Научная статья на тему 'Опыт использования ТОUCH-терапии в работе педагога-психолога школы-интерната VIII вида'

Опыт использования ТОUCH-терапии в работе педагога-психолога школы-интерната VIII вида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ю.Г. Корженевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт использования ТОUCH-терапии в работе педагога-психолога школы-интерната VIII вида»

• организовали итоговый вернисаж работ пациентов Регионального сосудистого центра БСМП в Набережных Челнах и инвалидов ДОМа (Детского ордена милосердия), студентов Набережночелнинского института К(П)ФУ созданных на творческой площадке.

• способствовали распространению информации о возможностях реабилитации методами искусства и общения;

• улучшили когнитивные функции у пациентов сосудистого центра ГАУЗ РТ БСМП;

• подняли уровень качества медицинских услуг посредством положительной динамики коммуникативной составляющей удовлетворенности предоставляемых услуг.

Литература

1. Носов Н. А. Сознание и психика (Гл. 3) // Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. - М.: Наука, 2001.

Ю.Г. Корженевская

педагог-психолог I категории, ГОУ ЛО Приморская специальная школа-интернат^Ш вида)

Опыт использования TOUCH-терапии в работе педагога-психолога школы-интерната VIII вида

Одной из важнейших задач современного общества является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Педагоги и психологи отмечают увеличение количества детей с различными отклонениями в психосоматическом развитии.

Взаимосвязь тела и психики уже давно считается известным и неоспоримым фактом. Основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх описал, как в ответ на стрессовые ситуации возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь». Негативное воздействие этого явления проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний), а в психической сфере не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту [4].

Методы телесно-ориентированной психотерапии работают с психикой через тело. Одной их техник телесно-ориентированной терапии является TOUCH-терапия, в котором прикосновение к телу является основным принципом работы, одним из видов контактных каналов и инструментом психологического воздействия на человека, что позволяет использовать в психокоррекции невербальные способы взаимодействия с воспитанниками. Сферы применения TOUCH-терапии: психологическое развитие личности, психотерапия психологических отношений, реабилитационная педагогика и психология, психология и педагогика при

150

работе с расстройствами привязанностей, психосоматическая медицина и психотерапия.

Для учащихся школы VIII вида данный вид взаимодействия имеет ряд преимуществ: учащимся проще выражать своё эмоциональное состояние невербальными способами по причине имеющегося у них системного недоразвития устной речи и низкого уровня развития познавательных функций; при выполнении специальных упражнений в данной технике всегда наступает мышечное расслабление, что способствует улучшению соматического состояния детей.

Следует отметить, что прикосновение - это первый опыт социального взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Уже в период но-ворожденности и младенчества ребенок узнает мир через

прикосновения, которые он получает от своих родителей, и депривация этого контактного канала существенно влияет на его будущую способность к социализации и взаимодействию с другими людьми и миром в целом.

Мишель Оден, французский врач, основатель Научно-

исследовательского центра первичного здоровья, говорит: «Все больше научных данных свидетельствует о том, что опыт ранних этапов нашей жизни (от зачатия до годовалого возраста), и в особенности опыт рождения, сказывается на всей последующей жизни, и, в частности, критически важен для развития способности любить. Эта способность обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье, социальную адаптацию, влияет на все проявления сексуальности, на дальнейшие родительские качества. Нарушение способности любить напрямую связано с разлучением матери и ребенка после родов, недостатком прикосновений в младенчестве, что вытекает в острейшие проблемы нашего времени: склонность к насилию, суицидам, вредным привычкам и другое» [4].

Прикосновения родителей дает малышу ощущение безопасности. Когда ребенка не балуют объятиями и поцелуями в детстве, он растет с ощущением пустоты, это порождает страх при схождении с другими людьми.

Важно заметить, что потребность в прикосновениях важна не только в младенческом возрасте, как для мальчиков, так и для девочек, но и в последующие возрастные периоды жизни.

Прикосновение (причем не случайное, а прикосновение как взаимодействие) также один из важных инструментов для саморегуляции и со-владания с жизненными стрессами. Недавние исследования профессора Kerstin Moberg (Karolinska Institute в Стокгольме) и ее коллег показали, что мягкое и спокойное прикосновение повышает выработку окситоцина, гормона, который образуется в задней доле гипофиза. Раньше этот гормон связывали в основном с функцией материнства, сейчас доказано, что он активизирует паттерны ослабления стресса, что ведет к уменьшению тревоги и успокоению. Окситоцин увеличивает уровень серотонина и дофамина. Прикосновение также снижает уровень кортизола, что существенно при посттравматических стрессовых расстройствах [5].

