 7(3). Pр. 279-294.

6. Rajakaltio H. Towards renewing school. The action model of the school development - Integrating in-service-training and the development process // Reports and reviews . The Finnish National Board of Education. - Helsinki, Finland, 2014. 89 р.

7. Teachers in Finland - trusted professionals // Finnish National Board of Education. 2016. №1. Pp. 17-24.

8. The teaching and learning International Survey - 2014 (TALIS-2014) [электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/edu/ school/EU-TALIS-2014_en.pdf (дата обращения: 20.12.2020 г).

9. The teaching and learning International Survey - 2018 (TALIS-2018) [электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/educa-tion/talis/TALIS_2018_Technical_Report.pdf (дата обращения: 20.12.2020 г.).

References

1. Dzhemileva N.N. Comparative analysis of professional development of teachers abroad // The Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2011. No. 1. Pp. 209-213.

2. ZembitskayaM.V. Support for young teachers as a priority in the development of US personnel policy in the field of school education // The actual problems of the humanities and natural sciences. 2014. No. 5. Pp. 124-128.

3. Jaquith А., Mindich D. Teacher Professional Learning in the United States: Case Studies of State Policies and Strategies. Stanford: Center for Opportunity Policy in Education, 2010. 12 p.

4. Lamie J.M. Teacher education and training in Japan // Journal of In-Service Education. 2008. № 3. Pp. 515-534.

5. Niemi Н. Teacher Professional Development in Finland: Towards a More Holistic Approach // Psychology, Society, & Education. 2015. № 7(3). Pp. 279-294.

6. Rajakaltio H. Towards renewing school. The action model of the school development - Integrating in-service-training and the development process // Reports and reviews . The Finnish National Board of Education. - Helsinki, Finland, 2014. 89 р.

7. Teachers in Finland - trusted professionals // Finnish National Board of Education. 2016. №1. Pp. 17-24.

8. The teaching and learning International Survey - 2014 (TALIS-2014) [electronic resource]. URL: http://www.oecd.org/edu/school/ EU-TALIS-2014_en.pdf (дата обращения: 20.12.2020 г.).

9. The teaching and learning International Survey - 2018 (TALIS-2018) [electronic resource]. URL: https://www.oecd.org/education/ talis/TALIS_2018_Technical_Report.pdf (дата обращения: 20.12.2020 r.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.