151

В условиях школ-интернатов все дети находятся в ситуации депривации этого вида человеческого взаимодействия. В течение всей недели, а иногда и более, у детей ограничен телесный контакт с близкими людьми, что снижает уровень их эмоционального благополучия. Если говорить о детях-сиротах или детях, воспитывающихся в неблагополучных семьях, то они зачастую имеют негативный опыт телесных контактов или его отсутствие, что искажает их психическое развитие, проявляется в поведенческих проблемах: агрессивности, тревожности, эмоциональной

нестабильности.

Не получая мышечного расслабления, у учащихся тело находится в напряжении, нервная система постоянно работает с перегрузками, а чем больше у человека расстройств, тем меньше он хочет чувствовать свое тело, тем больше он с ним расходится.

Поэтому применение техник непосредственного телесного контакта, потребность в котором у наших детей очень велика, помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности и комфорта в образовательной среде нашей школы.

Подбор упражнений производится с учётом особенностей конкретной группы, а также зависит от поставленной цели.

Любое занятие включает в себя упражнение на установление контакта и создание благоприятного климата в коллективе: рукопожатие с закрытыми глазами, которое должно нести доброжелательное отношение друг к другу («Определи, сколько рук до тебя дотронулось», «Поздоровайся разными частями тела», «Прикоснись ладошкой», «Дружеское рукопожатие»).

С группой учащихся, имеющих СДВГ, проводились специальные упражнения, направленные на релаксацию. Например, упражнение «Минимально достаточное прикосновение» (где работа осуществляется в парах или тройках): один ребенок лежит с закрытыми глазами, под релаксационную музыку другие мизинчиком дотрагиваются до него. Задача учащихся - посчитать количество прикосновений. Применение данного упражнения способствует релаксации, снятию мышечного и эмоционального напряжения, дети учатся сосредотачиваться на телесных ощущениях, и таким образом отмечается эффект уменьшения двигательной растормо-женности.

В группе, где возникают сложности во взаимоотношениях учащихся, применение TOUCH-терапии, использование телесных прикосновений существенно снижало уровень агрессивного поведения детей по отношению друг другу, так как каждое упражнение обучало детей пониманию границ своего и чужого тела. Дети учились различать характер прикосновений (агрессивные, доброжелательные, нежные, болезненные и т. д.). Также активно применялись упражнения на развитие коммуникативной сферы: с помощью прикосновений дети показывали следующие фразы: «Я тебе рад», «Ты молодец», «Ты мне нужен», «Я тебя люблю» и т. д.

Опыт работы с детьми с ОВЗ, находящимися на обучении в нашей школе, показывает, что коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие эмоционального напряжения, тревожности, релаксацию,

152

формирование коммуникативных навыков и коррекцию взаимоотношений среди учащихся, создание благоприятного климата в коллективе может быть достаточно продуктивной, если на занятиях большое внимание уделяется работе с телом, используются техники TOUCH-терапии. На занятиях с использованием упражнений TOUCH-терапии формируется способность ребенка контролировать телесные проявления, что является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики.

Учащиеся на этих занятиях всегда являются субъектом процесса и отношений, поэтому приходят на занятия с удовольствием, чувствуют себя успешными, активно выполняют предложенные упражнения. С помощью упражнений определяются представления о границах своего тела, что влияет на формирование Я-образа.

Проживая опыт прикосновений на занятиях с использованием техник TOUCH-терапии, ребенок учится строить свои отношения с окружающими.

Таким образом, включение телесно-ориентированных психотехник и техник TOUCH-терапии на занятиях педагога-психолога и воспитателей в условиях школы-интерната позволяет осуществлять диагностику и коррекцию эмоционального состояния, отдельных поведенческих нарушений у детей, а значит, оказывать ему своевременную психологическую и педагогическую помощь.

Список литературы

1. Баскаков В.Ю. Свободное тело: хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехники. - М., 2009.

2. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. - М., 2004.

3. Нэпп Марк, Холл Джудит. Невербальное общение: учеб. - СПб., 2010.

4. Оден Мишель. Научное познание любви. - М., 2009.

5. Courtenay Young, About the Ethics of Professional Touch - статья на сайте Европейской ассоциации телесной психотерапии: www.eabp.org

Г.П. Корниенко

заведующий И.М. Вартанян

старший воспитатель

О.Ф. Кобзарева

учитель-дефектолог Детский сад комбинированного вида второй категории № 250

Советского района, Ростов-на-Дону

Информационные компьютерные технологии в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ для детей с нарушением зрения

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 250 организованы специализированные и комбинированные группы для детей с нарушениями зрения. В них осуществляется коррекционно-развивающая работа с учетом специфики нарушения, индивидуально-дифференцированного подхода, возраста и психофизиологических

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.